Научная статья на тему 'Точки роста конкурентоспособности аграрной сферы'

Точки роста конкурентоспособности аграрной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / качество / точки роста / кластер / аграрная сфера / Competitiveness / quality / growth points / Cluster / agrarian sphere

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирилова О. В.

Точки роста конкурентоспособности страны это технологические кластеры, представляющие собой сквозные технологии, которые благодаря своей универсальности обладают высоким мультипликативным эффектом, воздействующим на весь производственный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Points of growth of competitiveness of the country are technological clusters, representing through technologies which thanks to the universality have the high multiplicate effect influencing all production.

Текст научной работы на тему «Точки роста конкурентоспособности аграрной сферы»

Экономика

ТОЧКИ РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРАРНОЙ СФЕРЫ

О.В. КИРИЛОВА,

кандидат экономических наук, зав. кафедрой «Управление АПК», Тюменская ГСХА

Ключевые слова: конкурентоспособность, качество, точки роста, кластер, аграрная сфера.

По оценкам Всемирного экономического форума, в 2008 году Россия заняла 51-е место в международном рейтинге конкурентоспособности, что является крайне низким показателем по сравнению с результатами таких стран, как США (1-е место), Германия (7-е место), Великобритания (12-е место), Франция (16-е место), Канада (10-е место), Япония (9-е место) и Китай (30-е место).

Проблема повышения конкурентоспособности на сегодняшний день выдвинута в ранг национальной идеи. При этом особое значение приобретают вопросы конкурентоспособности продукции отдельных хозяйствующих субъектов, отраслей и экономики страны в целом. Сущность конкурентоспособности любого экономического объекта в целом одинакова - это способность страны, региона, отрасли, предприятия опережать конкурентов в достижении поставленных целей: укреплении своих позиций на рынке и получении на основе этого прибыли.

«Конкурентоспособность» и «качество» нередко трактуются как синонимы. Такое отождествление некорректно по тем соображениям, что для потребителя качество является обязательной характеристикой, но недостаточной для принятия решения о приобретении данной продукции.

Таблица

Качество продуктов питания, поступивших на потребительский рынок

Забраковано и снижено в объёму проинспекти сортности в % к общему рованных товаров

отечественных импортных

2007 г. 200б г. 2007 г. 200б г.

Мясо всех видов 14,1 10,9 11,7 0,8

Колбасные изделия и копчёности 10,3 б8,б 1,0 5,7

Рыба и рыбопродукты 10,9 14,8 - 2б,б

Цельномолочная продукция 16,1 9,0 - -

Масло животное 8,2 4,9 - 0,1

Сыры всех видов 10,8 20,8 - 7,3

Маргарин, майонез 2,7 7,3 - -

Масло растительное 5,4 1б,9 8,0 0,4

Кондитерские изделия 13,2 51,2 - 0,3

Консервы мясные и мясорастительные 4,2 18,4 - -

Плодоовощная консервация 21,8 13,2 2,9 0,2

Минеральная вода 18,4 2,1 100,0 б5,5

Водка и ликёроводочные изделия 0,3 1,4 8,5 5,7

Вина виноградные и плодовые 0,9 0,7 б4,8 88,1

Коньяк 0,б 0,8 5,8 48,7

Шампанское 1,4 3,1 - 52,б

Пиво 2,4 2,0 - 13,4

625003, г. Тюмень, ул. Республики, 7; тел. 8 (3452) 46-16-43

Качество продукции закладывается в сфере проектирования и производства и обнаруживается в процессе её использования, то есть в сфере потребления. Конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате её продажи, то есть в сфере обращения, определяется совокупностью только тех его свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности.

Анализ качества, выполненный в соответствии с действующими нормативными документами, ещё не даёт оценки степени конкурентоспособности продукции. Последняя определяется в процессе сбыта, то есть зависит от реакции покупателя.

В Тюменской области (включая автономные округа) качество отдельных видов продуктов питания, поступивших на потребительский рынок в 2007 году, по данным Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Тюменской области, оставалось невысоким (табл.). Наиболее низкого качества поступили в продажу для населения товары отечественного производства: плодоовощные консервы (забраковано и сни-

жено в сортности 21,8% к общему объёму проинспектированных товаров), минеральная вода (18,4%), цельномолочная продукция (16,1%), мясо всех видов (14,1%), кондитерские изделия (13,2%). По сравнению с 2006 годом наибольшее увеличение доли забракованных и сниженных в сортности отечественных товаров отмечено по минеральной воде (на 16,3%), плодоовощной консервации (на 8,6%), цельномолочной продукции (на 7,1%). Большой удельный вес забракованных и сниженных в сортности товаров импортного производства приходился на минеральную воду (100%), вина виноградные и плодовые (64,8%). По сравнению с 2006 годом доля забракованной и сниженной в сортности импортной минеральной воды увеличилась на 34,5%, вин виноградных и плодоовощных - снизилась на 23,3%.

В российской практике немало примеров, когда товары, отвечающие требованиям норм, не пользуются спросом отдельных групп потребителей.

Сферу качества определяют следующие ресурсы предприятия: персонал, технологии, инновации.

Персонал - это самый главный строительный ресурс, ценность любого предприятия. Улучшить деятельность персонала можно путём развития производственных навыков, чёткого определения роли каждого сотрудника в предприятии и его процессах, обучения их основным инструментам всеобщего управления качеством, развития личности каждого сотрудника.

