Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 11 (340).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 32. С. 76-79.
В. А. Комова
ТОБОЛЬСКИЙ КРЕМЛЬ КАК СИМВОЛ СТОЛИЧНОСТИ ГОРОДА
Статья посвящена изучению важнейшего символа города Тобольска - столицы Сибири в период с концаXVI до началаXIXвека, - тобольского кремля. Являясь одновременно культурным и религиозным феноменом, тобольский кремль отразил в себе культурно-исторический облик города и стал значимым атрибутом его столичного статуса.
Ключевые слова: тобольский кремль; столица Сибири; символ; культурно-исторические ценности; духовность; каменное строительство.
Тобольск, основанный в 1587 году и ставший столицей Российской Сибири, а впоследствии, в XVIII веке, сердцем самой крупной в государстве Тобольской губернии, - один из самых древних и известных городов Зауралья. Находясь далеко от центра России, Тобольск сумел сохранить свою неповторимость и самобытность, показав пример уникальной культурно-исторической биографии.
Столица - не абстрактное понятие, и, изучая феномен Тобольска как столицы Сибири, мы признаем очевидным, что этот статус не случаен. Имеется несколько аспектов, суммарное восприятие которых дает общее представление о понятии столичности: экономический, политический, культурный, цивилизационный и др. И определенные показатели в рамках таких аспектов, а не только функционально-типологические особенности города, дают нам возможность судить о наличии высокого «столичного статуса». Важными атрибутами такого статуса были и остаются столичные культурные символы. И для Тобольска таким символом является кремль.
«Кремль (до конца XIV века - детинец) -центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями; комплекс оборонительных и церковных сооружений. Кремль располагался на высоких местах, обычно на берегу реки или озера, и был ядром города, определял его силуэт и планировку. Кремль сохранился в Смоленске, Москве и других городах»1. Такой кремль есть и в древнем сибирском городе Тобольске - гражданской и духовной столице Сибири в период с конца XVI до начала
XIX века.
Статья базируется на трудах исследователей Д. И. Копылова, В. В. Кириллова. Н. В. Сухоруковой, К. В. Бобкова, Е. В. Шевцова и др., подчеркивавших важность куль-
турной и исторической символики. «Москва - первопрестольная столица России, Тобольск - славная столица Сибири. В Тобольске все как в Москве: белокаменный кремль, Спасская башня с часами, Арбат, Бутырки...»2. Перекликаются с этой идеей и слова св. Максима Исповедника: «Весь духовный мир таинственно представлен в символических образах в мире чувственном для тех, кто имеет очи, чтоб видеть и весь чувственный мир, заключенный в мире духовном»3. Вопрос важности символов, в том числе и духовных, неоднократно поднимался в трудах российского православного ученого-богосло-ва Николая Ивановича Троицкого (1851-1920) «Христианский православный храм в его идее»; в уникальных исследованиях Михаила Кудрявцева и Татьяны Кудрявцевой «Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм», «Русский храм» (М. Кудрявцев); в философской работе К. В. Бобкова и Е. В. Шевцова «Символ и духовный опыт православия». Авторы подчеркивали, что «... онтологическим фундаментом православия является символизм»4, раскрывали философию развития русской культуры, а также духовный потенциал православия на Руси.
Н. В. Сухорукова, рассматривая вопросы символичности, отмечает, что крепости, церкви и монастыри со времен древней Руси были не просто местами проведения актов религиозного культа, а главным образом -свидетельством культурно освоенной территории. Так и храм во имя Святой Троицы, с которого в Тобольске началось строительство кремля, задумывался не столько для нужд церковного прихода, а в первую очередь как «...символ божественного покровительства городу и памятник его основанию»5. Исследователь сравнивает кремль с иконой города, потому что образ Тобольска выразил-
ся во вселенском, космическом смысле именно через образ его кремля. Святые врата и рубежи позволяли почувствовать себя в безопасности внутри кремля как в физическом, так и в духовном смысле. Подобную мысль мы находим и в работах В. В. Кириллова. В книге «Тобольск» он говорит о том, что тобольский кремль не следует рассматривать только как архитектурное сооружение, его идеологическое содержание для сибирского христианства было чрезвычайно важно. «Был ли кремль действительно настоящей церковью или все это носило, скорее, демонстративный характер?»6 Постараемся ответить на этот вопрос.
В символике заключена огромная историческая ценность. И тут нет второстепенных факторов, так как важным в истории города и его знаковых мест является всё: время, обстоятельства, место и др. Место для Тобольска было выбрано удачно. Он унаследовал от бывшей татарской столицы сложившиеся годами политические и экономические связи: «Вместо царствующего города Сибири (Ис-кера), Тобольск - новый град старейшинство прия и стольной наречеся град». Тобольск стал, по сути, исполнять обязанности сибирской столицы России почти сразу же после основания, то есть более чем за сотню лет до того, как был по Указу Петра I официально наделен полномочиями административного центра сибирской губернии.
