юлия А. королева
типы социально-психологической компетентности Подростков с ограниченными возможностями здоровья: от адаптивности до дезадаптивности российский психологический журнал, 20(4), 2023
КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ
Научная статья УДК 159.922.76 https://doi.org/10.21702/rpj.2023.4.14
Типы социально-психологической компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья: от адаптивности до дезадаптивности
Юлия А. Королева
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Российская Федерация
koroleva-y@yandex.ru
Аннотация
Введение. В условиях современного цифрового общества актуальны исследования социально-психологической компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Социально-психологическая компетентность определяет вариативную способность личности к адаптации в межличностном взаимодействии. Новизна работы заключается в разработке типологии социально-психологической компетентности подростков с ОВЗ с учетом свойств и степени их адаптивности. Методы. В качестве респондентов (п = 294) были привлечены подростки с легкой умственной отсталостью (п = 84), подростки с нарушениями зрения (слабовидящие) (п = 70) и подростки с нарушением слуха (слабослышащие) (п = 60). В контрольную группу вошли подростки с нормативным развитием (п = 80). Изучаемые параметры социально-психологической компетентности - направления и типы реакций в фрустрирующей ситуации, самооценка и уровень притязаний, типы поведения, социальная заинтересованность и другие - оценивались методом экспертных оценок и проективным методом. Для статистической обработки данных были применены методы факторного и кластерного анализа. Результаты. На основе математико-статистической обработки результатов эмпирического исследования была создана типология социально-психологической компетентности подростков с учетом характеристик адаптивности-дезадаптивности личности. Предложенная типология включает четыре различных типа компетентности: (1) адаптивный тип,
юлия А. королева
типы социально-психологической компетентности Подростков с ограниченными возможностями здоровья:
от адаптивности до дезадаптивности российский психологический журнал, 20(4), 2023 КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ
(2) частично адаптивный, (3) частично дезадаптивный и (4) дезадаптивный тип. Обсуждение результатов. В результате проведенного исследования доказано, что группы подростков с ОВЗ являются разнородными по степени адаптивности-дезадаптивности, по наличию и выраженности личностных ресурсов, а характеристики социально-психологической компетентности подростков этих групп во многом определяются потенциальной сохранностью интеллектуальной сферы при сенсорных нарушениях и интеллектуальной ослабленностью при умственной отсталости.
Ключевые слова
социально-психологическая компетентность, адаптивность-дезадаптивность, подростки с ограниченными возможностями здоровья
Для цитирования
Королева, Ю. А. (2023). Типы социально-психологической компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья: от адаптивности до дезадаптивности. Российский психологический журнал, 20(4), 241-256. ИИрБ://Со1. огд/10.21702/гр].2023.4.14
Введение
Процессы модернизации, охватывающие социальную действительность современного общества и протекающие во всех его сферах, актуализируют требования к процессу и результату взаимодействия личности с социальной средой. Значимые изменения, возникающие при взаимодействии человека с внешним миром, неминуемо приводят к состоянию неустойчивости, запускающему процессы приспособления и изменения параметров системы.
Для современных детей и подростков процесс адаптации к социальному миру отягощен условиями цифрового общества, что актуализирует потребность в изучении коммуникативных особенностей подрастающего поколения на современном этапе. Интенсификация общения при его смещении в сторону виртуального, ограничение реального общения в связи с вытеснением другими видами деятельности (в том числе в сети Интернет) приводит к недостаточности социального опыта и возникновению его специфики, ослабляя способность личности к социальному взаимодействию -социально-психологической компетентности (СПК).
Интерес к изучению СПК личности обусловлен значимостью этого конструкта для взаимодействия с социальным миром, для процесса интеграции личности в социальную систему. Социально-психологическая компетентность, в том числе ее эмоциональная составляющая, способствует позитивному отношению к себе,
юлия А. Королева
Типы социально-психологической компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья: от адаптивности до дезадаптивности российский психологический журнал, 20(4), 2023
КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ
уменьшению тревожности, повышению адаптации к школе и к социуму в целом, как отмечается в зарубежных исследованиях (Corcoran, Cheung, Kim & Xie, 2017; Mella et al., 2021).
