УДК 614.777: |620.197.7:628.147.22|-07:618.33-099
Г. Н. Красовский, Л. Н. Айрапетова, Б. Л. Рейзин
ТОКСИКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЦИНКОВОГО КОМПЛЕКСОНАТА 1-ОКСИЭТИЛИ-ДЕНДИФОСФОНОВОИ КИСЛОТЫ В ВОДЕ С УЧЕТОМ ЕГО ГОНАДО- И ЭМБРИОТРОПНОГО ДЕЙСТВИЯ
0-
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина, Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова, Москва
Большой экономический ущерб народному хозяйству наносит внутренняя коррозия систем холодного и горячего водоснабжения. Результатом ее является ухудшение качества воды из-за увеличения содержания железа и уменьшения пропускной способности труб. Одно ' из эффективных средств борьбы с внутренней коррозией труб — применение ингибиторов. Однако используемые в настоящее время ингибиторы (полифосфаты, силикаты) не могут обеспечить значительного снижения коррозионной активности воды, поэтому был необходим поиск новых соединений, пригодных для систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в качестве эффективных замедлителей коррозии.
Весьма перспективна для применения в промышленности группа продуктов органического синтеза — фосфорсодержащие комплексоиы, к которым относятся 1-оксиэтнлнден-днфосфоновая кислота (ОЭДФК) и ее соединения с металлами, такими, как медь, кальциЛ, цинк и др. В нашей стране налажен промышленный выпуск ОЭДФК и некоторых ее солей. Как показали специальные исследования, весьма эффективным ингибитором коррозии оказался цинковый комп-лексонат ОЭДФК. Исследования выполнены на устройстве для определения коррозионной активности «Ока».
Для практического применения цинк-ОЭДФК в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения необходимо было дать ему санитарно-токсикологическую оценку,
В соответствии с поставленной задачей предусматривались экспериментальное изучение степени опасности цинковой соли ОЭДФК для теплокровных животных, установление безвредны^ уровней данного соединения для человека, а также выявление влияния этого соединения на органо-лептические свойства воды и санитарный режим водоемов.
Возможное влияние цинковой соли ОЭДФК на органо-лептические свойства воды оценивали по методике закрытого опыта. Определяли привкус воды, содержащей разные концентрации данного вещества. Специального изучения изменения запаха воды не проводили, так как изучаемое соединение в водных растворах запахом не обладает.
Для установления пороговых концентраций цинкового комплекса ОЭДФК по влиянию на привкус воды поставлено 3 серии опытов с исходными концентрациями 1, 3, 5, 7 и 10 мг/л. Полученные данные обработаны методом пробит -анализа; рассчитана ср.еднеэффсктивная концентрация, равная 5 мг/л.
Химические вещества могут не только ухудшать органо-лептические свойства воды, но и влиять на процессы естественного самоочищения водоема от органических загрязнений, что в конечном счете может привести к значительному ухудшению условий хозяйственно-питьевого водопользования. Наиболее надежным показателем скорости минерализации органических соединений служит динамика биохимического потребления кислорода (ВПК), характеризующая первую стадию минерализации этих веществ.
Нами проведены 2 серии опытов с определением ВПК по общепринятой методике. Испытывали 3 концентрации цинк- ОЭДФК: 1, 5 и 9 мг/л. Действующей концентрацией по изменению БПКм оказалась 9 мг/л, так как при таком содержании изучаемого вещества в воде наблюдалось отчетливое торможение процессов ВПК. Пороговый показатель по влиянию цинк-ОЭДФК на данный показатель оказался на уровне 5 мг/л.
Изучение токсических свойств цинк-ОЭДФК было начато с определения для лабораторных животных двух
видов — белых мышей и белых крыс — и диапазона токсического действия вещества в условиях острого опыта. ЬО50 рассчитывали по методу Миллера.
Видовая чувствительность животных к действию изучаемого вещества оказалась близкой: ЬОво для белых мышей 11 500 мг/кг, ЬЭ50 для белых крыс 9000 мг/кг.
Гибель животных в острых опытах наступала в первые 2 ч после введения изучаемого вещества, что дало основание отнести данное соединение к веществам, обладающим слабой кумуляцией.
