Научная статья на тему 'Тобольское женское епархиальное училище в конце XIX — начале XX вв.'

Тобольское женское епархиальное училище в конце XIX — начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
женское духовное образование / Тобольское епархиальное женское училище / Тобольская епархия / духовное образование в Сибири / women’s theological education / Tobolsk women’s eparchial school / Tobolsk diocese / theological education in Siberia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Диакон Дмитрий Николаевич Кремнев

В статье представлено исследование по истории Тобольского епархиального женского училища в 1890‑е гг. — начале XX в. Основанное в 1866 г. Тобольское женское духовное училище было преобразовано в женское епархиальное в 1880 г. Первоначально оно функционировало как трехклассное, а после 1887 г. было развернуто в полное шестиклассное. При училище был открыт приготовительный класс и образцовая начальная школа, служащая местом педагогической практики для учениц старших классов. В 1908 г. при училище был открыт дополнительный 7‑й (педагогический) класс, а также «Общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского Епархиального женского училища». В 1920 г. училище прекратило свое существование. В качестве источников в исследовании использованы как ранее не опубликованные архивные документы, так и материалы, опубликованные в церковной периодике того времени. Исследование представляется актуальным, так как в настоящее время нет специальных работ, посвященных данной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Tobolsk Women’s Eparchial School in Late 19th — Early 20th Century

The article is an essay on the history of the Tobolsk Women’s eparchial School in the 1890s — early 20th century. The Tobolsk Women’s Theological School, founded in 1866, was transformed into a women’s diocesan school in 1880. Initially it functioned as a three-grade, and after 1887 it was expanded into a full sixth-grade. A preparatory class and an exemplary elementary school were opened at the school, which serves as a place of pedagogical practice for high school students. In 1908, an additional 7th (pedagogical) class was opened at the school, as well as the “Society for Assistance to Needy Pupils of the Tobolsk Diocesan Women’s School”. In 1920, the school ceased to exist. As sources in the study, both previously unpublished archival documents and materials published in the Church periodicals of that time were used. The study seems relevant, since there are currently no special works devoted to this topic.

Текст научной работы на тему «Тобольское женское епархиальное училище в конце XIX — начале XX вв.»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 4 (16)

2023

Диакон Дмитрий Кремнев

Тобольское женское епархиальное училище в конце XIX — начале XX вв.

УДК 271.2-754(571.1)-055.2-9 DOI 10.47132/2587-8425_2023_4_89 EDN HEBHNA

Аннотация: В статье представлено исследование по истории Тобольского епархиального женского училища в 1890-е гг. — начале XX в. Основанное в 1866 г. Тобольское женское духовное училище было преобразовано в женское епархиальное в 1880 г. Первоначально оно функционировало как трехклассное, а после 1887 г. было развернуто в полное шестиклассное. При училище был открыт приготовительный класс и образцовая начальная школа, служащая местом педагогической практики для учениц старших классов. В 1908 г. при училище был открыт дополнительный 7-й (педагогический) класс, а также «Общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского Епархиального женского училища». В 1920 г. училище прекратило свое существование. В качестве источников в исследовании использованы как ранее не опубликованные архивные документы, так и материалы, опубликованные в церковной периодике того времени. Исследование представляется актуальным, так как в настоящее время нет специальных работ, посвященных данной тематике.

Ключевые слова: женское духовное образование, Тобольское епархиальное женское училище, Тобольская епархия, духовное образование в Сибири.

Об авторе: Диакон Дмитрий Николаевич Кремнев

Соискатель кафедры церковной истории Санкт-Петербургской Духовной Академии, старший преподаватель кафедры богословских и исторических дисциплин Томской духовной семинарии.

E-mail: kremnev_d@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9990-6165

Для цитирования: Кремнев Д.Н., диак. Тобольское женское епархиальное училище в конце XIX — начале XX вв. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №4 (16). С. 89-98.

