ТКАНАЯ ШАЛЬ ЮГО-ВОСТОЧНЫХ БАШКИР В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА СКОТОВОДЧЕСКИХ И
ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ КУЛЬТУР А
УДК 391.2 (512.141): 397 DOI 10.24412/1728-5283_2022_2_57_64
ТКАНАЯ ШАЛЬ ЮГО-ВОСТОЧНЫХ БАШКИР В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА СКОТОВОДЧЕСКИХ И ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ
КУЛЬТУР*
© Галиева Фарида Габдулхаевна,
Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Федеральное бюджетное научное учреждение Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук, Уфа, Россия
Целью статьи является изучение динамики и разнообразия шалевого производства юго-восточных башкир в контексте взаимодействия скотоводческих и земледельческих культур. Научными задачами исследования являются: обобщение ранее накопленных историко-этнографических сведений, специальный сбор полевых материалов, рассмотрение этапов развития шалевого ткачества юго-восточных башкир. В качестве источников использованы опубликованные работы, этнографические фотографии, полевые исследования Р.Г. Кузеева и автора статьи, интернет-ресурсы. Делается вывод о том, что в юго-восточных районах Башкирии наиболее ранним вариантом башкирской шали является тканая из овечьей шерсти шаль. Следующим этапом стала более легкая шаль, изготовленная из тонкой овечьей пряжи, с использованием пуха козы и хлопчатобумажных ниток. Оба варианта производились во многих зауральских районах, носились в качестве праздничной и повседневной одежды, и в XX в. сосуществовали с вязаной пуховой шалью. В статье показано, что тканая шаль изучаемой группы башкир упоминается в конце XIX в. (С. Сомье). Это не исключает возможности изготовления и ношения домотканой шали широкими слоями башкирского населения в более ранние периоды, когда в русской среде шаль была импортного производства и являлась атрибутом аристократической среды. Разные авторы (С.И. Руденко, С.Н. Шитова, Н.В. Бикбулатов) выявили, что у башкир материалом для изготовления тканой шали служили шерсть овцы, а также верблюда, зайца, козы. Результатом взаимодействия кочевых и земледельческих культур стало использование в процессе шалевого ткачества волокон и животного, и растительного происхождения. Тканая шаль отличалась прочностью, хорошо защищала от ветра и холода. Она надевалась поверх головного платка, покрывала всю фигуру, демонстрируя локальную этнокультурную идентичность. Современное состояние шалевого ткачества в статье показано на примере башкирских селений
Ключевые слова: юго-восточные башкиры, тканая шаль, ручное ткачество, башкирский национальный костюм, взаимодействие культур.
Хайбуллинского и Абзелиловского районов Башкортостана.
* Исследование выполнено в рамках государственного задания № ААА-А21-121012290086-0 ИЭИ УФИЦ РАН на 2021-2023 гг.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
I 2022, том 43, № 2(106)^^^^ШШППППППП 57
WOVEN SHAWL OF SOUTHEASTERN BASHKIRS IN THE CONTEXT OF THE DIALOGUE OF PASTORAL AND AGRICULTURAL
CULTURES
© Galieva Farida Gabdulhaevna,
R.G. Kuzeev Institute of Ethnological Research Federal Budgetary Scientific Institution Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia
The purpose of the article is to study the dynamics and diversity of shawl production in the southeastern Bashkirs in the context of the interaction of pastoral and agricultural crops. The scientific objectives of the study are: generalization of previously accumulated historical and ethnographic information, special collection of field materials, consideration of the stages of development of shawl weaving in the southeastern Bashkirs. Published works, photographs, field research by R.G. Kuzeev and the author of the article, Internet resources are used as sources. Based on a set of sources, it is assumed that in the south-eastern regions of Bashkiria, the earliest version of the Bashkir shawl is a shawl woven from sheep wool. The next stage was a lighter shawl made of fine sheep yarn using goat down and cotton threads. Both variants were produced in many Trans-Ural regions, were worn as festive and casual clothing and coexisted with a knitted down shawl.
