Научная статья на тему 'Психологический механизм религиозного обращения или контробращения'

Психологический механизм религиозного обращения или контробращения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Джеймс У. / религия / обращение / контробращение / механизм / психология / James W. / religion / conversion / counter-conversion / mechanism / psychology

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сторчак В.М., Фроленкова И.Ю.

Статья посвящена психологическому механизму религиозного обращения или контробращения. К такого рода механизму относится следующая последовательность психологических состояний неофита: ощущение равнодушия к существующей вере и образу жизни, состояние душевного вакуума в вопросах веры, момент межумочного состояния индивида, момент «духовного ничто», момент отчаяния, которое сродни душевному перелому индивида, момент нового рождения верующего. Большое внимание в статье было обращено творчеству известного американского философа и психолога У. Джеймса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological mechanism of religious conversion or counter-conversion

The article is devoted to the psychological mechanism of religious conversion or counter-conversion. This kind of mechanism includes the following sequence of psychological states of the neophyte: a feeling of indifference to the existing faith and way of life, a state of mental vacuum in matters of faith, the moment of the interstitial state of the individual, the moment of “spiritual nothingness”, the moment of despair, which is akin to the mental fracture of the individual, the moment of a new birth. Believer. Much attention in the article was paid to the work of the famous American philosopher and psychologist W. James.

Текст научной работы на тему «Психологический механизм религиозного обращения или контробращения»

Сторчак В.М.

Доктор философских наук, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Фроленкова И.Ю.

Аспирант кафедры государственно-конфессиональных отношений.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Психологический механизм религиозного обращения или контробращения*

Аннотация. Статья посвящена психологическому механизму религиозного обращения или контробращения. К такого рода механизму относится следующая последовательность психологических состояний неофита: ощущение равнодушия к существующей вере и образу жизни, состояние душевного вакуума в вопросах веры, момент межумочного состояния индивида, момент «духовного ничто», момент отчаяния, которое сродни душевному перелому индивида, момент нового рождения верующего. Большое внимание в статье было обращено творчеству известного американского философа и психолога У. Джеймса.

Ключевые слова: Джеймс У., религия, обращение, контробращение, механизм, психология.

Storchak V.M.

Doctor of Philosophy, Professor of the Department of State-Confessional Relations. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).

Frolenkova I.U.

Graduate student of the Department of State-Confessional Relations. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).

Psychological mechanism of religious conversion or counter-conversion

Abstract. The article is devoted to the psychological mechanism of religious conversion or counter-conversion. This kind of mechanism includes the following sequence of psychological states of the neophyte: a feeling of indifference to the existing faith and way of life, a state of mental vacuum in matters of faith, the moment of the interstitial state of the individual, the moment of «spiritual nothingness», the moment of despair, which is akin to the mental fracture of the individual, the moment of a new birth. Believer. Much attention in the article was paid to the work of the famous American philosopher and psychologist W. James.

Key words: James W., religion, conversion, counter-conversion, mechanism, psychology.

* © Сторчак В.М., фроленкова И.Ю., 2022.

Психологический механизм религиозного обращения или контробращения

Процесс секуляризации европейского общества, корни которого находятся еще в идеях представителей эпохи просвещения в XVIII веке, сегодня сменяется на процесс десекуляриза-ции или постсекуляризации общества. Это связано со многими причинами: отсутствие у современных европейцев смысловых ориентиров в жизни, их реакция на крах политики мульти-культурализма в Европе и стремительное распространение представителей ислама на будучи христианской канонической территории, появление все новых и новых экзотических новых религиозных движений как непосредственно западного, так и восточного происхождения и т.д. [1; 5; 6]. Вместе с тем, смена идеологической парадигмы в новейшей истории России привела к всплеску религиозных настроений в постсоветской истории страны [7; 8 и др.]. Всё это актуализирует в современном религиоведении исследования вопросов о причинах и механизмах религиозного обращения неофитов в веру [См., к примеру: 3].

Механизм психологического обращения или контробращения неофитов новой веры сводится к следующему:

1. Ощущение равнодушия к существующей вере и образу жизни, психологической меланхолии к их идеалам и нравственным ориентирам. Этот момент сопровождается ощущением душевной пустоты, отсутствием желания участия в делах веры или привязанности к ней. Человек может ещё думать, что он верит; он может ещё испытывать угрызения совести за неискренность в исправлении культа и вину за своё равнодушие. Но прежней веры уже нет: нет в ней ни ветхозаветного страха, ни новозаветной любви. Примером этому служат материалы У. Джеймса, взятые им у профессора

Старбэка, в которых тот использовал рассказ одной женщины:

В глубине души я думаю, что я всегда относилась более или менее скептически к вопросу о Боге. Мой скептицизм ... был подобен всё возрастающему потоку, который был только прикрыт и управляем религиозными чувствами. В тридцать лет меня спросили в церкви: «Любите ли вы Бога?». Я отвечала согласно обычаю: да, и ждала, что будет дальше. И в ту же минуту блеснули во мне как молния слова: «Нет, ты Его не любишь!». В течение долгого времени меня преследовали стыд и угрызения совести за эту ложь и за вину моего равнодушия к Богу. В то же время я страшилась, чтобы Бог не наказал меня за это каким-нибудь ужасным наказанием. .После этого в течение нескольких месяцев я испытывала по отношению к моему прежнему Богу стоическое равнодушие, под которым скрывались ненависть и надменное недоверие. Я считала возможным, что Он существует, считала вероятным, что он осудит меня и заранее покорилась этому жребию. Он мало внушал мне страха (курсив мой. - В.С.), и я не испытывала никакого желания Его умилостивить. Я совсем перестала стремиться к нему после этого горького переживания [Цит. по 4, с. 141-142].

состояния веры у цитируемой женщины в данном случае можно уподобить евангельской притче о сеятеле: «Когда человек слушает слово о Царстве, не понимая его, к нему приходит сатана и уносит посеянное в сердце. Этот человек похож на зёрна, посеянные у дороги» (Мф 13:18-20).

2. Состояние душевного вакуума в вопросах веры - второй шаг к перерождению человека. оно является предтечей, неким подготовительным процессом к новому рождению. но для

этого необходима «последняя капля», «последняя соломинка», которая по пословице может сломать спину верблюда, уже нагруженного свыше меры. В «Исповеди» Л.Н. Толстого есть рассказ человека, пережившего этот момент получения душевного равновесия, т.е. межумочный момент, когда индивид уже перестаёт верить, но ещё не знает, во что верить:

Мне рассказывал С., умный и правдивый человек, как он перестал верить. Лет 26-ти уже он раз на ночлеге во время охоты, по старой, с детства принятой привычке, стал вечером на молитву. Старший брат, бывший с ним на охоте, лежал на сене и смотрел на него. Когда С. кончил и стал ложиться, брат сказал ему: «А ты всё ещё делаешь это?». И более ничего они не сказали друг другу. И С. перестал с того дня становиться на молитву и ходить в церковь. .И не потому, чтобы он знал убеждения своего брата и присоединился к ним, не потому, чтоб он решил что-нибудь в своей душе, а только потому, что слово это, сказанное братом, было как толчок пальцем в стену, которая готова была упасть от собственной тяжести; слово было только указанием на то, что там, где он думает, что есть вера, давно уже пустое место, что потому слова, которые он говорит, и кресты, и поклоны, которые он кладёт во время стояния на молитве, суть вполне бессмысленные действия. Сознав их бессмысленность, он не мог продолжать их [Цит. по 4, с. 142].

3. Для человека, испытавшего этот момент межумочного состояния, открывается целая палитра его отношения к вере: одни, в большей степени даже ещё неосознанно, выбирают дорогу ханжеского поведения и лицемерного, фарисейского отношения к вере; другие, уже будто бы готовые к пере-

рождению, так и остаются в состоянии теплохладного отношения к вере, о которых так образно было сказано Христом в притче о сеятеле:

А посеянное на каменистой почве - это тот, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его. но у него нет корня, и поэтому какое-то время он верит, но в дни притеснений и гонений за слово тотчас отступается. Посеянное среди колючек - это человек, слышавший слово, но заботы этой жизни и соблазны богатства душат слово, и он остаётся бесплодным (Мф 13:20-23).

4. Человек, выбравший путь перерождения, подобен четвёртому сеятелю из изложенной выше притчи: «Посеянное же на доброй земле - это человек, слышащий слово и понимающий, он плодоносит и приносит урожай стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный» (Мф 13:23). Но, прежде чем встать на этот тернистый путь перехода «от оков морали к полной нравственной свободе», индивид должен пройти трудный путь душевных сомнений, противоречий и страданий. Прежде чем обратиться в «нового человека», он должен пройти путь внутренних терзаний «психологического мазохизма». Другими словами, для того, чтобы возродиться, он, как и мифический осирис или новозаветный Христос, должен умереть, чтобы родиться; быть распятым на кресте, чтобы воскреснуть. французский философ Сент-Илер Жуффруа, предшественник Дарвина, так описывает это состояния душевных терзаний «контробращения», т.е. перехода от ортодоксальной веры к неверию, когда за одну ночь его неверие и сомнение вдруг встали перед ним с непреодолимой силой и привела его к глубокой печали о потерянных иллюзиях:

Я никогда не забуду ту декабрьскую

ночь, - пишет Жуффруа, - когда завеса, скрывшая от меня моё неверие, была разодрана. ...Часы текли за часами, и я не замечал их; я следил с тоской за моей мыслью, которая со ступеньки на ступеньку спускались в глубину моего сознания, рассеивая иллюзии, скрывшие от меня правду, и правда с минуты на минуту становилась всё яснее.