* Фотографии предоставлены автором.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 4 (16) 2023

Deacon Dmitry Kremnev

The Tobolsk Women's Eparchial School in Late 19th - Early 20th Century

UDC 271.2-754(571.1)-055.2-9 DOI 10.47132/2587-8425_2023_4_89 EDN HEBHNA

Abstract: The article is an essay on the history of the Tobolsk Women's eparchial School in the 1890s — early 20th century. The Tobolsk Women's Theological School, founded in 1866, was transformed into a women's diocesan school in 1880. Initially it functioned as a three-grade, and after 1887 it was expanded into a full sixth-grade. A preparatory class and an exemplary elementary school were opened at the school, which serves as a place of pedagogical practice for high school students. In 1908, an additional 7th (pedagogical) class was opened at the school, as well as the "Society for Assistance to Needy Pupils of the Tobolsk Diocesan Women's School". In 1920, the school ceased to exist. As sources in the study, both previously unpublished archival documents and materials published in the Church periodicals of that time were used. The study seems relevant, since there are currently no special works devoted to this topic.

Keywords: women's theological education, Tobolsk women's eparchial school, Tobolsk diocese, theological education in Siberia.

About the author: Deacon Dmitry Nikolayevich Kremnev

Degree Candidate of the Department of Church History at the St. Petersburg Theological Academy, Lecturer of the Department of Theological and Historical Disciplines at the Tomsk Theological Seminary. E-mail: kremnev_d@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9990-6165

For citation: Kremnev D., Deacon. The Tobolsk Women's Eparchial School in Late 19th — Early 20th Century. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 4 (16), pp. 89-98.

* Photos provided by the author. 90

Проблема получения образования дочерей духовного сословия в Тобольской епархии нашла свое решение после открытия в окрестностях Тобольска в 1866 г. на территории Иоанно-Введенского монастыря Тобольского женского духовного училища. Инициатором открытия этого учебного заведения стал архиепископ Варлаам (Успенский), ходатайствовавший об этом перед Св. Синодом. В дальнейшем, в результате работы епархиальных съездов было принято решение о преобразовании училища в женское епархиальное1. Оно было переведено в г. Тобольск и преобразовано в 1880/1881 учебном году в трехклассное женское епархиальное по Уставу 1868 г. Начальницей училища с 19 февраля 1882 г. стала Александра Шилова2.

Для училища стараниями епископа Тобольского и Сибирского Ефрема (Рязанова) и других попечителей, епархия приобрела у купца второй гильдии Михаила Пелише-ва жилой трехэтажный особняк в нагорной части города, куда в 1880 г. и переехало учебное заведение. Купеческий дом перестроили для нужд училища: была сделана перепланировка здания с расчетом на 40 учениц3, а его объем в несколько раз увеличен дворовыми корпусами. Помимо хозяйственных служб, в них помещались больница и приют для сирот.

К 1887 г. здания училища были перестроены, что позволило уже одновременно обучать более 150 учениц4. При нем начала действовать училищная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, заложенная 15 мая 1883 г. и освященная 4 декабря 1887 г. епископом Авраамием (Литницким). Финансовые показатели исполнения бюджета училища и денежного фонда по его содержанию позволили ходатайствовать перед Св. Синодом о преобразовании училища в шестиклассное. Определением Св. Синода от 6 февраля 1887 г. Тобольское женское училище из трехклассного было преобразовано в шестиклассное5.

К моменту своего преобразования, в начале 1886/1887 учебного года училище насчитывало 129 воспитанниц, а в конце учебного года — 123 (I — 46, II — 40, III -37). Практически все (за исключением одной) учащиеся были из Тобольской епархии, из которых дочерями священно- и церковнослужителей являлись 109 учениц, а остальные 13 — из других сословий. Учебный год в училище начался 19 августа 1886 года и закончился 26 июля 1887 года. Особенностью 1886/1887 учебного года, в связи с преобразованием его в шестиклассное, стал перевод воспитанниц, успешно окончивших первый класс, сразу в третий класс. Ученицы II класса были переведены в V класс. Шестой класс решили в текущем учебном году не открывать.

Уроки в училище начинались в 9.00. Продолжительность уроков составляла 60 минут, с переменами по 15 минут. В свободное от уроков время воспитанницы под руководством воспитательниц занимались рукоделием, кройкой и шитьем одежды.

