Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЯ ТАМГ - ЗНАКОВ СОБСТВЕННОСТИ ХАКАСОВ'

ТИПОЛОГИЯ ТАМГ - ЗНАКОВ СОБСТВЕННОСТИ ХАКАСОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
416
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМГА - ЗНАК СОБСТВЕННОСТИ / ХАКАСЫ / ТИПОЛОГИЯ ТАМГ / ТАМГОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ЗНАК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кыржинаков Артур Алексеевич

Целью статьи является установление типологии тамг - знаков собственности хакасов XIX - начала XX века. Ранее тамги не становились предметом исследования, что определяет новизну работы. Источниками служат полевые материалы автора, а также лингвистические, музейные, опубликованные данные. Использован комплексный подход, типологический, сравнительноисторический и описательный методы исследования. В результате тамги распределяются на три типа: традиционные, перенятые (заимствованные), именные (фамильные). У традиционных тамг выделены подтипы по форме: геометрические, зооморфные, антропоморфные, орнитоморфные, тотемные и предметные. Именные (фамильные) представляли собой начальные буквы русской кириллицы имен и фамилий собственника. Перенятые (заимствованные) тамги, взятые с каменных изваяний, стел и скал, не имели широкого распространения. В начале XX века именные (фамильные) тамги постепенно вытеснили традиционные и стали преобладающими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF TAMGAS - OWNERSHIP MARKS OF THE KHAKAS PEOPLE

The article is aimed at creating a typology of tamgas - the ownership marks of the Khakas peoples in the XIX and the early XX centuries. The research novelty lies in the fact that tamgas have never been studied before. The author uses his own field materials, as well as linguistic, museum and published data, and applies an integrated approach, which includes the typological, comparative historical, and descriptive methods. As a result of the research, tamgas are classified into three main types: traditional, adopted (borrowed), and personal (family) ones. Traditional tangas are further subdivided according to their shape into geometric, zoomorphic, anthropomorphic, ornithomorphic, totem, and object ones. Personal (family) tangas were the Cyrillic initials of the owners’ first and last names. Adopted (borrowed) tangas taken from stone monuments, steles and rocks were not widely spread. In the early XX century, personal (family) tangas eventually replaced the traditional ones and became a prevailing type.

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЯ ТАМГ - ЗНАКОВ СОБСТВЕННОСТИ ХАКАСОВ»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Proceedings of Petrozavodsk State University

Т. 44, № 2. С. 105-110 2022

Научная статья Этнография, этнология и антропология

Б01: 10.15393Zuchz.art.2022.739 УДК 39

АРТУР АЛЕКСЕЕВИЧ КЫРЖИНАКОВ

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Института истории и права

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Ката-нова

(Абакан, Российская Федерация)

ORCID 0000-0003-4022-1863; Kyrzhinakov@mail.ru

ТИПОЛОГИЯ ТАМГ - ЗНАКОВ СОБСТВЕННОСТИ ХАКАСОВ

Аннотация. Целью статьи является установление типологии тамг - знаков собственности хакасов XIX - начала XX века. Ранее тамги не становились предметом исследования, что определяет новизну работы. Источниками служат полевые материалы автора, а также лингвистические, музейные, опубликованные данные. Использован комплексный подход, типологический, сравнительно-исторический и описательный методы исследования. В результате тамги распределяются на три типа: традиционные, перенятые (заимствованные), именные (фамильные). У традиционных тамг выделены подтипы по форме: геометрические, зооморфные, антропоморфные, орнитоморфные, тотемные и предметные. Именные (фамильные) представляли собой начальные буквы русской кириллицы имен и фамилий собственника. Перенятые (заимствованные) тамги, взятые с каменных изваяний, стел и скал, не имели широкого распространения. В начале XX века именные (фамильные) тамги постепенно вытеснили традиционные и стали преобладающими.

