НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ
И.Н. Поспелова, канд. с.-х. наук, доцент Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10435
Аннотация. В настоящее время возрастает актуальность проблемы управления конкурентоспособностью регионов. Практика наиболее развитых стран свидетельствует, что действенным механизмом повышения конкурентоспособности регионов является реализация кластерной политики. Необходимым этапом реализации кластерной политики является оценка потенциала кластеризации, согласно которой наиболее высоким потенциалом кластеризации среди обрабатывающих производств региона обладает кластерная группа «Производство молочных продуктов». Следовательно, в данных производствах целесообразна реализация кластерной политики на региональном уровне.
Ключевые слова: конкурентоспособность, регион, кластерная политика, оценка потенциала кластеризации, коэффициент локализации, коэффициент душевого производства, коэффициент специализации, кластерная группа, типы кластерной политики.
В настоящее время возрастает актуальность проблемы управления конкурентоспособностью регионов. При этом региональная конкуренция является важнейшим фактором, стимулирующим повышение эффективности национальной экономики. Как показывает практика наиболее развитых стан, действенным механизмом повышения их конкурентоспособности является реализация кластерной политики, включающая комплекс законодательных, административных, экономических и иных мероприятий, направленных на формирование и поддержку развития кластеров. Оценка потенциала кластеризации региона является необходимым этапом реализации кластерной политики. Потенциал кластеризации - это наличие конкурентных преимуществ отраслей, предприятий и инфраструктурных организаций, находящихся на территории региона, возможность объединения данных преимуществ и использования их для повышения его конкурентоспособности [1]. Отдельные региональные органы власти РФ заявляют о функционировании множества кластерных структур в регионе для привлечения дополнительных, в том числе, бюджетных средств. При этом структура кластеров формируется простым суммированием предприятий по формально декларируемой ими в органах статистики отраслевой принадлежности.
Очевидно, что поддержка такого рода кластеров будет нецелесообразна, а желаемый эффект для экономики региона не будет достигнут. Поэтому государству необходимо выявлять кластерные структуры, прогнозировать их развитие на основе широко используемых научных методов. В отечественной практике для оценки потенциала кластеризации региона часто используется методика предложенная М.В. Винокуровой. Данная методика предполагает расчет коэффициентов локализации, душевого производства и специализации отраслей. Если перечисленные коэффициенты больше единицы и имеют тенденцию к росту, значит, в этих отраслях возможно создание кластеров. Исходя из данной методики, наиболее высоким потенциалом кластеризации среди обрабатывающих производств Алтайского края обладает производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака [2]. В зарубежной практике для идентификации формирующихся и уже функционирующих кластеров чаще всего используется метод определения значимых кластерных групп. Значимая кластерная группа - это кластерная группа в регионе, которая соответствует установленным критериям значимости. Для выявления значимых кластерных групп используют следующие показатели: коэффициент локализации, размер кластерной группы,
фокус кластерной группы. Критерии значимых кластерных групп: значение коэффициента локализации > 2; регион должен входить в число 10% регионов, лидирующих по размеру кластерной группы; регион должен входить в число 10% регионов, лидирующих по фокусу кластерной группы. В случае удовлетворения кластерной группы, как минимум, одному условию, группа выступает значимой [3, 4]. Данная методика показывает, что наиболее значимой кластерной группой среди производств пищевых продуктов Алтайского края является кластерная группа «Производство молочных продуктов» [5].
