Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНАХ И.С. ТУРГЕНЕВА'

ТИПОЛОГИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНАХ И.С. ТУРГЕНЕВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2525
469
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА-МАТЬ / ИНФЕРНАЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА / INFERNAL WOMAN / ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА / ТИПОЛОГИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ / РОМАНЫ ТУРГЕНЕВА / TYPOLOGY OF FEMALE IMAGES / TURGENEV'S GIRL / MOTHER-WOMAN / TURGENEV'S NOVELS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сосина Галина Александровна

В статье предпринимается попытка уточнения типологии женских образов в романах И.С. Тургенева. Выявляются три основных вариации: «тургеневская девушка», обладающая высокой духовностью, чистотой, силой характера; «инфернальная женщина», заключающая в себе что-то колдовское, соотносящаяся в произведениях писателя с мотивом любви-власти; женщина-мать, в которой, с одной стороны, акцентированы черты барыни-хозяйки дворянской усадьбы, жаждущей обожания, преклонения, несущей в себе оттенок фальши, а с другой, – матери семейства, отдающей своим родным тепло и любовь. Однако все женские образы описаны с психологической правдой и глубиной.An attempt to specify the typology of female images in the novels of I.S. Turgenev is made in the article. Three main variations are revealed: "Turgenev`s girl", possessing high spirituality, purity, strength of character; "infernal woman," having something magic, correlated in the works of the writer with the motive of love-power; a woman-mother, in which, on the one hand, the features of the lady mistress of the aristocratic estate, hungry for adoration, worship, which carries a shade of falsehood, are pointed out, and on the other hand, the mother of the family, giving her relatives warmth and love. However, all female images are described with psychological realness and depth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНАХ И.С. ТУРГЕНЕВА»

Филология

УДК 8

00! 10.21661/Г-472011 Г.А. Сосина

Типология женских образов в романах И.С. Тургенева

Аннотация

В статье предпринимается попытка уточнения типологии женских образов в романах И.С. Тургенева. Выявляются три основные вариации: «тургеневская девушка», обладающая высокой духовностью, чистотой, силой характера; «инфернальная женщина», заключающая в себе что-то колдовское, соотносящаяся в произведениях писателя с мотивом любви-власти; женщина-мать, в которой, с одной стороны, акцентированы черты барыни-хозяйки дворянской усадьбы, жаждущей обожания, преклонения, несущей в себе оттенок фальши, а с другой, - матери семейства, отдающей своим родным тепло и любовь. Однако все женские образы описаны с психологической правдой и глубиной.

I Ключевые слова: типология женских образов, тургеневская девушка, инфернальная женщина, женщина-мать, романы Тургенева.

G.A. Sosina

Typology of female images in the novels of I.S. Turgenev

Abstract

An attempt to specify the typology of female images in the novels of I.S. Turgenev is made in the article. Three main variations are revealed: "Turgenevs girl", possessing high spirituality, purity, strength of character; "infernal woman," having something magic, correlated in the works of the writer with the motive of love-power; a woman-mother, in which, on the one hand, the features of the lady mistress of the aristocratic estate, hungry for adoration, worship, which carries a shade of falsehood, are pointed out, and on the other hand, the mother of the family, giving her relatives warmth and love. However, all female images are described with psychological realness and depth.

Keywords: typology of female images, Turgenevs girl, infernal woman, mother-woman, Turgenev's novels.

Как известно, Тургенев ввел в литературу новый женский образ - поэтический образ «тургеневской девушки»: Натальи Ласун-ской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой и др. Однако данным типом персонажей не исчерпывается типология женских образов в произведениях Тургенева, что определило цель настоящей статьи дать более полное, развернутое описание разных вариаций женских образов в романах писателя.

В галерее «тургеневских девушек» героиня романа «Рудин» Наталья Ласунская - первая. В создании ее образа значительную роль сыграли личные переживания

писателя, его взаимоотношения с Татьяной Александровной Бакуниной. Д.И. Писарев подчеркивал, что в характере Натальи есть следующие черты: она тверда, сдержанна, способна глубоко вдумываться в предмет и долго вынашивать в голове идею или чувство. «Она - единовластная хозяйка своего внутреннего мира», - пишет критик [3, с. 210]. Наряду с природной нежностью и чуткостью, она воспитала в себе силу и решительность характера. Внешне героиня Тургенева не выглядит блестящей красавицей, автор подчеркивает ее молодость: «Наталья Алексеевна с первого взгляда могла не понравиться. Она еще не успела развиться,

РИ|!о!оду

была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки» [5, т. 2].

