Научная статья на тему 'Кластер пищевой промышленности Тюменской области: проблемы функционирования и развития'

Кластер пищевой промышленности Тюменской области: проблемы функционирования и развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
353
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кластер / поставщики / ПОТРЕБИТЕЛИ / отрасль / ПРОДУКЦИЯ / Cluster / suppliers / Consumer / Branch / Production

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисова Н. А., Астраханцева И. В.

В статье проведен анализ кластера пищевой промышленности Тюменской области. Рассмотрены основные конкурентные преимущества кластера. Выявлены направления развития кластера. Определены необходимые меры государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the cluster of the food industry of the Tyumen region is analysed. The basic competitive advantages cluster are considered. Development directions cluster are revealed, necessary measures of the state support are defined.

Текст научной работы на тему «Кластер пищевой промышленности Тюменской области: проблемы функционирования и развития»

Экономика

ливать потенциал на будущее.

Различия в налогообложении расходов на оплату труда в сельскохозяйственных предприятиях и предприятиях, работающих на упрощенной системе налогообложения, по отношению к предприятиям, работающим на общей системе налогообложения, дают возможность первым увеличить ФОТ до 10% без увеличения налоговой нагрузки.

Резервом увеличения объемов закупаемого молока могут стать хозяйства населения. Перерабатывающее предприятие может продавать по сниженным ценам сдатчикам молока спе-

циализированные корма на основе заменителей цельного молока для выпойки телятам и поросятам. В настоящее время на выпойку используется цельное молоко. При замене части цельного молока на ЗЦМ увеличится товарность молока, производимого в хозяйствах граждан, возрастет объем молока, продаваемого на перерабатывающее предприятие, появится возможность реализации сухого молока на изготовление специализированных кормов.

Заключение Таким образом, для повышения конкурентоспособности продукции молокопе-

рерабатывающего предприятия решающее значение имеет качество сырья. В Тюменской области резерв повышения качества сырого молока по сельскохозяйственным товаропроизводителям составляет 4%. По нашему мнению, есть резервы по повышению качества сырого молока, произведенного хозяйствами населения. При сборе молока необходимо использовать оборудование для экспресс-анализа сдаваемого молока не только по жиру, но также по плотности, количеству белка, кислотности. Молоко различных параметров качества необходимо помещать раздельно в соответствующие емкости.

Литература

1. Тюменская область в цифрах : стат. сб. в 4 частях / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. Тюмень, 2009. Ч. 1. 230 с.

2. Байназаров И. М., Лутфуллин Ю. Р Предприятия молочной промышленности (вопросы теории и практики обеспечения конкурентоспособности). Уфа : Гилсм, 2007. 184 с.

3. Сёмин А. Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК: вопросы теории и практики. Екатеринбург : Изд-во УралГСХА, 2006. 960 с.

4. Подгорбунских П. Е., Головина С. Г. Теория и практика развития аграрных хозяйств: от классики до институционализма. Курган : Полиграфический комбинат «Зауралье», 2005.

КЛАСТЕР ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Н.А. АНИСОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры организации производства и внешнеэкономической деятельности, Тюменский ГНГУ, генеральный директор, И.В. АСТРАХАНЦЕВА, исполнительный директор, ЗАО «Аудиторская компания «Развитие и осторожность»

Ключевые слова: кластер, поставщики, потребители, отрасль, продукция.

Цель и методика исследования

В настоящее время в экономической науке активно обсуждается теория кластеров. В многочисленных исследованиях сделаны попытки применения теории кластеров на практике. При этом проводятся аналитические исследования по построению кластеров в различных отраслях промышленности, агропромышленном комплексе, в социальных секторах экономики: образовании и здравоохранении.

В результате построения кластерной модели выстраиваются межотраслевые цепочки местных предприятий, производится расчет совокупных экономических показателей (совокупный объем производства, численность занятых, налоговая база), что позволяет оценить значимость кластера для территории и обосновывать меры государственной поддержки с конкретным перечнем мероприятий по инвестиционной и промышленной политике органов власти.

