Научная статья на тему 'Типология спортивных программ регионального телевидения'

Типология спортивных программ регионального телевидения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1057
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ / TYPOLOGY / ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПРОГРАММА / TELEVISION PROGRAM / АУДИТОРИЯ / AUDIENCE / СПОРТ / SPORTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ткачев Константин Германович

Автор предпринимает попытку разработать типологию спортивных программ регионального телевидения. В статье отражён процесс формирования модели телепередачи о спорте, привлекательной для зрительской аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF SPORTING PROGRAMS OF REGIONAL TELEVISION

The author suggests the typology of sporting programs of regional television. The process of forming of a model of an attractive sporting program is reflected in the article.

Текст научной работы на тему «Типология спортивных программ регионального телевидения»

References

1. Resnyanskaya, L. L. Topology of mass media in political area of post-Soviet Russia // Bulletin of Moscow university. - Journalism. 2001. № 1. Р. 47-57.

2. Luntsova, N. R. Functioning of mass media in political process. - Ekaterinburg: Ural university publishing house, 2003. 24 р.

3. Evdokimov, V. Mass media in politicization of social conflict. Omsk, 2006. 184 p.

4. Prokhorov, E. P. Introduction into theory of journalism. Moscow: RIP-holding, 2002. 322 p.

5. Evdokimov, V. Propaganda in Internet // Polis. Political studies. 2012. № 4(130). Р. 137-142.

© А. А. Калюга, 2015

Автор статьи - Антон Александрович Калюга, аспирант, Омская гуманитарная академия.

Рецензенты:

А. А. Секретов, кандидат исторических наук, руководитель пресс-центра Законодательного собрания Омской области.

О. В. Попова, кандидат филологических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет.

УДК 070

К. Г. Ткачев, Омская гуманитарная академия

ТИПОЛОГИЯ СПОРТИВНЫХ ПРОГРАММ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Автор предпринимает попытку разработать типологию спортивных программ регионального телевидения. В статье отражён процесс формирования модели телепередачи о спорте, привлекательной для зрительской аудитории.

Ключевые слова: типология, телевизионная программа, аудитория, спорт.

Необходимость разработки типологии спортивных передач регионального телевидения вытекает из Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая утверждена правительством страны в январе 2015 года и ориентирована на повышение престижа активного образа жизни, информирование общества о новых возможностях для занятий физкультурой и спортом. При этом расчёт сделан на обеспечение жителей страны передачами социально гарантированного блока, который включает необходимый минимум общественно-политического, информационного, культурно-просветительского, художественного, спортивного и образовательного вещания. Такой подход объясняется повышением значения социальной информации во всех сферах деятельности индивида, упрочением коммуникативных связей между людьми.

Граждане фиксируют собственную причастность к явлениям жизни, к которым прежде не имели отношения. По мнению О.В. Коноваловой, перемены в общественно-политической, экономической, социальной и духовной жизни России привели к фундаментальным преобразованиям в сфере электронных средств массовой информации. Децентрализация и переориентация интересов телевизионной аудитории с федерального на региональный уровень связаны с отказом от устаревших и внедрением новых форм и методов тележурналистики, что обеспечивает жизнеспособность одних компаний и недолговечность других. Становление региональной системы телекоммуникаций происходит на фоне формирования инфраструктуры межрегиональных рынков техники, воспитания журналистских кадров, возникновения типов программ, ориентированных на стимулирование социальной активности граждан [1]. Телевидение можно воспринимать как феномен в сфере воздействия на общественное мнение, а региональные вещательные компании - как активных участников формирования единого информационного пространства.

