Экономика
ТОЧКИ РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРАРНОЙ СФЕРЫ
О.В. КИРИЛОВА,
кандидат экономических наук, зав. кафедрой «Управление АПК», Тюменская ГСХА
Ключевые слова: конкурентоспособность, качество, точки роста, кластер, аграрная сфера.
По оценкам Всемирного экономического форума, в 2008 году Россия заняла 51-е место в международном рейтинге конкурентоспособности, что является крайне низким показателем по сравнению с результатами таких стран, как США (1-е место), Германия (7-е место), Великобритания (12-е место), Франция (16-е место), Канада (10-е место), Япония (9-е место) и Китай (30-е место).
Проблема повышения конкурентоспособности на сегодняшний день выдвинута в ранг национальной идеи. При этом особое значение приобретают вопросы конкурентоспособности продукции отдельных хозяйствующих субъектов, отраслей и экономики страны в целом. Сущность конкурентоспособности любого экономического объекта в целом одинакова - это способность страны, региона, отрасли, предприятия опережать конкурентов в достижении поставленных целей: укреплении своих позиций на рынке и получении на основе этого прибыли.
«Конкурентоспособность» и «качество» нередко трактуются как синонимы. Такое отождествление некорректно по тем соображениям, что для потребителя качество является обязательной характеристикой, но недостаточной для принятия решения о приобретении данной продукции.
Таблица
Качество продуктов питания, поступивших на потребительский рынок
Забраковано и снижено в объёму проинспекти сортности в % к общему рованных товаров
отечественных импортных
2007 г. 200б г. 2007 г. 200б г.
Мясо всех видов 14,1 10,9 11,7 0,8
Колбасные изделия и копчёности 10,3 б8,б 1,0 5,7
Рыба и рыбопродукты 10,9 14,8 - 2б,б
Цельномолочная продукция 16,1 9,0 - -
Масло животное 8,2 4,9 - 0,1
Сыры всех видов 10,8 20,8 - 7,3
Маргарин, майонез 2,7 7,3 - -
Масло растительное 5,4 1б,9 8,0 0,4
Кондитерские изделия 13,2 51,2 - 0,3
Консервы мясные и мясорастительные 4,2 18,4 - -
Плодоовощная консервация 21,8 13,2 2,9 0,2
Минеральная вода 18,4 2,1 100,0 б5,5
Водка и ликёроводочные изделия 0,3 1,4 8,5 5,7
Вина виноградные и плодовые 0,9 0,7 б4,8 88,1
Коньяк 0,б 0,8 5,8 48,7
Шампанское 1,4 3,1 - 52,б
Пиво 2,4 2,0 - 13,4
625003, г. Тюмень, ул. Республики, 7; тел. 8 (3452) 46-16-43
Качество продукции закладывается в сфере проектирования и производства и обнаруживается в процессе её использования, то есть в сфере потребления. Конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате её продажи, то есть в сфере обращения, определяется совокупностью только тех его свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности.
Анализ качества, выполненный в соответствии с действующими нормативными документами, ещё не даёт оценки степени конкурентоспособности продукции. Последняя определяется в процессе сбыта, то есть зависит от реакции покупателя.
В Тюменской области (включая автономные округа) качество отдельных видов продуктов питания, поступивших на потребительский рынок в 2007 году, по данным Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Тюменской области, оставалось невысоким (табл.). Наиболее низкого качества поступили в продажу для населения товары отечественного производства: плодоовощные консервы (забраковано и сни-
жено в сортности 21,8% к общему объёму проинспектированных товаров), минеральная вода (18,4%), цельномолочная продукция (16,1%), мясо всех видов (14,1%), кондитерские изделия (13,2%). По сравнению с 2006 годом наибольшее увеличение доли забракованных и сниженных в сортности отечественных товаров отмечено по минеральной воде (на 16,3%), плодоовощной консервации (на 8,6%), цельномолочной продукции (на 7,1%). Большой удельный вес забракованных и сниженных в сортности товаров импортного производства приходился на минеральную воду (100%), вина виноградные и плодовые (64,8%). По сравнению с 2006 годом доля забракованной и сниженной в сортности импортной минеральной воды увеличилась на 34,5%, вин виноградных и плодоовощных - снизилась на 23,3%.
В российской практике немало примеров, когда товары, отвечающие требованиям норм, не пользуются спросом отдельных групп потребителей.
Сферу качества определяют следующие ресурсы предприятия: персонал, технологии, инновации.
Персонал - это самый главный строительный ресурс, ценность любого предприятия. Улучшить деятельность персонала можно путём развития производственных навыков, чёткого определения роли каждого сотрудника в предприятии и его процессах, обучения их основным инструментам всеобщего управления качеством, развития личности каждого сотрудника.
Технологии - это ресурс в области конкурентоспособности. Они способствуют развитию методов и механизмов производства, динамике их взаимодействия. Трудно переоценить важность динамики развития технологий, так как большинство успешных программ по улучшению конкурентоспособности основано на технологических разработках в области производства.
