Научная статья на тему 'ТОКСИЧНОСТЬ КАК ТИП ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ МАСС-МЕДИА)'

ТОКСИЧНОСТЬ КАК ТИП ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ МАСС-МЕДИА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
427
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОКСИЧНОСТЬ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЖЕРТВА / СМИ / МАСС-МЕДИА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дмитриева Ольга Александровна

В статье анализируется токсичность - как вид деструктивного поведения, приводятся конститутивные признаки (темпоральность, сокращение дистанции общения), выделенные посредством анализа массмедийных текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOXICITY AS A TYPE OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR (BASED ON THE MATERIAL OF MASS MEDIA TEXTS)

The article analyzes toxicity as a type of destructive behavior, provides constitutive signs (temporality, reduction of communication distance), identified through the analysis of mass media texts

Текст научной работы на тему «ТОКСИЧНОСТЬ КАК ТИП ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ МАСС-МЕДИА)»

УДК: 159.923.33

ТОКСИЧНОСТЬ КАК ТИП ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ МАСС-МЕДИА)

ДМИТРИЕВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка как иностранного, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград, Россия. ORCID ID 0000-0002-0422-9780

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется токсичность - как вид деструктивного поведения, приводятся конститутивные признаки (темпоральность, сокращение дистанции общения), выделенные посредством анализа массмедийных текстов.

Ключевые слова: токсичность; деструктивное поведение; жертва; СМИ; масс-медиа.

TOXICITY AS A TYPE OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR (BASED ON THE MATERIAL OF MASS MEDIA TEXTS)

DMITRIEVA OLGA ALEKSANDROVNA

Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of Russian as a

Foreign Language, Volgograd State Social and Pedagogical University, Volgograd,

Russian Federation. ORCID ID 0000-0002-0422-9780 ABSTRACT

The article analyzes toxicity as a type of destructive behavior, provides constitutive signs (temporality, reduction of communication distance), identified through the analysis of mass media texts.

Keywords: toxicity; destructive behavior; victim; mass media; mass media.

Актуальное состояние общества можно охарактеризовать как общество, погруженное в пучину информации, при этом, средства массовой коммуникации (далее, СМИ) взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их ценностных ориентаций, вкусов, взглядов, привычек, предпочтений - [1, с. 220], а также они отражают картину мира современного человека. Изучение текстов масс-медиа способно предоставить специалисту богатый материал для описания разнообразных сторон

человеческого бытия, мышления, языкового сознания, а также изменения семантики языковых единиц и т.д.

Целью данной статьи является выделение конститутивных признаков токсичности как типа деструктивного поведения. Материалом исследования выступили тексты блогов, а также научно-популярных сетевых изданий, посвященных токсичным отношениям. Безусловно необходимо отметить, что токсичность в данном контексте воспринимается переосмыслено, также следует помнить о проявлении речевой моды и стремлении авторов блогов получать лайки, что позволяет достичь нового уровня популярности, а также монетизации своего канала. Соответственно, популярная тема подхватывается блогерами, журналистами, а также, пользователями интернета, оставляющими комментарии после прочтения статьи или просмотра видеоролика. Плотность информационного потока манипулирует сознанием пользователя интернета, та или иная лексема становится элементом проявления речевой моды, и, как следствие, может происходить размывание понятийного содержания слова. О популярности слова «токсичность» свидетельствует тот факт, что в 2018-м году оно получило статус «слово года». А как известно, феномен «слово года» связан с возрастающей ролью массмедийных средств в формировании общественного сознания, ярко иллюстрирует политические и социальные проблемы, имевшие место в прошедшем году и получившие освещение в медиапространстве. «Слово года» можно рассматривать как индикатор социальных изменений, маркер меняющейся системы ценностей - [2, с.101; 3.]. На различных сайтах интернета, независимо от странового сегмента, пестрят заголовки «У меня токсичная свекровь», «Как бороться с токсичным начальником», «Как выйти из токсичных отношений?», «Если Вы токсичный человек» и т.д. Не только блогеры заинтересованы в частой апелляции к модному слову. О сложности переживания токсичных отношений сообщают психологи, коучи, предлагающие тренинги или психологическую помощь для выхода из нездоровых отношений. Процитируем комментарий профессионального психолога к статье о токсичных отношениях: «Есть секретный рецепт выхода из токсичных отношений - не входить в них. Если уже удалось в этих отношениях увязнуть, то придётся выбираться. Почему близкий (или не очень) человек делает отношения токсичными? Ответ на это вопрос можно поискать после выхода из отношений, если это почему-то интересно. На практике все не так уж просто. Выйти из

токсичных отношений без посторонней помощи получается не у всех. Терапия групповая или индивидуальная может помочь» - [4].

Итак, в СМИ мы наблюдаем семантическое преобразование прилагательного «токсичный». Нетрудно заметить, что в словарных дефинициях обычно указывается единственное лексическое значение прилагательного «токсичный»: «(спец., мед.) Способный отравить, вызвать отравление. Токсичные вещества» - [5, с. 726]. Тогда как анализ контекстов показал, что на современном этапе прилагательное получило новое значение «<портить (отравлять) жизнь кому-то»: токсичные отношения, токсичные тролли, токсичная тема для дискуссий, токсичный человек, токсичный актив, токсичные кредиты, токсичный старикашка, токсичные эмоции, токсичные люди, токсичные переживания. Как мы видим, в речи фигурируют выражения, акцентирующие внимание на негативное, разрушительное воздействие чего-либо, кого-либо, произошел метафорический перенос названия с одного предмета на другой по их сходству или по наличию устойчивых связей между ними. В количественном отношении такое словоупотребление составляет 25 документов, 36 вхождений по результатам поиска в основном корпусе НКРЯ - [6].

