Научная статья на тему 'Типы и виды современных молодежных организаций'

Типы и виды современных молодежных организаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
16688
1518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гуляева Т. В.

В настоящее время неформальные объединения молодежи явля-ются одним из эпицентров общественного внимания. В статье рас-сматриваются типы и виды объединений молодежи. Типология моло-дежных групп представлена в многообразии подходов к классификации неформальных молодежных организаций. Предложенная И.П. Башкато-вым классификация выявляет социально-психологические особенности молодежных групп. Типология П.Е. Сидорова, А.В. Нелидова значима с точки зрения социально-педагогической профилактики. И.Я. Полонский предлагает классификацию молодежных групп по социальной направ-ленности. И.Ю. Сундиев классифицирует неформальные молодежные объединения по ведущему мотиву их деятельности. В настоящее время все направления типологизации и классификации молодежных неформальных групп представляют научный интерес, однако в целом ни одна из предложенных классификаций и типологий не может счи-таться удовлетворительной во всех отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типы и виды современных молодежных организаций»

УДК 061.213

ТИПЫ И ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Т.В. Гуляева, Дальрыбвтуз, Владивосток

В настоящее время неформальные объединения молодежи являются одним из эпицентров общественного внимания. В статье рассматриваются типы и виды объединений молодежи. Типология молодежных групп представлена в многообразии подходов к классификации неформальных молодежных организаций. Предложенная И.П. Башкатовым классификация выявляет социальнопсихологические особенности молодежных групп. Типология П.Е. Сидорова, А.В. Нелидова значима с точки зрения социальнопедагогической профилактики. И.Я. Полонский предлагает классификацию молодежных групп по социальной направленности. И.Ю. Сундиев классифицирует неформальные молодежные объединения по ведущему мотиву их деятельности. В настоящее время все направления типологизации и классификации молодежных неформальных групп представляют научный интерес, однако в целом ни одна из предложенных классификаций и типологий не может считаться удовлетворительной во всех отношениях.

Молодежные объединения представлены в специальной литературе и общественном сознании разными понятиями: неформальное объединение подростков и молодежи, уличная группировка, стихийная группа, дворовая компания, подростковая субкультура и др. Данный факт свидетельствует как о разных объектах изучения, так и о различии в подходах к исследованию и взаимодействию с молодежными объединениями. Отсюда и разнообразие в определениях.

Л.А. Радзиховский определяет неформальное молодежное объединение (НМО) как «социально-психологическое явление представляющее собой попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются в подростковом и юношеском возрастах, в течение того периода, когда они постепенно входят в самостоятельную жизнь в современных конкретно-исторических условиях». Другие исследователи (К.Е. Игошев и Г.М. Миньковский) рассматривают неформальные молодежные объединения как общность, состоящую из подростков и лиц молодого возраста и характеризуемую рядом неотъемлемых признаков, таких, как «возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей

(самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка); относительная устойчивость, высший уровень включения индивида в функционирование общности, определенная иерархия; выраженные особенности (или система) мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к окружающей среде, стереотипов поведения; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности».

В работах А.С. Запесоцкого, А.П. Файна и других НМО рассматривается как группа людей, имеющих общую деятельность, специфическую систему ценностей и связанную с ней модель поведения; выразительную систему атрибутов; стиль общения, определяемый сюжетом, ритуалами принятия новичков, посвящения, исключения, особенностями ролевого поведения. Нет единства и в истолковании понятия «молодежная субкультура». В работах С. Фриса «субкультура - это социальная, этническая или экономическая группа с особым собственным характером в пределах общей культуры общества». А.В. Мудрик определяет «субкультуру» как совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, вкусов), влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они». К признакам субкультуры он относит ценностные ориентации, нормы поведения, взаимодействия, взаимоотношений, статусную структуру, предпочитаемые источники информации, эстетические пристрастия, жаргон, фольклор. Выдвижение в качестве основного критерия субкультуры принадлежность к некоторой социальной группе (этнической, профессиональной, возрастной) вызывает обоснованную критику. Данный критерий, с одной стороны, недостаточно содержателен, а с другой - неправомерно уравнивает разные «по масштабу» субкультуры. Существует многообразие подходов к классификации молодежных групп, объединений. Так, И.П. Башкатов считает, что способом выявления социально-психологических особенностей групп является анализ асоциально-криминальной деятельности. Отсюда в основу типизации групп положены соответствующие критерии: совокупный асоциальный опыт и мотивы асоциальной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Классификация неформальных групп несовершеннолетних правонарушителей (по И.П. Башкатову)

