Научная статья на тему 'Обучение профессионально-ориентированному иностранному языку студентов творческих вузов'

Обучение профессионально-ориентированному иностранному языку студентов творческих вузов Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
13
0
Поделиться
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / TEACHING FOREIGN LANGUAGES FOR SPECIFIC PURPOSES / МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ / СЕНСОРНЫЕ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ / SENSORY PERCEPTION / СТУДЕНТЫ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ / STUDENTS OF HIGH SCHOOLS OF ARTS / LATERALIZATION OF BRAIN FUNCTION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Седёлкина Юлия Георгиевна, Смирнова Ольга Викторовна

В статье освещается современная ситуация с преподаванием иностранных языков для специальных целей учащимся творческих вузов на примере Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, анализируются результаты тестирования психо-когнитивных характеристик студентов и их сенсорных предпочтений, а также результаты анализов уроков иностранного языка в вышеуказанном вузе, исходя из чего делаются выводы и предлагаются практические рекомендации по интенсификации процесса обучения данной категории учащихся.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Седёлкина Юлия Георгиевна, Смирнова Ольга Викторовна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Обучение профессионально-ориентированному иностранному языку студентов творческих вузов»

чувствуют уверенность в своих знаниях, 11% ответили, что готовы, но требуется помощь старших наставников, 3% не были готовы ответить на поставленный вопрос и 1% ответил, что не уверен в своей готовности.

В заключении хотелось бы отметить, что нами выявлена прямая зависимость наличия знаний и умений педагога и его готовности качественно и на профессиональном уровне проводить занятия по безопасности дорожного движения и сформированности культуры безопасного поведения на дорогах у обучаемых детей.

Список литературы / References

1. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: М., Просвещение, 2001.

2. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и систем дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2009. 80 с.

3. Тронева Л.Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни, 2009. № 10. С. 26-27.

4. Школа - территории безопасности. Материалы областной научно-практической конференции. Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2007. 96 с.

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ Седёлкина Ю.Г.1, Смирнова О.В.2 Email: Sedelkina630@scientifictext.ru

'Седёлкина Юлия Георгиевна — кандидат педагогических наук, доцент; 2Смирнова Ольга Викторовна — магистр лингвистики,

кафедра иностранных языков и лингводидактики, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье освещается современная ситуация с преподаванием иностранных языков для специальных целей учащимся творческих вузов на примере Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, анализируются результаты тестирования психо-когнитивных характеристик студентов и их сенсорных предпочтений, а также результаты анализов уроков иностранного языка в вышеуказанном вузе, исходя из чего делаются выводы и предлагаются практические рекомендации по интенсификации процесса обучения данной категории учащихся. Ключевые слова: профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам, межполушарная асимметрия, сенсорные каналы восприятия, студенты творческих вузов.

TEACHING FOREIGN LANGUAGES FOR SPESIFIC PURPOSES TO STUDENTS OF HIGH SCHOOLS OF FINE ARTS Sedelkina Yu.G.1, Smirnova О-V.2

'Sedelkina Yulia Georgiyevna — Candidate of Pedagogy, Associate Professor; 2Smirnova Olga Viktorovna — Master of Linguistics, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES AND LINGUADIDACTICS, SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY, SAINT-PETERSBURG

Abstract: the article highlights the current situation with teaching foreign languages for specific purposes to students of art colleges, evidence from Ilya Repin St. Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture, the results of testing the students' psycho-cognitive characteristics and their sensory preferences are analyzed, as well as the results of the observations of foreign language lessons in the above-mentioned institution, on the basis of which conclusions are drawn and practical recommendations for intensifying the learning process for this category of students are offered.

Keywords: teaching foreign languages for specific purposes, lateralization of brain function, sensory perception, students of high schools of Arts.

УДК 378.09

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.20861/2312-8089-2017-30-003

В настоящее время успешное международное сотрудничество предполагает знание иностранных языков, что не только позволяет расширять свои профессиональные горизонты, общаясь с зарубежными коллегами, но и открывает новые сферы для применения своих знаний и умений. Примером, в данном случае, служит программа студенческого обмена между Санкт-Петербургским государственным академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (далее - Академия Художеств) и Лиссабонской национальной академией искусств (Academia Nacional de Bela Artes). Опыт стажировок 2011 и 2012 гг. показал, что плодотворность профессионального взаимодействия в рамках этой программы зависит от уровня профессионально-ориентированного иностранного языка, которым владеют учасники общения.

