Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическая подготовка в Таврическом епархиальном женском училище (1866-1920)'

Профессионально-педагогическая подготовка в Таврическом епархиальном женском училище (1866-1920) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Таврическое епархиальное женское училище / теоретическая и практическая педагогическая подготовка / Таврійське єпархіальне жіноче училище / теоретична та практична педагогічна підготовка

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костылева Е. В.

Статья посвящена Таврическому епархиальному женскому училищу (ТЕЖУ) как духовному учебному заведению, осуществляющему подготовку учительниц для начальных училищ Таврической губернии. В статье выделены основные этапы развития теоретической и практической педагогической подготовки в ТЕЖУ, раскрыты особенности ее содержания, структуры и организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Професійно-педагогічна підготовка в Таврійському єпархіальному жіночому училищі (1866-1920)

Стаття присвячена Таврійському епархіальному жіночому училищі як духовному навчальному закладу, що здійснювало підготовку вчительок для початкових училищ Таврійської губернії. У статті виділено основні етапи розвитку теоретичної та практичної педагогічної підготовки в ТЄЖУ, розкрито особливості її організації, структури та змісту.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическая подготовка в Таврическом епархиальном женском училище (1866-1920)»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». Том 26 (65). 2013 г. №2. С. 56-69.

УДК 377.36/.8:37.01/. 018:2-055.2](477.75)"186/192"

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ТАВРИЧЕСКОМ ЕПАРХИАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ УЧИЛИЩЕ (1866-1920)

Костылева Е. В.

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Украина

E-mail: Kater. volkowa@yandex. ua

Статья посвящена Таврическому епархиальному женскому училищу (ТЕЖУ) как духовному учебному заведению, осуществляющему подготовку учительниц для начальных училищ Таврической губернии. В статье выделены основные этапы развития теоретической и практической педагогической подготовки в ТЕЖУ, раскрыты особенности ее содержания, структуры и организации. Ключевые слова: Таврическое епархиальное женское училище, теоретическая и практическая педагогическая подготовка

ВВЕДЕНИЕ

Духовные учебные заведения Российской империи, осуществлявшие подготовку педагогических кадров, в советской историографии оценивались как имеющие сословный характер, низкий уровень преподавания дисциплин, слабую профессионально-педагогическую подготовку воспитанников и воспитанниц. Однако современные исторические и историко-педагогические исследования, опирающиеся на архивные материалы, информацию первоисточников, позволяют сделать противоположные выводы о качестве педагогического образования в духовных учебных заведениях и таким образом открывают новое поле для исследований. Одним из таких "белых пятен" в истории педагогики являются организация, структура и содержание профессионально-педагогической подготовки в епархиальных женских училищах.

Освоение положительного исторического опыта функционирования различных форм педагогической подготовки учителей в Крыму может быть использован в процессе реформирования региональной системы педагогического образования.

Развитие профессионально-педагогической подготовки учителей на украинских землях Российской империи раскрыты в работах А.В.Глузмана, Н.Н.Демьяненко, И.И.Киричок, Г.Т.Кловак, И.Н.Кравченко, Л.Ф.Курило, В.К.Майбороды, С.А.Никитчиной.

Вопросу подготовки педагогических кадров в поликультурном регионе, проблемам педагогического образования посвятили свои исследования Л.В.Антонова, Р.П.Денисов, М.В.Рудь, Ю.Ц.Синькевич, Л.А.Терских, Г.Г.Филипчук, Н.В.Якса. В работах Э.Ш.Бекировой, С.А.Вишневского, В.Ю.Ганкевича, Г.Л.Круль, Д.А.Прохорова, Л.И.Редькиной рассмотрены учебные заведения, осуществлявшие подготовку педагогов Таврической губернии. Содержание учебно-воспитательной работы в Таврическом епархиальном женском училище представлено в диссертационных исследованиях К.В.Шумского, Т.В.Шушара.

Однако профессионально-педагогическая подготовка воспитанниц Таврического епархиального женского училища, поэтапное совершенствование ее

теоретической и практической составляющих, до сих пор не являлись предметом специального исследования.

Таким образом, целью статьи является определение организации, структуры и содержания профессионально-педагогической подготовки в Таврическом епархиальном женском училище.

1. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ЖЕНСКИХ УЧИЛИЩ

В учебных заведениях Духовного ведомства, таких как Духовные семинарии, Епархиальные женские училища подготовка педагогических кадров не была целью первого порядка, однако в учебный курс этих заведений входили педагогические дисциплины и педагогическая практика, а многочисленность данных учебных учреждений позволяла за счет их выпускников покрывать значительную часть учительских вакансий.

Предпосылкой создания епархиальных женских училищ стало открытие в 1843 г. Царскосельского училища девиц духовного звания. Целью создания подобного типа учебного заведения было духовно-нравственное воспитание и образование девиц из семей духовенства, подготовка их в качестве супруг священников, матерей семейства. Вскоре по образцу Царскосельского стали открываться женские училища духовного ведомства и в других епархиях Российской империи. А уже в 60-х годах XIX века благодаря появлению новой формы местного епархиального управления -епархиальных съездов - возбуждается большое количество ходатайств об открытии епархиальных женских училищ (ЕЖУ).