Технологии - это ресурс в области конкурентоспособности. Они способствуют развитию методов и механизмов производства, динамике их взаимодействия. Трудно переоценить важность динамики развития технологий, так как большинство успешных программ по улучшению конкурентоспособности основано на технологических разработках в области производства.

И, наконец, инновации - это жизненно важный ресурс сферы качества, который должен быть в достаточной степени развит как на уровне отдельной личности, так и на уровне команды.

Проведённые исследования показали, что точки роста будущей конкурентоспособности страны - это техноло-

Competitiveness, quality, growth points, cluster, agrarian sphere.

Экономика

гические кластеры, представляющие собой сквозные технологии, которые благодаря своей универсальности обладают высоким мультипликативным эффектом, воздействующим на весь производственный процесс - от проектирования и конструирования до выпуска и доведения до потребителя.

Отличительной особенностью технологических кластеров является то, что образующие их конкретные технологии находят применение в самых разных отраслях, повышая тем самым уровень национальной конкурентоспособности. В то же время данные технологии будут вносить свой вклад в развитие, поддержание, усиление конкурентоспособности и тех отраслей, которые уже сегодня таковыми являются, в том числе сырьевых отраслей.

Не случайно в последнее время экономику за рубежом стали рассматривать через призму кластеров, а не через традиционную группировку компаний, отраслей или же секторов - кластеры лучше согласуются с самим характером конкуренции и источниками достижения конкурентных преимуществ. Большинство участников кластера не конкурируют между собой непосредственно, так как они обслуживают разные отрасли. Государственные и частные инвестиции, направленные на улучшение условий функционирования кластера, приносят пользу сразу множеству субъектов экономической деятельности.

Предлагаемый механизм управления отраслевой научно-инновационной системы включает органы отраслевого управления, межотраслевой координационный совет, блок аграрного кластера, объединяющий усилия научных уч-

реждений, вузовского сектора науки, инфраструктуру инновационной системы, а также инновационно активные аграрные предприятия. Реализация предлагаемого механизма управления кластером обеспечивает благоприятные условия для интеграции науки и вузов с системой отраслевого управления, создаёт основу для экономического и инновационного развития аграрных отраслей экономики России.

Нами определён перечень организаций, которые могут выступать в качестве резидентов аграрного кластера согласно представленной модели (рис.).

На территории ЯНАО присутствуют кластерные инициативы, реализуемые органами местного самоуправления. Основными направлениями реализации кластерной политики являются развитие сетей компаний в смежных подотраслях; создание сетей контактов между органами власти, университетами, НИИ, технопарками и частными компаниями; создание бренда региона; продвижение продукции на российский и зарубежные рынки. Реализация политики происходит через государственно-частное партнёрство, проведение исследований о развитии взаимодействия между членами кластерной инициативы, государственные заказы для диверсификации деятельности компаний, организацию выставок.

Областная целевая программа «Сотрудничество» действует на территории Тюменской области с 2005 года согласно договору между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.

В 2008 году реализация областной

целевой программы «Сотрудничество» была направлена на дальнейшее развитие интеграционных процессов в экономике и социальной сфере региона на основе общих интересов и общей задачи обеспечения достойной жизни граждан, формирования и реализации планов социально-экономического развития Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Фактический объём финансирования программы в 2008 году составил 36,7 млрд руб. (88,47% к запланированному объёму затрат на 2008 год), в том числе:

■ Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - 19,3 млрд руб. (93,2%);

■ Ямало-Ненецкий автономный округ - 6,9 млрд руб. (80,5%);

■ Тюменская область - 10,5 млрд руб. (85,8%).

В отчётном периоде 38% всего объёма финансирования программы приходится на мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры и транспортного обслуживания населения (13,9 млрд руб.).

На мероприятия по поддержке и развитию сельскохозяйственного производства в 2008 году направлено 566,8 млн руб.

В целях развития традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народностей Севера - рыболовства и оленеводства - средства программы направлялись в основном на укрепление материально-технической базы и технологическое оснащение рыболовных предприятий, на обеспечение ветеринарного благополучия в оленеводческих хозяйствах.

Ограничениями кластерообразова-ния являются возможность распада кпа-

Рисунок. Проект аграрного кластера Ямало-Ненецкого автономного округа

Экономика

стера в случае изменения мировой конъюнктуры, сложность выявления его границ в пространстве, некорректное использование понятия «кластер», неоднозначность роли транснациональных компаний в развитии кластеров, возмож-

ность возникновения негативных последствий переориентации функциональных связей предприятия, снижение коммуникативного потенциала входящих в кластер предприятий, отсутствие

эффективной методологической базы, обеспечивающей применение кластерного подхода, в частности, отсутствие достаточно универсальной модели формирования кластера и управления его функционированием.

Литература

1. Рейтинг европейской конкурентоспособной и переходной экономики: рейтинг прогресса расширения ЕС, конкурентоспособности и реструктуризации европейской и переходной экономик. иР1_: http://gtmarket.ru/.

2. Формирование рынков сбыта сельскохозяйственной продукции для тюменских товаропроизводителей: Материалы круглого стола. Тюмень : Тюменская Областная Дума, 2007. 108 с.

3. Объём затрат на реализацию мероприятий областной целевой программы “Сотрудничество" на территориях юга Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов в 2006 и 2007 годах (в ред. Постановления Правительства Тюменской области от 22.02.2008 г. № 60-п).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.