The article shows that the mention of the woven shawl of the Bashkir group under study dates back to the end of the XIX century (S. Saumier). This does not exclude the possibility of manufacturing and wearing a self-woven shawl by wide circles of the Bashkir population in earlier periods, when in the Russian environment the shawl was imported and was an attribute of the aristocratic environment. Various authors (S.I. Rudenko, S.N. Shitova, N.V. Bikbulatov) revealed that the wool of sheep, as well as camel, hare, and goat served as the material for making a woven shawl among Bashkirs. The result of the interaction of nomadic and agricultural crops was the use of fibers of both animal and vegetable origin in the process of shawl weaving. The woven shawl was durable, well protected from wind and cold. It was worn over a headscarf, covering the entire figure, demonstrating a local ethno-cultural identity. The current state of shawl
weaving is shown by the example of the Bashkir villages of Khaibullinsky
Key words: south-eastern Bashkirs, woven shawl, hand weaving, Bashkir national costume, interaction of cultures
and Abzelilovsky districts of Bashkortostan.
Введение. Целью настоящей статьи яв- цах головной убор. Однако уроженцы Баш-
ляется актуализация уникального элемента кирского Зауралья и письменные источники
традиционного национального костюма юго- утверждают, что более традиционными для
восточных башкир - изготовленной на до- многих селений юго-восточных башкир яв-
машнем ткацком станке шали, выполнявшей ляются тканые шали**. Практиковалось два
функцию верхней теплой женской одежды варианта тканой шали. По времени появле-
[1, с. 90], изучение динамики и разнообразия ния более ранняя форма - тула шэл - сукон-
шалевого производства в контексте взаимо- ная, изготовленная из шерсти овцы - одного
действия скотоводческих и земледельческих из основных спутников кочевника. Другая -
культур. дебет шэл- сотканная из качественной более
Говоря о шали, современники как пра- тонкой овечьей пряжи с добавлением козьего вило вспоминают теплый вязаный на спи-
ПМА 2021 г. Например, информатор Х.Х. Юланова (1946 г.р.), д. Юлдыбаево Зилаирского района РБ.
2022, том 43, № 2(106)
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
**
пуха {дебет) и хлопчатобумажных ниток [ 1; 2, с. 134; 3, с. 159]. Данный процесс обусловлен изменением структуры стада юго-восточных башкир при переходе от скотоводче-ско-кочевого к полукочевому хозяйственно-культурному, затем оседлому образу жизни.
Научными задачами исследования являются: обобщение ранее накопленных исто-рико-этнографических сведений, в том числе в виде этнографических фотографий, специальный сбор полевых материалов и рассмотрение шалевого ткачества юго-восточных башкир как феномена кочевой культуры, развивавшейся во взаимодействии с оседло-земледельческими традициями. Заслуживает внимание различное понимание шали у кочевых и оседлых народов, башкир и русских.
Слово «шаль» шэл / шал (перс. <_)Ьо1, санскр. чгё!) по исследованию С.Н. Шитовой в прошлом обозначало тонкие мягкие шерстяные ткани, распространенные у туркмен, узбеков и других народов Средней Азии и Кавказа [1, с. 91]. Со временем шалью стали обозначать прямоугольное тканое полотно очень больших размеров, используемое как элемент одежды. В русской культуре платок как головной убор, плотно облегающий голову и прилегающий к лицу, по мнению И.В. Скворцовой, - явление позднее и «разрушающее полноту гармонии народной праздничной одежды», для которой была типична «барельефность» в результате комбинирования головных полотенец с каркасными формами либо их использование в сложных формах. Крестьянки носили платки из крашенины. Аристократки под влиянием европейской моды в конце XVIII в. (с приходом в моду стиля ампир) стали использовать красивую очень дорогую импортную тканую шаль для драпировки светлого платья. В 1830-х гг. наряд был перенят купчихами, им покрывали плечи, скрывая пластику тела. В конце XIX - начале XX в. шаль стала популярным атрибутом городской культуры в качестве головного убора («шаль-платок»). Во многом это произошло благодаря развитию
производства «русских шалей» изначально на основе крестьянских хозяйств с самодельными ручными ткацкими станками [4].
В то время, когда импортная тканая шаль постепенно внедрялась в русский быт, адаптируясь к русской культуре (ткани, рисунки, цвета) и меняясь вслед за развитием производства (мануфактура), домотканые теплые шали активно производили и носили юго-восточные башкиры, передавая традиции из поколения в поколение, совершенствуя производство. У башкир были условия для развития домотканых шалей. Имелось сырье в виде шерсти многочисленных овец и ткацкие станки, на которых делали паласы, сукно для одежды. По исследованию Н.В. Бикбу-латова, ручное ткачество было неотъемлемой частью натурального хозяйства башкир и удовлетворяло потребности социума еще до присоединения Башкирии к Русскому государству. Оно было развито прежде всего в земледельческих районах северной и северозападной Башкирии, но практиковалось и в юго-восточных районах [2, с. 17].
