Научная статья на тему 'Типология территориально-организованных экономических систем'

Типология территориально-организованных экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / РЕГИОН / КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГИОНОВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайнетдинов А. Н.

В статье автором рассматриваются проблемы функционирования территориально-организованных систем, на основе объективных характеристик экономического и социального положения территорий проводится их типология, обосновывается необходимость системного подхода к разработке методологических подходов к вопросам изучения и управления территориальными системами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология территориально-организованных экономических систем»

мов); 2) создании условий (механизмов, институтов) для самовоспроизводства и расширения предпринимательской деятельности; 3) синергиичности экономической эффективности на микро-и макроуровнях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Северная Осетия за 70 лет. Стат. сборник. Орджоникидзе, «Ир», 1987.

2. Северная Осетия - Алания в цифрах. 2006. Краткий статистический сборник. Владикавказ, 2008.

3. Северная Осетия-Алания в цифрах. Статистический сборник. Владикавказ, 1997.

ГАйНЕТДИНОВ А.Н.

Типология территориально-организованных

экономических систем

В статье автором рассматриваются проблемы функционирования территориально-организованных систем, на основе объективных характеристик экономического и социального положения территорий проводится их типология, обосновывается необходимость системного подхода к разработке методологических подходов к вопросам изучения и управления территориальными системами.

Ключевые слова: территориально-организованная экономическая система; территориальная система; регион; классификация регионов; региональная экономика

Коды классификатора JEL: P40, P42

Современное экономическое районирование использует большое количество оснований для классификации, далеко не всегда понятных и доступных для понимания неспециалистов. Идентификация территориально-организованных экономических систем, в первую очередь, находит свое отражение в их классификации на основе типологии. Основой «классификационной» типологии экономических районов является принятая в Российской Федерации система экономического районирования.

В современной практике используются три основных основополагающих принципа районирования России.

1. Экономический принцип, который позволяет рассматривать регион как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств.

2. Административный принцип, который определяет единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны.

3. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения региона, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

В современной практике выделяется достаточно много оснований для таксономического деления регионов, с целью их упорядочения был принят Общероссийский классификатор экономических регионов. Выделение признаков типологии региона предполагают описание их характеристик. На наш взгляд, типология регионов влияет на выбор стратегии, направлений и темпов развития и, таким образом, на конкурентоспособность региона. Исходя из таких посылок, регион может быть:

- с реконверсионной территорией с ограниченными природными ресурсами, причем выработка и использование соответствующих ноу-хау минимально;

- с территорией, где доминирует значительная группа, специализирующаяся в определенном технологическом сегменте, где малые и средние предприятия выступают как субподрядчики;

- с территорией, где доминируют услуги и занятость в сфере государственной службы;

- с депрессивной сельскохозяйственной территорией;

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

- с сельскохозяйственной территорией с агропромышленным комплексом;

- с космополитической агломерацией;

Кроме того, регион может быть классифицирован по варианту развития, которое может иметь следующие направления:

- развитие через агломерацию хозяйственной деятельности, когда регионы развиваются благодаря преимуществам, возникающим вследствие концентрации человеческих ресурсов и деятельности;

- развитие через специализацию, когда в экономической структуре доминирует один вид промышленности или один продукт; в этой ситуации экономический рост региона достигается за счет развития аналогичных или дополнительных видов хозяйственной деятельности;

- развитие благодаря производству уникального продукта, обычно связанного с данным регионом;

Выбор направления развития определяет конкурентоспособность региона. Создание механизмов реализации региональной политики предполагает выделение ее объектов и субъектов, а также способов их взаимодействия для достижения поставленных целей.

В процессе проведения реформ представления о каждом из этих элементов неоднократно менялись и корректировались. Так, в «Программе-92» под спецификой регионального развития понималась преимущественно отраслевая специализация региона [3, с. 214]. Другую классификацию предложили авторы доклада «Реформа: провинциальный вариант», подготовленного Российским союзом промышленников и предпринимателей. В нем классификационным признаком выступали проблемы, являющиеся на данный момент наиболее острыми для отдельных территорий.

