Научная статья на тему 'О некоторых начертаниях хакасских тамг'

О некоторых начертаниях хакасских тамг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
301
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМГА / ЮРИДИЧЕСКИЙ ЗНАК / ПЛЕМЕННЫЕ ГРУППЫ ХАКАСОВ / TAMGA / LEGAL SIGN / TRIBAL GROUPS OF THIS KHAKASS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тюлюш А. Ч.

В статье речь идет о некоторых начертаниях тамг племенной группы хакасов. Целью статьи является исследование смысла и значения хакасских тамг. Задачами работы выступают выявление особенности и своеобразие тамг; установление особых начертаний; анализ имеющихся материалов о хакасских тамгах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых начертаниях хакасских тамг»

Тюлюш А.Ч. ©

Аспирант, кафедра Всеобщей истории,

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

О НЕКОТОРЫХ НАЧЕРТАНИЯХ ХАКАССКИХ ТАМГ

Аннотация

В статье речь идет о некоторых начертаниях тамг племенной группы хакасов. Целью статьи является исследование смысла и значения хакасских тамг. Задачами работы выступают выявление особенности и своеобразие тамг; установление особых начертаний; анализ имеющихся материалов о хакасских тамгах.

Ключевые слова: тамга, юридический знак, племенные группы хакасов.

Keywords: tamga, legal sign, tribal groups of this khakass.

Особое место в культуре кочевых народов занимали тамги - знаки собственности или юридические знаки. Они подтверждали право владения различными видами имущества, в том числе скотом. Ими помечали также предметы быта, такие как войлочные ковры, седла, сундуки, сосуды-тажууры и другие [5].

Тамги представляют большую ценность в области этнографии, социологии, археологии и других общественных наук. Для этнографии они выступают главным образом источником изучения этнической истории и происхождения этноса. В то же время большое значение тамга имеет для изучения культурного влияния одного народа на другой [7, 25].

Со временем возникновения тамги имели более простые начертания. Ими служили также тотемные животные. На второй стадии эволюции, когда возник кочевой образ жизни, появились тамги, напоминавшие предметы быта [2]. И только впоследствии они стали иметь более сложные начертания. В истории становления и развития тамговой культуры Саяно-Алтая существенную роль сыграли хакасские тамги. Первые сведения о них появляются благодаря исследованию Н. Ф. Катанова быта и языка этнической группы хакасов: койбалов, бельтыров, сагайцев и качинцев, совершенной в Минусинском округе Енисейской губернии с 15 мая по 1 сентября 1896 года. Ему удалось выявить различные тамги Бельтырского, Кивинского, Сагайского, Дальнекаргинского, Ближнекаргинского, Казановского,

Койбальского рода [4, 169].

Тамги рода Бельтырского, Сагайского I половины XIX в. собрал С.А.Токарев. Он приводит различные виды и начертания хакасских тамг. Автор показал, что тамги состояли не только из геометрических фигур, но и антропоморфных и зомоорфных изображений [9, 440].

Большое количество тамговых знаков племенной группы хакасов собрано хакасским ученым В.Я.Бутанаевым. Ему удалось собрать обширный материал как архивный, так и полевой. По его мнению, тамги у хакасов возникли во времена Кыргызской государственности [3, 100].

По описанию исследователей, хакасские тамги представляли в виде геометрических фигур - крест, свастика, дуга, угол, прямая черта и производные от них.

До сегодняшнего времени исследователями собрано большое количество хакасских тамг. Несмотря на наличие некоторых научных трудов по данной теме, тем не менее, остается не до конца изученной вопрос о семантике изображений и начертаний тамг.

В прошлом для племенной группы хакасов характерны были различные тамговые знаки. По мнению В.Я.Бутанаева, у качинцев преобладали тамги в виде креста и

производные от прямых линий, у сагайцев - фигуры с кругом, у кызыльцев - рогатина, у

© Тюлюш А.Ч., 2015 г.

кыргызов - полумесяц в различных начертаниях [3, 97].

Историком-востоковедом и этнографом Н.А.Аристовым выдвинута версия, что тамги родов первоначально образовались посредством добавления приставочных черт в тамге старой семьи. В качестве примера автор приводит тамги дулатовского отделения большой орды, где основной тамгой выступал круг. Следовательно, круг в виде с одной приставной чертой служил тамгою поколения адбан, с двумя приставными чертами встречался у суван [1]. Самым простым способом образования тамг, как он считает, добавление дополнительного знака к основной родовой тамге. Начертания тамг у хакасов позволяет проследить таковых в прошлом. К примеру, среди тамг, собранных В.Я. Бутанаевым встречаются производные от свастики знаки прямого креста, имевшие две загнутые линии с двумя концами знаки под номерами 134, 135, 1059, которые принадлежат сеоку «хый», «ызыр». В виде прямого креста с тремя загнутыми линиями являются тамгами сеока «ызыр», «ыгылар» знаки под номерами 1060, 1068 [3, 252-253].