Обучение данной категории студентов предъявляет к преподавателю особые требования, связанные с психо-когнитивными характеристиками учащихся, в связи с чем было проведено тестирование студентов Академии Художеств на определение доминантного полушария головного мозга, их ведущего канала восприятия, а также был проведён анализ их потребностей в иностранном языке. Всего в данном тестировании приняло участие 66 человек (13 мужчин, 50 женщин, трое не указали пол), в возрасте от 18 до 33 лет.

Для определения доминантного полушария головного мозга был использован тест Д. Соуза [14]. Результаты тестирования (Рис. 1) показали, что если прибавить к учащимся с выраженной межполушарной асимметрией тех, чьи результаты являются пограничными, очевидна тенденция к правополушарности: 52% правополушарных или тяготеющих к ним, 27% равнополушарных и 21% левополушарных или тяготеющих к ним.

Учащиеся с доминирующим правым полушарием отличаются следующими особенностями, которые необходимо учитывать при разработке учебных программ:

1. Образное мышление [14, с. 167 - 168].

2. Ориентированность на реальное время и конкретное пространство [2, с. 140 - 143].

3. Преобладание коммуникативных способностей над лингвистическими [5, с. 86].

4. Шаблонное восприятие информации [5, с. 87].

5. Контекстуально-зависимое запоминание [12, с. 66].

6. Зависимость от четкого целеполагания [5, с. 87].

Рис. 1. Доминантное полушарие головного мозга у студентов Академии Художеств

Для выявления ведущей сенсорной системы были использованы два теста - БИАС тест, описанный в 1982 г. Фр. Пьюселиком [11], и в качестве контрольного, тест Дж. Ревелла и С. Нормана [13]. Тестирование студентов Академии Художеств показало (Рис. 2), что если объединить учащихся с ярко выраженным визуальным каналом с теми, у кого он является

частично выраженным, то можно проследить явную тенденцию к доминированию именно визуальных сенсорных предпочтений (70%) студентов Академии Художеств.

Говоря о сенсорных предпочтениях, нужно отметить, что восприятие человека как правило мультисенсорно. На практике это выражается, например, в том, что учащиеся рисуют картинки на полях тетради во время лекций, задействуя визуальный и кинестетический каналы при активном аудиальном. Кроме того, при длительном раздражении только одного канала внимание снижается, поэтому большинство разработок в рамках нейропедагогики в последнее время посвящены мультисенсорному обучению [4, с. 31-32]. Это означает, что несмотря на преобладание визуалов среди студентов Академии Художеств, учебный процесс должен предполагать апелляцию и к другим каналам восприятия, тем самым обеспечивая их развитие. визуал-кинестет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17%

визуал-аудиал

11%

Рис. 2. Ведущий канал восприятия у студентов Академии Художеств

С целью выявления общих закономерностей, которые следует учитывать при обучении иностранному языку, был проведен анализ потребностей студентов Академии Художеств, основанный на тесте множественного выбора Т. Вудворд [15], включающем вопросы следующего характера:

1. Для чего Вам больше всего нужен иностранный язык?

2. Что Вы хотели бы делать лучше, используя для этого иностранный язык?

3. Какие речевые навыки для Вас наиболее важны?

4. Какие аспекты языка Вам интересны/скучны?

5. Что в процессе обучения Вам кажется простым / сложным?

На Рисунках 3 и 4 представлены ответы студентов относительно их потребности в иностранном языке и востребованности тех или иных аспектов соответственно. По вертикальной оси располагается число студентов. Данные представлены в абсолютных величинах.

На основании ответов респондентов можно заключить, что общая ситуация с мотивированностью студентов Академии Художеств к изучению иностранных языков хорошая. Большинство студентов заинтересованы в использовании иностранного языка в профессиональных целях (Рис. 3). И, хотя никто из респондентов не выбрал в качестве цели изучения сдачу экзаменов, именно получение международных сертификатов, подтверждающих уровень владения языком, дает им возможность работы за границей, в чем заинтересовано большинство учащихся.

