Научная статья на тему 'Типология заданий в группе в соответствии с доминирующей репрезентативной системой студентов'

Типология заданий в группе в соответствии с доминирующей репрезентативной системой студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА / ТИПОЛОГИЯ ЗАДАНИЙ / НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / НАВЫК / ОБУЧЕНИЕ / PREFERRED REPRESENTATIVE SYSTEM / TYPES OF TASKS / NEURO-LINGUISTIC PROGRAMMING / TEACHING METHODS / REPRESENTATION SYSTEM / TEACHING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кораева Ольга Владимировна

При обучении разнородной группы, представленной студентами различных психологических типов, преподавателю необходима классификация, которая позволит отразить направленность задания на определенный психологический тип личности студента, который в данной статье определяется его репрезентативной системой. Отнесение студентов к тому или иному психологическому типу, определяется тестом смещения репрезентативной системы. На основе данной классификации предлагаются различные речевые и языковые задания, помогающие оптимизировать учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Task types according to preffered representation system of students

When teaching a diverse group represented by students of different psychological types, a teacher needs to use a classification, which could reflect the orientation of the task for a certain psychological type of a student, which is defined by a representational system. The psychological type is determined after making a test that shows the preferred representative system of a student. According to this classification we offer special language tasks in order to optimize the learning process.

Текст научной работы на тему «Типология заданий в группе в соответствии с доминирующей репрезентативной системой студентов»

УДК 37.042

О. В. Кораева O. V. Koraeva

Типология заданий в группе в соответствии с доминирующей репрезентативной системой студентов

Task types according to preffered representation system of students

При обучении разнородной группы, представленной студентами различных психологических типов, преподавателю необходима классификация, которая позволит отразить направленность задания на определенный психологический тип личности студента, который в данной статье определяется его репрезентативной системой. Отнесение студентов к тому или иному психологическому типу, определяется тестом смещения репрезентативной системы. На основе данной классификации предлагаются различные речевые и языковые задания, помогающие оптимизировать учебный процесс.

When teaching a diverse group represented by students of different psychological types, a teacher needs to use a classification, which could reflect the orientation of the task for a certain psychological type of a student , which is defined by a representational system. The psychological type is determined after making a test that shows the preferred representative system of a student. According to this classification we offer special language tasks in order to optimize the learning process.

Ключевые слова: репрезентативная система, типология заданий, нейролингвистическое программирование, методика преподавания, репрезентативная система, навык, обучение.

Key words: preferred representative system, types of tasks, neuro-linguistic programming, teaching methods, representation system, teaching skills.

При обучении разнородной группы, представленной студентами различных психологических типов, преподавателю приходится решать непростые задачи, основной из которых является разработка заданий для учащихся в соответствии с их психологическими особенностями. В данной статье приведена классификация заданий, основанная на результатах психологического тестирования и проведенного эксперимента.

В методике преподавания иностранных языков существуют различные типологии заданий в зависимости от цели, например, для обучения различным видам речевой деятельности, для формирования различных навыков, в зависимости от вида работы (индивидуальная, парная, групповая), для развития диалогической речи и т. д.

© Кораева О. В., 2015

236

Однако, для целей данного исследования необходима классификация, которая позволит отразить направленность задания на определенный психологический тип личности студента, который в данной статье определяется его репрезентативной системой.

В рамках нейро-лингвистического программирования под понятием репрезентативные системы подразумеваются индивидуальные модели восприятия и принятия того, что передают человеку его органы чувств. Человек познает мир пятью различными способами через:

Зрение (Visual way)

Слух (Audial way)

Ощущения (Kinestetic way)

Вкус (Gustatory way)

Запах (Olfactory)

Итого получается 4 репрезентативных системы (VAKOG): визуальная, аудиальная, кинестетическая и дискретная, а люди условно делятся соответственно на визуалов, аудиалов, кинестетов и дискретов. [3, с. 8-10].

