Научная статья на тему 'ТИПОВЫЕ БЛОКИ В РУССКОМ РОСТОВОМ ДЕИСУСЕ XV-XVI ВВ.'

ТИПОВЫЕ БЛОКИ В РУССКОМ РОСТОВОМ ДЕИСУСЕ XV-XVI ВВ. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕИСУСНЫЙ ЧИН / ИКОНОГРАФИЯ / РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ XV-XVI ВВ / ТИПОВЫЕ БЛОКИ / СРАВНЕНИЕ РИСУНКА / ИКОННАЯ ПРОРИСОВКА / DEESIS TIER / ICONOGRAPHY / RUSSIAN ICON PAINTING IN THE FFEENTH-SIXTEENTH CENTURIES / TYPICAL BLOCKS / COMPARISON OF DRAWINGS / ICON TRACING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хлебников Денис Владимирович

В основе настоящей статьи - сравнение графики русских деисусных изображений XV-XVI вв. детальный анализ прорисей большого числа деисусных икон разного времени и происхождения позволил сделать вывод, что их авторы широко использовали набор одних и тех же повторяющихся от иконы к иконе графических элементов. Последние применяются вне какой-либо зависимости от того, кто или что изображено на иконе: Спас или же Богородица, ангел или апостол, святитель, мученик или другой святой; вне зависимости от того, поясное это изображение или же ростовое; вне зависимости от особенностей позы и жестов изображаемого лица и характера его одеяний. особенно хорошо заметны эти типовые блоки в изображениях одеяний, драпировок и тканей вообще. Применяются эти типовые модульные элементы практически всегда, хотя набор их может быть весьма различен в разных случаях. При этом одни и те же блоки могут несколько различаться от иконы к иконе: могут меняться пропорции внутри блока и его размеры относительно других частей изображения, может варьироваться кривизна линий, часть блока может быть «срезана» другой деталью или, напротив, показана дважды; часть блока может быть зеркально перевернута, повернута под некоторым углом по часовой стрелке или против, сдвинута или удалена, - но структура блока остается той же самой. опытный глаз будет легко выхватывать раз обнаруженный блок в самых разнообразных иконных изображениях. данный феномен дает возможность существенно корригировать представления о принципах работы средневекового иконописца: рисунок деисусных икон не копировался буквально с одной иконы на другую, но и не изобретался каждый раз совершенно заново. изображения в большей или меньшей степени конструировались из уже имеющихся готовых блоков, причем некоторые фигуры состоят из них почти полностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Хлебников Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARD UNITS IN THE RUSSIAN 15TH - 16TH-CENTURIES FULL-LENGTH DEESIS

This article is based on a comparison of graphics of Russian deesis images of the 15th-16th centuries. A detailed analysis of a large number of tracings of Deesis icons that date from different times and places leads to the assumption that their authors widely used a set of the same graphic elements repeated from icon to icon regardless of who or what is depicted, the Savior or Theotokos, an angel, an apostle, a prophet, a martyr, a bishop or a saint; regardless of whether this image is half-length or full-length; regardless of the postures and gestures of the depicted figures and their attires. These patterns are especially noticeable in drawing robes, draperies and fabrics in general. The use of these typical elements is almost mandatory, although their combination varies from image to image. The same blocks of elements can also differ slightly from icon to icon in terms of proportions, relative sizes of particular images, and the curvature of the lines. A block can be partly concealed by an element not belonging to it or used twice; its part can be mirrored, rotated at some angle, clockwise or counterclockwise, shifted or removed, while the structure of the block remains the same. An experienced eye will easily identify each block in a wide variety of icon images. This phenomenon allows us to significantly modify the idea of the strategy medieval icon painters adopt, i.e. a Deesis icon drawing was not often literally copied, at the same time, it was not invented completely anew. To a greater or lesser extent, the images were constructed from already available ready-made blocks, and some of the figures consist of them almost entirely.

Текст научной работы на тему «ТИПОВЫЕ БЛОКИ В РУССКОМ РОСТОВОМ ДЕИСУСЕ XV-XVI ВВ.»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2020. № 3

Д.В. Хлебников*

типовые блоки в русском РОСТОВОМ ДЕИСУСЕ XV-XVI вв.

D.V. Khlebnikov

STANDARD UNITS IN THE RUSSIAN

15th — 16th-CENTURIES FULL-LENGTH DEESIS

Аннотация. В основе настоящей статьи — сравнение графики русских деисусных изображений XV-XVI вв. Детальный анализ прорисей большого числа деисусных икон разного времени и происхождения позволил сделать вывод, что их авторы широко использовали набор одних и тех же повторяющихся от иконы к иконе графических элементов. Последние применяются вне какой-либо зависимости от того, кто или что изображено на иконе: Спас или же Богородица, ангел или апостол, святитель, мученик или другой святой; вне зависимости от того, поясное это изображение или же ростовое; вне зависимости от особенностей позы и жестов изображаемого лица и характера его одеяний. Особенно хорошо заметны эти типовые блоки в изображениях одеяний, драпировок и тканей вообще. Применяются эти типовые модульные элементы практически всегда, хотя набор их может быть весьма различен в разных случаях. При этом одни и те же блоки могут несколько различаться от иконы к иконе: могут меняться пропорции внутри блока и его размеры относительно других частей изображения, может варьироваться кривизна линий, часть блока может быть «срезана» другой деталью или, напротив, показана дважды; часть блока может быть зеркально перевернута, повернута под некоторым углом по часовой стрелке или против, сдвинута или удалена, — но структура блока остается той же самой. Опытный глаз будет легко выхватывать раз обнаруженный блок в самых разнообразных иконных изображениях. Данный феномен дает возможность существенно корригировать представления о принципах работы средневекового иконописца: рисунок деисусных икон не копировался буквально с одной иконы на другую, но и не изобретался каждый раз совершенно заново. Изображения в большей или меньшей степени конструировались из уже имеющихся готовых блоков, причем некоторые фигуры состоят из них почти полностью.