Ключевые слова: тамга - знак собственности, хакасы, типология тамг, тамгопользование, юридический

Для цитирования: Кыржинаков А. А. Типология тамг - знаков собственности хакасов // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Т. 44, № 2. С. 105-110. Б01: 10.15393Zuchz.art.2022.739

ВВЕДЕНИЕ

На территории Хакасско-Минусинского края тамгопользование имеет давнюю традицию, уходящую своими корнями в глубокую древность. Тамгообразные знаки датируются VIII-III вв. до н. э. и относятся к тагарской археологической культуре Хакасии. Термин тамга имеет древнетюркскую основу: там - 'зажигать, выжигать', производными от которой становятся значения данного слова 'клеймо', 'печать'. К этому тюркизму восходит и русская лексема таможня, которая также связана со словом тамга и обозначает 'печать', 'отпечаток'1. К тому же тамга имеет семантику как знак собственности рода [13: 330].

Термин тамга, называемый по-хакасски тан-ма и использовавшийся как юридический знак собственности, характеризует различные аспекты традиционной культуры хакасов. Тамга служила для определения родовой, семейной, личной принадлежности территории, предметов быта, скота. В XIX - начале XX века данные знаки у хакасов уже в большей степени использовались с целью определения принадлежности территории и скота.

© Кыржинаков А. А., 2022

Первые отрывочные сведения о тамгах на территории Хакасии встречаем в работе русского посла Н. Спафария. Он писал о рисунках и символических изображениях на каменной стеле долины Енисея: «На том утесе есть вырезано на камне неведомо какое письмо, и меж письмом есть и кресты вырезаны (кресты тамги. -К. А.)...» [12: 70].

В XVIII веке краткие описания тамгообраз-ных знаков Хакасско-Минусинского края имеются в сочинении ученого-путешественника Д. Г. Мессершмидта. Он открыл два наскальных изображения - «Городовая стена» и «Писаный камень», среди них были знаки [9: 43].

В XIX веке сведения о тамгопользовании хакасов встречаются в работе Е. К. Яковлева. Им впервые было дано этнографическое описание коллекций по традиционной культуре и быту хакасского этноса Минусинского краеведческого музея. К сожалению, исследователь ограничился только кратким описанием хакасских тамг: «Танма - железка для выжигания тавр у скота»2.

В XX веке тамги хакасов нашли отражение в работе С. А. Токарева. В его исследовании имеются описания и рисунки знаков собственности [8: 404]. В это же время была опубликова-

на монография Ю. Б. Симченко «Тамги народов Сибири», где описываются рисунки пяти хакасских тамг, даются сведения об их использовании вместо подписи в официальных документах [11: 149-151]. Во второй половине XX века вышла в свет коллективная монография Л. Р. Кызласо-ва, Н. В. Леонтьева «Народные рисунки хакасов». Авторы вводят в научный оборот описания, рисунки тамгообразных знаков на Малоарбатской писанице, горе Папальчиха, Комарковской писанице, Малом писанце, Оглахты [5: 13-31]. Необходимо отметить серию работ хакасского этнографа, профессора В. Я. Бутанаева. Он описал тамги, рассмотрел вопрос их генезиса, традиции тамгопользования хакасов, привел таблицу с изображениями знаков [1], [2], [3: 195], [4].

В начале XXI века была издана коллективная монография, посвященная истории Хакасии, традиционной культуре и быту хакасов. В ней имеются сведения о тамгопользовании в XVIII-XIX веках [7: 276-279]. В научном труде «Тюркские народы Сибири», в разделе «Хакасы», рассматривается использование тамги в охотничьем промысле [10: 556]. В это же время была опубликована статья А. А. Кыржинакова, посвященная тамгам и вопросу исчисления на их основе половозрастных наименований домашних животных. В исследовании дано этнографическое описание традиционного способа нанесения тамги на домашний скот [6: 74-79].

Историографический анализ показывает, что тамгообразные знаки хакасов рассматривались исследователями на фоне общей тематики, вопрос их типологии не являлся предметом специального анализа. Наше исследование призвано восполнить этот пробел в этнографической науке.