Е.А. Андреева отмечает, что в ходе своего становления училища для девиц духовного звания разделились на две категории. Первые - закрытые училища -находились под покровительством императрицы и функционировали на основании устава Царскосельского училища; в них принимались только дочери священнослужителей. Вторые находились в ведении Святейшего Синода, финансировались нерегулярно - за счет местных епархиальных средств. Часть училищ этой категории занималась воспитанием девушек-сирот из семей священнослужителей, в остальные же - училища полузакрытого типа - принимались и дочери членов церковного причта, и даже девицы из других сословий [1, с. 17]. Иногда, как в случае с Таврическим епархиальным женским училищем, воспитанницами одного учебного заведения становились и сироты, и девушки из семей как духовного, так и иных сословий. Училища второй категории порой существенно отличались друг от друга уставами, регулирующими их функционирование. В связи с этим возникла необходимость их унификации. Решение этой проблемы стало основной целью Устава епархиальных женских училищ, утвержденного 20 сентября 1868 года.

В соответствии с новым уставом ЕЖУ являлись средними полузакрытыми учебными заведениями духовного ведомства, в которые принимались девочки духовного звания или (за определенную местным духовенством плату) из других сословий не младше 9 лет (начиная с 1887 - не младше 10 лет). Уставом предполагалось, что училища будут функционировать как шестиклассные с

годичным курсом, а в случае недостатка епархиальных средств - как трехклассные с двухгодичным курсом обучения в каждом классе [2, с. 820-826; 3, с. 853-860; 4, с. 882-895]. Программа обучения была существенно расширена. Теперь в число обязательных для изучения дисциплин входили: Закон Божий, русский язык и литература, арифметика и общие основания геометрии, общие сведения из физики, география, история всеобщая и русская, педагогика и дидактика, чистописание и рисование, церковное пение. К необязательным предметам относились новейшие языки, музыка и гимнастика. Еженедельное количество уроков по каждому предмету иллюстрирует следующая таблица [5, с. 101]:

Таблица 1

Количество недельных уроков в I-VI классах ТЕЖУ

Количество недельных уроков в классах

Предметы I класс II класс III класс IV класс V класс VI класс Всего

Закон Божий 4 4 4 3 3 3 21

Русский язык и литература 4 4 4 3 3 3 21

Чистописание 4 2 2 2 - - 10

Арифметика 4 4 4 3 3 - 18

Основы геометрии - - - - - 2 2

Физика - - - - 2 3 5

География - 2 2 3 3 2 12

История (всемирная и русская) - - - 2 4 3 9

Церковное пение 2 2 2 2 - - 8

Педагогика - - - - - 2 2

Итого 18 18 18 18 18 18 108

К уставу прилагалась программа, содержащая в себе общие направления преподавания того или иного предмета в каждом классе. Так педагогическая подготовка на данном этапе развития ЕЖУ ограничивалась теоретическим курсом педагогики и дидактики в VI классе, на который программой устава было отведено еженедельно 2 часа учебного времени. В качестве пособия было рекомендовано сочинение Ф. Шварца «Руководство к воспитанию и обучению», переделанное В.Куртманом и изданное в С-Петербурге во второй половине XIX века в 2-х частях (Ч.1 - 1859 г., Ч.2 - 1867 г.) [4, с. 894]. Но на практике складывалась другая ситуация - каждый учитель на основе имеющейся учебной и методической литературы

разрабатывал свои рабочие учебные программы, в связи с этим структура и содержание изучаемого материала по одному и тому же предмету в разных училищах могли отличаться. Единые для всех ЕЖУ подробные программы обучения были разработаны лишь к 1895 году [1, с. 18].

В соответствии с уставом, девушки, окончившие полный курс обучения, получали звание домашней учительницы по предметам, в которых были достигнуты наибольшие успехи. Однако при выборе кандидатуры на должность учительницы начальной школы директоры и инспекторы отдавали предпочтение выпускницам гимназий, как имевшим в сравнении с епархиалками более солидную педагогическую подготовку [6, с. 463]. Ситуация с трудоустройством выпускниц епархиальных училищ существенно улучшилась с открытием при ЕЖУ 7-х педагогических классов и образцовых церковно-приходских школ для прохождения воспитанницами педагогической практики.

Систему управления епархиальными женскими училищами можно представить в виде следующей пирамиды:

Рис. 1. Система управления епархиальными женскими училищами.

Епархиальные женские училища находились в ведении Св. Синода, а на местах находились под управлением Архиепископа, им же утверждались кандидатуры на должности служащих в этих учебных заведениях. Преосвященный каждой епархии также готовил для Св. Синода ежегодный отчет о состоянии вверенного ему училища [2, с. 820-826; 3, с. 853-860; 4, с. 882-895]. Удобным для Архиепископа рычагом управления ЕЖУ являлись епархиальные съезды, созываемые ежегодно для обсуждения и решения всех вопросов функционирования учебных заведений духовного ведомства в епархии. По уставу 1868 года в ЕЖУ также должны были функционировать Советы по решению вопросов учебной, нравственной и хозяйственной частей. В состав Совета входили: начальница училища, инспектор классов и двое (а на основании изменений 1882 г. - трое) членов от духовенства, избираемых епархиальным съездом. Совет училища, будучи коллегиальным

органом непосредственного и ближайшего регулирования всех сфер деятельности в ЕЖУ, замыкал собой систему управления этим учебным заведением.