Известный краевед Н. П. Анциферов, акцентируя внимание на наиболее значимых точках становления истории городов, писал: «У каждого есть ядро, от которого ведет начало их существование, - первоначальная клеточка, положившая основание ткани городского организма...»7, подразумевая под «ядром» города именно отправную точку его культурного развития. И таким местом в Тобольске является вершина Алафейской горы, на которой в 1587 году казаки под предводительством Данилы Чулкова построили острог, позже названый Троицким. С этого события началась история Тобольска, а с ним и Тобольского кремля - ценнейшего культурно-исторического памятника, главного символа христианской веры в Сибирской земле.
Вопрос «поместного изучения прошлого», с точки зрения исторического городоведения, неоднократно рассматривался в работах известных ученых И. М. Гревса и Н. П. Анциферова. «Место (locus) само по себе может
явиться ценнейшим объектом исторических исследований»8, - писал Н. П. Анциферов. История Тобольского кремля началась в 1683 году со строительства Софийско-Успенского собора. Присланными из Москвы и Великого Устюга каменщиками к началу XVIII века были возведены каменные стены и башни кремля, а также ряд не дошедших до нашего времени построек, стоявших на одной западной линии с Софийским собором: Троицкий собор, архиерейский дом, Святые ворота с церковью Сергия Радонежского и колокольня. Архитектура кремля продолжала совершенствоваться еще долгие годы. Более 20 лет своей жизни отдал возведению храма известный картограф и историк Сибири Семен Ремезов, сформировав пространственную структуру Тобольского кремля, великолепно вписав его архитектурный ансамбль в природный ландшафт. Необходимые навыки каменного строительства он получил в столице. По его задумке, поднимаясь на Троицкий мыс, чтобы зайти внутрь кремля, надо было пройти через триумфальные Дмитриевские ворота, как бы поклонившись Ермаку, покорителю Сибири.
Петр I пророчил Тобольску великое будущее, и, согласно его распоряжению, столице Сибири необходимо было придать приличествующий облик. Так, в начале XVIII века первый сибирский губернатор князь М. П. Гагарин приступил к строительству военно-административных и торговых зданий, которые вместе с Софийским двором составили центр города. В разные годы кремль дополнялся новыми сооружениями: Вознесенской и Покровской церквями, Приказной палатой, Казенной палатой, Гостиным двором и крепостными стенами. Однако в 1714 году Петр I заявил о прекращении каменного строительства по всей России, так как необходимо было собирать все силы в единый кулак для возведения Петербурга. Многое из задуманного
С. У. Ремезовым осталось неисполненным, в том числе и недостроенные Дмитриевские ворота - символическая триумфальная арка, открывающая России вход в Азию.
В конце XVIII века разрабатывался проект перестройки Тобольска, в соответствии с которым на территории кремля были построены два трехэтажных здания - дворец наместника и архиерейский дом, в котором разместилась резиденция высшего духовенства Сибири, а в 1799 году была возведена многоярусная Со-
78
В. А. Комова
борная колокольня - самое высокое сооружение города.
Город строился и развивался. Начиная свою биографию с построения казацкого острога, Тобольск в скором времени превратился в крупный сибирский город, сердцем которого являлся его кремль. Из года в год в Тобольск тянулись люди, и этот приток населения служил наглядным подтверждением того, что «феномен столичности обусловлен какими-то неявными свойствами территорий, которые изначально обладают определенными характеристиками природной среды»9. Подходящий климат, удобное географическое положение и богатство края позволяли сибирской столице удерживать и концентрировать население. «И все они [жители. -
В. К.] осознавали себя тоболяками, как и любой русский человек вообще чувствует свою причастность к Москве. Есть Москва - следовательно, стоит православная Русь, Россия. А раз есть Тобольск - значит быть русской Сибири»10.
На территории тобольского кремля жили и работали ремесленники, служивые люди, торговцы. У стен кремля постоянно функционировал базар, на котором местное и приезжее население торговало и обменивалось товаром. Активное нарастание населения происходит именно на «столичной» фазе развития города, эту мысль в своей работе «Город и ценности» обозначил А. Левинсон. Чем комфортнее и перспективнее условия проживания в городе, тем большее число людей стремится в нем жить. Кроме того, А. Левинсон отмечает, что «Столица <...> должна быть поликультурна, полиглотична, поли-семиотична, полинормативна и многое дру-гое»11, а это предполагает гармоничное сосуществование на общей территории людей различных интересов. Население Тобольска было многообразным не только по занятию, но и по национальности и вероисповеданию. Русские, татары, евреи, шведы, поляки жили рядом, и их культуры, вступая во взаимоотношения между собой, переплетались и порождали возникновение новых веяний. Историк архитектуры В. В. Кириллов приводит интереснейший пример симбиоза культур: при расчистке стен Захарьевской церкви на территории кремля обнаружилось, что оконные наличники изначально имели терракотовую окраску, что свойственно азиатскому, а не российскому идеалу красоты. В этом был
выражен сплав русского и азиатского, составляющий своеобразие так называемого сибирского барокко - архитектурного стиля построек тобольского кремля.