На основе опубликованного историко-этно-графического материала3, полевого материала ав-тора4 в XIX - начале XX века в тамгопользовании хакасов можно условно выделить три типы тамг: традиционные, перенятые (заимствованные) и именные (фамильные).

ТРАДИЦИОНННЫЕ ТАМГИ

К традиционным тамгам относятся геометрические изображения (крест, круг, треугольник, квадрат, прямая линия с дополнительными элементами), предметные (орудия, предметы быта), зооморфные, орнитоморфные, антропоморфные и тотемные (см. таблицу).

Среди геометрических наиболее распространенными были тамги в форме креста с различными вариантами: классический крест, полукрест, крест с загнутыми под прямым углом концами

по часовой стрелке и против нее, с добавлением верхней части завитка, с добавлением круга. Следует отметить, что крест с загнутыми концами по форме напоминает свастику - символ фашистской идеологии. Поэтому эта тамга негативно воспринимается в современной хакасской культуре. Тамга - круг тертпек имеет вариант: полукруг чарымдых тертпек. Знак собственности в виде треугольника не был выявлен, но известны соединенный треугольник, а также треугольник в нижней части с прямыми и загнутыми линиями. Тамги, изображающие квадрат, имеют два варианта: квадрат посередине с крестом и квадрат на углах с кругами. Тамги в форме прямой линии имели следующие разновидности: две линии, три линии, прямые линии с добавлением элемента.

К числу традиционных также следует отнести зооморфные знаки с изображениями рога барана, коня, головы крупного рогатого скота. Рог барана хосхар имеет два варианта. Один из них представлен в этнографическом фонде Хакасского национального краеведческого музея имени Л. Р. Кызласова (рис. 1). Он состоит из железной основы с деревяной ручкой круглого сечения (общая длина - 34 см, длина ручки - 18 см, диаметр ручки - 4,5 см. Эта тамга принадлежала роду сарыглар (фамилии Саражаков) аал Казан)5.

Рис. 1. Тамга хосхар (рог барана). Фото автора Figure 1. Tamga khoskhar (ram's horn).

Photo credit: Artur A. Kyrzhinakov

Тамга в форме коня насчитывает 11 вариантов. Тамга с изображением головы крупного рогатого скота - один вариант.

Среди традиционных типов тамг имеются также антропоморфные. Эти знаки представлены в восьми вариантах: человек изображен прямыми линиями, человек изображен плавными линиями с округлой головой и др. К этому же типу относятся тамги предметные. Они представляют собой изображения в виде лука со стрелой, коромысла, псалии, подковы, ножниц, рыболовного крючка, тагана, остроги, колеса, дверной ручки. Традиционные тамги также имеют форму птицы и называются по-хакасски хус танма. Всего их четыре.

Хакасские тамги могли быть также тотемными. В качестве тотема использовались изображения орла, лягушки и змеи.

Среди традиционных знаков собственности была выявлена одна тамга в форме звезды, называемая по-хакасски чылтыс танма.

ПЕРЕНЯТЫЕ (ЗАИМСТВОВАННЫЕ) ТАМГИ

Ко второму типу знаков собственности относятся тамги перенятые (заимствованные). Они были копиями наскальных знаков с каменных изваяний, скал и стел (см. таблицу). Относительно генезиса этих тамг пишет В. Я. Бутанаев:

«Чистановы, Тектерековы и Анчичековы, жившие на р. Немир в аале Хуюлыг-озен, взяли для себя тамгу, изображенную на близстоящем кургане "танмалыг козе". Эти фамилии принадлежали к разным сеокам, но стали применять для себя единую аальную тамгу. Марткачаковы, обитавшие в долине р. Есь, стали пользоваться тамгой, взятой с курганного камня. Тодыко-вы таврили лошадей тамгой, идентичной со знаком, нарисованным охрой на скале "Тапсаачы хая"» [4: 100].

