Научная статья на тему 'ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У ПЕДАГОГОВ'

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
170
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рачицкая Н.В., Андриевская С.В.

Анализируется взаимосвязь толерантности к неопределенности и профессионального выгорания у педагогов. Проведено исследование уровня профессионального выгорания и уровня толерантности к неопределенности у педагогов учреждений среднего образования. Большинство испытуемых характеризуются средней степенью редукции профессиональных достижений, средней степенью деперсонализации, высокой и крайне высокой степенью профессионального выгорания. У педагогов преобладает средний уровень толерантности к неопределенности. В ходе исследования установлено, что существует взаимосвязь между уровнем деперсонализации и межличностной интолерантностью у педагогов. При сравнении групп с разным уровнем толерантности к неопределенности выявлено, что в группах существуют различия по субфакторам профессионального выгорания. Сделаны выводы о влиянии толерантности к неопределенности на профессиональное выгорание, что является значимым при составлении рекомендаций по предупреждению профессионального выгорания педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNCERTAINTY TOLERANCE AND PROFESSIONAL BURNOUT AMONG TEACHERS

The article analyzes the relationship between tolerance for uncertainty and professional burnout among teachers. A study was made of the level of professional burnout and the level of tolerance for uncertainty among teachers of secondary education institutions. Most of the subjects are characterized by an average degree of reduction of professional achievements, an average degree of depersonalization, a high and extremely high degree of professional burnout. Teachers have an average level of tolerance for uncertainty. The study found that there is a relationship between the level of depersonalization and interpersonal intolerance among teachers. When comparing groups with different levels of tolerance for uncertainty, it was revealed that there are differences in the groups in terms of subfactors of professional burnout. Conclusions are drawn about the influence of uncertainty tolerance on professional burnout, which is significant in making recommendations for the prevention of professional burnout of teachers.

Текст научной работы на тему «ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У ПЕДАГОГОВ»

УДК 371.12:159.9.072 DOI 10.52928/2070-1640-2023-39-1-72-79

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У ПЕДАГОГОВ

Н.В. РАЧИЦКАЯ, канд. ист. наук, доц. С.В. АНДРИЕВСКАЯ (Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой) Наталья Рачицкая ORCID https://orcid.org/0009-0003-6966-6943 Светлана Андриевская ORCID https://orcid.org/0000-0002-3969-4164

Анализируется взаимосвязь толерантности к неопределенности и профессионального выгорания у педагогов. Проведено исследование уровня профессионального выгорания и уровня толерантности к неопределенности у педагогов учреждений среднего образования. Большинство испытуемых характеризуются средней степенью редукции профессиональных достижений, средней степенью деперсонализации, высокой и крайне высокой степенью профессионального выгорания. У педагогов преобладает средний уровень толерантности к неопределенности. В ходе исследования установлено, что существует взаимосвязь между уровнем деперсонализации и межличностной интолерантностью у педагогов. При сравнении групп с разным уровнем толерантности к неопределенности выявлено, что в группах существуют различия по субфакторам профессионального выгорания. Сделаны выводы о влиянии толерантности к неопределенности на профессиональное выгорание, что является значимым при составлении рекомендаций по предупреждению профессионального выгорания педагогов.

Ключевые слова: толерантность к неопределенности, психологическое выгорание, педагог, профессиональная деятельность, педагогическая психология.

Введение. Важность профессии педагога для общества неоспорима. Поскольку педагоги непосредственно участвуют в процессах социализации и воспитания подрастающего поколения, они находятся на острие социальных изменений. Кроме того, их профессия подразумевает интенсивную коммуникацию с людьми, которая создает дополнительную нагрузку на психику человека. Динамично меняющиеся социальные условия, частые ситуации социальной неопределенности, все более возрастающие требования к компетентности не могут не оказывать воздействие на психологическое состояние педагогов.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью углубления знаний о профессиональных рисках профессии педагога и личностных характеристиках педагогических работников.

В психологической научной литературе используются термины «психологическое выгорание», «профессиональное выгорание» или «эмоциональное выгорание».