Слабая подготовка поступающих в училище6 была решена открытием подготовительного класса в том же году7. Проблемой стали и худшие успехи в учебе, показываемые приходящими ученицами, в отличие от проживающих в пансионе. Для решения этой проблемы каждой приходящей ученице стали выдавать дневник,

1 Скосырев Н. Общеепархиальный съезд духовенства Тобольской епархии в 1881 году и главный предмет его занятий — женское духовное училище // Тобольские епархиальные ведомости. 1882. № 2. Отд. неоф. С. 19.

2 Российский государственный исторический архив (далее — РГИА). Ф. 796. Оп. 174. Д. 585. Об утверждении вдовы Шиловой в должности начальницы Тобольского епархиального женского училища.

3 Скосырев Н. Общеепархиальный съезд духовенства... С. 22.

4 Отчет о состоянии Тобольского епархиально-женского училища, в учебно-воспитательном отношении, за 1887-88 учебный год // Тобольские епархиальные ведомости. 1889. № 3-4. Отд. неоф. С. 18.

5 РГИА. Ф. 796. Оп. 168. Д. 357. О преобразовании с начала 1887/88 уч. года Тобольского епархиального женского училища из трехклассного в шестиклассное. Л. 8.

6 Отчет Тобольского епархиального женского училища за 1886/1887 уч. г. // Тобольские епархиальные ведомости. 1887. № 23-24. С. 267.

7 Там же.

Тобольское епархиальное женское училище

где преподаватели ставили отметки об успеваемости, а классная воспитательница в сокращенной форме помещала пройденный материал и домашнее задание. В конце недели классная воспитательница ставила свою подпись и передавала родителям ученицы, которые, в свою очередь, обязаны были ознакомиться с успеваемостью и поставить также свою подпись в дневнике. Через каждые два месяца учебы инспектор классов фиксировал в дневнике текущую успеваемость на основе текущих отметок в дневнике ученицы. Такой совместный контроль успеваемости учениц давал положительные результаты. Кроме того, приходящим ученицам разрешалось свободное посещение вечерних занятий (самоподготовки) в училище, где они под руководством дежурных воспитательниц могли более качественно подготовиться к урокам и имели возможность пользоваться учебными пособиями и литературой. Еще одной мерой для повышения успеваемости служило размещение учениц в аудитории — так, учащихся со слабым слухом или зрением сажали за первые парты. Это также касалось и отстающих учениц. Но и это еще было не все — инспектор классов ежедневно объявлял о плохой успеваемости тех или иных учениц и при этом делал им внушение.

Для практических занятий воспитанниц старшего класса в феврале 1887 г. при училище была открыта начальная школа, в которой обучалось 16 девочек по программе церковно-приходской школы. Эта же школа служила местом для педагогической практики воспитанниц старшего (тогда еще III класса). Ежедневно две воспитанницы старшего класса проводили занятия (3 урока) в школе под руководством учительницы, а два раза в неделю воспитанницы давали открытые уроки в присутствии преподавателя педагогики и всего класса. После проведенных занятий в начальной школе воспитанницы обязаны были сдавать письменные отчеты преподавателю педагогики о проведенных занятиях, которые затем разбирались подробно в присутствии всего класса на уроках педагогики.

Работа школы с февраля по май дала впечатляющий результат — шестеро совершенно безграмотных девочек были обучены воспитанницами III класса училища чтению, письму, счету. Девять учениц начальной школы в следующем учебном году были зачислены в училище после успешной сдачи вступительных экзаменов.

С 1889 г. (согласно определению Св. Синода от 13 сентября 1889 г.), уроки в период Великого поста начинались в 8.30, а время с 10.00 до 12.20 было предназначено для посещения воспитанницами литургии Преждеосвященных Даров в домовом храме училища. Говели и причащались обычно воспитанницы в период Рождественского и Великого постов. Во все воскресные и праздничные дни воспитанницы были обязаны присутствовать за богослужением в училищной церкви.

Тобольское епархиальное женское училище в первой половине 1890-х гг. начало перестраивать имеющиеся помещения8 и эти работы растянулись на целое десятилетие. В частности, большие строительные работы проводились летом 1893 г.: была сделана пристройка к рекреационному залу, перестроена столовая и кухня, сооружена парадная каменная лестница.

