Вестник ТГАСУ № 2, 2008
26
Однако установившийся вскоре после этого режим социалистического градостроительства административного типа на некоторое время остановил процесс формирования нормативно-правовой базы в области градостроительного регулирования. И хотя современные политические и экономические условия не так давно позволили выйти из кризиса и отрегулировать законодательные механизмы, мировой уровень правового градорегулирования по-прежнему остается намного выше отечественного.
Библиографический список
1. Бунин, А.В. История градостроительного искусства. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. Т. 1. Изд-е 2. / А.В. Бунин, Т.Ф. Саваренская. - М. : Стройиз-дат, 1972. - 496 с.
2. Саваренская, Т.Ф. Западноевропейское градостроительство XVII-XIX вв.: Эстетические и теоретические предпосылки. - М. : Стройиздат, 1987. - 191 с.
3. Высоковский, А. Правовое зонирование: опыт разработки правил землепользования и застройки в городах России / А. Высоковский, У. Валетты. - М. : Русская панорама, 1999. - 200 с.
4. Wade, H.W.R. Administrative law. Sixth Edit / H.W.R. Wade. - Oxford: Clarendon Press, 1988. - P. 179.
5. Hinds, D.S. Winning at zoning / D.S Hinds, N.G. Carn, O.N. Ordway. - N.Y., 1979. - P. 21.
6. Garner, J.F. Planning law in Western Europe / J.F. Garner. - N.Y., 1977. - Р. 117
7. Hoppe, W. Raumordnungs und Landesplanungsrecht des Bundes und des Landes Rheinland-Pfalz / W. Hopp, R. Menke. - Koln, 1986. - S. 3.
O.V. STAHEEV, S.M. REMARCHUK
THE RETROSPECTIVE ANALYSIS OF PROCESS OF FORMATION OF TOWN-PLANNING REGULATING ACTIVITY IN THE RUSSIAN AND WORLD PRACTICE
Processes of formation of town-planning regulating activity in the Russian and World practice are analyzed and compared in the paper. The factors influencing on the formation of legislative base in the field of town-planning regulation are revealed.
УДК 726.5
Т.Н. МАНОНИНА, ведущий искусствовед,
Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация», Томск
СВЯТО-ЗНАМЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В СЕЛЕ АБАЛАК
В статье рассматривается формирование и развитие комплекса зданий и сооружений одного из старейших сибирских монастырей - Свято-Знаменского монастыря в селе Абалак Тобольской губернии (в настоящее время с. Абалак, Тюменская обл., Тобольский р-н). Прослеживается история монастыря и его отдельных зданий с XVII до начала XX веков, обозначаются особенности пространственной композиции комплекса, рас-
© Т.Н. Манонина, 2008
сматривается стилистика храмов. В статье использованы новые архивные, литературные источники и графические материалы. В 2006-2007 гг. творческий коллектив Сибирского института «Сибспецпроектреставрация» (Томск) выполнил проект реставрации Свя-то-Знаменского монастыря в селе Абалак.
Православная религия стала распространяться в Сибири с приходом русского населения и началом колонизации края в конце XVI в. «Первые русские поселенцы в Сибири были в ней первыми христианами. Общим правилом тогдашних сибирских насельников было: где зимовье ясашное, там и крест, а впоследствии часовня; где водворение крепостное, там церковь и пушка; где город, там управление воеводское, огнестрельные снаряды - монастырь, кроме церкви» - так сибирский историк П.А. Словцов характеризовал продвижение русских поселенцев в Сибири [1]. В начале XVII в., в связи с активным заселением края, вместе со «служилым людом» и вольными переселенцами пришли и миссионеры-монахи, которые явились первыми организаторами и строителями сибирских монастырей. Монастыри в Сибири, как и повсеместно в России, становились очагами русской культуры и оплотом православного христианства, являлись важнейшим фактором общественной жизни [2].
