Научная статья на тему 'Марийский государственный технический университет: прошлое и настоящее'

Марийский государственный технический университет: прошлое и настоящее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ощепков Геннадий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Марийский государственный технический университет: прошлое и настоящее»

Г.С. Ощепков

Ощепков Геннадий Сергеевич родился в 1935 г., окончил в 1959 г. Поволжский лесотехнический институт, кандидат экономических наук, профессор, ректор Марийского государственного технического университета, действительный член РАЕН, заслуженный деятель науки Республики Марий Эл, почетный работник высшей школы Российской Федерации.

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

История современного технического университета на марийской земле началась в 1932 г. с переводом из Казани в Йошкар-Олу лесотехнического института. Переименованный в Поволжский лесотехнический (ПЛТИ) институт получил от государства задание готовить инженеров по лесоэксплуатации, водному и сухопутному транспорту, гидромелиорации и защите леса для нужд национальных автономий Поволжья, а также выполнять научные исследования по лесному профилю.

Вскоре институт приобрел статус вуза всесоюзного значения. Особенно неоценимой стала его роль в подготовке инженерных кадров для страны в годы индустриализации. Выпускники пополнили командный состав отечественной лесной промышленности, работая директорами, главными специалистами лесхозов, леспромхозов, лесных трестов и других лесных предприятий, организаций.

Прежде чем стать университетом, коллектив прошел сложный и трудный путь. По сути, на пустом месте была создана материально -техническая база, выполнялись научные исследования и с помощью известных ученых, рискнувших поменять место жительства, готовились новые кадры преподавателей. Целая плеяда ученых этого периода - профессора М.В. Колпиков, А.П. Тольский, А.А. Першаков, Л.И. Яшнов, А.А. Юниц-кий, А.А. Труфанов - оставили свой след в российской лесной науке и создали традиции интеллектуальной культуры в провинциальном крае. Руководители кафедр лесоводства проф. М.В. Колпиков, лесных культур проф. А.П. Тольский, открыв аспирантуру, пополнили преподавательский корпус дипломированными специалистами. Один из основателей школы экологии наземных позвоночных А.А. Першаков подготовил многих видных зоологов и экологов, известных в стране и за рубежом (В.П. Теплов, И.В. Жарков, Н.Д. Григорьев, В.И. Тихвинский, В.А. Попов и др.). Ученый лесовод и дендролог Л.И. Яшнов, автор учебников для студентов «Биология лесных деревьев», «Краткий курс лесоведения и лесоводства», стремился «... как можно больше пользы сделать для своего государства и остаться с наименьшими долгами перед лесным хозяйством». Корифей лесокультурных знаний, лесной метеорологии и климатологии д-р с.-х. наук А.П. Тольский стал автором четырехтомного теоретического курса «Частное лесоводство».

Основателем Поволжской фитопатологической школы явился проф. А.А. Юницкий, стоявший у истоков опытного дела в Казанской губернии. Проф. А.А. Труфанов первым исследовал главные сплавные реки Кокшайского массива с гидрологической и транспортно-экономической с точек зрения, составил учебный курс водного транспорта для вузов.

Большие трудности испытал коллектив в военные и послевоенные годы. Но эвакуированный в лесной поселок институт продолжал готовить кадры, внедрил в производство важные для фронта научные идеи, за что получил ряд благодарностей правительства и Верховного Главнокомандующего страны.

В 50-60-е гг. внедрены в производство 84 научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы под руководством профессоров М.Л. Дворецкого, В.Н. Смирнова, И.С. Аверкиева, М.Д. Данилова, П.В. Воропа-нова и доцентов И.И. Гаврилова, А.Р. Чистякова, П.П. Сулханова, В.Е. Пе-ченкина, М.В. Пайбердина, В.И. Мельникова, Ю.Я. Дмитриева, П.В. Алексеева и др. Именно эти годы в истории ПЛТИ можно с полным основанием назвать периодом наращивания сил, временем роста потенциальных возможностей, предопределившим его превращение в политехнический вуз. В этих процессах безусловная заслуга директора - ректора М.Д. Данилова.