В штат служащих епархиальных женских училищ должны были войти: начальница, инспектор классов, преподаватели, воспитательницы, почетный блюститель по хозяйственной части, эконом, врач.

Таким образом, уставом 1868 года был юридически закреплен за епархиальными женскими училищами статус самостоятельных средних учебных заведений. Кроме того меняется цель функционирования ЕЖУ: от воспитания достойной жены и спутницы священника в его непростом служении до подготовки самостоятельного члена общества, способного своим трудом в качестве домашней или сельской учительницы, обеспечивать свое существование.

В 80-х гг. XIX века при ЕЖУ начинают открываться специальные педагогические классы, целью создания которых было повышение уровня педагогической подготовки воспитанниц епархиальных училищ. Одним из первых (в 1880-81 уч. году) VII педагогический класс был открыт при Кавказском епархиальном женском училище (КЕЖУ). В VII класс воспитанницы поступали по окончании VI класса без экзаменов. Здесь они более детально изучали предметы училищного курса, знакомились с методикой их преподавания под руководством преподавателя педагогики. В КЕЖУ вводились основы тьюторской системы подготовки: воспитанницы по очереди исполняли обязанности воспитательниц в трех низших классах, каждой из выпускниц поручалось тьюторство за 3-4 девочками этих классов. Для достижения наилучшего результата и осуществления контроля над практическими занятиями воспитанниц VII класса, девушки должны были вести педагогический дневник, где они фиксировали результаты своей учебно-воспитательной работы. Эти дневники впоследствии рассматривались специальной комиссией в составе начальницы училища, инспектора классов и преподавателя педагогики.

В первом полугодии епархиалки посещали уроки низших классов и составляли планы-конспекты посещенных занятий. В течение второго полугодия воспитанницы готовили и отдавали на проверку вышеуказанной комиссии конспекты своих будущих уроков; вели по этим конспектам пробные занятия в присутствии преподавателей, членов комиссии и сокурсниц. Проведенные занятия выносились на широкое обсуждение всеми присутствующими на нем лицами включая воспитанниц.

Такая система педагогической подготовки имела свои минусы. Во-первых учебный процесс в первых трех классах епархиального училища постоянно страдал от нестройной и непрофессиональной подачи материала практиканток. Во-вторых, воспитанницы VII класса были лишены практики преподавания в начальных училищах - основному месту своей будущей работы, где среди прочего требовалось умение заниматься с тремя отделениями одновременно [6, с. 463-464].

2. СТАНОВЛЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТАВРИЧЕСКОМ ЕПАРХИАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ УЧИЛИЩЕ

В развитии структуры и содержания педагогической подготовки в Таврическом епархиальном женском училище (ТЕЖУ) можно выделить три основных периода:

I. 1866 - нач. 70-х гг. - период становления училища как учреждения для приюта и воспитания сирот и девушек духовного звания из бедных семей.

II. нач. 70-х - кон. 80-х гг.- реформирование и функционирование ТЕЖУ на основании устава 1868 года как учебного заведения, осуществляющего подготовку домашних учительниц; расширение и благоустройство ТЕЖУ.

Ш.кон. 80-х гг. - 1920 гг. - совершенствование педагогической подготовки в ТЕЖУ:

- Первый этап (кон.80-х гг. - сер.90-х гг.) - введение обязательной педагогической практики в курс обучения ТЕЖУ;

- Второй этап (вторая половина 90-х - первое десятилетие XX в.) - переход на единые для всех ЕЖУ программы обучения (в том числе по Педагогике).

- Третий этап (1910 - 1920 гг.) - открытие VII педагогического класса.

Таврическое епархиальное женское училище было открыто в г. Симферополе 2

февраля 1866 г. по старому стилю. В основу функционирования учебного заведения был положен устав Могилевского училища девиц духовного звания с изменением лишь тех статей, которые касались штата служащих (в связи с недостатком средств штат ТЕЖУ был скромнее). Училище в первые годы своего существования имело благотворительный характер. Так, в соответствии с утвержденным уставом, целью училища было «воспитать сирот и бедных девиц духовного звания в благочестии и приучить к опытному домашнему хозяйству» [7, с. 490]. Среди предметов учебной программы упоминались следующие дисциплины: православный катехизис, объяснение богослужения и священной истории, русский и славянский языки, география, арифметика, история (всеобщая и русская), рисование и пение. Предполагался шестилетний курс обучения с разделением на три двухгодичных отделения: низшее, среднее и высшее. В первое время училище было готово принять не более 20-25 воспитанниц. Управлялось училище Таврическим духовным попечительством, а непосредственное заведывание училищем осуществлялось начальницей и благочинным - священником училищной церкви и по совместительству эконому. Преподавание учебных предметов было возложено на начальницу, законоучителя, 2-х воспитательниц, а также приходящих наставников, которые соглашались вести занятия безвозмездно [7, с. 488-491]. Материальное положение училища в первые годы его существования было очень стесненным, профессиональный уровень служащих - сомнительным, а контингент воспитанниц - педагогически запущенным. К тому же в 1868 году вступил в силу новый устав епархиальных женских училищ и учебно-воспитательный процесс долго перестраивался в соответствии с новыми требованиями и программами. По этим причинам первый выпуск ТЕЖУ состоялся только в 1873 году - девушки третьего отделения были оставлены на повторный двухгодичный курс в связи с неудовлетворительными экзаменационными оценками [8, с. 512-513].

