Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

МЕХАНИЗМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
31
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖЕЙМС У / РЕЛИГИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОПЫТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ОБРАЩЕНИЮ / ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фроленкова Ирина Юрьевна

Статья посвящена вопросам религиозной идентичности, ее психологическим и социальным проявлениям, религиозному опыту, его сущности. Акцентируется внимание на культурных основах, которые кодифицируются в разнообразные ритуалы, обычаи. Также актуализируются вопросы обращения к религии в рамках принадлежности к ней от рождения или при соблюдении правил, предписаний, на основании которых адепт может быть принят в новое религиозное движение. Рассматриваются вопросы религиозного многообразия, понимаемого как возможность для существования индивидов, разделяющих при этом разные ценности, верования. Поднимаются вопросы о психологических предпосылках к религиозному обращению, а также о функции религии с позиции У. Джеймса, и ее влиянии на жизнь человека. Обсуждаются представления о сути конверсии религиозно-обращённого человека и аспекты «измененного сознания» религиозного неофита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF RELIGIOUS CONVERSION IN THE CONTEXT OF THE CONFESSIONAL IDENTITY OF THE INDIVIDUAL

The article is devoted to issues of religious identity, its psychological and social manifestations, religious experience, its entities. Attention is focused on cultural foundations, which are codified into various rituals, customs. The issues of turning to religion within the framework of belonging to it from birth or subject to the rules, prescriptions based on which the adept can be accepted into a new religious movement are also updated. Issues of religious diversity are considered, understood as an opportunity for the existence of individuals who share different values, beliefs. Questions about psychological prerequisites are raised religious conversion, as well as the function of religion from the standpoint W. James, and her impact on human life. Ideas about the essence of the conversion of a religious-converted person and aspects of the “changed consciousness” of a religious neophyte are discussed.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

Механизмы религиозного обращения в контексте конфессиональной идентичности личности

Фроленкова Ирина Юрьевна,

аспирант кафедры государственно-конфессиональных отношений, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) iuklimova@mail.ru

Статья посвящена вопросам религиозной идентичности, ее психологическим и социальным проявлениям, религиозному опыту, его сущности. Акцентируется внимание на культурных основах, которые кодифицируются в разнообразные ритуалы, обычаи. Также актуализируются вопросы обращения к религии в рамках принадлежности к ней от рождения или при соблюдении правил, предписаний, на основании которых адепт может быть принят в новое религиозное движение. Рассматриваются вопросы религиозного многообразия, понимаемого как возможность для существования индивидов, разделяющих при этом разные ценности, верования. Поднимаются вопросы о психологических предпосылках к религиозному обращению, а также о функции религии с позиции У. Джеймса, и ее влиянии на жизнь человека. Обсуждаются представления о сути конверсии религиозно-обращённого человека и аспекты «измененного сознания» религиозного неофита.

Ключевые слова: Джеймс У., религия, идентичность, опыт, психологические предпосылки к обращению, психология.

в и

см со

Значительной частью исследователей религиозная идентичность понимается в качестве двойного феномена, при этом, выражается в качестве сути, проистекающей от психологически экзистенциальных причин, с одной стороны и в качестве сути, проистекающей от влияния, как социальных, так и культурных, иных причин, с другой стороны. То есть данная проблема характеризуется как психологическим, так и социальным проявлением данного феномена. Вышеуказанный подход поднимается в разнообразных исследованиях.

Так, например, Э. Смит, наиболее устойчивой из совокупности социальных идентичностей, рассматривает именно религиозную идентичность. Ученым отмечается тот факт, что основания религиозной идентичности в отличие от иных социальных идентичностей, конструируется на единстве культурных основ, которые транспонируются в разнообразные ритуалы, обычаи, обряды. Указанный антропологический подход разделяется Дж. Дж. Фрезером, предлагающим первоначальность ритуального действия. Продолжает определять суть религиозной идентичности М.П. Мчедлов, который видит объединение в обществе на основе ценностей, а также традиций, а также трансцендентной сути [1].

Религиозная жизнь в настоящее время в большей степени связана с вопросом выбора: во что верить, как верить, какие формы использовать. И, в том случае, если мы актуализируем вопросы религиозной идентичности, то в обществе постмодерна, она в большей степени принимает индивидуальный характер.

