9.4. ТНК И ПРИМЕНИМЫЕ К НИМ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Натапов Станислав Леонидович, аспирант кафедры международного права Российский университет дружбы народов
Место работы: представительство партнерства с ограниченной ответственностью «Фрешфилдс Брук-хаус Дерингер ЛЛП» (Великобритания) в г. Москве Контакты автора: [email protected]
Аннотация: В статье дается анализ современного международного «мягкое права», регулирующего деятельность транснациональных корпораций в области соблюдения прав человека. Статья в значительной степени основывается на трудах как российских, так и западных ученых в области международного права, а также дает обзор существующих рекомендательных международных актов и добровольных инициатив в области соблюдения транснациональными корпорациями прав человека.
Ключевые слова: транснациональная корпорация, нормы «мягкого права», нормы об обязанностях корпораций, международное право прав человека, обязанности ТНК.
MNES AND APPLICABLE HUMAN RIGHTS “SOFT LAW” RULES
Natapov Stanislav Leonidovich, post-graduate student of Peоples Frendship University of Russia Place of employments: Moscow office of Freshfields Bruck-haus Deringer LLP
Contacts of the author: [email protected]
Annotation. The article contains an analysis of modern “soft law” regulating the MNE's activities in the field of human rights. The article is based on works of Russian and western jurists specializing in international law, as well as provides an overview of existing international acts and voluntary initiatives in the scope of observance by MNEs of human rights.
Keywords: multinational enterprise, “Soft law" rules, norms on responsibilities of corporations, international human rights law, responsibilities of MNEs.
Споры о применимости к транснациональным корпорациям (далее - «ТНК») норм международного публичного права в научных кругах ведется давно.
В соответствии с так называемым «классическим подходом» к международному праву только государства обладают правосубъектностью по международному праву. Из классического подхода к пониманию международного права можно сделать следующие выводы: (а) первичные нормы международного права обращены к государствам (и государственным органам и должностным лицам), а не иным субъектам; и (b) только государства могут нести ответственность за нарушение первичных норм международного права.
Рассмотрение вопроса о применимости к ТНК норм международного права (далее - «МП») находится за рамками настоящей статьи. В этой связи в дальнейшем автор будет основываться на позиции, что существующее сегодня международное право не распро-
страняется на ТНК, и, соответственно, не позволяет и привлекать ТНК к ответственности напрямую за нарушение норм международного права, в том числе международного права прав человека. Международноправовые акты, в том числе акты в области защиты прав человека, хотя и зачастую обращенные к ТНК, регулируют обязательства, а также вопросы ответственности ТНК не напрямую, а через межгосударственное сотрудничество, и обращены к государствам. Международные акты закрепляют права и обязанности государств как субъектов МП, а уже государства затем обеспечивают или обязаны обеспечить соответствующие права в своем внутреннем праве1. Таким образом, частные субъекты (ТНК) фактически подпадают под действие предусмотренных международным правом обязательств лишь в той степени, в которой национальными законодательствами дана юридическая сила правам и обязанностям, содержащимся в международном договоре.
Нормы международного права прав человека (далее - «МППЧ») применяются к ТНК только в той степени, в которой это возможно в рамках национальных законодательств государств, на территории которых ТНК осуществляют свою деятельность. Для целей настоящей статьи договоримся, что под термином ТНК мы будем понимать совокупность юридических лиц, не образующих единый субъект права, каждое из которых несет ответственность в соответствии с национальным законодательством государств, где ведут деятельность соответствующие субъекты (лица). Таким образом, ответственность за нарушение норм МП ТНК могут нести только при условии, что такая ответственность предусмотрена национальным законода-тельством2.
В отсутствие четкого, единообразного, а главное обязывающего международно-правового регулирования деятельности ТНК, в последние десятилетия разработаны ряд международно-правовых актов рекомендательного характера, которым посвящена настоящая статья.
Существует значительное количество актов рекомендательного, т.е. необязывающего характера («мягкое право») в области обеспечения соблюдения и защиты прав человека, обращенные к ТНК. Ниже рассматриваются некоторые такие существующие нормативные акты рекомендательного характера, а также инициативы, предпринимаемые различными субъектами с целью защиты прав человека, анализируется их правовая природа, дается оценка их влиянию на существующую действительность, в том числе в контексте их значимости для развития МППЧ в будущем.
«Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной полити-ки»3 (1977 г) (далее - «Трехсторонняя декларация»), принятая международной организацией труда (далее -«МОТ»), содержит руководящие принципы, покрывающие все ключевые права трудящихся, обращенная в том числе к многонациональным корпорация, ведущим деятельность на территориях государств-членов МОТ. Перечисленные в декларации права и мини-
1 Шумилов В.М., Международное право: учеб. - М.: РГ-Пресс, 2010, стр. 136-137.
Шумилов В.М., Международное право: учеб. - М.: РГ-Пресс, 2010. стр. 13б.
Принята в г. Женеве 16.11.1977 на 204-ой сессии Административного совета МОТ с поправками, принятыми на его 279-й сессии (Женева, ноябрь 2000г.), http://interlaw.consultant.ru/doc18253.html
Бизнес в законе
4'2010
мальные стандарты включают содействие занятости, равенство возможностей и обращения, гарантии занятости, безопасность труда, свободу ассоциации и право на организацию, право на коллективные переговоры, консультации, рассмотрение жалоб, разрешение трудовых конфликтов4. Трехсторонняя декларация призывает все стороны, к которым она имеет отношение, «уважать суверенные права государств, подчиняться национальным законодательству и нормам, должным образом учитывать местную практику и соблюдать соответствующие международные нормы5».
Трехсторонняя декларация является необязывающей для правительств или ТНК (многонациональным корпорациям рекомендуется соблюдать на добровольной основе), хотя ее реализация государствами-участниками является предметом регулярной оценки.
Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда»6 (далее также - «Декларация МОТ о принципах»), принятая Генеральной конференцией МОТ, является другим важнейшим источником «мягкого права» в области прав человека, обращенным к ТНК. Данная декларация обращена ко всем государствам-членам МОТ, и в особенности к тем государствам, которые не ратифицировали все основополагающие конвенции МОТ7.
Декларация МОТ о принципах также носит рекомендательный характер, и, конечно, не обязательна для соблюдения со стороны ТНК. Значимость декларации состоит в том, что она обращена к государствам-членам МОТ и привлекает их внимание к вопросу о необходимости обеспечения реализации прав, предусмотренных основополагающими конвенциями МОТ, на территориях каждого из государств.
«Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий»8 (далее - «Руководящие принципы ОСЭР») были приняты в 1976 году и пересмотрены в 2000 году и утверждены 36 странами9. Принципы представляют собой важнейший свод принятых на многосторонней основе руководящих принципов, которые, среди прочего, охватывают такие вопросы, как трудовые отношения, охрана окружающей среды, коррупцию, интересы потребителей и иные.
Руководящие принципы ОЭСР, как и вышеперечисленные акты, имеют необязывающую силу в отношении бизнеса и государств. Принципы являются рекомендациями, сделанными государствами в адрес ТНК,
4 Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики.
5 Трехсторонняя декларация, параграф 8.
6 Принята на 86-й сессии Генеральной конференцией МОТ, Женева, 18 июня 1998 года.
7 К основополагающим конвенциям МОТ относятся Конвенция №29 о принудительном или обязательном труде (1930/1932), Конвенция №87 о свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы (1948/1959), Конвенция №98 о применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров (1948/1951), Конвенция №100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1951/1953), Конвенция №105 об упразднении принудительного труда (1957/1959), Конвенция №111 о дискриминации в области труда и занятий (1958/1960), Конвенция №138 о минимальном возрасте для приема на работу (1973/1967), Конвенция №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (1999/2000). Указанные конвенции являются обязательными для всех государств, ратифицировавших их.
8 ОЭСР, «Декларация о международных инвестициях и транснациональных компаниях», 2000 год.
9 Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Гер-
мания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Литва, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия,
Польша, Португалия, Республика Корея, Словакия, Словения, Соеди-
ненное Королевство, Соединенные Штаты, Турция, Финляндия, Фран-
ция, Чешская Республика, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония и Япония.
целью которых является побуждение последних вести свою деятельность в соответствии с национальными законами принимающих государств (в частности, не использовать детский и/или принудительный труд).
Не смотря на свой рекомендательный характер Руководящие принципы ОСЭР явным образом подтверждают высокий уровень озабоченности и внимания государств к вопросу о необходимости обеспечения бизнес структурами социальных и экономических интересов и ненарушения прав человека населения государств, в которых ТНК ведут деятельность.