Объектом для них является жизнь, протекающая на определённой территории, в регионе. Он представляет и социально-политическую общность, объект регулирования в сфере права,

и самоуправляемый социальный организм, которому присущи географические, экономические, историко-культурные, административно-политические особенности. Регионы отличаются друг от друга социально-демографической спецификой населения, своеобразием национальной, религиозной принадлежности жителей. Федеральные каналы лишь эпизодически отражают различные аспекты жизни областей, краёв и республик, находящихся в составе России. В то же время региональное телевидение, изучая события и явления, происходящие в политической, экономической, культурной сферах жизни территориального сообщества, актуальные проблемы и пути их решения, способно содействовать налаживанию конструктивного диалога социальных групп, поиску взаимопонимания между поколениями.

Среди тем, привлекающих внимание журналистов, - создание условий для занятий физкультурой и спортом. Физкультура понимается как система упражнений, направленных на совершенствование человеческого тела, укрепление здоровья индивида. Как составная часть физкультуры, спорт представляет физические упражнения преимущественно в форме состязаний; систему организации и проведения соревнований по различным комплексам таких упражнений. Вовлечение журналистики в освещение состязаний и другой деятельности тем более актуально, что в настоящее время в России создаются предпосылки для возрождения традиций занятий физкультурой и спортом. Причём речь идёт не только и не столько о профессиональном спорте, ориентированном на достижение побед в соревнованиях, установление рекордов, сколько о массовом, способствующем укреплению здоровья граждан страны. Региональные телекомпании могут внести немалую лепту в этот процесс.

При этом обратим внимание на существующее противоречие. На телевидение, с одной стороны, возлагается решение задачи по формированию у граждан России интереса к физической культуре и спорту, с другой стороны, недостаточно высокая популярность спортивных вещательных передач ставит под сомнение возможность достижения этих целей. По мнению автора, проблема заключается в отсутствии единой системы освещения телевидением спортивных соревнований и занятий физкультурой.

По всей вероятности, телекомпании не имеют чёткого представления об аудитории, её приоритетах, мотивах, побуждающих людей ознакомляться с вещательными программами. Между тем, спортивные телепередачи являются для человека не только источником собственно информации о соревнованиях, но и важным фактором в формировании мотивации к спортивной деятельности, подчёркивает Р. А. Пилоян [2]. С помощью телевидения общество может усвоить ценностные ориентации, нацеленные на формирование здорового образа жизни. Кроме того, до сих пор не изучены факторы воздействия спортивных телевизионных сообщений на аудиторию, механизмы их восприятия. Журналист ищет путь к сердцу зрителя по наитию, но не каждому репортёру личностные качества позволяют успешно вести программу о спорте. По мнению исследователей, структура телепередач не только отражает запросы аудитории, но и в определённой степени формирует их. Скорректировав подход к спортивным программам в системе телевещания, можно изменить и отношение молодёжи к физической культуре [3].

Существуют различные подходы к определению типов телепрограмм. Е. Е. Корнилова убеждена, что необходимо разделить массив телевизионной продукции на журналистскую и нежурналистскую. К первой группе относятся новостные, информационно-аналитические, публицистические программы, журналистские расследования. Вторая же включает дикторские объявления, рекламу, развлекательные передачи — музыкальные, юмористические, детские, ток-шоу, а также художественные фильмы и сериалы [4]. Исследователи предлагают следующие критерии классификации телевизионных программ [5]:

1. Критерий степени активности творческой телевизионной лаборатории: программы, созданные не для телевидения, роль которых ограничивается лишь механической передачей; программы, созданные исключительно для телевидения, которые также передаются механически; программы, транслируемые другими станциями; собственные трансляции.

2. Критерий художественной журналистики: художественные программы, представляющие действительность, но основанные на «фикции»; информационно-публицистические программы, отражающие непосредственно настоящую действительность.

3. Критерий сферы общественной жизни, не относящийся к художественной программе.

4. Критерий формы: словесные программы; фильмовые; театральные; зрелищные.

5. Критерий языка.

6. Критерий учёта зрителя: программы для всех; программы для взрослых; программы для детей.

7. Критерий общественной функции: информационные программы; просветительские, развлекательные.

8. Критерий территориальных пределов: международные; национальные: региональные; городские.