По уставу 1868 года ТЕЖУ из «сиропитательного» заведения преобразуется в среднее учебное заведение, дающее полное законченное образование по программе близкой к курсу женских гимназий. Материальная сторона училища постепенно улучшалось, доходная часть пополнялась новыми источниками финансирования. Так на I епархиальном съезде 1868 года было решено: 1) содержать уже 60

воспитанниц: 40 - за счет средств училища и 20 - пансионерок; 2) увеличить жалование начальнице и назначить жалованье учителям; 3) ввести в число необязательных предметов обучения французский язык и музыку [7, с. 495]. Однако средств в ТЕЖУ не хватало, чтобы перейти на шестиклассное обучение и училище оставалось трехклассным с двухгодичным курсом в каждом классе. На епархиальном съезде 1869 года духовенство определило суммы оплаты за содержание в училище для разных категорий епархиалок:

1) девушки-сироты из семей священнослужителей содержались за счет училища;

2) плата с особ духовного звания составляла 100 рублей в год, а с необязательными предметами - 120 р.;

3) с пансионерок светского звания - 150 р. в год.

При этом воспитанницы второй и третьей категорий единовременно при поступлении вносили 30 р. на первоочередные расходы училища [8, с. 512].

Изменения коснулись и штата служащих в ТЕЖУ. Профессиональный уровень лиц, контролировавших и непосредственно осуществлявших педагогический процесс в училище, значительно возрос. Так начальницей становится Ю.Ф.Артамонова, содержавшая до вступления в должность частный пансион в г. Переяславе Полтавской губернии; инспектором классов - священник В.Сольский, выпускник Киевской духовной академии (вскоре его заменил иеромонах Флавиан); русский язык и литературу во II и III классах преподавал учитель Симферопольской женской казенной гимназии В.В. Авдиев; арифметику в тех же классах - учитель Симферопольского духовного училища А.Ф.Миргородский; физику - учитель гимназии В.Г. Радкевич; теорию музыки наиболее способным воспитанницам преподавал по благословению Владыки Гурия регент архиерейского хора, выпускник Московской консерватории Д.Койко [8, с. 513-514; 9, с. 122].

В 1871 году ТЕЖУ посетил Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор П.Е. Коцебу, о своем визите и качестве учебно-воспитательного процесса в учебном заведении он докладывал лично императрице. Государыня была удивлена числом воспитанниц и общим состоянием училища. К успеху училища проявили интерес земства: стали выделять средства на приобретение учебных пособий; выступили с предложением учредить 2 стипендии земства, а также трудоустраивать выпускниц ТЕЖУ в сельских школах, содержащихся на средства уездных земских управ [8, с. 516-517]. А торжественный акт по случаю первого выпуска Таврического епархиального женского училища собрал в стенах заведения элиту губернии. Здесь присутствовали: епископ Таврический и Симферопольский Гурий, епископ Черниговский Никанор, архимандрит Херсонесского монастыря Евгений, Таврический вице-губернатор С.А. Лаппо-Данилевский (сам губернатор не смог присутствовать по болезни), председатель окружного суда Д.А.Калмыков, городской голова Н.И. Иванов, депутаты епархиального съезда, местное духовенство - что наглядно свидетельствует о губернском уровне этого события [7, с. 483, 486]. ТЕЖУ становится популярным учебным заведением - в начале 70-х гг. лиц, желавших обучаться в нем было в 2 раза больше, чем училище могло принять.

К году первого выпуска (1873) ТЕЖУ практически полностью перешло на программу устава 1868 года. В 1872-73 учебном году в последнем классе училища старшая воспитательница М.И. Симанская знакомила епархиалок с общим теоретическим курсом педагогики и дидактики, на который еженедельно отводилось 2 часа.

Воспитанницы, окончившие полный курс обучения, без дополнительных экзаменов получали право на звание домашних учительниц по тем предметам, в которых они были особенно успешны. Вопрос же трудоустройства первое время решался через обращение Совета ТЕЖУ к членам ежегодных епархиальных съездов и представителям земства с просьбой содействовать устройству выпускниц в качестве домашних учительниц или же наставниц для церковно-приходских и сельских училищ. Так из 36 выпускниц первых двух выпусков почти все устроились по специальности: наибольшее количество девушек - в должности наставниц сельских школ; некоторые - вернулись в ТЕЖУ в качестве воспитательниц или даже устроились учительницами в гимназиях и институте [10, с. 235-236; 11, с. 479].