В конце XIX в. в училище обучалось уже более 230 воспитанниц9, не считая 30 воспитанниц приюта. В 1896/1897 учебном году происходят значительные перемены в кадровом составе — начальница училища Александра Шилова, бессменно пребывавшая в своей должности с 1882 года почти 15 лет, оставила службу в училище 23 мая 1897 г.10 На ее место с 12 августа 1897 г. была назначена Раиса Трофимова, которая была утверждена в должности Св. Синодом 10 марта 1898 г.11 Также сменился и инспектор классов, им стал назначенный на эту должность 2 августа 1897 г. священник Георгий Преображенский. Всего по штату в училище насчитывалось 28 служащих.

Общее количество учащихся в шести классах в 1896/1897 учебном году достигает уже 243 человек, из которых 204 ученицы были из духовного сословия (дочерями священно- и церковнослужителей). Годовой бюджет училища увеличился до 85000 руб. Учебный год начинался в конце августа вступительными экзаменами и заканчивался в середине июня выпуском воспитанниц старшего (выпускного) класса. Много свободного времени у учениц всех классов отнимало написание сочинений, которые были обязательны для всех воспитанниц. Темы для сочинений утверждались Советом училища. Сроки выполнения письменных работ были ограничены примерно двумя неделями. Поскольку письменных работ было несколько в учебном году, то между написанием работ допускался небольшой промежуток для отдыха — три дня.

Число учащихся постоянно росло и это стало главной проблемой в сфере духовного образования в епархии. Так в 1904/1905 учебном году в училище обучалось уже 264 воспитанницы. Плата за право обучения взималась только с приходящих иносослов-ных учениц в размере 40 руб. в год; с иносословных учениц, живущих в общежитии, плата за содержание взималась в размере 160 руб. в год; такая же плата взималась и с иноепархиальных учениц, живущих в общежитии. С дочерей духовенства Тобольской епархии, живущих в общежитии, полная плата взималась в размере 85 руб. в год, а уменьшенная — 65 руб. в год в числе приходящих учениц духовного происхождения, пользующихся неполным епархиальным содержанием. При училище имелся приют для девочек школьного возраста (от 7 лет), сирот духовенства Тобольской епархии, куда принимались также и девочки-сироты духовенства и других епархий за плату в 160 руб. в год. Живя в приюте, эти сироты обучались в образцовой школе, подготавливаясь к поступлению в училище. Всех воспитанниц в приюте было 2112.

Основные проблемы училища были сформулированы преподавателем училища Е. Темниковским в 1897 г. Он опубликовал статью в газете «Тобольские

8 Журналы IV Общеепархиального съезда о.о. депутатов от духовенства Омской епархии. 1893. 14 декабря // Тобольские епархиальные ведомости. 1894. № 4. Отдел оф. С. 73-76.

9 Отчет о состоянии Тобольского Епархиального женского училища за 1897/1898 учебный год // Тобольские епархиальные ведомости. 1898. № 23. Отдел оф. С. 228.

10 РГИА. Ф. 796. Оп. 178. Д. 584. Об увольнении Александры Шиловой от должности начальницы Тобольского епархиального женского училища.

11 РГИА. Ф. 796. Оп. 179. Д. 346. Об утверждении Раисы Трофимовой в должности начальницы Тобольского епархиального женского училища.

12 РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Раздел IX. Д. 51. Отчет Тобольского епархиального женского училища за 1904/1905 уч. г. Л. 34-34 об.

епархиальные ведомости» под названием «Очередные нужды Тобольского женского епархиального училища»13. В ней он выделил несколько основных проблем, которые отражались на ходе учебного процесса в училище. Так, учебные программы были перегружены письменными упражнениями: в течение учебного года учащиеся должны были написать несколько письменных работ (сочинений). Существование приготовительного класса преподаватель не считал актуальным, так как в конце XIX в. охват церковно-приходскими школами был уже достаточно широким в епархии и, таким образом, уже была решена проблема недостаточной подготовки поступающих в училище. Решение проблемы перегруженности аудиторий учащимися Е. Темниковский видел в открытии параллельных классов. Оптимальным преподаватель видел число учащихся в каждом классе 30-35 учениц. Большой проблемой было отсутствие педагогического класса, так как «на педагогическом поприще им (воспитанницам) приходится вступать в неравную конкуренцию с учителями и учительницами школ министерских и земских»14.