Тип групп Вид групп Характеристика Виды правонаруше ний

Социаль- но-ней- тральные (озорные) Территориаль ные группы, дворовые, уличные Взаимоотношения не опосредуются или в малой степени опосредуются совместной деятельностью. Низкий уровень организованности, Порча имущества, вымогательст во денег у

группы объединен ия компании подготовленности к групповой деятельности. Отсутствие внутригрупповой структуры. Нормы и ценности существуют на личном уровне. Доминирование интимноличностного общения младших и сверстников, драки

Асоциальн ые (предкрим инальные) группы подражани я «Фанаты», «панки», «хиппи», «рокеры», «металлисты» Наличие групповых асоциальных ценностей и норм. Доминирование интимно-личностного общения на основе специфической направленности. Взаимоотношения опосредуются совместной деятельностью. Наличие особого стиля жизни сленга. Элементы групповой иерархии, лидерства. Средний уровень сплоченности, организованности. Ситуативный характер асоциальных действий. Отсутствие криминогенной направленности

Неустойчив ые криминаль ные (антиобщес твенные) группы Подростковые банды (гэнги), наркоманы (токсикоманы), попрошайки, бродяги, воры, насильники Неустойчивость группы, Элементы планирования преступлений. Выраженность элементов криминальной субкультуры. Определенная подготовленность к совершению правонарушений. Элементы групповой поруки. Скрытая криминогенная направленность

Устойчивы е криминаль ные (преступн ые) группы Криминальны е группировки (шайки, банды) Строгое следование криминальным традициям, нормам, «законам». Господство криминальной субкультуры. Стабильность состава групп. Тщательное планирование преступлений. Четкая оргструктура, жесткая зависимость, групповая порука. Наличие опытного лидера-организатора. Взаимоотношения опосредуются совместной преступной деятельностью Разбой, грабежи, насилие, вымогательст во

Предлагаемая ниже типология (П.Е. Сидоров, А.В. Нелидов) значима с точки зрения социально-педагогической профилактики и основывается на двух основных критериях: ведущей деятельности группы и того социума, в котором она реализуется.

- Криминальная группа как сложившееся сообщество, отличающаяся устойчивым составом и развитыми факторами групповой динамики.

- Дворовые асоциальные группы. Отличаются наибольшим разнообразием в связи с различием в ведущих деятельностях: группы «бизнеса»; «азартных игр»; досуговые; группы психосексуального

общения; захвата, удержания и доминирования на «своей» территории; хулиганские группы; общего девиантного поведения - хулиганства, воровства и уходов из дома.

- Группы протеста против социума и взрослых, группы подростковых компенсаторных и гиперкомпенсаторных реакций и деятельностей на этой основе.

- Группы совместного наркоманического поведения: алкогольные, наркотические, токсикоманические.

- Группы, реализующие (сублимирующие) психопатические

тенденции участников: склонность к агрессии и насилию,

попрошайничество, суицидальное поведение.

- Школьные асоциальные группы. Выделяются на основании различных видов деятельности: доминирование над сверстниками, на «территории», принудительное отбирание денег, компенсаторное, гиперкомпенсаторное и протестное поведение в связи с развивающейся педагогической запущенностью, внутришкольное девиантное поведение - хулиганство и воровство.

