Научная статья на тему 'Типы конкурентного поведения старших дошкольников и младших школьников в условиях соревновательной игры'

Типы конкурентного поведения старших дошкольников и младших школьников в условиях соревновательной игры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
802
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОРЕВНОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чеснокова Ольга Борисовна, Тарасова Кристина Сергеевна

Начиная с дошкольного возраста, ребенок неизбежно попадает в ситуацию соревнования и оценочного взаимодействия на основе внешних стандартов в рамках тех деятельностей, в которых он может не чувствовать себя компетентным, но и от выполнения которых он порой не может отказаться. В процессе подготовки к школе дошкольники усваивают относительную ценность своих достижений, поскольку в школе с первых дней предметом социального сравнения и конкурентной борьбы являются учебные способности и академические достижения [4]. Кроме того, дети участвуют в различных соревнованиях за пределами школы, посещая разнообразные секции и кружки. Являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, и в младшем школьном возрасте игра остается важной частью жизни детей [1]. Соревновательные типы игры становятся все более популярными среди младших школьников, позволяя сравнить различные внеакадемические способности и определить свое место в иерархии межличностных отношений [2]. Однако развивающий потенциал соревновательных игр и стратегии поведения детей в конкурентном взаимодействии изучены пока недостаточно. Материалы и методы. В качестве основного методического инструментария использовалась авторская методика диагностики конкурентного поведения младших школьников в условиях соревновательной игры. Первый (вводный) игровой этап не является диагностическим и нацелен на вхождение в соревновательную игровую ситуацию, создание соревновательной мотивации и снятие тревожности. В качестве такой игры используется настольная игра в футбол. В игровой коробке устанавливаются ворота. Для управления игровым мячом каждому участнику предлагается трубочка, в которую необходимо дуть для того, чтобы попасть в ворота соперника, одновременно защищая собственные ворота. Основной этап игры представляет собой модифицированную методику И. Джоржиу, К.Бечио, С. Кловер и У. Кастьело [3] с использованием кубиков Никитина. Детям раздаются образцы рисунков, которые им необходимо собрать из заданного количества кубиков (два или четыре) в горизонтальной или вертикальной ориентации при кооперативной и соревновательной инструкции. В ходе выполнения дети должны сидеть за столом друг напротив друга, у каждого из них имеется половина кубиков, необходимых для образования рисунка. В соответствии с введенными правилами перед ними посередине располагается лист картона игровое поле, с изображением серединной линии, по которой дети должны выкладывать кубики. На заключительном этапе детям задаются вопросы, кто из них победил и какой из вариантов игры они хотели бы повторить еще раз. Обсуждение и результат фиксируются. До начала исследования и после каждому ребенку задается вопрос о его настроении, и для ответа предлагается выбрать пиктограмму, отражающую его состояние: «хорошо», «нормально», «плохо». Поведенческие и эмоциональные проявления ребенка оценивались по заранее выделенным критериям по шкале от 1 до 5 в зависимости от силы выраженности параметра. В апробации методики проводилась при участии 203 детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (110 девочек и 93 мальчика). Средний возраст детей составляет 7,8 лет. Результаты. В ходе проведения исследования и наблюдения за игровым соревновательным взаимодействием детей мы выделили группы детей, которые реализуют продуктивную стратегию конкурентного поведения, и которые испытывают определенные трудности в ситуациях соревновательной игры. Последние могут проявлять тревожно-неуверенный или агрессивно-нетерпеливый типы конкурентного поведения. В таблице представлено распределение детей по выделенным группам. Наблюдение за участниками исследования позволило нам описать особенности игрового взаимодействия детей и выделить типы конкурентного поведения детей в условиях соревновательной игры. Дети, реализующие оптимальный тип конкурентного поведения, отличаются высокой ориентацией на задачу, значительно превосходящей стремление к достижению личностного доминирования над соперником. У них позитивный эмоциональный фон, высокая и богатая эмоциональная выразительность. Они соблюдают правила игры даже в ситуации высокого эмоционального накала и наличия возможности нарушить