В начале жизнь аудиалов, визуалов и кинестетов складывается примерно одинаково. Мы нарочно не включаем в эту группу дискретов, т.к. дискретами не рождаются, а становятся в результате определенной психологической травмы, во время которой происходит отрезание одного из каналов, а то и всех сразу. Эти дети в буквальном смысле увидели, услышали или ощутили то, что их нервная система оказалась не в силах «разжевать», «проглотить», «переварить». Вследствие этого их собственный мозг «обезопасил» им жизнь, превратив образы, звуки, и ощущения окружающего мира в спокойные, отстраненные и отчужденные схемы [3, с. 10-12].

Равенство четырех представителей кончается в школе, ибо большинство предметов носит визуально-дискретный характер. Визуалы и дискреты значительно лучше справляются с подобными заданиями, нежели аудиалы и тем более кинестеты. В профессиональном плане дискреты незаменимы в абстрактнотеоретических дисциплинах, из аудиалов получаются отличные ораторы и музыканты, визуалы становятся прекрасными художниками, в то время как кинестеты преуспевают во всех сферах, где необходимо что-то сделать руками (скульпторы, механики, ремесленники), попробовать (дегустаторы) или понюхать (специалисты по запахам). Все три первичные репрезентативные системы используются постоянно, хотя и не осознаются в равной степени. Обычно индивиды отдают предпочтение одним по сравнению с другими. Репрезентативные системы не являются взаимоисключающими, не существует так называемых «чистых видов» - все репрезентативные системы используются человеком

237

постоянно, хотя в зависимости от рода деятельности, внимание доминирует в одном из каналов. Человек имеет тенденцию использовать традиционно один внутренний канал восприятия, и этот канал называется в НЛП его предпочитаемой или первичной репрезентативной системой.

Существует ряд причин выбора данной классификации. В связи с большим потоком студентов и непропорционально малым количеством учебных часов, отведенных на изучение иностранного языка, стало необходимо найти надежное решения для оптимизации учебного процесса. Наиболее действенный подход к обучению студента стоит в основе изучения его психологической личности, что, разумеется, доступно при индивидуальных занятиях, но может стать преградой при занятиях групповых. Появилась необходимость использования преимуществ индивидуальных занятий и их применения во время групповых занятий. Ввиду отсутствия достаточного времени для изучения психологической личности каждого ученика по отдельности, мы пришли к выводу, что следует разработать тест, позволяющий выявить характеристики психологической личности учащегося, в особенности, предпочитаемые им каналы восприятия информации. Для этого как нельзя лучше подходит тестирование.

Отнесение студентов к тому или иному психологическому типу, определяется тестом смещения репрезентативной системы, разработанным нами на основе тестов, представленных Д. Гриндером и Р Бендлером [2, с. 115-120], [1, с. 80-84]. Ученые занимались изучением предикативных конструкций, используемых индивидом, тем самым выявляя информацию о предпочитаемой им репрезентативной системе. При прослушивании разговора человека иногда паттерн становится вполне очевидным, а именно, паттерн предпочтения предикатов. Эти описательные слова и фразы, в основном, глаголы, наречия и прилагательные, часто предполагают одну из репрезентативных систем. Вот примеры, приведенные Д. Гриндером и Р Бендлером [там же]: «Если ведущей

репрезентативной системой этого человека является визуальная система, задайте следующие вопросы: Вызываете ли вы в своем воображении картины, зрительные образы? Можете ли вы увидеть то, о чем я говорю? Если у такого человека ведущая репрезентативная система кинестетическая, задайте ему следующие вопросы: Ощущаете ли вы то, что я говорю? К человеку с ведущей аудиальной репрезентативной системой можно обратиться с вопросами: Слышите ли вы у себя в голове голоса? Слышите ли вы то, что я говорю вам, в голове?» [там же].