Устойчивый интерес к изучению феномена СПК сохраняется более шестидесяти лет, однако отсутствует идентичность во взглядах авторов на сущность и структуру этого феномена. Несмотря на отсутствие идентичности, обнаруживается схожесть в общей направленности СПК - на эффективность социального или межличностного взаимодействия (Квитчастый, 2012; Коблянская, 1995; Минкина, 2005). Это позволяет рассматривать СПК как способность, обеспечивающую личности возможность адаптироваться, гибко менять свое поведение, реализовывать себя в обществе, т. е. характеризует адаптивность.
В зарубежной психологии в качестве понятия, включающего способность личности осуществлять взаимодействие с другими людьми, чаще используется понятие «социальная компетентность». F. Hellmann (1963) рассматривал данный феномен через призму идей релятивистского подхода, подчёркивающего постоянную изменчивость действительности и отрицание относительной устойчивости вещей и явлений.
Определение социальной компетентности J. Bowlby, интерпретирующего данный феномен как «позитивное чувство самоэффективности в достижении социально значимых целей» (1973, с. 82), позволило последователям выстраивать свои исследования с учетом вариативности этих целей и предметных областей: учитывалось и ощущение достаточного комфорта в социальных ситуациях, развитие и сохранение хороших отношений с другими людьми (Semrud-Clikeman, 2007; Zimmer, Ullrich & Ullrich de Muynk, 1978). Социально-психологическая или социальная компетентность включает сложный комплекс социальных навыков, предполагающих способность оценивать перспективы, понимать социальную среду, инициировать позитивные социальные взаимодействия (Milligan, Phillips & Morgan, 2016).
В отечественной психологии проблема СПК широко представлена в рамках системного подхода, в котором, как правило, рассматривается триадичная модель когнитивных, эмоциональных (или экспрессивных) и поведенческих (или интерактивных) характеристик (Коблянская, 1995; Королева, 2008).
В настоящем исследовании в качестве структуры СПК был взят представленный в работах автора (Королева, 2008) триадичный вариант структуры феномена, обрамленный личностно-ресурсной организацией и связанный с адаптивностью личности.
Понятие адаптивности трактуется исследователями весьма разнообразно: и как способность к внутренней самоорганизации, и как результат деятельности, и как изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями, но чаще -как врожденная или приобретенная способность приспособления ко всему многообразию жизни в любых условиях (Михайлова, 2012; Налчаджян, 1988).
юлия А. Королева
Типы социально-психологической компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья:
от адаптивности до дезадаптивности российский психологический журнал, 20(4), 2023 КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ
Социально-психологическая адаптивность интерпретируется как способность личности к адаптации в межличностном взаимодействии, выполнению социальных ролей, а дезадаптивность предполагает снижение способности к адаптации, характеризующееся возможными трудностями приспособления человека к социальному окружению.
На социально-психологическом уровне диада «адаптивность-дезадаптивность» определяет вариативную способность к адаптации в межличностном взаимодействии. Используя специфические модели социально-психологической компетентности, основанные на диадных характеристиках «адаптивности-дезадапивности», представляется возможность определять и прогнозировать успешность адаптации личности в разных условиях и на разных этапах развития.
Важнейшими факторами, снижающими качество адаптивности личности в социуме, являются условия ненормативного развития личности, которые во многом определяют дефицит или же полноценность социальных навыков человека.
Согласно современным исследованиям, оценка СПК у лиц с ОВЗ может осуществляться еще на этапе дошкольного детства. Так, Кипепкоуа А. (2020), выделяя в структуре СПК социально-мотивационный, социально-когнитивный, социально-деятельностный, социально-личностный компоненты, отмечает, что уже у дошкольника с нарушением интеллекта должны быть знания о себе и социально значимых явлениях, представления о сверстниках и родственниках. Однако достижение СПК сопряжено с определенным уровнем зрелости личности, развитием ее самосознания, что обращает наше внимание на подростковый этап, который по праву считается сензитивным для развития личностных конструктов.