В настоящее время можно выделить два типа кластерной политики: «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Инициаторами проведения первого типа кластерной политики «сверху-вниз» являются центральные или региональные органы власти. Объектом такой кластерной политики становятся обычно внепространственные кластеры -группы смежных предприятий, формирующих в стране цепочки добавления стоимости различных товаров и услуг. При проведении кластерной политики «снизу-вверх» инициатива идет, в основном, со стороны местных органов власти и объединений местных предпринимателей, а объектом проведения такой политики обычно становятся пространственные (региональные или локальные) кластеры. Организованный комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности кластеров в городе/регионе с участием кластерных фирм, местных органов власти и/или исследовательских институтов получил название кластерной инициативы. При организации кластерных инициатив обычно создается контролирующий развитие кластера орган, нанимаются менеджеры для реализации конкретных целей развития кластерной инициативы. Государство может помочь развитию кластерных инициатив с помощью проведения следующих типов кластерной политики:
1. «брокерской» кластерной политики -создание платформы для диалога различных акторов кластера;
2. диверсификации местного спроса посредством размещения у местных компаний государственных заказов;
3. повышения квалификации местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров;
4. создание «брэнда» региона для привлечения иностранных инвестиций.
Ввиду существования многих различий между пространственными кластерами и кластерными инициативами в разных странах рядом исследователей процессов кластеризации было предложено не стандартизировать кластерную политику, а, наоборот, подгонять ее под конкретные кластеры. Для ее реализации обычно используются все имеющиеся у федеральных и региональных властей средства по формированию и реализации уникальных стратегий развития регионов для повышения конкурентоспособности страны в целом [6].
Идентификация значимой кластерной группой «Производство молочных продуктов» региона свидетельствует о целесообразности поддержки ее развития региональными органами власти, что будет обуславливать инновационное развитие, ориентацию на изменение производительных сил, объединение капиталов и соответственно повышать конкурентоспособность предприятий региона на национальном и зарубежном рынках. Региональные органы власти могут содействовать развитию кластеров по следующим основным направлениям:
- институциональное развитие, предполагающее стратегическое планирование кластера и формирование соответствующего информационного поля;
- осуществление проектов, направленных на обеспечение конкурентоспособности участников кластера за счет повышения эффективности их взаимодействия;
- создание благоприятной экономической и правовой среды в регионе;
- выработка стратегий, направленных на рациональное использование знаний в существующих кластерах и создание новых сетей сотрудничества между структурами, входящими в кластер.
Библиографический список
1. Винокурова М. В. Конкурентоспособность и потенциал кластеризации отраслей экономики Иркутской области // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2006. - №. 12. - С. 73-91.
2. Поспелова И.Н. Оценка потенциала кластеризации обрабатывающих производств в Алтайском крае // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2016. - №11 (145). - С. 184-189.
3. Данько Т. П., ^уценко Е. С. Основные подходы к выявлению кластеров в экономике региона // Проблемы современной экономики. - 2012. - №1. - С. 248-254. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-vyyavleniyu-klasterov-v-ekonomike-regiona (дата обращения: 23.03.2019).
4. Галкин Д.Г. Методические вопросы оценки функционирующих территориально-производственных кластеров // Вестник алтайской науки - 2014. - №2, 3. - С. 197-201.
5. Поспелова И.Н. Перспективы развития молочной промышленности Алтайского края на основе кластерного подхода // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2016. - №10 (144). - С. 182-188.
6. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность регионов и кластерная политика // Пространственная организация хозяйства: ТПК или кластеры. - 2006. - С. 26-36.
DIRECTIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF CLUSTER POLICY
IN THE REGION
I.N. Pospelova, candidate of agricultural sciences, associate professor Altai state agrarian university (Russia, Barnaul)
Abstract. At present, the urgency of the problem of managing regional competitiveness is increasing. The practice of the most developed countries shows that the implementation of cluster policy is an effective mechanism for improving the competitiveness of regions. The necessary stage in the implementation of cluster policy is the assessment of the clustering potential, according to which the cluster group "Dairy products production" has the highest clusteringpo-tential among the manufacturing industries in the region. Consequently, in these industries it is advisable to implement cluster policy at the regional level.
Keywords: competitiveness, region, cluster policy, assessment of clustering potential, localization coefficient, coefficient of per capita production, coefficient of specialization, cluster group, types of cluster policy.