ИМЕННЫЕ (ФАМИЛЬНЫЕ) ТАМГИ

К третьему типу относятся именные (фамильные) тамги. Как правило, эти знаки собственности обозначали имя и фамилию собственника скота (см. таблицу). Например, нами была выявлена именная тамга XIX века, принадлежавшая Илке Кайнакову родом Хызыл Хая аал Картоев

(рис. 2). Она состоит из двух заглавных букв -ИК6.

Происхождение этого типа тамг связано с внедрением царской администрацией фамилий среди коренного населения Хакасско-Минусинско-го края начиная с XVIII века. По материалам В. Я. Бутанаева, именные тамги в начале XX века практически полностью вытеснили традиционные фигурные [1].

г

Рис. 2. Тамга именная. XIX век. Фото автора Figure 2. Personal tamga. XIX century.

Photo credit: Artur A. Kyrzhinakovr

Тамги хакасов XIX - начала XX века7 Khakas tamgas of the XIX and the XX centuries

I. Традиционные тамги

Геометрические:

1. Крест крес танма с его разновидностями - , I

2. Крест с загнутыми концами - У~| , ч^1 > ^ ,

3. Круг тертпек — О 5 полукруг чамдых тертпек— ¿1}

4. Тамги в форме треугольника с дополнительными элементами -

5. Тамги в форме квадрата - , 00 , [ I , | | ,

6. Тамги в форме прямой линии - --- ,-—, (

Антропоморфные:

1. Тамги в форме фигуры человека к ¡ л' танма, восемь вариантов - ^ , ^ , ^ , , ¿¡1

А, Л'0*0

Зооморфные:

1. Рог барана хосхар, два варианта - , ^р

2. Конь am танма, 11 вариантов -III',

3. Голова крупного рогатого скота мал пазы -

Орнитоморфные:

1. Тамга в форме утки -

2. Тамги в форме птичьей ноги хус азах танма, четыре варианта - ,

/"К"* ' ¿Ж^

Предметные:

1. Лук со стрелой - ¡^

2. Псалия - "ф'.([), ^

3. Окно - ЕЕ , О , 0

4. Дверная ручка - [~р1 , ПХЗ

5. Ключ- 9,<Р

7. Грабли - 1—1—I

8. Ножницы- X Ж , « , Л , сАо, 6Ъ , <Л> , А>, V, </, V

9. Острога - , Ц-1

10. Коромысло - ^ ^, и Ь

11. Рыболовные крючки - , Iи

12. Таган -

13. Бубен-©,®, © , Ф

14. Ухват - ^

15. Подкова - П, А

16. Стремена - О , ^ , О , О-

17. Пряжка - | | Тотемные:

1. Тамга в форме лягушки -

2. Тамга в форме птицы - '"У"^' , Г"И

3. Тамга в форме змеи - ^

Тамга в форме звезды - ^

II. Перенятые (заимствованные)

1. Тамга с каменного изваяния - [|]

2. Тамга с каменной стелы - С^С

3. Тамга с рисунка на шаманской скале Тапсаачы хеша - ч/}'

III. Именные (фамильные)

1. Тамга именная в форме букв - ИК (Илке Кайнаков)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиция тамгопользования на территории Хакасии уходит своими корнями в эпоху раннего железного века (VIII—III вв. до н. э.). В XIX -начале XX века в традиционной культуре хакасов тамги служили юридическим знаком собственности родов, аалов (традиционное

поселение), административно-территориальных единиц, фамилий и играли важную роль в их жизнедеятельности. В классификации тамг можно выделить три типа: традиционные, перенятые (заимствованные), именные (фамильные). Наиболее разнообразными по форме являются традиционные знаки,

которые подразделяются на геометрические, зооморфные, антропоморфные, орнитоморф-ные, тотемные и предметные. Перенятые (заимствованные) знаки были немногочисленными. В начале XX века традиционные

тамги постепенно перестали практиковаться среди хакасов, вместо них стали использовать именные (фамильные), состоящие из начальных букв русского алфавита имени и фамилии собственника.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Древнетюркский словарь / [ред. В. М. Наделяев и др.]; АН СССР. Ин-т языкознания. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. 676 с.