Отечественные образовательные стандарты и адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ предусматривают не только формирование у них системы знаний и навыков, но и социальную компетентность в целом (Борисова, 2018), необходимую для успешного социального взаимодействия.
Анализ специфических вторичных и третичных симптомов в структуре дефекта при разных нарушениях в развитии позволяет обнаруживать общие характеристики, нарушающие социальное и межличностное взаимодействие личности (Бойков, 2005; Выготский, 1983; Коробейников, 2002; Маллаев, Омарова, Бажукова, 2009).
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка типологии социально-психологической компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья, позволяющей детерминировать и прогнозировать успешность их социальной адаптации.
Методы
Для проверки данных предположений мы провели исследование с участием четырех групп подростков 12-15 лет (п = 294):
юлия А. Королева
Типы социально-психологической компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья: от адаптивности до дезадаптивности российский психологический журнал, 20(4), 2023
КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ
• Все испытуемые экспериментальной группы 1 имеют легкую умственную отсталость и обучаются по 1 варианту адаптированной образовательной программы (п = 84);
• Экспериментальная группа 2 состояла из слабовидящих подростков (п = 70);
• Экспериментальная группа 3 состояла из слабослышащих подростков (п = 60);
• Контрольную группу составили подростки с нормативным развитием (п = 80).
Все испытуемые экспериментальных групп обучаются в условиях специальных коррекционных школ, зачастую интернатного типа, однако проживают в семьях. Группы гомогенны по полу и схожи по социальным характеристикам. С учетом психологических особенностей респондентов экспериментальных групп (инфантильности, недостаточной рефлексивности, снижением критичности и др.) большинство используемых методик относится к методу экспертных оценок. Исключение составили «Тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга» и «Символические задания на выявление «Социального Я»», в основе которых -проективный метод. Используемые методики представлены в таблице 1.
Для разработки типологии СПК потребовалось проведение ряда стандартных математико-статистических процедур с эмпирическими данными с применением факторного и кластерного анализа.
Результаты
С целью осуществления обобщения и сокращения большого количества эмпирических данных была выполнена процедура их факторизации методом принципиальных компонент с Варимакс-вращением, что позволило редуцировать методики, параметры которых не вошли в факторы ни в одной из групп. Таким образом, мы получили 24 параметра (вместо 45), которые были распределены по основным компонентам СПК и представлены в табл. 1.
В связи с разноразмерными величинами потребовалась стандартизация данных, после которой был осуществлен их анализ методом к-средних, позволивший путем разделения наблюдений (из пространства №) разбить их на 4 кластера -типы СПК. В качестве меры близости использовалось Евклидово расстояние. Достоверные различия между типами обнаружились по всем параметрам, кроме 6, 13, 14. Результаты межгрупповых и внутригрупповых дисперсий признаков при кластеризации представлены в табл. 2.
юлия А. Королева
Типы социально-психологической компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья:
от адаптивности до дезадаптивности российский психологический журнал, 20(4), 2023 КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ
Таблица 1
Компоненты и параметры СПК подростков
Название
компонентов Изучаемые параметры Методики
СПК
Социально-психологическая
Когнитивно-
Когнитивно-эмоциональная компетентность подростка эмоцио- ... .... ..
компетентность (Королева, 2018; Королева
нальныи 2022)
Эмоционально-регулятивная Социально-психологическая компетентность компетентность подростка
Шкала социальной
,_, компетентности А.М.