С позиции психологии, стремление к разрушительной деятельности является проявлением деструктивного поведения, под которым подразумеваются «вербальные либо иные проявления внутренней деятельности, устремлённые на уничтожение чего-либо. Разрушения охватывают все области бытия индивида: социализацию, здоровье, взаимоотношения со значимыми людьми» - [7].

Психологи предлагают критерии к выделению деструктивного поведения, разрабатывают типологию и классификацию деструктивного поведения, тогда как, в строгом смысле понятие «токсичное поведение» не является термином, позволяющим ввести его в научную классификацию, скорее это собирательное понятие, отрефлексированное современным коммуникативно-массовом сознанием в текстах СМИ, а также дань речевой моде. Об этом свидетельствует повсеместное использование лексемы «токсичность» и ее дериватов в рекламе тренингов и психологических консультаций.

Анализ языковых примеров показал, что разрушительное действие - это системообразующий признак токсичности, однако, выделение только одного признака не позволяет выделить его из типологического ряда деструктивного поведения. Говоря о токсичности, индивид указывает на долгосрочность данного

деструктивного влияния, в отличие от разово проявленной агрессии: драки, оскорбления. В медийных текстах в качестве признаков токсичных отношений представлены: контроль поведения, отсутствие поддержки, зависть, чувство обиды, чувство тревоги, отсутствие уважения, постоянный стресс, игнорирование потребностей. Именно эти признаки говорят о длительном и многократном повторении влиянии агрессора на жертву.

Токсичные отношения всегда сопровождаются стрессом, порождающим деструктивные эмоции: беспокойство, доходящее до чувства тревоги, чувство вины, часто страх, усталость, печаль. Эти мысли выматывают жертву, мешают работе вне отношений. Жертва не понимает, что сделала неправильно и как измениться, чтобы улучшить взаимоотношения. Это часто приводит к Стокгольмскому синдрому и сильной эмоциональной зависимости от манипулятора.

Согласно взгляду психоаналитика Изабель Королицки, жертва токсичного человека, погрузившись в разрушительные для нее отношения, не идентифицирует их как таковые, по причине работы бессознательного: «Бессознательное ищет то, что знает, оно не отваживается на неизведанную территорию». Пережив однажды опыт токсичного общения, жертва бессознательно стремится вновь пережить их - [8]. Токсичные отношения - это отношения контроля, в которых другой стремится утвердить свою власть над жертвой, причинять вред, жертва чувствует себя некомфортно, ослабленной, это может привести к серьезным соматическим заболеваниям - [9].

Резюмируем. Плотный информационный поток текстов СМИ отражает языковую картину мира, которая, в свою очередь, является зеркалом реальных событий, происходящих в мире. Появление лексем, нарастание частотности их употребления свидетельствуют о важном для человека и общества в целом процессе или явлении. Токсичные отношения - болезненный и нездоровый вид деструктивного общения между людьми. В русском языке прилагательное «токсичный» получило метафорический перенос, активно используется в речи для номинации долгосрочных нездоровых отношений между агрессором и жертвой. Признаками токсичных отношений являются темпоральность (продолжительное негативное воздействие) и сокращение коммуникативной дистанции за счет вторжение в систему ценностных координат.

Список литературы:

1. Чудинова Е.В. Информационное воздействие на общество через средства массой информации / Е. В. Чудинова, Е. Н. Полякова // Безопасность информационного пространства — 2017: XVI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов, молодых ученых. Екатеринбург, 12 декабря 2017 года. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. — С. 220-224.

2. Буряковская В.А. Лингвокультурные характеристики "слова года" / В.А. Буряковская, O.A. Дмитриева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2017. - № 3(116). - С. 101 -105.

3. Иссерс О.С. В поисках общего словаря: дискурсивные практики новейшего времени через призму проектов «слово года» // Политическая лингвистика. 2014. № 4 (50). С. 48-53

4. Психологи // [Электронный ресурс]. URL: https://www.b17.ru/article/319108/ (дата обращения: 2.12.2021)

5. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1940. Т. 4. 88405 с.

6. НКРЯ // [Электронный ресурс]. URL: https:// processing.ruscorpora.ru/search.xml?lang=ru&sort=i_grtagging&startyear=2000&text =lexform&req=%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%81 %D0%B8%D1%87%D0%BD% D1%8B%D0%B9&api=1.0&env=alpha&endyear=2019&mode=main&nodia=1 (дата обращения: 2.12.2021)

7. Ведмеш H.A. Деструктивное поведение // // [Электронный ресурс]. URL: https://psihomed.com/destruktivnoe-povedenie (дата обращения: 2.12.2021)

8. Salvi F. M. Comment assainir nos relations // [Электронный ресурс]. URL: https://www.psychologies.com/Bien-etre/Prevention/Hygiene-de-vie/Articles-et-Dossiers/Les-cles-d-une-vie-plus-saine/Comment-assainir-nos-relations (дата обращения: 2.12.2021)

9. Chronique livre: savoir gérer les personnes toxiques // [Электронный ресурс]. URL: https://www.femininbio.com/developpement-personnel/actualites-et-nouveautes/chronique-livre-savoir-gerer-les-personnes-toxiques-53932 (дата обращения: 2.12.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.