* Хлебников Денис Владимирович, преподаватель теологических дисциплин, воскресная школа, Крутицкое патриаршее подворье

Khlebnikov Denis Vladimirovich, Lecturer in Theology, Sunday school, Krutitsy Patriarchal Metochion

+7-985-865-12-88; [email protected]

Ключевые слова: деисусный чин, иконография, русская иконопись XV-XVI вв., типовые блоки, сравнение рисунка, иконная прорисовка.

Abstract. This article is based on a comparison of graphics of Russian deesis images of the 15th-16th centuries. A detailed analysis of a large number of tracings of Deesis icons that date from different times and places leads to the assumption that their authors widely used a set of the same graphic elements repeated from icon to icon regardless of who or what is depicted, the Savior or Theotokos, an angel, an apostle, a prophet, a martyr, a bishop or a saint; regardless of whether this image is half-length or full-length; regardless of the postures and gestures of the depicted figures and their attires. These patterns are especially noticeable in drawing robes, draperies and fabrics in general. The use of these typical elements is almost mandatory, although their combination varies from image to image. The same blocks of elements can also differ slightly from icon to icon in terms of proportions, relative sizes of particular images, and the curvature of the lines. A block can be partly concealed by an element not belonging to it or used twice; its part can be mirrored, rotated at some angle, clockwise or counterclockwise, shifted or removed, while the structure of the block remains the same. An experienced eye will easily identify each block in a wide variety of icon images. This phenomenon allows us to significantly modify the idea of the strategy medieval icon painters adopt, i.e. a Deesis icon drawing was not often literally copied, at the same time, it was not invented completely anew. To a greater or lesser extent, the images were constructed from already available ready-made blocks, and some of the figures consist of them almost entirely.

Keywords: Deesis tier, iconography, Russian icon painting in the fifteenth-

sixteenth centuries, typical blocks, comparison of drawings, icon tracing.

* * *

Особенности рисунка средневекового иконописного изображения во всех его деталях наиболее наглядно представляют снятые с икон (фото, репродукций) кальки-прорисовки. Только прорисовка позволяет вычленить занимающую исследователя часть изображения, освободив ее от отвлекающих внимание второстепенных деталей, и выявить штрихи и нюансы, растворяющиеся в комплексе цветовых пятен, белильных штрихов, пробелов, ассистов, светотеневых моделировок и т. д. и подчас становящиеся почти совершенно неразличимыми. Именно кальки идеально подходят для работы со средневековыми иконными изображениями с их плоскостностью и подчеркнутыми контурными линиями; большой плюс есть и в возможности сличить значительное количество данных в едином масштабе калек единовременно.

В основе настоящего исследования — сличение графики русских деисусных изображений XV-XVI вв., заведомо различных по происхождению. Мы принципиально оставляем в стороне вопросы стиля, школ, датировок, взаимовлияния, колористического решения, эмоционально-психологического воздействия и технико-техни-

кологические аспекты, имея целью исключительно исследование рисунка1, для чего были использованы именно прорисовки (выполнены автором).

Для удобства работы с большим материалом и для сокращения места памятники зашифрованы. Шифр2 (в тексте выделен) состоит из одной или двух частей.

Исследование проводится на иконах деисусного чина; шифр чина3 на иллюстрациях дается обязательно и располагается вверху. Внизу - зашифрованное указание на изображенное лицо; ключ:

СВС — Спас в Силах АП — апостол Павел

СНП — Спас на престоле Птр — апостол Пётр БМ — Богоматерь ВВ — святитель Василий Великий

АГ — архангел Гавриил НМ — святитель Николай Мирликийский АМ — архангел Михаил ДС — мученик Димитрий Солунский Прт — Иоанн Предтеча ЕВ — преподобный Евфимий Великий

В тексте первой идет нижняя часть шифра (лицо); шифр чина дается через «слэш» [/]. Изображения, всегда или как правило присутствующие в ростовом деисусе, — Спас, Богородица, Предтеча, архангелы, апостолы Пётр и Павел, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, — не имеют нижней части шифра на иллюстрациях (ввиду узнаваемости и фиксированного положения в чине); исключение составляют случаи, когда икона меняет свое обычное положение в деисусе (в данной статье — ситуация, когда икона Василия Великого переносится в правую от зрителя часть чина).

Сравнение рисунка большого числа различных деисусных изображений XV-XVI вв. выявило набор систематически повторяющихся в них типовых конструктивных элементов; замечательная особенность их заключается в том, что они используются, в разном количестве и в разном сочетании, в абсолютно любых изображениях

1 В виду имеется, конечно, не предварительный рисунок, а внешние контуры уже окончательно готового изображения.

2 Памятники по возможности шифруются по происхождению, хранению или владельцу; часть икон из собрания ГТГ - по каталогу 1963 г. (Антонова В.И., Мнё-ва Н.Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII века. Т. 1-11. М., 1963): КТ - каталог Третьяковской галереи, через дефис - номер по каталогу. Принципы шифрования указаны в более ранних статьях (Хлебников Д.В. Иконография древнерусского полнофигурного деисусного чина XV-XVI вв. (предварительная публикация) // Исторические науки. 2009. № 6. С. 70-82; Он же. К вопросу иконографии русского ростового деисусного чина XV-XVI вв.: Об одной генеалогической классификации // Исторический журнал: научные исследования. 2019. № 1. С. 64-99; Он же. Русский полнофигурный деисусный чин: списки и стеммы. Святитель Василий Великий и левый мученик // Христианское чтение. 2019. № 4. С. 49-76); шифры, во избежание путаницы, везде по всем статьям одни и те же.

3 За учетную единицу принимается деисусный чин (при фрагментарной сохранности - сохранившийся фрагмент вплоть до одной иконы).

и совершенно вне всякой зависимости от изображенного лица, позы и жестов, типов и характера одеяний и т. д.

Первым обратил внимание на подобное явление Г.В. Маркелов при работе с бумажными иконными образцами ХУ11-Х1Х вв.4; к сожалению, он почти никак не проиллюстрировал свое наблюдение, отчего оно и не вызвало должного резонанса.

Настоящее же исследование, независимо от данных, полученных Г.В. Маркеловым, выявляет широчайшее применение подобных типовых блоков

а) уже не в бумажных образцах, но в самих реальных иконах, причем

б) гораздо более раннего времени.