Возможность разработки конкретных мероприятий характеризует научную и практическую значимость разработанной нами модели кластера пищевой промышленности Тюменской

области, когда по результатам научного применения данной модели производится обоснование мероприятий, включаемых в ведомственные целевые программы различных департаментов, посредством которых реализуется промышленная политика поддержки местных предприятий.

Результаты исследования Кластер пищевой промышленности Тюменской области можно охарактеризовать как сильный с сильным центром (рисунок).

Отрасль характеризуется незначительным количеством крупных предприятий, что ведет к высокой степени монополизации.

Структура кластера Кластер характеризуется незначительным количеством внешних взаимосвязей. Основные поставщики сырья для предприятий корневого бизнеса кластера узкоспециализированы и не различаются многообразием. Это местные сельхозпроизводители, расположенные на юге Тюменской области.

Наблюдается сильное влияние поставщиков.

Основные потребители кластера -

625000, г. Тюмень, ул. Дзержинского, 15, оф. 702; тел.: 8 (3452) 59-50-33, 59-50-29; e-mail: [email protected]

это население, предприятия социальной сферы, птицефабрики, предприятия пищевой промышленности Тюменской области (внутреннее потребление), Ханты-Мансийского автономного округа -Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа (за пределы региона), экспорт.

Наблюдается значительное влияние покупателей.

Основная продукция кластера Основной продукцией кластера пищевой промышленности является производство молочной продукции, мясных продуктов, масложировой продукции, хлебопекарных изделий, алкогольной продукции, минеральных вод и других безалкогольных напитков, переработка и консервирование овощей, переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов, производство шоколада и кондитерских изделий.

Вывоз продукции за пределы региона Основной объем вывоза продукции за пределы Тюменской области осуществляется в регионы Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Не-

Cluster, suppliers, consumer, branch, production.

Экономика

нецкий автономный округ, Казахстан.

Основные виды вывозимой за пределы региона продукции: изделия колбасные, консервы мясные, молочные, цельномолочная продукция, кондитерские изделия, водка и ликеро-водочные изделия, безалкогольные напитки, воды минеральные.

Экспорт продукции осуществляется в Республику Казахстан (мясные и молочные консервы).

Оценка вывоза продукции за пределы региона - 1% от объема производства, на экспорт - менее 1 %.

Оценка инновационности и конкурентоспособности

Использование новых технологий производства предприятиями отрасли влечет за собой обеспечение конкурентоспособности продукции. Предприятия ОАО «Ялуторовскмолоко», ОАО «Ялуторовский мясокомбинат», ОАО «Тюменский хлебокомбинат» применяют новые технологии, рецептуры, регулярно работают над расширением ассортиментной линейки, созданием и продвижением новых брендов высокого и среднедорогого ценового сегмента.

Продукция кластера конкурентоспособна.

Сильные и слабые стороны кластера

Сильными сторонами кластера являются внутренние взаимосвязи - сырье для производства пищевой продукции поставляется сельскохозяйственными предприятиями юга Тюменской области.

Слабыми сторонами кластера являются высокая степень морального и физического износа основных фондов, недостаток собственных оборотных

средств, слабая инвестиционная активность, нехватка отраслевых специалистов всех уровней.

Выводы. Рекомендации

Перспективы развития кластера пищевой промышленности Тюменской области

Направления развития

1. Создание конкурентоспособного эффективного агропродовольственного производства.

2. Модернизация и техперевооруже-ние с привлечением частного капитала и при поддержке правительства.

3. Модернизация образовательной инфраструктуры.

4. Государственное обеспечение механизма внедрения инноваций.

5. Поддержка правительством цен на продовольственном рынке, таможенно-тарифное регулирование.

Меры поддержки

1. Компенсация затрат по участию в международных, общероссийских и региональных выставках и ярмарках.