В отчете училища за 1904/1905 учебный год очень подробно описан распорядок дня. Вставали ученицы в 7 часов утра, и, умывшись и одевшись, в 8.00 слушали под надзором воспитательниц и начальницы утренние молитвы, которые читались очередными воспитанницами и сопровождались пением начальных и конечных молитв и дневных и праздничных тропарей. По окончании утренних молитв ученицы пили чай с белым хлебом и к 9.00 собирались в классы. С 9.00 начинались уроки, продолжавшиеся до 14.00. В больших промежутках между 2 и 3 уроками (30 минут), ученицы завтракали. По окончании уроков в 14.15 — обед. С 15.00 до 16.00 все воспитанницы общежития гуляли на улице. С 16.00 до 16.30 пили чай. В 16.30 начинались вечерние занятия под надзором воспитательниц и пепиньерок (помощниц воспитательниц из числа выпускниц училища). 18.20-18.40-20-минутный отдых. 18.40-20.00 — вечерние занятия. 20.00-20.30 — ужин. Сразу после ужина читались вечерние молитвы, в том же порядке, как и утренние. После вечерних молитв ученицы 1-3 классов отправлялись спать, старшие еще могли заниматься приготовлением уроков, или чтением или рукоделием до 22.00, после чего и они ложились спать. Только ученицам 7 класса, ввиду многочисленности их работ, особенно письменных, разрешалось иногда заниматься и до 23.00. В воскресные и праздничные дни воспитанницы присутствовали за богослужением в училищной церкви под наблюдением начальницы училища, воспитательниц и пепиньерок.

Чтение в училищном храме совершалось определенными воспитанницами всех классов по составленному инспектором классов расписанию и под его руководством. При этом ученицы 1 класса читали молитву «Сподоби Господи...», ученицы 2 класса — «Ныне отпущаеши. Трисвятое... Отче наш» и псалом «Благословлю Господа.», как на всенощном бдении, так и на литургии; ученицы 3 класса читали шестопсалмие и 1 час; ученицы 4 класса — кафизмы на утрени и 3 и 6 часы; ученицы 5 класса — стихиры на «Господи, воззвах», стиховны и блаженны на литургии, ученицы 6 класса — канон, стихиры хвалитны и Апостол. Пение совершалось на два хора, которыми управляли ученицы. В установленные дни Рождественского и Великого постов ученицы говели, исповедовались и причащались Св. Таин. Накануне воскресных и других праздничных дней после утренних молитв инспектором классов ученицам всех классов объяснялся отрывок из утреннего и литургийного Евангелия и Апостола и переводились со славянского на русский язык стихиры, тропарь, ирмосы канона и кондак, а также сообщались сведения о празднике, основной идее его и особенностях богослужения в эти дни.

Вечером в воскресные дни инспектором классов совместно с преподавателями и некоторыми из воспитательниц в присутствии начальницы и всего воспитательского персонала устраивались чтения для учениц по разным предметам (по трем

13 Темниковский Е. Очередные нужды Тобольского женского епархиального училища // Тобольские епархиальные ведомости. № 9. 1897. С. 173-178.

14 Там же.

Выпуск Тобольского епархиального женского училища. 1906 г.

и более каждый раз) для учениц всех классов, сопровождаемые иногда пением училищного хора. В этих чтениях принимали деятельное участие и ученицы, прочитывая здесь разученные ими стихотворения и стихотворные художественные отрывки. Для воспитанниц проводились праздники, в частности в отчете училища за 1896/1897 учебный год отмечено, что почетная попечительница, вдова генерал-майора Глафира Ивановна Зряхова, выделила денежные средства на проведение Рождественского вечера (елка) для воспитанниц, а также вручила им праздничные подарки15. В дальнейшем, почетной блюстительницей с 1898 г. стала купеческая вдова Фелицитата Васильевна Корнилова.

