Научная статья на тему 'Типология сельских территорий: методика и возможности применения'

Типология сельских территорий: методика и возможности применения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология сельских территорий: методика и возможности применения»

теля нами были выделены приоритетные направления функционирования и развития этой системы. Они включают в себя мероприятия по поддержке ранее действующих и формирование новых координирующих информационных сетей и баз данных.

Распространение информации по зарубежному опыту развития АПС мы связываем с осуществлением информационного обмена через Всемирную сеть сельскохозяйственных библиотек- АдНпе^ организованной в рамках Международной ассоциации библио-текарей-аграрников. Войдя в эту сеть, все участники библиотечного обмена могут получить библиографическую и фотоинформацию по проблемам развития сельского хозяйства из более 100 стран мира. Международным центром АдИпе1 является научная библиотека ФАО, функции национального центра АдИпе1 в России выполняет Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ), через которую потребители, проживающие в сельской местности, могут получать необходимую им информацию по зарубежному опыту развития АПС.

Дальнейшую масштабную практику должна продолжить развитая по всем регионам России система межбиблиотечного абонемента (МБА). Успешно зарекомендовала себя также электронная доставка документов (ЭДД), которую осуществляет ЦНСХБ, организуя доступ к своим электронным ресурсам через удалённые терминалы. Продуктом новых информационных технологий является генерируемая в ЦНСХБ с 1985 г. документографическая база данных АГРОС. Свыше 1,4 млн записей с аннотациями и, частично, с рефератами дают ответ на практически любой тематический информационный запрос по всем отраслям АПС. Примечательно, что эта база выставлена в Интернете и пользование ею осуществляется на бесплатной основе, что особо важно для сельских потребителей информации.

Эффективному распространению информации способствует и налаживание сотрудничества научных сельскохозяйственных и сельских библиотек с районными информационно-консультационными службами. Библиотеки могут осуществлять такие информационно-консультационные виды содействия как организация тематических выставок, оперативное обслуживание справочной литерату-

рой, разыскание отдельных фактов и сведений, оказание квалифицированной помощи в работе с ресурсами ЦНСХБ.

На стимулирование интеграционных процессов в библиотечной деятельности на селе ориентирована областная целевая программа «Информатизация Саратовской области на 2008-2010 годы». Её целью является обеспечение устойчивого уровня социальноэкономического развития области и повышение качества жизни населения на основе широкого внедрения и использования средств информационно-коммуникационной сферы всеми структурами органов власти области и органов местного самоуправления, населением и хозяйствующими субъектами области. В оценку эффективности реализации программы заложены два типа качественных и количественных показателей, связанных с развитием информационно-библиотечного обеспечения. Первый тип показателей - это показатели повышения качества жизни. Сюда вошли характеризующие данные по повышению качества обслуживания в библиотеках области, а также по повышению квалификации специалистов библиотек в сфере внедрения и использования информационнокоммуникационных технологий. Второй тип показателей - это показатели повышения уровня социальноэкономического развития области по сферам: В сфере культуры - это доля записей в электронных каталогах общедоступных публичных библиотек, доступ к которым обеспечен через сеть «Интернет», от общего объёма библиотечных фондов области.

Заслуживает внимания опыт развития модельных сельских библиотек и организации специальных проектов по созданию системы дистанционного обслуживания работников аграрного комплекса области на основе комплексного использования информационных ресурсов федерального, регионального и местного уровней.

Примеры успешного взаимодействия между крупными информационными органами и небольшими сельскими библиотеками свидетельствуют о том, что пути преодоления барьеров в возможностях богатых и бедных информационных центров, формирующих разорванность информационного пространства России, могут быть реально осуществимы.

ТИПОЛОГИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: МЕТОДИКА И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Т.В. Вострецова, ассист. Башкирского государственного аграрного университета

Согласно разработанному проекту Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. все многообразие регионов России разделено на четыре типа и девять подтипов в зависимости от характера освоения, сельскохозяйственного использования, потенциала и ограничений развития сельской местности. Вместе с тем в проекте отмечается, что межрегиональная дифференциация не охватывает всего разнообразия сельской местности, внутрирегиональные различия часто оказываются большими, чем различия между регионами. Поэтому при разработке программ устойчивого развития сельских территорий субъектов РФ следует проводить внутрирегиональное зонирование сельских территорий [1].

Разобраться в исторически сложившихся особенностях сельских территорий региона и разработать действенную региональную политику их развития, можно только с помощью систематизации

фактов и установления основных типов сельских территорий, то есть с помощью их типологии.