В 1620 г. была образована Сибирская епархия, а в 1621 г. в Тобольске патриархом Филаретом была открыта архиепископская кафедра, впоследствии в 1668 г. преобразованная в митрополию. Первым сибирским и тобольским архиепископом стал Киприан (Старорусенин). Сибирская епархия простиралась от Урала далеко на восток без определенных границ и расширялась ежегодно по мере возникновения новых русских крепостей. Сибирские архиепископы основной своей задачей видели насаждение христианства на «языческой земле», строительство церквей и монастырей, что способствовало распространению и закреплению православия в крае.
Одним из первых сибирских монастырей был Знаменский монастырь, который начал формироваться в XVII в. на основе комплекса приходских храмов села Абалакского, расположенного недалеко от Тобольска. В середине XVIII в. в Абалаке сформировался большой приходской комплекс, который в 1783 г. был преобразован в монастырь. Благодаря популярности Абалакской чудотворной иконы, монастырь стал развиваться и вскоре превратился в один из значимых монастырских комплексов Сибири, занимая обширную территорию на крутом высоком берегу р. Иртыш. На сегодняшний день специальных научных исследований, посвященных Знаменскому монастырю в Абалаке, существует крайне мало. Архивные исследования и поиски документальных материалов, проведенные в последние годы, выявили новые данные, значительно дополнившие историю его формирования и развития1.
В первые годы освоения Сибири в селе Абалак был устроен небольшой погост и срублена первая православная церковь во имя Преображения Господня. Как утверждает церковная история, предтечей последующего строи-
1 Историко-архивные исследования были проведены автором для проекта реставрации Знаменского монастыря в с. Абалак Тюменской области Тобольского района. Часть материала была предоставлена искусствоведами Л.А. Перфильевой (Москва) и Н.В. Сухоруковой (Тобольск).
тельства храмов Абалакского прихода явилось чудо. «В 1636 г., 25 июля, в Тобольске явилась одной жене Пресвятая Богородица с чудотворцем Николаем, повелевая сказать о своем святом явлении архиепископу, воеводам и всем христолюбивым людям, чтоб во имя ее святого, честнаго и славного знамения... воздвигнули в Тобольском уезде, в селе Абалак, другую церковь подле Преображения церкви» [3]. В связи с этим чудотворным явлением прихожане получили благословение архипастыря строить новую церковь.
В 1636 г. на Абалакском погосте была построена деревянная церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Прихожане «сами рубили лес, нужный на церковь, сами его приплавили... выгрузили из реки, встаскивали на высокий берег Иртыша. и на свой счет наняли затем мастеровых для постройки церкви» [4]. Храмовый образ для церкви (икона) был написан протодьяконом тобольского Софийского собора Матфеем. Икону вскоре начали почитать как «поистине чудотворную и подающую исцеления от всех болезней» [5]. В 1680 г., 31 мая, простояв 44 года, церковь сгорела от молнии.
После опустошительного пожара 1677 г., уничтожившего крепостные и культовые строения в Тобольском кремле, митрополит Павел I обращается непосредственно к царю Федору Алексеевичу с просьбой отстроить каменные храмы в Тобольском кремле и в селе Абалак. Царь Федор Алексеевич в 1680 г. дает на то позволение, но с условием «. в Тобольску соборную церковь Софии Премудрости. строить каменную против образца, какова на Москве, в Кремле, в девичьем монастыре. Вознесенская церковь.»2 [6].
Храмы в Тобольске и Абалаке строились в одни годы. Для строительства тобольского Софийского собора митрополит Павел просит царя прислать «из Москвы или Устюга связного железа с обухами, да двадцать человек кирпичников» [7]. Из Москвы было прислано «связное железо», приехала артель опытных каменщиков и прибыли каменных дел подмастерья Гаврила Тютин и Герасим Шарыпин с помощниками Савелием Ларионовым и Василием Харитоновым. Из Великого Устюга на строительство были направлены «пять каменщиков и двадцать кирпичников» [8]. В царской грамоте указывалось, что каменную церковь «в селе Абалацком строить, смотря по приходу людей, чтоб было не тесно, а образцом, какову велит... Павел Митрополит, и о том у него взять образец» [9]. Митрополит Павел до получения нового назначения являлся архимандритом московского Чудова монастыря и одновременно заведовал в Патриаршем приказе строительством церквей и монастырей во всем государстве.