Д. Гриндерс и Р Бендлер также предлагают использовать невербальные признаки (жесты, голос, движение глаз, положение тела

238

в пространстве) для определения предпочитаемой репрезентативной системы. Конкретного тестирования Д. Гриндерс и Р Бендлер не предлагают, их наработки включают различного рода упражнения на «прикрепление» к метамодели собеседника, при помощи использования предпочитаемых им предикатов, а также выявления предпочитаемой репрезентативной системы при помощи задавания наводящих вопросов и отслеживания невербальных признаков поведения индивида.

Вопросами адаптации языковых задании в соответствии с психологическими типами учащихся занимались И. Ю. Павловская и Я.А. Тункун. И.Ю. Павловская создает тестирование, базируясь на теории предикатов и поведенческих особенностях каждого психологического типа [4]. Я.А. Тункун в своей диссертации связывает предпочитаемую репрезентативную систему и теорию доминирования полушарий. В ее диссертации представлен и тест, базирующийся на трудах Д. Гриндерса и Р Бендлера [5].

В нашей работе тестирование также основывается на теории предикатов и невербальных особенностей поведения индивида. В ходе эксперимента студенты (8 человек) выполняли тест, на определение доминирующей группы предикатов, с подобными заданиями:

Когда вы рассержены, какую из этих фраз, скорее всего можно услышать от вас

A) Не трогайте меня!

Б) Уйдите с глаз долой! Глаза б мои вас не видели!

B) И слышать ничего не хочу!

Г) Ты просто не умеешь мыслить логично, дай мне подумать.

После заданий на множественный выбор, идут задания более свободной формы.

Что вы скажете другу, потерявшему надежду и силы идти дальше

(2-3) предложения

Вспомните свое первое детское воспоминание, что это было (звук, разговор, картина). Опишите 4-5 предложений.

Для более точного определения доминирующей репрезентативной системы во время эксперимента использовалось видеонаблюдение. Затем результаты видео сопоставлялись с результатами письменного тестирования, после чего составлялся психологический портрет каждого студента. После проведения тестирования выяснилось, что у большинства студентов доминирующей будет являться визуальная, кинестетическая и только затем аудиальная репрезентативная системы.

После проведения тестирования студенты экспериментальной группы прошли полугодовое обучение иностранному языку. В ходе обучения нами были выявлены некоторые особенности восприятия

239

информации студентами с различным доминирующими репрезентативными системами. В данной статье мы разделим обучение студентов на обучение грамматическому и лексическому навыку, а также обучение говорению, чтению и письму.

При обучении грамматическому навыку студенты-визуалы предпочитают диаграммы, таблицы, наглядно иллюстрирующие разницу, например, между временными формами английского глагола. Следует отметить, что рисунки должны быть смыслонесущими, и четко отражать употребление правила. Желательно использование различных цветов, шрифт и межстрочный интервал должен быть относительно крупным. Студенты-аудиалы предпочитают познавать грамматику индуктивно. Заучивание правил может происходить при помощи музыкальной наглядности, а также зарифмованных грамматических структур [5, с. 133]. Кинестеты положительно относятся к таблицам и диаграммам, нарисованным ими самими. Возможно привлечение дополнительных предметов, при помощи которых студенты смогут выстроить временную прямую (прошедшее - настоящее - будущее время глагола). Студентам дискретам для освоения грамматического навыка подойдут различные таблицы, графики, диаграммы, схемы. Чем логичнее и полнее они будут, тем лучше будет усвоено грамматическое правило. Этим студентам обычно недостаточно видеть формы лишь одного грамматического времени, они предпочитают видеть сразу всю парадигму, чтобы понимать, что их ждет в будущем. Им необходимо осознание того, что они все держат под контролем. Языковые и условно-речевые упражнения максимально подходят для этого типа студентов.