При этом фиксируется уже не только сам факт присутствия типовых деталей, но еще и то, что

в) некоторые изображения состоят из типовых блоков полностью или почти полностью;

г) существуют различные типовые элементы для одной и той же части иконного изображения; другой набор типовых блоков — для другой части и т. д.;

д) типовые элементы могут складываться в комплексы, которые сами применяются как типовые блоки уже более высокого порядка.

Совершенной же новостью стало то, что

е) один и тот же типовой элемент может использоваться не только в аналогичных частях различных изображений (например, одинаковый рисунок разделки складок рукава у тронного Спаса и у апостола в деисусной позе), но и в совершенно различных местах (например, один и тот же блок - в рисунке складок рукава у кисти и над ступней).

Рассмотрим явление на примере иконы архангела Михаила из собрания А.И. Анисимова ГТГ, инв. 20469 (шифр АМ/КТ-97)5. Это изображение содержит довольно богатый набор типовых деталей и состоит из них практически целиком. Для сравнения возьмем несколько опубликованных русских икон из ростовых деисусных чинов различного времени и происхождения:

1) «Спас в Силах» в чине 1497 г. из Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (КБМЗ, инв. ДЖ 331)6 — СВС/Кир.;

2) «Архангел Михаил» в чине ок. 1517 г. из Филиппо-Ирапской Троицкой пустыни (ЧерМО, инв. № 280/2)7 — АМ/Ирап.;

4 Маркелов Г.В. Иконные прориси в древлехранилище ИРЛИ // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 49. СПб, 1996. С. 489-491; Он же. Книга иконных образцов. 500 подлинных прорисей и переводов с русских икон ХУ-Х1Х веков. Т. I. СПб., 2001. С. 20-22.

5 Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Указ. соч. Кат. 97; София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи Х111-Х1Х вв. из собраний музеев России. М., 2000. Кат. 99.

6 Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 2005. № 5.

7 Рыбаков А.А. Вологодская икона. М., 1995. № 176.

3) «Архангел Михаил» в чине второй половины XV в. из Муромского монастыря на Онежском озере (ГРМ, инв. 3106)8 — АМ/Мур.;

4, 5) «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» в чине XVI в. (?) из собрания С.П. Рябушинского (ГТГ, инв. 14421, инв. 14672)9 — АМ/ КТ-55; АП/КТ-55;

6) «Иоанн Предтеча» в чине второй четверти XVI в. из ц. Архангела Михаила в дер. Мельницы Псковского р-на (ПКМ, инв. 2724)10 — Прт/Мел.;

7) «Иоанн Предтеча» второй половины XVI в. из ц. Преображения в Ростове; первоначально — из ц. Константина и Елены в Ростове (ГМЗРК, инв. И-876)11 — Прт/Р-876.

8) «Апостол Пётр» в чине начала XVI в. из ц. Успения на Секше, Любимский р-н, Ярославск. обл. (ГЭ, инв. ЭРИ-504)12 — Птр/Секш.;

9) «Апостол Павел» в чине первой половины XVI в. из ц. Воскрешения Лазаря Успенского Муромского монастыря (Музей «Кижи», КП-119/12)13 — АП/ВЛУМ;

10) «Апостол Павел» в чине первой половины XVI в. из Покровской ц. с. Лядины Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГЭ, инв. ЭРИ-242)14 — АП/Ляд.;

11) «Апостол Павел» в чине первой четверти XVI в. из ц. Георгия с. Юксовичи Лодейнопольского р-на Ленингр. обл. (ГРМ, инв. 2883)15 — АП/Юкс.;

12) «Василий Великий» в чине конца XV- начала XVI в. из Покровского собора Дионисьева Глушицкого монастыря (ВГМЗ, инв. 7891)16 — ВВ/Глуш.;

13) «Василий Великий» в чине ок. 1502 г. из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (КБМЗ, инв. ДЖ 841)17 — ВВ/Фер.;

8 Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV в. М., 1982. № 37, ил. с. 471; Новгородская икона XII-XVII веков: Альбом / Авт. вступ. статьи, комм. и сост. В.К. Лаурина, В.А. Пушкарёв. Л., 1983. № 83.

9 Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Указ. соч. Кат 55; Кондаков Н.П. Иконы / Под ред. O.A. Дыдыкиной. М., 2009. Ил. 112, 115.

10 Родникова И.С. Псковская икона XIII-XVI вв. Л., 1990. № 51; Васильева О.А. Иконы Пскова. М., 2006. № 75.

11 Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. № 56.

12 Косцова А.С. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа. СПб., 1992.

№ 64.

13 Кижи. Древняя живопись Карелии / Сост. С. Ямщиков. Петрозаводск, 1979. Ил. 4; Древняя живопись Карелии. Фонды музея «Кижи». Каталог / Сост. И.М. Гур-вич. Петрозаводск, 1980. С. 40. № 11.

14 Косцова А.С. Указ. соч. № 73.

15 Новгородская икона XII-XVII веков. № 137.

16 Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. № 23.

17 Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 2005. № 67.

14) «Димитрий Солунский» в чине первой половины ХУ в. из ц. Покрова в Гавриковом переулке в Москве (ГТГ, инв. 20526)18 — ДС/Гавр.;

15) «Деисус» на одной доске конца ХУ- начала ХУ1 в. из ц. Покрова г. Боровска (ГТГ, инв. 28710)19; зд. используются изображения Богородицы - БМ/ПоБо и Спаса на престоле — СНП/ПоБо.

