УДК 332.1
Аламшоев Анис Курбониддинович
аспирант кафедры менеджмента в городском хозяйстве Санкт-Петербургского государственного экономического университета
ТИПЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ СО СТОЛИЧНЫМ ИНФРАСТРУКТУРНЫМ КОМПЛЕКСОМ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Аннотация:
В работе представлены результаты исследования комплексного характера региональной кластерной политики и ее связи с механизмом реализации политики столичных и пристоличных регионов. Особое внимание уделено развитию столичного инфраструктурного комплекса рационального водопользования, обеспечивающего удовлетворение соответствующих потребностей населения, реализацию столичных функций хозяйствующих субъектов и инфраструктуры. Обоснован матричный характер формирования единого пространства взаимодействия элементов хозяйственного механизма и типов региональной кластерной политики.
Ключевые слова:
региональная кластерная политики, типы региональной кластерной политики, механизм реализации региональной политики, столичный инфраструктурный комплекс водопользования, роль столичного инфраструктурного комплекса водопользования в реализации региональной кластерной политики.
Alamshoev Anis Kurboniddinovich
PhD student,
Municipal Services Management Department, Saint Petersburg State University of Economics
THE TYPES OF REGIONAL CLUSTER POLICY AND THEIR INTERRELATION WITH THE CAPITAL INFRASTRUCTURE COMPLEX OF WATER USE
Summary:
The article investigates the complex character of regional cluster policy and its relations with the mechanism of policy implementation in the capital city and near-capital regions. The special attention is paid to the development of the capital infrastructure complex of rational water using, meeting the requirements of the population, supporting the functions of the capital city, economic entities and infrastructure. The author justifies the matrix nature of formation of the united space for interaction of economic mechanism elements and types of regional cluster policy.
Keywords:
regional cluster policy, types of regional cluster policy, mechanism of regional policy implementation, capital infrastructure complex of water use, role of capital infrastructure complex of water use in realization of regional cluster policy.
На современном этапе экономического развития общепризнанной является необходимость эффективного перехода к формированию и развитию территориально-производственных кластеров - качественно новой формы организации региональной экономики [1; 2]. Она максимально учитывает социально-экономические особенности конкретного региона - его конкурентоспособность, межрегиональные связи, уровень развития инфраструктуры, науки и образования, кадровый потенциал и т. д.
В соответствии с существующими трактовками под кластерами понимают группы географически близко соседствующих хозяйствующих субъектов и связанных с ними институциональных структур и организаций, действующих в различных сферах и взаимодополняющих друг друга.
Под региональной кластерной политикой понимается совокупность механизмов и методов воздействия межгосударственных, федеральных и региональных органов власти, а также местного самоуправления, направленных на поддержку и развитие территориально-производственных кластеров с целью обеспечения максимального экономического роста как основы повышения качества жизни населения.
Реализация кластерной политики требует создания необходимых условий для формирования синергетических эффектов у компаний, входящих в кластерную сеть, а также единого си-нергетического эффекта самого кластера. Следует обратить особое внимание на возможность и опасность возникновения негативных синергетических эффектов, которые способны стать источником разрушительных действий при неправильной оценке ситуации или использовании необоснованных управленческих решений.
Формирование территориально-производственных кластеров связано с необходимостью удовлетворения инфраструктурным комплексом их потребностей посредством предоставления услуг различного рода - энергетических, логистических, сбора и утилизации отходов, благоустройства, продажи товаров и услуг и т. д. Особая роль принадлежит системе рационального водополь-
зования, которая в столицах и пристоличных регионах может принимать чрезвычайно территориально разветвленную и комплексную форму. Например, в столице Республики Таджикистан г. Душанбе она включает водопроводное хозяйство трубопроводных сетей (631 км), ирригационное хозяйство (свыше 50 км), водозащитные сооружения (дамбы, плотины, селеулавливатели и т. д. протяженностью 2100 км), канализационно-очистные сооружения, а также гидроэнергетические сооружения ГЭС на реках Варзоб и Кафирниган с общей установленной мощностью 500 тыс. кВт.
Поскольку территориально-производственные кластеры выступают как технологически, организационно, экономически и функционально сбалансированные системы, недостатки в работе инфраструктурных комплексов, обеспечивающих не только хозяйственную деятельность, но и социальные потребности населения, способны нарушить чрезвычайно точный и тонкий баланс деятельности кластеров и резко снизить устойчивость и эффективность их работы. Нередко такие ситуации выступают следствием ограничений развития инфраструктуры и кластеров на начальных этапах планирования, не рассчитанных на их динамичный и перспективный рост.