В научной литературе существуют нюансы в трактовке феномена профессионального выгорания. К примеру, В.В. Бойко подчеркивает, что профессиональное выгорание оказывает влияние на эмоциональную сферу личности [1, с. 62]. Многие авторы рассматривают синдром «эмоционального выгорания» в аспекте личной деформации профессионала [2]. Сторонниками мнения, что педагогическая деятельность - это один из наиболее деформирующих личность видов профессиональной деятельности, являются такие авторы, как В.В. Бойко [1], И.А. Акиндинова [3], Е.В. Алексеева [4], С.А. Бабанов [5], Н.Е. Водопьянова [6; 7], О.Н. Доценко1, И.А.Кура-пова2. Высокую стрессогенность работы учителей подчеркивают многие зарубежные исследователи, например, Дж. Брайт и Ф. Джонс [8], К. Маслач [9]. Подробный обзор публикаций зарубежных авторов по проблеме профессионального выгорания был выполнен В.Е. Орлом3.

Исследование различных аспектов рассматриваемой проблемы проводилось и авторами статьи [10].

Термин «толерантность» используют многие науки о человеке. В психологической науке понятие толерантности связывают с позитивными установками личности в процессе общения [12], в таком случае речь идет о «коммуникативной толерантности», с качествами личности в социальном взаимодействии («межличностная толерантность») [13], со снижением сензитивности к объекту (в случае описания аддикций). Также есть трактовки «толерантности» как психологической устойчивости (в конфликте, к стрессу) [14], системы позитивных установок4, совокупности индивидуальных качеств личности [16], системы личностных и групповых ценностей

1 Доценко О.Н. Эмоциональная направленность представителей социономических профессий с различным уровнем выгорания: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Ин-т психологии РАН. - М., 2008. - 27 с.

2 Курапова И.А. Нравственно-ценностная регуляция эмоционального выгорания в профессиональной (на примере педагогов средней и высшей школы): автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Ин-т психологии РАН. - М., 2009. - 25 с.

3 Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования [Электронный ресурс] // Журн. практ. психологии и психоанализа. - 2001. - № 3. - URL: https://psyjournal.ru/articles/fenomen-vygoraniya-v-zarubezhnoy-psihologii-empiricheskie-issledovaniya

4 Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Курган, 2000. - 23 с.

(в социальной психологии) [17], как «способность человека позитивно реагировать на окружающие его социальные различия»5 и т.д. Термин «интолерантность» означает противоположное толерантности состояние нетерпимости, неустойчивости личности к чему-либо [12].

Автор опросника, который использовался в данном исследовании, Т.В. Корнилова трактует толерантность к неопределенности как «стремление к новизне, готовность к изменениям, наличие возможности выхода за рамки ограничений при решении разных задач», интолерантность к неопределенности как «стремление к ясности, упорядоченности, приверженность определенным принципам и нормам», межличностную интолерантность к неопределенности как «стремление к ясности и желание контролировать неопределенные отношения с окружающими» [18, с. 74].

При всем многообразии оттенков толкования толерантности у личности в данном исследовании предметом являлась именно толерантность к неопределенности как личностное качество педагогических работников.

Организация и методы исследования. В качестве теоретических и методологических оснований данного исследования используется теория о синдроме эмоционального выгорания в профессиональной сфере К. Маслач [19] и концепция толерантности к неопределенности личности, разработанная Т.В. Корниловой [18].

Цель исследования - изучение толерантности к неопределенности и уровня профессионального выгорания у педагогов.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания и толерантности;

2) определить уровни эмоционального выгорания и толерантности к неопределенности у педагогов;

3) установить наличие взаимосвязи между толерантностью к неопределенности и уровнем профессионального выгорания педагогов;

4) выявить различия в группах педагогов с разным уровнем толерантности к неопределенности по показателям профессионального выгорания;

5) разработать практические рекомендации по профилактике профессионального выгорания у педагогов.