Произвольность ,_,
Прихожан (Прихожан и
Толстых, 2005)
Направления реакций в Эмоцио фрустрирующей ситуации:
нально-
регулятивный экстрапунитивные,
интрапунитивные, импунитивные
Типы реакций в фрустрирующей ситуации: препятственно-доминантные,
Тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга (Дерманова, 2002)
самозащитные,
необходимо-упорствующие
юлия А. Королева
Типы социально-психологической компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья: от адаптивности до дезадаптивности российский психологический журнал, 20(4), 2023
КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ
Название
компонентов Изучаемые параметры Методики
СПК
Инструментально-операциональная компетентность Социально-психологическая компетентность подростка
Конформный тип поведения
Протестный тип поведения
Инструмен-
тально-операцио- Гиперактивный тип поведения Опросник М.Э. Вайнер (Вайнер, 2004)
нальный Демонстративный тип поведения
Социальная дезориентация
Агрессивный тип поведения
Шкала социальной
Развитие общения компетентности А.М. Прихожан
Самооценка Методика диагностики
самооценки Дембо-
Уровень притязаний Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан
Ценность «Я» Символические задания на
выявление «Социального
Личностно- ресурсная организация Социальная заинтересованность Я» по Б.Лонгу, Р.Зиллеру, Хендерсону(Кикина и Овсянникова, 2007)
Уверенность в себе Шкала социальной компетентности А.М.
Самостоятельная активность Прихожан
Личностно-ресурсная Социально-психологическая
организация СПК компетентность подростка
юлия А. Королева
Типы социально-психологической компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья:
от адаптивности до дезадаптивности российский психологический журнал, 20(4), 2023 КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ
Таблица 2
Результаты анализа межгрупповых и внутригрупповых дисперсий признаков при кластеризации
Экстра-пунитивная направленность реакций
26,1157
266,8843 290 9,4592 0,000006
Интропу-нитивная направленность реакций
11,0775
281,9225
290
3,7983
0,010713
-е-
тз
Импу-нитивная направленность реакций
55,0620
237,9380 290 22,3700 0,000000
Фиксация на препят-
29,2238
263,7762 290 10,7097 0,000001
О
"О
о
Фиксация на самозащите
25,4612
267,5388 290
9,1996
0,000008
Фиксация на удовлетворении потребности
3,7361
289,2639 290 1,2486 0,292365
1
3
2
3
3
3
4
3
ствии
5
3
6
3
юлия А. Королева
Типы социально-психологической компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья: от адаптивности до дезадаптивности российский психологический журнал, 20(4), 2023
КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ
№ п/п
Параметры
Межгрупповая сумма квад-ратов1
Степ своб. межгр.
Внутри-
груп- Степ
повая своб.
сумма внут.
квад- гр.
ратов
Методики
Самооценка
91,2224
201,7776
290 43,7024 0,000000
2 О
о с
о
Уровень притязаний
61,1452
231,8548
290
25,4931 0,000000
2 о
0
1
"О
о
Е ^
Социальная заинтересованность
4,7175
288,2825 290
1,5819
0,193876
о
10
Ценность «Я»
6,5158
286,4842 290 2,1986 0,088365
Уверен-11 ность в себе
153,7799
139,2201 290 106,776 0,000000
о о с
Само-12 стоятель-ность
155,1381
137,8619 290 108,780 0,000000
13
Произвольность
133,4212
159,5788 290 80,8215 0,000000
14
Развитие общения
164,4750
128,5250 290 123,705 0,000000
р
р
7
3
8
3
9
3
3
3
3
3
3
юлия А. Королева
Типы социально-психологической компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья:
от адаптивности до дезадаптивности российский психологический журнал, 20(4), 2023 КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ
№ п/п
Параметры
Межгрупповая сумма квадратов1
Степ своб. межгр.
Внутри-групповая сумма квадратов
Степ своб. внут. гр.