В свободное от занятий время воспитанницы могли заниматься музыкой. Для этого училище располагало музыкальными инструментами (рояль) и приглашало преподавательницу музыки, уроки которой оплачивались отдельно. Рукоделием воспитанницы занимались не только во время уроков (для этого выделялось два урока в неделю), но и в свободное время. В конце XIX в. в училище с разрешения Св. Синода были введены уроки гигиены (сначала один урок, а затем два урока)16. Ученицы дежурили в классах, столовой, спальнях и кухне (воспитанницы 5-6 классов), где под руководством заведующей кухней учились готовить пищу, контролируя выданную провизию и следя за чистотой и порядком на кухне17.

Особый интерес вызывает педагогическая практика учениц старших классов в образцовой школе при училище18. Занятия в образцовой школе при училище воспитанниц старших классов (V и VI) имели целью подготовить их к преподавательской деятельности в церковно-приходских школах. С этой целью ежедневно старшеклассницы, по две из каждого класса (V и VI), посещали школу, где, наблюдая за ходом

15 Отчет о состоянии Тобольского епархиального женского училища за 1896/1897 учебный год // Тобольские епархиальные ведомости. 1898. № 1. С. 14.

16 РГИА. Ф. 796. Оп. 178. Д. 398. О разрешении ввести в Тобольском епархиальном женском училище преподавания медицины.

17 РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Раздел IX. Д. 51. Отчет Тобольского епархиального женского училища. 1904/1905 учебный год. Л. 34-34 об.

18 Кремнев Д. Н. Начальные образцовые школы при женских епархиальных училищах Западной Сибири // Вестник Кузбасской православной духовной семинарии. 2022. № 3 (10). С. 7-19.

уроков, знакомились с применяемыми в школе методами обучения и организацией учебного процесса в школе.

Если ученицы V класса только наблюдали за проведением уроков учительницей школы, то ученицы VI класса уже и сами принимали активное участие в преподавании. В то время, как учительница занималась с одной группой, с другими двумя под ее руководством занимались практикантки (ученицы VI класса), наблюдая при этом за дисциплиной в классе во время исполнения той или иной группой упражнений. По мере теоретического изучения или методики предметов начального обучения, приобретения опыта они начинали давать пробные уроки по обучению грамоте, объяснительному чтению, славянскому чтению, арифметике, счислению, чистописанию и пению. Образцами для этих уроков служили в основном ежедневные уроки учительницы, так и особые уроки, даваемые, например, учителем пения, или под его руководством учительницей школы в присутствии всех учениц VI класса. Прослушав такие уроки, ученицы VI класса должны были по назначению преподавателя дать пробные уроки, в присутствии всего класса, а также преподавателя педагогики и учительницы школы, по заранее составленному плану и написанному конспекту урока, просмотренному и исправленному преподавателем дидактики. Присутствующие на этих уроках ученицы VI класса должны были делать письменные заметки о достоинствах и недостатках ведения урока. Пробные уроки затем обсуждались и разбирались на уроках дидактики под руководством преподавателя.

В Тобольском епархиальном женском училище осенью 1907 г. дополнительно к основным 6 классам был открыт 7 педагогический класс с двухгодичным курсом19.

С целью улучшения материального положения учениц женской школы 16 ноября 1908 г. было открыто «Общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского Епархиального женского училища». Оно принимало добровольные пожертвования, оплачивало некоторым воспитанницам право обучения. Часть учениц получало бесплатно одежду и обувь. Некоторые по окончании курса получали денежное пособие.

В 1912 г. в училище произошло неприятное событие — конфликт между начальницей училища Р. Трофимовой и остальными членами Совета училища. Непримиримый антагонизм между сторонами конфликта привел к тому, что дело вынужден рассматривать Св. Синод20. Р. Трофимова была перемещена по ее прошению в другое женское епархиальное училище, а ее место заняла старшая воспитательница училища Антонина Скосырева21.

Из общего числа 288 воспитанниц, обучавшихся в училище в 1914 г., 141 были дочерями священников, 31 — дочерями диаконов, 67 — дочерями псаломщиков. Остальные — дети крестьян, мещан и чиновников. В отчете за 1913/1914 учебный

19 РГИА. Ф. 796. Оп. 188. Д. 453. Об открытии VII класса при Тобольском епархиальном женском училище.

