Научная статья на тему 'Типы повторов и их роль в стих. Евг. Евтушенко "Мы "старые русские"'

Типы повторов и их роль в стих. Евг. Евтушенко "Мы "старые русские" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1819
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / ЛЕКСИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА / АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ / ТИПЫ ПОВТОРОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Минакова Александра Александровна

Анализ стихотворения Евг. Евтушенко "Мы -"старые русские" направлен на выявление и описание различных типов повтора, а также их роли в стихотворном тексте: возможность выражения темы и идеи произведения, участие в построении композиции и раскрытии образа, создание контекстуальных синонимии и антонимии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типы повторов и их роль в стих. Евг. Евтушенко "Мы "старые русские"»

УДК 801.6; 82.085

ББК 81.411.2 - 7

М 61

А. А. Минакова

Типы повторов и их роль в стих. Евг. Евтушенко "Мы - "старые русские"

(Рецензирована)

Аннотация:

Анализ стихотворения Евг. Евтушенко "Мы -"старые русские" направлен на выявление и описание различных типов повтора, а также их роли в стихотворном тексте: возможность выражения темы и идеи произведения, участие в построении композиции и раскрытии образа, создание контекстуальных синонимии и антонимии.

Ключевые слова:

Языковые средства художественной выразительности, лексическое пространство текста, авторские неологизмы, типы повторов.

Поэзия Евг. Евтушенко характеризуется публицистической направленностью, т.е. отражает настроения и перемены в сознании современного поэту общества. Подтверждением этому является стихотворение "Мы - "старые русские" [1: 470], написанное в 1994 г., по своему идейно-тематическому содержанию еще раз

доказывающее, что "поэт в России - больше, чем поэт."

Поскольку литературный текст выступает как произведение словесного творчества, то анализ словесной ткани произведения позволяет глубже понять его содержание, идею. Исследование языка художественного произведения также помогает расшифровать поэтический текст, найти содержащуюся в нем образную информацию.

Анализируемый текст состоит из 143 слов, большая часть которых по своей морфологической характеристике имена существительные, на втором месте в количественном отношении - прилагательные. Преобладание именно этих частей речи подчинено идее стихотворения - раскрыть образ "старых русских" и дать свою интерпретацию этого понятия. Местоимений, встречающихся в поэтическом тексте, мало. Это личные местоимения множественного числа.

Лексический уровень отличается сочетанием нейтральной лексики со стилистически окрашенной (просторечная, разговорная): нашенское "сациви", девка гулящая, запихнуть и т.п. Кроме того, лексика, используемая Евг. Евтушенко в данном стихотворении, характерна для публицистического стиля, поскольку отражает актуальные явления и вещи общественной жизни 90-х гг.: понятие "взятка", название "мафия", клифты от Армани, демократия, интеллигенция.

Евг. Евтушенко не ограничиваясь возможностями общенационального языка, создает свои собственные слова-неологизмы и образует индивидуальные формы, отсутствующие у данных слов в узусе: шатия-братия, купчики-ухари, старосоветские, в честностях. Они возникают из потребности автора найти более выразительное и меткое название для новых актуальных реалий, возникающих в обществе. Причем неологизм старосоветские образует вместе со словом помещички словосочетание, восходящее к названию повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики". Слово старосветские означает "несовременный по образу жизни, патриархальный". Авторский неологизм Евтушенко в своей структуре также имеет сему "несовременный", т. е. относящийся к советскому образу жизни, но, в отличие от гоголевского выражения, не имеет негативной окраски.

Синтаксис стихотворения характеризуется наличием полных предложений, причем количественное соотношение сложных и простых примерно одинаково.

Наряду со всеми перечисленными языковыми средствами, используемыми Евг. Евтушенко для раскрытия идейно-тематического содержания произведения, следует выделить в качестве главного различные типы повторов.

Поскольку повтор прослеживается на всех уровнях языка, традиционно различают повтор фонетический (звуковой), морфологический, лексический, синтаксический и семантический.

Стихотворение насыщено звуковыми повторами. Слова, которые близки по звучанию, выполняют важную смысловую функцию, привлекая внимание читателя. В стихотворении повторяются согласные (ч, с), сочетания звуков (ст, хр, ру): в частностях, в честностях, на челюстях, старые, хребты, хрустнули, русские, сердцах, сокровенной, середочке, селедочке.

Благодаря звуковым повторам создается и "внутренняя" рифма (И. Ковтунова), строящаяся по вертикали: погрязшие - наши; русские - хрустнули; понятие - почитателей; автоматами - в клифтах; парни - Армани. Подобная рифма, строящаяся на основании звуковых соответствий по вертикали, вносит свой вклад в весь ритм стихотворения.

Кроме звукового повтора, можно встретить в стихотворении "Мы - "старые русские": 1) корневой повтор: а) старые, старосоветские, старцы, старушки (повторяется корень -стар-); б) русские, Россия (корень -русс-//-росс-); 2) повтор диминутивных суффиксов: помещички, купчики-ухари, куколка, старушки, кухоньки, селедочке, середочке, новенькие ( -к-//-ик-//-оньк-//-еньк-).

Повтор однокоренных слов выделяет значение корня. На основе этого могут возникать и развертываться текстовые словообразовательные гнезда (в данном случае с вершиной в словах старый, Россия), пронизывающие все произведение в целом. Они служат средством усиления и утверждения главной мысли, а настойчивое повторение одного и того же слова максимально концентрирует на себе внимание.

Повторение слов с диминутивными суффиксами связано с желанием автора "одомашнить" стихотворение, придать тексту форму "кухонного" разговора, а отсюда и определение - "мы старосоветские помещички кухонек тех, где окурки в селедочке ".