Методики
Конформ-15 ныйтип
поведения
50,8786
242,1214 290 20,3132 0,000000
16 Протестное 206,7419 3 86,2581 290 231,689 0,000000
поведение
Гиперак-
17 тивный тип 174,2626 3 118,7374 290 141,870 0,000000
поведения
Демон-
18 стратив- 130,5143 3 162,4857 290 77,6461 0,000000
ный тип
поведения
Социальная
19 дезориен- 154,9075 3 138,0925 290 108,437 0,000000
тация
Агрес-
20 сивный тип 144,7434 3 148,2566 290 94,376 0,000000
поведения
Когни-
тивно-
21 эмоцио- 109,0596 3 183,9404 290 57,3144 0,000000
нальная
компетент-
ность
Эмоцио-
нально-
22 регуля- 124,9579 3 168,0421 290 71,8823 0,000000
тивная
компетент-
ность
Инстру-
ментально-
23 операцио- 113,9780 3 179,0220 290 61,5448 0,000000
нальная
компетент-
ность
Личностно-
24 ресурсная 104,7154 3 188,2846 290 53,7616 0,000000
компетент-
ность
О
В
О о с
о
Примечание. 1 - в таблице выделены достоверные различия.
р
р
3
юлия А. королева
типы социально-психологической компетентности Подростков с ограниченными возможностями здоровья: от адаптивности до дезадаптивности российский психологический журнал, 20(4), 2023
КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ
Обсуждение результатов
На рисунке 1 представлены типы СПК подростков.
Рисунок 1
Типы социально-психологической компетентности подростков
Адаптивный тип СПК
Первый тип отличается высоким уровнем произвольности и гармоничным (относительно равномерной представленностью типов и направлений реакций) профилем реагирования в фрустрирующей ситуации. Негативные типы поведения (гиперактивное, демонстративное, агрессивное, протестное и социальная дезориентация) не характерны подросткам с этим типом СПК.
Личностно-ресурсная организация СПК отличается высокими показателями самооценки, притязаний и уверенности в себе. В процессе взаимодействия подросток способен проявлять самостоятельную активность, брать ответственность за себя. У подростков с этим типом поведения обнаруживается наиболее высокий социальный интерес и признание ценности «Я». Это наиболее успешные подростки в межличностном взаимодействии, отличающиеся прочными ресурсами, гарантирующими им успешную адаптацию.
Данный тип, характеризующийся наибольшей зрелостью СПК и балансом между компонентами, получил название адаптивный и обнаружился у 98 подростков, среди которых 35 - с нормативным развитием, 31 - с нарушением слуха, 18 - с нарушениями зрения и 14 - с умственной отсталостью. Наличие в этой группе подростков с умственной отсталостью объясняется вероятнее всего качеством отношений с их социальным окружением, характерными признаками социальной
юлия А. королева
Типы социально-психологической компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья:
от адаптивности до дезадаптивности российский психологический журнал, 20(4), 2023 КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ
ресурсной среды, которая может выполнять компенсаторную функцию. Анализ социального анамнеза этих подростков показывает, что большинство из них воспитывается в полных семьях с относительно благополучным психологическим климатом, то есть агентами адаптивности являются близкие взрослые.
Частично адаптивный тип СПК
Второй тип характеризуется готовностью признавать фрустрирующую ситуацию как малозначительную и проходящую с течением времени. Подростки в целом успешны в общении, достаточно самостоятельны и способны управлять своим поведением в межличностном взаимодействии. Однако у них обнаруживается личностно-ресурсный дефицит, выражающийся в низких показателях самооценки и уровня притязаний. Им характерна определенная впечатлительность и незащищенность. Активные негативные типы поведения (гиперактивное, агрессивное, протестное) им не характерны, но могут обнаруживаться тенденции к демонстративным действиям.
Данный тип, обозначенный как частично адаптивный, обнаружился у 64 подростков, среди которых 31 - с нормативным развитием, 24 - с нарушениями зрения. А вот подросткам двух других групп данный тип не характерен, хотя и встречается у небольшого числа респондентов с умственной отсталостью (п = 5), и с нарушением слуха (п = 4).