20 РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 1508. О службе начальницы Тобольского епархиального женского училища Раисы Трофимовой.

21 РГИА. Ф. 802. Оп. 11. Д. 219. О службе начальницы Тобольского епарх. жен. училища Антонины Скосыревой.

Ученицы Тобольского епархиального женского училища. 1910-е гг.

год отмечается «крайняя теснота училищных зданий и недостаток необходимого количества чистого воздуха»22, переполненность учащимися в младших классах (50 и более человек) в каждом классе из-за отсутствия параллельных классов. То же самое подтвердил в своем отчете член Учебного комитета при Св. Синоде П. Ф. Полянский, проводивший ревизию в училище осенью 1914 г.: «.Тобольское епархиальное женское училище не достигло еще надлежащего благоустройства. училищные помещения тесны и требуют средств для их расширения. Существенным препятствием успешному ходу обучения в училище служит переполнение первых трех классов»23. Начавшаяся Первая мировая война заставила отложить планы по расширению училища, хотя в училище в 1915/1916 учебном году обучалось уже 322 ученицы24. События 1917 г. практически не отразились на жизни училища, оно продолжало функционировать с прежней учебной программой и внутренним распорядком, разве что из-за ускорившейся инфляции была увеличена плата за обучение и воспитанниц, дабы избежать лишних расходов, не отпустили на Рождественские каникулы зимой 1917/1918 г.25

21 ноября 1918 г. училище отметило свой 50-летний юбилей26. Строго говоря, юбилей должен был отмечаться уже в 1916 г., но его все время откладывали из-за продолжающейся войны. Всех выпусков трехклассного училища было 10 (с 1881 по 1892 гг.), а выпуск шестиклассного училища 1919 г. стал 39-м по счету. За время существования специального 7-го педагогического класса, открытого в 1908 г., было 6 выпусков. 1919/1920 учебный год стал последним в истории этого по-своему уникального учебного заведения.

Подводя итоги исследования, необходимо особо подчеркнуть тот факт, что духовенству Тобольской епархии в 1866 г. удалось открыть первое в Западной Сибири женское духовное учебное заведение — Тобольское женское духовное училище, преобразованное затем в трехклассное епархиальное в 1880 г., а с 1887/1888 учебного года — в шестиклассное. В этом отношении Тобольская епархия стала передовой среди большинства остальных сибирских епархий, которые подключились к процессу создания аналогичных учебных заведений позднее.

Главной, так и не решенной проблемой для училища, стала его переполненность, связанная с отсутствием надлежащей материально-технической базы для открытия параллельных классов в училище. В младших классах насчитывало более 50 учениц, что безусловно негативно отражалось на учебном процессе27. В связи с этим уже в начале XX в. Тобольское епархиальное женское училище, несмотря на открытие специального педагогического класса, начинает проигрывать по количеству учащихся Томскому и Омскому епархиальным женским училищам, имеющих к этому времени более сильное материально-техническое обеспечение. Тем не менее, училище вполне справлялось со своим задачами, при этом находя резервы для совершенствования учебного процесса. К сожалению, последующие события 1917 г. и Гражданской войны остановили на долгие годы процесс развития женского духовного образования в данном регионе.

22 Отчет о состоянии Тобольского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1913/1914 уч. год // Тобольские епархиальные ведомости. 1915. № 1. С. 8.

23 РГИА. Ф. 802. Оп. 11. Д. 74. Л. 23-23 об. Отчет о ревизии духовных учебных заведений Тобольской епархии за 1913/1914 уч. год.

24 Отчет о состоянии Тобольского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1915/1916 уч. год // Тобольские епархиальные ведомости. 1917. № 13. С. 146.

25 От Совета Тобольского Епархиального женского училища // Тобольские епархиальные ведомости. 1917. № 45. С. 577.

26 Юбилейное торжество по случаю пятидесятилетия со дня основания Тобольского Епархиального Женского Училища // Тобольские епархиальные ведомости. 1918. № 34. С. 334-338.

