Научная статья на тему 'Типы пунктуационного оформления писем малограмотных авторов'

Типы пунктуационного оформления писем малограмотных авторов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
606
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / ПИСЬМА / LETTERS / ПУНКТУАЦИЯ / PUNCTUATION / ФУНКЦИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ / FUNCTIONS OF PUNCTUATION MARKS / ПЕРИФЕРИЯ ПУНКТУАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / PERIPHERY OF PUNCTUATION SYSTEM / ТЕКСТ / TEXT / ПУНКТУА ЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА / PUNCTUATION LAYOUT OF A TEXT / UNEDUCATED SPEECH / CORPUS / МАЛОГРАМОТНОСТЬ / КОРПУС ТЕКСТОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Багеева Ольга Олеговна

В данной публикации представлены результаты анализа употребления пунктуации в корпусе писем малограмотных авторов. Первая часть корпуса опубликована в предыдущем томе журнала. Вторая часть будет опубликована в следующем томе. В рамках данной статьи рассматриваются два аспекта исследования набор используемых в тексте пунктуационных знаков и систематичность их употребления. Указанные аспекты объединяются общим понятием «пунктуационное оформление малограмотного текста». Основное внимание в данной статье уделяется классификации типов пунктуационного оформления текстов малограмотных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Types of Punctuation Layout in the Letters of Semiliterate Authors

This publication highlights the results of analyses of using punctuation in the (body) collection of letters of semiliterate authors. The first part of the collection was published in the previous volume of the journal; the second part, in the next volume. Two aspects of studying the punctuation a set of the punctuation marks and the systematic character of their use are considered in the framework of this article. These aspects are united by the general notion of the "punctuation layout of a semiliterate text." This article focuses on the classification of the types of the punctuation layout of the texts written by semiliterate authors.

Текст научной работы на тему «Типы пунктуационного оформления писем малограмотных авторов»

Теоретические и описательные исследования

О.О. Багеева

Типы пунктуационного оформления писем малограмотные авторов

В данной публикации представлены результаты анализа употребления пунктуации в корпусе писем малограмотный авторов. Первая часть корпуса опубликована в предыдущем томе журнала. Вторая часть будет опубликована в следующем томе. В рамках данной статьи рассматриваются два аспекта исследования - набор используемык в тексте пунктуационных знаков и систематичность их употребления. Указанные аспекты объединяются общим понятием «пунктуационное оформление малограмотного текста». Основное внимание в данной статье уделяется классификации типов пунктуационного оформления текстов малограмотных авторов.

Ключевые слова: классификация, письма, пунктуация, функции знаков препинания, периферия пунктуационной системы, текст, пунктуационное оформление текста, малограмотность, корпус текстов.

Данная публикация имеет целью представить результаты анализа употребления пунктуации в корпусе писем малограмотный авторов1. Полный анализ подразумевает исследование пунктуации в трех аспектах. Первый аспект - набор пунктуационные знаков, используемый в тексте. Исследование в данном аспекте имеет целью понимание того, какими знаками владеют авторы малограмотные текстов, владеют ли они общеизвестными знаками препинания, используют ли они какие-то особые знаки в своих текстах.

Второй аспект исследования - систематичность употребления пунктуационные знаков. Использование пунктуации предполагает не только владение некоторыми знаками, но и привычку регулярно ставить эти знаки в тексте. Исследование систематичности направлено на определение наличия/отсутствия такой привычки у малограмотные людей.

Третий аспект - функции знаков в тексте. Малограмотные авторы не владеют нормами правописания и ставят знаки препинания, ориентируясь, скорее, на интуицию. Интересно будет понять, для чего используются знаки в их текстах. Исследование

© Багеева О.О., 2009

в данном аспекте должно выявить, какие функции знаков представлены в текстах малограмотных, какие синтаксические позиции ими осознаются и отмечаются.

Все три аспекта исследования пунктуации составляют то, что можно назвать «пунктуационным поведением». В рамках данной статьи мы ограничимся подробным рассмотрением первых двух аспектов, объединив их общим понятием «пунктуационное оформление малограмотного текста». В завершение статьи мы в общих чертах расскажем о функциях пунктуационных знаков в исследуемом корпусе. Уточним, что рассматривается пунктуация только в основном тексте письма: без формул начала и конца письма, которые учитываются, только если они пространственно не отделяются от текста.