Дополнительно привлекаются следующие позиции:

16) «Спас в Силах» в чине ХУ1 в., поступил в 1913 г. от И.П. Носова (ГРМ, ДРЖ-1874)20 — СВС/Нос.;

17) «Богородица» в чине первой половины - середины ХУ в. из собрания А.И. Анисимова (ГТГ, инв. 15055)21 — БМ/Анис.;

18) «Богородица» в чине середины - второй половины ХУ1 в. из Ризоположенской ц. с. Бородава Кирилловского р-на Вологодской обл. (КБМЗ, инв. 1270)22 — БМ/Бород.;

19) «Богородица» в чине ок. 1475 г. из Никольской ц. с. Гостино-полье на р. Волхов (ГТГ, инв. 22291)23 — БМ/Гост.;

20, 21) «Богородица» и «Иоанн Предтеча» в чине второй половины ХУ в. из новгородской ц. Власия (?) (НМЗ, инв. 11165, инв. 11166)24 — БМ/Влас., Прт/Влас.;

22) «Архангел Михаил» в чине первой половины ХУ1 в. из ц. Николы во Ржищах в Ростове (ГМЗРК, инв. И-1027)25 — АМ/Ржщ.;

23) «Архангел Михаил» в чине 1438 г. (?) в иконостасе Софийского собора в Новгороде (под записью)26 — АМ/Соф.;

24) «Архангел Гавриил» в чине второй четверти ХУ1 в. из собрания Л.К. Зубалова (ГИМ, И VIII 5344 ГИМ 58383)27 — АГ/Зуб-2;

25) «Архангел Гавриил» в чине первой половины ХУ! в. из Покровской ц. с. Лядины Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГЭ, инв. ЭРИ-23 9)28 — АГ/Ляд.;

18 Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Указ. соч. Кат. 54. Ил. 65; Смирнова Э.С., Лаури-на В.К., Гордиенко Э.А. Указ. соч. № 32. Ил. с. 459.

19 София Премудрость Божия. № 97.

20 Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX в. СПб., 2000. № 360. Ил. с. 393.

21 Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Указ. соч. Кат. 203; Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI вв. М., 1979. № 10.

22 Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 2005. № 96.

23 Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Указ. соч. Кат. 101; Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Указ. соч. № 55; Новгородская икона XII-XVII веков. № 108.

24 Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Указ. соч. № 33; Иконы Великого Новгорода XI - начала XVI веков. М., 2008. № 30, 31.

25 Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. № 45.

26 Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Указ.соч. № 8; Иконы Великого Новгорода XI - начала XVI веков. М., 2008. № 26.

27 Иконы XIV-XIX веков из собрания Государственного Исторического музея. Т. I. М., 2008. № 13.

28 Косцова А.С. Указ. соч. № 71.

26) «Иоанн Предтеча» в чине XVI в. из ц. Успения дер. Никулино Дрегельского (ныне - Любытинского) р-на Новгородской обл. XVI в. (ГЭ, инв. ЭРИ-601)29 — Прт/Никул.;

27) «Апостол Пётр» в чине XVI в. из собрания Н.П. Лихачёва (ГРМ, ДРЖ 1861)30 — Птр/Лих.;

28) «Апостол Пётр» в чине ок. 1558 г. из новгородской ц. Петра и Павла в Кожевниках (НМЗ, инв. 2863 / ДРЖ 199)31 — Птр/НПП;

29, 30) «Апостол Пётр», «Апостол Павел» в чине второй четверти XVI в. из ц. Архангела Михаила в дер. Мельницы Псковского р-на (ПМЗ, инв. 1489, инв. 1488)32 — Птр/Мел., АП/Мел.;

31) «Апостол Павел» в чине первой половины XV в. из Покровской ц. в Гавриковом переулке в Москве (ГТГ, инв. 20523)33 — АП/ Гавр.;

32) «Василий Великий» в чине третьей четверти XVI в. из ц. Леонтия Ростовского в Вологде (ВГМЗ, инв. № 60 3 0)34 — ВВ/ЛРВ;

33) «Василий Великий» в чине XVI в. из Успенского собора Сви-яжска (ГМИИ РТ, И-247)35 — ВВ/СвжУ;

34) «Василий Великий», XV в. (?), в собрании д-ра З. Амберг-Херцог, Кёлликен (Швейцария)36 — ВВ/ББАИ;

35) «Св. Феврония Муромская» из чина (?), конца XVI в., из Преображенского собора Спасского монастыря г. Мурома (ЦМиАР, КП 4389)37 — ФМ/ПФ;

36) «Деисус» на одной доске, середины (?) XV в., из ц. свв. Космы и Дамиана в Талыче, Лемковщина (НМЛ, 33611/1; !-962/1)38; используются изображения святителя Николая Мирликийского - НМ/Тал. и преподобного Евфимия Великого — ЕВ/Тал.

Итак, в фигуре архангела АМ/КТ-97 выявляется не менее десятка типовых блоков, явственно различимых в других деисусных иконах (рис. 1). Рассмотрим их подробнее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 Там же. № 12.

30 Лихачёв Н.П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас. Ч. I. Таблицы I-CCX. СПб., 1906. № 178.

31 Иконостас церкви апостолов Петра и Павла «в Кожевниках» / Авт. текста Е.В. Игнашина, Ю.Б. Комарова. Б.м., 2011. № 15.

32 Васильева О.А. Иконы Пскова. № 78, 79.

33 Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Указ. соч.. Кат. 54; Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Указ. соч.. № 32. Ил. с. 458.

34 Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. № 88.

35 Древние иконостасы Свияжска / Авт.-сост. А.А. Калина, В.В. Немтинова. Казань, 2015. № 44.

36 Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Там же. № 89.

37 Иконы XIII-XVI вв. в собрании музея имени Андрея Рублёва. М., 2007. № 110.

38 Гелитович М. Украшсью жони «Спас у СлавЬ. Льв1в, 2005. № 1.

№ 1. Спадающий с плеча архангела и расширяющийся книзу каскад крупных складок со ступенчатый краем (обращенным от центра деисуса). Эта деталь повторяется во множестве деисусных икон архангелов, но также и в других, например, иконах апостола Петра, см. Птр/Секш. (рис. 2.1).

Следует обратить внимание на то, что в разных иконах эта деталь может изображаться несколько иначе; так, например, могут несколько изменяться пропорции или форма (линии могут быть более или менее прямыми или изогнутыми); меняется число складок (см. напр. Птр/Мел., далее), — но общая схема всегда остается принципиально одинаковой.

№ 2. Рисунок разделки мелких складок на идущем от запястья вытянутой вперед руки и и-образно провисающем крае гима-тия в АМ/КТ-97 выглядит принципиально так же, как складки на участке мафория, провисающем между руками Богородицы в БМ/ПоБо (рис. 2.2). Рисунок здесь, опять же, немного видоизменен, меняется относительная длина линий и угол, под которым одна отходит от другой, но число линий и их взаиморасположение остаются абсолютно теми же (что прекрасно видно в цвете, если отметить аналогичные линии своим цветом каждую).