Тщетно старался я привязать себя к моим верованиям последнего времени, как потерпевший крушение привязывает себя к обломкам корабля. Тщетно, испуганный неведомой пустыней, в которой мне предстояло скитаться, я устремлялся в последний раз к моему детству, к моей семье, к родным местам, ко всему, что для меня было священно и дорого: поток моих мыслей был сильнее - родителей, семьи, воспоминаний, верований - все заставили меня покинуть. И чем дальше, тем настойчивее и суровее они меня преследовали и не останавливали до тех пор, пока не дошли до конца. Тогда я убедился, что в глубине моего духа не осталось ничего прочного и устойчивого [Цит. по 4, с. 141].

Во всём процессе духовного перерождения этот момент - момент «духовного ничто», зияющего бытия - наиболее драматичный и решающий для обращаемого. Момент, когда душевное опустошение достигает своего высшего накала и апогея:

Этот момент был ужасен. И когда под утро я бросился в изнеможении на постель, я почувствовал, как моя прежняя жизнь, такая улыбающаяся и богатая, потухла до конца, и передо мной открылась другая жизнь, тёмная и опустошённая, где отныне я должен жить один, один с моей роковой мыслью, которая меня вогнала сюда, и которую я готов был проклясть. Дни, последовавшие за этим открытием, были самыми печальными в моей жизни [Цит. по 4, с. 141].

5. Следующее состояние обращаемого - момент отчаяния, которое сродни душевному перелому индивида, наступающему непосредственно перед его освобождением и обретением своего нового «Я». Американский теолог XVIII века Джонатан Эдвардс так описывает такого рода психологические переживания «второго рождения»:

Вполне понятно, что перед освобождением нашим от греха и проклятия, Бог заставляет нас сильнее почувствовать, от какого зла он избавляет нас, чтобы мы знали всю ценность спасения и были бы способны постигнуть величие того, что Богу было угодно сделать для нас. В виду того, что спасённый последовательно прошёл через два прямо противоположных состояния, сперва через состояние гибели и осуждения, затем - оправдания и спасения, - и что Бог, спасая людей, видит в них разумных и одарённых сознанием существ, степени их разумности соответствует необходимость сознать своё Я в этих двух противоположных состояниях. Сперва человек должен сознать своё грехопадение, а затем своё освобождение и блаженство [Цит. по 4, с. 181].

6. Наконец, после отчаяния наступает момент нового рождения и восхождения к «горним вершинам», момент «освобождения и блаженства»:

Для того, чтобы какая-нибудь идея воздействовала на человека путём внушения, она должна явиться ему силой откровения. Духовное врачевание со своим евангелием здоровья явилось откровением многих из тех людей, сердца которых остались незатронутыми церковным христианством. Оно оживило бывшие в них зачатки высшей жизни. особенность всякого религиозного движения состоит именно в том, что оно прорывает закрытый до того выход

для этих зачаточных стремлений, зародившихся в человеческой душе.

Сила личной веры, энтузиазм, пример окружающих, обаяние новизны - вот что прежде всего создаёт ту силу внушения, которой религиозные движения обязаны своим успехом. .„В самые напряжённые и острые моменты своего развития каждая религия должна быть подобна бездомному арабу в пустыне. Церковь с её непрерывной внутренней борьбой живой религии меньшинства против обратившейся в привычку религии большинства, хорошо знает истину по собственному опыту [Цит. по 4, с. 95].

Учение мирового ривайвелизма утверждает, что только признаваемый им тип религиозного опыта является универсальным: индивид сначала должен испытать всю муку отчаяния, сомнений и переживаний, достичь душевной агонии и только после этого обрести состояние полного обращения.

Надо научиться так управлять различными стремлениями своего духа, чтобы избранный идеал мог спаять их воедино. Для этого надо найти минуты молчаливого размышлениями и уединения, лучше всего в таком положении, где вся обстановка благоприятствует мыслям о духовных предметах. На языке Новой Мысли это называется погрузиться в молчание.

В различных религиях подобное обращение объясняется различными состояниями: транса (-дентности, -ден-тальности), благодати, блаженства и т.п., подтверждённые многочисленными примерами из жизни святых.