Рис. 3. Цель изучения иностранных языков

Учитывая, что подавляющее большинство студентов отличается доминирующим визуальным каналом восприятия (Рис. 2), выбор ими чтения в качестве востребованного аспекта (Рис. 4) и предпочитаемого (любимого и легкого) занятия вполне логичен, поскольку этот рецептивный вид речевой деятельности апеллирует именно к зрению.

Обращает на себя внимание то, что более половины респондентов указали в качестве важных аспектов аудирование и говорение (Рис. 4), хотя эти виды речевой деятельности активизируют аудиальный канал восприятия, доминирующий только у 1% учащихся (Рис. 2). Вероятно, здесь сказывается наличие коммуникативных способностей у правополушарных респондентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Востребованные аспекты

Интересны также данные относительно грамматики. Хотя болеее половины студентов указали, на потребность в изучении этого языкового аспекта (Рис. 4), именно граматика представляется им наиболее сложной (18%) и неинтересной (27%). Это можно объяснить тем, что отношение студентов к аспектам языка зависит от их уровня владения языком в целом. Чем ниже уровень, тем больше внимания, с точки зрения учащегося, требуется уделить лексике, поэтому они выбирают такие виды речевой деятельности, как чтение и говорение. Чем выше уровень, тем важнее для человека становится грамматика. Необходимо также прокомментировать полное отсутствие в ответах респондентов такого вида деятельности, как письмо (Рис. 4). Вероятно, недооценка значимости письма связана в основном в отсутствием практической необходимости в его использовании.

Исходя из полученных ответов, можно сделать следующие выводы. Введение в курс иностранного языка занятий по домашнему чтению отвечает потребностям основной массы студентов. При этом рекомендуется использовать различные литературные произведения прямо или косвенно связанные с будущей профессиональной деятельностью учащихся (например, роман «A Confissâo de Lùcio» Mario de Sa-Carneiro на занятиях по-португальскому, или «The Moon and Sixpence» Somerset Maugham на занятиях по-английскому).

Учитывая шаблонное восприятие информации и образное мышление правополушарного большинства было бы эффективным использование модели «Наблюдение - Гипотеза -Эксперимент», предложенной в рамках лексического подхода к обучению [10]. На стадии наблюдения учащиеся впервые встречаются с языковым материалом и распознают в нем многословные грамматически-оформленные лексические комплексы (chunks). На этапе постановки гипотезы идет работа по организации этих комплексов по наиболее представленному в исследуемом отрывке текста грамматическому принципу. На завершающей стадии, экспериментировании, учащиеся используют изученный лексический и грамматический материал в коммуникативных целях, самостоятельно, но под руководством преподавателя, формулируя правила их функционирования в речи. Успешность коммуникации, а не формальная правильность высказывания, подтверждает, корректирует или опровергает гипотезу. Эта модель была апробирована на занятиях по английскому языку на юридическом факультете СПбГУ [6], а также в фоновом курсе, использующем телесериалы в обучении иностранным языкам [1], применение которого отвечает потребностям студентов Академии Художеств во включении фильмов и музыки в учебный процесс.

Зависимость доминантной группы респондентов от четкого целеполагания и их ориентированность на реальное время и конкретное пространство диктует необходимость обеспечить их практической целью на уровне задания или упражнения, например, необходимость самостоятельно решить определенную проблему в стране изучаемого языка. Задания такого типа отличаются коммуникативной направленностью и выполняются в парах или малых группах, что апеллирует к востребованности устно-речевого общения у основной массы учащихся.

Что касается форм контроля знаний, для данной категории учащихся подходят методы устного опроса с фиксированным сроком выполнения. Добавление творческого задания к традиционной формe экзамена заметно повышает мотивацию студентов и их шансы на положительные результаты.

Подводя итог всему выше сказанному, на основе общих рекомендаций [4, с. 35], [7, с. 72], [8], [9, с. 151] и выявленных психокогнитивных характеристик учащихся Академии Художеств, можно отметить, что применение всевозможных визуальных средств (графики, таблицы, диаграммы, временные линии, схемы типа Mind Maps, рисунки), использование аналогий, парадоксов, проведение связи с жизненными опытом и интересами учащихся, а также организация мультисенсорного обучения, с применением музыки, элементов драматизации и визуализации могут значительно повысить эффективность обучения профессионально-ориентированному иностранному языку этой группы студентов.