Открытие Таврической духовной семинарии в 1873 году существенно облегчило подбор педагогических кадров для ТЕЖУ. К моменту выпуска 1877 года Педагогику и Закон Божий в училище преподает инспектор классов священник Иаков Чепурин, получивший высшее духовное образование, а остальные предметы распределялись между преподавателями семинарии. Контингент воспитанниц в этом году можно представить следующим образом:

1. По способу содержания в ТЕЖУ: а) на бесплатном содержании - 38 пансионерок; б) с оплатой 130 руб. в год (девиц духовного звания) и с оплатой 250 руб. в год (девиц светского звания) - 54 воспитанницы; в) приходящих - 15 епархиалок.

2. По социальному происхождению: а) детей духовенства - 83 девушки (77,6%); б) детей чиновников и землевладельцев - 16 (14,9%); в) детей из купеческих семей - 8 (7,5%);

3. По успеваемости: в I классе (45 восп.) неудовлетворительные баллы по некоторым предметам у 11-ти епархиалок (24,4%); во II классе (43 восп.) - у 13-ти (30,2%); в III классе (19 восп.) - у 2-х выпускниц (10,5%).

Изменения вскоре коснулись и структуры обучения в ТЕЖУ - в 1877-78 учебном году епархиальное училище становится шестиклассным с годичным курсом обучения в каждом классе [11, с. 473, 475-476].

При описании торжественного акта по случаю первого выпуска ТЕЖУ упоминается якобы уже функционировавший к 1869 г. приготовительный класс, который готовил девочек к поступлению в I класс и существенно улучшал картину общей успеваемости. Однако, начиная с 1873 года, никаких упоминаний о нем в отчетной документации не встречается. На епархиальном съезде 1878 года было вынесено решение об открытии такого класса. Наличием приготовительного класса Таврическое епархиальное женское училище выгодно отличалось от других ЕЖУ [8, с. 510; 12, с. 798].

Вопрос о качестве педагогического образования, получаемого епархиалками, поднимался на страницах периодических изданий. Так в 1886 году «Таврические

епархиальные ведомости» публикуют статью диакона Д.Шишацкого «VII педагогический класс при Таврическом епархиальном женском училище, как средство практически подготовить воспитанниц к учебно-воспитательному делу». Автор статьи отмечал низкий уровень педагогической подготовки выпускниц ТЕЖУ, который, по его мнению, не должен ограничиваться только теоретическим курсом педагогики и дидактики. В качестве аргумента Д.Шишацкий приводил тот факт, что директоры и инспекторы народных школ при подборе кандидатур на учительское место отдают предпочтение тем кандидатам, которые кроме общего образования прошли необходимую педагогическую практику в специальных педагогических классах. Автор с некоторыми поправками предлагал воспользоваться системой педагогической подготовки в Кавказском епархиальном женском училище. Так вместе с открытием VII класса, в котором девушки получали бы углубленные знания по предметам училища, необходимо, по мнению автора, открыть при училище образцовую школу, где бы епархиалки-выпускницы могли практиковаться в преподавании изучаемых дисциплин. В отсутствие необходимых средств Д.Шишацкий предлагал реорганизовать под образцовую школу приготовительный класс ТЕЖУ, а функции воспитательниц училища перепоручить воспитанницам VII класса [6, с. 461-467].

В ответ на эти идеи вскоре последовала статья инспектора классов Таврического епархиального женского училища, священника Е.Новика, в которой он, соглашаясь с необходимостью более основательной педагогической подготовки епархиалок, все же призывал приступать к этому вопросу обдуманно. Среди прочего он отмечал, что замена (по образцу Кавказского епархиального училища) института воспитательниц на учащихся VII класса повредит как воспитательному так и учебному делу обеих сторон, а реорганизация приготовительного класса существенно снизит уровень поступающих в I класс [13].

В связи с этим совет училища начинает вводить практическую подготовку в курс обучения будущих выпускниц в том объеме, в котором это позволяли епархиальные средства. В отчете о состоянии ТЕЖУ за 1885-86 учебный год указано, что в VI классе распоряжением Совета один урочный час отводился для практического ознакомления воспитанниц с методикой преподавания арифметики в начальных школах. Кроме того воспитанницы VI класса каждое воскресенье один час посвящали практическим занятиям в приготовительном классе своего училища. Для этого преподаватель педагогики и инспектор классов заранее распределяли между епархиалками темы будущих уроков; по этим темам воспитанницы готовили программы-конспекты пробных занятий, которые просматривались и корректировались инспектором классов. Пробные уроки проходили в присутствии всех учащихся VI класса, преподавателей училища, инспектора и начальницы училища. Такие формы работы можно вполне считать педагогической практикой в ТЕЖУ. Еще одним видом занятий, который помогал девушкам подготовиться к будущей профессии, было написание сочинений по гуманитарным предметам [14, с. 451, 457]. Так темами сочинений по педагогике были: «Преимущества звукового способа совместного обучения письму-чтению пред буквенно-сочетательным и силлабическим», «Подбор и расположение материала для чтения в начальной

народной школе», «Отношение сельской учительницы к окружающему ее обществу» [15, с. 48; 16, с. 223; 17, с. 28].