При обучении лексическому навыку студенты-визуалы предпочитают визуальную семантизацию новой лексики. Им нравится изучать конкретную, а не абстрактную лексику при использовании визуальной наглядности. Они предпочитают речевые упражнения всем остальным. Студенты аудиалы предпочитают использование рифмовок, стихотворений, скороговорок, видео и аудиоматериалов. Студенты-кинестеты предпочитают использование реальных предметов при изучении новой лексики. Для них максимально важно все «потрогать» и связать эту ассоциацию с лексическими единицами (ЛЕ) иностранного языка. Для таких студентов подходят занятия вне класса. Чем ближе ситуация к реальной, тем лучше идет усвоение материала. Студенты-дискреты и обучаемые с развитым внутриличностным и логико-математическим типом интеллекта предпочитают заучивать ЛЕ пользуясь списками слов по теме или карточками. Они любят работать самостоятельно, и максимально доверяют учебникам, словарям и прочим УМК. Эти студенты предпочитают языковые и условно-речевые упражнения.

240

При обучении говорению ставятся следующие задачи: спланировать и произнести речь на заданную тему, обсудить в группе задачу или проблему и прийти к общему решению, обсудить предложенные темы в парах с выражением своего мнения, разыграть существующий диалог или составить диалог по образцу, прочее. Студенты визуалы предпочитают иметь визуальную наглядность, которая является темой для монолога или диалога. Для них подходят такие задания, как описать картинку, составить рассказ на базе ряда иллюстраций, озвучить немое кино и т. д. Сту-денты-аудиалы предпочитают работать в парах, желательно с более продвинутым в плане знания языка студентом, чтобы имитировать сказанные им фразы. Работа в парах дается им легко, т.к. они, в отличие от других психологических типов студентов, отлично воспринимают на слух. Многие аудиалы предпочитают монологи диалогам, т.к. им нравится слушать звучание собственного голоса. Обычно, эти студенты любят выступать с речью или рассказом перед другими студентами. Студенты-кинестеты предпочитают реальные ситуации учебным. Им не терпится скорее «выйти в реальный мир» и, пускай «на пальцах», но поговорить на изучаемом иностранном языке. Во время диалога они будут заменять незнакомые слова жестами, не обращая внимания на то, что их могут не понять. Как уже было упомянуто, эти студенты предпочитают всем упражнениям подлинно речевые, т.е. максимально отражающие реальность. При этом их речь может быть безграмотной из-за плохой усидчивости и постоянному рвению к коммуникации. Студенты -дискреты будут испытывать некоторый дискомфорт при работе в группах и парах. Обычно социальные навыки этих людей недостаточно развиты, и, испытывая дискомфорт, они постараются «отделаться» односложными ответами, что явно не стимулирует дальнейший ход диалога. Но, если их интересует тема, то они могут долго (и порой нудно) высказывать свое мнение, что переводит диалог в монолог, и часто демотивирует собеседника. Выступление на публику является для этого типа студентов большим стрессом, т.к. их логичное изложение мыслей часто несколько отличается от ярких образов визуалов, аудиалов и кинестетов, и не находит ответной реакции, что еще больше угнетает мотивацию дискретов.

При обучении аудированию ставятся следующие задачи: прослушивание с целью получения информации об общей идее текста, с целью услышать конкретные факты, с целью услышать конкретные слова, выполнение инструкций по аудиозаписи и прочее. Студенты -визуалы и во время аудирования предпочитают иметь визуальную наглядность. Им тяжело воспринимать монотонный поток речи ведущего на радио, и в какой-то момент они начинают «отключаться» и быстро теряют нить повествования. Также часто во время

