Научная статья на тему 'To 125th anniversary of Andrey Andreyevich Troufanov'

To 125th anniversary of Andrey Andreyevich Troufanov Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Voitko P.F., Kozlov А.V.

10 March 2009 is 125 anniversary of a bright scientist of forest engineering Andrey Andreyevich Troufanov (1884-1957), Doctor of Sciences in Engineering, professor, honoured worker of science and engineering of the MASSR and the TASSR, Head of Forest Water Transport Chair of the Povolzhskiy Forest Engineering Institute.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «To 125th anniversary of Andrey Andreyevich Troufanov»

ДАТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ

УДК 630*378

К 125-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ АНДРЕЯ АНДРЕЕВИЧА ТРУФАНОВА

10 марта 2009 года исполнилось 125 лет со дня рождения яркого ученого лесотехнической науки Андрея Андреевича Труфанова (1884-1957 гг.), доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники МАССР и ТАССР, заведующего кафедрой водного транспорта леса Поволжского лесотехнического института.

А. А.Труфанов родился в Москве в семье служащего текстильной фабрики. В 1903 году, окончив Московское коммерческое училище, поступил в Московский университет на физико-математический факультет. В 1904 году он перешел учиться в Московский институт путей сообщения и закончил его в 1909 году. После этого молодой инженер работал на гидрологических изысканиях реки Волги под руководством известных гидрологов-инженеров Н. Н. Жуковского и Н. Н. Соколова, которые оказали значительное влияние на его дальнейшую производственную и научно-исследовательскую деятельность. В 1914 году он прошел 5-месячную научную стажировку в Германии по изучению методов землечерпательных работ и речного портостроения. В годы военных действий (1914-1917 гг.) Первой мировой войны участвовал в военно-инженерных изысканиях ряда военных организаций.

В конце 1917 года после демобилизации А. А. Труфанов избран членом коллегии Управления водного транспорта в г. Казани, где занимался улучшением лесотранс-портных условий рек Кокшайского массива для вывоза выработанной древесины гарей 1921 года. Результатом этого исследования явилась монография «Очерк главных сплавных рек и транспортирования древесины Казанского края», изданная в 1923 году. В монографии А. А.Труфанов впервые дал исчерпывающее и всестороннее гидрологическое и транспортно-экономическое обоснование использования лесосплавных рек Кокшайского массива, продолжив развитие русской науки о водном транспорте леса. Для улучшения лесосплавных рек он с большим успехом применил метод спрямления извилистых участков рек, достигая при этом быстрого и радикального увеличения их лесосплавной способности при наименьшем расходе средств.

Научная деятельность А. А.Труфанова в области водного транспорта леса уже в первые ее годы получила известность и признание среди работников лесной промыш-

Вестник МарГТУ. 2009. №1

ISSN 1997-4647

ленности. В 1921 году он получил приглашение руководства лесного факультета Казанского государственного университета вести курс «водный транспорт леса». С этого года А. А.Труфанов интенсивно разрабатывает эту дисциплину, что привело к признанию его деятельности Главпрофобром Наркомпроса РСФСР, который рекомендовал его программу чтения курса «водного транспорта леса» для всех лесных втузов страны. Профессор А. А. Труфанов заведовал кафедрой водного транспорта леса, совмещая учебно-педагогическую деятельность с научно-исследовательской работой, в Казанском лесотехническом институте (КЛТИ).