2. Информационная поддержка отрасли (реклама).

3. Развитие инфраструктуры сбыта и экспорта тюменских предприятий.

Дополнительно предприятиями отрасли были заявлены следующие меры поддержки, которые могут быть рассмотрены в дальнейшем при изменении экономической ситуации.

I. Поддержка сельхозпроизводителей юга Тюменской области:

I. Развитие сырьевой базы.

II. Кредиты:

1. Получение кредитных ресурсов на:

1) проведение технического перевооружения, модернизацию;

2) расширение производства.

III. Возмещение разницы в процентных ставках по кредитам и лизинговым операциям:

1. Твердая процентная ставка по лизинговым платежам - ставка на уровне 3-4%.

IV. Предоставление 8% компенсации части стоимости заказанной и оплаченной пищевой продукции компаниям Ханты-Мансийского автономного округа -Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа:

1. Взаимоотношения с крупными нефтяными компаниями - переход от тендерной системы распределения заказов к именной продуктовой сертификации, к статусу стратегических партнеров.

V. Включение предприятий пищевой отрасли в список отраслей промышленности Тюменской области на компенсацию затрат по участию в международных, общероссийских и региональных выставках и ярмарках (предприятия отрасли исключены из списка).

VI. Информирование о проводимых тендерах на территории г. Тюмени, Ханты-Мансийского автономного округа -Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.

VII. Поддержка региональной бренди-рованной продукции:

1. Приобретение площадей (фирменные магазины, торговые точки).

2. Финансирование создания торговой марки.

VIII. Разработка регламента проведения конкурсов, тендеров по снабжению продуктами питания социальной сферы среди тюменских товаропроизводителей, а не посредников и торговых ком-

Рисунок. Кластер пищевой промышленности Тюменской области

паний, с учетом колебания цен на рынке в течение года.

IX. Программа «2х2» по удвоению экспорта и вывоза за 2 года - поддержка предприятий, поставляющих продукцию за пределы области:

1. Снятие административных барьеров:

1) стандартизация сроков возмещения НДС по экспортным операциям;

2) взаимодействие с государственными регулирующими органами Республики Казахстан по вопросам приобретения недвижимости тюменскими предприятиями под торговые центры.

X. Административная поддержка предприятий по сокращению сроков и упрощению процедуры возмещения НДС (фактически до 6 мес.):

1. Административная помощь по взаимодействию с ФНС г. Тюмени.

2. Создание «зеленого коридора» местным переработчикам по возмещению НДС:

1) стандартизация сроков возмещения НДС;

2) стандартизация процедуры.

XI. Создание автотранспортного предприятия по оказанию услуг предпри-

ятиям-переработчикам.

XII. Компенсация части транспортных расходов по доставке продукции сельхозпереработки в Ханты-Мансийский автономный округ - Югру и ЯмалоНенецкий автономный округ (принято в 2006 году в размере 1 руб. за 1 тн/км).

XIII. Пересмотр механизма возврата субсидий из бюджета переработчикам мяса и молока:

1. Сокращение срока возврата субсидий товаропроизводителям.

2. Осуществление авансирования субсидий на закуп молока, мяса.

XIV. Разработка программы по привлечению отраслевых специалистов всех уровней - нехватка отраслевых специалистов: технологов, специалистов по контролю качества; специалистов по маркетингу; специалистов по охране труда и экологии; биотехнологов; специалистов по оборудованию и автоматизации; технических специалистов; квалифицированного рабочего персонала: специалистов по первоначальной обработке туш.

XV. Создание базовых обучающих центров на предприятиях пищевой отрасли для прохождения практики студен-

Экономика

тов отраслевых специальностей:

1. Возрождение традиции обучающего центра ПУ при мясокомбинате (пример: Тюменский мясокомбинат в советское время).

2. Реанимирование ПУ №15 г. Ялуторовска, традиционно поставлявшего отраслевые кадры в советское время.