Упоминание тканой шали у юго-восточных башкир содержится в работе итальянского профессора Стефано Сомье (1848-1922). В конце XIX в. у башкир д. Ташбулатово Абзелиловского района он зафиксировал: «Я видел ткань, делаемую из козьей шерсти довольно тонкую, мягкую и теплую. Платок из такой ткани, стоивший 2 р., которым я и наш ямщик обвертывал себе шею и голову, сослужил мне хорошую службу в наше остальное путешествие» [5].
Сведения об изготовлении тканых шалей оставил С.И. Руденко (1885-1969). Он писал: «из козьего пуха (дебет) юго-восточные башкирки ткали (а не вязали, как уральские казачки) пуховые шали и шарфы. Любопытно, что башкиры кое-где в горах Южного Урала (гирей-кипчаки) сучили нитки также их заячьей шерсти (Куян йене) и ткали из них шали вместе с нитками из козьего пуха» [6].
Подтверждением вывода С.И. Руденко о бытовании указанной традиции в юго-вос-
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/ __
' 2022, том 43, №2(106) МММММММММММММ1МММ ЕН
точных районах республики стали полевые исследования, собранные во второй половине 1950-х гг. В 1956-1957 гг. Р.Г. Кузеев и С.А. Авижанская приступили к сбору материалов по теме «Декоративно-прикладное искусство башкир». В 1958 г. для реализации этой программы была организована большая комплексная экспедиция в юго-восточные районы в составе: Р.Г. Кузеев (рук.), Н.В. Бикбулатов, С.А. Авижанская, Т.М. Гари-пов (лингвист), С.Ф. Миржанова (лингвист), М.В. Сурина (инженер), Г.И. Мухаметшин (художник). Процесс изготовления тканой шали участниками экспедиции был зафиксирован в Зианчуринском, Баймакском, Хай-буллинском, Белорецком и других районах Башкирской АССР, «почти по всех районах, расположенных к югу от параллели г. Уфы, кроме самых западных. <...> Лучшие шали изготавливаются в районах, прилегающих к Оренбургской области, и на восточных склонах южного Урала. По мере продвижения на север производство шалей сокращается, а качество их снижается» [2, с. 134].
Руководитель экспедиции Р.Г. Кузеев в д. Верхнеисмаково Хайбуллинского района в «Полевых дневниках» сделал следующую запись:
«Тканая шаль (дебет шэл). Сшита из четырех полос. Шаль большая, примерно 1,5 м на 1,5 м. И основа, и уток - пуховая нить, причем одинарная нить. К концам пришиты скрученные вдвое пуховые нити, причем сделано так: Причем пришиты 4 вдвое скручен[ные] нити, затем они обыкновенно суровыми нитями скреплены так, что вокруг шали получается сетка - теш. Завершается сетка кистью, причем в каждой кисти по 8 ниток. Говорят так, дебет шал или просто дебет. Сетку называют селтэр, кисти сэсэк» [3, с. 169].
В д. Баишево Зианчуринского района, по материалам Р.Г. Кузеева, нить основы в дебет шэл была из растительных волокон:
«Основная была нитка бумажная (кэйтук ебе), черные или белые в зависимости от того, какого цвета будет шаль. Ткали снача-
ла узкие полосы, затем это сшивали пуховой нитью (дебет белэн). Края делали узорные. Края были не волнистые, а прямые, но заканчивались они кистями сук или сэсэк). Перед нитями узорного тканья почти не было, были только селтэр (сетка)» [3, с. 159].
Выше описана особенность башкир - использование для изготовления шали волокон и животного, и растительного происхождения, что является уникальным явлением. Как отмечает С.Н. Шитова, обские угры использовали только растительные волокна, а казахи и киргизы - только животного происхождения [1, с. 99]. Выше названная особенность юго-восточных башкир может быть примером межэтнических взаимодействий. Но вероятнее, что это результат национальной консолидации, которая активизировалась в XVШ-XIX в. Известно, что у башкир в земледельческих районах сырьем в основном служили растительные волокна, в скотоводческих - животного происхождения. Шаль юго-восточных башкир обобщила традиции разных культур.