Начавшееся быстрое становление лесной промышленности показало, что для более успешного ее развития необходимо создание специализированных научно-исследовательских учреждений. В 1928 году А. А. Труфанову были поручены организация и руководство Волжско-Камской опытной станцией по водному транспорту леса (ВКОС). В короткий срок было создано крупное научно-исследовательское учреждение с 30 научными работниками и опытными механическими мастерскими для конструирования экспериментальных сплавных механизмов. За период работы во ВКОСе А. А. Тру-фанов написал несколько учебников по водному транспорту леса, служивших долгое время единственным руководством для студентов лесных втузов и техникумов, и разработал ряд НИР по теории водного транспорта лесоматериалов и лесосплавных сооружений. Крупнейшими работами этого периода являются: «Гидравлические явления в потоке, поверхность которого покрыта бревенным заломом», премированная ВНИТО лесной промышленности; «Гидравлика бревенного залома (Гидравлика потока с поверхностным сопротивлением)», также премированная и представленная к защите как докторская диссертация в Московском государственном гидромелиоративном институте; ряд научных статей, опубликованных в «Трудах Казанского института инженеров коммунального строительства», где проф. А. А. Труфанов впервые в гидравлике с большей полнотой решил вопросы внутренней циркуляции речного потока и установил основные закономерности этого гидравлического явления.

В 1932 году КЛТИ переводится в г. Йошкар-Олу и становится Поволжским лесотехническим институтом (ПЛТИ), где проф. А. А. Труфанов работал по совместительству заведующим кафедрой сухопутного и водного транспорта леса до 1945 года. Свою научно-педагогическую деятельность в ПЛТИ он умело сочетал с инженерной деятельностью во ВКОСе (ныне Волжско-Камский научно-исследовательский институт лесной промышленности). С его помощью была организована кафедра сухопутного и водного транспорта леса в составе профессора А. А. Труфанова, доцента С. А. Никонова, доцента М. Г. Липкова, старшего преподавателя С. Х. Будыка и оборудован кабинет водного транспорта леса с моделями различных типов плотов, наплавных и гидротехнических сооружений, лучший среди лесотехнических вузов России. Важные научно-исследовательские работы профессора А. А. Труфанова в этот период были опубликованы в «Известиях Поволжского лесотехнического института».

По заданию лесохозяйственных организаций Марийской АССР сотрудниками кафедры водного транспорта леса и студентами лесоинженерного факультета ПЛТИ были проведены крупные работы по исследованию и приведению в транспортное состояние лесосплавных рек первоначального сплава: Большой и Малой Кокшаги, Ветлуги, Иле-ти, Рутки, Юшута с выходом сплавляемой древесины на Волгу.

В годы Великой Отечественной войны работа кафедр ПЛТИ осуществлялась с учетом военного времени с наибольшим приближением к нуждам обороны. Профессор А. А. Труфанов разработал для ГВИУ РККА методику расчета заградительных сооружений, предохраняющих военные переправы от повреждения весенним ледоходом.

С этой же целью им была составлена карта средних толщин речного ледяного покрова по месяцам для западных районов Европейской части СССР, а также инструкция по устройству водных ледяных дорог и переправ.

За весь 35-летний период научно-педагогической и инженерно-конструкторской деятельности профессором А. А.Труфановым написано и опубликовано 67 научных работ, многие из которых сегодня имеют большое научное и практическое значение. В 1940 году на их основании ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки и техники Татарской АССР, а в 1944 году - заслуженного деятеля науки и техники Марийской АССР.

Биография А. А. Труфанова дает пример сочетания крупного ученого, обогатившего лесотехническую науку целым рядом ценных и оригинальных работ, и инженера -практика, знатока лесных богатств Среднего Поволжья. Он и внешне являл собой образец блестящего инженера - красивый, со вкусом одетый, интеллигентный. Казалось, он всем своим видом призывал студентов последовать его примеру. Не зря в 1930-е годы на конкурсе «Мужской красоты» в Париже А. А. Труфанов получил диплом «За мужскую красоту и элегантность».

П. Ф. Войтко, А. В. Козлов

Статья поступила в редакцию 18.02.09. P. F. Voitko, А. V. Kozlov

TO 125th ANNIVERSARY OF ANDREY ANDREYEVICH TROUFANOV

10 March 2009 is 125 anniversary of a bright scientist of forest engineering Andrey An-dreyevich Troufanov (1884-1957), Doctor of Sciences in Engineering, professor, honoured worker of science and engineering of the MASSR and the TASSR, Head of Forest Water Transport Chair of the Povolzhskiy Forest Engineering Institute.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.