XVI. Поддержка общественных, некоммерческих объединений и ассоциаций (Ассоциация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Тюменской области, Ассоциация рыбопромышле нников Сибири).

XVII. Разработка программы по консолидации усилий по обороту контрафактной, фальсифицированной алкогольной продукции работниками законодательной, исполнительной власти и правоохранительных органов, представителями общественности.

Усиление контроля и координации -создание ассоциации (объединения) участников алкогольного рынка с привлечением представителей лицензионной палаты, правоохранительных органов, ФНС и Федеральной службы Роспотребнадзора.

Литература

Портер Майкл Э. Конкуренция / пер. с англ. М. : Вильямс, 2005. 608 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СЕЛА

О.Н. ГОНЧАРЕНКО,

кандидат исторических наук, доцент, Тюменская ГСХА

Ключевые слова: село, новая деревня, российское село, социокультурная организация, социокультурное развитие.

Проблемы возрождения села в настоящее время становятся политической и социальной задачей государства. Это диктуется громадной значимостью крестьянства в современном мире, его вкладом в экономику, культуру, духовную жизнь страны, его исторической ролью в социальных преобразованиях как развитых, так и развивающихся стран.

Несмотря на то, что город в наши дни значим, жизнь в селе продолжается. Селяне занимаются производством сельскохозяйственной продукции - кормят себя и горожан. В условиях, когда мир вступает в эру дорогого продовольствия, так как все пахотные земли на планете освоены, население Земли растет, увеличивается потребление высококачественных продуктов в Китае и Индии, бизнес на земле становится рентабельным. Современная задача: вывести сельскохозяйственное производство на новый уровень развития, обогатить его высоконаучными технологиями для создания конкурентоспособной инновационной продукции. Для этого необходимо развивать само сельское поселение, так как при улучшении сельс-

625003, г. Тюмень ул. Республики, 7; тел. 8 (3452) 46-16-43

кой инфраструктуры молодежь села, а также многие горожане с удовольствием бы предпочли жизнь в деревне.

Цель проведенного нами исследования - рассмотреть современное состояние села в России и определить пути развития, опираясь на теоретические подходы, сложившиеся в социально-гуманитарном знании.

Российское село занимает особое место и играет особую роль в жизни нашей страны, долгое время остававшейся аграрной. К 1994 году доля сельских жителей в России составляла 27% (в Великобритании и Нидерландах - 11%, в Германии - 14%, в Швеции - 17%, в США и Канаде - 23 и 24%). По данным переписи 2002 года, в селах России постоянно проживает 38,9 млн чел., или 26,7% всего населения. К тому же разделение населенных пунктов на сельские и городские в России не альтернативное, а континуальное: кроме 27% жителей деревни имеется еще около 28% населения страны (более 41 млн чел.), живущих в поселках городского типа (ПГТ) и малых городах с населением 50-100 тыс. чел. Обе эти категории населенных пунктов по всему комплексу условий жизни, по составу населения и его менталитету

гораздо ближе к селу, чем к городу. Наконец, велика в России и доля населения, занятого в сельском хозяйстве. На ту же дату она составляла 15,6% (в Великобритании - 2,2%) [1].

Российское общество до сих пор чрезвычайно сильно связано с селом, имеет глубокие сельские корни. Общеизвестно, что процессы индустриализации и урбанизации в СССР «происходили ускоренными темпами и под государственным контролем» [2]. Если на период революции 1917 года доля городского населения составляла 18%, то по переписи 1959 года - 51%, а в 1995 году -75%. Столь бурный рост городского населения привел к тому, что подавляющая часть горожан - это выходцы из села в первом или во втором поколении. По оценке А. Алексеева и Ю. Сима-гина, «горожан в третьем поколении наберется лишь около 1/6 городского населения. А потомков дореволюционных горожан еще меньше. Например, в Москве - лишь около 3%. Городское населе-

Village, new village, the Russian village, sociocultural organization, sociocultural development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.