В 1683 г. церковь в Абалаке была заложена, в ее строительстве принимали участие мастера, прибывшие из Москвы и Великого Устюга и работавшие в Тобольске [10]. В 1691 г. строительство церкви завершилось, и храм был освящен митрополитом Сибирским и Тобольским Павлом I во имя Знамения Пресвятой Богородицы [4, с. 8].
В научной литературе все описания Знаменской церкви разных авторов (Н.А. Абрамов, С.Н. Баландин, С.П. Заварихин, Т.С. Проскурякова и др.) бы-
2
Вознесенская церковь была построена в Кремле Алевизом Новым в 1517 г., в 1626 г. храм горел и был восстановлен в 1680-х годах.
ли основаны только на предположениях о внешнем облике пятиглавого храма. На сегодняшний день мы имеем графическое изображение Знаменской церкви, представленное на гравюре Жана-Николя Беллина3, которое позволяет сделать ряд корректировок и уточнений как внешнего облика храма, так и его планировочной структуры (рис. 1).
Гравюра была напечатана в изданной во Франции около 1760 г. многотомной «Истории путешествий» Антуана Прево. На ней Знаменская церковь в селе Абалак изображена на период до перестроек. На гравюре церковь выглядит как пятиглавый храм с развитым объемом четверика, имеющего два света (по три окна в каждом). С запада к основному объему примыкал прямоугольный в плане крупный объем трапезной и притвора, увенчанный небольшой главкой и имевший скатную кровлю. Объем храма перекрыт четырехскатной кровлей, увенчанной пятиглавием. Вокруг центральной главы расположены малые главы, которые имеют высокие круглые барабаны. Центральная глава также покоится на круглом барабане с окнами, которые чередуются с нишами (храм первоначально был четырехстолпным, и вероятность светового барабана очевидна). Форма куполов близка к маковичной4. Стены четверика храма увенчаны декоративными арками (закомарами). С восточной стороны к объему храма примыкали три невысокие (примерно на 1/3 высоты четверика храма) апсиды, незначительно отступающие от плоскости восточной стены.
Таким образом, изображение Знаменской церкви на гравюре позволяет утверждать, что здание было выстроено по образцу русских православных храмов (ближайший образец - Софийский собор в Тобольске, а опосредованные образцы - храмы московского церковного зодчества того времени), характерных для государственного строительства XVI-XVII вв. Это был традиционный тип четырехстолпного храма, пятиглавый, трехнефный, с трехчастной апсидой, закомарами и барочным декором наличников в виде кокошников. Однако храм не был покрыт по закомарам, как строившиеся в то время церкви, а имел четырехскатное покрытие. Данное обстоятельство объясняется, по-видимому, фактом обрушения в процессе строительства сводов Софийского собора в Тобольске, что заставило строителей изменить покрытие храма с позакомарного на четырехскатное [8, с. 81]. Опыт строительства Софийского собора, по всей вероятности, был учтен мастерами при возведении Знаменской церкви в Абалаке.
В 1751-1754 гг. Знаменская церковь была перестроена, облик храма значительно изменился. Еще в 1748 г. митрополит Антоний дал благословение на «поправление в Абалацком селе каменной Знаменской церкви глав». Митрополит повелел на храме «.крышу возобновить и глав вновь поделать. на оной церкви. крышки глав разобрать, а построить новые и покрыть железом, также. и протчее внутреннее и внешнее исправить.» [11].
3 Гравюра была обнаружена А.Г. Елфимовым - председателем ОФ «Возрождение Тобольска», любезно предоставившим ее автору. В данной статье гравюра представляется впервые.
4 Маковица - форма церковной главы, близкая к луковичной, но менее выступающая в стороны над барабаном в ее основании (Плужников В.В. Термины российского архитектурного наследия. - М., 1995. - С. 86.
