СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА МАТЕРИАЛАХ НЕЧЕРНОЗЕМНОЙ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)
Гусманов У.Г., чл.-корр. РАН, акад. АН РБ, д.э.н., проф. Стовба Е.В., к.э.н., доц. Бирского фил. Башкирского государственного университета
Исследования выполнены при финансовой поддержке РГНФ и Республики Башкортостан
в рамках проекта № 14-12-02004 а/У
Современные условия модернизации аграрной сферы нашей страны определяют объективную необходимость комплексного изучения социального развития сельских территорий. Безусловно, эффективное развитие аграрной экономики должно сопровождаться благоприятной демографической ситуацией, ростом параметров отраслей образования и здравоохранения, высоким уровнем и качеством жизни сельского населения [1, 2]. Однако в последние годы неустойчивость сельскохозяйственного производства выразилась в ухудшении индикаторов, отражающих функционирование социальной сферы сельской местности ряда российских регионов.
В территориальный состав Нечерноземной зоны Республики Башкортостан входит 22 муниципальных района и 308 сельских поселений. Высокая доля сельских территорий способствует некоторому отставанию социального развития сельской местности. В сельской местности зоны постепенно наступает «демографический дефолт». За 2001-2013 гг. численность сельского населения зоны уменьшилась на 37,1 тыс. чел. или на 7 %.
Общий миграционный отток сельского населения за аналогичный период составил 13370 чел., что сопоставимо с численностью населения наиболее крупных райцентров республики, например, таких, как с. Месягутово (12,6 тыс. чел.), с. Чекмагуш (12 тыс. чел.), с. Кушнаренково (11,7 тыс. чел.). Только за 2013 г. потери сельских людских ресурсов Нечерноземной зоны региона за счет миграционной убыли составили 4,6 тыс. чел.
Во многих районах численность населения моложе и старше трудоспособного возраста достигает 40%, что, в свою очередь, создает непомерную экономическую нагрузку на муниципальные бюджеты. Практически каждый четвертый житель села является пенсионером. При этом абсолютное большинство бюджетов сельских муниципалитетов является дотационными.
В последние годы в сельской образовательной системе происходят процессы сокращения числа дошкольных учреждений и школ (табл. 1).
Годы 2013 г. в %
Показатели 2001- 2006- 2011 2012 2013 к 2001- к 2006-
2005 2010 2005 гг. 2010 гг.
Число дошкольных учреждений, ед. 460 393 338 338 333 72 85
- в них детей, тыс. чел. 17 19 22 24 26 153 137
Обеспеченность детей дошкольными учреждениями, % 43 47 50 55 57 133 121
Приходится детей на 100 мест в дошкольных учреждениях, чел. 91 106 110 110 110 121 104
Число общеобразовательных учреждений, ед. 1007 697 440 426 413 41 59
- в них учащихся, тыс. чел. 91 72 65 64 62 68 86
Ввод в действие:
- дошкольные учреждения, мест 38 92 - 200 100 263 109
- общеобразовательные учреждения, учебных мест 1035 1090 162 356 300 29 28
Таблица 1 - Показатели развития сферы образования сельских территорий Нечерноземной зоны РБ в 2001-2013 гг. [5]
Значительное уменьшение числа дошкольных учреждений проводится без учета того факта, что численность детей растет, соответ-
ственно в среднесрочной перспективе увеличится и численность учащихся в школах.
Территориальная доступность учреждений здравоохранения снижается при росте при
обращаемости сельских жителей за медицин- больничных коек уменьшилось на 30 %, чис-
ской помощью. В 2001-2013 гг. в сфере здра- ленность среднего медицинского персонала
воохранения сельских территорий при незна- сократилась на 9 % (табл. 2). чительном росте численности врачей, число
Таблица 2 - Показатели развития сферы здравоохранения сельских территорий Нечерноземной зоны _РБ в 2001-2013 гг. [51_
Годы 2013 г. в %
Показатели 2001- 2006- 2011 2012 2013 к 2001- к 2006-
2005 2010 2005 гг. 2010 гг.
Численность врачей:
- всего, чел. 1542 1478 1464 1575 1578 102 107
- на 10000 чел. населения 21 21 21 24 24 114 114
Численность среднего
медицинского персонала:
- всего, чел. 7404 6941 6742 6809 6711 91 97
- на 10000 чел. населения 106 101 103 105 104 98 103
Число больничных коек:
- всего, ед. 6253 4874 4252 4627 4362 70 89
- на 10000 чел. населения 91 69 63 65 64 70 93
Ввод в действие:
- больничные учреждения, коек 40 38 50 50 30 - -
- поликлинические учрежде-
ния, посещений в смену 45 25 - - - - -
Сокращение коечного фонда больниц непосредственно сказывается на ухудшении здоровья сельских жителей и, соответственно, их работоспособности. В свою очередь, недоукомплектованность больниц квалифицированными врачебными кадрами в отрицательном отношении отражается на получении населением качественных услуг медицинской помощи. При этом в 2013 г. уровень заболеваемости населения в тринадцати из двадцати
двух муниципальных районов превышал аналогичный среднереспубликанский показатель.
В целом наблюдаются тенденции к снижению уровня культурного обслуживания села. Об этом свидетельствует сокращение числа сельских библиотек и клубов. Общее количество сельских библиотек за 2001-2013 гг. уменьшилось на 34 ед. или на 6 %, число учреждений культурно-досугового типа сократилось на 122 ед. или на 13 % (табл. 3).
Таблица 3 - Показатели развития сферы культуры сельских территорий _Нечерноземной зоны РБ в 2001-2013 гг. [5]_
Показатели Годы 2013 г. в %
20012005 20062010 2011 2012 2013 к 20012005 гг. к 20062010 гг.
Число общедоступных библиотек, ед. 609 591 584 584 575 94 97
Библиотечный фонд общедоступных библиотек, тыс. экз. 7567 7364 7611 7437 7437 98 101
Число учреждений культурно-досугового типа, ед. 917 865 828 824 795 87 92
Число посадочных мест в учреждениях культурно-досугового типа, тыс. ед. 142 132 127 125 117 82 89
Ввод в действие учреждений клубного типа, мест 431 314 50 - - - -
Сокращение сельских библиотек, показателей библиотечного фонда обусловлено, прежде всего, недостаточными объемами финансирования «по остаточному принципу», большей доступностью и диверсификацией услуг телекоммуникационных технологий и сети Интернет в сельской местности.
Повсеместное закрытие школ, больниц и клубных учреждений послужило новым стимулом к оттоку населения из сельской местности. Идёт «вымывание» из аграрного производства наиболее активной, профессиональной части сельского населения. Так, за период с 2001 по 2013 гг. общая численность работников на предприятиях сельских территорий зо-
ны уменьшилась на 85,1 тыс. чел. или в 2,2 раза. При этом в 2013 г. показатель среднемесячной номинальной заработной платы работников предприятий и организаций по зоне составил 19031 руб., что на 15 % меньше аналогичного среднереспубликанского показателя.
Состояние объектов социальной инфраструктуры села существенно ухудшилось. В 2013 г. только 26 % жилищного фонда села было оснащено водопроводом, 15 % - канализацией, 51 % - центральным отоплением, 4 % -горячим водоснабжением, 72 % - газом.
Отсутствие четко сформированной стратегии устойчивого развития сельских территорий усиливает поляризацию среди муниципалитетов и увеличивает разрыв уровня жизни между городским и сельским населением рассматриваемой зоны. На наш взгляд, при разработке стратегии развития необходимо применять системный подход, позволяющий на основе использования методов стратегического планирования и прогнозирования обосновать вариант эффективного развития сельских территорий на перспективу [3, 4].
Формирование стратегии развития сельских территорий Нечерноземной зоны Республики Башкортостан должно основываться на выработке таких управленческих решений,
которые позволят значительно повысить экономическую эффективность аграрного производства. Увеличение инвестиций за счет повышения экономической эффективности аграрного производства в человеческие ресурсы сельской местности будет дополняться социальным эффектом и способствовать решению социальных проблем на селе.
Источники
1. Гусманов У.Г. Агропромышленный комплекс региона (состояние, проблемы и решения). - М.: Рос-сельхозакадемия, 2006. - Т. 1. - 564 с.
2. Гусманов У.Г. Агропромышленный комплекс региона (состояние, проблемы и решения). - М.: Рос-сельхозакадемия, 2009. - Т. 2. - 448 с.
3. Гусманов У.Г., Гусманов Р.У., Стовба Е.В. Прогнозирование развития агропродовольственной сферы сельских территорий // Аграрная наука. -2014. - № 2. - С. 8-10.
4. Гусманов У.Г., Стовба Е.В. Моделирование сценариев развития аграрного производства на уровне сельских территорий региона // Нива Поволжья. -2012. - № 3. - С. 68-73.
5. Социально-экономическое положение муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан: статистический сборник. - Уфа: Башкортостанстат, 2014. - 259 с.
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ («ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕРЕВНИ») -АЛЬТЕРНАТИВА ЖИЗНЕОПАСНОЙ УРБАНИЗАЦИИ
Лемешев М.Я., д.э.н., проф., акад. РАЕН, кавалер Золотой медали М.В.Ломоносова и
Звезды В.И.Вернадского 1-й степени
Ключевые слова: государственность и либерализм, планомерность и рынок, коллективизм и эгоизм, экологизация и урбанизация, развитие и рост.
Вступление. Углубление противоречий между человеком и природой в условиях технократической цивилизации привело к стремительному нарастанию экологического кризиса во всём мире. Особо опасный уровень его разрушительного воздействия в нашей стране обусловлен либеральными рыночными реформами, с помощью которых было уничтожено централизованное планирование и управление развитием экономической и социальной жизнью общества. Насаждаемый либеральной властью РФ дикий рынок обусловил хищническое использование природных ресурсов, катастрофическое загрязнение окружающей при-
«Если не знаешь, куда плывёшь, Ни один ветер не будет попутным» Луций Сенека. I век н.э.
родной среды и смертельно опасный ущерб здоровью населения.
В попытке выйти из критической ситуации либеральной властью РФ было создано множество так называемых экологических фондов федерального, регионального, муниципального, отраслевого, группового и индивидуального уровней. Однако их функционирование не принесло ожидаемого результата. Причина этого состоит в том, что задачи этих фондов сводились в основном к пропаганде бережного отношения к природе посредством организации конференций, симпозиумов, семинаров, чтения лекций, публикаций, общественных экспертных оценок опасности реализации конкретных строительных проектов. Эти коллективные усилия не дали существенных положительных