Выявление особенностей токсикодинамики исследуемого вещества, а также дальнейшее изучение его кумулятивных свойств проводились в подостром эксперименте на белых крысах-самцах, получавших водный раствор цинк-ОЭДФК-внутрижелудочио в дозах, равных 1/5, 1/25 и 1/125 ЬЭ50 (1800, 360 и 70 мг/кг соответственно). Продолжительность , эксперимента 30 сут.
Характер действия цинк-ОЭДФК на организм животных оценивали по общему состоянию (поведение, масса тела, внешний вид), активности ферментов (аланин- и аспартат-аминотрансферазы), содержанию БН-групп в крови, состоянию электролитного обмена (количеству ионяв калия и натрия в сыворотке крови).
Результаты подострого опыта показали, что только при введении животным больших доз комплексаната (1800 и 360 мг/кг) наблюдались незначительные изменения активности ферментов крови. • »
В условиях подострого эксперимента при всех испытан- ' ных дозах вещества никаких проявлений гонадотокснческо-го действия не обнаружено.
Пороговая доза подострого опыта для цинк-ОЭДФК составила 360 мг/кг, неэффективная — 70 мг/кг. Согласно многочисленным экспериментальным данным, пороговая доза подострого опыта отличается от пороговой дозы хронического эксперимента не более чем в 10 раз (Г. Н. Красовский и соавт., 1979). В соответствии с этим пороговая доза (ПД) и максимальная недействующая доза (МНД) хронического опыта, рассчитанные по результатам подострого опыта, составили 36 и 7 мг/кг. Расчет МНД по формуле на основе и среднего времени гибели животных ЕТэд дал величину 14,7 мг/кг (Г. Н. Красовский и соавт., 1981).
Учитывая малую токсичность и кумулятивность цинковой соли ОЭДФК в экспериментальных условиях, а также по расчетным данным, можно было бы принять в качестве МНД хронического опыта 7 мг/кг. Однако для цинксодср-жащих соединений характерным является эмбрнотоксиче-ское действие (В. И. Смоляр).
В связи с этим для большей санитарной надежности норматива был проведен дополнительный эксперимент по изучению эмбриотоксического эффекта комплсксоната. Белые крысы-самки получали цинк-ОЭДФК в дозах 2,5 и 0,25 мк/кг. Эмбриотоксический эффект оценивали по методу, предложенному И. В. Саноцким и А. П. Дыбан. Учиты- ^ валн следующие показатели: число живых и мертвых эм- ▼ брионов, число резорбций плодов, массу эмбрионов и плаценты. Установлено, что число живых плодов на 1 самку было значительно меньше у животных, получавших цинк-ОЭДФК и в дозе 2,5 мг/кг; достоверно ниже была у них и масса плода. При вскрытии и осмотре эмбрионов видимых уродств не обнаружено. Неэффективная доза составила 0,25 мг/кг (5 мг/л).
\
Таким образом, в эксперименте установлено, что цинковая соль ОЭДФК дает эмбриотоксический эффект в относительно небольших дозах, в то время как другие виды действия проявляются при более высоких уровнях воздействия.
На основании анализа всех экспериментальных данных рекомендована ПДК цинкового комплексоната ОЭДФК на уровне 5 мг/л по санитарно-токсикологическому признаку вредности.
Литература. Дыбан А. П. — В кн.: Советско-американ-ский симпозиум по проблеме «Гигиена окружающей сре-^ды». 2-й. Материалы. М., 1977, с. 77—81.
Красовский Г. П.. Жолдакова 3. И.. Егорова H.A. — В кн.: Проблема пороговости в токсикологии. М., 1979, с. 27—51.
Красовский Г. Н„ Жолдакова 3. И.. Егорова Н. А. и др. — В кн.: Медицинские проблемы охраны окружающей среды. М„ 1981, с. 109—123.
Саноцкий И. В. — В кн.: Вопросы гигиенического нормирования при изучении отдаленных последствий воздействия промышленных веществ. М., 197?, с. 5—12.
Смоляр В. И. — Педиатрия, 1972, № 10, с. 75—78.