Заметим: одна и та же деталь изображения используется здесь, в отличие от предыдущего случая, уже в ином месте: а) в различных частях б) одеяний совершенно иного типа: мафорий вместо гиматия.

Рис. 1. Типовые блоки в иконе «Архангел Михаил» из собр. А.И. Анисимова (в центре) и аналогичные детали в других русских деисус-ных иконах

№ 3. Вздувающийся вверх сложными округлыми складками свободный конец гиматия. Эта деталь в деисусных изображениях архангелов чаще расположена сзади, но иногда выносится и вперед (блок меняет место), как в АМ/КТ-97. В парной к ней иконе АГ/ КТ-97 эта деталь расположена, как обычно, сзади, но выглядит совершенно так же. Очень близкая аналогия — в иконе Птр/ Секш., хотя здесь и налицо сокращение (упрощение) форм (рис. 2.3).

№ 4. Форма подола хитона нередко одна и та же в изображениях, например, архангелов и мучеников, во всем остальном совершенно разных, см. АМ/КТ-97 и ДС/Гавр. (рис. 2.4).

№ 5. Небольшая изогнутая «клювовидная» складка гиматия над пяткой (с одной и той же системой отходящих от нее линий) постоянно встречается в самых разнообразных изображениях, см. в АМ/КТ-97, Птр/Секш. Эта деталь иногда несколько меняет свое положение, как в принципиально иных по структуре изображениях, в частности, в иконах тронного Спаса, см. СВС/

Рис. 2. Типовые блоки в различных деисусных иконах

Рис. 3. Типовые блоки в различных деисусных иконах

Кир., а может и оставаться на прежнем месте и при изменившейся постановке ног, как в БМ/ПоБо или ВВ/Фер. (рис. 3.5).

№ 6. Выпуклая округлая складка на коленном сгибе на разных иконах показана, как правило, почти одинаково, но часто изображается очень маленькой и на репродукциях различима только в большом увеличении (блок может менять свой относительный размер в разных иконах), как в иконе АП/Юкс. (см. далее, рис. 5). В иконах Вв/ Глуш., Птр/Секш., АМ/КТ-97 она видна хорошо (рис. 3.6), см. ткж. АП/Ляд. (рис. 1). Форма ее несколько отличается в ДС/Гавр. и БМ/ ПоБо., но если знать о наличии этой детали именно в этом месте в других иконах, — не опознать ее невозможно. Типовые блоки могут изображаться немного иначе в разных иконах, но принципиальная схема остается неизменной.

№ 7. Характерный рисунок разделки складок на колене и бедре в виде двух разнонаправленных наклонных У-образных фигур с двумя длинными параллельными наклонными линиями над ними используется очень часто, см. иконы ВВ/Глуш., АМ/КТ-97, Прт/Р-876, АП/Юкс. Могут несколько меняться пропорции и кривизна линий; в некоторых случаях нижняя У-образная фигура переворачивается и обе фигуры соединяются «ножками», как в БМ/ПоБо. (рис. 4.7).

№ 8. Рисунок складок на пояснице совпадает в представленных АМ/КТ-97, АМ/Ирап., Прт/Мел., АП/КТ-55 (рис. 4.8); такой вид

они имеют и во множестве других изображений, хотя выражены не всегда четко; типовые блоки могут быть сильно «смазаны», «сдавлены», а их рисунок так или иначе нивелирован; для того чтобы выявить их в таких случаях, необходимо ясно представлять себе их структуру и «обычный» вид в различных иконах и в разных вариантах.

№ 9. Широкая диагональная складка гиматия на груди с разделкой в виде длинных параллельных изогнутых линий и отходящими от них под острым углом коротки-

Рис. 4. Типовые блоки в различных деисусных иконах

ми (в верхней части). На представленных иконах АМ/КТ-97, АМ/Мур., СВС/Кир, АП/ВЛУМ эта деталь показана с некоторыми изменениями в каждом случае (так, в АМ/Мур. уменьшено число линий разделки, а в АП/ВЛУМ сильно уменьшен размер самой этой детали), но общая схема снова остается та же самая (рис. 5.9).

№ 10. Еще одним блоком (или разновидностью) можно считать рисунок разделки складок на рукаве хитона в АМ/КТ-55, СНП/ПоБо и АП/Юкс. (см. ткж. Птр/ Секш.), а также на свисающей с руки части плаща в АМ/КТ-55 (рис. 5.10). По структуре он представляет собой часть рисунка и-образно свисающей с вытянутой руки части гиматия в АМ/КТ-97 (блок № 2). Таким образом, либо блок № 10 является сокращением блока 2, либо блок 2 — распространением блока 10. В любом случае, оба варианта существуют в виде самостоятельной устойчивой функциональной единицы.

Итак, фигура архангела АМ/КТ-97 оказывается составленной из типовых блоков почти полностью (кроме рассмотренных деталей драпировки, типовыми являются также способы изображения рук, ног и крыльев). Представленные блоки, однако, представляют лишь небольшую часть подобных элементов, известных русской иконописи; укажу на еще несколько. Во избежание путаницы нумерация их продолжается.

№ 11. Складчатый край гиматия (мафория и т. д.) со ступенчатым профилем под кистью руки в иконах АП/КТ-55 и Птр/Секш. (рис. 6.11); встречается в иконах Богородицы, Предтечи, архангелов, апостолов, святителей, преподобных и т. д. Эта деталь имеет ряд альтернативных вариантов: со сглаженным округлым контуром, с заворотом края внутрь и т. д.; эти варианты меняются с одного на другой в очень близких во всем остальном иконах.

Рис. 5. Типовые блоки в различных деисусных иконах

№ 12. Крупная складка, изломанным раструбом идущая сверху вниз по подолу хитона в АП/ Юкс., Птр/Секш. и АМ/ Соф. (рис. 6.12); в последнем случае нижняя ее часть «обрезана» по-низью (широкой каймой, идущей по краю подола) хитона: типовые блоки могут существовать в усеченном виде, как и удваиваться, переворачиваться, сливаться с другими и усложняться дополнительными линиями. Так, рисунок складок на бедре АМ/Соф. чрезвычайно близок к таковому же в АП/КТ-55 и АП/Юкс. (блок № 7), но почти до неузнаваемости усложнен дополнительными линиями. Точно так же блоки могут быть, напротив, упрощены и сокращены.