правила, способны, ориентируясь на изменяющиеся условия игрового процесса, гибко менять свои коммуникативные и конкурентные стратегии. Проявляют высокую эмпатию по отношению к партнеру, с уважением относятся к его переживаниям и проявляют терпение. Дети этой группы могут брать на себя функции лидера и руководить общими процессами в ходе игры, они адекватно оценивают исход соревновательной игры. Одинаково радуются возможности поиграть как в кооперативные, так и в соревновательные игры, предпочтения носят скорее личностный, чем типовой характер. Дети, реализующий эффективный тип конкурентного поведения, успешны в соревновании, к проигрышам относятся как к частным эпизодам, не отражающимся на общем ощущение собственной компетентности. Дети, реализующие тревожно-неуверенный тип конкурентного поведения, склонны ориентироваться на данную им задачу, а не на личностное доминирование. Они способны гибко согласовывать и координировать игровое поведение с изменениями в ситуации соревновательной игры и действиями партнера, но делают это несколько 92 медленнее, чем дети из группы продуктивного типа конкурентного поведения. Дети этой группы досконально соблюдают правила игры, способны долго и терпеливо ждать, пока товарищ справится со своим заданием, но редко предлагают ему свою помощь. Эмоциональный фону у них сниженный, эмоциональная выразительность крайне сдержанная и бедная. Соревновательная мотивация низкая, дети этой группы стараются избегать участия в соревновательных видах деятельности. Они высоко ценят возможность сохранения благополучных отношений с партнером, ценность выигрыша, однако, для них выше, чем для детей из первой группы. Дети этой группы способны адекватно оценить исход игры, но часто колеблются при необходимости назвать победителя. Дети из данной группы не успешны в соревновании, они чаще проигрывают, чем выигрывают, реакции на проигрыши часто носят черты выученной беспомощности, доминирующими эмоциями во время соревнования у них являются волнение и тревога, отличаются робостью и часто медлительностью. Дети, реализующие агрессивно-нетерпеливый тип конкурентного поведения, отличаются доминированием ориентации на личностное превосходство над соперником в игре. Могут также проявлять вербальную и физическую агрессию в ходе игры. Гибкость коммуникативных стратегий и способность координировать свои игровые действия с действием товарища снижены, что в целом говорит о низкой ориентации на партнера по игре. Они могут брать на себя функции лидера, редко сдерживают свои эмоции, эмоциональные проявления яркие и богатые, отличаются импульсивностью. Соревновательная мотивация и ценность победы в соревновании очень высокие, ради выигрыша дети этой группы могут нарушать правила при любой возможности, оказывать давление на партнера и экспериментатора, рисковать благополучием дружественных отношений со сверстниками. Дети данной группы успешны по результатам соревнования, они часто выигрывают, но адекватность оценки исхода игры снижена: в большинстве случаев они называют победителем себя, вне зависимости от реального положения в соревновательной игре, склонны переносить конкурентный тип взаимодействия на кооперацию, продолжая соревноваться, когда условия игры этого не требуют или не предполагают. Заключение Анализ характеристик конкурентного поведения старших дошкольников и младших школьников показал, что дети избирают разные стратегии поведения в соревновании в соответствии со своими личностными особенностями, способностями, имеющимся у них опытом конкурентного взаимодействия и текущей ситуацией соревнования. Соревнование является сложным процессом, результат которого зависит не только от многих компетенций его участников, но и от временного фактора, посторонних обстоятельств и порой случайности. Таким образом, выявление эффективных и неэффективных типов конкурентного поведения не может основываться только на успешности ребенка в результате соревнования, но должно определяться совокупностью процессуальных характеристик. Изучение конкурентного взаимодействия детей на материале соревновательных игр может помочь ответить на вопрос о том, как использовать естественно-возникающие в совместной деятельности детей и специально организуемые взрослыми соревновательные игры для подготовки ребенка к разнообразным по форме соревновательным видам деятельности и к конкурентным взаимоотношениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чеснокова Ольга Борисовна, Тарасова Кристина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типы конкурентного поведения старших дошкольников и младших школьников в условиях соревновательной игры»