Поступила 13.07.82
УДК 613.644:в21.039.5/.6
А. В. Симаков
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШУМА НА АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ С РЕАКТОРОМ ВВЭР-440
Работа турбогенераторов, электродвигателей насосов и вентиляционных установок, прочего "оборудования атомных электростанций (АЭС) сопровождается генерацией постоянного производственного шума различной интенсивности.
Как известно, длительное воздействие интенсивного шума может привести к шумовой болезни — симптомокомп-лексу, который заключается в сочетании профессиональной тугоухости с функциональными расстройствами центральной нервной, вегетативной, сердечно-сосудистой и других систем организма (Е. Ц. Андреева-Галанина и соавт.; С. В. Развейкин и соавт.; А. П. Шицкова и И. Л. Караго-дина). Кроме того, экспериментально установлено, что действие шума приводит к значительным изменениям иммунологической реактивности (В. М. Шубнк и К. В. Не-гриенко; О. П. J Томов н Е. В. Татаринова; В. С. Новиков).
дБ 100
90 во
то
юо
90
во
7О
ШИ/,
63 I2S 250 SOO /ООО 20004000 ÖOOOf Гц
Звуковое давление на постоянных рабочих местах МООО II блока в МЗ (а), МОВО II блока в МЗ (б), машиниста-обходчика БНС (в)\ 1, 4. 5 — 85 дБА (допустимый уровень); 2 — 90 дБА (фактический уровень); 3 — 92 дБА (фактический уровень); 6 — 93 дБА (фактический уровень). Пп оси абсцисс — среднегеометрические частоты октавных полос (в Гц): по оси ординат туковое давление (в дБ).
Целью данной работы являлась оценка интенсивности производственного шума на рабочих местах персонала АЭС с реактором ВВЭР-440. Измерения проводили на Армянской АЭС, являющейся серийной атомной электростанцией с реактором ВВЭР-440, с Помощью импульсного шумомера типа 2209 фирмы «Брюль и Къер» (Дания) в диапазоне среднегеометрических частот от 63 до 8000 Гц.
Интенсивность шума оценивали в машинном зале (МЗ) на различных отметках по высоте помещения, в вентиляционном центре )ВЦ), на блочной насосной станции (БНС), а также в помещениях постоянного пребывания персонала: в рабочих комнатах, кабинетах, мастерских и лабораториях станции, непосредственно примыкающих к МЗ.
Результаты замеров уровней звукового давления и уровней звука на рабочих местах персонала и в рабочей зоне производственных помещений представлены в табл. 1. Для сравнения там же приведены допустимые уровни звукового давления и звука согласно ГОСТу 12.1.003—76. Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что уровни звука в МЗ, на БНС и ВЦ превышают допустимые. В МЗ на постоянных рабочих местах машинистов-обходчиков основного оборудования (МООО) и машинистов-обходчи-ков вспомогательного оборудования (МОВО) уровни звука превышают допустимые на 4—7 дБА, на постоянном рабочем месте машиниста-обходчика БНС — на 3 дБА.
Важной характеристикой шума является его частичный состав. Известно (Е. Ц. Андреева-Галанина и соавт.), что высокочастотные шумы оказывают более выраженное патологическое воздействие.
На рисунке приведены графики, иллюстрирующие частотную характеристику производственного шума на постоянных рабочих местах МООО II блока и МОВО II блока в .МЗ и на рабочем месте' машиниста-обходчика БНС. Для сравнения на графиках отмечены фактические и допустимые уровни звука.
Анализ графического материала (см. рисунок) показал, что звуковое давление на рабочем месте машиннста-об-ходчика БНС превышает допустимое в диапазоне 500— 3000 Гц, на рабочем месте МООО II блока — в диапазоне 250—8000 Гц, на рабочем месте МОВО II блока — в диапазоне 125—5000 Гц.
На основании данных табл. 1 и рисунка можно заключить, что в некоторых производственных помещениях АЭС с реактором ВВЭР-440 персонал подвергается воздействию постоянного шума интенсивностью 85—95 дБА. Сравнительное изучение действия постоянного и непостоянного шумов на ТЭЦ (В. В. Мухип) показало, что у машинистов генераторов, турбин и паровых котлов, работавших при постоянном шуме интенсивностью от 90 до 106 дБ, снижение слуховой чувствительности более выра-