Однако в 1751 г. по благословению нового митрополита Тобольского и Сибирского Сильвестра «старанием некоего секретаря Алексея Соколова» была начата значительная перестройка Знаменской церкви, которая в 1754 г. была полностью завершена, и храм был вновь освящен [4, с. 9]. Возможно, автором проекта перестройки церкви является штатный служитель Тобольского Знаменского монастыря подмастерье каменных дел Корнилий Михайлович Пере-волока5 [12]. При перестройке были разобраны все главы, верхняя часть стен и внутренние столбы, а четверик перекрыт новым восьмигранным куполом. Для подсветки высокого свода был устроен восьмерик светового барабана и в средней закомаре северного, западного и южного фасадов выложены крестообразные окна-люкарны. Тогда же были увеличены окна, выстроены притвор и трехступенчатая апсида.
Существенное изменение внешнего облика храма было связано с возведением огромного восьмигранного купола на незначительно возвышающемся восьмерике. Покрытие купола получило своеобразную граненую форму, восходящую к образцам украинских церквей XVII в. Новое покрытие господствовало над объемом храма, придавая ему монументальный облик.
По мнению многих исследователей, основной причиной реконструкции церкви являлось то, что храм стал тесен. Однако внутренняя перестройка церкви вряд ли решала эту проблему. По-видимому, такое изменение было вызвано некими другими причинами, о чем, к сожалению, мы не имеем никаких архивных или других сведений6 [4, с. 9; 10, с. 59].
К середине XVIII в. численность прихода с. Абалак сильно выросла, увеличилось и количество паломников, прибывавших на поклонение чудотворной иконе Абалакской Божией Матери. Кроме того, Знаменский храм зимой не отапливался, поэтому местные прихожане и «приезжающие на поклонение чудотворному богородичному образу и для молебствия многие знатные персоны. в зимнее время особливо в великие морозы весьма скучают, так что иного служения церковного и дослушать невозможно» [11, л. 46-47]. Стало необходимым строительство в монастыре новой «теплой» церкви, заменившей деревянную (рис. 2).
В архивных источниках первое упоминание о предстоящей постройке каменной Никольской церкви датировано 21 сентября 1744 г.: «... о сломке в селе Абалацком в ограде деревянных келий7 для строения на том месте в предбудущее лето теплого во имя Николая Чудотворца церкви» [11, л. 52].
5 Известно, что К.М. Переволока (он же Черкашенин, Малороссиец) - выходец с Украины, был служителем Тобольского Знаменского монастыря, подмастерьем каменных дел. В 1729-1733 гг. руководил строительством Казанской церкви в Знаменском монастыре, в 1737-1744 гг. произвел реконструкцию тобольской Богоявленской церкви.
6 Н.А. Абрамов объясняет перестройку храма «теснотой». Иную версию высказывает исследователь Т. С. Проскурякова, которая считает, что главная причина перестройки храма заключалась «в изменении всего художественного строя храма как главного сооружения ансамбля, в принципиальном отходе от традиционного пятиглавия к одноглавию, более отвечавшему мемориальному назначению храма, воздвигнутого в память павших воинов Ермака» [10].
7 Поскольку монастыря еще не было, кельями называют одноэтажное деревянное здание для присланного из архиерейского дома монаха, охраняющего ризницу церкви, и паломников.
