УДК 614 ТОЛЕРАНТНОСТЬ К КОРРУПЦИИ В ГРУППАХ ПАЦИЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Худоногов И.Ю., Обманов В.В.
Цель: определение взаимосвязи между уровнем образования и степенью толерантности к коррупции.
Метод или методология проведения работы: социологический опрос 366 стационарных пациентов.
Результаты: интенсивность позитивных неформальных санкций по отношению к медработникам увеличивается в 6,5 раз, а негативных -снижается от 8,9% до нулевого значения при переходе от групп с начальным и неполным средним образованием к группе с высшим профессиональным образованием. При оценке формальных санкций было установлено, что обоснованность уголовного наказания по отношению к медицинским работникам в конфликтной ситуации в 2,3 раза чаще признают пациенты с наивысшим уровнем образования.
Область применения результатов: фактический материал для
разработки социально-профессиональных, воспитательных антикоррупционных программ в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Ключевые слова: толерантность к коррупции; высшее
профессиональное образование; формальные санкции; неформальные санкции.
TOLERANCE TO CORRUPTION IN PATIENTS WITH VARIOUS LEVELS OF EDUCATION
Khudonogov I.Y., Obmanov V.V.
Purpose: to determine the relationship between education and the degree of tolerance to corruption.
Methodology: a poll of 366 inpatients.
Results: the intensity of the positive informal sanctions against health care workers increased by 6.5 times, and negative - is reduced from 8.9% to zero at the transition from the groups with primary and incomplete secondary education to a group with high education. In assessing the formal sanction has been established that the validity of criminal penalties in relation to the health workers in conflict situations is 2.3 times more likely to admit patients with the highest level of education.
Practical implications: the actual material for the development of socioprofessional, educational, anti-corruption programs in institutions of higher and secondary vocational education.
Keywords: tolerance to corruption; high vocational education; formal sanctions; informal sanctions.
Актуальность интеграции отечественного медицинского образования в европейское и мировое образовательное пространство очевидна. Однако приоритет профессионального образования и развития в ущерб воспитанию противоречит основам классической дидактики. Образование как процесс и результат усвоения знаний и развития умственных способностей обращено к интеллекту и дает человеку возможность сформировать систему знаний о мире. Систему ценностей возможно привить только посредством воспитания. Т.е., для успешной адаптации в социуме кроме основной профессиональной составляющей обучение должно включать усвоение морально-этических норм, социокультурного опыта человечества как базиса современных социальных ролей (СР) вообще и СР врача и пациента в частности. В последнее время практическая медицина достаточно часто обращается к комплексным исследовательским методикам, использующим анализ состояния здоровья с
учетом сложных социальных взаимодействий человека. Состояние болезни, в котором периодически находится каждый человек, как самостоятельное медикосоциальное явление, включающее реализацию специфических СР, считается одним из наиболее изученных. Также достаточно много работ посвящено изучению специфики заболеваемости лиц, имеющих различный уровень образования. Однако работ, устанавливающих взаимосвязь образования с уровнем толерантности к коррупции, практически нет. А между тем, в последние годы борьба с коррупцией в России стала одним из основных направлений деятельности органов управления всех уровней. При этом формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению [1,2] не стало повседневной нормой жизни. Пока мы вынуждены признать, что коррупция воспринимается россиянами достаточно толерантно, как всякий неотчужденный элемент личностного ценностного пространства. При этом коррупция приводит к масштабному вытеснению граждан из сферы бесплатных обязательных государственных услуг, прежде всего в области образования и медицины, что приводит к массовым нарушениям конституционных прав граждан [4]. В здравоохранении толерантность к коррупции может быть интерпретирована как характеристика социума, отражающая наличие потребности в улучшении качества медицинской помощи, которое не может быть достигнуто иными путями, кроме коррупции. Вместе с тем коррупционные деяния во многих случаях требуют определенного уровня образования и высокого интеллекта. Гипотетически повышение образованности и развитие интеллекта формируют представления о путях и механизмах достижения целей, которые каждый человек считает целесообразным осуществлять в течение жизни, и, следовательно, могут привести к совершенствованию способов осуществления этих преступлений и увеличение их количества.
Цель нашего исследования состояла в определении взаимосвязи между уровнем образования как основной социокультурной характеристикой
пациентов с одной стороны и степенью их толерантности к коррупции (ТкК) с другой.
Материалами для достижения указанной цели послужили данные, полученные в ходе проведения социологического опроса 366 (154 мужчины и 212 женщин) пациентов ГБ №1 г.Шахты Ростовской области, ГБ№1 им.
Н.А.Семашко г.Ростова-на-Дону, КБ№1 Южного Окружного Медицинского Центра Федерального Медико-биологического агентства г. Ростов-на-Дону. В 6 возрастных групп входили респонденты: 29 лет и младше; 30-39; 40-49; 50-59; 60-69; 70 лет и старше.