Для психологической диагностики в исследовании использованы методики:

- опросник «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) [7] (вариант: для педагогов);

- «Новый опросник толерантности к неопределенности» (Т.В. Корниловой) [18].

Результаты исследования. На первом этапе эмпирического исследования с помощью указанных психологических методик было продиагностировано 100 педагогов от 21 до 57 лет из государственных учреждений образования г. Новополоцка. Полученные данные обработаны.

Выявлена низкая степень профессионального выгорания (по интегральному показателю опросника «Диагностика профессионального выгорания») только у 16% испытуемых, средняя степень - у 31 %, высокая - у 33% педагогов, очень высокая степень профессионального выгорания характерна для 20% педагогов.

По шкале «Эмоциональное истощение»: с низким уровнем эмоционального истощения выявлено 14% педагогов, со средним - 30%, с высоким - 36%, с крайне высоким - 20%.

По шкале «Деперсонализация»: с низкой степенью деперсонализации выявлено 25% педагогов, со средней степенью - 42%, с высокой - 22%, с крайне высокой степенью деперсонализации - 11%.

Согласно полученным данным по шкале «Редукция профессиональных достижений» опросника «Диагностика профессионального выгорания», самой многочисленной оказалась группа педагогов со средней степенью редукции профессиональных достижений - 42% от общего числа принявших участие в исследовании. Процент респондентов с высокой и крайне высокой степенью редукции профессиональных достижений в сумме составил 30% от общей численности педагогов, принявших участие в исследовании (из них у 5% - крайне высокий уровень). Низкий уровень редукции профессиональных достижений - у 28%.

Согласно полученным в исследовании данным диагностики с помощью «Нового опросника толерантности к неопределенности» Т.В. Корниловой, у педагогов преобладает средний уровень толерантности к неопределенности (75%) и отсутствует низкий уровень толерантности к неопределенности, высокий уровень толерантности к неопределенности - у 25% испытуемых.

На следующем этапе в исследовании выявлялась взаимосвязь толерантности к неопределенности и профессионального выгорания у педагогов. Для статистического анализа данных использовался непараметрический критерий Спирмена, который не требует проверки на нормальность распределения.

Нами было выдвинута гипотеза 1 о том, что существует взаимосвязь между толерантностью к неопределенности и профессиональным выгоранием у педагогов.

Для проверки гипотезы проводился расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена в программе 81аИзИса. Результаты исследования представлены в таблице 1.

5 Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05. - СПб.: Питер, 2007. С. 8.

Таблица 1. - Коэффициент ранговой корреляции Спирмена переменных «Общее выгорание», «Толерантность к неопределенности», «Интолерантность к неопределенности», «Межличностная интолерантность»

Переменные Коэффициент ранговой корреляции Спирмена Уровень значимости р

«Общее выгорание» и «Толерантность к неопределенности» 0,01 0,85

«Общее выгорание» и «Интолерантность к неопределенности» 0,05 0,58

«Общее выгорание» и «Межличностная интолерантность» 0,19 0,051

По результатам исследования, представленным в таблице 1, у переменных «Общее выгорание» и «Толерантность к неопределенности», «Общее выгорание» и «Интолерантность к неопределенности», «Общее выгорание» и «Межличностная интолерантность» взаимосвязь между показателями не выявлена, т. к. уровень значимости р > 0,05.

Далее мы выявляли взаимосвязь показателя профессионального выгорания «Эмоциональное истощение» и факторов толерантности к неопределенности. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Коэффициент ранговой корреляции Спирмена переменных «Эмоциональное истощение», «Толерантность к неопределенности», «Интолерантность к неопределенности», «Межличностная интолерантность»

Переменные Коэффициент ранговой корреляции Спирмена Уровень значимости р

«Эмоциональное истощение» и «Толерантность к неопределенности» 0,07 0,45

«Эмоциональное истощение» и «Интолерантность к неопределенности» 0,06 0,54

«Эмоциональное истощение» и «Межличностная интолерантность» 0,25 0,009

Согласно данным таблицы 2, у переменных «Эмоциональное истощение» и «Толерантность к неопределенности», «Эмоциональное истощение» и «Интолерантность к неопределенности» взаимосвязь между показателями не выявлена, т.к. уровень значимости р > 0,05.