Типы конкурентного поведения старших дошкольников и младших школьников в

условиях соревновательной игры

Чеснокова Ольга Борисовна Доцент кафедры возрастной психологии и психологии развития факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова г.Москва, Российская Федерация olgach1234@googlemail. сот Тарасова Кристина Сергеевна Научный сотрудник кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова г.Москва, Российская Федерация ^п$Ипар@Ък. ги

Введение

Начиная с дошкольного возраста, ребенок неизбежно попадает в ситуацию соревнования и оценочного взаимодействия на основе внешних стандартов в рамках тех деятельностей, в которых он может не чувствовать себя компетентным, но и от выполнения которых он порой не может отказаться. В процессе подготовки к школе дошкольники усваивают относительную ценность своих достижений, поскольку в школе с первых дней предметом социального сравнения и конкурентной борьбы являются учебные способности и академические достижения [4]. Кроме того, дети участвуют в различных соревнованиях за пределами школы, посещая разнообразные секции и кружки.

Являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, и в младшем школьном возрасте игра остается важной частью жизни детей [1]. Соревновательные типы игры становятся все более популярными среди младших школьников, позволяя сравнить различные внеакадемические способности и определить свое место в иерархии межличностных отношений [2]. Однако развивающий потенциал соревновательных игр и стратегии поведения детей в конкурентном взаимодействии изучены пока недостаточно.

Материалы и методы

В качестве основного методического инструментария использовалась авторская методика диагностики конкурентного поведения младших школьников в условиях соревновательной игры.

Первый (вводный) игровой этап не является диагностическим и нацелен на вхождение в соревновательную игровую ситуацию, создание соревновательной мотивации и снятие тревожности. В качестве такой игры используется настольная игра в футбол. В игровой коробке устанавливаются ворота. Для управления игровым мячом каждому участнику предлагается трубочка, в которую необходимо дуть для того, чтобы попасть в ворота соперника, одновременно защищая собственные ворота.

Основной этап игры представляет собой модифицированную методику И. Джоржиу, К.Бечио, С. Кловер и У. Кастьело [3] с использованием кубиков Никитина.

Детям раздаются образцы рисунков, которые им необходимо собрать из заданного количества кубиков (два или четыре) в горизонтальной или вертикальной ориентации при кооперативной и соревновательной инструкции. В ходе выполнения дети должны сидеть за столом друг напротив друга, у каждого из них имеется половина кубиков, необходимых для образования рисунка. В соответствии с введенными правилами перед ними посередине располагается лист картона - игровое поле, с изображением серединной линии, по которой дети должны выкладывать кубики.

На заключительном этапе детям задаются вопросы, кто из них победил и какой из вариантов игры они хотели бы повторить еще раз. Обсуждение и результат фиксируются.

До начала исследования и после каждому ребенку задается вопрос о его настроении, и для ответа предлагается выбрать пиктограмму, отражающую его состояние: «хорошо», «нормально», «плохо».

Поведенческие и эмоциональные проявления ребенка оценивались по заранее выделенным критериям по шкале от 1 до 5 в зависимости от силы выраженности параметра.

В апробации методики проводилась при участии 203 детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (110 девочек и 93 мальчика). Средний возраст детей составляет 7,8 лет.

Результаты

В ходе проведения исследования и наблюдения за игровым соревновательным взаимодействием детей мы выделили группы детей, которые реализуют продуктивную стратегию конкурентного поведения, и которые испытывают определенные трудности в ситуациях соревновательной игры. Последние могут проявлять тревожно-неуверенный или агрессивно-нетерпеливый типы конкурентного поведения. В таблице представлено распределение детей по выделенным группам.

Табл. 1. Распределения участников по группам, согласно типу конкурентного поведения в условиях соревновательной игры (в процентах)

Всего (%)

Дети готовые к соревнованию 47,8

Дети, не готовые к соревнованию (тревожно-неуверенные) 24,1

Дети, не готовые к соревнованию (агрессивно-нетерпеливые) 28,1

Наблюдение за участниками исследования позволило нам описать особенности игрового взаимодействия детей и выделить типы конкурентного поведения детей в условиях соревновательной игры.