Региональная социально-экономическая политика в столицах и пристоличных регионах имеет ряд принципиальных особенностей, поскольку в них происходят многообразные системообразующие (или, наоборот, разрушительные) процессы, - возникают импульсы развития или торможения всей страны.
Вместе с тем функции столицы, точнее столичного города, следует понимать в достаточно широком плане [3]. Крайне сложно в общей системе формирования города отделить функции, ориентированные на создание необходимых условий для функционирования центральных органов власти и иных столичных учреждений, от аналогичной сферы деятельности других объектов, расположенных на территории города, которые также нуждаются в городских ресурсах, инфраструктурных и иных услугах. Важно отметить, что в подобных ситуациях нередко возникает острая конкуренция за ограниченные городские ресурсы, требующая обоснованного отбора их приоритетных потребителей.
Особенность столицы заключается в том, что в ней реализуется не единая столичная политика как некий конгломерат регионального развития, а определенный сбалансированный комплекс нескольких типов региональной политики, взаимодействующих с механизмом их реализации (рис. 1). Несмотря на качественное различие типов региональных политик, они реализуются общим механизмом, который позволяет гибко использовать самые различные рычаги, включая [4; 5]:
- институционально-экономическое обеспечение - систему нормативно-правовых актов и рычагов, затрагивающих систему экономических интересов различных слоев и групп населения;
- инновационно-инвестиционный механизм, обеспечивающий положительную динамику научно-технического и социально-экономического развития;
- пространственно-территориальные средства размещения, регламентирующие, в частности, размещение производственных сил и поселений;
- средства сдерживания и размещения, связанные с выполнением определенных нормативно-правовых требований;
- обеспечение отраслевого развития в рамках интересов региональных кластеров;
- развитие инфраструктурного комплекса, включая пространственно распределенную систему регионального водопользования.
Взаимодействие типов региональной кластерной политики и механизмов их реализации образует упорядоченное поле приложения усилий хозяйствующих субъектов, институциональных структур, органов власти и активности населения. Каждая строка матрицы характеризует особенности использования элементов механизма реализации, включая, в частности, комплекс рационального водопользования (позиция 6.1 на рисунке 1), а каждый столбец - определенный тип региональной политики, формируя матрицу от А1 до Е6а5.
Рассмотрим кратко основные типы региональной политики [6; 7]:
Развивающая (А) региональная политика предполагает прежде всего совершенствование организационно-экономического механизма на основе использования факторов интенсивной, интеллектуальной природы: повышения квалификационного уровня населения, его общей культуры; развития предприятий сферы услуг; повышения уровня благоустройства; формирования инвестиционной привлекательности; рационального освоения новых территорий с целью удовлетворения растущих потребностей и т. д.
Стимулирующая (Б) региональная политика использует необходимые мотивы, рычаги и стимулы - материально-технические, экономико-организационные, нормативно-правовые и другие виды ресурсов и средств для ускорения развития столичного региона путем создания новых рабочих мест, повышения уровня и качества жизни населения столичного региона, создания новых видов деятельности, экономических отношений, а также путем инфраструктурной и информационной подготовки территории.
■ дополнено автором
Рисунок 1 - Направления рационального водопользования в системе механизма реализации политики столичных и пристоличных регионов
Компенсирующая (В) региональная политика использует практически те же средства, что были перечислены ранее, для смягчения отрицательных последствий социального и экологического характера, с которыми сопряжена любая стадия развития. Это одна из форм перераспределения доходов для снижения ущерба от неравномерности регионального развития в виде дотаций, льгот, преференций. Важно сокращение доли экологических потерь на уровне столичного региона и территории республики на основе разработки и внедрения экологичных и малоотходных технологий в организациях и учреждениях столичного региона; сокращение степени неравномерности развития территорий столичного региона на основе качественной занятости населения, профессиональной переподготовки трудоспособного населения столичного и окраинных регионов.