Выявлена значимая слабая корреляционная взаимосвязь между переменными «Эмоциональное истощение» и «Межличностная интолерантность». Взаимосвязь положительная, что означает, что с ростом одного показателя будет расти и второй. Следовательно, педагоги, проявляющие склонность к эмоциональной закрытости в социальном окружении, характеризуются повышенной истощаемостью нервной системы, что способствует усугублению признаков профессионального выгорания.

Результаты взаимосвязи показателя профессионального выгорания «Деперсонализация» и факторов толерантности к неопределенности представлены в таблице 3.

Таблица 3. - Коэффициент ранговой корреляции Спирмена переменных «Деперсонализация », «Толерантность к неопределенности», «Интолерантность к неопределенности», «Межличностная интолерантность»

Переменные Коэффициент ранговой корреляции Спирмена Уровень значимости р

«Деперсонализация » и «Толерантность к неопределенности» 0,02 0,45

«Деперсонализация » и «Интолерантность к неопределенности» 0,06 0,54

«Деперсонализация » и «Межличностная интолерантность» 0,20 0,04

По результатам исследования, представленным в таблице 3, у переменных «Деперсонализация» и «Толерантность к неопределенности», «Деперсонализация» и «Интолерантность к неопределенности» взаимосвязь между показателями не выявлена, т.к. уровень значимости р > 0,05.

Выявлена значимая слабая корреляционная взаимосвязь между переменными «Деперсонализация» и «Межличностная интолерантность». Связь положительная, что означает, что у педагогов с высоким уровнем деперсонализации наблюдается высокий уровень межличностной интолерантности. Значит, педагоги, у которых периодически возникает чувство отчуждения, сопровождающееся ощущением наблюдения за собственной

жизнью как бы со стороны, или чувство отчуждения от окружающей действительности, характеризуются стремлением к ясности и контролю в межличностных отношениях, испытывают дискомфорт в случае неопределенности отношений с другими людьми.

Далее мы выявляли взаимосвязь показателя профессионального выгорания «Редукция профессиональных достижений» и факторов толерантности к неопределенности. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4. - Коэффициент ранговой корреляции Спирмена переменных «Профессиональная успешность», «Толерантность к неопределенности», «Интолерантность к неопределенности», «Межличностная интолерантность»

Переменные Коэффициент ранговой корреляции Спирмена Уровень значимости р

«Профессиональная успешность» и «Толерантность к неопределенности» -0,04 0,66

«Профессиональная успешность» и «Интолерантность к неопределенности» 0,17 0,08

«Профессиональная успешность» и «Межличностная интолерантность» 0,12 0,22

По результатам исследования, представленным в таблице 4, у переменных «Профессиональная успешность» и «Толерантность к неопределенности», «Профессиональная успешность» и «Интолерантность к неопределенности», «Профессиональная успешность» и «Межличностная интолерантность» взаимосвязи между показателями не выявлена, т.к. уровень значимости р > 0,05.

В результате выявлены всего две значимые взаимосвязи между показателями некоторых шкал опросника «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) (для педагогов) и «Нового опросника толерантности к неопределенности» (Т.В. Корниловой). Таким образом, гипотеза 1 данного исследования подтвердилась частично.

На следующем этапе исследования испытуемые были разделены на группы с разными уровнями толерантности к неопределенности. Поскольку в нашей выборке не было педагогов с низким уровнем толерантности к неопределенности, было образовано две группы испытуемых: со средним и высоким (и крайне высоким) уровнями толерантности к неопределенности. Выдвинута гипотеза 2 о том, что между данными группами существуют значимые различия по показателям профессионального выгорания.

На следующем этапе исследования нами были рассмотрены различия в группах педагогов с высоким и средним уровнями толерантности к неопределенности по показателю профессионального выгорания «Эмоциональное истощение». Рассмотрим различия по медиане в группах с разными уровнями эмоционального истощения (рисунок 1).