Методика обработки материала включала такие этапы, как группировка выборки на основе уровня образования (УО), расчет t-критерия достоверности разности Стьюдента между показателями групп [3] с наименьшим и наибольшим УО, расчет коэффициента ранговой корреляции (КРК), определение индикаторов ТкК в группах с различным УО. Статистическая обработка информационного массива была проведена при помощи программы Excel, входящей в стандартный пакет Microsoft Office 2010. Кроме того, в работе использовался исторический метод и метод контент-анализа.
В результате применения метода группировки выборка пациентов была разделена по критерию УО на пять групп: начальное и неполное среднее образование - 45, среднее общее - 47, среднее специальное - 158, незаконченное высшее - 37 и высшее - 79 человек. Возрастной состав групп с различным УО не имел достоверных различий за исключением респондентов 30-39 и 60-69 лет. Первые увеличивали свое присутствие от 6,7% в 1-й группе до 22,8% в 5-й, вторые убывали в той же последовательности от 44,4 до 19,0% (t-критерий достоверности разности 2,7 и 3,0; КРК +0,94 и -0,91 соответственно).
Испытывая одинаковую потребность в укреплении здоровья, респонденты всех групп оценивали качество медицинской помощи (КМП) как полностью их удовлетворяющее в 46-62 случаях из 100. Полностью не удовлетворены КМП от 2 до 10% пациентов в каждой группе независимо от УО. Тем не менее,
улучшить КМП пациенты пытаются по-разному, т.е. применяя неформальные позитивные (конверт с деньгами) и неформальные негативные санкции (ни за что не дам денег) по отношению к медработникам. Причем позитивные неформальные санкции увеличиваются от 4,4 до 29,1% (^критерий 4,1; КРК +0,92), а негативные снижаются с ростом уровня образования. В 4-й и 5-й группах негативные неформальные санкции были представлены «0».
При оценке формальных санкций было установлено, что обоснованность уголовного наказания чаще признают пациенты из 5-й группы (^критерий 2,1; КРК +0,94).
Выводы.
1. Образовательный скачек с переходом к преимущественно высшему профессиональному образованию в России произошел 30-40 лет назад, последнее поколение, не испытавшее указанную тенденцию, находится сейчас в возрастной группе 60-69 лет.
2. В соответствии с индикатором «Никогда не дарил (а) подарков и не буду, у них есть официальная зарплата» ТкК увеличивается более чем в 3 раза с ростом уровня образования от начального и неполного среднего (35%) к высшему (10%).
3. Высшее профессиональное образование позволяет пациентам совмещать ярко выраженную ТкК с повышенным одобрением негативной формальной санкции, соответствующей уголовному наказанию медицинского работника в конфликтной ситуации.
Список литературы
1. Мельник М. Коррупция: сущность, понятие, меры противодействия: монография. К.: "Аттика", 2001. 304 с.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
3. Щербак А.П. Математико-статистическая обработка материалов
научной и методической деятельности. URL: http://cito-
web.yspu.org/link1/metod/met90/node11.html (дата обращения: 09.07.2012).
4. http://anticorruptions.ru (дата обращения: 09.07.2012).
References
1. Melnik M. Korrupcija: sush’njst ’, poniatie, meri protivodeistvia
[Corruption: the essence, the concept, countermeasures]. Attica, 2001. 304 p.
2. Federal Law of 25 December 2008 N 273-FZ ”O protivodeistvii korruptii” [On Countering Corruption].
3. Shcherbak A.P. Matematiko-statisticheskaia obrabotka materialov nauchnoj i metodicheskoj deijtel’nosty [Mathematical and statistical processing of materials science and instructional activities]. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met90/node11.html (accessed July 9, 2012).
4. http://anticorruptions.ru (accessed July 9, 2012).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Худоногов Игорь Юрьевич, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения №1 с курсом истории медицины, кандидат медицинских наук
Ростовский государственный медицинский университет пер. Нахичеванский, д.29, г. Ростов-на-Дону, 344022, Россия e-mail: fuxl @ya. ru
Обманов Василий Васильевич, студент Ростовский государственный медицинский университет пер. Нахичеванский, д.29, г. Ростов-на-Дону, 344022, Россия e-mail: fuxl @ya. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Khudonogov Igor Yurievich, Assistant in Department of Public Health and Health Service number 1 with the course of history of medicine, Ph.D. in Medical Science
Rostov State Medical University of the Health Ministry of Russia 29, Nahichevanskij pereulok, Rostov-on-Don, 344022, Russia e-mail: fuxl @ya. ru Obmanov Vasily Vasilievich, student
Rostov State Medical University of the Health Ministry of Russia 29, Nahichevanskij pereulok, Rostov-on-Don, 344022, Russia e-mail: fuxl @ya. ru
Рецензент:
Фокин Н.И., доцент кафедры управления образованием, кандидат педагогических наук, доцент, Педагогический институт ЮФУ