В этой связи обратимся к позиции М. Вебера, которые рассматривает формы религиозной жизни, как церковь и секта. Так церковь ученым относится к той организации, которая дается человеку от рождения, а в случае секты это является добровольным выбором [2, С. 277].

В этой связи Вебер считает, что религиозность связана, в том числе, с принадлежностью. Но, в случае с церковью, эта принадлежность дается от рождения. А принадлежность к секте, в свою очередь, не ограничивается только желанием вступить в нее. Существуют правила, предписания, на основании которых адепт может быть принят в секту. Вместе с тем, особенностью последователей новых религиозных движений является тот факт, что это верующие в первом поколении.

В свою очередь, Д. Ленски, в рамках изучения деятельности религиозных организаций, а также влияния, которое они оказывают на человека, предлагает два типа принадлежности человека к рели-

гиозной организации. К первому типу ученый относит приверженность к определенной религиозной группе, ко второму относит приверженность к разным типам религиозных ориентаций [3, С. 3-7].

При рассмотрении приверженности человека к первому типу, то есть определенной религиозной организации, Д. Ленски делает акцент на социальности людей. Имеется ввиду тот факт, что человек взаимодействует с другими людьми в процессе религиозных обрядов. При этом, чем интенсивнее участие в жизни данной группы, тем сильнее влияние, оказывающее на него.

Возможность участия и включения в несколько религиозных групп, религиозных ориентаций, является ко второму типу религиозных ориентаций по Д. Ленски.

Сама религиозность для Д. Ленски является социальным качеством, которое приобретается в процессе вовлечения в жизнь группы/организации.

Вместе с тем, Бергер, рассматривая религиозное многообразие, понимает его как возможность для существования индивидов, разделяя при этом разные ценности, верования [4]. Многообразие влияет не только на то, во что именно верят, а и на то, как верят.

Бергер согласен с тем, что многие люди ищут стабильности в семье, самореализации, но, вместе с тем, большую стабильность продолжает давать религия. Пути прихода к ней разные: церковь, религиозный опыт, полученный иным путем.

Производя анализ возможных типов трансформации идентичности, П. Бергер использует в научном обороте понятие «alternation», представленное в русскоязычной литературе как калька с английского «альтернация». Категория «альтернация» -это явление, которое обозначает полное радикальное изменение идентичности, включая изменения ментального характера, а также структуру социальных связей, уклад жизни, изменение смысла собственной биографии и т.д. «Альтернация» фокусируется на необходимости ресоциализации - то есть разрушения имеющейся закономерной структуры персональной реальности и формирования новой. Историческим прообразом «альтернации» представляется религиозное обращение, заключающее в себе именно данную эту форму трансформации идентичности. П. Бергер объясняет «альтернацию» в качестве опыта обращения личности в альтернативный (иной) способ смыслов - преобразование в систему ценностей.

У. Джеймсом функция религии понимается с позиции ее влияния на жизнь человека. Для Джеймса важна эмпирическая оценка ее полезности для жизни. Религиозная жизнь понимается исследователем, как вера в реальность скрытого порядка вещей, ведущего к гармоничному существованию. То есть вера, а также гармоничное существование формируют религиозное состояние души [5, С. 51].

Также само приобщение к вере отличается в разных религиозных образованиях. В традиционных религиях это происходит постепенно, во время процесса социализации, а в новых религиозных

движениях (НРД) за более короткий период и при этом является осознанным выбором. При этом во втором случае приобщение происходит наряду с трансформациями в образе жизни, а нередко и некая десоциализация личности с точки зрения традиционных норм.

Также дополнительно важно зафиксировать тот факт, что религиозное обращение. И, что важно отметить, что религиозное обращение в первую очередь касается системы представлений, которые влияют на выбор социальной действительности.

Проблема религиозного опыта, вопросы его природы и сущности относятся к наиболее актуальным темам, рассматриваемым в рамках теологии, религиоведения, философии религии. Этот интерес обусловлен опубликованием работы У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта». После выхода вышеуказанной работы начались обсуждения предложенного в ней представления о сути конверсии религиозно-обращённого человека. Данная тема и сейчас является актуальной как в научной академической, так и в религиозной мысли.

В отечественной науке рубежа ХХ-ХХ1 столетий в условиях трансформации социально-политических условий жизни, повышении роли религии, ее выхода на общественную арену, а также активного развития НРД, явления религиозного обращения, религиозного возрождения, религиозного пробуждения всё активней входят в научную повестку отечественного религиоведения.