Северный фасад
Рис. 1. Собор Знамения Пресвятой Богородицы в селе Абалак на гравюре
Ж.-Н. Беллина (из книги А. Прево «История путешествий», Франция, ок. 1760 г.). План-схема Свято-Знаменского монастыря с указанием Знаменского собора. Северный фасад собора, план. Чертежи выполнены в мастерских института «Сибспецпроектреставрация»
Рис. 2. Церковь Св. Николая Чудотворца: южный фасад, план. Церковь Преподобной Марии Египетской под колокольней: западный фасад, восточный фасад, план. План-схема Свято-Знаменского монастыря в селе Абалак с указанием церквей. Чертежи выполнены в мастерских института «Сибспецпроектреставрация»
В 1748 г. «за благословением Преосвященного Митрополита (Тобольского и Сибирского. - Т.М.) Антония позволено в селе Абалацком теплую во имя святителя Христова Николая Чудотворца каменную построить церковь, которая обложена была самим Его Преосвященством» [11, л. 41]. Сведений о дате освящения церкви в архивных источниках не обнаружено, историк Н.А. Абрамов называет 1750 г. [4, с. 9]. Таким образом, строительство церкви продолжалось в период с 1748 по 1750 годы. Автором проекта церкви, возможно, также является К.М. Переволока.
По прошествии более ста лет, в 1854 г., к Никольской церкви были пристроены два придела. 10 октября 1854 г. тобольским архиепископом Евлампи-ем северный придел был освящен во имя Вознесения Господня. 10 октября 1855 г. главный престол Никольской церкви был освящен во имя Пресвятой Троицы, то есть церковь стала именоваться Троицкой, а южный придел - во имя Николая Чудотворца [4, с. 9].
В 1752-1759 гг. рядом с каменными храмами Знамения и Никольским возводят третью каменную постройку - колокольню с церковью во имя Пресвятой Марии Египетской [13]. Определенную роль в выборе типа постройки сыграла церковь-колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, как и двухъярусная, шатровая, отдельно стоящая колокольня Софийского двора в Тобольске (1683-1685 гг.), а также церковь-колокольня Московского Новодевичьего монастыря (1690 г.). Церковь-колокольня выстроена в несколько ярусов и имеет четкое объемное построение: на высокий четверик собственно храма поставлен почти такой же высоты восьмерик колокольни со звоном под восьмигранным куполом. Венчает вертикальную композицию уменьшенный восьмигранный барабан с куполом и главкой с крестом на высокой шейке. Одноярусная апсида и двухъярусный притвор имеют лаконичную прямоугольную форму, что значительно повышает монументальность, весомость архитектуры сооружения. В декоративном решении фасадов здания использованы барочные формы и элементы (см. рис. 2).
В 1783 г. абалакский приход, по высочайшему повелению императрицы Екатерины II, был закрыт и преобразован в монастырь - сюда был переведен из Пермской губернии погоревший Невьянский мужской Богоявленский монастырь без имущества. Образованный на месте прихода монастырь получил название Абалакский Свято-Знаменский.
Абалакский Знаменский монастырь был общежительным, в его составе были как монашествующие, так и послушники. Монастырь стал развиваться, а благодаря популярности Абалакской чудотворной иконы быстро богатеть и вскоре занимал обширную территорию на крутом высоком берегу Иртыша. Настоятели Знаменского монастыря ревностно обустраивали обитель: под их руководством на монастырской территории возводятся административные, жилые и хозяйственные постройки.
Первый настоятель игумен Маргарит (1783-1800) в 1784 г. построил деревянную церковь во имя Богоявления Господня с покоями для больных, простоявшую до 1832 г., и деревянные настоятельские и братские кельи [4, с. 9]. В 1786 г. монастырь был обнесен деревянной дощатой оградой
с башнями. Игумен Мелхиседек I (1800-1807) в 1803 г. заложил каменную ограду, в 1804 г. построил настоятельский одноэтажный деревянный корпус, в котором в начале ХХ в. располагались больница, швальная, столярная и братские кельи [14]. В 1825 г. игумен Иоанникий (1818-1829) выстроил новую большего периметра каменную ограду с воротами в восточной стене и двумя воротами (проездными и Святыми) в западной стене [4, с. 10]. К стенам ограды позднее были пристроены многочисленные хозяйственные помещения: «экономский» корпус, иконная лавка, баня и прачечная, скотный двор (коровник, конюшня, каретник и навес), кладовая, деревянный жилой дом [14]. В 1844 г. при архимандрите Антонии (1838-1863) было построено одноэтажное каменное здание гостиницы; позже, после надстройки второго этажа, в нем располагались братские кельи [4, с. 10]. В 1862-1867 гг. в юго-западной части монастырской территории был построен каменный настоятельский корпус (архиерейский дом) по проекту архитектора П.В. Чайковского [15]. В 1896-1904 гг. за оградой монастыря выстроены каменная гостиница для паломников по проекту епархиального архитектора Богдана Цинке, а также иконная лавка и заезжий дом для ямщиков [16] (рис. 3, 4).