Хотя французский и немецкий языки относились к необязательным предметам обучения в ТЕЖУ, все же их изучение было желательным для епархиалок: если умение изъясняться на французском являлось знаком хорошего тона, то знание немецкого существенно облегчало учительскую работу в немецких центральных и народных училищах, густо расположенных на материковой части Таврической губернии (Мелитопольский, Перекопский, Днепровский уезды).

Сам уровень преподавания педагогики и дидактики в училище постепенно улучшался. В 1885-86 учебном году эти дисциплины в VI классе ТЕЖУ преподает С.Ульковский, получивший педагогическое образование в Феодосийском учительском институте. Преподаватели других основных дисциплин также имели высокий образовательный ценз: преподаватель Закона Божия Е.Новик, преподаватель словесности, истории русской литературы Ф.Хотовицкий, а также преподаватель географии с космографией И.Тяжелов - имели степени кандидатов богословия; преподавательница всеобщей гражданской и русской истории А.Троицкая окончила высшие женские педагогические курсы в С-Петербурге; преподаватель арифметики и геометрии, статский советник А.Хамарито являлся выпускником Симферопольской мужской гимназии [14, с. 447-448]. И тем не менее на очередном епархиальном съезде духовенства (1886 г.) действующая комиссия по обследованию состояния ТЕЖУ заключает, что вплоть до текущего года внимание съездов было обращено лишь на внешнее благоустройство училища, тогда как учебно-воспитательный процесс оставался в тени. Для того, чтобы «поднять уровень учебно-воспитательной стороны дела и поставить оное в условия независимого существования», депутаты съезда своим решением увеличили содержание всех служащих и учащих. Таким образом, по мнению духовенства, «будут удерживаться при училище лучшие умственные силы и не будет необходимости приглашать преподавателей из других учебных заведений» [18, с. 240]. Что касается контингента учащихся в ТЕЖУ (всего 218 воспитанниц в 1885-86 учебном году), то он также претерпел изменения в своей структуре:

1. По способу содержания в ТЕЖУ: а) на бесплатном содержании - 102 пансионерки и б) стипендиаток имени Архиепископа Гурия - 2 воспитанницы; в) с оплатой 135 руб. в год девиц духовного звания - 89 пансионерок; г) с оплатой 300 руб. в год девиц светского звания - 18 воспитанниц; д) приходящих - 7 епархиалок.

2. По социальному происхождению: а) детей духовенства - 193 девушки (88,5%); б) детей из светских семей - 25 (11,5%) [14, с. 449].

Вопрос о практической педагогической подготовке воспитанниц училища был частично решен в 1887 году - Определением Священного Синода за №729 при ТЕЖУ открылась образцовая школа. Устроена она была по типу церковноприходской школы, функционировала под контролем начальницы училища и непосредственным руководством инспектора классов и преподавателя дидактики. По соглашению вышеуказанных лиц в образцовой школе определялось время для пробных уроков воспитанниц ТЕЖУ, разработкой текущего расписания этих

занятий занимался преподаватель дидактики. О всех сторонах работы образцовой школы составлялся отдельный ежегодный отчет [15, с. 586].

Таким образом, начиная с 1888 года, епархиалкам еженедельно назначались три урочных часа для практических занятий в образцовой церковно-приходской женской школе: воспитанницам V класса - только во втором полугодии, воспитанницам VI класса - на протяжении всего учебного года. Содержание педагогической практики для учащихся V и VI классов различалось. Для первых оно ограничивалось посещением образцовых уроков, которые вел преподаватель педагогики, или пробных занятий воспитанниц выпускного класса. Что касается вторых, то здесь преподавателем педагогики для каждой епархиалки назначались 2 темы пробных уроков, которые необходимо были провести в школе в течение года. На предложенные темы воспитанницы VI класса готовили предварительные планы-конспекты, дополнительные наводящие вопросы для учениц образцовой школы. Пробные уроки проходили под руководством преподавателя педагогики и в присутствии практиканток V и VI классов. После каждого такого занятия воспитанницы VI класса называли замеченные ими недостатки преподавания, а учитель педагогики давал необходимые методические рекомендации. Кроме вышеперечисленного учащиеся VI класса осуществляли в образцовой школе дежурства: ежедневно в порядке очереди 2 воспитанницы помогали учителям школы в организации и проведении уроков [17, с. 237-238].

Содержание теоретического курса педагогики и дидактики было построено на основании «Общей педагогики» П.Е.Рощина.

В начале 90-х гг. XIX века успеваемость учащихся оставалась удовлетворительной: так из 210 епархиалок, которые подверглись переводным и выпускным экзаменам в 1890 году, 17 девушек окончили обучение и получили аттестаты с правом быть домашним учительницами; 124 епархиалки переведены в следующие классы; 26 оставлены в том же классе на второй год; 43-м девушкам было разрешено пересдать экзамены после каникул [17, с. 226]. При этом по результатам экзаменов средний балл успеваемости выпускниц по всем предметам и отдельно по педагогике численно совпадал и составлял 3,8.

