Типовые ситуации в огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов
Р. А. РУСТАМОВ,
старший преподаватель кафедры огневой подготовки (ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации МВД России»)
E-mail: [email protected]
Ю. В. ТРОФИМОВ,
слушатель 4-го факультета, редактор1 редакционно-издательского отдела (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Typical Situations in Fire Training of Law Enforcement Officers
R. A. RUSTAMOV,
Head Teacher of Fire Training Department, (Federal State Institution of the Additional Professional Education "Tyumen Institute of Qualification
Advancing of the Interior Ministry of Russia")
Yu. V. TROFIMOV,
Listener of the 4th Faculty, Editor2 of the Editorial and Publishing Department (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
В настоящей статье рассмотрены типовые ситуации, которые применяются при моделировании специальных упражнений, выполняемых сотрудниками правоохранительных органов в процессе огневой подготовки.
Стрельба, двигательный навык, типовые ситуации применения огнестрельного оружия, специальные упражнения.
УДК 351.74:355.541.2
This article discusses typical situations that are used in the simulation of special exercises performed by law enforcement officers in the preparation process.
Shooting, motor skill, typical situations of use of firearms, special exercises.
В современных условиях, когда при выполнении служебных обязанностей жизнь и здоровье сотрудников органов внутренних дел подвергаются опасности (порой смертельной), возникает необходимость в разработке и введении в учебный процесс огневой подготовки сотрудников полиции дополнительных упражнений, моделирующих ситуации, возникающие в их профессиональной деятельности и посягающие на их жизнь.
Данная статья ставит своей целью доказать необходимость введения в процесс огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов дополнительных упражнений.
Для достижения цели исследования авторами были сопоставлены статистические данные, характеризующие изучаемое явление; применены прогнозирование, сравнение и моделирование типовых ситуаций.
1 Ранее - научный сотрудник ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии, главный редактор журнала «Профсоюз полиции».
2 Earlier - the scientific worker of the Federal National Institution Scientific Researcher Center "Security" of Rosgvardia, editor-in-chief of the "Profsoyuz Police" magazine.
Таблица 1
Преступления против порядка управления
Год Статья Количество выявленных сотрудниками преступлений Кол-во предварит. расслед. прест. в отчетном периоде Кол-во угол. дел, напр. в суд
Уголов. дела и материалы, которые находились в пр-ве на нач. года или зарег. в отчет. периоде Кол-во преступлений, зарег. в отчетном периоде
2018 Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа ст. 317 УК 216 99 92 37
Применение насилия в отношении представителя власти ст. 318 УК 9492 8182 7888 7075
2017 Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа ст. 317 УК 284 121 127 35
Применение насилия в отношении представителя власти ст. 318 УК 9775 8443 8195 7635
2016 Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа ст. 317 УК 308 165 117 32
Применение насилия в отношении представителя власти ст. 318 УК 10487 9015 8847 8451
2015 Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа ст. 317 УК 339 181 157 41
Применение насилия в отношении представителя власти ст. 318 УК 11035 9506 9216 8805
2014 Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа ст. 317 УК 471 223 228 32
Применение насилия в отношении представителя власти ст. 318 УК 10457 9065 8592 8166
В результате данного исследования предлагаются типовые ситуации для отработки и закрепления навыков оперативного реагирования в ситуациях, связанных с выполнением оперативно-служебных и служебно-боевых задач.
Моделирование типовых ситуаций «от простого к сложному» в рамках занятий по огневой подготовке позволяет выработать у сотрудников правоохранительных органов требуемые навыки, которые необходимы им при несении службы с оружием.
Исследование статистических данных Сводного отчета по России — «Единого отчета о преступности» ГИАЦ МВД России за период 2014— 2018 гг. (табл. 1) — и публикаций в СМИ [3, 4, 5, 10, 12] свидетельствует о сохранении тенденции посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и применения насилия в отношении представителей власти.
На наш взгляд, пристального внимания заслуживают следующие причины гибели полицейских: неуверенность, промедление, отсутствие тактических способов работы с правонарушителями, недостаточное закрепление навыка применения огнестрельного оружия, предусмотренного ст. 23 Федерального закона «О полиции» [1]. Обратимся к практике.
1.
3 ноября 2014 г. в Солнечногорском районе Московской области в служебном автомобиле обнаружены тела убитых сотрудников ДПС.
В ходе оперативно-разыскных мероприятий были задержаны трое членов банды, причастных к убийству полицейских. Ими оказались М. Константинов, Д. Константинов и Р. Дука. Следствием установлено, что полицейские были убиты водителем М. Константиновым во время оформления на него протокола об административном правонарушении.
2.