Рис. 3. Комплекс Свято-Знаменского монастыря. XVII в. Чертежи выполнены в мастерских института «Сибспецпроектреставрация»:
1 - церковь Знамения Божьей Матери; 2 - церковь Св. Николая Чудотворца; 3 -церковь Преподобной Марии Египетской под колокольней; 4 - деревянная церковь во имя Богоявления Господня, при ней покои для больных; 5 - братские кельи; 6 - деревянная ограда, ворота; 7 - деревянные кельи (перенесены в связи со строительством на их месте церкви Св. Николая Чудотворца); 8 - настоятельские кельи; 9 - караульная под воротами
Рис. 4. Комплекс Свято-Знаменского монастыря. Начало XX в. Чертежи выполнены в мастерских «Сибспецпроектреставрация»:
1 - церковь Знамения Божьей Матери; 2 - церковь Св. Николая Чудотворца; 3 -церковь Преподобной Марии Египетской под колокольней; 4 - настоятельский корпус; 5 - братский корпус для приезжих; 6 - ограда, ворота и калитки монастыря; 7 - братский корпус: трапезная, кухня, кельи; 8 - конюшня; 9 - жилой дом; 10 - молочная ферма с ледником; 11 - гостиница; 12 - церковная лавка; 13 -«экономский» корпус; 14 - навес; 15 - купальня; 16 - хлебопекарня; 17 - лавки для сдачи в наем; 18 - погребная яма с ледником; 19 - погреба для настоятелей и братии; 20 - баня; 21 - кладбище; 22 - кладовая; 23 - амбар; 24 - жилой дом; 25 - дом садовника
В начале ХХ в. Абалакский Свято-Знаменский монастырь становится одним из самых известных и посещаемых верующими в Сибири. При монастыре для местного населения были открыты церковно-приходская школа, школа для новокрещенных остяков и больница. Территория монастыря была благоустроенна: разбиты палисадники за главным монастырским храмом, рядом с домом архиерея. В юго-восточной части монастыря находились сад и огород, в северо-восточной части - Ермаковское озеро (пруд).
Пространственная организация древнерусских монастырей ХГУ-ХУП вв. имеет ряд особенностей, которые характеризуются единообразием и общностью основных принципов [17]. Исследователи выделяют несколько таких принципов: четкая иерархия зданий и сооружений, концентричность и периметральность расположения застройки, стремление к геометрической правильности очертаний монастырей. Нетипичные планировочные и композиционные решения монастырских комплексов встречаются чрезвычайно редко и объясняются или особенностями исторической ситуации, или влиянием других, не монастырских, стереотипов планировочных схем.
Свято-Знаменский монастырь в Абалаке имеет нетипичное планировочное и композиционное решение, объяснением которого служит история его формирования. Во-первых, монастырь был образован из приходского комплекса, т. е. изначально он не задумывался как монастырь. Во-вторых, первоначально приходские строения были сосредоточены в северо-западном углу ныне занимаемой монастырской территории, рядом с сельским кладбищем («на погосте». - Т.М.). С запада под монастырем протекает река Иртыш, которая размывает берег и служит причиной постоянных оползней. Понятно, что в таких условиях монастырь был вынужден развиваться в противоположную от реки сторону, в юго-восточном направлении. Кроме того, с северозападной стороны к монастырю подходил Иркутский тракт, который шел по берегу Иртыша рядом с западной монастырской стеной (рис. 3, 4).