На развитие сибирской культуры наложила глубокий отпечаток религиозная составляющая жизни Тобольска. Огромную роль в будущности тобольского кремля сыграло возникновение Сибирского архиепископства. Ранее все необходимое для богослужений поставлялось в сибирские церкви из Вологодской епархии, к которой Сибирь относилась до XVII века. Но в 1621 году Тобольск был удостоен особой чести - сюда на службу прибыл первый архиепископ. Им был Киприан (Старорусенников), человек непростой судьбы, любимый и уважаемым горожанами за свой духовный сан и преданность вере, «защитник православия и земли русской». Появление архиепископа утвердило город в статусе не только гражданской, но и духовной сибирской столицы. Этот статус подтвердился изданным Петром I в 1697 году указом о создании в Тобольске учебного заведения для подготовки священнослужителей. В 1701 году император озвучил новое предписание: «...построить на Софийском дворе или где прилично училище и велеть учить в нем поповских, дьяконских и церковных причетников детей словенской грамоте, дабы, вы-учась и удостояся в чин священства, народ учить», и в 1702 году на территории кремля была открыта архиерейская школа, преобразованная в 1743-1748 годах в семинарию. После реформы образования 1818 года учебное заведение было разделено на начальное приходское училище, неполное среднее уездное училище и семинарию.
На протяжении всех лет своей деятельности это крупнейшее в Сибири духовное учебное заведение подготовило множество священнослужителей, а также учителей, как для церковных, так и для светских школ. Священнослужители, окончившие тобольскую семинарию, всячески способствовали распространению грамоты, а главное - занимались пасторской деятельностью согласно устоям Русской православной церкви. Их роль в обучении и воспитании школьников определялась тем, что православие было основополагающим принципом российской государственности.
В тяжелые времена революции и репрессий Тобольский кремль разделил участь веру-
ющих. Все тобольские церкви были закрыты и разграблены, а на территории кремля была организована тюрьма, в которой содержали раскулаченных крестьян и ссыльнопересе-ленцев. Невосполнимый урон был нанесен сибирской православной школе, духовные учебные заведения были закрыты. Последний выпуск семинаристов состоялся весной 1919 года. И только в последней четверти
XX века Тобольская духовная семинария возобновила свою работу, получив в 1998 году статус высшего учебного заведения.
Тобольская духовная школа воспитала целый ряд выдающихся личностей, которые оставили заметный след в истории Российской православной церкви. Среди них алтайский миссионер, впоследствии митрополит Московский Макарий (Невский), возведенный в лик святых на Архиерейском соборе 2000 года; церковный писатель, обер-священ-ник армии и флота протоиерей Г. Мансветов; историки Сибири П. А. Словцов, Н. А. Абрамов, А. И. Сулоцкий; писатель Г. Елисеев; художник, литератор и исследователь края М. С. Знаменский.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что вопрос о символичности тобольского кремля как атрибута столичности Тобольска представляется особенно актуальным в свете возникшего в последнее десятилетие интереса к изучению феномена столиц и их символов. Подвергнув анализу все материалы, изложенные в этой статье, мы выяснили, что тобольский кремль являлся и является предметом изучения многих научных дисциплин: истории, культурологии, социологии и др. Кремль как символ подлинной, исконно русской культуры, архитектуры и истории -
это сосредоточие национальной идеи. Воздвигнутый в камне первый и единственный в Сибири, кремль стал мощным символом завоеванной территории и неотъемлемым, незаменимым атрибутом «столичности» Тобольска.
Примечания
1 Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М. : Совет. энцикл., 1981.С. 658.
2 Копылов, Д. И. Тобольск / Д. И. Копылов, Ю. П. Прибыльский. Тюмень : Вектор-Бук, 2007. С. 43.
3 Николай Охридский, еп. Символы // К свету. 1994. № 17. С. 6.
4 Бобков, К. В. Символ и духовный опыт православия / К. В. Бобков, Е. В. Шевцов. М. : ИЗАН, 1996. С. 37.
5 Сухорукова, Н. Кремль в веках // Тобольск и вся Сибирь : альманах. Кн. 10. Тобольск : Возрождение Тобольска, 2008. С. 43.
6 Кириллов, В. В. Тобольск. М. : Искусство, 1984.С. 168.
7 Анциферов, Н. П. Город как объект экскурсионного изучения // Краеведение. 1926. № 2.
С. 168.
8 Анциферов, Н. П. Краеведный путь в исторической науке : (Историко-культурные ландшафты) // Краеведение. 1928. № 6. С. 322.
9 Лазарева, И. В. Феномен столиц / И. В. Лазарева, В. В. Лазарев, Ф. С. Ульмасвай // Обществ. науки и современность. 1999. № 2. С. 5.
10 Сухорукова, Н. Кремль в веках. С. 44.
11 Левинсон, А. Город и ценности // Опыт социографии. М. : Новое лит. обозрение, 2004.
С. 73.