б и н и н В. Б., Н о в и к о в Г. А. Кролик. М., 1952. — D u t t о n G. J., Biochem. J., 1959, v. 71, р. 141. -Hoffman W. S., Osgood В., Am. J. clin. Path., 1945, v. 15, p. 293. — I n s с о e J. K., Axel rod J., Pharmacol, exp. Ther., 1960, v. 129, p. 128. — PorteousJ. W., \V i 1 1 i a m s R. Т., Biochem. J., 1949, v. 44, p. 46. — Williams R. Т., Detoxication Mechanisms. London, 1959.
Поступила 28/V1 1972 r.
PECULIAR TRAITS OF BIOTRANSFORMATION OF BENZOL IN YOUNG RABBITS /. D. Gadashkina, A. Z. Buzina, O. N. Dorofeeva
The finding was that phenol, that was formed as a result of benzol oxidation, in young rabbits did not conjugate with sulfuric and glucuronic acid. Probably, this is one of the reasons why the young animals are more sensitive to benzol than the adult ones. In the liver of the young rabbits oxidation of benzol into phenol took place more actively than in the liver of the adult ones. However, a relatively lesser weight of internal organs of young animals effects the balance of benzol oxidation in their body as a whole.
УДК 615.285.7.099 + 614.7:832.954
Т. И. Трубникова
ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ГЕРБИЦИДА СЕМЕРОНА
Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены
Для борьбы с сорняками крестоцветных, в том числе и капустных растений, в нашей стране начали применять новый гербицид семерон, производимый швейцарской фирмой Гейги. Другие фирменные названия гербицида — десметрин, Г-34360. Действующим началом гербицида является 2-метил-меркапто-4-метиламино-6-изопропиламино-1,3,5-триазин.
Химически чистый семерон — это белое кристаллическое вещество с неприятным запахом, температура плавления 84—86°, молекулярный вес 213,18. Семерон плохо растворим в воде (58 мг/л) и хорошо — в органических растворителях. Выпускается он в виде 25% смачивающегося порошка. Применяют его для опрыскивания вегетнрующих растений в стадии 3— 4 листьев. По информационным сообщениям фирмы Гейги, семерон малотоксичен для теплокровных животных, LDS0 его для крыс составляет 1390 мг/кг (Г. Шлейх).
В настоящей статье приведены материалы наших исследований о токсичности семерона для теплокровных животных, а также результаты гигиенической оценки условий труда при применении его в сельском хозяйстве.
В выборе методов, выявляющих общетоксический эффект семерона, мы исходили из данных, полученных нами ранее при изучении другого тио-производного триазинового ряда, гербицида прометрина. Представляло интерес сопоставить эти 2 соединения, поскольку они являются гомологами. Для сравнительной оценки характера биологического действия на организм животных обоих соединений были использованы разнообразные тесты, отражающие функциональное состояние нервной системы, коры надпочечников и печени, а также вес тела и морфологический состав периферической крови. По окончании опытов вычисляли весовые коэффициенты внутренних органов, проводили патоморфологические исследования (при консультации Н. С. Шульгина).
Полученные данные показали, что семерон, как и прометрин, при однократном поступлении через желудочно-кишечный тракт является малотоксичным препаратом. LD^ семерона для крыс и мышей равна 2000±280 и 700±160 мг/кг, LD50 прометрина соответственно 2055±255 и 2222± ±410 мг/кг (по действующему началу). Оба гербицида вводились в виде водной суспензии и вызывали у животных близкую по характеру картину отравления.
2 Гигиена и санитария JV» 3
33
Токсико-летальные дозы изучавшихся соединений триазинового ряда вызывали четкое двухфазное течение интоксикации; в первой фазе отмечались возбуждение и тонико-клонические судороги, во второй — угнетение с потерей чувствительности и переходом животных в боковое положение. У семерона фаза возбуждения была очень кратковременной, не более 2— Змин.; доминировала вторая фаза. Смерть наступала в зависимости от полученной дозы гербицидов в течение 1—3 суток.
Многократное введение семерона животным показало, что он не обладает выраженными кумулятивными свойствами, гибели животных не было. Однако продолжительное воздействие вещества в дозах 1/10 и 1/20 ЬЭ50 сопровождалось признаками интоксикации. Со стороны центральной нервной системы у подопытных животных отмечено изменение способности суммировать подпороговые импульсы (понижение вольтажа наносимых раздражений к концу месяца от начала отравления Р<0,05), свидетельствующее о преобладании процессов возбуждения. Снижение содержания гемоглобина, лейкоцитов и нейтрофилов крови, гиппуровой кислоты в моче наблюдалось в течение первого месяца (Р<0,05). У затравленных и убитых в конце опыта животных были достоверно увеличены весовые коэффициенты легких (10,1±0,78 против 7,4±0,61 в контроле; /><0,05), почек (8±0,17 против 5,8+1 в контроле; /><0,05) и надпочечников (0,34±0,02 против 0,24± ±0,02 в контроле; Р<0,05).