На наш взгляд, эта работа, ставшая первой попыткой оценки возможных негативных экономических, социальных и политических последствий, осуществляемых преобразований в различных регионах, во многом определила то направление региональной политики, которое связано не с конструктивными направлениями преобразований, а с оперативным реагированием на «провалы реформ».

В дальнейшем идеология выделения объектов региональной политики пошла по этому пути, что было вполне естественно в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Так, в региональном разделе «Программы-95» были выделены - регионы, отличающиеся высокой концентрацией отраслей с сокращающимся спросом на продукцию (особенно оборонной промышленности и инвестиционного машиностроения); не выдерживающие конкуренцию внешнего рынка (например, текстильные); удаленные от основных поставщиков и потребителей (Крайний Север и Дальний Восток) [4].

Классификация объектов региональной политики, требующих специальных программ государственной помощи, разработана А.Г. Гранбергом. Он выделяет три группы регионов, которые наиболее уязвимы при переходе от плановой организации общественного производства к рыночной.

Это, во-первых, регионы, имеющие высокую концентрацию производств, ставших в новых условиях нерентабельными из-за изменения условий рынка; во-вторых, регионы, потерявшие потребителей своей продукции в связи с ростом транспортных издержек, попавшие в экономическую изоляцию; в-третьих, регионы, имевшие ранее значительные объемы дотаций из госбюджета и потерявшие их [1, с. 7].

При этом он справедливо указывает на то, что в депрессивном характере отдельных территорий следует учитывать не только проблемы, возникающие у всех регионов в процессе реформирования, но специфические задачи, возникшие «вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода» [1, с.12].

В целом, в применяемом для формирования и реализации региональной политики официальном перечне объектов просматриваются две взаимосвязанные тенденции: выделение регионов по признакам, связанным исключительно с ликвидацией негативных экономических и социальных последствий реформ, и постепенное сокращение числа территорий, для функционирования которых государство считает необходимым осуществление федеральной помощи.

Практически исчезли из перечня приоритетов экономической политики задачи подъема экономики отдельных территориальных образований. Идеология подъема депрессивных регионов

за счет бюджетного финансирования фактически вытеснила из практической сферы концептуальные предложения о стимулировании «локомотивных регионов» [5, с. 45] или «регионов с предпосылками ускоренного экономического развития» [2, с. 20], в пользу которых необходимо распределить средства федерального бюджета и за этот счет создать «центры роста».

Одновременно идет пересмотр представлений о мере депрессивности регионов. К ним в основном относят не те, в которых идут процессы деградации экономики, а лишь их небольшую часть. По мнению одного из авторов, «число таких регионов, а главное, численность в них населения не должны быть чрезмерными, чтобы средства, которые страна способна выделить для выполнения этой программы, не распылялись».

Таким образом, в современной ситуации определяющим фактором для проведения региональной политики являются как объективные характеристики экономического и социального положения территорий, так и особенности регулирования развитием той или иной территории. Большое значение, естественно, имеет финансовое состояние государства; в какой-то мере это можно понять в связи с катастрофической нехваткой финансовых ресурсов в настоящее время, но негативно - с точки зрения конструктивного регулирования регионального развития. Изменения в региональной политике связаны с возможностью развития всех регионов России, поэтому при анализе развития территориально-организованных экономических систем необходимо учитывать качество институциональных преобразований. Дополнение существующих критериев классификации институциональной составляющей позволяет принимать адекватные решения по формированию конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития.

Рассмотрим существующие подходы к классификации в Европейском Союзе, которые выделяют различные типы регионов зависимости от классификационного признака [6, с. 45].

Первый подход основан на выделении трех моделей региональной экономической структуры и производительности/конкурентоспособности. Исходя из этого, различают следующие типы регионов.

Отстающие регионы. Это регионы с концентрацией деятельности в отраслях с низкой добавленной стоимостью продукции и производительностью ниже среднего уровня. Обычно здесь высока занятость в сельском хозяйстве, зачастую доля занятости в промышленности превышает средние значения, а в сфере услуг - низка.