Тамги у хакасов имели особые значения. Представителям сагайцев наиболее известна тамга, имевшая социальный смысл, так называемая «kizi танма» (человек). Таковым выступает тамга у Мойнагашевы сеока том знак под номером 547 у В.Я.Бутанаева, которая бытовала в виде окружности с прямой линией, отходящей вниз крючком и пересеченной посередине одной горизонтальной линией с добавлением двумя короткими чертами [3, 213]. Ближе к нему выступает другая тамга у сагайцев, представленная С.А.Токаревым в форме антропоморфной фигуры [9, 440]. Однако знаки отличались в виде отходящей вниз развернутой дугой в первой тамге, дугой в виде подковы во второй.

У качинцев среди производных от круга особое значение имеет знак под номером 305 у В.Я.Бутанаева, который представлял в виде круга с двумя параллельными крестами. Данная тамга является знаком шаманского бубна [3, 194]. Видное место среди тамг качинцев, собранных Н.Ф.Катановым занимает тамга «окно» [4, 169].

У представителей бельтыр преобладают ромбовидные знаки и их различные варианты. По мнению исследователей, подобные тамги представляли культурные особенности тюркских племен и использовались довольно часто. Следовательно, из приведенной таблицы В.Я.Бутанаева вытекает, что сеок пилПр использовал тамгу в виде соединения одной ромбы изогнутой линией правой стороны, с кривой линией - левой знаки под номерами 1205, 1206. У сеока хара пилыр знаки под номерами 1202, 1244, 1245 представляли в виде соединения двух ромб с одной прямой линией в правую, прямую и левую сторону. Интересна тамга Бельтырского рода знак под номером 461 в виде ромбика с усами. В то же время данному роду принадлежит тамга у С.А.Токарева в виде соединения четыре ромбы с двумя пересеченными прямыми, образующие крест [9, 440]. В рассматриваемом случае, тамги состояли из основной тамги с двумя и более дополнениями Среди тамг у хакасов встречаются изображения, связанные с кочевым образом жизни (рис.1). Одним из таких выступает тамга «плеть», означающая вещь кочевника. Данный знак известен койбалам в виде прямой линии, соединенной одной чертой сверху знак под номером 1076 у В.Я.Бутанаева. У сеока пуга кызыльцев знаки под номерами 538, 539 у того же автора изображают предмет кочевого быта и называется «хыпты танма» (ножница) [3, 212].

Рис.1. Тамга «плеть" и «хыпты танма» (ножница)

Тамга в виде лука и стрелы занимает особое положение среди племенной группы хакасов. Данная тамг получила известность на официальных документах XVIII-XIX вв. Весьма примечательна тамга в виде лука со стрелой, изображенная на дне ящика деревянной, находящейся в Минусинском краеведческом музее [6].

Историк К.Г.Копкоев утверждал, что наиболее известная тамга у кыргызов в виде трезубца и его дополнений находит аналогии у сеока хаас, кызыльцев, сагайцев, что подтверждает происхождение их от общего предка-кыргызов [9, 37].

Таким образом, тамги у хакасов изображали не только простых фигур, но и более сложные, состоящие из двух и более частей. Особыми начертаниями среди них выделяются тамги, носившие социальный, религиозный, тотемный смысл. Выделяются тамги, связанные с небесными светилами, орудиями труда и другие. В целом, в каждой тамге заложены особые смыслы, которые характеризовали мировоззрение народа.

Литература

1. Аристов Н.А. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков Большой Орды и каракиргизов на основании родословных сказаний и сведений о существующих родовых делениях и о родовых тамгах, а также исторических данных и начинающихся антропологических исследований. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bizdin.kg/elib/kitepter/html/ taryh/aristov_turk/section3 .html#title5.

2. Баски И. Тамги и этнические названия (Вклад тамга-знаков в этногенез татар). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tashlar.narod.ru/text/ tamga-romania.htm.

3. Бутанаев В.Я. Степные законы Хонгорая .-Абакан, 2004.- 279 с.

4. Катанов Н.Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по1 сентября 1896 года в Минусинский округ Енисейской губернии // Избранные труды о Хакасии и сопредельных территориях. -Абакан, 2004.-С.158-170.

5. Кимеева Т.И. Историко-культурологические исследования художест- венного наследия тюркоязычных народов Западной Сибири // Вестник КемГУ.-2011.-№4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik. kemsu.ru/Content/journals/201141/28-32%20Kimeeva.pdf.

6. Копкоев К.Г. «Енисейские кыргызы» и этногенез хакасов // Ученые записки.- Вып.ХШ-Абакан, 1960.-С.21-38.

7. Козин С. Тамги у крымских татар//Этнограф-исследователь.- №1.- 1927.- С.25 -29.

8. Минусинский краеведческий музей им. Н.М.Мартьянова. Оф. 7188/8.

9. Токарев С.А. Этнография народов СССР. Изд-во Московского университета. 1958. 615 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.