Научная статья на тему 'Точка опоры - производственный труд'

Точка опоры - производственный труд Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУД КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / «ТРУДНЫЕ» ПОДРОСТКИ / ТРУДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОТЫ / «DIFFICULT» TEENAGERS / WORK AS A MEANS OF EDUCATION / SOCIALIZATION / LABOR REHABILITATION / FARMING WORKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панасенко Валентина Яковлевна

Производственное воспитание в центре образования «Мост» г. Калининграда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Точка опоры - производственный труд»

ТОЧ КА ОПОРЫ -

производственный труд

Валентина Яковлевна Панасенко,

директор Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «МОСТ» г. Калининграда

Производство в первом в области социально-реабилитационном центре (победитель IX Международного конкурса им. А.С. Макаренко) организовано не ради прибыли: цель — реабилитация в трудовом воспитании и производственном труде, социализация трудных подростков.

• труд как средство воспитания • социализация • «трудные» подростки

• трудовая реабилитация • сельскохозяйственные работы

О

пыта работы с такими детьми у нас не было: коллектив молодых педагогов-энтузиастов вместе с администрацией планировал каждый день: походы, пробежки, рыбалку, очистку леса, работу на конюшне (помещения технической зоны центра сдавались в аренду частному владельцу). Ребята считали за честь работу на конюшне, и как поощрение — возможность научиться верховой езде под руководством тренера. И конечно, на «бирже труда» нашего центра было дежурство в столовой, уборка и благоустройство территории (4,6 га), стрижка кустов, обрезка деревьев и т.д.

С первых дней пребывания в центре ребята поддерживают порядок в комнатах, делают генеральную уборку, убирают территорию, дежурят в столовой, помогают в банно-прачечном комплексе (по графику), в технической зоне (октябрь-апрель — два раза в месяц, по группам), работают в саду,

на картофельном поле, в теплице по группам.

Трудовая реабилитация

Первые воспитанники — подростки с негативным жизненным опытом, из неблагополучных семей, 80% из них были токсикоманами, а значит, с нарушением психики. Конечно, это были несчастные, бездомные, не обласканные теплом человеческим дети, много «переростков» (во второй класс приходили 14-летние).

Многие не учились в школе от полугода до трёх лет, школу не любили. Но наши педагоги сумели стать им друзьями. Похвала стала лучшей наградой, потому что их никогда никто не хвалил. Каждому из них мы предлагали дело, которое воспитанник мог и хотел выполнить хорошо.

Весной, в мае 1997 г. вместе с ребятами решили посадить картофель. Не было

ни опыта, ни техники, только несколько лопат и желание ребят. Фермер дал в аренду 0,5 га обработанной земли и посадочный материал. Надо было видеть счастливые лица наших подростков, которые впервые в жизни чувствовали себя полезными и нужными. Летом с удовольствием по очереди пололи сорняки, а копать картофель начали в августе вручную и перевозили на садовой тачке. И каждый вечер был костёр с печёной картошкой, поджаренным на костре хлебом и сосисками. Такие вечера у костра летом стали традицией.

Труд как средство воспитания и формирования личности длительное время был предметом исследования отечественной педагогической и психологической науки. Великий педагог XX века А.С. Макаренко убедительно показал воспитательную силу труда в жизни детей с тяжёлой судьбой. В их социально-психологической реабилитации, в формировании необходимых качеств личности решающую роль играет участие в различных видах труда. Систематический труд вместе со сверстниками и взрослыми даёт бесценный позитивный социальный опыт созидательной, преобразующей деятельности, помогает подростку установить контакты с другими детьми и взрослыми, формирует навыки делового общения, отношений товарищеской взаимопомощи и ответственности.

«Трудные» дети с гораздо большим интересом и желанием включаются именно в трудовую деятельность, чем, например, в учение, по отношению к которому у многих из них сложился негативный стереотип.

Опыт работы с 1997 года в нашем центре убедительно показал, что труд стал органичной и неотъемлемой частью жизнедеятельности воспитанников, а трудовой процесс подчинён воспитательно-реабилитационным задачам. Эту задачу — реабилитацию через трудовое воспитание и профессиональное самоопределение — и решает педагогический коллектив вместе с воспитанниками и со всем вспомогательным обслуживающим персоналом до сих пор. Иначе нельзя.