И.Я. Полонский, различая организованный школьный коллектив и стихийное общение молодежи, среди характеристик стихийной группы выделял следующие: склонность к самоизоляции, крайнему

обособлению от взрослых, узкогрупповую мораль, которая в искаженном виде представляет «взрослые» ценности, столь желанные для молодых людей. Критерий социальной направленности лег в основу предложенной им классификации. И.Я. Полонский выделяет три типа групп:

- просоциальные, или социально-положительные;

- асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей;

- антисоциальные - социально отрицательные группы.

Критериями вторичной классификации для исследователей служат

такие характеристики, как место формирования (город или деревня, определенные районы города и т.п.) и степень открытости групп (открытые, полузакрытые, закрытые).

И.Ю. Сундиев в своей работе «Анатомия неформальных объединений (типология и характеристика)» классифицирует неформальные объединений по ведущему мотиву их деятельности. Он считает, что между разнородными, очень не похожими друг на друга группами, объединениями молодежи есть нечто общее: все они являются различными формами социальной, культурной, политической «самодеятельности - как способа саморазвития, самоутверждения, самореализации, определяемого спецификой социальных, экономических, психологических и прочих условий... самодеятельности, имеющей достаточно сложную структуру, различные условия, на которых реализуются модели саморазвития и самореализации, соответствующие конкретным особенностям молодых людей, входящих в конкретные группы и объединения».

Автор выделяет следующие разновидности неформальной самодеятельности:

I. Агрессивная самодеятельность: базируется на наиболее

примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе силы. Простота (примитивизм), наглядность самоутверждения в данной форме придают ей живучесть и особую популярность в среде подростков и лиц молодого возраста с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития. Психология группы основывается на резком противопоставлении «мы - они». Для подобных групп характерна жесткая иерархическая структура. Основные правила поведения:

- Я и моя группа - самые лучшие. Кто в этом сомневается, тот враг (правило амбиции).

- Если есть возможность продемонстрировать свою силу, не упускай ее (правило силы).

- В столкновении с другими группами должны участвовать все (правило круговой поруки).

- Проявляя жестокость по отношению к «чужим», ты не дашь оснований сомневаться в твоей силе и преданности «своим» (правило отвода агрессии).

Наиболее распространенная форма агрессивной самодеятельности - «дворовые команды», т.е. группы подростков, охраняющие «свою территорию» и совершающие периодические «набеги» на территорию соседей.

Выделяются следующие варианты этой формы самодеятельности:

Контроль территории. Старшие представители «дворовых команд» (14-17 лет), кроме эмоциональной разрядки и физического удовольствия, используют идею «территориальности» для получения «экономического эффекта» - взимание платы за «проход по территории», «визит на территорию» и т.п. Логическое развитие этой формы - группы типа казанских «моталок» (вхождение в преступную среду).

Защита клуба. Для старших подростков границы двора, квартала становятся тесными, они ищут новый объект «защиты», т.е. новую «команду». Как правило, этим объектом становится спортивный клуб («Спартак», «Динамо»), а агрессия выливается в форме «боления» и стычек с «фанатами» других клубов.

Защита идеи. Чем старше возраст, тем чаще обоснование агрессии мотивируется как необходимость «непримиримой борьбы с проводниками определенных идей и образа поведения». Осуществляется эта борьба в форме насильственных акций (избиения, грабежи, групповые драки). Это «люберы» и другие группы «чистильщиков», «дворников» и т.п.