Ядро всей композиции составляли три объема: церковь во имя Знамения Божьей Матери, церковь во имя Святителя Николая и церковь-колокольня во имя Преподобной Марии Египетской. Вокруг этих доминирующих объемов в восточном и южном направлениях располагались постройки первого «кольца»: кельи (гостиница) для приезжих богомольцев, каменный настоятельский корпус, братские корпуса, трапезная, хлебопекарня и др. Вторым «кольцом» располагались здания вдоль монастырской ограды: баня, конюшни, каретник, коровник, кладовые, навесы для скота и пр. В восточной части размещался Ермаковский пруд, а в южной - сад с огородом.
Площадь перед главным храмом - Знаменской церковью - небольшого размера, что является также нетипичным, поскольку площадь перед храмом всегда старались сделать просторной, чтобы подчеркнуть зависимость окружающего пространства перед высотной доминантой.
Монастырский комплекс в Абалаке в плане представляет собой прямоугольник, вытянутый по оси юг-север. Весь комплекс огорожен кирпичной стеной, не имеющей башен. В стене имеется трое ворот и две калитки, главные (Святые) ворота направлены на западную часть церкви Знамения Божьей Матери. С северо-западной стороны монастырской стены располагались специально выстроенные лавки, сдававшиеся внаём для торговли. Южные ворота вели к кладбищу и гостинице для приезжих паломников.
Пространственная композиция комплекса имеет явно доминирующий элемент в виде трех объемов церквей, среди которых выделяется колокольня с церковью во имя Преподобной Марии Египетской. Монументальность архитектурных форм главных абалакских храмов и колокольни, их сочетание с природной средой, взаимосвязь внутренних пространств монастыря - все это позволяет говорить о монастыре как о градостроительном образовании и едином комплексе.
В августе 1924 г. Абалакский мужской монастырь был закрыт; территория и здания монастыря вновь возвращены церкви в 1993 г. В настоящее время на территории монастыря ведутся реставрационные работы по проекту, который был выполнен творческим коллективом института «Сибспецпроект-реставрация» (Томск) в 2006-2007 гг.
Таким образом, комплекс построек Абалакского Свято-Знаменского монастыря является целостным градостроительным образованием, сформиро-
вавшимся на протяжении XVII - начала XX вв. Главным композиционным элементом его являются три храма, один из которых - с колокольней - высотной доминантой комплекса. Монастырь во многих отношениях построен как нетипичный с точки зрения планировки и композиционного решения, что, однако, вполне объяснимо историей его формирования и не нарушает канонов монастырского строительства. Архитектура комплекса выдержана в стиле барокко - стиля периода создания основных храмов. Храмы комплекса сохранили в своих формах подчеркнутую строгость и торжественную монументальность XVIII в. Выстроенный в старинном сибирском селе Абалак Свято-Знаменский монастырь на протяжении всего периода его существования имел огромное духовное и культурно-просветительное значение как для жителей села, так и для огромного количества паломников, прибывавших на поклонение чудотворной иконе Божией Матери со всей Сибири.
Библиографический список
1. Словцов, П.А. Историческое обозрение Сибири. Ч. 1 / П.А. Словцов. - СПб., 1886. -С. 67.
2. Монашество и монастыри в России. XI-XX века: Исторические очерки / отв. ред. Н.В. Синицына; Ин-т российской истории. - М. : Наука, 2002. - С. 25-45.
3. Буцинский, П.Н. Сибирские архиепископы: Макарий, Нектарий, Герасим /
П.Н. Буцинский. - Харьков, 1891. - С. 45.
4. Абрамов, Н.А. Абалакский Знаменский третьеклассный мужской монастырь / Н.А. Абрамов // Тобольские епархиальные ведомости (ТЕВ). - 1884. - № 1. - С. 7.
5. Абалакский Свято-Знаменский мужской монастырь. - Тюмень, 2005. - С. 11.
6. Абрамов, Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии / Н.А. Абрамов. - Тюмень: СофтДизайн, 1998. - С. 160-162.