И, наконец, инновации - это жизненно важный ресурс сферы качества, который должен быть в достаточной степени развит как на уровне отдельной личности, так и на уровне команды.
Проведённые исследования показали, что точки роста будущей конкурентоспособности страны - это техноло-
Competitiveness, quality, growth points, cluster, agrarian sphere.
Экономика
гические кластеры, представляющие собой сквозные технологии, которые благодаря своей универсальности обладают высоким мультипликативным эффектом, воздействующим на весь производственный процесс - от проектирования и конструирования до выпуска и доведения до потребителя.
Отличительной особенностью технологических кластеров является то, что образующие их конкретные технологии находят применение в самых разных отраслях, повышая тем самым уровень национальной конкурентоспособности. В то же время данные технологии будут вносить свой вклад в развитие, поддержание, усиление конкурентоспособности и тех отраслей, которые уже сегодня таковыми являются, в том числе сырьевых отраслей.
Не случайно в последнее время экономику за рубежом стали рассматривать через призму кластеров, а не через традиционную группировку компаний, отраслей или же секторов - кластеры лучше согласуются с самим характером конкуренции и источниками достижения конкурентных преимуществ. Большинство участников кластера не конкурируют между собой непосредственно, так как они обслуживают разные отрасли. Государственные и частные инвестиции, направленные на улучшение условий функционирования кластера, приносят пользу сразу множеству субъектов экономической деятельности.
Предлагаемый механизм управления отраслевой научно-инновационной системы включает органы отраслевого управления, межотраслевой координационный совет, блок аграрного кластера, объединяющий усилия научных уч-
реждений, вузовского сектора науки, инфраструктуру инновационной системы, а также инновационно активные аграрные предприятия. Реализация предлагаемого механизма управления кластером обеспечивает благоприятные условия для интеграции науки и вузов с системой отраслевого управления, создаёт основу для экономического и инновационного развития аграрных отраслей экономики России.
Нами определён перечень организаций, которые могут выступать в качестве резидентов аграрного кластера согласно представленной модели (рис.).
На территории ЯНАО присутствуют кластерные инициативы, реализуемые органами местного самоуправления. Основными направлениями реализации кластерной политики являются развитие сетей компаний в смежных подотраслях; создание сетей контактов между органами власти, университетами, НИИ, технопарками и частными компаниями; создание бренда региона; продвижение продукции на российский и зарубежные рынки. Реализация политики происходит через государственно-частное партнёрство, проведение исследований о развитии взаимодействия между членами кластерной инициативы, государственные заказы для диверсификации деятельности компаний, организацию выставок.
Областная целевая программа «Сотрудничество» действует на территории Тюменской области с 2005 года согласно договору между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
В 2008 году реализация областной
целевой программы «Сотрудничество» была направлена на дальнейшее развитие интеграционных процессов в экономике и социальной сфере региона на основе общих интересов и общей задачи обеспечения достойной жизни граждан, формирования и реализации планов социально-экономического развития Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.
Фактический объём финансирования программы в 2008 году составил 36,7 млрд руб. (88,47% к запланированному объёму затрат на 2008 год), в том числе:
■ Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - 19,3 млрд руб. (93,2%);
■ Ямало-Ненецкий автономный округ - 6,9 млрд руб. (80,5%);
■ Тюменская область - 10,5 млрд руб. (85,8%).
В отчётном периоде 38% всего объёма финансирования программы приходится на мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры и транспортного обслуживания населения (13,9 млрд руб.).
На мероприятия по поддержке и развитию сельскохозяйственного производства в 2008 году направлено 566,8 млн руб.
В целях развития традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народностей Севера - рыболовства и оленеводства - средства программы направлялись в основном на укрепление материально-технической базы и технологическое оснащение рыболовных предприятий, на обеспечение ветеринарного благополучия в оленеводческих хозяйствах.
Ограничениями кластерообразова-ния являются возможность распада кпа-
Рисунок. Проект аграрного кластера Ямало-Ненецкого автономного округа
Экономика
стера в случае изменения мировой конъюнктуры, сложность выявления его границ в пространстве, некорректное использование понятия «кластер», неоднозначность роли транснациональных компаний в развитии кластеров, возмож-
ность возникновения негативных последствий переориентации функциональных связей предприятия, снижение коммуникативного потенциала входящих в кластер предприятий, отсутствие
эффективной методологической базы, обеспечивающей применение кластерного подхода, в частности, отсутствие достаточно универсальной модели формирования кластера и управления его функционированием.
Литература
1. Рейтинг европейской конкурентоспособной и переходной экономики: рейтинг прогресса расширения ЕС, конкурентоспособности и реструктуризации европейской и переходной экономик. иР1_: http://gtmarket.ru/.
2. Формирование рынков сбыта сельскохозяйственной продукции для тюменских товаропроизводителей: Материалы круглого стола. Тюмень : Тюменская Областная Дума, 2007. 108 с.
3. Объём затрат на реализацию мероприятий областной целевой программы “Сотрудничество" на территориях юга Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов в 2006 и 2007 годах (в ред. Постановления Правительства Тюменской области от 22.02.2008 г. № 60-п).