Люди, прошедшие такой опыт, выносят из него уверенность, что с ними было чудо, а не явление естественного порядка вещей:

Во время подобного переживания они (обращённые. - В.С.) нередко слы-

шат неведомые голоса, видят необъяснимый свет, неземные видения; он чувствуют себя автоматами, которыми управляет чужая воля, так как всегда после отказа от собственной воли кажется, будто внешняя высшая сила нисходит и овладевает ею. Чувство обновления, спасения, чистоты и праведности так сильно и ярко в человеке после обращения, что понятна истекающая отсюда уверенность, что всё его существо совершенно преобразилось: «обращение, - пишет американский пуританин Джозеф Аллайн, - не представляет собою простого включения святости в жизни человека. При истинном духовном перерождении святость вплетается во все строения, мысли и дела. Истинный христианин подобен зданию, перестроенному от фундамента до кровли. Это новый человек, новое творение» [Цит. по 4, с. 96, 180].

Индивидуальное пробуждение и обращение ведёт к личностному перерождению и активной жизненной позиции адепта веры. Массовое пробуждение и обращение - к возникновению религиозных или социальных движений, от групп сектантского типа с иудео-христианско-коммунистиче-ской направленностью (к примеру, амиши, рапписты, шейкеры в США; кибуци в Израиле и т.п.) до разного рода массовых движений ривайвели-стов [9]. Так, упоминавшийся выше Джонатан Эдвардс следующим образом описывал последствия общего настроения ривайвелизма в Северной Америке во вт. пол. XVIII века: происходящее ныне в Новой Англии являет собой великое дело, а поэтому Новая Англия станет вскоре некоторым подобием царства Божьего на земле. Для него Новая Англия была «градом на холме», который сперва объединит «всех протестантов Америки», а затем,

от имени всего мира, достигнет последней исторической стадии - «нового тысячелетия», в котором США будет передовым маяком для всего человечества [2, с. 128-129]. В ХХ веке схожие мысли и настроения были и у людей, придерживающихся советской коммунистической квазирелигии в СССР.

References

[1] Barker A. New religious movements: a practical introduction / A. Barker. - St. Petersburg: Publishing house of the Russian Christian Humanitarian Institute, 1997. 282 p.

[2] Grigorenko A.Yu. Eschatology, Millenarianism, Adventism: History and Modernity / A.Yu. Grigorenko. - St. Petersburg: European House, 2004. 392 p.

[3] Grudina T.N. The diversity of religious experience

in modern society: a sociological analysis // Sociology. 2021. № 5. Р. 19-32.

[4] James W. Diversity of Religious Experience / W. James. - M.: Nauka, 1993. 432 p.

[5] Martinovich V.A. Methodological problems of monitoring new religious movements. Sotsio-logicheskie issledovanija. - 2016. № 6. P. 56-65.

[6] Pronina T.S., Fedotov Yu.S., Fedotova E.Yu. Typology of new religious movements on the basis of values and needs. Sotsiologicheskie issledo-vanija. 2018. № 1. Р. 73-82.

[7] Prutskova E.V., Markin K.V. Typology of Ortho-

dox Russians: the problem of constructing a generalized indicator of religiosity / E.V. Prutskova, K.V. Markin // Sociological research. 2017. № 8. Р.95-105.

[8] Chesnokova V.F. In a close way: The process of churching the population of Russia at the end of the twentieth century / V.F. Chesnokov. - M.: Academic project, 2005. 296 p.

[9] Filippov B.A. About waves and cycles of spiritual

(religious) tension in history // Vestnik PSTGU. 2015. Issue. 1 (57). Р. 98-114.

Список литературы

[1] Баркер А. Новые религиозные движения: пра-

ктическое введение / А. Баркер. - СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. 282 с.

[2]Григоренко А.Ю. Эсхатология, миллена-ризм, адвентизм: история и современность / А.Ю. Григоренко. - СПб.: Европейский Дом, 2004. 392 с.

[3] Грудина Т.Н. Многообразие религиозного опыта в современном обществе: социологический анализ // Социология. 2021. № 5. С. 19-32.

[4] Джеймс У. Многообразие религиозного опыта

/ У. Джеймс. - М.: Наука, 1993. 432 с.

[5] Мартинович В.А. Методологические проблемы мониторинга новых религиозных движений // Социологические исследования. -2016. № 6. С. 56-65.

[6] Пронина Т.С., Федотов Ю.С., Федотова Е.Ю. Типологизация новых религиозных движений на основе ценностей и потребностей // Социологические исследования. 2018. № 1. С. 73-82.

[7] Пруцкова Е.В., Маркин К.В. Типология право-

славных россиян: проблема конструирования обобщенного показателя религиозности / Е.В. Пруцкова, К.В. Маркин // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 95-105.

[8] Чеснокова В.Ф. Тесным путем: Процесс воцер-

ковления населения России в конце ХХ века / В.Ф. Чеснокова. - М.: Академический проект, 2005. 296 с.

[9] Филиппов Б.А. О волнах и циклах духовного (религиозного) напряжения в истории // Вестник ПСТГУ. 2015. Вып. 1 (57). С. 98-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.