Научная статья на тему 'Типы управления в административном дискурсе: поощрение'

Типы управления в административном дискурсе: поощрение Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
176
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДИСКУРС / ПООЩРЕНИЕ / ОЦЕНКА / УПРАВЛЕНИЕ / ЭПИДЕЙКТИЧЕСКИЙ ЖАНР / ADMINISTRATIVE DISCOURSE / ENCOURAGEMENT / EVALUATION / MANAGEMENT / EPIDEICTIC GENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Евтушенко Оксана Александровна

Рассматривается поощрение как один из типов управления в административном дискурсе. В результате проведенного анализа и опроса, выявлены основные жанровые характеристики поощрения, к которым относятся: 1) протокольность, 2) публичность, 3) торжественность, 4) фатика, 5) нисходящая направленность. Установлены функции поощрения, которые сводятся к четырем: инспиративная, эпидейктическая, оценивающая, управляющая.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article we consider one of the types of management in the administrative discourse encouragement. In the result of the analyses and questioning, the basic characteristics of this genre are revealed 1) written proceedings, 2) publicity 3) solemnity 4) phatic features 5) top-down direction. The functions of the encouragement are also determined: inspirational, epideictic, evaluating, controlling.

Текст научной работы на тему «Типы управления в административном дискурсе: поощрение»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 4 (295).

Филология. Искусствоведение. Вып. 75. С. 27-31.

О. А. Евтушенко

ТИПЫ УПРАВЛЕНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ДИСКУРСЕ: ПООЩРЕНИЕ

Рассматривается поощрение как один из типов управления в административном дискурсе. В результате проведенного анализа и опроса, выявлены основные жанровые характеристики поощрения, к которым относятся: 1) протокольность, 2) публичность, 3) торжественность, 4) фати-ка, 5) нисходящая направленность. Установлены функции поощрения, которые сводятся к четырем: инспиративная, эпидейктическая, оценивающая, управляющая.

Ключевые слова: административный дискурс, поощрение, оценка, управление, эпидейкти-ческий жанр.

Целью работы является комплексное описание жанра «поощрение» в рамках административного дискурса. Административный дискурс -разновидность институционального дискурса, который обладает рядом специфических признаков. Мы рассматриваем административный дискурс исходя из того, что, согласно трудовому законодательству, в любом субъекте управления или управляемом объекте работник должен подчиняться своим руководителям, соблюдая все правила трудового распорядка: выполнение распоряжений, указаний, приказов, то есть административный дискурс для нас - это управленческий, административно-производственный дискурс [2. С. 156]. Но мы не можем не согласиться с тем, что решающий фактор в обеих ситуациях -право и законность соответствующих органов на распорядительство в сфере своего ведения.

Для институционального дискурса право на выражение оценки является более важным, чем предметная область выражения того или иного содержания. Начальник может выносить порицание подчиненному, объявлять ему благодарность, проводить инструктаж, информировать о решениях вышестоящих органов и так далее, и при этом, прежде всего, акцентируется неравноправие участников институционального дискурса [6].

Поощрение - выражение положительной оценки поступкам и действиям подчиненного со стороны руководителя. Необходимо отметить, что специфика административного дискурса накладывает свой отпечаток на способы выражения поощрения.

Содержательная сторона данного жанра определяется по данным толковых словарей следующим образом:

1. Истор. Награда с целью побуждения к каким-либо действиям. «Их реформаторы предла-

гают направить на решение социальных проблем депутатов и думских чиновников, а также отдать в премиальный фонд, из которого будут поощрять особо отличившихся» [5. С. 252].

2. Содействие появлению, проявлению, развитию чего-либо. «Правда, отец не особенно поощрял мои спортивные увлечения» [7. С. 200].

3. Сочувствием, поддержкой, одобрением, наградой побуждать кого-либо к чему-либо. «Преподаватели постоянно старались ободрить меня, поощряя на беседу в классе» [4. С. 754].