Регионы с большой долей занятости в промышленности. Эти регионы могут быть как благополучными, так и неблагополучными, вследствие значительных вариаций добавленной стоимости продукта между различными производствами.

Регионы с большой долей занятости в сфере услуг. Обычно эти регионы характеризуются долей услуг 70% или больше от ВВП. Как правило, это преуспевающие регионы, включая многие столичные города. Тем не менее, к ним относятся и некоторые регионы с относительно низким уровнем ВВП на душу населения, поскольку занятость в основном сконцентрирована в сфере базовых услуг, таких, как общественное питание и туризм.

В Европейском Союзе тенденция, преимущественно, состоит в перемещении большинства рабочих мест из промышленности первичной или вторичной переработки в сферы услуг с высокой добавленной стоимостью. Тем не менее, в последние годы занятость в промышленности стабилизировалась, а добавленная стоимость выросла. Это подразумевает, что для регионов обоснованным является поддержка небольшого, но ключевого конкурентоспособного производственного сектора как составной части региональной экономики и стратегии развития.

Второй подход основан на учете таких факторов, как географическое положение региона

- является ли он полюсом роста и способен ли получить преимущества от эффекта избытка, которые также позволяют установить типологию европейских регионов. Более того, в ЕС существует четкая взаимосвязь между урбанистическими/агломерационными эффектами и конкурентоспособностью, т.к. динамичные городские системы (и эффекты избытка, которые они создают) до сих пор являются движущими силами регионального развития. Учитывая вышеупомянутые характеристики, регионы ЕС можно также разделить на следующие категории.

Регионы - «растущие мегаполисы». Это - города и городские территории в сердце Европы, включая столицы, где сосредоточены штаб-квартиры компаний, НИОКР и учреждения образование, культурные объекты. Эти регионы относятся к богатейшим в ЕС.

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

Динамичные городские регионы вне основной части Европы. Эти регионы имеют население и достаточный экономический потенциал для привлечения НИОКР и, со временем, установления связей с основными европейскими и международными центрами принятия решений.

Сельские регионы, интегрированные в глобальную экономику. Это - регионы, переживающие экономический рост и рост населения. Обычно они расположены рядом с крупными городами. Занятость обычно сосредоточена в производственной сфере и сфере услуг, но большая часть земель используется для сельскохозяйственных нужд.

Промежуточные сельские регионы. Эти регионы расположены достаточно далеко от крупных городов, но имеют хорошие транспортные связи и развитую инфраструктуру. Они чаще всего имеют стабильное население, крупные сельскохозяйственные предприятия и находятся в процессе экономической диверсификации.

Изолированные сельские регионы. Эти регионы имеют низкую плотность населения и часто расположены в периферийных областях, далеко от крупных городов и транспортных магистралей. Чаще всего их население является стареющим, они имеют слаборазвитую инфраструктуру, низкий уровень основных услуг и среднедушевой доход, а их хозяйство недостаточно интегрировано в глобальную экономику. Население, как правило, в значительной степени зависит от сельского хозяйства и сокращается.

Депрессивные регионы. Эти регионы отличаются сокращающимся населением. Их особенности: низкий уровень доходов населения, высокая безработица, большая доля населения, занятая в промышленности и сельском хозяйстве, незначительное количество молодежи и низкая плотность населения. Исключение составляют некоторые столицы, характеризующиеся ростом населения, живущего за официальной границей города,

Регионы с неблагоприятным географическим положением. Эти регионы имеют специфические постоянные географические особенности, ограничивающие их развитие. К ним относятся

- удаленность, островная территория, горы. Поэтому они страдают от трудности доступа и проблем, связанных с интеграцией с остальной частью ЕС. Во многих случаях население или размер рынка ниже критической массы, необходимой для экономичных инвестиций. Эта проблема отягощается стареющим и сокращающимся населением, т.к. молодежь стремится покинуть эти регионы.

Регионы в состоянии экономического перехода. В основном это - отстающие регионы, которые начали глубокую перестройку экономической структуры в связи с ее низкой конкурентоспособностью в первоначальном виде. Обычно они характеризуются высоким уровнем безработицы и низким ВВП.