Р.Г. Кузеев выявил, что кроме шалей из козьего пуха в горной местности башкиры ткали толстые, суконные шали из спряденных из шерсти овцы нитей: <Лырт якта носили тула шал. Тула шал ткали из овечьей шерсти (и основу, и попереч[ину]). Края также были кисти (сук эргэhен матурлыклар)» [3, с. 159].
Традиция вязать пуховые шали, по Р.Г. Кузееву, у башкир южных районов распространилась в 1910-е гг., но она не вытеснила традицию изготовления тканых шалей. В 1958 г. Р.Г. Кузеев, работая в д. Иткулово Баймакского района, записал: «У хозяйки есть дебет шаль, сотканный. Соткан года 4 назад. Хозяйка считает, что сотканная шаль - теплее, крепче. Соткан из чистого дебета. А когда, гов[орят] вяжут, примешивают нитку» [3, с. 159].
Одним из итогов совместной работы этнографов стало издание книги С.А. Авижан-ской, Н.В. Бикбулатова и Р.Г. Кузеева «Декоративно-прикладное искусство башкир»
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
' 2022, том 43, № 2(106) |||||||||||||||||||||||||||||||||
(Уфа, 1964). В разделе «Узорное вязание» С.А. Авижанская указала, что цвет шали определяется тем, что обычно башкиры держат черных коз, из шерсти которых можно сделать коричневую или серую пряжу. Белые козы были редкими, белые платки носили молодые девушки. Шаль женщины накидывали при выходе на улицу и покрывали всю фигуру. Также С.А. Авижанская описала процесс изготовления дебет шали:
«На простом ткацком станке женщины ткут узкую длинную полосу из чисто пуховых ниток или смеси пуховых (уток) и хлопчатобумажных (основа) ниток. Эта полоса затем разрезается на три-четыре равных куска, из которых сшивается квадратная большая очень теплая шаль. По краям ее прикрепляются пучки тех же ниток, из которых сплетается бахрома (селтэр), оканчивающаяся длинными кистями» [2, с. 134].
Далее автор отмечает:
«В прошлом веке, как еще помнят пожилые башкиры, ткали также большие толстые суконные шали из овечьей шерсти (тула шэл). В настоящее время суконные шали совершенно не носят, а пуховые тканые надевают только старые женщины. Молодые и средних лет башкирки носят вязаные пуховые шали своей работы» [2, с. 134].
Полевые материалы автора статьи 2021 г. позволили найти сведения об изготовлении тула шэл и постепенном ее вытеснении более легкой и мягкой дебет шалью. В ряде случаев при смене видов шали сохранялось прежнее название - тула. Ареалами распространения традиции были многие зауральские селения Зилаирского, Баймакского, Хайбуллинского, Абзелиловского, Хайбул-линского и других районов Башкортостана.
По словам Хамиды Хамзовны Юлано-вой (1946 г.р.) из с. Юлдыбаево Зилаирского района ее мама ткала шаль еще в 1965 г. Для его изготовления она брала те же шерстяные нити (из овечьей шерсти), что для паласов. На ткацком станке делала полотно шириной около 50 см. Популярным был узор крупная
клетка черно-белых оттенков, поэтому использовались предварительно подготовленные черные и белые нити. Затем полотно разрезала на квадраты и скрепляла между собой так, чтобы получился большой квадрат 1,5х1,5 м. По краям из тех же нитей делали бахрому.
По сообщению Х.Х. Юлановой, тула шэл женщины надевали, когда ходили в гости, обычно накидывая на плечи либо закрывая голову. Это был признак достатка трудолюбивой семьи. Для дебет шэл в их селе добавляли козий пух, шаль красиво распушалась. Наряду с шалями собственного производства в гардеробах женщин в середине XX в. появились фабричные шали, также в черно-белую клетку. Вначале они, как и собственного производства, были больших размеров, затем появились разноцветные и меньших размеров, примерно 1х1 м. В 1960-е гг. в с. Юлдыбаево они полностью вытеснили шали собственного изготовления. Самотканые шали из гардероба женщин перешли в интерьер домов, стали служить накидками кресел ***
и диванов .