Определенная доля подростков с умственной отсталостью среди представителей первого и второго типов может также объясняться не идентичностью качества СПК с качеством компетентности подростков других групп, а спецификой оценки большинства параметров экспертами, которые ориентировались при выставлении баллов не на возрастные, а на групповые нормы. Понятно, что группа умственно отсталых весьма неоднородна и среди них можно обнаружить относительно адаптивных и успешных в межличностном взаимодействии, на фоне других, отличающихся признаками явной дезадаптации. Дети с ОВЗ имеют сниженные способности к адаптации, однако даже при недостаточности компетентности в этой области, группа этих лиц, во-первых, отличается неоднородностью (Коробейников, Бабкина, 2021) со значительным разбросом данных по степени адаптивности-дезадаптивности, во-вторых, у них непременно будут обнаруживаться сохранные или относительно сохранные свойства (Коробейников, 2002; Королева, 2022), составляющие ресурс адаптивности.
Частично дезадаптивный тип СПК
Третий тип СПК отличается наиболее высокими показателями эгозащитных реакций, которые характеризуют низкую фрустрационную толерантность, слабость личности, потребность в защите. Подросткам данного типа свойственна инструментально-операциональная незрелость СПК, выражающаяся в трудностях владения доступными невербальными средствами общения, недостаточно
юлия А. Королева
Типы социально-психологической компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья: от адаптивности до дезадаптивности российский психологический журнал, 20(4), 2023
КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ
развитой способностью инициировать общение, в ограничении способности решать конфликтную ситуацию со сверстниками, предвидеть последствия своего поведения. Наиболее выраженной тенденцией этого типа является высокий уровень конформного поведения, свидетельствующий, с одной стороны, о стремлении к беспрекословному следованию инструкциям, что может иметь весьма позитивную окраску, но, с другой стороны, говорит и о неуверенности в себе, свойственной пассивности, избегании коллективных игр и заданий. Личностно-ресурсная организация СПК представляет собой область дефицита: уровень уверенности в себе и самостоятельной активности достаточно низкий.
Данный тип, обозначенный как частично дезадаптивный, достаточно характерен подросткам и обнаружился у 69 респондентов, среди которых преобладают подростки с умственной отсталостью (п = 34) и с нарушениями зрения (п = 26). Менее всего данный тип характерен подросткам с нарушением слуха (п = 5) и респондентам с нормативным развитием (п = 4).
Дезадаптивный тип СПК
Для подростков четвертого типа СПК фрустрация становится условием особого отношения к социальной реальности, в которой субъекту не предоставляется возможность для реализации внутренних потребностей, т.е. препятствие имеет особую значимость вне зависимости от того, негативно или позитивно оно расценивается. Все это сопровождается активизацией негативных типов поведения (гиперактивного, демонстративного, агрессивного, протестного и социальной дезориентации) и низким уровнем конформизма. При этом уровень самооценки и уверенности в себе достаточно высок, может наблюдаться тенденция к проявлению самостоятельной активности, однако зачастую негативного характера. Подростки затрудняются контролировать речь и эмоции в ситуациях взаимодействия, регулировать свою деятельность, соблюдать нормы и правила в процессе общения, отличаются незрелостью личностных ресурсов, выраженной дезадаптивностью.
Данный тип, обозначенный как дезадаптивный, обнаружился у 63 респондентов, среди которых преобладают подростки с умственной отсталостью (п = 32), реже встречается среди подростков с нарушением слуха (п = 19) и с нормативным развитием (п = 10). Менее всего данный тип характерен респондентам с нарушениями зрения (п = 3).
При наличии общих проявлений дезадаптивного поведения, его генезис у подростков с умственной отсталостью и подростков других групп различен. Большинство симптомов (трудности контроля речи, эмоций и поведения и т. д.) при умственной отсталости являются следствием первичного дефекта, а при сенсорной недостаточности и нормативном развитии эти недостатки скорее социально обусловлены.