В последнее время появились разнородные и разновозрастные группы - носители идей неофашизма, автократии, шовинизма, национализма всех оттенков

II. Эпатажная самодеятельность: в ее основе вызов сложившимся нормам, канонам, правилам, мнениям как в наиболее простых областях жизни - одежде, прическе, так и в более сложных - искусстве, науке. Психологическое содержание эпатажа - вызов на себя агрессии со стороны других лиц и официальных органов, чтобы тебя «заметили». Целью эпатажной самодеятельности может быть как подтверждение принадлежности к элитарной группе, так и претензии на образование «новой» элиты. Для современных подростков внешний эпатаж - часто наиболее доступная (по уровню развития, психологическому складу, социальным возможностям) форма самоутверждения, а также попытка найти адекватную среду общения. Именно этим и объясняется продолжительность существования панк-стиля, популярность атрибутики хэви-металл.

III. Альтернативная самодеятельность: характеризуется

выработкой альтернативных моделей поведения, форм проведения досуга, статических норм, образа жизни, общепринятым, официальным, рекомендуемым моделям, что является отличительной чертой всего современного «неформалитета». Вместе с тем для ряда неформальных групп, объединений ориентация на альтернативную самодеятельность становится самоцелью, реализуясь в выработке норм и ценностей контркультуры, не просто отличающихся от общепринятых в том или ином аспекте, но и системно противостоящих ему в основных сферах жизнедеятельности,

IV. Социальная самодеятельность - нацелена на решение конкретных социальных проблем, стоящих перед различными по своей численности и направленности группами:

- экологическое движение (в защиту окружающей среды как в отдельных регионах, так и в целом по стране);

- экокультурные движения (в защиту культурной среды);

- этнокультурные движения (за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия различных социальных инициатив);

- интернационалистическое движение (задача - воспитание молодежи в духе дружбы и братства народов и национальностей путем конкретных акций);

- движение взаимной поддержки (среди инвалидов, воинов-интернационалистов, бывших алкоголиков и наркоманов, испытывающих сходные сложности в адаптации к типичной социальной среде);

- движение милосердия (за оказание добровольной помощи лицам, остро нуждающимся в ней: престарелым, детям-сиротам, инвалидам).

Все вышеперечисленные движения социальной самодеятельности возникают именно там, где деятельность государственных органов и формализованных общественных организаций наименее эффективна.

V. Политическая самодеятельность: направлена на изменение политической ситуации и политических условий в стране в соответствии с идеями, провозглашаемыми конкретной группой. Сегодня это

наиболее динамичная часть неформального движения, ситуация здесь меняется быстро. Вот некоторые из действующих в настоящее время объединений:

- молодежные объединения в поддержку перестройки;

- правозащитное движение;

- движение политического самообразования.

В работе казанских исследователей предложена попытка классификации подростково-молодежных субкультур по ведущим ценностным устремлениям их носителей и отчасти, способу реализации данных ценностей (табл. 2).

Таблица 2

Классификация субкультур по ведущим ценностям и устремлениям

Тип субкультуры Направленность Конкретные субкультуры

Романтико- эскапистские Расширение границ повседневности традиционного образа жизни, «бегство» из этого мира Хиппи, идеанисты, толкиенисты

Гедонистско- развлекательные Получение удовольствий, поиск развлечений Рейверы, рэпперы, металлисты

Радикально- деструктивные (анархо- нигилистические) Отрицание существующих социальных норм, стремление к переустройству общества Анархисты, панки

Промежуточную позицию (согласно данной классификации) занимают «фанаты» и «байкеры», которые с точки зрения ценностных ориентации могут быть отнесены ко второй группе (гедонистско-развлекательные), а принимая во внимание асоциальные проявления - к третьей (полуделинквентные). Однако в целом ни одна из предложенных классификаций и типологий не может считаться удовлетворительной во всех отношениях. Реальность оказывается сложнее всяческих схем.

Библиографический список

1. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. М., 2001.

2. Косарецкая С.В., Синягина Н.Ю. О неформальных объединениях молодежи. М., 2004.

3. Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л.А. Ретуш. СПб., 2001.

4. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.

5. Щепанская Т.Б. Антропология молодежного активизма // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / Ред. В.В. Костюшев. СПб., 1999.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.