В данном контексте весьма актуально рассмотрение в религиоведческом ракурсе вопрос о психологических предпосылках к религиозному обращению. Анализ данного вопроса позволяет выделить следующие аспекты к «измененному сознанию» религиозного неофита:

1. Иррациональная связь между обращённым и «некой верховной силой»; ощущение невидимого присутствия этой «верховной силы», вызывающее у него радостное возбуждение и ощущение невыразимого блага, которого эта «сила» привносит в жизнь неофита: «В последние годы он ощущал чье-то присутствие. Он не осознавал его, но был уверен, что это принесет ему благо. Это была не радость от прекрасного, а твердая уверенность в том, что рядом с ним присутствует какая-то могущественная личность» [5, С. 54-55].

Ощущение «чужого», «неведомого присутствия» может ещё возникнуть у человека или в результате особенных психических отклонений (к примеру, в случаях аутентизма: «боязнь темноты», «боязнь глубины» и т.п.), или же в результате переживания долговременной ситуации опасности, которая связана со страхом потери жизни. В данном случае большое значение имеет наличие рядом с человеком некой психологической опоры или ее поиск. «Страх смерти, а также соприкосновение с природой, хороши тем, что душа устремляется в это время далеко от насущных, будничных проблем», -пишет один из участников войны. Современный исследователь присоединяется к рассуждению: «Что представляют из себя вопросы бытия, как

сз о

о Л о

о сз о в

в u

CM

со

не обращение людей к духовным сферам, а также мистическим, при этом в разных формах? - Именно отсутствие ясности в будущих событиях, угроза жизни - и то, что показывает путь к вере в таинственные силы» [6, С. 239].

В гражданской религии вместе с «некой неведомой силой» присутствует ощущение невидимой поддержки верховного лица государства - царя, вождя, президента, - постоянно «думающего» и «пекущегося» за судьбу человека.

В советской квазирелигии такими сакральными персонажам были «вождь мирового пролетариата» В.И. Ленин и «вождь всех времён и народов» И.В. Сталин.

Несмотря на различные причины, приведшие обращённого к личному ощущению потусторонней «неведомой силы» (духовный кризис, длительная «пограничная ситуация» или «духовный вакуум» и др.), очевидно впечатление общего психологического состояния, при котором неофит, с одной стороны, ощущает положительные эмоции и, с другой стороны, приобретает внутреннюю уверенность в благотворном влиянии этой внешней иррациональной силы в его жизни.

2. Патерналистское чувство интимной связи между «некой верховной силой» и жизнью обращённого, добровольное подчинение этой силе. Обращенный вознаграждается за то, что потерял ощущение независимости, исчезновением из жизни страхов, обретением внутреннего чувства безопасности: «Верующие, ощущая присутствие Бога, получают состояние спокойствия. Пропадает страх за будущее, чувство беспокойства покидает их. Дело не в том, что у них присутствует уверенность в полной физической безопасности, это значит, что они готовы пройти любые жизненные невзгоды, считая Бога своим защитником, уповая на то, что без его воли ничего не может случиться» [5, С. 217].

Жизнь обращённого получает теперь при этом мотивационный импульс самоотверженного служения, схожего с протестантскими понятиями «beryf» или «calling» - «божественный призыв»: «Любовь к Богу поглотила все ее сердце, ей хотелось жить для того, чтобы исполнить все, что Господь уготовил для нее. Она была готова на все, принять любую смерть, какую бы не послал ей Бог» [5, С. 218219].

В немецком языке слово «Beruf» и еще более английское «calling» имеют религиозный оттенок и обозначают религиозное призвание к данной профессии. М. Вебером в работе «Протестантская этика и дух капитализма» исследованы трансформации значения и содержания данного понятия [2, С. 125-129]. Английскими пуританами в их лексиконе указанное понятие используется как идея «проверка их богоизбранности» благодаря понятию «effectyal calling» (действенное призвание).

Индивидуальное призвание к чему-либо приводит человека к высоким достижениям в своей деятельности; личное (социальное) призвание является мощным мотивационным средством для выполнения своего общественного долга для об-

ращённого. Последнее сопровождается двумя важными психологическими установками:

- с одной стороны, происходит освобождение от прошлых бытовых стереотипов сознания и преклонения перед традиционными авторитетами (представителей власти, церкви, семьи и т.д.): «Ощущение такое сильное, что невозможно представить, как у людей возникла мысль отдать свою волю другому, такому же несовершенному существу» [5, С. 246].