7. Сулоцкий, А. Описание краткое всех церквей, существующих в г. Тобольске. Приложения / А. Сулоцкий. - М., 1852. - С. 90-91.
8. Баландин, С.Н. Каменный Софийский (Успенский) собор - памятник архитектуры Тобольска / С.Н. Баландин // Памятники истории и архитектуры Сибири. - Новосибирск, 1986. - С. 80.
9. Абрамов, Н.А. Существующие каменные церкви в тобольской епархии, построенные в XVII столетии в городе Тобольске / Н.А. Абрамов // ИИАО, 1867. - Т. VI. -Вып. 1-2. - С. 81.
10. Проскурякова, Т.М. К характеристике монументальной архитектуры Западной Сибири XVII-XVIII вв. / Т.М. Проскурякова // Архитектурное наследство. - 1987. - № 35.- М. : Стройиздат, 1988. - С. 53-63.
11. ГАТО ТФ, ф. 156, оп. 1, д. 785, л. 3.
12. Копылова, С.В. Каменное строительство в Сибири (конец XVII-XVIII вв.) / С.В. Копылова. - Новосибирск, 1979. - С. 239.
13. ГАТО ТФ, ф. 156, on. 1, д. 92.
14. РГИА, ф. 799, оп. 33, д. 2087, л. 108 об.
15. ГАТО ТФ, ф. 134, оп. 1, д. 3; д. 97.
16. ГАТО ТФ, ф. 134, оп. 1, д. 94.
17. Бусева-Давыдова, И.Л. Некоторые особенности пространственной организации древнерусских монастырей / И. Л. Бусева-Давыдова // Архитектурное наследство. - Т. 34. - М., 1986. - С.201-207.
Вестник ТГАСУ № 2, 2008
38
T.N. MANONINA
MONESTERY OF THE ICON OF THE SIGN IN ABALAK VILLAGE
The paper presents aspects of formation and development of complex buildings and structures of one of oldest Siberian monasteries - Monastery of the Icon of the Sign (Svyato-Znamensky) in Abalak village, Tobolsk province (now Abalak village, Tyumen province, Tobolsk area). The history of a monastery and its separate buildings is traced during the XVIIth till the beginning of the XXth centuries. The features of a three dimensional composition of a complex, the art stylistics of temples are considered. New files from historical archives, literary and new graphic materials are used. In the years of 2006-2007 the creative group of Siberian institute «Sibspetsproektrestavratsiya» (Tomsk) has made the restoration project of Monastery of the Icon of the Sign in Abalak village.
УДК 72.025.3/035/036(571.16)
Е.В. ПЕРЕТЯГИНА, аспирант,
ТГАСУ, Томск
ИСТОРИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ, ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Содержание статьи посвящено истории формирования охраны объектов историкокультурного наследия в Томской области, периодам формирования понятия «памятник истории и культуры». Автором раскрывается взаимосвязь изменений в идеологии охраны наследия и градостроительных процессов в Томске. В статье использованы материалы органов охраны памятников истории и культуры. Выводы автора базируются на нормативно-правовых актах РФ различных периодов и знаниях, накопленных в ходе практической работы в сфере государственной охраны памятников по выявлению, изучению, паспортизации и градостроительной охране памятников истории и культуры.
Понятие «памятник истории и культуры» в официальных документах появилось в нашей стране в конце 1950 - начале 1960-х годов, когда в СССР появилось Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), ставившее среди прочих задач деятельность, направленную на регистрацию, описание и охрану памятников [1]. Если углубиться в историю, то выяснится тот факт, что работа по описанию и фиксации архитектурных объектов культурного наследия в Томске велась с 1920-х годов [2]. Но таких объектов было немного: Воскресенская церковь, усадьба И.Д. Асташева и т. д. Об этом свидетельствуют материалы Томского областного краеведческого музея. Целенаправленная же работа по выявлению, изучению и пропаганде историко-культурного наследия началась в Томске с 1966 года с создания Томского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры [3].
© Е.В. Перетягина, 2008