27 Кремнев Д.Н. Женские духовные учебные заведения Сибири накануне Первой Мировой войны // Актуальные вопросы церковной науки. 2022. № 1. С. 160.

Источники и литература

1. Журналы IV Общеепархиального съезда о.о. депутатов от духовенства Омской епархии. 1893. 14 декабря // Тобольские епархиальные ведомости. 1894. № 4. Отдел оф. С. 73-76.

2. Кремнев Д. Н. Женские духовные учебные заведения Сибири накануне Первой Мировой войны // Актуальные вопросы церковной науки. 2022. № 1. С. 159-164.

3. Кремнев Д.Н. Начальные образцовые школы при женских епархиальных училищах Западной Сибири // Вестник Кузбасской православной духовной семинарии. 2022. № 3 (10). С. 7-19.

4. От Совета Тобольского Епархиального женского училища // Тобольские епархиальные ведомости. 1917. №45. С. 577.

5. Отчет о состоянии Тобольского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1913/1914 уч. год // Тобольские епархиальные ведомости. 1915. № 1. С. 8.

6. Отчет о состоянии Тобольского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1915/1916 уч. год // Тобольские епархиальные ведомости. 1917. № 13. С. 146.

7. Отчет о состоянии Тобольского Епархиального женского училища за 1897/1898 учебный год // Тобольские епархиальные ведомости. 1898. № 23. Отдел оф. С. 228.

8. Отчет о состоянии Тобольского епархиального женского училища за 1896/1897 учебный год // Тобольские епархиальные ведомости. 1898. № 1. С. 14.

9. Отчет о состоянии Тобольского епархиально-женского училища, в учебно-воспитательном отношении, за 1887-88 учебный год // Тобольские епархиальные ведомости. 1889. № 3-4. Отд. неоф. С. 18.

10. Отчет Тобольского епархиального женского училища за 1886/1887 уч. г. // Тобольские епархиальные ведомости. 1887. № 23-24. С. 267.

11. Российский государственный исторический архив (далее — РГИА). Ф.796. Оп.168. Д. 357. О преобразовании с начала 1887/88 уч. года Тобольского епархиального женского училища из трехклассного в шестиклассное.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. РГИА. Ф. 796. Оп. 174. Д. 585. Об утверждении вдовы Шиловой в должности начальницы Тобольского епархиального женского училища.

13. РГИА. Ф. 796. Оп. 178. Д. 398. О разрешении ввести в Тобольском епархиальном женском училище преподавания медицины.

14. РГИА. Ф. 796. Оп. 178. Д. 584. Об увольнении Александры Шиловой от должности начальницы Тобольского епархиального женского училища.

15. РГИА. Ф. 796. Оп. 179. Д. 346. Об утверждении Раисы Трофимовой в должности начальницы Тобольского епархиального женского училища.

16. РГИА. Ф. 796. Оп. 188. Д. 453. Об открытии VII класса при Тобольском епархиальном женском училище.

17. РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Раздел IX. Д. 1508. О службе начальницы Тобольского епархиального женского училища Раисы Трофимовой.

18. РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Раздел IX. Д. 51. Отчет Тобольского епархиального женского училища за 1904/1905 уч. г.

19. РГИА. Ф. 802. Оп. 11. Д. 219. О службе начальницы Тобольского епарх. жен. училища Антонины Скосыревой.

20. РГИА. Ф.802. Оп. 11. Д.74. Отчет о ревизии духовных учебных заведений Тобольской епархии за 1913/1914 уч. год.

21. Скосырев Н.. Общеепархиальный съезд духовенства Тобольской епархии в 1881 году и главный предмет его занятий — женское духовное училище // Тобольские епархиальные ведомости. 1882. № 2. Отд. неоф. С. 19-22.

22. Темниковский Е. Очередные нужды Тобольского женского епархиального училища // Тобольские епархиальные ведомости. № 9. 1897. С. 173-178.

23. Юбилейное торжество по случаю пятидесятилетия со дня основания Тобольского Епархиального Женского Училища // Тобольские епархиальные ведомости. 1918. № 34. С. 334-338.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.