Многообразие пунктуационного оформления малограмотных текстов можно свести к основным типам, представляющим собой звенья общей классификации. Классификация строится на базе четырёх ключевых противопоставлений.

Первое противопоставление: использование уб. неиспользование основных пунктуационных знаков.

Основные пунктуационные знаки - это, прежде всего, общепринятые, зафиксированные в нормативных изданиях знаки препинания. В настоящий момент нормативным изданием является свод «Правил русской орфографии и пунктуации»2. Согласно Правилам, основные знаки препинания - это точка, восклицательный знак, вопросительный знак, запятая, тире, точка с запятой, двоеточие, кавычки, скобки и многоточие. Отметим, что для данного исследования мы не относим к основным знакам элементы, которые признаются отдельными пунктуационными единицами в ненормативных изданиях (например, двойная запятая и двойное тире3; сочетание запятой и тире4 и пр.).

В лингвистической литературе подчеркивается пунктуационная функция прописной буквы. Отмечается, что «прописная буква как знак, исторически связанный с красной строкой, является в настоящее время вспомогательным знаком точки, ставящимся не в конце отдельного члена, а в его начале»5. Прописную букву после точки не считают при этом избыточной: при ее отсутствии возникла бы проблема понимания в случае, когда последнее слово предложения - сокращение с точкой. Кроме того, прописная буква помогает избежать утомления при чтении, поскольку занимаемая ей верхняя половина строки зрительно воспринимается лучше, чем нижняя половина, где ставится точка6.

В текстах малограмотных авторов пунктуационная функция прописной буквы подтверждается. Нередко в них наблюдается ситуация, когда перед прописной буквой в слове, начинающем предложение, нет точки. Одиночная точка тоже употребляется иногда самостоятельно, без своего «усилителя». Поэтому для данного исследования мы немного модифицируем набор основные пунктуационные знаков и будем говорить не о точке, а о тройственном знаке, вариантами которого являются: одиночная точка, одиночная прописная буква и сочетание точки и прописной буквы. Введем для этого знака обозначение - ТОЧКА. Выражение «использовать ТОЧКУ» будет означать здесь использование одного или нескольких вариантов этого тройственного знака. Интересно отметить, что встречаются малограмотные тексты, в которых используются сразу три варианта. Точка при сокращении слов нами не учитывается, поскольку этот знак не служит цели сегментации текста. Не выполняет пунктуационную функцию также и прописная буква в первом слове текста.

Все множество писем малограмотные авторов можно условно разделить на тексты, в которые используются основные пунктуационные знаки, и тексты, в которые они не используются. Так, в примере 17 приводится текст с основными знаками: вариантами ТОЧКИ и запятой. В письме используются все три варианта тройственного знака. Предложение Я подвергалась к работам... начинается с прописной буквы, при этом отсутствует точка, заканчивающая предыдущее предложение. В этом же тексте далее есть фрагмент ...выкладовали выюокие стеныи Также посылали в лес., в котором мы видим сочетание точки и прописной буквы. Встречается здесь и одиночная точка между предложениями ...укладывали на плохую дорогу. из рославского лагеря нас перегнали в стодоличевский р-он. В примере 28 приводится письмо, в котором нет ни одного знака препинания.

Второе противопоставление: использование одного основного знака уб. использование более одного основного знака.

Среди малограмотных текстов со знаками препинания встречаются такие, в которые используется несколько разные основные знаков. Им можно противопоставить письма, в которые нет пунктуационного разнообразия. В таких текстах имеется только один знак, и он может употребляться с различной частотой9. Этот знак - всегда ТОЧКА или запятая. Вероятность

оформления малограмотного текста с помощью других основных знаков очень мала.

Пример 1 Пример 2

Заявление На ваш номер ОИ3.10.2003 г. сообщаю что я вместе сосвоими родителями принудительно была угнона Немцами в Рословский лагерь Я подвергалась к работам рыли окопы засыпали ямы на дорогах вырезали из травы дирвенье, и выкладовали высокие стены. Также посылали в лес собирать сучья и укладывали на плохую дорогу. из рославского лагеря нас перегнали в стодоличевский р-он где также подвергалась принудительным работам. 11/Х1-2003 г Б-ова

25 октября

уважаемая комисия документ я ваш получила и пишу ответ когда нас вокуировали гнали в переди стоя подоружеем пригнали нас налинею скома доволи нам увогон был товар ный вогон и повезли привезли нас урослов и нашу машину на какой я ехола повернули кцер кве заколючею провлоку и нам скомадоволи вылизть ити заним навторой этаж мы пришли там была очинь много народа уже привезены а напервом этаже были наши солдаты пленнои и вот мы там долгое время были пока пошол тиф много умерло кудата их вывозили так как холод и голод

Объяснение этому явлению найти не трудно. Точка и запятая наиболее ярко проявляют структурный принцип, доминирующий в русской пунктуации. Это - грамматические знаки, показатели синтаксического, структурного членения письменной речи. Точка фиксирует конец предложения, а запятая - главный знак, ставящийся на стыке частей сложного предложения. В любом тексте можно найти такие структурно-обусловленные знаки. Их называют «фундаментом» русской пунктуации, «необходимым минимумом» для общения между пишущим и читающим10. Точка и запятая - главные знаки, действующие соответственно на межфразовом и внутрифра-зовом уровнях. Согласно Б.С. Шварцкопфу, точка является «доминантой» в классе разделительных конечных знаков11. В свою очередь, запятая в классе разделительных знаков середины предложения считается самым «элементарным средством графического членения грамматического характера», знаком препинания, наиболее близким «к функции разделения внутри предложения в чистом виде»12.

Знакомства с прописной буквой, точкой и запятой не обойти даже тем людям, которые прошли программу только начальной школы. Поэтому в большинстве малограмотных текстов присутствует либо ТОЧКА, либо запятая, либо оба этих знака.

Третье противопоставление: употребление основных пунктуационных знаков с определенной систематичностью уб. спорадическое употребление основных пунктуационных знаков.

В письмах малограмотные авторов пунктуация может употребляться более или менее систематично, количество пунктуационные знаков в разные текстах очень сильно варьируется. Судить о том, много или мало знаков в тексте, можно только относительно существующей нормы. Чтобы определить, какова нормальная относительная частота употребления пунктуации в письмах, мы обратились к эпистолярным текстам грамотные людей.

Бышо сделано несколько выборок текстов писем, созданные известными литераторами и учеными и относящихся к различным периодам XX века. Суммарно рассмотрено 205 текстов объемом не более одной книжной страницы соответствующего издания, по 50-55 писем на один временной период. Первый период (1900-1910 гг.) представлен письмами А.П. Чехова13 и М.А. Волошина14. Второй период (1930-1940 гг.) - письмами Н.И. Вавилова15 и его корреспондентов16. Третий период (19601970 гг.) представляют письма А.Т. Твардовского17 и письма из переписки К.И. Чуковского с Л.К. Чуковской18. Четвёртый период (1990-2000 гг.) представлен письмами М.Л. Гаспарова19.

В каждой из указанные четырёх выборок текстов была вычислена относительная частота употребления пунктуации: общее число пунктуационных знаков в текстах выборки делилось на общее число словоформ. Были получены следующие результаты. В первом, третьем и четвертом временном периоде на один пунктуационный знак приходится 4-5 словоформ (относительная частота - 0,231, 0,254 и 0,234 соответственно). Во втором периоде - на один знак приходится 6-7 словоформ (относительная частота 0,154). Таким образом, в текстах Н.И. Вавилова и его корреспондентов обнаружилась самая низкая «нормальная» относительная частота употребления пунктуации. Величину 0,154 можно признать нижней границей нормальной частоты, а частоту, которая меньше 0,154 считать низкой.

Однако частота 0,154 не может считаться в равной степени нормальной для грамотных текстов и для малограмотные текстов, в которые нормой является большое количество пропусков пунктуационные знаков. Поэтому представляется оправданным определить для малограмотных текстов собственную нормальную относительную частоту употребления

пунктуации и относительно этой нормы судить о том, часто или редко ставятся в текстах знаки. В качестве нижнего порога нормальной частоты в малограмотном тексте была условно признана величина вдвое меньше минимальной нормальной частоты в грамотном тексте, т.е. 0,08.

Было, однако, замечено, что в письмах Н.И. Вавилова систематически употребляются точка и запятая, и, следовательно, полученный показатель 0,154 распределяется, в основном, на два знака, а в малограмотном тексте может использоваться всего один знак. Для такого случая был также определен нижний порог нормальной частоты для текстов с одним знаком, составивший 0,04. С учетом вышеизложенного, относительная частота употребления пунктуации в малограмотных текстах была определена так:

1) от 0,08 и выше - нормальная частота для текстов с несколькими знаками;

2) от 0 до 0,08 - низкая частота для текстов с несколькими знаками;

3) от 0,04 и выше - нормальная частота для текстов с одним знаком;

4) от 0 до 0,04 - низкая частота для текстов с одним знаком.

Принимая во внимание полученные показатели, мы можем противопоставить тексты, в которых пунктуация употребляется с определенной систематичностью (с нормальной частотой), текстам, в которых пунктуация употребляется спорадически (с низкой частотой).

Так, в примере 320 приводится текст, в котором пунктуация употребляется систематично. На 24 словоформы основного текста приходится 6 употреблений вариантов ТОЧКИ, относительная частота употребления пунктуации 0,25. В тексте из примера 421 пунктуация употребляется спорадически. На 42 словоформы приходится всего 2 знака - ТОЧКА и тире. Относительная частота употребления знаков 0,05.

Четвертое противопоставление: использование дополнительных пунктуационных знаков уб. неиспользование дополнительных пунктуационных знаков.

Пунктуационное оформление малограмотных текстов не исчерпывается основными пунктуационными знаками. В них также могут присутствовать дополнительные знаки, так называемые, знаки «периферии»22 системы русской пунктуации. Знаки периферии - это дополнительные графические средства, которые служат «цели дифференциальной выразительности графической передачи текста»23.

Пример 3 Пример 4

Выкылаю Архивную справку Подтверждаю Что немцы захватили наше село. И мать работала. Но она рассказывала что они не вели перепеси Люди были не грамотные.

Дело 507101 ин. II группы П-ый

На ваше письмо собщаю что с Марта 1942 г по апрель 1944года находился в Гомеле и Речецком лагери - пилил лес в доль дароги немтчыбоялис партизан чистил дароги от снега копал противтанковый ров. Находился в Гомельской области по день освобождения Советсами войсками

2003 -10 - 24 числа [Подпись]

К периферии системы русской пунктуации относят:

а) композиционно-пространственные средства (линейки, звездочки, строчной ряд отточий, «вертикальный пробел»),

б) шрифтовые средства печатного текста (прямой набор и курсив; набор вразрядку и без разрядки; светлый, полужирный и жирный шрифт и т.п.),

в) пунктуационно-орфографические комплексы (для оформления сложных пунктуационных ситуаций - контекста с прямой речью, драматического произведения) и

г) абзац24.

Знаки периферии пунктуационной системы встречаются не только в печатные текстах, они появляются и в рукописные текстах малограмотные носителей языка, однако, в последних разнообразие знаков не столь велико. Для рукописные текстов не значимо большинство шрифтовых знаков: например, оппозиции типографских средств «прямой набор - курсив» или «набор без разрядки - набор вразрядку» и пр. Едва ли также в текстах малограмотные авторов встретятся сложные пунктуа-ционно-орфографические комплексы. Как правило, для таких текстов характерны композиционно-пространственные знаки. Далее мы будем называть их просто дополнительные знаки. В некоторые малограмотные текстах, в которые нет знаков препинания, дополнительные знаки могут быть единственным пунктуационным средством.

По нашим наблюдениям в малограмотных текстах могут появляться следующие дополнительные знаки: стык абзацев, изменение поля текста, увеличенный межстрочный интервал, подчёркивание, нумерация при перечислении, увеличенный пробел на строке. Возможно появление индивидуальные знаков.

Знаком «стык абзацев» мы называем тройственный знак, вариантами которого являются: абзацный отступ, неполная (недописанная) строка и сочетание абзацного отступа и неполной строки. В рукописном тексте стык абзацев определяется по расположению строк текста относительно друг друга при условии, что выдерживается левый и/или правый край текста. Если же строки «прыгают», то стык абзацев определить нельзя. Так же, как и ТОЧКА, стык абзацев может отделять друг от друга некоторые сегменты текста тремя способами: маркируя только конец предыдущего сегмента, маркируя только начало следующего сегмента и маркируя одновременно конец предыдущего и начало следующего сегмента. Стык абзацев - самый распространенный дополнительный знак в малограмотных текстах.

В рукописном тексте малограмотного автора дополнительным знаком может быть изменение самой «площади», поля текста. Такой знак имеет место при разном расположении групп строк в тексте, зачастую он имеет вид «скоса вниз» и используется в конце письма для выделения блока завершающих фраз.

Дополнительным знаком в рукописном малограмотном тексте иногда выступает широкий межстрочный интервал, отличающийся от остальных межстрочных интервалов. Такой знак нередко используется в начале и конце письма, отделяя от основного текста коммуникативную рамку (слова приветствия, прощания, дату, подпись, адрес).

Подчеркивание и нумерация при перечислении - знаки, которые могут принимать разный вид. В рукописных текстах возможны различные виды подчеркивания - одной прямой линией, двумя прямыми линиями, волнистой линией и др. Нумерация опознается по наличию, как минимум, двух цифр (арабских, римских), причем, цифры могут сопровождаться или не сопровождаться дополнительными знаками (возможны скобки, точки, буквы).

Итак, малограмотные тексты можно разделить на тексты, в которых используются дополнительные знаки и тексты, в которых они не используются. Текст с дополнительными знаками приводится в примере 1 (см. выше). В письме используется знак стык абзацев после фразы ...сообщаю что я вместе сосвоими родителями принудительно была, угнона Немцами в Рословский лагерь. Текст без дополнительных знаков представлен в примере 3 (см. выше).

В результате выщеляются 10 типов пунктуационного оформления текстов малограмотные авторов:

Тип 1. Употребление с определенной систематичностью ТОЧКИ или запятой.

Тип 2. Употребление с определенной систематичностью ТОЧКИ или запятой и использование дополнительные знаков.

Тип 3. Спорадическое употребление ТОЧКИ или запятой. Тип 4. Спорадическое употребление ТОЧКИ или запятой и использование дополнительные знаков.

Тип 5. Употребление с определенной систематичностью нескольких основные знаков.

Тип 6. Употребление с определенной систематичностью нескольких основных знаков и использование дополнительные знаков; Тип 7. Спорадическое употребление нескольких основные знаков.

Тип 8. Спорадическое употребление нескольких основные знаков и использование дополнительные знаков.

Тип 9. Использование только дополнительные знаков.

Тип 10. Отсутствие пунктуации

В публикуемом корпусе реализуются все перечисленные типы пунктуационного оформления. Из 100 текстов корпуса Тип 1 обнаруживается в пяти текстах (П-8, П-12, П-26, П-68, П-69). В трех из них используется только ТОЧКА; в двух текстах используется только запятая. Относительная частота варьируется от 0,05 до 0,25. ТОЧКА и запятая употребляются здесь для относительно равномерного разграничения текста на предложения и иногда на темы.

К Типу 2 относятся двенадцать текстов корпуса (П-2, П-10, П-11, П-31, П-32, П-44, П-46, П-51, П-54, П-60, П-67, П-89). Обязательным знаком во всех текстах является ТОЧКА. Однократное употребление в некоторых текстах других знаков (скобки, кавычки) признается случайным, не влияющим существенно на общее пунктуационное оформление. Относительная частота варьируется от 0, 042 до 0,19. ТОЧКА употребляется, в основном, для выщеления предложений и тематических блоков, она также может употребляться в некоторые позициях запятой и двоеточия. Для выделения предложений и тем используется также дополнительный знак - стык абзацев (в редких случаях

межстрочный пробел), который еще служит для выделения начала и конца письма

Тип 3 представлен в корпусе девятью текстами (П-22, П-29, П-33, П-39, П-50, П-61, П-71, П-82, П-90). Относительная частота употребления пунктуационных знаков варьируется в них от 0, 006 до 0,03. В шести текстах используется ТОЧКА, в трех текстах - запятая. ТОЧКА и запятая употребляются в данных текстах спорадически, как правило, в нормативной функции. Маркируются начало/конец предложения и однородные члены предложения.

Тип 4 реализуется в двенадцати текстах корпуса (П-9, П-16, П-19, П-40, П-53, П-57, П-58, П-62, П-65, П-72, П-77, П-97). В одиннадцати из них используется ТОЧКА, и в одном - запятая. Относительная частота варьируется от 0,004 до 0,038. ТОЧКА и запятая спорадически выделяют предложения. В текстах используются также дополнительные знаки («стык абзацев», увеличенный пробел на строке, изменение поля текста), служащие, как правило, для выделения предложений и тем.

Тип 5 встречается в семи письмах (П-4, П-13, П-14, П-23, П-56, П-75, П-86). Во всех текстах присутствуют и ТОЧКА, и запятая. В четырех из них фиксируется употребление и других основных знаков: точки с запятой, двоеточия, скобок, кавычек, восклицательного знака. Относительная частота употребления пунктуационных знаков варьируется от 0, 08 до 0,16. ТОЧКА используется в данных текстах для регулярного членения текста на предложения, запятая и другие основные знаки - для менее регулярного внутрифразового членения.

Самый продуктивный в корпусе - Тип 6. Он реализуется в 30 текстах (П-1, П-3, П-7, П-18, П-20, П-25, П-27, П-30, П-35, П-42, П-45, П-48, П-52, П-59, П-63, П-64, П-73, П-76, П-79, П-80, П-81, П-83, П-85, П-88, П-91, П-93, П-94, П-95, П-100). Относительная частота употребления пунктуационных знаков варьируется от 0,08 до 0,26. ТОЧКА используется для относительно регулярного маркирования начала и конца предложений. Нередко в одном тексте встречаются все варианты этого знака. Другими достаточно заметными функциями ТОЧКИ являются - выделение части предложения в самостоятельное предложение (парцелляция) и разделение главного и придаточного предложения (функция запятой). В данных текстах широко используется запятая, служащая, в основном, для разграничения предложений, указания на придаточное предложение и однородные члены; нередко она ставится также перед уточнением. Отмечаются, кроме того, «интонационные» запя-

тые, поставленные в позициях, где по правилам русского правописания знаков быть не должно. Кроме ТОЧКИ и запятой, в текстах спорадически употребляются и другие знаки - восклицательный знак, тире, кавычки, скобки, точка с запятой, двоеточие. При этом тире, точка с запятой и восклицательный знак используются в функции других знаков. Основным дополнительным знаком является недописанная строка. Она служит, как правило, для выделения начальных и конечных фраз (и частей фраз) письма и для указания на конец отдельной темы в середине текста.

Тип 7 представлен в корпусе пятью текстами (П-5, П-28, П-47, П-74, П-96). В трех из них, кроме ТОЧКИ и запятой, присутствуют другие основные знаки: тире, скобки, кавычки. Пунктуация используется, в основном, нерегулярно. Относительная частота варьируется от 0, 03 до 0,07. Реализация этого типа в корпусе характеризуется спорадическим использованием ТОЧКИ и запятой для выделения предложений и других основных знаков для редкого внутрифра-зового членения.

Тип 8 обнаруживается в 15 текстах (П-15, П-17, П-24, П-34, П-36, П-37, П-38, П-55, П-66, П-70, П-78, П-84, П-87, П-92, П-99). Относительная частота употребления пунктуационные знаков варьируется от 0,016 до 0,075. Для текстов корпуса, представляющих этот тип, характерно спорадическое употребление ТОЧКИ и запятой на границе между предложениями. Тексты отличаются бедным внутрифразовым и абзацным членением. Кроме ТОЧКИ и запятой, в них встречаются скобки, кавычки, восклицательный знак, тире, двоеточие и точка с запятой. Тире, двоеточие и точка с запятой нередко ненормативно употребляются в функциях других знаков. Самый частотный дополнительный знак - недописанная строка - служит для указания начальные или конечные фраз письма и иногда на конец темы в середине письма. Редко встречаются также дополнительные знаки - увеличенный межстрочный пробел, подчеркивание и изменение поля текста.

Самый непродуктивный тип пунктуационного оформления в корпусе - Тип 9, реализуется всего в двух текстах (П-21, П-43). В текстах нет знаков препинания. В одном письме употребляется дополнительный знак «изменение поля текста», в другом - знак «стык абзацев» (вариант недописанная строка). Дополнительные знаки служат, в основном, для маркирования композиционные частей письма.

Тип 10 представлен в корпусе тремя текстами (П-6, П-41,

П-49), для которых характерно полное отсутствие каких-либо пунктуационных средств.

Таково распределение выделенных типов пунктуационного оформления в рассматриваемом корпусе. Следующим шагом исследования должно быть выявление и подробное описание функций, в которых употребляются в текстах корпуса пунктуационные знаки. Предварительно можно отметить следующее. Малограмотные авторы наиболее «чувствительны» к пунктуационным ситуациям: «начало/конец предложения», «однородность членов предложения» и «уточнение», а также к текстовым позициям начала и конца письма. Во многих текстах с помощью пунктуационных знаков выделяются отдельные темы.

В исследуемом корпусе писем можно заметить иерархию нормативности употребления пунктуационных знаков. Почти всегда в нормативной функции употребляется ТОЧКА, восклицательный знак, скобки и кавычки. Менее нормативным употреблением отличается запятая. И самая большая путаница возникает в употреблении «сложных» знаков: точки с запятой, тире, двоеточия.

Примечания

10

11 12

Первая часть корпуса опубликована в предыдущем томе журнала, вторая часть будет опубликована в следующем томе.

Правила русской орфографии и пунктуации: Утверждены Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.- М.: Учпедгиз, 1956.

ШварцкопфБ.С. Современная русская пунктуация: Система и ее функционирование. М.: Наука, 1988.С.10.

РозентальД.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Айрис-пресс, 2006. С.151.

Щерба Л.В. Теория русского письма. - Л.: Наука, 1983. С.150. Панов М.В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.:Наука, 1964.С.162-163. Пример взят из первой части корпуса, опубликованной ранее (П-18) Пример взят из первой части корпуса (П-6)

Примеры текстов, в которых используется один основной знак, см. в публикации писем в следующем томе журнала (П-61 - используется только запятая, П-69 - используется только вариант ТОЧКИ). Волгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник. М.: Высшая школа, 2003. С. 389. Шварцкопф Б.С. Указ. соч. С.27. Там же. С. 34.

1

2

3

4

13 ЧеховА.П. Собрание сочинений. Т. 12: Письма 1893-1904. М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1957.

14 ВолошинМ.А. Из литературного наследия. Т.1. СПб.: Наука, 1991.

15 Вавилов Н.И. Из эпистолярного наследия, 1929-1940 гг. М.: Наука, 1987.

16 Николай Иванович Вавилов: Научное наследие в письмах: Международная переписка. T.V:1936-1937. М.: Наука, 2002.

17 Твардовский А.Т. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.6. Письма (19321970). М.: Художественная литература, 1983.

18 ЧуковскийК., ЧуковскаяЛ. Переписка:1912-1969. М.: Новое литературное обозрение, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Гаспаров М. Л. «Читать меня подряд никому не интересно...»: Письма М.Л. Гаспарова к Марии-Луизе Ботт, 1981-2004 гг. // Новое литературное обозрение. 2006. №77. С.145-259.

20 Пример взят из первой части корпуса (П-8)

21 Пример взят из первой части корпуса (П-5)

22 Термин Б.С. Шварцкопфа.

23 Реформатский А.А. Техническая редакция книги: Теория и методика работы. Л.: Гос. Изд-во Лёгкой Промышленности, 1933. С. 108.

24 ШварцкопфБ.С. Указ. соч. С.66-67, 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.