Отличительная особенность Натальи - ее начитанность: «она знала наизусть всего Пушкина» [5, т. 2, с. 240]. И ее влюбленность в Рудина началась с совместного чтения: «со страниц книги, которую Рудин держал в руках, дивные образы, новые светлые мысли так и лились звенящими струями ей в душу, и в сердце ее, потрясенном благородною радостью великих ощущений, тихо вспыхивала и разгоралась искра восторга» [5, т. 2, с. 249]. Наталья «жадно внимала его речам..., она повергала на суд его свои мысли, свои сомнения; он был ее наставником, ее вождем» [5, т. 2, с. 248]. Наталья Ласунская «всегда старалась идти по направлению к светлому краю неба, там, где заря горела, а не к темному» [5, т. 2]. Встреча с Рудиным кардинально переориентировала направление ее судьбы: «Темна стояла теперь жизнь перед нею, и спиной она обратилась к свету...» [5, т. 2, с. 295].

«Общение с Рудиным раскрыло Наталье Ласунской глаза на пустоту окружающего её общества, на косность и рутину, в которые погружён был круг провинциального дворянства. Её стала тяготить власть предрассудков и предубеждений. Полюбив Рудина и поверив в него, она ждала только призыва, чтобы вступить рука об руку с ним на новый путь» [2, с. 223].

«Наталья страдает и мучится как неповторимое, своеобразное и единичное существо. Но своеобразие и единичность человеческой личности для Тургенева существуют, прежде всего, в той связи, которая ведёт к общему. Это универсальная диалектика жизни, и в этом основа и принцип тургеневской типизации» [4, с. 91].

Однако Наталья смело встречает жизненные трудности: она вступает в конфликт с матерью, стремясь отстоять свое чувство, но не найдя поддержки у любимого человека, стойко переносит разочарование и разлуку с ним. Наталья Ласунская предстаёт перед нами сильной, умеющей верить и любить всем сердцем и всей душой, искренне, безо всякого расчёта. Она внешне выдержана и спокойна, но Тургенев показывает нам, какие сильные страсти таятся под этой маской, и на какие поступки способна любящая женщина. Она воспитанная, скромная, нежная, не по годам умная, с богатым внутренним миром, а главное - способная на большие и искренние чувства, на самопожертвование во имя любви.

Главную героиню романа «Дворянское гнездо» Тургенев называет знаковым именем Лиза (Елизавета Михайловна Калитина), которое акцентирует высокое духовно-нравственное начало в героине, указывает на ее связь с Богом, так как Елизавета с древнееврейского означает «почитающая Бога».

По мнению Пустовойта, у Лизы цельный характер, ей свойственно нести моральную ответственность за свои поступки, она доброжелательна к людям и требовательна к себе. «От природы ей присущи живой ум, сердечность, любовь к прекрасному и - что самое глав-

ное - любовь к простому русскому народу и ощущение своей кровной связи с ним. Она любит простой народ, хочет ему помочь, сблизиться с ним» [4, с. 186]. Лиза знала, как несправедливы по отношению к нему были её предки-дворяне, сколько бедствий и страданий людям причинил, например, её отец. И, будучи с детства воспитана в религиозном духе, она стремилась «всё это отмолить».

Лиза обладает природным умом, цельностью характера, внутренней гармонией, она обладает большой нравственной чистотой и доброжелательностью к людям, она требовательна к себе, а в трудные минуты способна к самопожертвованию, ей присуща любовь к прекрасному. Многие из этих черт характера сближают Лизу с пушкинской Татьяной, что неоднократно отмечала современная Тургеневу критика.

Тургенев умел глубоко проникать в тайники женского сердца. Одной из «прекрасных женских душ», вдохновлявших писателя в 1850-е годы, была сама Елизавета Егоровна Ламберт. В их переписке высказано много интересных мыслей о любви, о красоте человеческих взаимоотношений. Некоторые из этих мыслей нашли преломление в суждениях Лизы Калитиной. У Тургенева имя Елизавета-Лиза не только выражает особую сущность, но и характеризует убеждения, мировоззрение героини и предрекает её судьбу. Будучи глубоко верующим человеком, Лиза Калитина больше других тургеневских героинь обладает ощущением Высшей, небесной силы («все в Божьей власти») и потому убеждена, что всё в жизни человека - от Бога. Лиза, осознав невозможность обретения счастья с любимым человеком, Лаврецким, отказывается от мирской жизни ради жизни в Боге, ради воссоединения с родной идеальной стихией. Образ Лизы Калитиной удивительный по красоте, силе и художественной выразительности. Эта молодая девушка отличается особой одухотворенной красотой, она тонко чувствует поэзию, музыку, ее натуре свойственна богатая душевная жизнь. Глубокий и насыщенный внутренний мир, искренняя вера в Бога, погруженность в молитвы позволяют героине жить, не замечая пошлости окружающих.