№ 13. Длинный свободный конец гиматия или мафория с острым завершением и рядами ступенчатых складок по сторонам, иногда с двумя округлыми складками, напоминающими узел, вверху (рис. 6.13). Эта деталь обычна в деисусных иконах Богородицы (см. БМ/Гост.) и Спаса на престоле (СВС/Нос.,); точно в том же месте, что и в БМ/Гост. (под кистью вытянутой в жесте адорации руки), этот блок показан в АП/Мел.: не исключено, что эта деталь заимствована именно из какой-либо деисусной богородичной иконы. Этот блок нередко меняет свое положение, см. напр. АП/ВЛУМ.

№ 14. Особый рисунок складок на выставленном вперед колене; над округлым коленом — лежащая «ножкой» вперед и вверх у-образная фигура с двумя длинными линиями, диагонально идущими вниз; под коленом — еще одна у-образная фигура (рис. 7.14). В БМ/Влас. у-образная складка под коленом перевернута справа налево сравнительно с тою же деталью в Прт/Влас., АП/Гавр., АГ/Зуб.-2: части блока могут видоизменяться, сдвигаться, переворачиваться и т. д. (см. ту же самую у-образную фигуру под коленом в Прт/Р-876, где она не только перевернута, но и сильно сдвинута вниз (рис. 4)).

Рис. 6. Типовые блоки в различных деисусных иконах

№ 15. Складки над стопами БМ/Влас. и Прт/ Влас. (рис. 7.15) даны почти так же, как в БМ/ ПоБо (рис. 3.5) и представляют собой разновидность блока № 5, удвоенного и перенесенного в другую часть изображения. Подобное решение складок над ступнями обычно в ростовых де-исусных иконах Богородицы, Предтечи в плаще и Спаса на престоле, апостолов и святителей, но дается с разной степенью отчетливости и не всегда бросается в глаза.

№ 16. Колено показано как две изогнутые У-образные фигуры, округло соединяющиеся (или почти соединяющиеся) «ножками»; от места их соединения обычно отходит вверх еще одна увеличенная У-образная фигура, см. Птр/Лих., БМ/Анис., Прт/Никул., АГ/ Ляд. (рис. 7.15). Этот блок является альтернативным блоку № 7; они нередко изображаются один вместо другого39. При этом если изображение в одной части деисуса (например, в левой от зрителя) содержит блок № 7, то его визави (в правой части) чаще содержит блок № 16, и наоборот (см. иконы архангелов Глуш.40, Гост.41, КТ-9742, Ляд.43, Мур.44 (блок № 7 слева, блок № 16 справа) или апостолов Лих. (блок № 7 справа, блок № 16 слева). Правда, это не является строгим правилом; известны случаи, когда обе парные деисусные иконы (напр., АМ и АГ; АП и Птр) содержат блок № 7 (архангелы в чине из

39 Т. е. присутствие того или иного блока в том или ином месте не зависит (или не всегда зависит) от «логики форм» и не определяется «логикой» соотнесения форм драпировок со структурой человеческого тела.

40 КБМЗ, инв. 7885, инв. 7884 (Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. № 19, 20).

41 ГТГ, инв. 22290, инв. 22288 (Новгородская икона XII-XVII веков. № 107, 110).

42 ГТГ, инв. 20469, инв. 24249 (София Премудрость Божия. Кат. 99).

43 ГЭ, ЭРИ-238, ЭРИ-239 (Косцова А.С. Указ. соч. № 70, 71).

44 ГРМ, инв. 3106, инв. 3107 (Новгородская икона XII-XVII веков. № 83, 84).

Рис. 7. Типовые блоки в различных деисусных иконах

Успенского собора Богородицкого монастыря Свияжска45) или блок № 16 (архангелы Бород.46, Никул.47 или Ржщ48). Есть и такие случаи, когда одна из парных деисусных икон содержит один из этих блоков, а другая — нет (или этих блоков нет ни в одной).

№ 17. Кисть повернута на себя, окутывающий ее край гиматия завернут внутрь, контур округлый: АМ/Соф, Птр/НПП, Птр/Мел. (рис. 8.17). Этот блок обычен в иконах апостолов (похоже — в АП/ ВЛУМ) и архангелов.

№ 18. Передняя нижняя часть гиматия, двумя рядами ступенчатых складок расширяющаяся книзу в АМ/Соф., Птр/НПП, Птр/ Мел. (рис. 8.18) обычна в изображениях архангелов, апостолов и дрр.; число складок может варьироваться (см. ткж. АП/КТ-55, рис. 1; Птр/Лих., рис. 7; АМ/Мур., рис. 8). Данный блок нередко соседствует с блоками № 1 и № 17 плюс № 7 или № 16, давая основания говорить уже о повторяющихся системах типовых блоков, которые сами становятся, в свою очередь, блоками уже более высокого порядка.

№ 19. Модификация блока № 15, перевернутого и используемого теперь уже для рукава хитона (рис. 8.19): та же «клювовидная» складка с отходящими от нее под углом линиями. Ср. с БМ/ПоБо: фрагмент над отставленной ступней, симметрично отраженный по горизонтали и повернутый на 90° по часовой, даст в точности ту форму, которую имеет рукав десницы СВС/Кир. Любопытно, что в Птр/НПП и СВС/ Кир. эта деталь показана почти совершенно одинаково, но в первом случае кисть руки показана слева от блока, а во втором - справа, что лишний раз заставляет удивляться универсальности и разработанности иконописных типовых блоков и их приспособленности для изображения самых разнообразных и, казалось бы, несходных деталей, не бросаясь при этом в глаза. И здесь совершенно снимается вопрос о какой-либо «логике форм» и «логике» соотнесения форм драпировок со структурой человеческого тела и с изображаемым пространством: налицо именно механически, — и при этом гармонично — вставленный в оба изображения универсальный блок.