Стихотворение насыщено лексическими повторами ключевых слов. Так наблюдается повтор предикативной основы, равный строке и выраженный личным местоимением и существительным с прилагательным: Мы - "старые русские",/ наивно погрязшие в частностях,/ в честностях.//Мы - "старые русские",/ но знайте -/ без нас не получится новой России.

Данный компонент повторяется в стихотворении два раза: в начале и в конце. Такое расположение указывает на то, что лексический повтор выражает тему и идею, а также участвует в построении кольцевой композиции. Кроме того, данная фраза является и заглавием, а как известно, позиция заглавия - это потенциально символическая позиция в словоупотреблении, что может служить "ключом" к пониманию смысла текста. Отсюда следует, что повтор - это текстовое явление, которое обеспечивает внутреннюю целостность макроструктуры текста, а текст, в свою очередь, творится автором на основе его жизненного опыта, является отражением индивидуального мировоззрения.

Необходимо отметить, что в стихотворении "Мы - "старые русские" повторяется не только предикативная основа, но и ее часть, в частности, подлежащее, выраженное личным местоимением мы: Мы - в тайном расцвете и силе./ Мы старцы,/ старушки/ лишь с первого взгляда.

Местоимения обычно противопоставляются остальным частям речи как чисто реляционные слова, лишенные собственного лексического значения. В лирической стихотворной речи личные местоимения субстантивируются.

Анализ словесной ткани этого стихотворения позволяет увидеть, какую трансформацию претерпевает местоимение в поэтическом тексте, приобретая особую содержательность.

Своеобразна семантическая связь оппозиции "мы" - "все" в контексте произведения. Такая оппозиция намечается в середине: Все купчики-ухари,/ вся неблагодарная шатия-братия/ забыли о том, что рождалась в тех кухоньках/ их всех, к сожаленью, породившая демократия. Из этого следует, что "мы" (интеллигенция, старая Россия) противопоставляется "всем", в том числе и новым русским.

Синтаксический повтор, т. е. повтор синтаксических конструкций одной структуры или их частей, также активно используется Евг. Евтушенко. Во всех почти предложениях подлежащее стоит на первом месте. Как правило, синтаксический повтор действует совместно с другими видами повторов, например, со звуковым и лексическим. В результате такого расположения слов возникает особая интонационная конструкция предложения, благодаря чему акцент делается на самом главном.

Необходимо учитывать и противопоставление явного и неявного повторов. "К явному, или материально выраженному, относится фонетический, словообразовательный, лексический, синтаксический повтор. Неявный, или материально не выраженный, повтор предполагает повторение основной семантики слов. Это повтор семантический, который строится на неоднократном употреблении слов, связанных синонимическими, антонимическими, гиперо-гипонимическими отношениями, отношениями семантической производности и несовместимости" [2: 5].

Итак, неявный (семантический) повтор основан на повторении слов, связанных синонимическими и антонимическими отношениями. Можно выделить два синонимических ряда: 1) старые русские, почитатели ямба с хореем, старосоветские помещички, старцы, старушки лишь с первого взгляда; 2) новенькие русские, купчики-ухари, шатия-братия. В то же время выделяются и антонимы (естественно, речь идет о контекстуальных синонимах и антонимах): старые русские - новенькие русские,

старосоветские помещички - купчики-ухари, мы-все. "В семантических повторах могут повторяться не только общеязыковые значения, но и индивидуальный смысл...при повторе определенного слова часто прямое значение сменяется переносным, общеязыковое значение - индивидуальным символическим смыслом. Иначе говоря, семантические отношения между повторяющимися словами соответствуют динамике смысла, участвуют в реализации смыслового движения текста" [3: 350].

Семантический повтор оппозиции "старые" - "новые", выражающий антонимические отношения, актуализирует идею поэта. Произведение, таким образом, строится на основе противопоставления "старого" "новому", причем Евтушенко создает новый фразеологизм -"старые русские"- по аналогии с уже существующим - "новые русские". Это выражение впервые употребил, как известно, американский журналист Хедрик Смит: "так называют российских бизнесменов, банкиров, разбогатевших в конце 80-х - начале 90-х гг. [4: 400]. Евтушенко же по-своему осмысливает феномен "новые русские", создавая свою собственную фразеологию.

Таким образом, в стихотворении "Мы - "старые русские" наблюдаются разные типы повтора, которые являются не только внешней приметой композиционной упорядоченности, но играют основную роль в организации лирического содержания. Анализ текста с этих позиций позволяет понять, что различные типы повторов представляют собой незаменимый стержень, на котором строится текст, а также участвуют в создании индивидуально-авторской картины мира, отражающей характерные явления постперестроечной России, породивших "новых русских" и заставивших заново оценить "старых русских", без которых невозможно построить новой России. В этом ярком противопоставлении в одном понятийном ряду явно проявляется публицистичность поэзии Евг. Евтушенко.

Примечания:

1. Евтушенко Е. Мы - "старые русские"// Евтушенко Е. Первое полное собрание сочинений: в 8 т. Т. 6. 1983-1995. М., 1995.

2. Куликова З.П. Повтор в произведениях М. Цветаевой и Р.М. Рильке как средство гармонизации поэтического текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2007. 21 с.

3. Ковтунова И.И. Функции композиционных повторов в стихах А. Блока // Художественный текст как динамическая система: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 80-летию В.П. Григорьева. М., 2006.

4. Солганик Г.Я. Толковый словарь: Язык газеты, радио, телевидения. М., 2004. 749 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.