4. Метод воспитания, стимулирующий деятельность обучаемого. В воспитательной и учебной практике метод П. дает лучшие результаты, чем наказание. П. вызывает положительные эмоции, способствует возникновению уверенности обучающегося в свои силы, формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и т. п. П. осуществляется в виде благодарности, похвалы, награды, подарка и др. В учебной практике формами П., оценивающими труд учащихся, являются отметка или оценка [1. С. 203].

5. Побуждение, мотив, стимул; одобрение, награждение, вознаграждение, содействие, воздаяние, награда, поднятие духа, подбадривание, ободрение, взбадривание, стимуляция, премия, стимулирование, премирование, под-бодрение. Ant. Порицание [10. С. 264].

Приведенные дефиниции позволяют нам выделить следующие признаки рассматриваемого жанра: 1) положительная оценка, 2) награда, 3) противоположенное наказанию, 4) метод воспитания, 5) повышает настроение, бодрит, придает силы, стимулирует.

Для административного дискурса характерна протокольность, так как все должно быть

четко и лаконично зафиксировано в инструкциях и положениях, уставах и соглашениях, приказах и распоряжениях, иначе теряется суть административности. Особенности данного дискурса накладывают свой отпечаток и на его жанры. Итак, любой работодатель-управленец, прежде всего, руководствуется Кодексом Законодательства о труде, в котором прописано: «Поощрения применяются собственником или уполномоченным им органом совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации. Поощрения оглашаются приказом (распоряжением) в торжественной обстановке и заносятся в трудовые книжки работников в соответствии с правилами их ведения» [9].

Исходя из этого, жанр «поощрение» предусматривает обязательную включенность таких жанров, как представление о поощрении на имя руководителя организации, приказ (распоряжение) о поощрении (унифицированная форма № Т-11, Т-11а) и его торжественное объявление; благодарность, похвала с обязательным внесением необходимой записи в личную карточку (унифицированная форма № Т-2) о поощрении работника, а также внесение соответствующей записи в трудовую книжку работника [3].

Приведем пример документального оформления применения поощрений за труд [3]. Директору ООО «Прима»

Державину К. К.

Представление о поощрении Иванова М. М., менеджера отдела продаж, от «05» декабря 2005 г.

Иванов М. М., 1955 г.р., менеджер отдела продаж, имеет непрерывный стаж в ООО «Прима» десять лет. За этот период работы он всегда добросовестно выполнял свои трудовые обязанности, и ему неоднократно объявлялась благодарность.

За добросовестное выполнение трудовых обязанностей, продолжительную и безупречную работу, а также в связи с юбилейной датой - его пятидесятилетием, представляю к поощрению М. М. Иванова. Предлагаю поощрить Иванова М. М. в виде награждения почетной грамотой и ценным подарком.

Начальник отдела продаж_________________/

Васильев И. И./

Должность, личная подпись, расшифровка подписи.

«05» декабря 2005 г.

Еще одной особенностью жанра «поощрение» в административном дискурсе является его однонаправленность: сверху - вниз, то есть право оценки принадлежит всегда вышестоящему лицу.

Важно отметить, что поощрение публично, так как в законодательстве под поощрением понимается только форма публичного признания достигнутых успехов, в которой выражено официальное признание работодателем заслуг работника (как правило, на общем собрании в торжественной обстановке, с обязательным изданием соответствующего приказа) и оказание ему общественного почета, поэтому поощрения за труд выступают важнейшим средством обеспечения трудовой дисциплины. Поощрение - жестко фиксированное распоряжение за конкретные успехи, с занесением в личную карточку работника. Основания для поощрения могут быть разными: добросовестный эффективный труд, то есть безупречное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительная добросовестная работа, а также другие достижения в работе. Формы поощрения могут быть как материальными, так и нематериальными: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, почетной грамотой, представление к званию лучшего по профессии. Названный перечень мер поощрения примерный, другие виды поощрения работников определяются также уставами и положениями о дисциплине. Приведем примеры. Один из сотрудников отдела кадров крупной страховой компании отметил следующие формы поощрения: «В качестве поощрения работников мы широко используем корпоративные награды, проводим конкурсы и соревнования среди работников системы Росгосстраха по всей России, - рассказывает Елена Юрганова. -Победители поощряются ценными призами. Мы обязательно публикуем их имена в корпоративной прессе. Наша компания предоставляет работникам разнообразные возможности обучения и развития. Это определенный вызов для работника и его проверка на прочность. При успешном выполнении задач такие работники завоевывают колоссальный авторитет в компании» [3].