В Птр/НПП блок № 19 сливается с блоком № 17 и входит в него как часть.

№ 20. Складчатый край мафория или гиматия со ступенчатым контуром под кистью руки в АМ/Ржщ., АМ/Мур., БМ/Бород. (рис. 8.20) представляет модификацию блока № 11, от которого от-

45 ГМИИ РТ, инв. И-146, инв. И-281 (Древние иконостасы Свияжска. № 40-41).

46 КБМЗ, инв. ДЖ-1282, инв. ДЖ-1273 (Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. № 98, 99).

47 ГЭ, инв. ЭРИ-602, инв. ЭРИ-603 (Косцова А.С. Указ. соч. № 13, 14).

48 ГМЗРК, инв. И-1027, инв. И-1026 (Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. № 45, 46).

личается заворотом края внутрь. Обычен в самых разнообразных изображениях, например, архангелов или Богородицы; возможно изменение числа складок, см. БМ/ Влас. (рис. 7).

Таким образом, в рассмотренных (и в большинстве других) иконах ростового деисусного чина обнаруживаются систематически повторяющиеся от иконы к иконе типовые блоки; еще раз назовем их свойства и связанные с ними явления.

Существуют различные типовые элементы, используемые для одной и той же части иконного изображения; другой набор типовых блоков — для другой и т. д.; так, например, для рисунка складок одеяний на колене и бедре — блоки № 7 и № 16; для края (или свободного конца) мафория или гиматия под кистью руки - блоки № 11, 13, 17, 20: блоки взаимозаменяемы.

В разных иконах одна и та же деталь может выглядеть несколько иначе; могут несколько изменяться пропорции или форма (линии могут быть более или менее прямыми или изогнутыми); меняется число складок или составляющих блок линий, - но общая схема всегда остается принципиально одинаковой. Части этих типовых элементов могут сдвигаться относительно друг друга, переворачиваться или удваиваться, при этом общая схема остается неизменной и узнаваемой.

Типовые элементы могут складываться в комплексы, которые сами применяются как блоки более высокого порядка; так, сочетания блоков № 1 и № 18; № 17 и № 18; № 1, 17 и 18 можно рассматривать как отдельные функциональные единицы.

Иконописные типовые элементы универсальны и приспособлены для изображения самых разнообразных деталей. один и тот же типовой элемент может использоваться не только в аналогичных частях различных изображений (напр. складка на коленном сгибе у архангелов, апостолов, святителей и мучеников — блок № 6; рисунок

Рис. 8. Типовые блоки в различных деисусных иконах

складок на пояснице у архангелов и апостолов — № 8; диагональная складка гиматия на груди у Спаса, архангелов и апостолов — № 9; блок № 10 — рукав хитона в изображениях Спаса на престоле и ап. Павла; блок № 12 — крупная вертикальная складка хитона; блок № 16 — колено в изображениях Богородицы, Предтечи, архангелов и т. д.), — но и в совершенно различных местах различных, неподобных изображений. Так, блок № 19 используется как для изображения складок над ступней, так и для складок рукава хитона как тронного Спаса, так и стоящего апостола; в совершенно разных местах различных изображений используется блок № 13: свободный конец мафория или гиматия, свисающий под кистью руки Богородицы или апостола, спадающий с колена тронного Спаса, свисающий за спиной апостола и т. д.

Конструирование изображения с использованием типовых блоков, видимо, было способно иногда приводить к некоторым композиционным сбоям.

Так, например, на иконах святителей и преподобных нередко встречается одна и та же характерная деталь: развернутая от центра деисуса и поставленная на носок ступня с характерной «клювовидной» складкой над нею (блок № 5 или 15), см. иконы Василия Великого ЛРВ, СвжУ, Глуш., Фер., (рис. 9). Встречается эта деталь и

в изображениях других лиц, в том числе Богородицы (БМ/ПоБо). Во всех названных (и в массе других) изображениях отставленная ступня с блоком № 5 над нею сопровождается принципиально одной и той же по рисунку системой складок в виде идущих под углом друг к другу пучков более или менее параллельных линий (на рис. 9 аналогичные детали обозначены буквами греческого алфавита). Входящие в эту систему линии в разных случаях могут различаться по длине, числу или по углу, под которым подходят

Рис. 9. Типовые блоки в различных деисусных иконах

друг к другу; система может быть усложнена дополнительными линиями (ВВ/СвжУ) или, напротив, несколько упрощена (ВВ/Глуш.), но в целом рисунок всегда остается принципиально одним и тем же (что вместе с отставленной на носок ступнёй и «клювовидной» складкой над ней может давать блок уже более высокого порядка).

Совершенно всё то же самое — в иконе ВВ/DSАH, но под «клювовидной» складкой (а) не показана поставленная на носок ступня (утрачена?); нижняя часть и край подризника в передней части записаны, на записи (на рис. 9 — заливка) показаны обе ступни в обычном положении, как если бы нога не была отставлена (ошибка правщика?). Если же обе ступни находились здесь изначально (т. е. при имеющемся рисунке одеяний ступня отставлена не была), — изображение, возможно, имело несколько икон-образцов, части которых иконописец не сумел правильно скомпоновать. Но кажется более вероятным, что оно «конструировалось» буквально по частям, т. е. использовались (и были подобраны неверно) образцы, представляющие именно отдельные детали иконного изображения (и где описываемая деталь могла быть представлена без ступни). Совершенно та же ситуация наблюдается в иконе Февронии Муромской из муромского Спасского монастыря (ФМ/ПФ) и в парной ей иконе Петра Муромского; отличие обеих от ВВ/DSАH состоит в том, что обе ступни сохранились и составлены вместе.

Близкая картина - в изображениях Евфимия Великого и николая Мирликийского в деисусе из Талыча (ЕВ/Тал. и НМ/Тал.), где при принципиально том же самом обсуждаемом рисунке в нижней части изображения (в изображении николы выражен слабее) нога, хотя и отставлена, но ее носок в сторону не развернут и поставлен прямо. Тот же рисунок разделки складок использован и в иконе Николы XVII в. из с. Чёлмужи (НМ/Чёлм) в Петрозаводском музее (инв. И-413), но уже в передней части подризника, что выглядит не вполне логичным.