Как видно, европейский подход существенно отличается от российского опыта. Такая классификация регионов позволяет определить основные направления региональной политики с целью формирования и обеспечения конкурентоспособности территориально-организованных экономических систем.

Таким образом, эволюция понятия «территориальная система», её составляющих доказывает необходимость комплексного системного подхода к вопросам изучения и управления территориальными системами. В настоящее время вопросами регулирования развития территории занимается регионоведение, однако, так как этой дисциплине присущ лишь статически описательный характер, то в её рамках никак не рассматриваются проблемы регулирования территориальных системам.

Территориальная система представляет собой комплекс сложных взаимосвязанных подсистем, поэтому анализ развития и проблемы функционирования территориальной системы требует разработки методологически подходов, позволяющих в полной мере найти ответы для решения задач эффективного развития экономической системы любого уровня.

Методологические подходы к рассмотрению понятия «территориально-организованная экономическая система» основаны на современном системном подходе и категориях институциональной экономики, в этой связи регион рассматривается нами как территориально-организованная экономическая система и как институт одновременно, что позволяет раскрыть особенности формирования ее конкурентоспособности.

Территориально-организованная экономическая система в современном ее понимании представляет собой синтетическую и органическую целостность, включающую различные подсистемы:

- население, обладающее культурными, социальными, демографическими, этническими, лингвистическими характеристиками;

- вмещающий географический ландшафт и экосистема, определяющие обеспеченность природными ресурсами, экологическую динамику, преимущества и недостатки территориальной расположенности;

- региональное хозяйство, обусловливающее взаимодействие с ландшафтом и другими территориальными системами;

- административно-правовая структура, основа территориальной управления системой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гранберг А.Г. Региональная политика в программах экономических реформ (сроки разработки и реализации) // Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Вып. 1. - Новосибирск. 1995.

2. О концепции региональной политики // «Экономист». 1995. № 4.

3. Программа углубления экономических реформ. - М., 1992.

4. Программа Правительства Российской Федерации « Реформы и развитие Российской экономики в 1995-1997 г.г.» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 3907.

5. Селиверстов В.Е.. Современные тенденции региональной политики и федерализма и России // Федерализм и региональная политика: Проблемы России и Зарубежный опыт. Вып.2.

- Новосибирск.1995.

6. Сепик Д. И. Конкурентоспособность регионов: некоторые аспекты. Российско-Европейский центр экономической политики. - M.; 2005.

ЗАБЕЛИН А.А.

ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела,

спорта и туризма», аспирант, e-mail: apk@sochi.ru

особенности и структура управления региональным строительным комплексом краснодарского края

В работе представлена существующая структура управления строительным комплексом, изложены проблемы данной отрасли и предложены пути преодоления некоторых факторов, мешающих становлению и развитию комплекса в целом.

Ключевые слова: строительный комплекс; инвестирование; ипотечное кредитование; управление инвестициями; региональная экономика; устойчивое развитие

Коды классификатора JEL: R11, R32, R38

Строительство является важнейшей отраслью экономики, поскольку обеспечивает расширенное воспроизводство основных фондов и производственных мощностей для всего народного хозяйства. Результатом или продукцией строительства являются здания и сооружения различного функционального назначения.[1]

Проведенные научные исследования сущности регионального строительного комплекса (РСК) позволяют дать определение региональному строительному комплексу с экономической точки зрения, как виду экономической деятельности, части сферы материального производства региона, представляющего сложную систему экономических, производственных и социальных взаимоотношений при создании основного капитала различного назначения, оказания специфических услуг и приносящая доходы. Данное определение дает возможность указать, что на РСК воздействует совокупность разнохарактерных факторов: экономических, производственных и социальных.

Изучение сущности РСК с позиций системного подхода [5] позволило определить, что он занимает центральное место в системе народного хозяйства. По сути, функциональная среда регионального строительного комплекса разнородна по своему составу и выполняемым функциям. Но при этом прослеживается тесная взаимосвязь между всеми ее составляющими.

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.