Рисунок 1. - Медиана шкалы «Эмоциональное истощение» в двух группах педагогов с разными уровнями толерантности к неопределенности

Как видно из рисунка, показатели эмоционального истощения более выражены в группе педагогов с высоким уровнем толерантности к неопределенности. Низкого уровня толерантности к неопределенности

у респондентов не выявлено. Это может означать, что умение учителя уравновешенно приспособиться к ситуациям нестабильности при отсутствии упорядоченности в профессиональной сфере помогает адаптироваться в условиях недостаточного и динамичного информационного поля, способствует творческому поиску принятия конструктивных решений в обстоятельствах неопределенности. Наоборот, недостаточное принятием учителями школ особенностей профессиональной деятельности в условиях неопределенности и нежелание быстрой адаптации к новым тенденциям развития общества в ситуации нестабильности и постоянной динамичности способствуют отсутствию избирательности в принятии решений, использованию попустительского стиля общения с учениками и коллегами, информационной неразборчивости и всеядности.

Однако В.В. Бойко считает эмоциональное выгорание положительным «механизмом психологической защиты от интенсивных и продолжительных стрессов» [1, с. 21].

Результаты статистического анализа представлены в таблице 5.

Таблица 5. - Различия в группах педагогов с разными уровнями толерантности к неопределенности по субфактору профессионального выгорания «Эмоциональное истощение» (критерий Манна-Уитни)

Переменные Сумма рангов ^-критерий Манна-Уитни Уровень значимости р

Средний уровень ТН Высокий уровень ТН

Эмоциональное истощение 3476,0 1574,0 701,0 0,04

Согласно данным таблицы 5, существуют статистически значимые различия между двумя группами педагогов с разными уровнями толерантности к неопределенности по показателю эмоционального истощения.

Также выявлены значимые различия в группах педагогов с высоким и средним уровнями толерантности к неопределенности по показателю профессионального выгорания «Деперсонализация».

Рисунок 2. - Медиана шкалы «Деперсонализация» в двух группах педагогов с разными уровнями толерантности к неопределенности

По рисунку в двух группах с разными уровнями толерантности к неопределенности (первая группа - средний уровень, вторая - высокий уровень) - различаются показатели по шкале «Деперсонализация» опросника «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) (для педагогов).

Низкого уровня толерантности к неопределенности у респондентов не выявлено. В группе педагогов с высоким уровнем толерантности к неопределенности характеристики шкалы деперсонализации проявлены ярче. Предположительно, данные результаты могут говорить о значимости для педагогов умения защищать свои личные границы с целью получения удовлетворения от выполнения профессиональных обязанностей, о целесообразности избирательного применения получаемой информации в зависимости от степени ее актуальности в определенный момент времени, важности принятия нестандартных и непривычных решений для реализации своих творческих замыслов, сохранения своих личностных ценностей и внутреннего «Я».

Результаты статистического анализа представлены в таблице 6.

Таблица 6. - Различия в группах педагогов с разными уровнями толерантности к неопределенности по субфактору профессионального выгорания «Деперсонализация» (критерий Манна-Уитни)

Переменные Сумма рангов ^-критерий Манна-Уитни Уровень значимости р

Средний уровень ТН Высокий уровень ТН

Деперсонализация 3407,0 1642,0 632,5 0,009

Согласно данным таблицы 6, существуют статистически значимые различия между двумя группами педагогов с разными уровнями толерантности к неопределенности по показателям шкалы «Деперсонализация» опросника «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) (для педагогов).

Далее нами были выявлены значимые различия в двух группах педагогов (первая группа - средний уровень, вторая - высокий) по интегральному показателю общего профессионального выгорания опросника «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) (для педагогов) - рисунок 3.