В романе «Накануне» Тургенев изображает героиню, живущую жаждой любви. «Как жить без любви? а любить некого!» [5, т. 3, с. 184] - это главная из «страшных» дум, что мучают двадцатилетнюю Елену Стахову. Добролюбов придавал большое значение образу Елены, считая ее во многом возвышающейся над Натальей Ласунской и Лизой Калитиной; по силе характера он ставил в один ряд с Еленой только Катерину из драмы Островского «Гроза». Елене свойственна необычайная жажда деятельности, целеустремленность, способность пренебречь мнением и условностями окружающих, непреодолимое стремление быть полезной людям. Умная, сосредоточенная в своих помыслах, она ищет человека волевого, цельного, не пасующего перед препятствиями, видящего в жизни широкую перспективу и смело идущего вперед. Елене так же свойственны мечтательность, нравственная чистота,

Иегас^е Баепсе | 6 (28) • 2018

77

Филология

но у нее, в отличие от предшественниц, готовность к подвигу соединяется со способностью его совершить. Из троих претендентов на свою руку - Шубина, Кур-натовского, Берсенева - она выбрала бы последнего, если бы не появление Инсарова, имеющего благородную цель - «освободить свою родину!» [5, т. 3, с. 201]. Пораженная величием этой цели, Елена избирает его.

Образ Елены стал идеалом для нескольких поколений русских женщин. Вспомним, близкого друга писателя Юлию Вревскую, которая оставила особенный след в жизни Тургенева, как бы повторив подвиг героини его романа: отказавшись во время русско-турецкой войны от своего высокого положения и став сестрой милосердия, она погибла, спасая других.

Рассмотрим второй тип тургеневской героини -«демоническая женщина» - отличительными особенностями которой являются властность натуры и особенная, колдовская женская притягательность. Эта женщина совершенно непредсказуемая, невозможно предугадать, что же она ответит, что она сделает или что подумает. Это женщина-загадка. Подобные черты наблюдаются в характере героини «Дворянского гнезда» Варваре Павловне, лишенной нравственного стержня, скучающей от богатства красоты, когда нет возможности его тратить. К данному типу героини может быть отнесена и царственная Анна Сергеевна Одинцова, напоминающая сказочную героиню Елену Прекрасную. «Она очень горда и дорожит своей независимостью». Характер у неё был свободный и довольно решительный. «Она многое ясно видит, многое понимает, но ничто её не захватывает целиком. Пытливость, не получающая удовлетворения, превращается в равнодушие, сомнения не утихают, но и не дорастают до тревоги. Воистину - спящая красавица!» [2, с. 96] -восклицает Ю.В. Лебедев. В Одинцовой немало и загадочного, она пробуждает в естествоиспытателе, разрушителе, нигилисте Евгении Базарове, отрицающем любовь, неуправляемую разумом страсть, подчиняет его силе своей прелести и даже становится косвенной причиной смерти этого сильного человека, называвшего себя «гигантом».

Тайна женского характера присутствует и в образе княгини Р., что связанно с ее двойной, дневной и ночной, жизнью. Днем она была легкомысленной кокеткой, предававшейся с увлечением различного рода удовольствиям, танцевала до упаду, шутила и хохотала, и будто бросалась навстречу всему, что способно было доставить ей малейшее удовольствие. А по ночам она долго в слезах металась по комнате. С наступлением нового дня она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала на прогулки, болтала со всеми и бросалась навстречу всем развлечениям. Она была очень хорошо сложена, ее золотая и тяжелая коса падала ниже колен, но красавицей ее нельзя было назвать, только глаза, серые и глубокие, в которых таился ее внутренний мир, выделялись в ее лице. Княгиня Р. изображается женщиной, покоряющей сердца, ее смерть кардинальным образом меняет жизнь Павла

Петровича: герой отказывается от блестящей карьеры и уединяется в деревне, не в силах до конца преодолеть свою любовь.

Мотив «любви-власти» становится основным в истории Ирины («Дым»), которая царствует и порабощает Литвинова. Образ Ирины в романе окружен дымкой таинственности, в образе героини главенствует черный цвет «высокая стройная дама в шляпке с короткою черною вуалеткой» [5, т. 4, с. 106], «на ней было чёрное креповое платье» [5, т. 4, с. 106]. Согласно традиционной символике, черный цвет ассоциируется с пустотой и горем, с опасной инфернальной стихией.