2 Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог Этнографического отдела Музея. Минусинск: Тип. В. И. Корнакова, 1900. 357 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Адрианов А. В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 году по поручению Императорского Русского географического общества членом сотрудником А. В. Адриановым. СПб., 1886. 423 с.; Ката-нов Н. Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сентября 1896 года в Минусинский округ Енисейской губернии // Ученые записки Казанского университета. 1897. Т. 64, кн. III.; Корнилов И. П. Воспоминания о Восточной Сибири // Магазин землеведения и путешествий. 1854. Т. 3. С. 605-658. (В середине XIX века И. П. Корнилов посетил Хакасско-Минусинский край Южной Сибири. В своем сочинении он отметил изображения на курганных плитах, писаницы Малые Арбаты, Сулекскую. Во второй половине XIX века сведения о Малоарбатской писанице оставил археолог А. В. Адрианов. В конце XIX века первый хакасский ученый-тюрколог Н. Ф. Катанов исследовал традиционную культуру Хакасии и отметил следы русского влияния на формы тамги.)

4 Полевые материалы автора. Экспедиционные исследования хакасских сельских поселений Аскизско-го р-на Республики Хакасии в 2021 году.

5 Тамга традиционная. Хакасский национальный краеведческий музей (ХНКМ). КП-4225.

6 Полевые материалы автора. Тамга XIX века, принадлежала Илке Кайнакову родом Хызыл Хая аал Картоев (находится в хозяйстве Н. Е. Кайнакова, 1962 г. р., аал Картоев Аскизского р-на Республики Хакасия).

7 Таблица составлена на основе опубликованных работ: Катанов Н. Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сентября 1896 года в Минусинский округ Енисейской губернии. Казань: Типо-литография Имп. Казан. ун-та, 1897. 104 с.; Бутанаева В. Я. Степные законы Хонгорая. Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2004. 279 с.; а также Полевого материала автора: Экспедиционные исследования хакасских сельских поселений Аскизского р-на Республики Хакасия в 2021 году.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бутанаев В. Я. Происхождение хакасских родов и фамилий. Хоорай сооктер1 паза шчжке юрчен обекелерь Абакан: Хакасия, 1994. 96 с.

2. Б у т а н а е в В . Я . Традиционная культура и быт хакасов: Пособие для учителей. Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1996. 224 с.

3. Бутанаев В. Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 1999. 240 с.

4. Б у т а н а е в В . Я . Степные законы Хонгорая. Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2004. 279 с.

5. Кызласов Л. Р., Леонтьев Н. В. Народные рисунки хакасов / Ред. Л. С. Ефимова. М.: Наука, 1980. 176 с.

6. К ы р ж и н а к о в А . А . Тамга и вопросы названия и исчисления возраста домашних животных у хакасов // Материалы межрегиональной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения А. Н. Липского. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2011. С. 74-79.

7. Очерки истории Хакасии (с древнейших времен до современности) / Гл. ред. В. Я. Бутанаев; Науч. ред. В. И. Молодин. Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2008. 672 с.

8. Т о к а р е в С . А . Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. М.: Изд-во Московского университета, 1958. 616 с.

9. Тункина И. В., Савинов Д. Г. Даниэль Готлиб Мессершмидт: У истоков сибирской археологии. СПб.: ООО «ЭлекСис», 2017. 168 с.

10. Тюркские народы Сибири / Отв. ред. Д. А. Функ, Н. А. Томилов; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Омский филиал Ин-та археологии и этнографии СО РАН. М.: Наука, 2006. 678 с.

11. Симченко Ю. Б. Тамги народов Сибири XVII века / Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. М.: Наука, 1965. 227 с.

12. Спафарий Н. М. Сибирь и Китай. Кишинев / Сост. В. Соловьев и А. Кидель. Кишинев: Картя мол-довеняскэ, 1960. 514 с.

13. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика / Отв. ред. Э. Р. Тенишев. 2-е изд., доп. М.: Наука, 2001. 822 с.

Поступила в редакцию 03.02.2022; принята к публикации 17.02.2022

110

A. A. KtipxHHaKOB

Original article

Artur A. Kyrzhinakov, Cand. Sc. (History), Associate Professor, N. F. Katanov Khakas State University (Abakan, Russian Federation)

ORCID 0000-0003-4022-1863; Kyrzhinakov@mail.ru

TYPOLOGY OF TAMGAS - OWNERSHIP MARKS OF THE KHAKAS PEOPLE

Abstract. The article is aimed at creating a typology of tamgas - the ownership marks of the Khakas peoples in the XIX and the early XX centuries. The research novelty lies in the fact that tamgas have never been studied before. The author uses his own field materials, as well as linguistic, museum and published data, and applies an integrated approach, which includes the typological, comparative historical, and descriptive methods. As a result of the research, tamgas are classified into three main types: traditional, adopted (borrowed), and personal (family) ones. Traditional tangas are further subdivided according to their shape into geometric, zoomorphic, anthropomorphic, ornithomorphic, totem, and object ones. Personal (family) tangas were the Cyrillic initials of the owners' first and last names. Adopted (borrowed) tangas taken from stone monuments, steles and rocks were not widely spread. In the early XX century, personal (family) tangas eventually replaced the traditional ones and became a prevailing type.

Keywords: tamga - ownership mark, Khakas people, typology of tamgas, tamgas use, legal mark

For citation: Kyrzhinakov, A. A. Typology of tamgas - ownership marks of the Khakas people. Proceedings of

Petrozavodsk State University. 2022;44(2):105-110. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.739

REFERENCES

1. Butanaev, V. Ya. The origin of Khakas families and family names. Hooray sookteri paza pichikke kirchen obekeleri. Abakan, 1994. 96 p. (In Russ.)

2. Butanaev, V. Ya. Traditional culture and life of the Khakas people: Teacher's book. Abakan, 1996. 224 p. (In Russ.)

3. Butanaev, V. Ya. Khakas-Russian historical and ethnographic dictionary. Abakan, 1999. 240 p. (In Russ.)

4. B u t a n a e v, V. Ya . Khongorai's steppe laws. Abakan, 2004. 279 p. (In Russ.)

5. Kyzlasov, L. R., Leontiev, N. V. Folk drawings of the Khakas people (L. S. Efimova, Ed.). Moscow, 1980. 176 p. (In Russ.)

6. Kyrzhinakov, A. A. Tamga and questions of naming and calculating the age domestic animals of the Khakas people. Proceedings of the Interregional Conference Commemorating the 120th Birth Anniversary of A. N. Lipsky. Abakan, 2011. P. 74-79. (In Russ.)

7. Essays on the history of Khakassia (from ancient times to the present). (V. Ya. Butanaev, V. I. Molodin, Eds.). Abakan, 2008. 672 p. (In Russ.)

8. Tokarev, S. A. Ethnography of the peoples of the USSR. Historical foundations of life and culture. Moscow, 1958. 616 p. (In Russ.)

9. Tunkina I. V., Savinov, D. G. Daniel Gottlieb Messerschmidt: The origins of Siberian archaeology. St. Petersburg, 2017. 168 p. (In Russ.)

10. Turkic peoples of Siberia. (D. A. Funk, N. A. Tomilov, Eds.). Moscow, 2006. 678 p. (In Russ.)

11. Simchenko, Yu . B . Tamgas of the peoples of Siberia in the XVII century. Moscow, 1965. 227 p. (In Russ.)

12. Spafariy, N. M. Siberia and China. Chisinau. (V. Solovyov, A. Kidel, Eds.). Chisinau, 1960. 514 p. (In Russ.)

13. Comparative historical grammar of the Turkic languages. Lexis. (E. R. Tenishev, Ed.). Moscow, 2001. 822 p. (In Russ.)

Received: 3 February, 2022; accepted: 17 February, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.