Дефицит социальных навыков, характерный подросткам с дезадаптивным типом СПК, отражается на всех уровнях их социального взаимодействия и может «негативно
юлия А. королева
Типы социально-психологической компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья:
от адаптивности до дезадаптивности российский психологический журнал, 20(4), 2023 КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ
сказаться на нескольких важных областях, включая академическую успеваемость, межличностные отношения, поведение, психическое здоровье и результаты взрослой жизни», что отмечается в зарубежных исследованиях (Б11уе1га-7а1С1уага, 01егк1 & 01егБк, 2021, с.341).
Таким образом, подростки с социально-психологической компетентностью дезадаптивного и частично-дезадаптивного типов СПК нуждаются в адресном психолого-педагогическом сопровождении, направленном на развитие их социальных навыков, для достижения приемлемого уровня социальной адаптации.
Выводы
Теоретико-эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:
• Социально-психологическая компетентность как способность личности к межличностному взаимодействию определяет вариативность ее адаптации в социуме;
• Развитие социальных навыков современных подростков с ОВЗ ослабляется как специфическими условиями их взросления в цифровом обществе, так и условиями ненормативного развития личности, что актуализирует проблему управляемого развития их социально-психологической компетентности;
• Разработка типологии социально-психологической компетентности, основанной на диадных характеристиках «адаптивности-дезадапивности», позволяет в зависимости от отнесенности к одному из четырех типов детерминировать и прогнозировать успешность социальной адаптации подростков с ОВЗ;
• И подростки с ОВЗ, и подростки с нормативным развитием могут относиться к категории высоко адаптивных и дезадаптивных, что подтверждает значительную разнородность характеристик социально-психологической компетентности внутри каждой группы и определяется как социальными факторами, так и уровнем интеллектуального развития личности;
• Адаптивные типы СПК, характерные преимущественно подросткам с сенсорной недостаточностью и подросткам с нормативным развитием, позволяют гибко действовать в ситуациях общения, менять свое поведение при его неэффективности, контролировать себя и глубоко осознавать, адекватно оценивать свои возможности;
• Неадаптивные типы СПК более всего присущие подросткам с умственной отсталостью, характеризуются неравномерным развитием признаков, явным дефицитом внутренних и внешних ресурсов, наличием неконструктивных типов взаимодействия.
Результаты настоящего исследования могут быть использованы при разработке и реализации индивидуальных коррекционных программ развития социально-
юлия А. Королева
Типы социально-психологической компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья: от адаптивности до дезадаптивности российский психологический журнал, 20(4), 2023
КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ
психологической компетентности подростков с ОВЗ, для выстраивания системы их управляемого сопровождения в процессе обучения и воспитания.
Литература
Бойков, Д. И. (2005). Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности. КАРО.
Борисова, Е. Ю. (2018). Развитие социальной компетенции и социальная адаптация младших школьников с интеллектуальными нарушениями в разных условиях обучения. Международный исследовательский журнал, 12(78), 149-153. 1пНрз://с1о1. ота/10.23670/!^.2018.78.12.067
Вайнер, М. Э. (2004). Игровые технологии коррекции поведения у дошкольников: учебное пособие. Педагогическое общество России.
Выготский, Л. С. (1983) Основы дефектологии. Т.А. Власова (ред.). Педагогика.
Квитчастый, А. В. (2012). Особенности социально-психологической компетентности субъектов разного уровня образования (кандидатская диссертация). Московский городской психолого-педагогический университет.
Кикина, М. И., Овсянникова, Е. Е. (2007). Психолого-педагогическая диагностика изменений уровней личностных качеств школьников, изучающих предмет «Самопознание»: методические рекомендации. Усть-Каменогорск.
Коблянская, Е. В. (1995). Психологические аспекты социальной компетентности (кандидатская диссертация). Санкт-Петербургский государственный университет.
Коробейников, И. А. (2002). Нарушения развития и социальная адаптация. ПЕРСЭ.
Коробейников, И. А., Бабкина, Н. В. (2021). Ребенок с ограниченными возможностями здоровья: прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде. Клиническая и специальная психология, 10(2), 239-252. https://Coi.org/10.17759/cpse.2021100213
Королева, Ю. А. (2022). Личностные ресурсы социально-психологической компетентности подростков с нарушениями в развитии. МЦИТО.