Утверждение в 1895 году новых единых программ для всех епархиальных женских училищ Российской империи способствовало дальнейшему углублению и совершенствованию содержания педагогической подготовки в ТЕЖУ. С 1896-97 учебного года к 2-м часам еженедельных занятий по педагогике и дидактике в VI классе прибавляется еще один час в неделю для учащихся V класса [5, с.101].

По окончании 1900-1901 учебного года все воспитанницы VI класса были выпущены из училища с установленными аттестатами. Однако формулировки в свидетельствах менялись - полученные выпускницами документы давали право занимать должности учительниц начальной школы [19, с. 28].

Вопрос о совершенствовании теоретической и практической подготовки воспитанниц ТЕЖУ был поставлен на повестку дня съезда духовенства 1910 года. На основании вынесенного решения 15 августа этого же года при ТЕЖУ наконец был открыт VII педагогический класс с двухгодичной программой обучения [20, 314]. В эту программу входило расширенное изучение дисциплин предыдущих

классов, новые предметы педагогического цикла (методика преподавания русского языка, педагогическая психология, история педагогики, дидактика), а также логика, русская и иностранная литература, природоведенье [5, с.102]. Как видно из перечня, круг дисциплин был существенно расширен, обучение носило преимущественно светский характер, выпускницы дополнительного педагогического класса получали солидное педагогическое образование.

Постановлением съезда 1910 года был одновременно закрыт приготовительный класс ТЕЖУ. Обусловлено это было как недостатком епархиальных средств, так и тем, что задачу приготовительного класса с успехом выполняли многочисленные церковно-приходские школы губернии.

В связи с постоянным увеличением количества поступающих в епархиальном училище начинают действовать как штатные, так и параллельные классы. Так в 1910-11 учебном году в ТЕЖУ функционировало 13 классов: два первых, два вторых, один третий, два четвертых, два пятых, два шестых, а также седьмой первый и седьмой второй. В указанном учебном году училище окончили 29 воспитанниц VI-го и 24 VII-го (второго) классов [20, с. 315, 341].

Как отмечает К.В.Шумский, в отчете синодального ревизора (1910 г.) Таврическое епархиальное женское училище характеризуется как «образцовое». Действительно, многочисленные ревизии, и комиссии, специально создаваемые при епархии, всегда отмечали хорошо поставленную учебно-воспитательную работу в училище, слаженную совместную деятельность начальницы, инспектора классов и педагогического коллектива ТЕЖУ.

Однако начавшаяся война не могла не отразиться на продолжительности и качестве обучения в епархиальном училище. Так в 1915-1916 учебном году занятия длились около 5 месяцев, а в 1916-1917 учебном году - только четыре месяца. Особенно тяжелым положение епархиального женского училища было в период гражданской войны. Окончательно духовные учебные заведения были ликвидированы советской властью в 1920 году действием указа №57 Крымотдела Наробразования [5, с. 53, 58, 61].

ВЫВОДЫ

Епархиальные женские училища, учрежденные с целью подготовить девушек духовного звания к роли супруги приходского священника, в ходе своего развития были преобразованы в духовные учебные заведения для учащихся из разных сословий, где содержание обучения было представлено широким спектром светских дисциплин и включало в себя хорошо организованную профессионально-педагогическую подготовку воспитанниц. Таврическое епархиальное женское училище за 54-летний период своего существования прошло несколько этапов развития теоретической и практической педагогической подготовки. За счет совершенствования педагогической практики, открытия VII педагогического класса ТЕЖУ достигло уровня педагогической подготовки женских гимназий. Благодаря этому Таврическое епархиальное женское училище внесло значительный вклад в дело подготовки учительских кадров в Таврической губернии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таврические епархиальные ведомости, 1887. - №6. - С. 297-300: Из «Речи к воспитанницам VI класса Таврического Епархиального женского училища пред освящением Образцовой церковно-приходской школы

при оном училище» преподавателя Закона Божия ТЕЖУ, кандидата богословских

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наук, священника Евстафия Новика:

«Одна из существенных задач нашего учебного заведения - приготовлять, в лице оканчивающих курс его, будущих учительниц народных. Таким образом, по самой цели своего образования вы готовитесь к высокому званию учительства, готовитесь стать наставницами, просветительницами русского народа. [...]

Величие и трудность дела народного учительства требует и особенно серьезной и тщательной подготовки от тех, кто пожелает взяться за него. Наиболее рациональным средством в этом деле будет служить для вас эта Архипастырскими молитвами ныне освящаемая школа. В ней вы на деле познакомитесь с делом учительства, его задачами и трудностями. В ней вы проверите опытно свои знания, добытые в училище, испробуете свои силы. Главное преимущество и благотворность для вас этой школы состоит в том, что вы будете трудиться в ней не одни, а под надзором и руководством опытных в этом деле лиц. Ваши промахи и ошибки, ваши неудачи будут охотно и с любовью исправляемы вашими руководителями. Дорожите же тем небольшим временем, какое остается у вас до окончания курса, с полным усердием примитесь за дело. Научитесь учить не словом только, но примером и жизнью. Старайтесь быть для детей живым примером, наглядным образцом истинно христианской жизни. Молитесь Господу Богу, чтобы он благословил начало ваших трудов и не оставлял вас никогда Своею благодатною помощью; молитесь за себя и за всех благодетелей ваших, которые всячески стараются вам помогать; молитесь за основателя и строителя школы этой, чтобы Господь воздал ему сторицею за его труды и жертвы».