Начальный этап — самообслуживание в своих комнатах, выработка санитарно-гигиенических навыков меняли ребят: они становились опрятными, делали всё своими руками. Сажая цветы, убирая дорожки, ребята преображались — всё вокруг становилось для них своим.

Наш центр «МОСТ» находится в сельской местности. Выращивание продукции сельского хозяйства — это значимое участие в трудовой реабилитации детей. В первый же год вырастили картофель, овощи, зелень. Приобрели мини-ферму за счёт спонсорских денежных средств: одну корову и четырёх телят. Это была первая попытка приобщить детей к труду. И результат был налицо: дети работали с радостью. Затем купили семь поросят (куда-то надо было девать пищевые отходы из столовой). На частные пожертвования приобрели 100 кур — появились яйца. Посадили картофеля 1,5 га, свёклу, огурцы на 0,5 га. Урожая хватило до июня 1999 года.

С апреля 1999 г. начали сотрудничать с общественной организацией «Датская народная помощь». По договору были завезены два трактора, комбайн, 16 наименований навесной техники. Взяли в аренду 36 га пахотной земли. Все работы выполняли сами ребята под руководством заместителя директора по сельскому хозяйству и механизатора. Вырастили картофель, ячмень, овощи, зелень. Приобрели ещё трёх коров, всего в хозяйстве их стало пять. Заготовили 40 тонн сена.

В 2000 г. выращивали озимую пшеницу на пяти гектарах, ячмень на 15 га, картофель — убрали 56 тонн. Корма для животных полностью заготовили сами, ребята чувствовали себя настоящими хозяевами. Кроме того, была устроена теплица: весной в ней выращиваем рассаду цветов для клумб, редис, а затем растим огурцы и томаты. Урожай всегда хороший, овощи собирают сами ребята для своего питания.

НАРОДНЫ1Й ПРОЕКТ

Вот уже 10 лет у нас большое хозяйство и ребята получают заработную плату.

Каждая «семья» — группа из 9—14 человек — сажают свои огороды — это равные участки земли по 0,5 га для каждой «семьи», где ребята выращивают овощи. Зимой мальчики занимаются на курсах «Юный механизатор».

Есть у нас спецкурс «Пекарь»: заключён договор с профессиональным училищем № 24 г. Калининграда, теоретические и практические занятия проводят преподаватели из профтехучилища.

С годами наше хозяйство расширялось, ребята всё больше гордятся урожаями. Они переживают, что непогода может помешать уборке, сами предлагают помощь в переборке, складировании овощей. Уверяют, что у нас самая вкусная картошка. Дети охотно ухаживают за животными, заготавливают сено, убирают урожай. Приобретены гуси, куры, коровы через Санкт-Петербургскую региональную общественную организацию животноводов «Феникс». Две верховые лошади — мечта взрослых и детей — подарки фермеров. Началось обучение конноспортивной езде.

Нагрузка у ребят большая — занятия в основной школе и посещение спецкурса, они получают настоящую профессию, которая пригодится в жизни. И, главное: это радость, удовлетворение, которое получают дети, когда сами пекут пироги, булочки, ватрушки на занятиях, на дни рождения своих товарищей.

Дети и взрослые вместе трудятся, а ответственность за порученное дело объединяет их между собой. Ежегодно собираем десятки тонн картофеля, заготовлена капуста, варенье, выращены овощи в теплице. Хороший урожай овощей на детских огородах. Заготовки делают воспитанники.

В сентябре 2010 года центр «МОСТ» победил в конкурсе «Точка опоры» детского фонда «Виктория» и выиграл профессиональную лабораторию, где воспитанники проходят обучение по профессиям «повар» и «кондитер».

Ребята получают квалификационное свидетельство с записью «Специалист третьего

разряда: «Пекарь», «Повар», «Кондитер». Вместе с аттестатом об основном среднем образовании выпускники получают свидетельство о профессиональном обучении. Многие работают по специальности. Посажены две с лишним тысячи плодовых деревьев и кустарников. Летом собираем около двух тонн клубники из своего сада. Надо видеть счастливые лица воспитанников на огромном поле с клубникой: её так много, что, соревнуясь, еле успевают менять наполненные тазы с ягодой. Заготавливаем варенье на всю зиму, замораживаем ягоды для компотов. Потом всю зиму едим свои витамины. Садоводство городским школьникам нравится, они видят красоту труда, а красота воспитывает. Да и зарабатывают ребята неплохо за свой честный, непростой труд.