6 ноября 2015 г. в районе Марьино г. Москвы убит сотрудник патрульно-постовой службы (далее — ППС) лейтенант полиции В. Разуда-лов. Вечером, патрулируя московские улицы, полицейские заметили троих подозрительных мужчин, предположительно кавказцев, и решили проверить у них документы. Пока один из них следовал указанию патрульных, двое бросились бежать. В ходе погони один мужчина выстрелил в Раздувалова 4 раза. От полученных ранений офицер скончался. По предположению следствия, убийство совершил А. Шихавов, причастный к экстремистской деятельности.
3.
29 декабря 2016 г. в поселке Роговское в Новой Москве группа неизвестных напала на полицейских (сотрудников вневедомственной охраны): один сотрудник был убит, второй скончался в больнице. Похищены пистолет Макарова и ПП «Кедр». Нападение произошло, когда полицейские прибыли по сигналу о драке. Нападавшими оказались граждане азиатской внешности. В ходе инцидента преступники завладели табельным оружием полицейских, из которого и расстреляли стражей порядка.
4.
17 декабря 2017 г. в г. Дивногорске Красноярского края неизвестный мужчина открыл стрельбу по полицейским, которые прибыли на вызов, а затем убил жену и покончил с собой. Один из стражей порядка Д. Сумин закрыл от преступника его 19-летнюю падчерицу и был смертельно ранен из охотничьего ружья. У него остались жена и семилетний сын. Коллега убитого П. Во-лосунов также получил ранение, но выжил.
5.
13 ноября 2017 г. в Невельском районе Псковской области были найдены тела двух сотрудников полиции и одного неизвестного мужчины. Как выяснилось, полицейских С. Булыж-никова и А. Кузнецова вызвали соседи убийцы: мужчина напился и начал буянить. 62-летний дебошир расстрелял прибывших стражей порядка, после чего покончил с собой.
6.
3 сентября 2018 г. на станции метро «Курская» Московского метрополитена был найден мертвым 23-летний сотрудник полиции А. Райский. Как было установлено следствием, полицейский остановил подозрительного мужчину для проверки документов. Тот попросился в туалет. Незнакомец долго не возвращался. Когда Райский вошел в помещение, преступник набросился на него и, выхватив пистолет, выстрелил ему два раза в голову. По подозрению в убийстве задержан 43-летний Н. Муратов.
Вышеприведенные примеры демонстрируют предсказуемое и непредсказуемое поведение подозреваемых, повлекшее убийство сотрудников правопорядка, а кроме того показывают важность решения задачи по отработке и закреплению навыка оперативного реагирования сотрудников [6, 9] в ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью, и при возможном возникновении таких угроз.
Исходя из анализа обстоятельств, при которых сотрудники полиции погибают при исполнении служебного долга, возникает необходимость в разработке специальных упражнений по формированию уверенных, грамотных действий сотрудников в различных критических ситуациях, связанных с необходимостью применения огнестрельного оружия [7]. Важно отметить, что пунктом 84.2. приказа МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» за образовательными организациями системы МВД России закреплено право разрабатывать и применять соответствующие упражнения стрельб.
В образовательных организациях системы МВД России в ходе занятий по огневой подготовке целесообразно внедрить специальные упражнения, моделирующие поведение сотрудников в ситуациях, угрожающих их жизни, связанных с применением оружия.
В целом при разработке специальных упражнений применим алгоритм моделирования типовой ситуации служебной деятельности [8].
При этом среди прочих факторов, осложняющих действия сотрудника на этапе обучения и проверки его навыков, следует учитывать и включать в специальные упражнения возможность противодействия правонарушителя (вымышленного или имитируемого оппонентом) требованиям и действиям сотрудника полиции.
Важным элементом разработки специальных упражнений на основе типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности при применении огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел является материально-техническое обеспечение упражнений для достижения целей подготовки [7].
Это и обязательное использование манекенов (спортивных снарядов, их заменяющих) и мишеней, которые могут перемещаться с заданными скоростями в различных направлениях, имитируя нападение, уклонение нападающего при сближении или внезапном появлении.
Манекены используются для отработки нанесения реальных ударов и толчков при выполнении упражнения по отражению нападения на сотрудника ОВД в ситуациях, когда необходимо применить огнестрельное оружие.
Для отработки применения оружия стоит использовать специальные рефлективные мишени, которые реагируют на попадание из оружия каким-либо из характерных действий, в том числе позволяющих варьировать зоны поражения (для минимизации причиняемого вреда здоровью нападающего).
Рассмотрим типовые ситуации и выделим их в отдельные блоки в зависимости от условий столкновения с предполагаемым противником.
Типовые ситуации для разработки
специальных упражнений выработки навыков при применении огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов
А. Типовые ситуации применения огнестрельного оружия на открытой местности (улица, двор, сквер).