«Глобальный договор» как инициатива Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Кофи Аннана был запущен в 2000 году и сегодня состоит из сети частных организаций, которые добровольно согласились подчинить свою деятельность соблюдению 10 принципов, содержащихся в Глобальном договоре. Среди этих принципов можно отметить обязательства по обеспечению прав человека, обязательства в об-
10 г,
ласти труда и охраны окружающей среды В инициативе содержится призыв к предприятиям соблюдать и применять изложенные в ней принципы, периодически представлять отчеты (сообщать о наиболее успешных примерах применения данных принципов) и участвовать в проектах, которые осуществляются в развивающихся странах совместно с учреждениями Организации Объединенных Наций11.
Кодексы корпоративного поведения, принимаемые ТНК, в своем большинстве основаны на кодексах, разработанных учреждениями Организации Объединенных Наций, МОТ и ОЭСР. Как правило, кодексы принимаются корпорациями, для которых ключевое значение имеют бренд и репутация корпорации. Практика показала, что добровольные кодексы поведения не являются достаточным инструментом обеспечения соблюдения ТНК возлагаемых на себя декларативных обязанностей12. В отсутствие национально-правовых механизмов обеспечения соблюдения корпорациями кодексов корпоративного поведения реализация положений корпоративных кодексов полностью зависит от самих предприятий.
«Нормы, касающиеся обязанностей транснациональных корпораций и других предприятий в области прав человека» (далее - «Нормы об обязанностях корпораций» или «Нормы»)13 были приняты 13 августа 2003 года на 22-м заседании подкомиссии по поощрению и защите прав человека.
Принятие Норм является знаковым событием на пути прогресса в области привлечения бизнеса к ответственности за нарушение прав человека и представляют собой наиболее полный и исчерпывающий свод правил об обязанностях транснациональных корпораций в области прав человека. Более того, Нормы содержат набор важнейших правовых принципов, применимых к бизнес структурам в области прав человека, гуманитарного права, международного трудового права, охраны окружающей среды, и так далее.
10 http://www.unglobalcompact.org
11 Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), «Пред-
ставление информации о влиянии корпораций на общество: текущие тенденции и вопросы», 2004 год,
http://www.unctad.org/ru/docs/iteteb20037_ru.pdf, стр. 29.
2 ОЭСР, «Обеспечение применения кодексов корпоративного поведения: системы контроля качества и корпоративной ответственности» (OECD, "Making Codes of Corporate Conduct Work: Management Control Systems and Corporate Responsibility"), 2001.
13 Нормы, касающиеся обязанностей транснациональных корпораций и других предприятий в области прав человека (U.N. Doc. E/CN.4/Sub.2/2003/12/Rev.2 (2003)).
Как и иные источники «мягкого права», Нормы носят рекомендательный характер и не имеют обязывающей силы ни для ТНК, ни для государств.
Нормы отражают и охватывают довольно широкий спектр прав человека, в том числе гуманитарные, экологические и иные права. Среди обязанностей ТНК в области прав человека, обеспечиваемых Нормами, можно выделить обеспечение права на равные возможности и недискриминационный режим; права на личную безопасность; запрет на использование принудительного или обязательного труда; обеспечение условий труда, отвечающих нормам безопасности и гигиены; иные обязанности.
Нормы закрепляют ряд процедур их осуществле-ния1 . В качестве одной из основных мер по выполнению Норм, устанавливается, что «каждая транснациональная корпорация или другое предприятие обеспечивают внедрение, распространение и выполнение внутренних инструкций по порядку производства операций в соответствии с Нормами». Одновременно в параграфе 15 указывается, что каждая транснациональная корпорация «применяет и включает [Нормы] в свои контрактные условия или другие соглашения и сделки с подрядчиками, субподрядчиками, поставщиками, обладателями лицензий, дистрибьюторами, физическими или иными юридическими лицами, которые заключают какое-либо соглашение с данной транснациональной корпорацией или другим предприятием». Нормы также устанавливают процедуру и порядок периодической проверки компаний на предмет соблюдения и исполнения Норм, в том числе со стороны ООН15.
Как указывалось выше, Нормы представляют собой рекомендательные нормы международного права. Тем не менее, по мнению ряда ученых, важность рекомендательных норм сегодня не следует недооценивать, поскольку зачастую именно рекомендательные нормы влияют на формирование, модификацию норм МП и постепенно сами являются частью международного права (Черниченко С.В.16, Вельяминов Г.М. ). Следует отметить, что рекомендательные нормы нередко становятся этапом на пути к появлению обычно-правовых норм или договорных норм МП, и нет особых оснований отделять их от МП, как это предлагается рядом ученых (И.И. Лукашук18, Н.Б. Крылов19, Г.И. Тункин2 ).