По информации Салимы Абдразаковны
Яхиной (1954 г.р.) из д. Байназарово Бурзян-
****
ского района , в их селении были и тула шэл, и дебет шэл. Последняя была популярна до 1970-х гг., до вытеснения фабричными изделиями. Ее мама Гайникамал Губайтовна Байназарова (1927 г.р.) имела дебет шэл коричневого цвета квадратной формы размером не менее 1,5х1,5, возможно 1,8х1,8 м. По краям была плетеная сетка и бахрома сэсэк длиной 10-12 см из туго скрученных ниток. Если на изготовление пуховой шали уходило примерно 400 г пуха, то для дебет шэл - около 800. Шаль получалась очень плотная, она абсолютно не пропускала ветер, отличалась прочностью, носкостью. Для стирки пользовались хозяйственным мылом. Шаль использовалась как повседневная одежда, не только
*** ПМА 2021 г. Информатор Х.Х. Юланова (1946 г.р.), д. Юлдыбаево Зилаирского района РБ. **** ПМА 2021 г. Информатор С.А. Яхина (1954 г.р.), д. Байназарово Бурзянского района РБ.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
' 2022, том 43, № 2(106) |||||||||||||||||||||||||ИИИИЕП
по случаю сходить в гости, но и в магазин.
Одна из фотографий, сделанных в 1963 г., хранящихся в фотоархиве ИИЯЛ УФИЦ РАН и опубликованных в книге «Башкиры» [7, с. 349], дает возможность изучить способы ношения шалей. Женщины д. Ибраево Сала-ватского района БАССР, участницы именин, позировали на коллективное фото, облачившись в модные для своего времени шали, согнутые по диагонали. На переднем плане две женщины в больших фабричных шалях в клетку; одна из них шаль надела на голову и закрыла фигуру, другая - накинула на плечи и одежду; на голове у нее белый хлопчатобумажный платок. На заднем плане снимка - женщины в однотонных шалях, вероятно дебет шэл или вязаных, также накинув на плечи или покрыв голову поверх платка.
На фотографии, сделанной и опубликованной С.Н. Шитовой, изображена башкирка в дебет шэл [8, с. 29] по краям с традиционной сеткой и бахромой. Шаль накинута на голову поверх белого, вероятно хлопчатобумажного платка, закрывающего лоб, повязанного на подбородке. Сзади шаль покрывает всю фигуру, доходя до щиколоток. Она органично смотрится с бешметом, в свою очередь, надетом поверх платья с оборками на подоле, как элемент национального костюма.
Таким образом, давним обычаем юго-восточных башкир является изготовление и ношение тканой шали в двух вариантах - тула шэл (только из овечьей шерсти) и дебет шэл (с добавление пуха, хлопчатобумажных нитей). Этот факт зафиксирован С. Сомье, С.И. Руденко, Р.Г. Кузеевым, С.А. Авижанской, С.Н Шитовой, автором статьи. Только для башкир характерно комбинирование нитей растительного и животного происхождения, что является показателем синтеза традиций кочевников-скотоводов и оседлых земледельцев. В разное время этнотерриториальные группы башкир для изготовления полотна шали использовали шерсть овцы, зайца, пух козы. По материалам С.Н. Шитовой, в отдаленном прошлом оренбургские башкиры ис-
пользовали шерсть верблюдов (шелковистая шерсть с шеи и боков молодых животных). У коз вычесывали шерсть, малопуховых коз - остригали [4, с. 86]. Шаль делали из полотна, разрезав на квадраты и соединив между собой, украсив изделие по краям. В Абзели-ловском районе такую шаль называют «йыяр шэл», то есть «сборная шаль» [9].
Традиция изготовления тканых шалей до сих пор сохраняется в ряде зауральских селений. В настоящее время в Хайбуллин-ском районе на базе Малоарслангуловского сельского клуба проводится фольклорный праздник «Башкирская тканая шаль» с участием фольклорных коллективов, исполнением башкирских народных танцев и песен. Вязальщицы знакомят всех желающих со своим искусством, с выставкой готовых изделий. Мастерицы показывают весь цикл изготовления тканой шали, начиная со стрижки молодыми мужчинами овцы, специально заведенной в клуб, очистки шерсти, прядения нитей группой женщин, заправки ткацкого станка, тканья. При этом на разных этапах изготовления шали говорятся благопо-желания, чтобы шаль была хорошей, жизнь счастливой. Праздник проводится усилиями клуба народного декоративно-прикладного искусства по вязанию башкирской шали (Вэ-зем ауыл клубы) [10].