Приведем пример такого поощрения [3].

Итак, важнейшими структурно-стилистическим признаками эпистолярного жанра «поощрение» выступают следующие: 1) устойчивая

Закрытое акционерное общество «Омега»

Унифицированная форма № Т-11

Форма по ОКУД

по

_____ ОКПО

(наименование организации)

ПРИКАЗ (распоряжение) о поощрении работника

Код

0301026

Номер Дата

документа

203-п 02.11.2008

Табельный номер

Алексеева Бориса Васильевича \ 440

(фамилия, имя, отчество)

мастер

(наименование профессии (должности))

производственный отдел № 2

(наименование структурного подразделения)

за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и достижение

(мотив награждения)

особо высоких показателей в труде

объявлена благодарность генерального директора ЗАО «Омега»

(вид поощрения (объявить благодарность, наградить ценным подарком или почетной грамотой, выдать премию и др.))

Основание: представление начальника производственного отдела № 2 от 10.10.2008, ходатайство главного инженера от 13.10.2008.

жесткая композиция текста (Номер документа, Кто - должность - подразделение - мотив награждения - вид поощрения - основание); 2) использование языковых формул для институционального общения (объявить благодарность, достижение высоких показателей в труде, добросовестное исполнение, ходатайствовать, представить к...); 3) точное обозначение отправителя и получателя, наличие подписи и печати отправителя (Алексеев Борис Васильевич, генеральный директор ЗАО «Омега»).

Для определения современного понимания поощрения в России (осень-зима 2011-2012) был проведен опрос информантов (работающие мужчины и женщины в возрасте от 20 до 60 лет), которым было предложено написать короткое сочинение на тему «Когда я думаю о поощрении, я представляю себе...». Приведем типичные короткие сочинения.

.Это присвоение более высокого воинского звания за особые заслуги. Все собираются в актовом зале, вручаются грамоты, благодар-

ственные письма, звездочки, цветы в присутствии всего коллектива.

...В торжественно-официальной обстановке вручаются ценные подарки, цветы, произносятся поздравительные и благодарственные речи, все нарядно одеты, довольны, улыбаются.

.пережитки прошлого, когда-то я испытывал гордость и радость за полученную грамоту, не говоря о ценном подарке.

.получение денежного вознаграждения или ценного подарка.

...премия, вознаграждение за деятельность, похвала на собрании. Очень приятно, когда твой менеджер выделил тебя и заметил твои старания.

В ответах всех респондентов назывались премия, часто речь шла о торжественности, публичности и радости. Таким образом, поощрение ассоциируется с деньгами, похвалой, материальными подарками. Высказаны некоторые скептические отношения к поощрению, некоторые респонденты оценили его как

нечто неактуальное в современном обществе. Интересно, что практически все респонденты упомянули материальное вознаграждение. Идея материальной благодарности за выполненную деятельность является суппозицией по отношению к жанру «поощрение».

Мы разделяем мнение В. И. Карасика [8] и считаем, что «произошло смещение базовых ценностей: перенос центра тяжести с коллективных ценностей на индивидуальные», а также переход на рыночную экономику, преобладание капиталистического уклада жизни привел к тому, что материальные ценности стали более значимым и ценным поощрением.

Основные жанровые признаки, отличающие поощрение от других жанров официально-деловой речи, проявляются в следующих: 1) протокольность, 2) публичность, 3) положительное оценивание, 4) фатика, 5) материальное подкрепление, 6) торжественность, 7) нисходящая направленность.

На этом основании мы можем определить поощрение, как торжественное вынесение положительной оценки действиям подчиненных в присутствии всего коллектива с обязательным соблюдением процедур документирования.

Проведенный анализ позволяет выделить основные функции поощрения: инспиративная, эпидейктическая, оценивающая, управляющая.