Данные классификации представляют интерес с точки зрения учёта вкусов, интересов аудитории, функционального назначения программ, но в глобальном обществе перемены происходят с такой быстротой, что и типология телепрограмм нуждается в обновлении. Как учесть в ней «спортивную составляющую»? Информационные передачи о спорте являются основным программным телевизионным продуктом в регионах, занимают постоянное место в сетке вещания. Выделим следующие виды. Первый - спортивные новости, которые могут входить в общий блок сообщений или составлять отдельный выпуск. Обычно такой выпуск новостей включает хронику местных спортивных событий, а в дополнение - российскую и зарубежную информацию о соревнованиях по различным видам спорта. Сам блок спортивных новостей, как правило, состоит из нескольких (трёх-шести) коротких информационных сюжетов, рассчитанных максимум на три-четыре минуты. Другие программы представляют обзоры спортивных событий в целом или по конкретному виду спорта за прошедший день (реже за неделю). Продолжительность таких передач составляет около пяти минут.

Существенное значение в региональной тележурналистике имеют и аналитические программы. Главная цель их создателей - осмысление процессов, событий, происходящих в спортивной жизни. Если на общенациональных каналах (НТВ+, 7ТВ, «Россия-2») достаточно программ о спорте — информационных, аналитических, развлекательных, игровых, то в регионах таковых до сих пор очень мало, в лучшем случае - одна еженедельная аналитическая программа на регион. Дефицит исследовательских передач чаще всего объясняется экономическими причинами. Региональные или городские органы власти, в чьём ведении находятся департаменты по физкультуре и спорту, редко оказывают финансовую поддержку журналистам в создании и реализации телевизионных проектов о спорте. Ещё одной формой программы, постоянно используемой региональным телевидением, являются спортивные трансляции, часто составляющие значительную часть массива телепередач о соревнованиях.

С учётом вышесказанного можно предложить следующую типологию спортивных программ регионального телевидения. В зависимости от назначения информации существуют программы массового потребления и для профессионалов. В свою очередь среди программ массового потребления целесообразно выявить:

- программы для любителей здорового образа жизни;

- программы для любителей экстремальных видов спорта;

- программы социальной направленности.

Программы массового потребления являются наиболее распространёнными, их создатели освещают спектр событий, связанных с профессиональным и любительским спортом. Телезрителям представлена совокупность разнообразных сообщений, а также передачи, которые выходят в эфир один раз в неделю и фиксируют соревнования, состоявшиеся в течение последних семи дней. Зачастую новости дублируют в ежедневных информационных выпусках, а в итоговой программе события показаны масштабно с помощью интервью и комментариев. Часто сами телезрители становятся главными героями сюжетов. В передачах данной категории представлены спартакиады, туристические слёты, фестивали, корпоративные состязания и массовые праздники, такие, как традиционные в Омской области спортивно-культурные «Праздник севера» и «Королева спорта». Освещаются также гонка «Лыжня России» и «Кросс наций», соревнования «Кожаный мяч», «Золотая шайба».

В таких программах находит место инфотейнмент (от английских слов information + entertainment) - симбиоз сообщения и шутки. Аудитория в одних коммуникативных ситуациях узнаёт о чём-то новом, интересном или приподнимает завесу над каким-либо острым взаимодействием, а в других - получает суррогат журналистской мысли [6]. Имеются в виду и различные ток-шоу, в которых принимают участие известные спортсмены, и пародии. Потребности публики в сообщениях развлекательного характера удовлетворяет именно инфотейнмент, привлекательный для телевидения, склонного к фрагментарному отражению действительности, поверхностному освещению событий и явлений жизни и обеспечивающего быстрый и легкий доступ к развлечениям.