Тургенев наделяет Ирину красотой необычайной; красота ее загадочна, она таит в себе необыкновенную внутреннюю силу. Особо писатель подчеркивает глаза, подобные глазам египетских богинь. В институте Ирина считалась одной из лучших учениц по способностям, но отличалась непостоянным и властолюбивым характером. Как констатирует Виннико-ва, «...ни красота, ни ум её не принесли ей счастья» [1, с. 261]. Для Литвинова всё заветное и мучительное, отрадное и тягостное, что связано с возлюбленной, сосредоточивается в синих цветках страсти. Коннотация власти героини заострена в тексте с помощью «неотступного, неотвязного, сладкого, тяжелого запаха» гелиотропов. Образ Ирины может быть отнесен к образу «демонической женщины». Героине присущи внешнее великолепие, притягательность, глубина и сила характера, властность, неотъемлемой чертой образа выступает ощущение тайны.

Третий тип героини - образ матери, который в свою очередь предстает в двух вариациях: барыни-хозяйки усадьбы и матери. К первому типу принадлежит образ Дарьи Михайловны Ласунской, обрисованный автором с едва уловимой иронией. Тургенев сообщает, что в годы своей молодости барыня была очень хороша собой и пользовалась огромным успехом в свете, но с годами красота бесследно исчезла, а Ласунская, как и прежде, жаждет обожания окружающих. Остается одно - править бал в своей гостиной. Близкой по характеру Дарье Михайловне Ласунской оказывается Марья Дмитриевна Калитина, капризная богатая дворянка «в молодости пользовалась репутацией миленькой блондинки; и в пятьдесят лет черты ее не были лишены приятности.» [5, т. 2, с. 8].

«Маленькая худенькая женщина с тонкими чертами лица, склонная к волнению и грусти» [5, т. 3, с. 22], мать Елены Стаховой Анна Васильевна, по определению Шубина «курица». Забота о воспитании единственной дочери не тяготила ее. Когда выбор сделан, и Елена стала женой Инсарова, то матери остается только верить в лучшее. Анна Васильевна, как бы ни противилась, но обижать свою дочь она не позволила никому и приняла выбор дочери, раскрыв свои объятия для двоих.

Женщиной-матерью семейства предстает Арина Власьевна, мать Евгения Базарова, - чувствительная, но не сентиментальная, хлебосольная, теплая, неж-

Philology

но и трепетно любящая сына. Вместе с «музыкой и французским языком» жизнь заставила ее позабыть свойства «миловидной» барышни, сохранив черты национального характера: долг, способность к пониманию и самопожертвованию. Выйдя замуж против воли, она провела жизнь в «многолетних странствиях» с мужем-военным, а затем превратилась в кроткую домоседку-помещицу. Сына она не только любила, но и «боялась несказанно» [5, т. 3, с. 160].

Итак, в романах Тургенева основные женские характеры могут быть классифицированы следующим образом: первый тип - это именно «тургеневские девушки», мысль которых все время обращена к жизни, страданиям других. «Тургеневская девушка» наделена такими чертами характера, как кротость, преданность, искренность, благородство, для нее самый важный критерий счастья - это чистота совести, она обладает мощным потенциалом внутренней силы,

основанным на чувстве нравственного долга. Второй тип - «инфернальная женщина», к нему принадлежат героини, живущие собственными интересами, сосредоточенные на себе, заключающие в себе нечто иррациональное, подчиняющие мужчину силой женской власти. Третий тип - с одной стороны, это барыня-хозяйка усадьбы, которая имеет успех в свете, жажду обожания, восхищения, и несет в себе какую-то фальшь, а с другой, - мать, отдающая себя обустройству уютного дома и любви к семье и детям.

Женские образы в произведениях Тургенева глубоко психологичны, они выписаны автором превосходно, они являются ключом к раскрытию образа главного героя и целостной концепции романа. Они разные, но, рассказывая об их судьбах, автор показывает, что для него особенно дорого и ценно в любой женщине - это скромность, порядочность, умение любить, быть хорошей женой и матерью.

Литература

1. Винникова Г.Э. Тургенев и Россия. - М., 1977.

2. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». - М., 1982.

3. Писарев Д.И. Литературная критика. В 4 т. Т. 1. - Л., 1981.

4. Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев - художник слова. - М.: МГУ, 1980.

5. Тургенев И.С. Собрание сочинений: В 12 т. - М.: Худож. лит., 1975-1979.

References

1. Vinnikova G.E. (1977). Turgenev i Rossiia. M.

2. Lebedev Iu.V (1982). Roman I.S. Turgeneva "Ottsy i deti". M.

3. Pisarev D.I. (1981). Literaturnaia kritika. V 4 t. T. 1. L.

4. Pustovoit P.G. (1980). I.S. Turgenev. M.: MGU.

5. Turgenev I.S. (1975). Sobranie sochinenii: V 12 t. M.: Khudozh. lit.

Interactive science | 6 (28) • 2018

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.