Центр «МОСТ» находится в сельской местности, поэтому одно из главных направлений трудовой реабилитации воспитанников центра — сельскохозяйственный труд. Для этого созданы все условия. Сегодня к территории центра относятся 20 га сельхозугодий, на которых высаживаются практически все традиционные для этой местности зерновые и овощные культуры. Как и любое хорошее хозяйство на селе, «МОСТ» выращивает на своей ферме кур, коров, телят, поросят, спортивных лошадей. Воспитанники участвуют во всех видах работ, а в уборке зерновых реальную помощь оказывают ребята, прошедшие курсы-фа-культатив «Юный механизатор». Кроме того, каждая мостовская «семья» выращивает на своём огороде выбранные по своему желанию овощи и цветы.

Сельскохозяйственные работы в Центре «МОСТ»

На площади 2,6 га заложен фруктовый сад нового поколения, где растут 1180 фруктовых деревьев, 580 плодово-ягодных кустарников. Собираем

яблок до пяти тонн в год, замораживаем ягоды — до 300 кг. Организованы два кружка по садоводству (размножение плодовых и ягодных культур и выращивание декоративных растений).

В зимнее время дети занимаются в кружках, изучают биологию растений, способы их размножения, учатся проводить окулировку и прививку растений черенком, изготавливают декоративные поделки и букеты из сухоцветов.

Все основные, физически и технически сложные работы в саду воспитанники реабилитационного центра выполняют вместе со студентами агрономического факультета Калининградского государственного технического университета. Часто приезжают и проводят мастер-классы консультанты-садоводы из Германии.

Участие воспитанников центра «Мост» в производственных работах сада начинается ещё зимой. Дети осматривают плодовые растения, собирают яйцекладки вредителей, обрезают подсохшие веточки, привязывают к шпалере новые молодые ветки.

Весной основная работа — внесение удобрений и борьба с сорняками, вредителями и болезнями. Летом начинается пора сбора урожая земляники, ягод: собранные ягоды попадут в столовую центра. Из собранного урожая готовят свежие блюда и делают запас на зимнее время.

Осенью начинается массовая уборка плодовых. Яблоки собираются по сортам: летние сорта едим с августа по сентябрь, осенние — в октябре-ноябре, а зимние сорта из хранилища едим до конца зимы и даже ранней весной.

Количество плодовых деревьев и ягодных кустарников в саду постоянно увеличивается, расширяется ассортимент сортов. В саду у нас питомник, где выращиваем плодовые, ягодные и декоративные растения. В тёплое время года кружковцы выращивают подвои, делают прививки, помогают вегетативному размножению растений. Работа эта хлопотная и длительная, но с какой гордостью осенью пересаживают дети выращенные деревца в «большой» сад. Не всем удаётся одинаково хорошо вырастить саженцы, для этого нужно не менее двух лет упорного труда и много знаний. Но важен результат: если ребёнок вырастил и посадил плодовое дерево — он этим гордится и надолго запоминает.

Ежегодно собираем 30—70 тонн картофеля, зерновые культуры — 20—40 тонн. Ребята участвуют в подготовке земли для посева пшеницы — пахоте, культивации, внесении удобрений, посеве, подкормке селитрой, прополке, борьбе с вредителями, уборке урожая, зяблевой вспашке; подготовке земли для посадки картофеля, прополке, окучивании, борьбе с колорадским жуком, скашивании ботвы, уборке картофеля, переборке, закладке семян.

Также работают наши дети в теплице: готовят землю, сажают цветы и овощи, собирают урожай. Немало дел у наших школьников на мини-ферме и в питомнике.

Осенью на «Дне урожая» преподаватели и воспитатели вместе со школьниками готовят свои экспозиции из свежих фруктов и овощей, выступают в художественной самодеятельности. На этом празднике вручаются грамоты, ценные подарки, призы и гранты Министерства образования Калининградской области и Городского совета. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.