Список литературы

1. Андреева Е.А. Возникновение и развитие Епархиальных женских училищ в России (середина XIX - начало XX века): автореф. ... кандидата пед. наук: 13.00.01/ Евгения Анатольевна Андреева. - Москва, 2000. - 20 с.

2. Устав женских епархиальных училищ // Таврические епархиальные ведомости. - 1870. - №26. -С. 820-826.

3. Устав женских епархиальных училищ // Там же. - 1870. - №27. - С. 853-860.

4. Устав женских епархиальных училищ // Там же. - 1870. - №28. - С. 882-895.

5. Шумський К.В. Духовно-навчальш заклади Тавршсько! Спархи (1859 - 1920 рр.): дис. ... кандидата кт. наук: 07.00.01/ Костянтин Володимирович Шумський. - Омферополь, 2004. - 242 с.

6. VII педагогический класс при Таврическом епархиальном женском училище, как средство практически подготовить воспитанниц к учебно-воспитательному делу // Таврические епархиальные ведомости. - 1886. - № 8. - С. 461- 467.

7. Торжественный акт в Таврическом епархиальном женском училище по случаю первого выпуска//Там же. - 1873. - № 15. - С. 483-495.

8. Торжественный акт в Таврическом епархиальном женском училище по случаю первого выпуска //Там же. - 1873. - № 16. - С. 509-524.

9. Отчет о состоянии Таврического епархиального женского училища по учебной и религиозно-нравственной частям, за 1871/72 уч.год //Там же. - 1873. - № 4. - С. 122-130.

10. От Совета Таврического епархиального женского училища//Там же. - 1873. - № 8. - С.232-236.

11. Краткое описание акта, происходившего в Таврическом епархиальном женском училище 21 июня сего 1877 года, по случаю третьего выпуска воспитанниц//Там же. - 1877. - № 15. - С.472-486.

12. Протокол (епархиального съезда) №4//Там же. - 1878. - № 19,20,21. - С. 797-801.

13. Новик Е. К вопросу об открытии VII класса при Таврическом Епархиальном женском училище / Евстафий Новик //Там же. - 1886. - №12. - С. 661-665.

14. Отчет о состоянии Таврического епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1885/86 уч.год//Там же.- 1887. - №9. - С. 444-461.

15. Определения Святейшего Синода. От 24 апреля - 7 мая 1887 года, за №729, об утверждении образцовой начальной школы при Таврическом епархиальном женском училище//Там же. -1887. - № 12. - С.585-588.

16. Отчет о состоянии Таврического епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1888/9 уч.год //Там же. - 1890. - №1. - С. 36-60.

17. Отчет о состоянии Таврического епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1889/90 уч.год//Там же. - 1891. - №5,6. - С. 211-236.

18. Протокол (епархиального съезда) № 12//Там же. - 1887. - №5. - С. 236-243.

19. Отчет о состоянии Таврического епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1900-1901 учебный год// Там же. - 1902. - № 1. - С.26-32.

20. Отчет о состоянии Таврического епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1910-1911-й учебный год // Там же.- 1912. - № 17. - С. 306-317.

Костилева К.В. Професшно-педагопчна тдготовка в Тавршському eпархiальному жшочому училищi (1866-1920) / К.В. Костилева // Вчеш записки Тавршського нащонального ушверситету iменi

B.1. Вернадського. Серiя: Проблеми педагопки середньо'1 i вищо1 школи. - 2013. - Т.26 (65), №2 . -

C.56-69.

Стаття присвячена Тавршському епархiальному жшочому училищi як духовному навчальному закладу, що здшснювало тдготовку вчительок для початкових училищ Тавршсько!' губерни. У стат видшено основш етапи розвитку теоретично'1 та практично'1 педагопчно!' тдготовки в ТСЖУ, розкрито особливосл ïï оргашзаци, структури та змкту.

Ключовi слова: Тавршське епариальне жшоче училище, теоретична та практична педагопчна тдготовка

Kostyleva Y.V. Theoretical and practical pedagogical training in Taurida eparchy women's school (1866-1920) / Y.V. Kostyleva // Scientific Notes of Taurida National V. I. Vernadsky University. - Series: Issues of Secondary and Higher School Education. - 2013. - Vol. 26(65), No.2. - P. 56-69. The paper is dedicated to the history of Taurida eparchy women's school as a religious educational institution which provided professional training of teachers for Taurida Province primary schools. The paper outlines the main stages in the development of theoretical and practical pedagogical training in Taurida eparchy women's school. The main features of the organization, structure and content are covered. Keywords: Taurida eparchy women's school, theoretical and practical pedagogical training.

Поступила в редакцию 28.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.