Список литературы / References

1. Афанасьева А.Ю., Седёлкина Ю.Г. Лексический подход: от теории к практике // Материалы XLI Международной филологической конференции, 26-31 марта 2012 г.: Современные проблемы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков. Санкт-Петербург, 2012.

2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1981. 237 с.

3. Мелентьева Т. И. Корсакова Н.К. Функциональная асимметрия полушарий мозга и дифференцированное обучение иностранным языкам. Москва: Диалог, 2000. 48 с.

4. Москвин В.А., МосквинаН.В. Основы дифференциальной нейропедагогики. Оренбург, 2003. 170 с.

5. Павловская И.Ю., Тункун Я.А. Межполушарная асимметрия и сенсорные предпочтения как определяющие факторы успешности обучения иностранному языку // Мир русского слова, 2009. № 3. С. 85-93.

6. Седёлкина Ю. Г Запоминание английских фразеологизмов в зависимости от наличия в них фоносемантического компонента // Наука и образование сегодня. № 10 (11). Москва, 2016. С. 66-68.

7. Силина Е.А. Евтух Т.В. Межполушарная асимметрия и индивидуальные различия // Монография. Пермь, 2005. 132 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Смирнова-Бауэр Е. А. Межполушарная асимметрия мозга и технологии обучения иностранному языку // Монография. Москва: МГОУ, 2007. 154 с.

9. Шипко Н.С. ПотаповА.С. Билатеральность полушарий головного мозга и педагогический процесс // Монография. Новосибирск, 2006. 174 с.

10. LewisM. Implementing the lexical approach: Putting theory into practice. Hove, 1997. 223 р.

11. LewisВ.А., PucelikF. Тест определения предпочитаемых систем. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.altermed.by/index.php?item=bias/ (дата обращения: 14.06.2017).

12. Mantyla T. Optimizing cue effectiveness: Recall of 500 and 600 incidentally learned words // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory. Cognition., 1986. Vol. 12. P. 66-71.

13. Revell J., Norman S. In Your Hands: NLP in ELT. London. Saffire Press, 2000. 144 p.

14. Sousa D.A. How the Brain Learns: A Classroom Teacher's Guide. LA: Corwin Press, 2006. 143 p.

15. Woodward T. Planning Lessons and Courses: Designing Sequences of Work for the Language Classroom. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 249 p.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Киракосян О.А. Email: Kirakosyan630@scientifictext.ru

Киракосян Ольга Анатольевна — магистрант, кафедра педагогики, Московский городской педагогический университет Самарский филиал, г. Самара

Аннотация: актуальность изучения взаимодействия субъектов воспитания, процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей совершенствования отечественной системы образования. В нашей стране в течение последних двадцати лет предпринимаются попытки улучшить как содержание, так и формы организации воспитательной деятельности в общеобразовательных школах. Во многих школах создаются органы ученического самоуправления. На основании указа президента РФ В.В. Путина от 29 октября 2015 года №536 с 1 сентября 2016 года в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей в пилотные школы «приходит» общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников». По мнению многих эта организация поможет на общероссийском, региональном уровне и других уровнях создать эффективно действующий союз педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся в решении актуальных проблем, связанных с подрастающим поколением. Ключевые слова: субъекты воспитания, российское движение школьников, управление, взаимодействие.

MANAGEMENT OF THE PROCESS OF INTERACTION BETWEEN SUBJECTS OF EDUCATION IN THE GENERAL EDUCATION SCHOOL

Kirakosyan O.A.

Kirakosyan Olga Anatolievna — Undergraduate, DEPARTMENT OF EDUCATION,

MOSCOW CITY PEDAGOGICAL UNIVERSITY SAMARA BRANCH, SAMARA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract: the urgency of studying the interaction of subjects of upbringing, the process, the factors that determine its quality, is determined by an active search for ways to improve the national education system. In our country over the past twenty years, attempts have been made to improve both the content and forms of organizing educational activities in general schools. In many schools, the bodies of student self-government are created. On the basis of presidential decree № 566 of October