Из таких типов, обращенных рождаются лидеры реформационного или революционного движения;

- с другой стороны, большая часть обращённых, подсознательно стремиться заполнить прежнюю лакуну «социального послушания», заменив его новым идолом для почитания: «Данные состояния души полезны верующему еще благодаря тому, что становятся ориентиром для стремления к цели. Даже при передачи своей воли кому-то в чью непогрешимость мы не верим, возникает ощущение, что воля отдается более мудрому существу» [5, С. 246].

То есть передавая «лидеру» то, что раньше отдавалось Богу, а именно, - волю и разум, человек подчиняется ему уже не как простому кумиру, а как представителю Бога на земле. Взамен верующий получает другие блага: отсутствие ответственности за то, что совершал и перекладывании этой ответственности на «лидера», что схоже с аскезой: «Одним иезуитом сказано то, что когда повинуешься другому, то не можешь совершить ошибки. Если начальник дает вам поручение, то Бог спросит с него, вы свободны от ответственности, вы должны просто исполнить его приказания» [5, С. 247].

Такой вид послушания дает обращенному определенный вид свободы, дающий ощущение непогрешимости: «Бог будет спрашивать только о том, насколько правильно вы выполнили задание начальника. Как, в случае присутствия на судне, где рулевой был очень опытен, вам было бы не о чем переживать, у вас была бы возможность спокойно спать, так как рулевой находится на страже вашей безопасности, так и верующий полагается на руководителя, который, по сути, и является рулевым корабля для него» [5, С. 370].

Вместе с желанием покорности и послушания у обращенного возникает ощущение того, что там, где Бог, там и чудо. Что все, что происходит, посылается свыше: «Пробужденный ощущает, что он окружен Божьей благодатью, его щедрость безгранична» [5, С. 370-371].

Ощущение нахождения Всевышнего рядом увеличивается подсознательной областью сознания обращённого. Сообразными примерами постоянного присутствия Бога являются многочисленные примеры из жизни святых. Обращённый ощущает, что высшая сила ведет его, придает передовым верующим определённое состояние «вдохновения», свойственное апостолам веры.

В социальном аспекте мироощущение и поведение новообращённого трактуется по-разному. С религиозной точки зрения феномен «самоотре-

чения», «покорности» и «послушания» перед Богом или его земным «заместителем» несёт позитивную, подвижническую смысловую нагрузку. Со светской или традиционно религиозной точки зрения такой феномен оценивается зачастую негативно и сопровождается такими эпитетами, как «вербовка», «социальная переориентация»,«контроль над сознанием» и «промывание мозгов». Среди основной причины, которые вызывают возражения со стороны последних, является то, что неофитом утеряна связь с реальностью. Айлин Баркер считает, что формы ухода от мира могут выражаться в разных формах:

• неофит становится кататоником (греч. «натягивать», «напрягать») - состояние, при котором человек невосприимчив к внешним раздражителям и теряет способность нормально двигаться и говорить. Он словно вошёл в ступор и совершенно не осознаёт, что происходит вокруг. Такой человек напоминает робота или зомби (причинами такого рода поведения исследователи относят или к последствиям тяжёлой и напряжённой работы в деле миссионерского привлечения в свою группу неофитов; или же обра-щённого убедили в том, что он совершенно никчемный человек или что он одержим злыми духами и теперь боится не только всего на свете, но и самого себя; или же пристрастился к сильно действующей практике или технике, которая уводит разум от непосредственного окружения, так что становится всё труднее «возвращаться» к обыденному миру справляться с обычной, повседневной жизнью);

• другим примером «социального эскапизма» является «синдром Питера Пена», результатом которого является возвращение неофита к инфантильному состоянию, когда обращенный делает то, что ему нужно делать и как именно поступать, по мнению других людей. Именно ими принимаются решения, как будет поступать неофит, который в свою очередь, пребывает в блаженном состоянии и не задумывается о завтрашнем дне.

Сторонние наблюдатели отмечают у новообращённых феномен «бегства от моральной ответственности». У многих адептов новых религиозных движений изменяется понимание того, что хорошо, а, что плохо в ходе трансформации традиционного религиозного верования к желанию жить вне имеющихся привычных норм. При этом, у неофитов исчезает чувство вины, моральные последствия действий не принимаются во внимание. Исчезновение «моральной ответственности» у неофита кор-релируется с его действиями, как некое ощущение на себе действия Бога: с радостью и с любовью [7, С. 93-95].