Традиция изготовления тканой шали сохранилась и в с. Бурангулово Абзелиловско-го района. Заслуженный работник культуры Валеева Расиля Сафиевна, ветеран труда, много лет проработавшая в клубе, освоила мастерство тканья шалей от своей мамы, которой помогала в этом деле с детства. Р.С. Валеева рассказывает, что в доме всегда стоял ткацкий станок, на котором ее мама могла выткать одну шаль в течение полутора суток. В настоящее время Р.С. Валеева делает не только шали, но и палантины, сумки, паласы. Белая шаль символизирует богатство, носится в гости, изделия из темной шерсти считаются повседневными, хотя дифференцируются по качеству изготовления, размерам (могут быть 1,6 х 1,6), украшениям по краям.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ
' 2022, том 43, № 2(106) |||||||||||||||||||||||||||||||||
По ее рассказу, в прошлом без шали не обходились при поездках на лошадях. Исходя из целебных свойств, шаль использовалась для лечения детей. Для шали в 1,5 м вдоль и поперек ткется полоса шириной 50 см длиной 6 м, разрезается и незаметно сшивается, украшается бахромой (разрезанные нити по 2-4 скрепляются по периметру, затем соседние соединяются между собой). При ширине 30 см можно изготовить шаль 1,2 м. В настоящее время для получения нитей из шерсти мастерица использует электрический станок, который заменил веретено [10].
Л ИТЕРАТУРА
1. Шитова С.Н. Войлоки, ковры и ткани у южных башкир. Этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. 200 с.
2. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964. 260 с.
3. Документы и материалы по истории и этнографии народов Южного Урала. Вып. 3: Полевые дневники Р.Г. Кузеева 1952--1958 гг. / сост. И.Г. Петров, Е.Е. Нечвалода, З.Ф. Хасанова и др.; вступ. ст. И.Г. Петрова; отв. ред. Ф.Г. Галиева. Уфа: ООО «Первая типография», 2019. 275 с.
4. Скворцова И.В. Шаль как атрибут женского костюма в русской культуре XIX - начала XX в. Дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.04. СПб., 2009. 203 с.
5. Сомье С. О башкирах / пер. О.Н. Олениной, под ред., [с предисл.] и с примеч. Д.П. Никольского. Екатеринбург: Тип. «Екатеринбург. Недели», 1891. 42 с.
6. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. 376 с.
7. Башкиры / отв. ред. Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН; Ин-т истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. М.: Наука, 2015. 662 с. (Народы и культуры).
8. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа: Китап, 1995. 248 с.
Вывод исследования. Домотканая шаль юго-восточных башкир может служить примером взаимодействия скотоводческих и земледельческих традиций, что проявляется, например, в материалах для сырья животного и растительного происхождения. В последние годы развитие фермерских скотоводческих хозяйств, огромный интерес населения к своим традициям и политика республики по поддержке народных ремесел и промыслов способствуют популяризации во многих селениях забытого элемента национального костюма башкир.
9. Шаль пуховая башкирская. Объекты нематериального культурного наследия Республики Башкортостан. URL: https://onkn-rb.bashmusic.net/ekspertnyj-sovet/4-zasedanie-ekspertnogo-soveta/2040-6-bashkirskaya-puk-hovaya-shal (дата обращения: 1 1.1 1. 2021).
10. Фольклорный праздник «Башкирская тканая шаль». https://www.culture.ru/ events/1045124/folklornyi-prazdnik-bashkirskaya-tkanaya-shal [Дата обращения: 13.01.2022].
11. Мастер-класс «Тканая башкирская шаль» -YouTube. youtube.com>watch?v=z0IhDcq0ZHw [Дата обращения: 14.01.2022].
REFERENCES
1 Shitova S.N. Vojloki, kovry' i tkani u yuzhny'x bashkir. E'tnograficheskie ocherki [Felts, carpets and fabrics from the southern Bashkirs. Ethnographic essays]. Ufa: Kitap, 2006. 200 p. (In Russian).
2. Avizhanskaya S.A., Bikbulatov N.V., Kuzeev R.G. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo bashkir [Bashkir decorative and applied art]. Ufa, 1964. 260 p. (In Russian).