Нормы об обязанностях идут гораздо дальше, чем существующее международное право в вопросе наложения обязательств на корпорации в области защиты прав человека. Нормы являются первой инициативой, хотя и необязывающей, принятой на международном уровне, прямо обращенной к бизнесу. Нормы уже привлекли особое внимание большого количества ученых и иных лиц, ведущих деятельность в области вопросов корпоративной ответственности во всем мире.
Нормы об ответственности стали первым актом, который способен заполнить существующий пробел в системе международного права прав человека, кото-
14 Нормы, раздел Н.
15 Нормы, статья 16.
16 Черниченко С.В. Теория международного права. Т.1. М., 1999, стр. 45;
17 Вельяминов Г.М. О понятии нормы международного права. М., 1973, стр. 137-138.
18 Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. М., 1997, С. 203.;
9 Крылов Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. М., 1988. С. 88.
20 Тункин Г.И. Основные проблемы советской науки международного права. М., 1978. С. 17.
рое уже содержит положения об ответственности государств, индивидов, вооруженным групп, но до сих пор так и не было сфокусировано на деятельности самых могущественных из всех существующих негосударственных субъектов - транснациональных корпорациях.
Существование Норм также может стать ориентиром для развивающихся государств, способствуя государствам в определении минимально требуемых к соблюдению норм в области защиты прав человека со стороны бизнеса. Конечно, дальнейшая судьба Норм будет полностью зависеть от того, какое они найдут применение со стороны государств и бизнеса. В настоящее время Нормы содержат лишь рекомендательные меры по их реализации, и очевидно, что следующим знаковым событием могло бы стать создание под эгидой ООН какого-либо механизма по реализации и контролю соблюдения Норм со стороны бизнеса.
Список литературы:
1. Шумилов В.М., Международное право: учеб. - М.: РГ-Пресс, 2010, стр. 136-137.
2. «Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики», принята в г. Женеве 16.11.1977 на 204-ой сессии Административного совета МОТ с поправками, принятыми на его 279-й сессии (Женева, ноябрь 2000 г.), http://interlaw.consultant.ru/doc18253.html.
3. Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» ,принята на 86-й сессии Генеральной конференцией МОТ, Женева, 18 июня 1998 года.
4. ОЭСР, «Декларация о международных инвестициях и транснациональных компаниях», 2000 год.
5. «Глобальный договор», http://www.unglobalcompact.org
6. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД),
«Представление информации о влиянии корпораций на общество: текущие тенденции и вопросы», 2004 год,
http://www.unctad.org/ru/docs/iteteb20037_ru.pdf, стр. 29.
7. ОЭСР, «Обеспечение применения кодексов корпоративного поведения: системы контроля качества и корпоративной ответственности» (OECD, "Making Codes of Corporate Conduct Work: Management Control Systems and Corporate Responsibility"), 2001 год.
8. Нормы, касающиеся обязанностей транснациональных корпораций и других предприятий в области прав человека (U.N. Doc. E/CN.4/Sub.2/2003/12/Rev.2 (2003)), (доступно по ссылке http://www1.umn.edu/humanrts/russian/links/Rcommentary-Aug2003.html).
9. Черниченко С.В. Теория международного права. Т.1. М., 1999, стр. 45.
10. Вельяминов Г.М. О понятии нормы международного права. М., 1973, стр. 137-138.
11. Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. М., 1997, С. 203.
12. Крылов Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. М., 1988. С. 88.
13. Тункин Г.И. Основные проблемы советской науки международного права. М., 1978. С. 17.
РЕЦЕНЗИЯ
В своей статье аспирант Станислав Леонидович Натапов анализирует современное международное «мягкое право» в области регулирования деятельности транснациональных корпораций. Станислав Леонидович, опираясь на труды как российских, так и западных ученых в области международного права, дает обзор существующих рекомендательных международных актов и добровольных инициатив в области соблюдения транснациональными корпорациями прав человека.
Автор указывает, ссылаясь на труды известных российских ученых, что большое количество существующих обязывающих международных актов когда-то носили лишь рекомендательный характер, и высказывает мнение, что положения актов, носящие рекомендательный характер сегодня, в будущем возможно станут частью международного права.
РУДН, к.ю.н. Е.С. Алисиевич