Ситуация № А.1. Открытая местность (нет укрытий), один преступник, нет ограничений по выбору зоны поражения цели (рис. 1).
Рис. 1. Пример выполнения специального упражнения (на основе ситуации № А.1.) с манекеном для отталкивания при разрыве дистанции; оружие обозначено только на одной мишени
Ситуация № А. 2. Открытая местность (нет укрытий); один преступник; ограниченная зона поражения (отработка причинения минимального вреда здоровью).
Ситуация № А.3. Местность, на которой есть естественные укрытия (для сотрудника); один преступник; зона поражения частично перекрыта.
Ситуация № А.4. Местность, на которой много естественных укрытий (для сотрудника); один или несколько преступников (приоритет выбора цели); зона поражения частично перекрыта.
Б. Типовые ситуации применения огнестрельного оружия в помещениях (в зданиях, строениях, сооружениях, дверных и оконных проемах, на лестничных маршах).
Б.1. Типовые ситуации применения огнестрельного оружия в помещениях (зданиях, строениях, сооружениях).
Ситуация № Б. 1.1. Помещение; один преступник, расположенный слева от входа; нет ограничений по выбору зоны поражения цели.
Ситуация № Б. 1.2. Помещение; один преступник, расположенный справа от входа; нет ограничений по выбору зоны поражения цели.
Ситуация № Б.1.3. Помещение; один преступник, расположенный справа или слева от входа; ограниченная зона поражения (отработка причинения минимального вреда здоровью).
Ситуация № Б.1.4. Помещение; два преступника (приоритет выбора цели), расположенных справа и слева от входа; ограниченная зона поражения (отработка причинения минимального вреда здоровью).
Ситуация № Б.1.5. Помещение; два преступника (приоритет выбора цели), появляющихся справа и слева при входе сотрудника в помещение; ограниченная зона поражения (отработка причинения минимального вреда здоровью).
Б.2. Типовые ситуации применения огнестрельного оружия на лестничных маршах.
Ситуация № Б.2.1. Лестничный марш; один преступник (который расположен выше уровня нахождения сотрудника); нет ограничений по поражению цели.
Ситуация № Б.2.2. Лестничный марш; один преступник (который расположен ниже уровня нахождения сотрудника); нет ограничений по поражению цели.
Ситуация № Б.2.3. Лестничный марш; один преступник (который расположен ниже или выше уровня нахождения сотрудника); ограниченная зона поражения (отработка причинения минимального вреда здоровью).
Ситуация № Б.2.4. Лестничный марш; два преступника (которые расположены ниже и выше уровня нахождения сотрудника); присутствует приоритет выбора цели; ограниченная зона поражения (отработка причинения минимального вреда здоровью).
Ситуация № Б.2.5. Лестничный марш; один преступник (которые расположены ниже или выше уровня нахождения сотрудника); ограниченная зона поражения, частично перекрытая.
Ситуация № Б.2.6. Перемещение сотрудника по лестничному маршу (необходимость ведения огня в движении); один преступник (который
расположен ниже или выше уровня нахождения сотрудника); ограниченная зона поражения, частично перекрытая.
Ситуация № Б.2.7. Перемещение сотрудника по лестничному маршу (необходимость ведения огня в движении); два преступника (которые расположены ниже и выше уровня нахождения сотрудника); ограниченная зона поражения, частично перекрытая.
Б.3. Типовые ситуации применения огнестрельного оружия в помещениях (в дверных и оконных проемах).
Ситуация № Б.3.1 Оконный (дверной) проем; появляющийся в нем преступник; нет ограничений по выбору зоны поражения цели.
Ситуация № Б.3.2 Оконный (дверной) проем; появляющийся в нем преступник; ограниченная зона поражения (отработка причинения минимального вреда здоровью).
Ситуация № Б.3.3 Оконный (дверной) проем; появляющийся за ним (удаление от проема 2—5 м) преступник; ограниченная зона поражения (отработка причинения минимального вреда здоровью).
Ситуация № Б.3.4 Оконный (дверной) проем (рис. 2); два преступника (приоритет выбора цели); появляющиеся в нем и за ним преступники (удаление от проема 2—5 м); ограниченная зона поражения (отработка причинения минимального вреда здоровью).
Рис. 2. Пример выполнения специального упражнения (на основе ситуации № Б.3.4.) с приоритетом выбора цели
В. Типовые ситуации применения огнестрельного оружия в транспортных средствах.
Ситуация № В.1. Положение сотрудника — сидя на пассажирском кресле автомобиля; скорость автомобиля невысокая (характерно незначительное внешнее воздействие автомобиля
на сотрудника); огонь ведется из окна по большому колесу.
Ситуация № В.2. Положение сотрудника — сидя на пассажирском кресле автомобиля; скорость автомобиля средняя (присутствует внешнее воздействие автомобиля на сотрудника); огонь ведется из окна по среднему колесу.