3. Стремление к духовной чистоте приводит обращённого к отказу от традиционной морали, к нравственному преображению и обновлению «нового человека». Всё это сопровождается увеличением чувствительности к душевным переживаниям, к очищению своей жизни от низменных инстинктов: «Порядочный человек превращается в чув-

ствительного к любым противоречиям жизни; конфликты, споры становятся для него ужасно неприятными. Все его потребности начинают нуждаться в корректировке на основании духовного чувства. Все, что не соответствует духовным потребностям тут же отвергается» [5, С. 228].

То есть, анализируя способы присоединения к вере и сами формы религиозного обращения, можно прийти к выводу, что в случае традиционных религий, формируется религиозный тип идентичности, который наследуется.

Другая ситуация наблюдается в рамках религиозной идентичности у представителей НРД. В этом случае меняется образ жизни, церковная жизнь и внецерковное существование становятся для неофитов неразделимыми, что оказывает существенное влияние на религиозные представления и вообще все сферы жизни.

Таким образом «изменённое сознание» религиозного неофита формируется при помощи иррациональной связи с «некой верховной силой» и патерналистского чувства к ней. Конфессиональная идентичность личности формируется путем приобретения определенных убеждений и принятия религиозных обрядов и традиций.

Литература

1. Мчедлов М.П. Общие вопросы религиозной идентичности. К постановке проблемы, условия ее объективного анализа // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Институт социологии РАН, 2008. С.13-33.

2. Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма. - 4-е изд. / Сост.Ю.Н. Давыдов. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. - 656 с. - (Серия «Книга света»).

3. Lenski G. The Religious Factor. New York, 1961. 381 p.

4. Berger P. Protestantism and the Quest for Certainty. URL: http: //www.religion-online.org (дата обращения: 04.05.2023).

5. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс; [послесл. П.С. Гуревича]. - М.: Наука, 1993. - 431 с.

6. Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России / Е.С. Синявская. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. - 383 с.

7. Баркер А. Новые религиозные движения / А. Баркер. - М.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. -282 с.

MECHANISMS OF RELIGIOUS CONVERSION IN THE CONTEXT OF THE CONFESSIONAL IDENTITY OF THE INDIVIDUAL

Frolenkova I. Yu.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)

C3

о

о Л о

о сз о в

The article is devoted to issues of religious identity, its psychological and social manifestations, religious experience, its entities. Attention is focused on cultural foundations, which are codified into various rituals, customs. The issues of turning to religion within the framework of belonging to it from birth or subject to the rules, prescriptions based on which the adept can be accepted into a new religious movement are also updated. Issues of religious diversity are considered, understood as an opportunity for the existence of individuals who share different values, beliefs. Questions about psychological prerequisites are raised religious conversion, as well as the function of religion from the standpoint W. James, and her impact on human life. Ideas about the essence of the conversion of a religious-converted person and aspects of the "changed consciousness" of a religious neophyte are discussed.

Keywords: James W., religion, identity, experience, psychological prerequisites for conversion, psychology.

References

1. Mchedlov M.P. General issues of religious identity. To the formulation of the problem, the conditions for its objective analy-sis//Religion in the self-awareness of the people (religious factor in identification processes)/ editor-in-chief M.P. Mchedlov. M.: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2008. p. 13-33.

2. Weber M. Favorites. Protestant ethics and the spirit of capitalism. - 4th ed ./State. Yu.N. Davydov. - M.; St. Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives, 2017. - 656 p. - (Series "Book of Light").

3. Lenski G. The Religious Factor. New York, 1961. 381 p.

4. Berger P. Protestantism and the Quest for Certainty. URL: http: //www.religion-online.org (date of application: 04.05.2023).

5. James W. The multiplicity of religious experience/U. James; [word. P.S. Gurevich]. - M.: Science, 1993. - 431 p.

6. Senyavskaya E.S. Psychology of war in the twentieth century: historical experience of Russia/E.S. Sinyavskaya. - M.: "Russian Political Encyclopedia" (ROSSPEN), 1999. - 383 p.

7. Barker A. New Religious Movements/A. Barker. -M.: Publishing House of the Russian Christian Humanitarian Institute, 1997. -282 p.

e

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.