Вох РкЛ (Гукова_данные.51а 10у*100с)

10 -,-■-,-

Рисунок 3. - Медиана шкалы «Общий уровень профессионального выгорания» у двух групп педагогов с разными уровнями толерантности к неопределенности

Как видно из рисунка, существуют различия двух групп педагогов (первая группа - средний уровень толерантности к неопределенности, вторая - высокий) по интегральному показателю общего профессионального выгорания Опросника «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) (для педагогов). По полученным значимым результатам исследования можно сделать вывод, что педагог с высоким уровнем толерантности к неопределенности имеет высокие общие мыслительные способности, отличается зрелостью суждений, благодаря чему он легко адаптируется к разным субъектам в совместной деятельности, быстро приспосабливается к реалиям, обладает адекватной самооценкой. Для педагогов с преобладанием признаков общего профессионального выгорания характерны индивидуальные особенности поведенческих установок, способствующих субъективному снижению неопределенности трудовой деятельности, когда человек осознанно использует такие неэффективные стратегии, как избегание проблем, эмоциональное обесценивание рабочих ситуаций, жесткий стиль общения, что снижает эффективность профессиональной деятельности.

Педагогов с низким уровнем развития толерантности к неопределенности в группе респондентов не выявлено, что говорит в целом о принятии учителями условий профессиональной деятельности в ситуации динамичных перемен в социуме. Можно предположить, что интолерантный учитель также имеет свои определенные качества личности. Учитель с низким уровнем педагогической толерантности проявляет беспокойство, тяжело переживает неудачи, легко попадает под чужое влияние, имеет сильное чувство долга, чувствительность к одобрению или неодобрению со стороны окружающих, однако внешне пытается сдерживать себя, не проявлять признаков тревожности и беспокойства.

Результаты статистического анализа представлены в таблице 7.

Таблица 7. - Различия в группах педагогов с разными уровнями толерантности к неопределенности по интегральному показателю общего профессионального выгорания (критерий Манна-Уитни)_

Переменные Сумма рангов ^-критерий Манна-Уитни Уровень значимости р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний уровень ТН Высокий уровень ТН

Общее выгорание 3454,0 1595,0 679,5 0,002

Согласно данным таблицы 7, существуют статистически значимые различия в двух группах с разными уровнями толерантности к неопределенности (первая группа - средний уровень, вторая - высокий). Различаются показатели по интегральному показателю общего профессионального выгорания. Рассмотрим статистически значимые различия на рисунке 3.

Статистически значимых различий в двух группах с разными уровнями толерантности к неопределенности (первая группа - средний уровень, вторая - высокий) по показателю «Редукция личных достижений» опросника «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) (для педагогов) не выявлено.

Таким образом, нами выявлены значимые различия в группах педагогов с разными уровнями толерантности к неопределенности по показателям профессионального выгорания опросника «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) (для педагогов) и «Нового опросника толерантности к неопределенности» (Т.В. Корниловой). Следовательно, гипотеза 2 нашего исследования подтвердилась частично, и цель нашего исследования достигнута.

Заключение. Таким образом, анализ имеющихся исследований в данной области показал недостаточное изучение проблемы эмоционального выгорания у педагогов во взаимосвязи с толерантностью к неопределенно -сти. Выявлена значимая слабая корреляционная взаимосвязь между переменными «Деперсонализация» и «Межличностная интолерантность», а также статистически значимые различия по показателям профессионального выгорания в группах с разным уровнем толерантности к неопределенности.

Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что чем выше уровень межличностной интолерант-ности к неопределенности, тем выше уровни эмоционального истощения и деперсонализации у педагогов. Это объясняется тем, что коммуникативная закрытость и отчужденность, присущая проявлениям межличностной интолерантности к неопределенности, приводит к истощению нервной системы и сокращению количества партнеров по общению в профессиональной среде, что препятствует профессиональному росту и получению удовлетворения при выполнении трудовых обязанностей. Высокий уровень межличностной интолерантности к неопределенности препятствует развитию профессиональной успешности, и, наоборот, способствует невключенности педагога в выполнение профессиональных обязанностей, низкому уровню ответственности за результаты своей деятельности. Мы предполагаем, что неприятие педагогами перемен и изменений способствует выработке ограничения диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение, происходит обесценивание своих профессиональных достижений. Высокая эмоциональная включенность педагогов в жизнь учащихся и коллег, чувствительность по отношению к происходящему позволяют расширять сферу профессиональных интересов с применением нестандартных подходов к выполнению работы. Данный результат исследования значим для составления рекомендаций по предупреждению профессионального выгорания педагогов, позволяет предусмотреть меры по рефлексии и релаксации как важных составляющих для дальнейшей успешной профессиональной деятельности. При составлении рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания необходимо учитывать эти данные и способствовать проявлению у педагогов своего «Я», эмоциональной насыщенности в профессиональном общении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 1996. - 472 с.

