Научная статья на тему 'Типология портрета в художественном дискурсе'

Типология портрета в художественном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5414
646
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология портрета в художественном дискурсе»

© О.А. Малетина, 2006

ТИПОЛОГИЯ ПОРТРЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ

О.А. Малетина

Типологии портретов многочисленны и разнообразны, но наиболее многоаспектны классификации художественного портрета. Например, их классифицируют по таким признакам, как способ создания, форма, структура и т. д. В основе классификации портретов могут лежать композиционно-стилистические приемы создания портрета: отвлеченный портрет, живописный портрет, пластичный и архитектурный портрет, портрет паспортный, портрет с преобладающей чертой, или портрет-лейтмотив, комический портрет, а также портрет меняющегося выражения, где смена выражения означает связь между физическим и психическим, то есть перемены в цвете лица, в форме и блеске глаз влекут за собой перемены в настроении, в выражении лица 1.

Г.С. Сырица в своем исследовании предлагает развернутую ситуативную классификацию портретных описаний: портрет-восприятие, портрет-самовосприятие, портрет-воспоминание, портрет-самовоспоминание, портрет-узнавание. Портрет может представлять собой обобщенное описание индивидуальных портретных примет или отражать «теперешнее» состояние, когда постоянные черты высвечиваются той или иной стороной в определенной ситуации 2.

На основе количества передаваемой информации А.Н. Беспалов выделяет следующие типы портретов 3:

1) портрет-штрих;

2) оценочный портрет;

3) ситуативный портрет (минимальное количество информации);

4) дескриптивный портрет (количество информации превышает минимальное количество предшествующих типов и имеет тенденцию к разрастанию); данный тип портрета делится на фрагментарный и полный портрет.

Портрет-штрих включает краткие портретные характеристики персонажа, состоящие из одного или двух его признаков. Такой вид

портрета используется при описании второстепенных и эпизодических персонажей. Оценочный портрет содержит авторские оценки, сильно окрашенные модальностью. Ядром портретных структур этого типа являются такие квалифицирующие черты, как «лучший», «худший», «добрый», «красивый», их периферия формируется за счет фрагментов других портретных типов. К ситуативному портрету относятся те признаки, которые становятся характерны для персонажа в различных ситуациях. Подробный дескриптивный портрет характеризуется отображением большего числа отдельных признаков ситуации языковыми средствами. Фрагментарные портреты - это небольшие по протяженности портретные зарисовки, содержащие два или три признака персонажа. Фрагментарный портрет представляет собой усеченный вариант подробного.

Н.А. Родионова выделяет следующие типы художественного портрета 4:

1) портрет-представление (или портрет-знакомство);

2) портрет-оценка (или портрет-восприятие);

3) портрет-ситуация.

Целью портрета-представления является знакомство читателя с персонажем [подробный и исчерпывающий портрет дается в начале текста (в рассказе), главы (в романе и повести)]. Если для портрета-представления не имеет значения восприятие персонажа, то в портрете-оценке, наоборот, семантически значимым являются ощущения наблюдателя, в роли которого выступает повествователь или другой персонаж (лексическая примета такого портрета - наличие предикатов со значением зрительного, слухового, то есть вообще чувственного восприятия). Назначение портрета-ситуации связано с отражением облика героя, о котором упоминается в каком-нибудь эпизоде, то есть такой портрет обусловлен конкретной ситуацией.

Следует отметить, что А.Н. Беспалов и Н.А. Родионова по-разному определяют портрет-оценку или оценочный портрет, но что касается портрета-ситуации, их мнения совпадают. Н.А. Родионова рассматривает данные типы портрета с точки зрения их синтаксической реализации в художественном тексте. Мы считаем нецелесообразным выделять портрет-ситуацию, так как в некоторых случаях портрет-восприятие и портрет-представление можно рассматривать как портрет-ситуацию.

Особый интерес для нас представляет структурно-семантическая классификация К.Л. Сизовой, построенная на тематических и структурных основаниях. К.Л. Сизова полагает, что собственно портретное описание включает такие характеризующие внешность персонажа элементы, как характеристика одежды героя, характеристика формы черт лица [форма носа: прямой, вздернутый, форма глаз (глаза, глазки), рот, подбородок, щеки], цветовая характеристика облика героя, характеристика жестов и манеры держаться, характеристика мимики (взгляд и манера улыбаться) и фоническая характеристика (характеристика голоса персонажа).

К.Л. Сизова предлагает классификацию портретов по тематическому и структурному основаниям:

1) тематическая типология (туалето-центричный портрет, колороцентрич-ный портрет, предметоцентричный портрет, зооцентричный портрет, флороцен-тричный портрет, аромоцентричный портрет, музыкоцентричный портрет);

2) структурная типология (точечнолинейный портрет, полевый портрет и объемный портрет)5.

Проанализировав вышеприведенные классификации, мы приходим к выводу, что они отражают не все типы существующих портретных характеристик. Наш материал показал, что в проводимых ранее исследованиях портрета не выделяется такой тип портрета, который содержит описание характерных черт, навыков и умений персонажа. Например, О.А. Нечаева рассматривает в своем исследовании описание-характеристику и выделяет два вида ее признаков: одни из них связаны с биографическими данными, другие обозначают черты характера 6. Следовательно, представляется целе-

сообразным дополнить классификацию К.Л. Сизовой и, наряду с такими видами портретов, как туалетоцентричный, колороцентрич-ный, предметоцентричный зооцентричный, фло-роцентричный, выделить характероцентричный портрет, содержащий информацию о характере, способностях и навыках персонажа. В связи с тем, что ранее характероцентричный портрет не был описан и тщательно изучен, рассмотрим его подробнее.