Инспиративная функция (по Е. И. Шей-гал [11]) заключается в воодушевлении подчиненных на добросовестную и качественную деятельность и провозглашении традиционных институциональных ценностей. Это должно подвигнуть подчиненных к более качественной работе, продемонстрировать, что хорошо выполненная работа будет замечена и оценена по заслугам, вселить уверенность в том, что подчиненный - это ценность компании.

Оценивающая функция поощрения заключается в положительном оценивании вышестоящим лицом действий нижестоящего. Как правило, поощрение объявляется публично в торжественной обстановке и обязательно фиксируется в письменной форме на основании ходатайств или представлений.

Эпидейктическая функция заключается в создании определенного эмоционального настроя, определенного настроения, чувства удовольствия, наслаждения, гордости, радости, она направлена на удовлетворение потребностей принадлежности и социального взаимодействия, уважения и признания со стороны окружающих, не связанных непосредственно с

оплатой труда. К ним относятся видимые публичные вознаграждения: «витрина успехов», доска почета, «терапия образом», «легенды компании», «Вы - наша гордость», «лицо компании», конкурсы профессионального мастерства, вознаграждения, связанные с изменением рабочего места, подарки, сувениры, общефирменные мероприятия и др.

Управляющая функция проявляется в дис-циплинировании подчиненных. Для административного дискурса, как и для любого властного институционального дискурса, характерно оценивание деятельности тех, кто относится к тому или иному институту, посредством положительной или отрицательной оценки происходит управление, поощрение это положительно-окрашенная категория, которой противопоставляется порицание. Поощрение и порицание - это методы воспитания и управления персоналом, меры проявления дисциплинарной власти. Поощрение выполняет функцию «вечного двигателя», так как повышает удовлетворенность трудом, стимулирует других на повышение результатов.

Резюмируем. В административном дискурсе реализуется один из значимых жанров управления - поощрение. Административный дискурс как сфера реализации данного жанра накладывает свой отпечаток на текстовую реализацию жанра поощрение. Основные жанровые признаки, отличающие поощрение от других жанров проявляются в следующих: 1) протокольность, 2) публичность, 3) положительное оценивание, 4) фатика, 5) материальное подкрепление, 6) торжественность, 7) нисходящая направленность.

Мы относим данный жанр к эпидейктиче-скому типу, так как поощрение необходимо для создания эмоционально-положительного фона, сопровождающегося радостью, гордостью, удовлетворением, наслаждением. Под эпидейктическим жанром мы понимаем совокупность жанров, направленных на создание у адресата определенного эмоционального состояния, определенного настроения - чувства удовольствия, наслаждения, гордости, радости или, напротив, чувства гнева, презрения, негодования, направленных на управление коллективом. К ним мы можем отнести жанры «поощрение», «порицание», «поздравление», «похвала», «выговор», которые являются перспективой развития нашего исследования.

Список литературы

1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. М., 2009. 448 с.

2. Атаманчук, Г. В. Управление: сущность, ценность, эффективность : учеб. пособие для вузов. М., 2006. 544 с.

3. Бабынина, Л. С. Системы оплаты тру-

да: компенсационный пакет персонала - назначение, состав, оптимизация [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.imicor.ru/index.

php?option=com_content&task=view&id=115&I temid=271.

4. Большой толковый словарь русского языка / РАН, Ин-т лингвист. исслед. гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2001. 1538 с.

5. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 3. М., 1994. 555 с.

6. Евтушенко, О. А. Административный дискурс: институциональные характеристики // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. Сер. Филол. науки. 2011. № 5 (59). С. 11-15.

7 Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка : в 3 т. Ок. 160 000 сл. Т. 2. М., 2006. 445 с.

8. Карасик, В. И. Эмблематический концепт «благополучие» // Полит. лингвистика. 2010. Вып. 3 (33). С. 34-41.

9. Кодекс законов о труде Российской

Федерации (КЗоТ) от 29.01.12 [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.mnogozakonov.ru/

laws/24/.

10. Словарь синонимов в русском языке /

З. Е. Александрова. 4-е изд. М., 1975. 568 с.

11. Шейгал, Е. И. Инаугурационное обращение как жанр политического дискурса // Жанры речи - 3. Саратов, 2002. С. 205-214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.