Кроме того, программы этой категории выполняют и образовательную функцию. Многие масс-медиа делают ставку на эдьютейнмент (от английских слов education + entertainment), как на один из методов эффективного стимулирования познавательной деятельности людей. Но на индивидов он действует по-разному. С. Финн считает, что мотивы использования масс-медиа можно разделить на две категории: проактивные и пассивные. Другими словами, одни люди энергично ищут информацию на интересующую их тему в соответствии со своими потребностями, другие же используют

масс-медиа бесцельно [7]. Чаще всего эдьютейнмент не ориентирован, как образование, на системность: если сегодня скучающий потребитель увлечён какой-либо развлекательно-познавательной телепрограммой, то нет гарантии, что завтра его будет интересовать та же программа, а не другая, ведь эдьютейнмент в большей степени связан с обыденным, практическим знанием повседневной жизни, в гораздо меньшей степени - со специализированным, профессиональным. Результат воздействия на аудиторию новой информации, сопряжённой с развлечением, может быть как позитивным, так и отрицательным [8, с. 217].

Влияние эдьютейнмента не может быть устойчивым. Это вытекает из теории диффузии инноваций, разработанной Э. Роджерсом [9]. Он выделяет пять категорий людей в зависимости от особенностей восприятия ими инноваций: новаторы, ранние принимающие, раннее большинство, позднее большинство, отстающие. Новаторы проявляют интерес к общению в профессиональной среде независимо от географического положения его участников, рассмотрению идей, концепций, в котором участвуют эксперты. Для ранних последователей, среди которых находятся и лидеры общественного мнения, также значимы достоверные сведения о каком-либо нововведении. Они не доверяют сообщениям, полученным из сомнительного источника, осознавая, что их мнение ценно для других людей. Благоприятную среду для воздействия просветительской информации и развлечения представляют, скорее всего, «раннее большинство», «позднее большинство» и «отстающие». Первые не хотят воспринимать новые идеи раньше, чем другие, вторые осторожно относятся к нововведениям и ожидают, когда большая часть социума опробует и одобрит их, третьи же чаще всего поддерживают инновацию после того, как она перестала быть таковой.

Сообщения познавательного характера, распространяемые телекомпаниями, нечасто ориентированы на специалистов. Чтобы заслужить их доверие, от журналистов требуется высокая квалификация в какой-либо сфере знаний, а достигнуть этого трудно. Впрочем, они вовлекают в совместную работу экспертов. Программы для профессионалов считаются авторитетными, связаны с тщательной подготовкой. Часто практикуются ссылки на таблицы, диаграммы, графики. Правда, восприятие таких передач затруднено использованием участниками сленга. Такого рода телевизионные проекты омскими телекомпаниями еще ни разу не были осуществлены. Программа требует больших финансовых затрат на создание студии, проведение съёмки, так как большинство спортсменов высокого класса живут, тренируются и соревнуются за пределами Омской области.

Программы для любителей здорового образа жизни можно считать специализированными. Эту аудиторию интересуют не только «очки, голы, секунды», но и такие аспекты, как организация питания, обеспечение удобной одеждой для занятий физкультурой и спортом, советы врачей, история олимпийского движения. Данные программы привлекают внимание любителей бега и закаливания, марафонцев, туристов, ветеранов спортивного движения.

В отличие от программ для любителей здорового образа жизни телепередачи для поклонников экстремальных видов спорта пока менее востребованы. Между тем, с помощью таких телепрограмм можно привлечь детей и молодёжь к занятиям различными видами спорта. Юным телезрителям свойственно подражать кумирам, чемпионам, рекордсменам. После просмотра ряда телепередач, посвя-щённых экстремальным видам спорта, индивид может выявить собственные пристрастия, а специалисты помогают подросткам, юношам и девушкам определить посредством современных методик приемлемые для них направления спортивной деятельности. Для молодёжи привлекательна информация о маунтинбайке, скейтбординге, сноубординге, кайтсерфинге, роллерблейдинге, подводном регби, вейкбординге, рафтинге, скалолазании. В программах такого рода желательно использовать элементы игры.

Программы социальной направленности являются наименее привлекательными для зрителя, ищущего материалы развлекательного характера, но наиболее значимыми для реализации государственной политики, осуществляемой в сфере развития физкультуры и спорта. Основными темами являются профилактика наркомании, борьба с такими негативными социальными явлениями, как табакокурение и алкоголизм. Часто участниками программ являются воспитанники детских домов и школ-интернатов, подростки из малообеспеченных семей.

В зависимости от степени влияния на аудиторию представляется возможным выделить программы о спорте непосредственного действия (лидеры общественного мнения без промедления воспринимают актуальные сведения от новаторов), ограниченного действия (зрители не решаются принять новое сведение, пока большинство окружающих не оценит его высоко). Вероятно также существование информации отчуждения, когда люди не воспринимают новое знание, под каким бы

углом зрения оно ни распространялось, так как препятствием может служить их принадлежность к какой-либо социальной группе или осознание ими собственных индивидуальных ценностей. Например, многие болельщики команды, проигравшей в финальном матче, едва ли воспримут положительно анализ причин победы, одержанной соперником.

С точки зрения качества источника информации можно разделить телепрограммы о спорте на экспертные и интерпретирующие. И те, и другие могут быть адресованы подготовленной и массовой аудитории. В экспертных передачах, в которых участвуют авторитетные в обществе профессиональные участники соревнований, журналисты, чиновники спортивных организаций, распространяются, как правило, точные, достоверные данные. В интерпретирующих программах наряду с профессионалами могут участвовать болельщики — известные артисты, депутаты, деятели шоу-бизнеса, которые демонстрируют чаще всего поверхностные представления о предмете обсуждения. Предлагаемое аудитории сочетание просвещения и развлечения, основанное на интерпретации инноваций журналистами или «потребителями», не исключает упрощения и (или) искажения содержания дискуссий.

Данная типология позволяет конкретизировать подход журналистов к созданию спортивных программ, привлекательных для телезрителей, обогатить представления руководителей вещательных компаний об аудитории, её приоритетах, мотивах, побуждающих людей делать выбор телепередач. Журналистские материалы облегчают поиск людьми мотивов для активных (систематических) занятий физкультурой и спортом и благоприятствуют формированию здорового образа жизни россиян.

Библиографический список

1. Коновалова, О. В. Тенденции развития региональной системы телекоммуникаций / О. В. Коновалова. -Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 236 с.

2. Пилоян, Р. А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. - М. : Физкультура и спорт, 1994. - 104 с.

3. Еншин, М. М. Влияние непосредственного социального окружения на активность подростков в спорте : автореф. дисс. ... канд. филос. наук / М. М. Еншин. - Минск, 1981. - 21 с.

4. Корнилова, Е. Е. Формы и жанры на телевизионном экране / Е. Е. Корнилова // История языкознания, литературоведения и журналистики как основа современного филологического знания. - Ростов н/Д : Март, 2003. — 563 с.

5. Дугин, Е. Я. Местное телевидение: типология, факты и условия формирования программ / Дугин Е. Я. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 103 с.

6. Евдокимов, В. А. Инфотейнмент в масс-медиа: панацея от скуки и эрзац дискуссии / В. А. Евдокимов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2010. — № 5. — С. 214-219.

7. Finn, S. Television addiction? An evaluation of four competing media-use models / S. Finn // Journalism Quarterly. - 1992. - № 69. - P. 422-435.

8. Евдокимов, В. А. Эдьютейнмент в масс-медиа: от сложного к простому / В. А. Евдокимов // Вестник Санкт-Петерб. ун-та. Серия 9. Филология, востоковедение, журналистика. — 2012. — Вып. 1. — C. 214-220.

9. Rogers, E. M. Diffusion of innovations. - N. Y. : Free Press, 1995. - 519 p.

K. G. Tkachev, Omsk academy of the humanities

TYPOLOGY OF SPORTING PROGRAMS OF REGIONAL TELEVISION

The author suggests the typology of sporting programs of regional television. The process of forming of a model of an attractive sporting program is reflected in the article.

Keywords: typology, television program, audience, sports.

References

1. Konovalova О. V. Trends of development of regional telecommunication system. Rostov-on-Don: Fenix, 2003, 236 p.

2. Piloyan, R. А. Motivation of sporting activities. Мoscow, 1994, 104 p.

3. Yenshin М. М. Influence of public upon teenagers in sports. Мтя^ 1981. 21 p.

4. Коrnilova Е. Е. Forms and genres on TV screen. History of linguistics, literature, and journalism as base of contemporary philological knowledge. Rostov-on-Don: March, 2003, 563 p.

5. Dugin E. Y. Domestic television: typology, facts, and conditions of programming. Moscow, 1982. 103 p.

6. Evdokimov V. А. Infortainment in mass media. Science of a person: humanitarian researches. 2010, № 5,Р. 214-219.

7. Finn S. Television addiction? An evaluation of four competing media-use models / S. Finn // Journalism Quarterly. 1992, № 69, P. 422-435.

8. Evdokimov V. А. Edutainment in mass media: from the complex to the simple. Bulletin Saint-Pet. university. 2012. Vol. 1. P. 214-220.

9. Rogers, E. M. Diffusion of innovations. N. Y.: Free Press, 1995. 519 p.

© К. Г. Ткачев, 2015

Автор статьи - Константин Германович Ткачев, аспирант, Омская гуманитарная академия.

Рецензенты:

Н. Х. Князькина, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.

Н. Н. Большаков, кандидат философских наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

УДК 323.2 + 070

В. А. Евдокимов, Омская гуманитарная академия

ТРЕТИЙ СЕКТОР В КОНКУРЕНЦИИ

Автором выявлена технологическая модель взаимодействия органов власти и третьего сектора, рассмотрены возможности использования некоммерческими организациями интеграционного и информационного ресурсов, а также определены типы отражения масс-медиа деятельности общественных ассоциаций. Выводы, сделанные автором, могут способствовать кристаллизации представлений о характере и механизмах влияния неправительственных объединений на процесс принятия политических решений и формирование общественного мнения. Ключевые слова: конкуренция, политика, третий сектор, государство, власть, масс-медиа.

Некоммерческие организации, составляющие третий сектор, исполняют в России разнообразные роли. Неправительственные ассоциации, с одной стороны, становятся объектами в сфере властных отношений и служат инструментом для применения политических технологий, с другой стороны, действуют как субъекты при осуществлении значимых для населения проектов и способны оказать воздействие на процесс принятия управленческих решений и формирование общественного мнения. Мера влиятельности некоммерческих организаций зависит от наличия ресурсов, взаимоотношений с масс-медиа, от того, в какой степени деятельность неправительственных объединений отражает динамизм социальных отношений.

Социологи относят некоммерческие организации, для которых получение и распределение прибыли между гражданами не служит основной целью деятельности, к субъектам социальной политики, т. е. одной из главных сфер деятельности государства, партий, общественных объединений, направленной на развитие групп граждан, слоёв населения, этнических общностей, повышение благосостояния людей, улучшение условий их труда. Акции, осуществляемые неправительственными ассоциациями, целесообразны и уместны, так как политическая власть не способна достаточно эффективно справляться с массой бесчисленных мелких дел, которая выполняется гражданами с помощью союзов и объединений [1, с. 379]. Третий сектор включает негосударственные институциализирован-ные объединения, следующие принципам самоорганизации, нацеленные на изменение общественных отношений в соответствии с интересами социальных групп и использующие для этого доступные средства, полученные в результате соперничества неправительственных ассоциаций. Механизмом функционирования общественных организаций служит составленная общими усилиями и воспроизводимая без участия разработчиков совокупность правил и технологий обеспечения ресурсами и осуществления совместной деятельности органами власти и третьим сектором на основе правовых актов, обусловливающих целевое экономное расходование средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.