В 1968 г. ПЛТИ был преобразован в Марийский политехнический институт (МарПИ). В первое же десятилетие открыты новые факультеты: инженерно-строительный, радиотехнический, технологии деревообработки, машиностроительный, мелиоративно-дорожный.

В эти годы задачи повышения качества инженерной подготовки потребовали широкого внедрения в учебный процесс технических средств обучения и вычислительной техники. Институт активно решал эти задачи и в конце 70-х гг. были созданы учебная замкнутая телевизионная система, учебно-вычислительный центр, оформлен первый дисплейный класс.

МарПИ определен Минвузом РСФСР как головная организация в решении проблемы «Автоматизация проектирования, конструирования и технологической подготовки производства в ведущих отраслях промышленности и строительства» (САПР), научный руководитель - д-р техн. наук, проф. А.И. Половинкин. Результаты разработок САПР внедрены на предприятиях республики - Марийском машиностроительном и механическом заводах, ЦКТБ «Холодмаш», ОКТБ «Кристалл». Одновременно ученые активно участвовали в комплексных программах «Человек и окружающая среда», «Океанотехника» и др.

По заданию правительства Марийской АССР под руководством проф. Ю.Я. Дмитриева совместно с Институтом экономики и организации промышленного производства СО АН СССР впервые разработана целевая программа «Марийский лес», которая в дальнейшем использовалась при составлении подобных программ в других лесных регионах.

С началом перехода к рыночным отношениям в экономике и реформирования высшего образования ректорат и ученый совет взяли курс на обеспечение стабильной работы вуза в новых условиях.

Достигнутый вузом уровень учебно-методической и научной работы дал основание коллективу получить 31 марта 1995 г. статус государственного технического университета (МарГТУ).

В настоящее время на факультетах университета ведется подготовка 6258 студентов очной и 3610 студентов заочной форм обучения по 52 специальностям высшего профессионального образования, 11 направлениям бакалавриата и 3 - магистратуры. Работают 9 факультетов и 3 образовательных центра на правах факультетов, 46 кафедр, межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, факультет повышения квалификации преподавателей. В составе университета функционируют учебно-опытный лесхоз (площадь 24073 га), ботанический сад (71 га) как научная и учебная база подготовки специалистов лесного хозяйства и других природоохранных специальностей.

Созданный в 1994 г. центр довузовской подготовки объединяет работу 30 специализированных классов школ и 12 техникумов. При университете работают Научно-информационный центр государственной аккредитации Минобразования России, Региональный (Марийский) центр новых информационных технологий в образовании, ряд других научно-образовательных структур.

За годы своего существования университетом подготовлено около 50 тысяч специалистов. Его выпускники в разные годы работали и работают директорами крупных промышленных, строительных и лесохозяйственных предприятий и объединений, руководителями банков, возглавляют министерства и ведомства Республики Марий Эл, Татарстана, Чувашии, Удмуртии. Среди них руководящие работники союзных министерств и правительства Республики Марий Эл, депутаты законодательных органов всех уровней. Подготовленные вузом специалисты внесли значительный вклад в развитие образования и науки, работают профессорами, проректорами и ректорами высших учебных заведений, руководителями научно -исследовательских и проектных организаций.

Подготовка специалистов в университете осуществляется по ряду естественно-научных, инженерно-технических и социально-экономических направлений. В составе научно-педагогических кадров университета 46 докторов и 296 кандидатов наук. Имеется аспирантура по 32 специальностям (150 аспирантов), докторантура по 8 специальностям. Работают советы, которые имеют право рассматривать по 6 специальностям докторские и по 10 кандидатские диссертации. Университет проводит исследования по широкому спектру направлений. Научной общественности известны такие работы ведущих коллективов, как оптимизация системы «Человек - лес - среда», финансируемая Минпромнауки и Минобразования РФ, а также Агентством по международному развитию США и фирмой Швайцелхалл из Германии (руководитель - проф. М.М. Котов); комплекс работ по созданию современных методов и средств исследования динамических процессов в ионосфере и диагностики ионосферных каналов коротковолновой связи (проф. В.А. Иванов); исследования по анализу сцен и распознаванию образов в системах