Интересно, что в большинстве названных изображений, как и многих других, этот рисунок сочетается с блоком № 7 или его модификациями, что можно рассматривать как новый блок еще более высокого порядка, составляющий весьма значительную часть изображения.

В названных случаях ВВ/DSАH, ФМ/ПФ, НМ/Чёлм., ЕВ/Тал. и НМ/Тал. можно видеть больший или меньший «сбой», вызванный, по-видимому, не вполне удачным совмещением предельно общей типологии - очевидно, державшейся в голове - с отдельно взятыми блоками.

Сделанные наблюдения дают ценный материал для уяснения особенностей методики работы средневекового иконописца. Анализ

деисусных икон показывает, что их рисунок практически никогда не копировался с иконы на икону буквально (хотя и существуют очень близкие изображения), но и не брался всякий раз «из головы»: изображение, как правило, имело несколько «образцов», из которых заимствовались детали, и в большей или меньшей степени «составлялось» из ограниченного количества уже готовых блоков.

Иконописец, по-видимому, мог (а) опираться на уже готовые общие предварительные иконографические схемы (общий вид фигуры того или иного лица), «заполняя» их типовыми деталями (идя от целого к частностям, от крупных композиционных единиц — к деталям), (б) «выстраивать» всю эту фигуру (или ее часть) совершенно заново (от частей к целому); есть изображения, которые могут быть интерпретированы как примеры применения как одного, так и другого приема.

Использование универсальных блоков отнюдь не превращает иконописное изображение в примитивную ремесленную поделку и схематичную штамповку. Напротив: можно лишь восхититься мастерством иконописцев, которые, используя ограниченное число блоков, достигали порой значительного иконографического разнообразия и, вместе с тем, столь высокого уровня художественного образа. Оставаясь почти неразличимыми, типовые блоки не определяли художественного результата, достигнутого мастером; этот результат определялся всей суммой применяемых приемов довольно широкого спектра; тем не менее, они были интереснейшим явлением средневековой изобразительности.

Сокращения

ВГМЗ — Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

ГИМ — Государственный исторический музей

ГМЗРК — Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль» ГМИИ РТ — Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

ГММК — Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

ГРМ — Государственный Русский музей ГТГ — Государственная Третьяковская галерея ГЭ — Государственный Эрмитаж

КБМЗ — Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Музей «Кижи» — Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»

НМЗ — Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

НМЛ — Львовский Национальный музей (ранее — Львовский музей украинского искусства)

ПМЗ — Псковский государственный объединенный историко-архи-тектурный и художественный музей-заповедник

ЦМиАР — Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва

ЧерМО — Череповецкое музейное объединение

Список литературы

Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII века. Т. I—II. М.: Искусство, 1963. 394 с., 116 л. ил. + 570 с., 88 л. ил.

Васильева О.А. Иконы Пскова. М.: Северный паломник, 2006. 512 с.

Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М.: Северный паломник, 2006. 448 с.

Гелитович М. Украшсью жони «Спас у СлавЬ. Льв1в: Друкарсью кун-шти, 2005. 96 с.

Древние иконостасы Свияжска / Авт.-сост. А.А. Калина, В.В. Немти-нова. Казань: Заман, 2015. 168 с.

Древняя живопись Карелии. Фонды музея «Кижи». Каталог / Сост. И.М. Гурвич. Петрозаводск: Карелия, 1980. 76 с.

Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX в. СПб.: Palace Editions, 2000. 524 с., 633 ил.

Иконостас церкви апостолов Петра и Павла «в Кожевниках» / Авт. текста Е.В. Игнашина, Ю.Б. Комарова / Знаменитые иконостасы России. Б.м.: ИП СИВ, 2011. 11 с., 29 л. ил.

Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. М.: Северный паломник, 2008. 576 с.

Иконы Вологды XIV-XVI вв. М.: Северный паломник, 2007. 824 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М.: Северный паломник, 2005. 336 с.

Иконы XIII-XVI вв. в собрании музея имени Андрея Рублёва. М.: Северный паломник, 2007. 620 с.

Иконы XIV-XIX веков из собрания Государственного Исторического музея. Т. I. М.: Северный паломник, 2008. 448 с.

Кижи. Древняя живопись Карелии / Сост. С. Ямщиков. Петрозаводск: Карелия, 1979. 96 с.

Кондаков Н.П. Иконы / Под ред. О.А. Дыдыкиной. М.: БММ, 2009. 256 с.

Косцова А.С. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа. СПб.: Искусство-СПБ, 1992. 488 с.

Лихачёв Н.П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас. Часть I. Таблицы I-CCX. СПб.: Экспедиция загот. гос. бумаг, 1906. 18 с., 209 л. ил.

Маркелов Г.В. Иконные прориси в древлехранилище ИРЛИ // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 49. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. С. 480-525.

Маркелов Г. Книга иконных образцов. 500 подлинных прорисей и переводов с русских икон XV-XIX веков. Т. I. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2001. 552 с.

Новгородская икона XII-XVII веков: Альбом / Авт. вступ. статьи, комм. и сост. В.К. Лаурина, В.А. Пушкарёв. Л.: Аврора, 1983. 343 с.

Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI вв. М.: Наука, 1979. 640 с.

Родникова И.С. Псковская икона XIII-XVI вв. Л.: Аврора, 1990. 323 с.

Рыбаков А.А. Вологодская икона. М.: Галарт, 1995. 484 с.

Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV в. М.: Наука, 1982. 575 с.

София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII-XIX вв. из собраний музеев России. М.: Радуница, 2000. 381 с.

Хлебников Д.В. Иконография древнерусского полнофигурного деи-сусного чина XV-XVI вв. (предварительная публикация) // Исторические науки. 2009. № 6. С. 70-82.

Хлебников Д.В. К вопросу иконографии русского ростового деисусного чина XV-XVI вв.: Об одной генеалогической классификации // Исторический журнал: научные исследования. 2019. № 1. С. 64-99.

Хлебников Д.В. Русский полнофигурный деисусный чин: списки и стеммы. Святитель Василий Великий и левый мученик // Христианское чтение. 2019. № 4. С. 49-76.

Поступила в редакцию 3 апреля 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.