При патоморфологических исследованиях найдено выраженное венозное полнокровие паренхиматозных органов, а также вещества головного мозга и мозговых оболочек, точечные и пятнистые кровоизлияния в серозных оболочках, дистрофические изменения в печени, почках и ганглиозных клетках головного мозга. Более выраженными были изменения слизистых оболочек желудка и тонкого кишечника; разрыхление и слущивание поверхностных слоев железистого эпителия, по-видимому, связанное с раздражающим действием гербицида. Через месяц после прекращения действия семерона наступала нормализация показателей; гибели крыс не было.
Описанные функциональные сдвиги и изменения во внутренних органах животных, отсутствие выраженных кумулятивных свойств отмечены нами и при использовании прометрина. А. В. Коваленко, М. К. Винокурова и С. А. Степанов, Ю. В. Щербатых наблюдали аналогичное действие хлорпроизводных гербицидов симметричного триазина.
Воздействие семерона на крыс в дозе 1/50 ЬО50 в течение 4 месяцев, не сопровождаясь видимыми признаками отравления, вызывало диспротеин-емию, которая проявлялась лишь в первой половине опыта. В конце опыта был достоверно увеличен весовой коэффициент печени (29,1 ±0,77 против 26,1±0,34 в контроле; Р<Ц0,05). При патоморфологических исследованиях внутренних органов затравливаемых животных изменений и особенностей по сравнению с контрольной группой не было найдено.
При нанесении на кожу кроликов семерона в дозе 500 мг/кг в виде водной кашицеобразной массы при однократной и многократной аппликации (в течение месяца) у них не обнаружено видимых признаков интоксикации. Местное раздражающее действие было выражено слабо, гиперемия держалась около суток и только после снятия первой аппликации. Гистологические исследования, проведенные по окончании опыта, показали, что эпидермис и сосочковый слой дермы не изменены, на отдельных участках отмечались лишь явления несколько большего ороговения. Нанесение прометрина на кожу в виде мази сопровождалось несколько более выраженным местным раздражающим действием, слущиванием рогового слоя эпидермиса и гиперкератозом, что зависело, по-видимому, от применяемой формы препарата.
Гигиенические исследования, проведенные во время применения семерона, позволили установить степень загрязнения гербицидом воздуха рабочей зоны. При опрыскивании сорняков в посадках капусты тракторным методом в зоне дыхания работающих обнаруживался семерон в концентрациях
0,003—0,4 мг/м3 (пробы проанализированы Т. А. Тимофеевой и Н. Н. Кирю-хиной спектрофотометрическим и хроматографическим методами). В зоне дыхания заправщиков концентрация гербицида составляла 0,05± ±0,002 мг/м3, тракториста — 0,024±0,003 мг/м3. Семерон обнаружен в смывах с лица и рук работающих (0,001—0,07 мг/дм2), а также с нашивок на одежде (0,001—0,3 мг/дм2). Следует указать, что такая же степень загрязнения воздуха рабочей зоны тракториста обнаружена и при опрыскивании полей прометрином (0,02—0,0015 мг/м3). Что касается зоны дыхания заправщика, то содержание прометрина в ней было на 1 порядок выше (0,16± ±0,004 мг/м3) и зависело от расфасовки гербицида. Прометрин был упакован в мешки по 25 кг, а семерон в коробки по 0,5 кг, что исключило процесс взвешивания его из рабочих опепаций.
Для выяснения возможного неблагоприятного влияния семерона на организм работающих с ним людей нами было обследовано в динамике 25 рабочих, из которых 13 не имели контакта с гербицидом (контрольная * группа). По возрастному составу обследованные распределялись следующим образом: от 20 до 30 лет — 13 человек, 31—40 лет — 12 человек. Стаж работы с семероном не превышал 3 лет (применение гербицида в стране началась в 1969 г.). Длительность контакта с гербицидом составляет 10—12 дней в году с перерывами иногда до Здней. Продолжительность рабочего дня с семероном не превышала 6 часов.
Некоторые лица, контактировавшие с семероном, отмечали неприятные ощущения (першение в горле, сладковатый вкус во рту). При медицинском обследовании этих лиц во время полевых работ не выявлено каких-либо существенных изменений сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, терморегуляции, состава периферической крови, обонятельного анализатора. •
Экспериментальные исследования с прометрином в ингаляционных камерах с концентрациями, примерно в 50 раз превышающими производственные, позволили расценить их как близкие к пороговым в условиях хронического воздействия и рекомендовать предельно допустимую концентрацию гербицида на уровне 5 мг/м3 при коэффициенте запаса 10 Эта концентрация утверждена секцией по предельно допустимым концентрациям А при Главном санитарно-эпидемиологическом управлении Министерства здравоохранения СССР.