обработки изображений (проф. Я.А. Фурман) и др. В течение многих лет ученые университета принимали участие в международных океанологических исследованиях (руководитель - доц. Б.Ф. Лаврентьев) и советских антарктических экспедициях (проф. А.Н. Громыко). Проводится ряд важных исследований по научно-исследовательским направлениям: разработка информационных систем поддержки процесса государственной аккредитации вузов России (руководитель - проф. В.Г. Наводнов), использование средств MultiMedia в образовании (доц. М.М. Морозов), создание учебных и производственных информационно-программных комплексов автоматизации начальных стадий проектирования на основе фондов физико-технологических эффектов (проф. А.Н. Соболев). Разработки выполняются по программам и грантам Минпромнауки и Минобразования РФ, Российской академии наук, Российского фонда фундаментальных исследований и др. По итогам научных и методических исследований за 1998-2001 гг. в университете издано 65 монографий и 87 учебников и учебных пособий с грифом Минобразования России и учебно-методических объединений.

Университет располагает мощной материально-технической и социально-культурной базой и успешно ее развивает. Общая стоимость основных фондов составляет 167,466 млн р., в том числе машин и оборудования -23,373 млн р.; приращение стоимости машин и оборудования за 2001 г. -5,123 млн. р.

В учебной работе и научных исследованиях используется более 580 рабочих мест, оборудованных IBM-совместимыми средствами информационной техники. Развивается многофункциональная аппаратно-программная среда на основе технологий MultiMedia и телекоммуникаций, используемая в учебном процессе по гуманитарным, языковым и специальным дисциплинам. Вуз имеет около 200 рабочих мест с доступом к информационным ресурсам сетей INTERNET, является абонентом информационных сетей RELCOM и FIDONET, участником выполнения проекта «Национальная академическая электронная сеть Unicom/Россия» и др. Библиотечный фонд университета насчитывает около миллиона томов.

Университет располагает учебно-лабораторными корпусами общей площадью 59,2 тыс. м2 и семью общежитиями - 34,7 тыс. м2, профилакторием, столовыми, спортивными залами, спортивно-оздоровительным лагерем.

В последние годы университет активно включился в общероссийский комплекс мероприятий по модернизации образования. Работа идет по трем взаимосвязанным направлениям: аккредитация образовательных учреждений, единый государственный экзамен, государственные именные финансовые обязательства.

Центр государственной аккредитации Минобразования РФ, расположенный в здании Марийского государственного технического университета, был создан в апреле 1995 г. Его основной задачей является научное, информационное, методическое и техническое сопровождение процедуры государственной аккредитации учреждений высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования. Коллективом

создан и ежегодно обновляется центральный банк данных государственной аккредитации, что позволяет обеспечить объективность и обоснованность юридических аккредитационных процедур.

С 2001 г. Республика Марий Эл участвует в эксперименте по введению Единого государственного экзамена по математике. По его результатам в 2001 г. в МарГТУ зачисляли абитуриентов на 42 специальности и направления подготовки, в 2002 г. - по всем экзаменационным дисциплинам и на все специальности.

Естественным следующим шагом для университета стало его включение в 2002 г. еще с пятью вузами России в эксперимент по финансированию высших учебных заведений на основе государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Уже предварительные итоги показывают, что система ГИФО, сочетающая оценку знаний абитуриента и экономику, позволила в этом году принять более качественный студенческий контингент, чем в 2001 г. Эксперимент планируется продолжить в будущем году.

Сохранение всего лучшего, что было достигнуто в системе образования в предшествующий исторический период, и развертывание новых эффективных моделей подготовки кадров для общества - такова, на наш взгляд, стратегическая цель модернизации системы образования. И как часть этой системы коллектив МарГТУ полон решимости и далее вносить достойный вклад в это благородное и очень нужное для страны дело.

G.S. Oshchepkov

Mari State Technical University: the Past and the Present

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.