В составе характероцентричного портрета персонажа можно выделить следующие составляющие: психологические особенности и социальные характеристики.

В описании психологических особенностей раскрываются умственные способности, моральные качества и личностные характеристики персонажа. Умственные способности характеризуют индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешной реализации определенного рода деятельности. Моральные качества включают в себя характеристику нравственных черт, которые получают в обществе моральную оценку. Личностные характеристики - это индивидуальные особенности, характеризующие личность.

В описании социальных характеристик находят отражение социальное положение, возраст, образование и профессия персонажа. Социальное положение характеризует персонаж с точки зрения того, какую ступень или нишу он занимает на социальной лестнице общества. Возраст представляет собой этап развития человека, характеризующийся специфическими закономерностями формирования организма и личности, а также является биологическим этапом созревания организма, обусловленного генетическими детерминантами. Образование представляет процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Профессия представляет собой род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате подготовки и опыта работы.

Между внешностью персонажа и его характером наблюдается зависимость, то есть характер персонажа является проекцией внешнего изображения героя. Важную роль играет психологическая характеристика веду-

ÎÂÆÊÔËÜÔÔGÎÀB ÊÎÎÎÔÎÈÊÀÔÈB

щих черт внешности персонажа: выражение глаз, улыбка, походка, манера говорить. За описанием внешнего облика персонажа всегда стоит такая цель, как раскрытие внутреннего мира героя, его характера. Портрет включает не только передачу внешнего, но и передачу внутреннего выражения свойств, сути, души человека, а не только изображения его внешности. Портрет предполагает раскрытие человеческой личности, то есть характера 7.

Проанализированный материал позволяет выделить два вида анализируемого типа портрета:

- характероцентричный портрет, проявляющийся во внешнем облике персонажей;

- характероцентричный портрет, не находящий отражения во внешнем облике персонажей.

Первый вид характероцентричного портрета используется при описании главных персонажей, а второй вид - при создании описаний второстепенных персонажей. Рассмотрим первый вид характероцентричного портрета на примерах: 1) And so, too with the stout and large Mrs. Wilson, who stood beside him while he was attempting to rise to the importance of Clyde. She merely beamed a fatty beam. She was almost ponderous, and pink, with a tendency to a double chin. She smiled and smiled, largely because she was naturally genial and on her good behavior here...8; 2) Her eyes were round

and blue and intelligent - her lips and nose and ears and hands so small and pleasing 9; She was as he decided on sight, more intelligent and pleasing...10

В первом примере добродушность героини внешне проявляется в полноте, полный человек - это всегда человек добрый и хороший, не способный причинить зло. Во втором примере дается характеристика умственных способностей героини, причем внешнее проявление данная черта находит в описании глаз. Характероцентричный портрет Джорджа Ньютона несомненно принадлежит ко второму виду данного типа портрета: George Newton, as every one could see and feel, was a pleasant if not very emotional or romantic person who took his various small plans in regard to himself and his future as of the utmost importance 11. На страницах романа не дается описание внешности мистера Ньютона, поскольку автор, вероятно, стремится к тому, чтобы адресат знал точно; а стремится информировать читателя преимущественно о наиболее значимых чертах характера этого персонажа. Итак, в данной статье мы обосновали правомерность выделения характероцен-тричного портрета, рассмотрели виды данного типа портрета и его составляющие. Таким образом, получается, что в целом портрет любого персонажа имеет следующую структуру (см. рисунок).

Портрет

Внешность Костюм Характер

Предметоцентричный

портрет

Зооцентричный

портрет

Туалетоцентричный

портрет

Характероцентричный _______портрет________

Колороцентричный ______портрет_____

Психологические

особенности

Аромоцентричный ______портрет_____

Социальные

характеристики

Флороцентричный

портрет

Умственные способности Социальное положение

Моральные качества Возраст

Личностные

качества

Образование

Профессия

124

Структура портрета персонажа

О.А. Малетина. Типология портрета в художественном дискурсе

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М., 1964.

2 Сырица Г.С. Язык портрета в романах Л.Н. Толстого «Война и мир» и «Воскресение»: Дис. ... канд. филол. наук. М., 1986. С. 34.

3 Беспалов А.Н. Структура портретных описаний в художественном тексте среднеанглийского периода: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2001. С. 106-120.

4 Родионова Н.А. Типы портретных характеристик в художественной прозе И.А. Бунина: Лингвостилистический аспект: Дис. ... канд. филол. наук. Самара, 1999. С. 45-47.

5 Сизова К.Л. Типология портрета героя: на материале художественной прозы И.С. Тургенева: Дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 1995. С. 31-152.

6 Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974. С. 75.

7 Андронникова М.И. От прототипа к образу (к проблеме портрета в литературе и кино). М., 1974. С. 4.

8 Dreiser Th. An American Tragedy. Moscow, 1949. Vol. 1. P 214.

9 Ibid. С. 256.

10 Ibid. С. 255.

10 Ibid. С. 262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.