То обстоятельство, что семерон, как и прометрин, относится к одному классу химических соединений, содержит метилтио- и изопропильную группу (отличие в функциональной группе 4-го положения), определяет сходство в биологическом действии его на организм теплокровных животных. Речь идет о характере острой токсичности, кумулятивного действия, пороге хронического действия, отсутствии общерезорбтивного действия при нанесении на кожу. Все это, а также специфика условий применения, степень загрязнения воздуха рабочей зоны, отсутствие неблагоприятного воздействия создающихся концентраций гербицида в воздухе в процессе применения на организм работающих с ним людей позволяют нам, не проводя дополнительных ингаляционных экспериментов, установить расчетным способом (Ь ориентировочную предельно допустимую концентрацию семерона в воздухе
рабочей зоны на уровне 2 мг/м3. Расчет ориентировочной ПДК гербицида произведен по показателям токсичности ПДК (в мг/м3) = 0,0008XLD50 (в мг/кг) и физико-химическим константам (f плавления) lg ПДК = = —0,012 t° пл. — 1,2+lgMno инструкции, разработанной в 1967 г. Ленинградским научно-исследовательским институтом гигиены труда и профзаболеваний.
ЛИТЕРАТУРА. Винокурова М. К., Степанов С. А. В кн.: Гигиена и токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1966, с. 175. — Ко в а -
1 В силу кратковременности наблюдений. — Ред.
л е н к о А. В. Там же, 1965, с. 392. — Щербатых Ю. В. В кн.: Сборник материалов 4-й научной конференции Саратовск. научно-исслед. ин-та сельской гигиены. Саратов, 1969, с. 157.
Поступила 5/Х 1971 г.
TOXICOLOGIC AND HYGIENIC FEATURES OF HERBICIDE SEMERON
T. /. Trubnikova
Semeron has weakly expressed cumulative properties. When applied onto the skin of rabbits the compound causes a mild local irritating effect; no general resorptive action was detected. The author suggests an approximate maximum permissible concentration of semeron in the air of the working zone at a level of 2 mg/m3. From the hygienic point of vi ev the compound can be recommended for wide use of agriculture on condition of observing all precautionary measures and use of individual means of safeguard.
УДК 613.298:642.725
Канд. мед. наук Д. Д. Браун
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПОЛИЭТИЛЕНА СРЕДНЕГО ДАВЛЕНИЯ, НАМЕЧЕННОГО ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Московский научно-исследовательский институт гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана
Целью работы являлось получение экспериментальных данных для гигиенической оценки изделий (жестких емкостных и пленочных) из нового синтетического полимерного материала группы полиолефинов — полиэтилена среднего давления отечественного производства на основании санитарно-химических исследований и токсикологических опытов на животных. Полиэтилен среднего давления 1 может найти применение в пищевой промышленности в виде жесткой тары (всевозможные емкости, личная, кухонная и походная посуда), деталей продовольственных машин, покрытий оборудования, а также пленочных изделий и в составе комбинированных упаковочных материалов.
Полиэтилен исследованных образцов характеризовался различным индексом расплава (от 0,8 до 5,5 г/10 мин), зольностью (от 0,04 до 0,24%— в основном двуокиси кремния при 2—3% содержании хрома от общей зольности) и рядом других показателей. В отличие от сложных по составу пластмасс он не содержал таких добавок, как пластификаторы, наполнители, красители и др. Изучались образцы полиэтилена, изготовленные из неста-билизированного и стабилизированного ICAO-6 (2,2-тио-бис-4-метил-6-трет-бутилфенол) и 2246 (2,2-метиленбис-4-метил-6-трет-бутилфенол) 1 полимера. Оба антиоксиданта разрешены Министерством здравоохранения СССР для использования в качестве стабилизаторов пластмасс, предназначенных к применению в пищевой промышленности.
В соответствии с гигиеническими требованиями и особенностями технологического процесса получения и переработки полиэтилена санитарно-химические исследования при проведении которых руководствовались инструкцией 3, включали изучение изделий и модельных сред, бывших в контакте с ними (определение органолептических показателей, содержания в вытяжках окисляемых и бромирующихся веществ, остатков растворителя, катализатора и др.). Существенно, что остатки растворителя (бензина), не
1 В дальнейшем — полиэтилен.
2 В проведении исследовании принимала участие сотрудник отдела гигиены питания института Г. А. Петрова.
3 Инструкция по санитарно-химическому исследованию изделий, изготовленных из полимерных и других материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами. Утверждена заместителем главного санитарного врача СССР 2/11 1971 г. (№ 880-71).