Ситуация № В.3. Положение сотрудника — сидя на пассажирском кресле автомобиля; скорость автомобиля высокая (присутствует внешнее воздействие автомобиля на сотрудника); огонь ведется из окна по маленькому колесу.
Ситуация № В.4. Положение сотрудника — сидя на пассажирском кресле автомобиля; скорость автомобиля высокая (присутствует сильное внешнее воздействие автомобиля на сотрудника); огонь ведется из окна по маленькому колесу в ограниченный промежуток времени.
Ситуация № В.5. Экстренное покидание автомашины, использование ее в качестве укрытия; ведение огня по преступнику в зону поражения, которая частично перекрыта.
Следует обратить внимание на то, что действия с оружием, такие как смена магазина, устранение задержек во время стрельбы, в обязательном порядке должны быть сопряжены с перемещением (достаточно быстрым), возможным уходом за укрытие. При этом указанные действия должны быть доведены до автоматизма, не должны подвергаться визуальному контролю. Это обусловлено тем, что внимание сотрудника должно быть максимально сосредоточено на складывающейся обстановке и поведении преступника.
Мы склонны согласиться с мнением, что, отработав предложенные упражнения с оружием при возможных условиях его применения, доведя простые механические действия до автоматизма, не теряя времени на анализ, оценку и поиск вариантов их решения, сотрудники полиции значительно повысят личную безопасность [2, 11].
Выработанные ситуации применимы на занятиях по тактической огневой подготовке при моделировании специальных упражнений, приближенных к реальности, выполняемых сотрудниками правоохранительных органов. Ситуации могут включаться в упражнения в зависимости от уровня подготовленности сотрудников и степени сложности выполняемых ими задач, в связи с чем в статье не рассматриваются конкретные специальные упражнения и не приводится их описание.
Таким образом, двигательные действия сотрудника в типовых ситуациях служебной деятельности при применении огнестрельного
оружия должны быть сформированы до уровня автоматизма (условного рефлекса). Выполнение приемов обращения с оружием должно быть экономичным и надежным, так как излишние движения увеличивают время на подготовку
к производству первого выстрела, а неумелое обращение с оружием приводит к невозможности выполнить это двигательное действие, что может привести к негативным для сотрудника ОВД последствиям.
Список литературы:
1. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
2. Астафьев Н. В., Троян Е. И. Подготовка сотрудников ОВД к решению типовых ситуаций служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3 (62).
3. Более 100 сотрудников МВД погибли при исполнении в 2015 году в России [Электронный ресурс] // РИА-Новости. URL: htt-ps://ria.ru/20151106/1315193046.html (дата обращения: 12.02.2019).
4. Борьба с преступностью всегда сопряжена с риском для жизни [Электронный ресурс] // РИА «Интерфакс». URL: https://www.interfax. ru/russia/636877 (дата обращения: 02.02.2019).
5. В 2016 году больше полицейских погибло при исполнении служебных обязанностей [Электронный ресурс] // MK.RU. URL: https:// www.vnovomsvete.com/articles/2017/10/21/v-2016-godu-bolshe-policeyskikh-pogib-lo-pri-ispolnenii-sluzhebnykh-obyazannostey. html (дата обращения: 02.02.2019).
6. Жарова В. В. Сущность и содержание понятия «подготовка органов оперативного управления» // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2 (46).
7. Пырчев С. В. Организация и проведение стрельб из боевого ручного стрелкового оружия в территориальных органах МВД России // Прикладная психология и педагогика. 2018. Т. 3. № 4. С. 35-52.
8. Рустамов Р. А. Использование ситуационного метода для обучения сотрудников ОВД
безопасности и правомерному применению огнестрельного оружия // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научн.-практ. конф. Уфа, 2015.
9. Сафронов А. Д. Безопасность сотрудников органов внутренних дел: профессионализм и виктимность // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40).
10. Свои жизни отдали 28 сотрудников МВД [Электронный ресурс] // АНО «Информационно-аналитический центр «МедиаНьюс». URL: https://news.ru/obshestvo/nazvano-chis-lo-pogibshih-na-sluzhbe-v-2017-godu-police-jskih (дата обращения: 02.02.2019).
11. Троян Е. И. Моделирование типовых ситуаций служебной деятельности для обучения применению сотрудниками ОВД физической силы и боевых приемов борьбы // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2005. № 4.
12. Черных В. В. Обучение действиям, обеспечивающим личную безопасность при обращении с огнестрельным оружием в различных ситуациях, возникающих в ходе выполнения оперативно-служебных задач // Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы: материалы международной научн.-практ. конф. Секция «Организация огневой и физической подготовки». М.: Академия управления МВД России, 2018.