ПРОЕКТ
Типовое положение о супервизии для факультетов психологии
Супервизия — вид практической подготовки студента-психолога, проходящего обучение по психологической специальности. Супервизия представляет собой специфическую форму профессионально-педагогического сопровождения вхождения в профессию, выполняя практико-ориентированную образовательную функцию. Супервизия заключается в осуществлении учащимся профессиональной практической деятельности в определенной области психологии под руководством уполномоченного квалифицированного специалиста-психолога, имеющего опыт практической работы в соответствующих профильных учреждениях (супервизора).
Основными задачами супервизии являются: формирование профессионального сознания и мышления; развитие умения вступать в разные типы профессиональной коммуникации с клиентами, заказчиками, коллегами и профессиональным сообществом. В соответствии с этим развитие профессиональных навыков в ходе супервизии определяется не столько изучением теоретического материала и овладением методами, сколько способностью учащегося вырабатывать, накапливать и осмыслять личный профессиональный опыт.
Целью супервизии является подготовка студента к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве психолога по конкретному направлению психологической практики.
Задачей супервизии является создание условий для применения студентами полученных знаний, умений и навыков при решении теоретических и практических задач, формирование и совершенствование необходимых для самостоятельной профессиональной деятельности компетенций, развитие важных профессиональных личностных качеств (способности к самоанализу, рефлексии, инициативности, толерантности, морально-этических качеств и др.).
В ходе прохождения супервизии должны быть сформированы следующие компетенции:
• постановка практической профессиональной задачи;
• комплексный психологический анализ проблемной ситуации, представленной в задаче;
• разработка и реализация программы комплексного исследования в целях индивидуальной психологической диагностики и оценки социально-психологических факторов;
• разработка и реализация психологических вмешательств и оценка их эффективности;
• разработка научно обоснованных психологических рекомендаций прикладного характера;
• выбор оптимальных решений практических задач с учетом их обоснованности, информационной, социальной и экономической безопасности;
• решение управленческих задач, сопровождающих выполнение практических задач;
• способность и готовность к эффективному взаимодействию со специалистами, организациями и службами, вовлеченными в процесс решения профессиональных практических задач;
• осознание возникающих в ходе решения практической задачи этических проблем, их разрешение в соответствии с принятыми профессиональным сообществом психологов этическими принципами.
Пути осуществления супервизии.
1. При подготовке специалиста супервизия может проводиться по окончании пятилетнего университетского психологического образования в течение не менее одного года на условиях полной занятости.
2. При подготовке интегрированного магистра супервизия может включать 6 месяцев практики, организованной университетом в конце университетского образования, а затем шесть месяцев по окончании образования в университете через освоение специальной программы дополнительного образования.
Место и формы проведения супервизии. Супервизия может проводиться как на базе университета, так и в сторонних организациях (предприятиях, учебных заведениях, клиниках, научно-исследовательских институтах, лабораториях и др.), обладающих необходимым кадровым и научно-профессиональным потенциалом. При супервизии в сторонних организациях необходимо наличие заключенного между этой организацией и факультетом типового договора, регулирующего права и обязанности факультета, обучающихся, супервизоров и представителей организации.
Супервизия может проводиться в индивидуальной и групповой форме. Трудоемкость занятий по индивидуальной супервизии должна составлять не менее 30% от общего числа зачетных единиц, отведенных на все виды супервизии. При групповой супервизии число студентов в группе не должно превышать 10 человек. Трудоемкость супервизии должна быть не менее 60 з. е.
В ходе прохождения супервизии учащийся:
• получает от супервизора общее представление о типе и особенностях решаемых практических задач и специфике конкретного предметно-профессионального контекста задачи;
• непосредственно или косвенно (анамнез, необходимая документация и материалы, аудио- и видеозаписи и т. д.) получает доступ к информации о проблемной ситуации, изложенной в задаче;
• проводит психологический анализ проблемной ситуации и вырабатывает предложения по осуществлению адекватных проблемной ситуации психологических вмешательств (степень самостоятельности работы учащегося определяется супервизором);
• проводит комплексное исследование в целях индивидуальной психологической диагностики и оценки социальнопсихологических факторов;
• применяет разработанные вмешательства для разрешения проблемной ситуации под наблюдением супервизора;
• проводит анализ и оценку эффективности осуществленных вмешательств;
• проводит анализ потенциальных осложнений, к которым могли бы привести реализованные вмешательства;
• готовит письменные отчеты по решению каждой практической задачи;
• участвует в обсуждении решений практических задач и профессиональной деятельности других обучающихся;
• участвует в обсуждении различных вопросов, сопровождающих решение практических задач (социальных, этических, организационных, экономических, юридических и т. д.).
Итоговая аттестация по супервизии проводится на основании совокупности полученных в ходе прохождения супер-визии оценок сформированности компетенций; оформленного студентами в соответствии с установленными требованиями письменного отчета о прохождении супервизии и его защиты.
Решение о сформированности у студента компетенций в объеме, достаточном для успешного и ответственного решения профессиональных задач в рамках избранного вида профессиональной деятельности, принимается комиссией, состоящей из представителей профессорско-преподавательского и научного состава факультета, работодателей, членов этической комиссии. Оценка овладения компетенциями должна осуществляться на основе стандартизованной процедуры, разработанной Национальным аттестационным комитетом, с учетом квалифицированного заключения супервизора.
Требования к супервизорам. Руководство супервизией должно осуществляться высококвалифицированным специа-листом-психологом, имеющим стаж профессиональной деятельности не менее 5 лет по данному практическому направлению психологии, опыт самостоятельной практической работы в соответствующих профильных учреждениях не менее 3 лет, ученую степень кандидата/доктора наук или сертификат о прохождении повышения квалификации или профессиональной подготовки в профильной области.
Супервизоры должны обладать следующими качествами: умение конструктивно и активно слушать; способность к рефлексии; умение взаимодействовать; умение решать вопросы в разграничении полномочий и подчиненных отношений; способность обсуждать этические проблемы; умение оценивать деятельность по реализации компетенций.
Основными функциями супервизора является создание оптимальных условий для формирования и развития у учащихся компетенций, необходимых для решения профессиональных задач; взаимодействие с учащимися, обсуждение с ними хода и результатов выполнения задач; оценивание уровня развития профессиональных компетенций учащегося в процессе и после прохождения супервизии; поддержка в развитии учащегося профессиональной уверенности.
Список специалистов, имеющих право руководства супервизией в соответствии с указанными требованиями, утверждается приказом по факультету. Список формируется из специалистов, достаточная квалификация которых для осуществления супервизии подтверждена Национальным аттестационным комитетом Российского психологического общества на основе принципов общественной аккредитации.