2. Китаев-Смык Л.А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души // Психопедагогика в правоохран. органах. - 2008. - № 2(33). - С. 41-50.

3. Акиндинова И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика // Пед. вести. - 2003. - № 5. - С. 30-34.

4. Алексеева Е.В., Братченко С.Л. Психологические основы толерантности учителя // Монологи об учителе. - 2003. -№ 3. - С. 165-172.

5. Бабанов С.А., Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - 2-е изд. -СПб.: Питер, 2008. - 336 с.

6. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек - человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А., Дмитриевой, В.М. Снеткова. -СПб.: Речь, 2003. - С. 276-282.

7. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.

8. Брайт Дж., Джонс Ф. Стресс: теории, исследования, мифы : [пер. с англ.]. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 352 с.

9. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.

10. Рачицкая Н.В. История развития понятия и структуры выгорания // Социальный мир: роль молодежи в решении проблем XXI века: материалы X междунар. науч.-практ. конф. - Т. 2. - 2013. - С. 88-89.

11. Сухих Е.С. Толерантность: психологическое содержание и личностные факторы // Человек. Сообщество. Управление. -2005. - № 4. - С. 66-77.

12. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. - М.: Речь, 2001. - С. 8-18.

13. Гончарова Н.А., Фомина Т.Ф. Психологическое исследование особенностей толерантного поведения // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та МВД России. - 2013. - № 2(58). - С. 182-189.

14. Габдреева Г.Ш. Толерантность к стрессу // Тонус. - 1998. - № 4. - С. 223-227.

15. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии / А.В. Балахонов, В.Г. Белов, Е.Д. Пятибрат и др. // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. - 2009. - Сер. 3, вып. 11. - С. 57-71.

16. Рачицкая Н.В. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. / г. Пермь (июль 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 55-56.

17. Обухов А.С., Мириманова М.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод. сб. / сост., ред. А.С. Обухов. - М.: Нар. образование, 2001. - С. 88-98.

18. Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности // Психол. журн. - 2010. -№ 31(1). - С. 74-86.

19. Maslach C. Burnout: a social psychological analysis // The burnout syndrome: current research, theory, interventions / Ed. J. W. Jones. - London, 1982. - Vol. 11. - № 78. - P. 78-85.

Поступила 14.04.2023

UNCERTAINTY TOLERANCE AND PROFESSIONAL BURNOUT AMONG TEACHERS

N. RACHITSKAYA, S. ANDRIEVSKAYA (Euphrosyne Polotskaya State University of Polotsk)

The article analyzes the relationship between tolerance for uncertainty and professional burnout among teachers. A study was made of the level of professional burnout and the level of tolerance for uncertainty among teachers of secondary education institutions. Most of the subjects are characterized by an average degree of reduction of professional achievements, an average degree of depersonalization, a high and extremely high degree of professional burnout. Teachers have an average level of tolerance for uncertainty. The study found that there is a relationship between the level of depersonalization and interpersonal intolerance among teachers. When comparing groups with different levels of tolerance for uncertainty, it was revealed that there are differences in the groups in terms of subfactors of professional burnout. Conclusions are drawn about the influence of uncertainty tolerance on professional burnout, which is significant in making recommendations for the prevention of professional burnout of teachers.

Keywords: tolerance for uncertainty, psychological burnout, teacher, professional activity, pedagogical psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.