Адаптирующая (Г) региональная политика, содействующая приспособлению более динамичных и управляемых компонентов регионального развития к инерционным процессам, менее управляемым и трудноустранимым. Она включает поэтапную адаптацию значительных масс населения столичного региона к повышению требований рационального использования жизненных ресурсов, привлечение научных учреждений, вузов, ссузов и прочих учебных учреждений к разработке научно-технических, инженерных, экономико-организационных и нормативно-правовых решений, связанных с развитием территории столичного региона.
По мнению автора, помимо рассмотренных в работе типов региональной политики [8; 9] необходимо также обратить внимание на следующие два типа:
Противодействующая (Д) региональная политика, использующая средства для борьбы с объективными тенденциями, ведущейся с разной степенью бескомпромиссности - от притормаживания до полного подавления: устранение антропогенных и природных загрязнений, ликвидация санитарно-гигиенической опасности, снижение уровня механической миграции, борьба с преступностью и теневой экономикой и т. д.
Нейтрализующая (Е) политика призвана нейтрализовать нежелательные экономико-социальные последствия в развитии столичного центра. Например, введение определенных льгот на коммунальные услуги, привлечение малообеспеченных граждан к участию в деятельности организаций и учреждений городского хозяйства с предоставлением им определенных льгот и т. д.
Все типы региональной политики имеют социально-экономические, научно-производственные, экономико-организационные, социально-психологические и нормативно-правовые рычаги регулирования, используемые в различной мере и в различных комбинациях. Их общая направленность ориентирована на развитие организационной целостности столицы и пристоличных регионов как единого целого, обеспечивающего формирование и реализацию позитивных синерге-тических эффектов различной природы.
Важными элементами механизма реализации политики столичных и пристоличных регионов являются формирование и развитие столичного инфраструктурного комплекса, который должен обеспечить первоочередные потребности жизнедеятельности населения. Особую роль играет развитие столичного инфраструктурного комплекса рационального водопользования (позиция 6.1 на рисунке 1), к которому могут быть отнесены водопроводная система (6а1), канализационно-очист-ные (6а2), водозащитные (баз), ирригационные (6а4) и гидроэнергетические сооружения (6а5).
Как показал анализ, к сожалению, данный набор компонентов столичного рационального водопользования характеризуется следующими отрицательными показателями:
1. В своей совокупности они не представляют собой технологически, организационно и экономически развитый и сопряженный комплекс, не имеют единой целевой функции развития.
2. Каждый из компонентов комплекса характеризуется существенным уровнем физического износа и морального старения.
3. Отсутствует единый координационный план развития на ближайшую и отдаленную перспективы с учетом динамики потребностей столичного центра и пристоличных регионов, возможных природных и техногенных угроз.
4. Уровень компетентности и надежности управления комплексом требует значительного повышения.
5. Несомненно, влияние всего комплекса рационального водопользования на положительную динамику функционирования всех типов региональной кластерной политики может быть значительно повышено.
Таким образом, социально-экономическую политику развития столичного центра и присто-личных регионов следует рассматривать как систему взаимодействующих типов региональных политик с четкими и дифференцированными элементами механизма их реализации, что значительно повышает адресность проводимых мероприятий, оценку их социально-экономической эффективности, а также требований к экономико-организационному механизму управления. Это необходимо для выявления и использования эффектов и процессов позитивной синергии и повышения инновационно-инвестиционной привлекательности столицы и пристоличных регионов.
Ссылки:
1. Бойматов А.А., Хомутова Л.Ф. Роль государства в формировании и осуществлении кластерной политики // Вестник Таджикского государственного университета коммерции. 2012. № 3. С. 31 -36.
2. Бухвальд Е.М. Инновационное развитие регионов: роль децентрализации полномочий // Пространственная экономика. 2013. № 1. C. 55-71.
3. Яськова Т.И. Столичный регион и пристоличное положение: соотношение понятий // Региональные исследования. 2008. № 3. С. 29-34.
4. Жирнель Е.В. Управление пространственным развитием региона (на примере Республики Карелия) [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление. 2007. № 1 (09). URL: http://region.mcnip.ru/mod-ules.php?name=News&file=article&sid=116 (дата обращения: 24.10.2013).
5. Каримова М.Т. Проблемы разработки региональной политики в Таджикистане // Вестник университета РТСУ. 2012. № 2 (37). С. 105-111.
6. Жирнель Е.В. Указ. соч.
7. Каримова М.Т. Указ. соч.
8. Жирнель Е.В. Указ. соч.
9. Каримова М.Т. Указ. соч.