3. Dokumenty' i materia^ po istorii i e'tnografii narodov Yuzhnogo Urala. Vy'p. 3: Polevy'e dnevniki R.G. Kuzeeva 1952-1958 gg. [Documents and materials on the history and ethnography of the peoples of the Southern Urals. Issue 3: Field diaries of R.G. Kuzeev 1952-1958]. Comp. I.G. Petrov, E.E. Nechvaloda, Z.F. Khasanova, etc.; introduction by I.G. Petrov; ed. by F.G. Galieva. Ufa, 2019. 275 p. (In Russian).
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
' 2022, том 43, № 2(106) lllllllllllllllllllllllllllllllllEO
4. Skvortsova I.V. Shal' kak atribut zhenskogo kosty-uma v russkoj kul'ture XIX - nachala XX v. [Shawl as an attribute of women's costume in the Russian culture of the XIX - early XX century]. St. Petersburg, 2009. 203 p. (In Russian).
5. Saumier S. O bashkirax [About Bashkirs] / per. O.N. Olenina, ed., [with a preface.] and with a note by D.P. Nikolsky. Yekaterinburg, 1891. 42 p. (In Russian).
6. Rudenko S.I. Bashkiry'. Istoriko-e'tnograficheskie ocherki [Bashkirs. Historical and ethnographic essays]. Ufa: Kitap, 2006. 376 p. (In Russian).
7. Bashkiry' [Bashkirs] / ed. by R. G. Kuzeev, E. S. Danilko. Moscow: Nauka, 2015. 662 p. (Peoples and cultures). (In Russian).
8. Shitova S.N. Bashkirskaya narodnaya odezhda [Bashkir folk clothing]. Ufa: Kitap, 1995. 248 p. (In Russian).
9. ShaT puxovaya bashkirskaya. Ob^ekty' nemateriarnogo kuTturnogo naslediya Respub-liki Bashkortostan [Bashkir down shawl. Objects of intangible cultural heritage of the Republic of Bashkortostan]. https://onknrb.bashmusic.net/ ekspertnyj-sovet/4-zasedanie-ekspertnogo-soveta/2040-6-bashkirskaya-pukhovaya-shal (Accessed 11 November 2021). (In Russian).
10. FoPklorny^j prazdnik «Bashkirskaya tkanaya shaT» [Folk festival "Bashkir woven shawl"]. https:// www.culture.ru/events/1 0451 24/folklornyi-prazdnik-bashkirskaya-tkanaya-shal Accessed 11 November 2021). (In Russian).
11. Master-klass «Tkanaya bashkirskaya shaT» [Master class "Woven Bashkir shawl"]. YouTube. you-tube.com>watch?v=z0IhDcq0ZHw (Accessed 11 November 2021). (In Russian).
© Ф.Г. Галиева,
доктор филологических наук, кандидат исторических наук, доцент, заведующая отделом этнографии, Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева
Уфимский федеральный исследовательский центр
Российской академии наук
450077, Уфа, Российская Федерация,
ул. К. Маркса, 6
эл. почта: [email protected]
УДК 930.24
© F. G. Galieva
WOVEN SHAWL OF SOUTHEASTERN BASHKIRS IN THE CONTEXT
OF THE DIALOGUE OF PASTORAL AND AGRICULTURAL CULTURES
R.G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies,
Ufa Federal Research Centre,
Russian Academy of Sciences.
450077, Ufa, Russian Federation,
Karla Marksa 6,
e-mail: [email protected]
DOI 10.24412/1728-5283 2022 2 64 73
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ КАДРЫ НЕФТЯНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ БАШКИРСКОЙ АССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ
© Зиязетдинов Рафис Минегалиевич
Башкирский государственный аграрный университет Уфа, Российская Федерация
Статья написана в связи с 90-летием со дня открытия промышленной нефти в Башкирской АССР и отражает малоизученную проблему истории нефтяной отрасли периода Великой Отечественной войны - состояние и роль инженерно-технических работников (ИТР) в развитии производства. В публикации показана эвакуация нефтяных промышленных предприятий и учреждений в БАССР из южных регионов нефтедобычи вместе с кадрами, оборудованием и техникой конкретно по городам республики; подчеркнута роль прибывших инженерно-технических кадров в размещении, монтаже и подготовке заводов к эксплуатации. Автор на основе архивных материалов прослеживает концентрацию кавказских специалистов по объектам Башнефтекомбината, выясняет их общее количество. Впервые проанализировано состояние ИТР за 1942, 1943 гг. с указанием их численности,
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
' 2022, том 43, № 2(106) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII