Теоретические и описательные исследования
О.О. Багеева
Типы пунктуационного оформления писем малограмотные авторов
В данной публикации представлены результаты анализа употребления пунктуации в корпусе писем малограмотный авторов. Первая часть корпуса опубликована в предыдущем томе журнала. Вторая часть будет опубликована в следующем томе. В рамках данной статьи рассматриваются два аспекта исследования - набор используемык в тексте пунктуационных знаков и систематичность их употребления. Указанные аспекты объединяются общим понятием «пунктуационное оформление малограмотного текста». Основное внимание в данной статье уделяется классификации типов пунктуационного оформления текстов малограмотных авторов.
Ключевые слова: классификация, письма, пунктуация, функции знаков препинания, периферия пунктуационной системы, текст, пунктуационное оформление текста, малограмотность, корпус текстов.
Данная публикация имеет целью представить результаты анализа употребления пунктуации в корпусе писем малограмотный авторов1. Полный анализ подразумевает исследование пунктуации в трех аспектах. Первый аспект - набор пунктуационные знаков, используемый в тексте. Исследование в данном аспекте имеет целью понимание того, какими знаками владеют авторы малограмотные текстов, владеют ли они общеизвестными знаками препинания, используют ли они какие-то особые знаки в своих текстах.
Второй аспект исследования - систематичность употребления пунктуационные знаков. Использование пунктуации предполагает не только владение некоторыми знаками, но и привычку регулярно ставить эти знаки в тексте. Исследование систематичности направлено на определение наличия/отсутствия такой привычки у малограмотные людей.
Третий аспект - функции знаков в тексте. Малограмотные авторы не владеют нормами правописания и ставят знаки препинания, ориентируясь, скорее, на интуицию. Интересно будет понять, для чего используются знаки в их текстах. Исследование
© Багеева О.О., 2009
в данном аспекте должно выявить, какие функции знаков представлены в текстах малограмотных, какие синтаксические позиции ими осознаются и отмечаются.
Все три аспекта исследования пунктуации составляют то, что можно назвать «пунктуационным поведением». В рамках данной статьи мы ограничимся подробным рассмотрением первых двух аспектов, объединив их общим понятием «пунктуационное оформление малограмотного текста». В завершение статьи мы в общих чертах расскажем о функциях пунктуационных знаков в исследуемом корпусе. Уточним, что рассматривается пунктуация только в основном тексте письма: без формул начала и конца письма, которые учитываются, только если они пространственно не отделяются от текста.
Многообразие пунктуационного оформления малограмотных текстов можно свести к основным типам, представляющим собой звенья общей классификации. Классификация строится на базе четырёх ключевых противопоставлений.
Первое противопоставление: использование уб. неиспользование основных пунктуационных знаков.
Основные пунктуационные знаки - это, прежде всего, общепринятые, зафиксированные в нормативных изданиях знаки препинания. В настоящий момент нормативным изданием является свод «Правил русской орфографии и пунктуации»2. Согласно Правилам, основные знаки препинания - это точка, восклицательный знак, вопросительный знак, запятая, тире, точка с запятой, двоеточие, кавычки, скобки и многоточие. Отметим, что для данного исследования мы не относим к основным знакам элементы, которые признаются отдельными пунктуационными единицами в ненормативных изданиях (например, двойная запятая и двойное тире3; сочетание запятой и тире4 и пр.).
В лингвистической литературе подчеркивается пунктуационная функция прописной буквы. Отмечается, что «прописная буква как знак, исторически связанный с красной строкой, является в настоящее время вспомогательным знаком точки, ставящимся не в конце отдельного члена, а в его начале»5. Прописную букву после точки не считают при этом избыточной: при ее отсутствии возникла бы проблема понимания в случае, когда последнее слово предложения - сокращение с точкой. Кроме того, прописная буква помогает избежать утомления при чтении, поскольку занимаемая ей верхняя половина строки зрительно воспринимается лучше, чем нижняя половина, где ставится точка6.
В текстах малограмотных авторов пунктуационная функция прописной буквы подтверждается. Нередко в них наблюдается ситуация, когда перед прописной буквой в слове, начинающем предложение, нет точки. Одиночная точка тоже употребляется иногда самостоятельно, без своего «усилителя». Поэтому для данного исследования мы немного модифицируем набор основные пунктуационные знаков и будем говорить не о точке, а о тройственном знаке, вариантами которого являются: одиночная точка, одиночная прописная буква и сочетание точки и прописной буквы. Введем для этого знака обозначение - ТОЧКА. Выражение «использовать ТОЧКУ» будет означать здесь использование одного или нескольких вариантов этого тройственного знака. Интересно отметить, что встречаются малограмотные тексты, в которых используются сразу три варианта. Точка при сокращении слов нами не учитывается, поскольку этот знак не служит цели сегментации текста. Не выполняет пунктуационную функцию также и прописная буква в первом слове текста.
Все множество писем малограмотные авторов можно условно разделить на тексты, в которые используются основные пунктуационные знаки, и тексты, в которые они не используются. Так, в примере 17 приводится текст с основными знаками: вариантами ТОЧКИ и запятой. В письме используются все три варианта тройственного знака. Предложение Я подвергалась к работам... начинается с прописной буквы, при этом отсутствует точка, заканчивающая предыдущее предложение. В этом же тексте далее есть фрагмент ...выкладовали выюокие стеныи Также посылали в лес., в котором мы видим сочетание точки и прописной буквы. Встречается здесь и одиночная точка между предложениями ...укладывали на плохую дорогу. из рославского лагеря нас перегнали в стодоличевский р-он. В примере 28 приводится письмо, в котором нет ни одного знака препинания.
Второе противопоставление: использование одного основного знака уб. использование более одного основного знака.
Среди малограмотных текстов со знаками препинания встречаются такие, в которые используется несколько разные основные знаков. Им можно противопоставить письма, в которые нет пунктуационного разнообразия. В таких текстах имеется только один знак, и он может употребляться с различной частотой9. Этот знак - всегда ТОЧКА или запятая. Вероятность
оформления малограмотного текста с помощью других основных знаков очень мала.
Пример 1 Пример 2
Заявление На ваш номер ОИ3.10.2003 г. сообщаю что я вместе сосвоими родителями принудительно была угнона Немцами в Рословский лагерь Я подвергалась к работам рыли окопы засыпали ямы на дорогах вырезали из травы дирвенье, и выкладовали высокие стены. Также посылали в лес собирать сучья и укладывали на плохую дорогу. из рославского лагеря нас перегнали в стодоличевский р-он где также подвергалась принудительным работам. 11/Х1-2003 г Б-ова
25 октября
уважаемая комисия документ я ваш получила и пишу ответ когда нас вокуировали гнали в переди стоя подоружеем пригнали нас налинею скома доволи нам увогон был товар ный вогон и повезли привезли нас урослов и нашу машину на какой я ехола повернули кцер кве заколючею провлоку и нам скомадоволи вылизть ити заним навторой этаж мы пришли там была очинь много народа уже привезены а напервом этаже были наши солдаты пленнои и вот мы там долгое время были пока пошол тиф много умерло кудата их вывозили так как холод и голод
Объяснение этому явлению найти не трудно. Точка и запятая наиболее ярко проявляют структурный принцип, доминирующий в русской пунктуации. Это - грамматические знаки, показатели синтаксического, структурного членения письменной речи. Точка фиксирует конец предложения, а запятая - главный знак, ставящийся на стыке частей сложного предложения. В любом тексте можно найти такие структурно-обусловленные знаки. Их называют «фундаментом» русской пунктуации, «необходимым минимумом» для общения между пишущим и читающим10. Точка и запятая - главные знаки, действующие соответственно на межфразовом и внутрифра-зовом уровнях. Согласно Б.С. Шварцкопфу, точка является «доминантой» в классе разделительных конечных знаков11. В свою очередь, запятая в классе разделительных знаков середины предложения считается самым «элементарным средством графического членения грамматического характера», знаком препинания, наиболее близким «к функции разделения внутри предложения в чистом виде»12.
Знакомства с прописной буквой, точкой и запятой не обойти даже тем людям, которые прошли программу только начальной школы. Поэтому в большинстве малограмотных текстов присутствует либо ТОЧКА, либо запятая, либо оба этих знака.
Третье противопоставление: употребление основных пунктуационных знаков с определенной систематичностью уб. спорадическое употребление основных пунктуационных знаков.
В письмах малограмотные авторов пунктуация может употребляться более или менее систематично, количество пунктуационные знаков в разные текстах очень сильно варьируется. Судить о том, много или мало знаков в тексте, можно только относительно существующей нормы. Чтобы определить, какова нормальная относительная частота употребления пунктуации в письмах, мы обратились к эпистолярным текстам грамотные людей.
Бышо сделано несколько выборок текстов писем, созданные известными литераторами и учеными и относящихся к различным периодам XX века. Суммарно рассмотрено 205 текстов объемом не более одной книжной страницы соответствующего издания, по 50-55 писем на один временной период. Первый период (1900-1910 гг.) представлен письмами А.П. Чехова13 и М.А. Волошина14. Второй период (1930-1940 гг.) - письмами Н.И. Вавилова15 и его корреспондентов16. Третий период (19601970 гг.) представляют письма А.Т. Твардовского17 и письма из переписки К.И. Чуковского с Л.К. Чуковской18. Четвёртый период (1990-2000 гг.) представлен письмами М.Л. Гаспарова19.
В каждой из указанные четырёх выборок текстов была вычислена относительная частота употребления пунктуации: общее число пунктуационных знаков в текстах выборки делилось на общее число словоформ. Были получены следующие результаты. В первом, третьем и четвертом временном периоде на один пунктуационный знак приходится 4-5 словоформ (относительная частота - 0,231, 0,254 и 0,234 соответственно). Во втором периоде - на один знак приходится 6-7 словоформ (относительная частота 0,154). Таким образом, в текстах Н.И. Вавилова и его корреспондентов обнаружилась самая низкая «нормальная» относительная частота употребления пунктуации. Величину 0,154 можно признать нижней границей нормальной частоты, а частоту, которая меньше 0,154 считать низкой.
Однако частота 0,154 не может считаться в равной степени нормальной для грамотных текстов и для малограмотные текстов, в которые нормой является большое количество пропусков пунктуационные знаков. Поэтому представляется оправданным определить для малограмотных текстов собственную нормальную относительную частоту употребления
пунктуации и относительно этой нормы судить о том, часто или редко ставятся в текстах знаки. В качестве нижнего порога нормальной частоты в малограмотном тексте была условно признана величина вдвое меньше минимальной нормальной частоты в грамотном тексте, т.е. 0,08.
Было, однако, замечено, что в письмах Н.И. Вавилова систематически употребляются точка и запятая, и, следовательно, полученный показатель 0,154 распределяется, в основном, на два знака, а в малограмотном тексте может использоваться всего один знак. Для такого случая был также определен нижний порог нормальной частоты для текстов с одним знаком, составивший 0,04. С учетом вышеизложенного, относительная частота употребления пунктуации в малограмотных текстах была определена так:
1) от 0,08 и выше - нормальная частота для текстов с несколькими знаками;
2) от 0 до 0,08 - низкая частота для текстов с несколькими знаками;
3) от 0,04 и выше - нормальная частота для текстов с одним знаком;
4) от 0 до 0,04 - низкая частота для текстов с одним знаком.
Принимая во внимание полученные показатели, мы можем противопоставить тексты, в которых пунктуация употребляется с определенной систематичностью (с нормальной частотой), текстам, в которых пунктуация употребляется спорадически (с низкой частотой).
Так, в примере 320 приводится текст, в котором пунктуация употребляется систематично. На 24 словоформы основного текста приходится 6 употреблений вариантов ТОЧКИ, относительная частота употребления пунктуации 0,25. В тексте из примера 421 пунктуация употребляется спорадически. На 42 словоформы приходится всего 2 знака - ТОЧКА и тире. Относительная частота употребления знаков 0,05.
Четвертое противопоставление: использование дополнительных пунктуационных знаков уб. неиспользование дополнительных пунктуационных знаков.
Пунктуационное оформление малограмотных текстов не исчерпывается основными пунктуационными знаками. В них также могут присутствовать дополнительные знаки, так называемые, знаки «периферии»22 системы русской пунктуации. Знаки периферии - это дополнительные графические средства, которые служат «цели дифференциальной выразительности графической передачи текста»23.
Пример 3 Пример 4
Выкылаю Архивную справку Подтверждаю Что немцы захватили наше село. И мать работала. Но она рассказывала что они не вели перепеси Люди были не грамотные.
Дело 507101 ин. II группы П-ый
На ваше письмо собщаю что с Марта 1942 г по апрель 1944года находился в Гомеле и Речецком лагери - пилил лес в доль дароги немтчыбоялис партизан чистил дароги от снега копал противтанковый ров. Находился в Гомельской области по день освобождения Советсами войсками
2003 -10 - 24 числа [Подпись]
К периферии системы русской пунктуации относят:
а) композиционно-пространственные средства (линейки, звездочки, строчной ряд отточий, «вертикальный пробел»),
б) шрифтовые средства печатного текста (прямой набор и курсив; набор вразрядку и без разрядки; светлый, полужирный и жирный шрифт и т.п.),
в) пунктуационно-орфографические комплексы (для оформления сложных пунктуационных ситуаций - контекста с прямой речью, драматического произведения) и
г) абзац24.
Знаки периферии пунктуационной системы встречаются не только в печатные текстах, они появляются и в рукописные текстах малограмотные носителей языка, однако, в последних разнообразие знаков не столь велико. Для рукописные текстов не значимо большинство шрифтовых знаков: например, оппозиции типографских средств «прямой набор - курсив» или «набор без разрядки - набор вразрядку» и пр. Едва ли также в текстах малограмотные авторов встретятся сложные пунктуа-ционно-орфографические комплексы. Как правило, для таких текстов характерны композиционно-пространственные знаки. Далее мы будем называть их просто дополнительные знаки. В некоторые малограмотные текстах, в которые нет знаков препинания, дополнительные знаки могут быть единственным пунктуационным средством.
По нашим наблюдениям в малограмотных текстах могут появляться следующие дополнительные знаки: стык абзацев, изменение поля текста, увеличенный межстрочный интервал, подчёркивание, нумерация при перечислении, увеличенный пробел на строке. Возможно появление индивидуальные знаков.
Знаком «стык абзацев» мы называем тройственный знак, вариантами которого являются: абзацный отступ, неполная (недописанная) строка и сочетание абзацного отступа и неполной строки. В рукописном тексте стык абзацев определяется по расположению строк текста относительно друг друга при условии, что выдерживается левый и/или правый край текста. Если же строки «прыгают», то стык абзацев определить нельзя. Так же, как и ТОЧКА, стык абзацев может отделять друг от друга некоторые сегменты текста тремя способами: маркируя только конец предыдущего сегмента, маркируя только начало следующего сегмента и маркируя одновременно конец предыдущего и начало следующего сегмента. Стык абзацев - самый распространенный дополнительный знак в малограмотных текстах.
В рукописном тексте малограмотного автора дополнительным знаком может быть изменение самой «площади», поля текста. Такой знак имеет место при разном расположении групп строк в тексте, зачастую он имеет вид «скоса вниз» и используется в конце письма для выделения блока завершающих фраз.
Дополнительным знаком в рукописном малограмотном тексте иногда выступает широкий межстрочный интервал, отличающийся от остальных межстрочных интервалов. Такой знак нередко используется в начале и конце письма, отделяя от основного текста коммуникативную рамку (слова приветствия, прощания, дату, подпись, адрес).
Подчеркивание и нумерация при перечислении - знаки, которые могут принимать разный вид. В рукописных текстах возможны различные виды подчеркивания - одной прямой линией, двумя прямыми линиями, волнистой линией и др. Нумерация опознается по наличию, как минимум, двух цифр (арабских, римских), причем, цифры могут сопровождаться или не сопровождаться дополнительными знаками (возможны скобки, точки, буквы).
Итак, малограмотные тексты можно разделить на тексты, в которых используются дополнительные знаки и тексты, в которых они не используются. Текст с дополнительными знаками приводится в примере 1 (см. выше). В письме используется знак стык абзацев после фразы ...сообщаю что я вместе сосвоими родителями принудительно была, угнона Немцами в Рословский лагерь. Текст без дополнительных знаков представлен в примере 3 (см. выше).
В результате выщеляются 10 типов пунктуационного оформления текстов малограмотные авторов:
Тип 1. Употребление с определенной систематичностью ТОЧКИ или запятой.
Тип 2. Употребление с определенной систематичностью ТОЧКИ или запятой и использование дополнительные знаков.
Тип 3. Спорадическое употребление ТОЧКИ или запятой. Тип 4. Спорадическое употребление ТОЧКИ или запятой и использование дополнительные знаков.
Тип 5. Употребление с определенной систематичностью нескольких основные знаков.
Тип 6. Употребление с определенной систематичностью нескольких основных знаков и использование дополнительные знаков; Тип 7. Спорадическое употребление нескольких основные знаков.
Тип 8. Спорадическое употребление нескольких основные знаков и использование дополнительные знаков.
Тип 9. Использование только дополнительные знаков.
Тип 10. Отсутствие пунктуации
В публикуемом корпусе реализуются все перечисленные типы пунктуационного оформления. Из 100 текстов корпуса Тип 1 обнаруживается в пяти текстах (П-8, П-12, П-26, П-68, П-69). В трех из них используется только ТОЧКА; в двух текстах используется только запятая. Относительная частота варьируется от 0,05 до 0,25. ТОЧКА и запятая употребляются здесь для относительно равномерного разграничения текста на предложения и иногда на темы.
К Типу 2 относятся двенадцать текстов корпуса (П-2, П-10, П-11, П-31, П-32, П-44, П-46, П-51, П-54, П-60, П-67, П-89). Обязательным знаком во всех текстах является ТОЧКА. Однократное употребление в некоторых текстах других знаков (скобки, кавычки) признается случайным, не влияющим существенно на общее пунктуационное оформление. Относительная частота варьируется от 0, 042 до 0,19. ТОЧКА употребляется, в основном, для выщеления предложений и тематических блоков, она также может употребляться в некоторые позициях запятой и двоеточия. Для выделения предложений и тем используется также дополнительный знак - стык абзацев (в редких случаях
межстрочный пробел), который еще служит для выделения начала и конца письма
Тип 3 представлен в корпусе девятью текстами (П-22, П-29, П-33, П-39, П-50, П-61, П-71, П-82, П-90). Относительная частота употребления пунктуационных знаков варьируется в них от 0, 006 до 0,03. В шести текстах используется ТОЧКА, в трех текстах - запятая. ТОЧКА и запятая употребляются в данных текстах спорадически, как правило, в нормативной функции. Маркируются начало/конец предложения и однородные члены предложения.