Основой типологии, на наш взгляд, должен служить проблемный подход. Сельская территория, будучи целостным образованием, обеспечивает население продовольствием, производимым сельчанами; служит местом проживания и источником дохода сельского сообщества; предоставляет пространственный базис для размещения производств и коммуникаций. Неспособность сельских территорий в процессе развития выполнять возложенные на них функции рассматривается как проблема.

Выявленные проблемы должны быть положены в основу определения направлений развития и постановки соответствующих целей. При таком подходе «дерево социально-экономических проблем» оказывается отражением «дерева целей развития» [2]. Применение проблемного подхода в типологии сельских территорий значительно облегча-

ет реализацию программно-целевого метода управления их развитием на региональном уровне.

Разработка методики типологии сельских территорий и ее апробация проведены нами с использованием статистических данных сельских территорий 54 муниципальных районов Республики Башкортостан за 2006-2008 гг.

Методика типологии включала три этапа, реализованных с использованием программы обработки статистической информации БРЭБ v10.0.5 на основе стандартизированных с помощью 2-преобразования переменных.

Этап 1. Формирование индикаторов социально-экономических проблем с учетом имеющейся информационной базы. Исходный набор показателей проблем сельских территорий первоначально был оценен с точки зрения того, насколько удачно каждый из них отражает суть исследуемой проблемы. На втором этапе, выделенные из исследуемого набора наиболее тесно коррелируемые между собой показатели заменены одним комплексным индикатором.

В результате факторного анализа для проведения типологии были сформированы следующие индикаторы: производства продукции сельского хозяйства; интенсивности сельскохозяйственного производства; развития личных подсобных хозяйств населения; демографического развития; социальнотрудового развития; развития жилищной инфра-

структуры территории; обеспеченности населенных пунктов социальными учреждениями; хозяйственной и социальной освоенности территории.

Этап 2. Построение частных типологий муниципальных районов. На данном этапе проведено разделение множества районов на группы так, что в пределах каждой группы различия районов по остроте отдельной проблемы несущественны, а различия между районами из разных групп существенны, то есть осуществлялось построение типов по каждому индикатору. Это позволило определить однородные по отдельным социально-экономическим проблемам сельские территории муниципальных районов республики. Кроме того, частные типологии послужили средством контроля правильности построения комплексной типологии сельских территорий.

Этап 3. Построение комплексной типологии муниципальных районов. Методика построения комплексной типологии аналогична методике построения частных типологий, но основана на всей совокупности индикаторов социально-экономических проблем.

В результате мы получили пять однородных типов муниципальных районов Республики Башкортостан, характеризующихся различным сочетанием социально-экономических проблем села, характеризующихся устойчивостью, четкостью разделения, территориальной целостностью расположения (рис. 1).

□ - Тип I (3 Архангельский; 4 Аскинский; 11 Белорецкий; 13 Бирский; 19 Гафурийский; 26 Иглинский;

28 Ишимбайский; 29 Калтасинский; 30 Караидельский; 34 Кугарчинский; 36 Кушнаренковский; 39 Мишкинский; 41 Нуриманов-ский; 42 Салаватский);

П - Тип II (1 Абзелиловский; 6 Баймакский; 10 Белокатайский; 18 Бурзянский; 21 Дуванский; 24 Зианчуринский; 25 Зилаир-ский; 32 Кигинский; 38 Мечетлинский; 48 Учалинский; 50 Хайбуллинский);

П - Тип III (8 Балтачевский; 12 Бижбулякский; 15 Благовещенский; 17 Бураевский; 20 Давлекановский;

23 Ермекеевский; 35 Куюргазинский; 37 Мелеузовский; 40 Миякинский; 43 Стерлибашевский; 49 Федоровский; 54 Янауль-ский);

П - Тип IV (2 Альшеевский; 5 Аургазинский; 7 Бакалинский; 9 Белебеевский; 14 Благоварский; 16 Буздякский; 22 Дюртюлин-ский; 27 Илишевский; 31 Кармаскалинский; 33 Краснокамский; 45 Татышлинский;

46 Туймазинский; 51 Чекмагушевский; 52 Чишминский; 53 Шаранский);

П - Тип V (44 Стерлитамакский; 47 Уфимский).

Рисунок 1. Типология сельских территорий Республики Башкортостан

Для характеристики социально-экономических особенностей комплексных типов использованы средние значения рангов, полученных соответствующими районами по каждому из индикаторов (табл. 1).

Значения рангов свидетельствуют о наличие и остроте проблем: чем ниже ранг, тем наиболее явно выражена соответствующая проблема. Принято, что средние значения рангов (2,0-2,9) отражают средний

уровень выраженности проблемы, значения рангов выше среднего (3,0-4,0) - отсутствие ярко выраженной проблемы и благополучное состояние, значения ниже среднего (1,0-1,9) - высокую остроту проблемы (в таблице выделены жирным курсивом).

Проведенная типология сельских территорий муниципальных районов позволяет сформулировать следующие выводы:

- сельские территории в рамках отдельного региона крайне неоднородны по социально-экономическому развитию;

- каждый тип имеет ярко выраженный социально-экономический профиль, характеризуется

специфическим сочетанием взаимосвязанных проблем и нуждается в дифференцированных мерах по управлению долгосрочным развитием.

Проведенная типология дает наглядное представление о социально-экономических проблемах муниципальных районов республики и способствует выработке соответствующих программ развития, специфицированных к условиям конкретных сельских территорий и, в целом, совершенствованию внутриреспубликанской политики сельского развития. В табл. 2 приведены основные направления дифференциации программных мероприятий.

Таблица 1. Средние значения рангов по индикаторам социально-экономических проблем отдельных

типов сельских террито рий

Индикатор Типы

I II III IV V

Объем производства сельскохозяйственной продукции 1,4 1,8 2,6 2,0 3,0

Интенсивность сельскохозяйственного производства 1,8 2,3 2,9 3,3 4,0

Развитие ЛПХ 1,8 2,4 2,8 2,7 3,5

Демографическое развитие 2,5 3,3 1,7 1,8 3,0

Социально-трудовое развитие 1,1 1,2 1,8 2,0 3,5

Обеспеченность жильем 1,6 1,4 2,1 2,2 3,5

Обеспеченность сельских населенных пунктов социальными учреждениями 1,7 3,1 1,6 1,5 1,5

Социальная и хозяйственная освоенность 2,3 1,9 2,8 3,4 3,5

Таблица 2. Дифференциация программных мероприятий для различных типов муниципальных районов __________________________________Республики Башкортостан________________________________

Направления программ Типы

I II III IV V

Интенсификация сельскохозяйственного производства + + +

Развитие несельскохозяйственных видов деятельности + + +

Развитие малых форм хозяйствования + + + +

Развитие социально-бытового обслуживания + + +

Развитие традиционных промыслов +

Нормализация демографического развития + + +

Сохранение и восстановление природных ландшафтов + +

Согласно вышеуказанному проекту Концепции, Республика Башкортостан относится к первому типу и характеризуется преимущественной аграрной специализацией села с интенсивным сельским хозяйством, благоприятными природными и социальными условиями ее развития. Вместе с тем проведенные нами исследования и выявленные типы районов Республики Башкортостан показали, что в регионе выделяются особенно депрессивные сельские территории, нуждающиеся в немедленном привлечении значительных инвестиций с целью их сохранения и восстановления.

Предложенная методика типологии сельских территорий может служить инструментом диффе-

ренциации государственной поддержки села в условиях обострения негативных тенденций социальноэкономического развития и принятия обоснованных управленческих решений.

Источники

1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. // Экономика сельского хозяйства России. - 2009. - №3. - С. 64-80.

2. Социально-демографическое развитие села: региональный анализ / Т.И. Заславская, И.И. Беленькая, И.Б. Мучник [и др.]; под ред. Т.И. Заславской и И.Б. Мучника. - М.: Статистика, 1980. - 343 с.

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ АПК

И.Н. Меренкова, к.э.н., доц., зав. отд., А.Л. Медков, асп. Научно-исследовательского института экономики и организации АПК ЦЧР

На сельских территориях как экономикосоциальной сфере существования населения и в АПК произошли кардинальные преобразования. Коренным образом изменился уклад сельской жизни, продолжают меняться рыночные требования к сельскохозяйственной продукции, технологии, интенсивность и организация агропромышленного производства.

Большое значение для развития территорий имеет социальная обстановка, которая обусловливает нормальное жизнеобеспечение сельского населения и в большой степени влияет на трудовые и в це-

лом экономические процессы. Несмотря на многочисленные попытки государства стабилизировать сложившуюся ситуацию и некоторые положительные сдвиги, вызванные реализацией целого ряда государственных социально-экономических программ по сельскому развитию, кризис в социальной сфере села не удается приостановить, а сложившийся за многие десятилетия потенциал социальной инфраструктуры села сокращается ускоренными темпами. Поэтому реформирование агропромышленного комплекса на современном этапе требует комплексного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.