Дети, реализующие оптимальный тип конкурентного поведения, отличаются высокой ориентацией на задачу, значительно превосходящей стремление к достижению личностного доминирования над соперником. У них позитивный эмоциональный фон, высокая и богатая эмоциональная выразительность. Они соблюдают правила игры даже в ситуации высокого эмоционального накала и наличия возможности нарушить правила, способны, ориентируясь на изменяющиеся условия игрового процесса, гибко менять свои коммуникативные и конкурентные стратегии. Проявляют высокую эмпатию по отношению к партнеру, с уважением относятся к его переживаниям и проявляют терпение. Дети этой группы могут брать на себя функции лидера и руководить общими процессами в ходе игры, они адекватно оценивают исход соревновательной игры. Одинаково радуются возможности поиграть как в кооперативные, так и в соревновательные игры, предпочтения носят скорее личностный, чем типовой характер. Дети, реализующий эффективный тип конкурентного поведения, успешны в соревновании, к проигрышам относятся как к частным эпизодам, не отражающимся на общем ощущение собственной компетентности.

Дети, реализующие тревожно-неуверенный тип конкурентного поведения, склонны ориентироваться на данную им задачу, а не на личностное доминирование. Они способны гибко согласовывать и координировать игровое поведение с изменениями в ситуации соревновательной игры и действиями партнера, но делают это несколько

медленнее, чем дети из группы продуктивного типа конкурентного поведения. Дети этой группы досконально соблюдают правила игры, способны долго и терпеливо ждать, пока товарищ справится со своим заданием, но редко предлагают ему свою помощь. Эмоциональный фону у них сниженный, эмоциональная выразительность крайне сдержанная и бедная. Соревновательная мотивация низкая, дети этой группы стараются избегать участия в соревновательных видах деятельности. Они высоко ценят возможность сохранения благополучных отношений с партнером, ценность выигрыша, однако, для них выше, чем для детей из первой группы. Дети этой группы способны адекватно оценить исход игры, но часто колеблются при необходимости назвать победителя. Дети из данной группы не успешны в соревновании, они чаще проигрывают, чем выигрывают, реакции на проигрыши часто носят черты выученной беспомощности, доминирующими эмоциями во время соревнования у них являются волнение и тревога, отличаются робостью и часто медлительностью.

Дети, реализующие агрессивно-нетерпеливый тип конкурентного поведения,

отличаются доминированием ориентации на личностное превосходство над соперником в игре. Могут также проявлять вербальную и физическую агрессию в ходе игры. Гибкость коммуникативных стратегий и способность координировать свои игровые действия с действием товарища снижены, что в целом говорит о низкой ориентации на партнера по игре. Они могут брать на себя функции лидера, редко сдерживают свои эмоции, эмоциональные проявления яркие и богатые, отличаются импульсивностью. Соревновательная мотивация и ценность победы в соревновании очень высокие, ради выигрыша дети этой группы могут нарушать правила при любой возможности, оказывать давление на партнера и экспериментатора, рисковать благополучием дружественных отношений со сверстниками. Дети данной группы успешны по результатам соревнования, они часто выигрывают, но адекватность оценки исхода игры снижена: в большинстве случаев они называют победителем себя, вне зависимости от реального положения в соревновательной игре, склонны переносить конкурентный тип взаимодействия на кооперацию, продолжая соревноваться, когда условия игры этого не требуют или не предполагают.

Заключение

Анализ характеристик конкурентного поведения старших дошкольников и младших школьников показал, что дети избирают разные стратегии поведения в соревновании в соответствии со своими личностными особенностями, способностями, имеющимся у них опытом конкурентного взаимодействия и текущей ситуацией соревнования. Соревнование является сложным процессом, результат которого зависит не только от многих компетенций его участников, но и от временного фактора, посторонних обстоятельств и порой случайности. Таким образом, выявление эффективных и неэффективных типов конкурентного поведения не может основываться только на успешности ребенка в результате соревнования, но должно определяться совокупностью процессуальных характеристик. Изучение конкурентного взаимодействия детей на материале соревновательных игр может помочь ответить на вопрос о том, как использовать естественно-возникающие в совместной деятельности детей и специально организуемые взрослыми соревновательные игры для подготовки ребенка к разнообразным по форме соревновательным видам деятельности и к конкурентным взаимоотношениям.

Литература:

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. — М.: Издательство

«Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология

развития. - СПб: Питер, 2001. - 512 с.

3. Georgiou, I., Becchio, C., Glover, S., Castiello, U. Different action patterns for cooperative and competitive behaviour. Cognition. 2007. Vol. 102. Pp. 415-433.

4. Glasser, W. Schools without failure. New York: Harper & Row, 1969, 236 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.