Тип 4 реализуется в двенадцати текстах корпуса (П-9, П-16, П-19, П-40, П-53, П-57, П-58, П-62, П-65, П-72, П-77, П-97). В одиннадцати из них используется ТОЧКА, и в одном - запятая. Относительная частота варьируется от 0,004 до 0,038. ТОЧКА и запятая спорадически выделяют предложения. В текстах используются также дополнительные знаки («стык абзацев», увеличенный пробел на строке, изменение поля текста), служащие, как правило, для выделения предложений и тем.
Тип 5 встречается в семи письмах (П-4, П-13, П-14, П-23, П-56, П-75, П-86). Во всех текстах присутствуют и ТОЧКА, и запятая. В четырех из них фиксируется употребление и других основных знаков: точки с запятой, двоеточия, скобок, кавычек, восклицательного знака. Относительная частота употребления пунктуационных знаков варьируется от 0, 08 до 0,16. ТОЧКА используется в данных текстах для регулярного членения текста на предложения, запятая и другие основные знаки - для менее регулярного внутрифразового членения.
Самый продуктивный в корпусе - Тип 6. Он реализуется в 30 текстах (П-1, П-3, П-7, П-18, П-20, П-25, П-27, П-30, П-35, П-42, П-45, П-48, П-52, П-59, П-63, П-64, П-73, П-76, П-79, П-80, П-81, П-83, П-85, П-88, П-91, П-93, П-94, П-95, П-100). Относительная частота употребления пунктуационных знаков варьируется от 0,08 до 0,26. ТОЧКА используется для относительно регулярного маркирования начала и конца предложений. Нередко в одном тексте встречаются все варианты этого знака. Другими достаточно заметными функциями ТОЧКИ являются - выделение части предложения в самостоятельное предложение (парцелляция) и разделение главного и придаточного предложения (функция запятой). В данных текстах широко используется запятая, служащая, в основном, для разграничения предложений, указания на придаточное предложение и однородные члены; нередко она ставится также перед уточнением. Отмечаются, кроме того, «интонационные» запя-
тые, поставленные в позициях, где по правилам русского правописания знаков быть не должно. Кроме ТОЧКИ и запятой, в текстах спорадически употребляются и другие знаки - восклицательный знак, тире, кавычки, скобки, точка с запятой, двоеточие. При этом тире, точка с запятой и восклицательный знак используются в функции других знаков. Основным дополнительным знаком является недописанная строка. Она служит, как правило, для выделения начальных и конечных фраз (и частей фраз) письма и для указания на конец отдельной темы в середине текста.
Тип 7 представлен в корпусе пятью текстами (П-5, П-28, П-47, П-74, П-96). В трех из них, кроме ТОЧКИ и запятой, присутствуют другие основные знаки: тире, скобки, кавычки. Пунктуация используется, в основном, нерегулярно. Относительная частота варьируется от 0, 03 до 0,07. Реализация этого типа в корпусе характеризуется спорадическим использованием ТОЧКИ и запятой для выделения предложений и других основных знаков для редкого внутрифра-зового членения.
Тип 8 обнаруживается в 15 текстах (П-15, П-17, П-24, П-34, П-36, П-37, П-38, П-55, П-66, П-70, П-78, П-84, П-87, П-92, П-99). Относительная частота употребления пунктуационные знаков варьируется от 0,016 до 0,075. Для текстов корпуса, представляющих этот тип, характерно спорадическое употребление ТОЧКИ и запятой на границе между предложениями. Тексты отличаются бедным внутрифразовым и абзацным членением. Кроме ТОЧКИ и запятой, в них встречаются скобки, кавычки, восклицательный знак, тире, двоеточие и точка с запятой. Тире, двоеточие и точка с запятой нередко ненормативно употребляются в функциях других знаков. Самый частотный дополнительный знак - недописанная строка - служит для указания начальные или конечные фраз письма и иногда на конец темы в середине письма. Редко встречаются также дополнительные знаки - увеличенный межстрочный пробел, подчеркивание и изменение поля текста.
Самый непродуктивный тип пунктуационного оформления в корпусе - Тип 9, реализуется всего в двух текстах (П-21, П-43). В текстах нет знаков препинания. В одном письме употребляется дополнительный знак «изменение поля текста», в другом - знак «стык абзацев» (вариант недописанная строка). Дополнительные знаки служат, в основном, для маркирования композиционные частей письма.
Тип 10 представлен в корпусе тремя текстами (П-6, П-41,
П-49), для которых характерно полное отсутствие каких-либо пунктуационных средств.
Таково распределение выделенных типов пунктуационного оформления в рассматриваемом корпусе. Следующим шагом исследования должно быть выявление и подробное описание функций, в которых употребляются в текстах корпуса пунктуационные знаки. Предварительно можно отметить следующее. Малограмотные авторы наиболее «чувствительны» к пунктуационным ситуациям: «начало/конец предложения», «однородность членов предложения» и «уточнение», а также к текстовым позициям начала и конца письма. Во многих текстах с помощью пунктуационных знаков выделяются отдельные темы.
В исследуемом корпусе писем можно заметить иерархию нормативности употребления пунктуационных знаков. Почти всегда в нормативной функции употребляется ТОЧКА, восклицательный знак, скобки и кавычки. Менее нормативным употреблением отличается запятая. И самая большая путаница возникает в употреблении «сложных» знаков: точки с запятой, тире, двоеточия.
Примечания
10
11 12
Первая часть корпуса опубликована в предыдущем томе журнала, вторая часть будет опубликована в следующем томе.
Правила русской орфографии и пунктуации: Утверждены Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.- М.: Учпедгиз, 1956.
ШварцкопфБ.С. Современная русская пунктуация: Система и ее функционирование. М.: Наука, 1988.С.10.
РозентальД.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Айрис-пресс, 2006. С.151.
Щерба Л.В. Теория русского письма. - Л.: Наука, 1983. С.150. Панов М.В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.:Наука, 1964.С.162-163. Пример взят из первой части корпуса, опубликованной ранее (П-18) Пример взят из первой части корпуса (П-6)
Примеры текстов, в которых используется один основной знак, см. в публикации писем в следующем томе журнала (П-61 - используется только запятая, П-69 - используется только вариант ТОЧКИ). Волгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник. М.: Высшая школа, 2003. С. 389. Шварцкопф Б.С. Указ. соч. С.27. Там же. С. 34.
1
2
3
4
13 ЧеховА.П. Собрание сочинений. Т. 12: Письма 1893-1904. М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1957.
14 ВолошинМ.А. Из литературного наследия. Т.1. СПб.: Наука, 1991.
15 Вавилов Н.И. Из эпистолярного наследия, 1929-1940 гг. М.: Наука, 1987.
16 Николай Иванович Вавилов: Научное наследие в письмах: Международная переписка. T.V:1936-1937. М.: Наука, 2002.
17 Твардовский А.Т. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.6. Письма (19321970). М.: Художественная литература, 1983.
18 ЧуковскийК., ЧуковскаяЛ. Переписка:1912-1969. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
19 Гаспаров М. Л. «Читать меня подряд никому не интересно...»: Письма М.Л. Гаспарова к Марии-Луизе Ботт, 1981-2004 гг. // Новое литературное обозрение. 2006. №77. С.145-259.
20 Пример взят из первой части корпуса (П-8)
21 Пример взят из первой части корпуса (П-5)
22 Термин Б.С. Шварцкопфа.
23 Реформатский А.А. Техническая редакция книги: Теория и методика работы. Л.: Гос. Изд-во Лёгкой Промышленности, 1933. С. 108.
24 ШварцкопфБ.С. Указ. соч. С.66-67, 71.