Королева, Ю. А. (2008). Особенности социально-психологической компетентности младших школьников с задержкой психического развития (в условиях школы-интерната) (кандидатская диссертация). Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
Королева, Ю. А. (2018). Экспертная оценка социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии. Российский психологический журнал, 15(4), 8-29. https://Coi.Org/10.21702/rpj.2018.4.1
Маллаев, Д. М., Омарова, П. О., Бажукова, О. А. (2009). Психология общения и поведения умственно отсталого школьника: монография. Речь.
Минкина, О. В. (2005). Формирование социально-психологической компетентности будущих специалистов социальной работы (кандидатская диссертация). СевероКавказский государственный технический университет.
Михайлова, Ю. Н. (2012). Формирование адаптивности студентов гуманитарных вузов к социально-педагогической деятельности (кандидатская диссертация). Московский городской психолого-педагогический университет.
Налчаджян, А. А. (1988). Социально-психологическая адаптация личности. Издательство АН АрмССР.
Прихожан, А. М., Толстых Н. Н., (2005). Психология сиротства. Питер.
Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В. Тарабриной). Диагностика эмоционально-нравственного развития. И.Б. Дерманова (ред.), (2002).
юлия А. королева
Типы социально-психологической компетентности подростков с ограниченными возможностями здоровья:
от адаптивности до дезадаптивности российский психологический журнал, 20(4), 2023 КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ
СПб: Речь.
Bowlby, J. (1973). Attachment and Loss: Separation, Anxiety and Anger. Basic Books. Corcoran, R. P., Cheung, A. C., Kim, E., and Xie, C. (2018). Effective universal school-based social and emotional learning programs for improving academic achievement: a systematic review and meta-analysis of 50 years of research. Educational Research Review, 25, 5672. https://doi.org/10.10167j.edurev.2017.12.001 Hellman, F. (1963). Competence or Incompetence. Answer or Question? American Journal of
Social Behavior, 24, 631-633. Kurienkova, A. (2020). Analysis of the work of special preschool education institutions on the formation of social competence of children with intellectual disabilities. Sciences of Europe, 51, 46-50.
Mella, N., Pansu, P., Batruch, A., Bressan, M., Bressoux, P., Brown, G, ... Michinov, E. (2021). Socio-Emotional Competencies and School Performance in Adolescence: What Role for School Adjustment? Frontiers in Psychology, 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.640661 Milligan, K., Phillips, M. & Morgan, A.S. (2016). Tailoring Social Competence Interventions for Children with Learning Disabilities. Journal of Child and Family Studies, 25, 856-869. https://doi.org/10.1007/s10826-015-0278-4 Semrud-Clikeman, M. (2007). Social Competence in Children. Springer Science Business Media. Silveira-Zaldivara, T., Ozerki, G., & Ozersk, K. (2021). Development of social skills and social competence in children with autism. International Electronic Journal of Primary Education, 13(3), 341-363. https://doi.org/10.26822/iejee.2021.195 Zimmer, D. Ullrich, R., Ullrich de Muynk, R. (1978). Die Entwicklung des Begriffes der Selbstsischerheit und sozialen Kompetenz in der Verhaltenstherapie. Soziale Kompetenz. Experimentelle Ergebnisse zum Assertiveness - Trainingsprogramm ATP. Band 1. München: Pfeiffer, 469-482.
Поступила в редакцию: 06.06.2023 Поступила после рецензирования: 21.08.2023 Принята к публикации: 07.09.2023
Информация об авторе
Королева Юлия Александровна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной психологии, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург, Российская Федерация; Web of Science Researcher ID6: AAX-8885-2021; РИНЦ Author ID: 650564; SPIN-код РИНЦ: 2598-3416; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003- 2919-5617; e-mail: koroleva-y@yandex.ru
Информация о конфликте интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов