Научная статья на тему 'Типы и формы обращения религиозных неофитов (современное прочтение философии У. Джеймса)'

Типы и формы обращения религиозных неофитов (современное прочтение философии У. Джеймса) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Джеймс У. / религиозное обращение / типы и формы обращения / внезапное и постепенное обращение / волевой и безвольный тип / James W. / religious conversion / types and forms of conversion / sudden and gradual conversion / volitional and weak-willed type

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фроленкова И.Ю.

Статья посвящена феномену религиозного обращения. Проанализированы типы и формы обращения современных религиозных неофитов. Большое внимание в статье было обращено к творчеству известного американского философа и психолога У. Джеймса. На основе исследования было выделено два типа религиозного обращения: волевой (сознательный или активный) и безвольный (пассивный или подсознательный) тип духовного возрождения. Концепция постепенного и внезапного обращения У. Джеймса была рассмотрена в статье в новой интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types and forms of conversion of religious neophytes (modern reading of the philosophy of W. James)

The article is devoted to the phenomenon of religious conversion. The types and forms of conversion of modern religious neophytes are analyzed. Much attention in the article was paid to the work of the famous American philosopher and psychologist W. James. On the basis of the study, two types of religious conversion were identified: volitional (conscious or active) and weak-willed (passive or subconscious) type of spiritual revival. The concept of a gradual and sudden conversion of W. James was considered in the article in a new interpretation.

Текст научной работы на тему «Типы и формы обращения религиозных неофитов (современное прочтение философии У. Джеймса)»

Фроленкова И.Ю.

Аспирант кафедры государственно-конфессиональных отношений.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Типы и формы обращения религиозных неофитов (современное прочтение философии У. Джеймса)*

Аннотация. статья посвящена феномену религиозного обращения. Проанализированы типы и формы обращения современных религиозных неофитов. Большое внимание в статье было обращено к творчеству известного американского философа и психолога У. Джеймса. на основе исследования было выделено два типа религиозного обращения: волевой (сознательный или активный) и безвольный (пассивный или подсознательный) тип духовного возрождения. Концепция постепенного и внезапного обращения У. Джеймса была рассмотрена в статье в новой интерпретации.

Ключевые слова: Джеймс У., религиозное обращение, типы и формы обращения, внезапное и постепенное обращение, волевой и безвольный тип.

Frolenkova I.U.

Graduate student of the Department of State-Confessional Relations. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).

Types and forms of conversion of religious neophytes (modern reading of the philosophy of W. James)

Abstract. The article is devoted to the phenomenon of religious conversion. The types and forms of conversion of modern religious neophytes are analyzed. Much attention in the article was paid to the work of the famous American philosopher and psychologist W. James. On the basis of the study, two types of religious conversion were identified: volitional (conscious or active) and weak-willed (passive or subconscious) type of spiritual revival. The concept of a gradual and sudden conversion of W. James was considered in the article in a new interpretation.

Key words: James W., religious conversion, types and forms of conversion, sudden and gradual conversion, volitional and weak-willed type.

исследователи подчёркивают, что существует достаточно много причин, по которым люди или приходят к новой вере, или отходят от старой [5, с. 24-29]. они зависят от того, что ищет данный

индивид или на что он готов отозваться; от того, что та или иная религия может ему предложить. Человека в процессе обращения что-то «подталкивает», куда-то «тянет», происходит борьба и

* © фроленкова и.Ю., 2022.

Типы и формы обращения религиозных неофитов (современное прочтение философии У. Джеймса)

столкновение мотивов, которые зачастую не осознаются или не до конца понимаются им самим. Люди, ставшие членами современных нРД, часто верят в то, что вступление в движение принесло им некоторую пользу. они могут чувствовать, как углубляются их отношения с Богом, или они до этого чувствовали себя полными ничтожествами в обществе и движение освободило их от этого мироощущения, в котором они приобрели чувство самоуважения, или им нравится атмосфера братства и ощущение безопасности, или им может импонировать нонконформизм в идеологии движения и т.п. [1, c. 21-22]

но чаще всего, причинами стремления к обновлению личности служит сочетание поиска смысла жизни и познания самого «себя». Движение указало им на цель жизни, когда всё выглядело бессмысленным. Причём, как показывают исследования, это стремление первоначально носит латентный, неосознанный характер. Религиозная природа у многих адептов движения проявляется не сразу. скорее всего, они хотят что-то улучшить в себе, нежели вступить в контакт с Богом или изменить мир, по крайней мере, в первое время. их мотивы до этого часто неизменно были связаны с самосовершенствованием, улучшением личных отношений или большим успехом в достижении целей. Редко кто упоминает какие-либо религиозные цели посещения занятий по трансцендентальной медитации, холо-тропном дыхании или занятия дианетикой. А некоторые движения (к примеру, New Age) вообще не указывают на религиозные цели, придавая значение так называемым духовным аспектам изучения. но в последствие процесс постижения «истины» начинает приобретать религиозный характер [1, с. 25-27]. но чаще всего, стремление к об-

ращению испытывают люди, которые подвержены внешнему внушению или бессознательному подражанию. По большей части это люди следуют чьему-нибудь наставлению или призыву. Джонатан Эдварс, который явился одним из идеологов движения ривайве-лизма в северной Америке во вт. пол. XVIII века, так объяснял это явление:

Правило, воспринятое извне и установленное мнением известной группы людей, имеет очень значительное, хотя для многих индивидуумов и незаметное влияние на их понимание пережитого ими опыта. Мне хорошо известно, как это происходит, потому что я имел случай наблюдать это явление. очень часто переживания этих людей представляются им неясным хаосом чувств и настроений; но зачем в их представлении выдвигаются на первый план те черты, которые более или менее похожи на то, о чём они слышали или что видели у других людей. Эти черты становятся осязательными для их мысли и объединяются в их сознании в одно целое, тогда как другие черты оставляются без внимания и мало-помалу стушёвываются в их сознании. Таким образом их переживания нечувствительно преображаются в их представлении сообразно с теми схемами, которые установились в их уме [Цит. по 2, с. 159].

историю религиозных обращений можно разделить на два типа:

- волевой (сознательный или активный) тип духовного возрождения. он протекает постепенно и состоит в медленном построении, часть за частью, нового здания духовных и нравственных привычек:

Как в человеке, занимающимся спортом, может вдруг проснуться понимание всей прелести и красоты его, так в обращённом иногда сразу просыпается сознание безмерной важности

религии. Если атлет с увлечением занимается спортом и физическими играми, то настанет для него день, когда увлечение настолько овладеет им, что станет сильнее его, - например, тогда, когда он участвует в больших состязаниях. Подобным же образом и музыкант может внезапно достигнуть такого состояния, при котором отпадает всё наслаждение технической стороны искусства, и в некоторые моменты вдохновения он сам становится инструментом, из которого льётся музыка. ... Нечто подобное происходит и в тех религиозных опытах, которые мы изучаем [Цит. по 2, с. 164].

- безвольный (пассивный или подсознательный) тип духовного возрождения, результаты которого внезапно доходят до сознания. Важным условием достижения новых истин является вообще отказ от любых волевых усилий на этот счёт: «Часто душевный мир упорно не приходит до тех пор, пока человек не перестанет стремиться и прилагать усилия, чтобы достичь того, чего он жаждет» [Цит. по 2, с. 164].

Я утверждал, что воля моя будет победительницей; но то, к чему я стремился, свершилось тогда, когда воля моя была сломана», - пишет проф. старбэку одно из тех лиц, к которым он обращался с этим вопросами. Старбэк получал много таких признаний, как следующее: «Я просто сказал: Господи, я сделал всё, что было в моих силах; теперь я уповаю на одного Тебя. и в то же миг великий мир осенил мою душу.

неожиданно мне в голову пришла мысль, что я спасусь, если перестану сам стараться спасти себя и последую за Спасителем: и я освободился от угнетавшего меня бремени.

наконец я перестал противиться и отказался от своей воли, хотя это стоило мне тяжёлой борьбы. Мало-помалу мною овладела уверенность, что я уже

сделал то, что выпало на мою долю, и что теперь Бог сделал то, что может сделать он один .

По мнению Джеймса, старбэк понял самую сущность этого явления, говоря, что напряжением воли человек только крепче привязывает себя своему несовершенному Я. Когда же процессом обращения руководят подсознательные силы (курсив - И.ф), то нарождающееся Я имеет больше возможности приложить свои силы к этому процессу. Вместо того чтобы быть его смутной целью, нарождающееся Я становится в таком случае руководящим центром. Что же остаётся делать человеку?

он должен, - говорит старбэк, - прекратить волевые усилия, безвольно отдаться той силе, которая работает над его возрождением, овладев всем существом его, предоставить её докончить то дело, которое она начала. С этой точки зрения, отказаться от собственных усилий, - значит отдать всего себя новой жизни, сделав её центром своей новой личности, и пережить в своём внутреннем мире ту истину, которую прежде видел только извне [Цит. по 2, с. 166-167].

Современные НРД используют другой метод влияния на подсознание своих адептов для того, чтобы привлечь их в зону своей орбиты или же внушить им свои «непреложные» истины. Это достигается путём «бомбардировки любовью», когда на человека потоком изливаются самые нежные чувства и неустанное внимание, чего неофиту так не хватает в реальной жизни. или же, этот процесс может приобретать и негативный метод влияния, играя на его чувстве вины или собственной греховности. Эти методики направлены на формирование сильной эмоциональной зависимости от членов нРД или от его лидера.

Другим примером современной ме-

тодики, вызывающей вовлечение неофита к НРД, является «подсознательное внушение» или «подсознательное программирование».

Всё вышеизложенное весьма важно для понимания причин появления всё новых адептов НРД в современном мире, всё новых неофитов, стремящихся к обращению во имя получения искомых идеалов. Но, тем не менее, эти причины носят скорее всего поверхностный характер, тогда как понимание причин прихода к вере имеет более глубокие источники.

Обращение в религию (или новую религию) может проходить в разных формах:

1. Постепенное обращение личности.

Пробуждение и обращение неофита в новую веру часто носит постепенный характер, в течение месяцев или даже лет. Зачастую обращённый затрудняется точно определить время, когда он «увидел мир другими глазами»:

Некоторые люди как будто бы подготавливают себя к принятию обычаев движения задолго до того, как впервые слышат о НРД или встречаются с ним воочию. Например, многие из тех, кто вступил в Общество Сознания Кришны, были вегетарианцами задолго до того, как услышали о Кришне.

Многие признают, что они (неофиты. - И.Ф.) приняли свойственный движению образ жизни, прежде чем усвоил его [1, с. 19].

Обращение может сопровождаться при этом ощущением нового жизненного предназначения неофита, которое может граничить с фанатичным отношением к своему новому делу.

Джеймс так описывает это состояние обращённого неофита: «Я не знаю, что делать мне с тем чувством счастья, которое овладело мною сегодня

утром. Оно переполняет мою душу до краёв, мне хочется что-то сделать... Я жду великих дел» [Цит. по 2, с. 393]. «Эта готовность к великим делам и это чувство, что мир, благодаря своему великому смыслу, своей чудесности и т.д., способен произвести их, - пишет он, - представляется мне недифференцированным зародышем всех высших верований. Вера в осуществление наших затаённых личных мечтаний или в величие судеб нашей родины, вера в Провидение, - всё это источником своим имеет именно этот незаметный сангвинический импульс и это чувство, подсказывающее, что область возможного гораздо обширнее, чем мир действительности». Это преобладание весьма ещё смутных и экспансивных чувств фиксируется им примером выдержки из стихотворения Уолтома Уитмена («Leaves of Grass», 1872):

Бороться, бороться! С невзгодами, с бурею, с ночью, с голодными днями, с нелепой случайностью жизни, как борется дерево, зверь.

Вперёд, мой товарищ! Тебя я зову без раздумья о том, что судьба нам готовит:

Победу ль в борьбе беспощадной, или миг пораженья, гибель [Цит. по 2, с. 393].

2. Внезапное пробуждение и возрождение (перерождение) личности.

Данный вид пробуждения характерен для человека, испытывающего, с точки зрения представителей философии экзистенциализма, пограничную или комбатантную (фр. ком-батант - воин, боец, сражающийся) ситуацию. Согласно немецкому философу Мартину Хайдеггеру, единственное средство вырваться из сферы обыденности и обратиться к самому себе - это посмотреть в глаза смерти, тому

крайнему пределу, в которое попадает человек в момент внезапного его ощущения. По мнению Карла Ясперса философия существования (экзистенция) особенно ярко проявляется в так называемые пограничные ситуации: смерть, страдание, борьба, ощущение вины и греха, отсутствия смысла в жизни и т.п. «В пограничной ситуации, - отмечает Е.С. Сенявская, - становится несущественным всё то, что заполняет человеческую жизнь в её повседневности, индивид непосредственно открывает свою сущность, начинает по-иному смотреть не себя и на окружающую действительность, для него раскрывается смысл его «подлинного» существования» [6, с. 55]. Другими словами, экзистенциальные чувства и поведение личности принципиально отличны от обыденных чувств и эмоций и могут раскрыть свойства этой личности с совершенно иной стороны.

Пограничные (комбатантные) ситуации возникают прежде всего во времена социальных кризисов (общественных волнений, революций, войн) или религиозных преобразований (движение ривайвелизма, реформации, религиозные войны и реформы). именно в этих ситуациях испытываются все личные качества индивида. и если в обыденной жизни отдельные, заложенные глубоко внутри, черты человека не проявляются, то в кризисные ситуации они раскрываются: «В бою не скрыть уходящую в пятки душу. Бой срывает маску, напускную храбрость. фальшь не держится под огнём. Мужество или совсем покидает человека или появляется во всей полноте только в бою. В бою находят своё предельное выражение все присущие человеку качества» [6, с. 55-56]. В момент социального катаклизма проявляются все высшие качества человеческого духа, доволь-

но редкие в обычных обстоятельствах. Они становятся поистине массовым явлением в обстоятельствах чрезвычайных. В момент пограничной ситуации люди представляют друг другу идеалы, представления о мире, ключевые события в прошлом или будущем, другие нематериальные ценности, которые иначе были бы недоступные для сознания и чувственно-эмоционального восприятия [7, с. 6].

Пограничная ситуация вызывает появлению в обществе «неадаптивных» или харизматических элементов. По мнению А.Г. Асмолова, каждая культура снабжена избыточными неадаптивными элементами, функционирующие относительно независимо от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающих саморазвитие системы. К таким избыточным неадаптивным элементам, «неопределенностям» он относит социальные карнавальные (М.М. Бахтин) и смеховые действия юродивых (Д.с. Лихачев), деяния еретиков всех времен и народов, вдохновенное творчество экстатических личностей и т.д. Это люди, наделенные или предрасположенные к способности иметь определенный религиозный опыт (слышать потусторонние «голоса», иметь некие «видения» и откровения» и т.д.), сопровождаемый и обогащенный множеством исключительно живых и драматических образов и сценариев. именно они питают, преумножают и перерабатывают традиционные мифологические мотивы. их творческая активность обновляет традиционную религиозную ткань.

В переломные периоды жизни развивающихся систем значение неадаптивной активности возрастает и приоткрывает ее эволюционный смысл. Так, например, кажущиеся излишними неадаптивные действия еретика, восходя-

щего ради своих убеждений на костер, выступают как цена за адаптацию развивающегося социального общества в целом, его прогресса.

Неадаптивные действия могут выражаться или посредством «вклада» («сверхнормативная активность»), что способствует дальнейшему прогрессу данной социальной общности (патри-стическая деятельность «отцов церкви», религиозное подвижничество и т.д.), или в виде конфликта («неадаптивная активность»), где вносимый «вклад» индивидуальности может повлечь за собой перестройку родовой программы религиозной общности, привести к иному направлению эволюционного прогресса этой системы, порождению новых норм и продуктов культуры (деятельность еретиков и пророков) [3, с. 51-59].

References

[1] Barker A. New religious movements / A. Barker. -

St. Petersburg: Russian Christian Humanitarian Institute, 1997. 282 p.

[2] James W. Diversity of Religious Society / W. James.

- M.: Nauka, 1993. 432 p.

[3] Dmitry Nikolaevich Uznadze, classic of Soviet psychology: Psihol. research, dedicated To the 100th anniversary of the birth of D. N. Uznadze / Academy of Sciences of the GSSR, Institute of Psychology. D. N. Uznadze - Tbilisi, 1986.

[4] Lebedev S.D. Religious renaissance as a social re-

ality: towards the demythologization of the concept // Sociological journal. 2007. № 2. Р. 24-29.

[5] Pronina T.S. The influence of the processes of religious conversion and the formation of continuity on the religious identification of followers // Bulletin of TSU. 2015. Issue. 9 (149). Р. 211-219.

[6] Senyavskaya E.S. Psychology of war in the XX century: the historical experience of Russia / E.S. Senyavskaya. - M.: "Russian Political Encyclopedia" (ROSSPEN), 1999. 383 p.

[7] Titkov A. Politics, mass and sacred (Durkheim effects of politicization) // Sociology of power. 2013. № 4. Р. 5-12.

Список литературы

[1] Баркер А. Новые религиозные движения / А. Баркер. - СПб.: Русский Христианский гу-

манитарный институт, 1997. 282 с.

[2] Джеймс У. Многообразие религиозного обще-

ства / У. Джеймс. - М.: Наука, 1993. 432 с.

[3] Дмитрий Николаевич Узнадзе классик советской психологии: Психол. исслед., посвящ. 100-летию со дня рождения Д.Н. Узнадзе / АН ГССР, Ин-т психологии им. Д.Н. Узнадзе -Тбилиси, 1986.

[4] Лебедев С.Д. Религиозный ренессанс как со-

циальная реальность: к демифологизации понятия // Социологический журнал. 2007. № 2. С. 24-29.

[5] Пронина Т.С. Влияние процессов религиозно-

го обращения и формирования преемственности на религиозную идентификацию последователей // Вестник ТГУ. 2015. Вып. 9 (149). С.211-219.

[6] Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России / Е.С. Сенявская. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. 383 с.

[7] Титков А. Политика, масса и священное (дюр-

кгеймовские эффекты политизации) // Социология власти. 2013. № 4. С. 5-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.