241

аудирования они будут «бегать» глазами по помещению и, увидев интересный визуальный образ, перестанут воспринимать на слух. Чтобы сконцентрировать их внимание необходимо дать им дополнительное визуально направленное задание, будь то заполнение таблицы или зарисовка описываемого в аудировании человека или ситуации. Студенты-аудиалы невероятно легко справляются с разными типами аудирования, и, обычно, лучше всех определяют и разбирают диалекты изучаемого языка. Визуальная наглядность для них второстепенна, но на них может сильно повлиять неприятный им тембр голоса говорящего - в этом случае он перестают думать о содержании сообщения, и концентрируются на негативных эмоциях. Также им могут помешать различного рода шумовые помехи, даже такие незначительные, как шум электрической лампы или дождя. Студенты-кинестеты предпочитают выполнять команды, данные аудитивно, особенно, если это связано с любимой ими физической активностью. Им также подходят творческие задания, где нужно инсценировать прослушанный фрагмент. Хуже всего этот тип студентов воспринимает новости по радио - им это кажется скучным и беспредметным. Студенты-дискреты и обучаемые с развитым внутриличностным и логико-математическим типом интеллекта будут старательно заполнять таблицы, рисовать графики и схемы по результатам прослушанного фрагмента. Они обычно хорошо улавливают даты и цифры, также общую логику сообщения.

При обучении чтению ставятся следующие задачи: понять общий смысл текста, найти определенную часть текста, найти детали, прочее. В целом все рекомендации, данные для обучения аудированию, действительны и в данном случае.

При обучении письму ставятся следующие цели: сочинение текста по жесткому шаблону, сочинение по свободной теме, сочинение на свободную тему, но с использованием предложенной лексики и грамматических структур, написание предложений, исправление данного текста, прочее. Студенты-визуалы, а также обучаемые с развитым пространственным типом интеллекта предпочитают иметь наглядный образ, картинку или фотографию, которую нужно описать. Они с большим удовольствием смогут написать весьма объективную рецензию к просмотренному фильму. Они редко знают четко к чему они придут в конце описания, но многие из них, рисуют небольшой план или зарисовку, чтобы перед глазами всегда был яркий образ, мотивирующий к письму. Студенты-аудиалы, а также обучаемые с развитым музыкальным типом интеллекта легко пишут изложения, и чуть хуже различного рода эссе и сочинения. Логическое мышление этих студентов развито слабо, и их мысли или идеи могут стимулироваться при помощи музыки. Часто эти люди имеют определенный набор композиций, «настраивающих» их на нужный лад.

242

При этом, во время письма они будут что-то шептать себе под нос, «мычать» и произносить некоторые фразы вслух. После написания текста они всегда прочитают его вслух, чтобы их работа красиво «звучала». Студенты-кинестеты, а также обучаемые с доминированием телесно-кинестетичекого, межличностного, натуралистического, пространственного типов интеллекта предпочитают описывать свой собственный опыт, пережитые ими эмоции, что даже в, казалось бы, примитивное задание описать картинку, они добавят что-то особенное, одно только им понятное. Они стараются использовать большое количество прилагательных и метафор, чтобы читатель «прочувствовал» всю глубину их послания. Студенты-дискреты и обучаемые с развитым внутриличностным и логико-математическим типом интеллекта сначала составят четкий план, где все будет идти по схеме тезис-аргумент-доказательство. Еще до начала написания текста, они знают к чему придут. Их доводы всегда весомы и подтверждены научными фактами. При выполнении творческих заданий, эти студенты будут испытывать неудобство. Для них идеально наличие определенного шаблона.

В данной статье был приведен один из вариантов оптимизации учебного процесса, при помощи использования психологического тестирования, основанного на теории репрезентативных систем. Цель данной статьи - показать результаты работы со студентами различного психологического типа, выявленные в ходе эксперимента.

Список литературы

1. Бендлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий. - М., 2002.

2. Гриндер Д., Ллойд Л. НЛП в педагогике. - М., 2007.

3. Ковалев С. Основы НЛП. - М., 2001.

4. Павловская И.Ю. Актуальные вопросы языкового тестирования. - СПб., 2008.

5. Тункун Я.А. Оптимизация обучения английскому языку в системе курсовой сети с учетом психо-когнитивных характеристик учащихся. - СПб., 2009.

243

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.