Научная статья на тему 'Типология литературного портрета в современных научных исследованиях'

Типология литературного портрета в современных научных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3631
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
портрет / персонаж / типология / художественное произведение

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Катренко Ольга Николаевна

В статье рассмотрена проблема типологии литературного портрета в современныхнаучных исследованиях, проанализирован ряд существующих типологий и выявленанеобходимость создания единой классификации литературного портрета, а также введены и обоснованы новые типы портрета персонажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология литературного портрета в современных научных исследованиях»

„tego nie dowiecie si? w szkole”, zach?caj^cym czytelnika do poszukiwania prawd o czlowieku, tworcy i jego epoce.

Na pocz^tku lat 90. XX wieku ukazaly si? dwie ostatnie powiesci T. Konwickiego: „Zorze wieczorne” (1991) i „Czytadlo” (1992), utwory doby posmodernistyzcnej. Po ostatniej ksi^zce „Pamflet na siebie” (1995) pisarz zrezygnowal z pracy artystycznej, odlozyl pioro. Dwudziestoletnie milczenie autora „Sennika wspolczesnego” stalo si? okresem wewn?trznego wyciszenia, koheletowskim „czasem zniw” „Moj czas si? skonczyl” - brzmi^ slowa proroka wspolczesnosci, ktory chcial pozostac dla niej Nieznajomym (rola Konwickiego w „Kronice wypadkow milosnych”), Przechodniem (z filmu dokumentalnego Andrzeja Titkowa), id^cym „W pospiechu” (cykl rozmow z Przemyslawem Kanieckim) przez „swiat, w ktorym zylem, jesli w ogole kiedys zylem” [6, s. 9].

„Chcialem cos powiedziec waznego, przez tyle dni i nocy chowalem w zanadrzu duszy jak^s mysl, przestrog? lub slowa pozegnania, bo zbliza si? czas pozegnan, wi?c chcialem cos wyskrobac na scianie naszej wspolnej pami?ci i teraz zapomnialem, i jestem w pol drogi...” [3, s. 183].

Список литературы

1. Czerminska M. Autobiograficzny trojk^t. Swiadectwo, wyznanie i wyzwanie. -Krakow: UNIVERSITAS, 2000.

2. Komar M. Wieczor kulturalny z Jedynk^. „Pisarz trzech wielkich stuleci”. - [Электронный pecypc]:http://www.polskieradio.pl/7/178/Artykul/1348844/

3. Konwicki T. Bohin. - Warszawa: Czytelnik, 1988.

4. Konwicki T. Kalendarz i klepsydra. - Warszawa: Czytelnik, 1976.

5. Konwicki T. Mala apokalipsa. - Warszawa: Nowa, 1977.

6. Konwicki T. Rzeka podziemna, podziemne ptaki. - Warszawa: Wydawnictwa ALFA, 1989.

7. Konwicki T. Sennik wspolczesny. - Warszawa: Iskry, 1963.

8. Pismo Swi?te Starego i Nowego Testamentu. - Cz?stochowa: Edycja sw. Pawla,

2009.

9. Szary-Motywiecka E. Autotematyzm//Slownik literatury polskiej XX wieku. -Wroclaw: Ossolineum, 1993. - S. 54-62.

Катренко О.Н.

Типология литературного портрета в современных научных исследованиях

В статье рассмотрена проблема типологии литературного портрета в современных научных исследованиях, проанализирован ряд существующих типологий и выявлена необходимость создания единой классификации литературного портрета, а также введены и обоснованы новые типы портрета персонажа.

Ключевые слова: портрет, персонаж, типология, художественное произведение.

202

С конца XIX века и до настоящего времени вопрос о классификации портрета персонажа в художественном произведении остается актуальным. Следует отметить, что при создании такого рода типологий и классификаций анализируются портреты персонажа не только из художественных произведений. Г. Шпайер в работе «Литературный портрет» так характеризовал особенность портретного описания героев литературных произведений XIX века: «В творчестве писателей, тяготеющих к натурализму с его социально-бытовыми обобщениями или к реализму, раскрывающему более глубокие социальные противоречия, портреты героев отличаются обычно реалистическим правдоподобием и типичностью. Герой изображается как типичный представитель своей среды, в ее обычных, повседневных бытовых отношениях и обстановке; в портрете героев чаще всего подчеркиваются повседневные бытовые черты, не имеющие в себе ничего исключительного и необычайного» [10]. В дальнейшем современными исследователями анализируется портрет типический и индивидуальный. С одной стороны, герой художественного произведения изображается в большинстве случаев как представитель определенной общественной эпохи, определенного класса и классовой группы; его наружность, движения, манеры характеризуют обычно ту социальную среду, которую автор обобщает и оценивает. С другой стороны, герой является отдельной личностью, неповторимой индивидуальностью, отличающейся от других членов своего окружения.

Эволюция портрета в литературе определяется как постепенное освобождение его от нормативной заданности, движение к непосредственному самопроявлению.

Проблемам функционирования и характеристики литературного портрета посвящены исследования, относящиеся ко второй половине XX века. Так, Е.А. Гончарова в рамках литературного портрета выделяет два вида: квалитативный и функциональный. Квалитативный литературный портрет представляет собой статичное описание, которое строится при стилистическом доминировании субстантивной группы. Функциональный литературный портрет - это описание действий персонажа (главная роль принадлежит глаголам) [2, с. 57].

Типология Г.С. Сырицы содержит следующие виды портрета: портрет-восприятие, портрет-самовосприятие, портрет-воспоминание, портрет-самовоспоминание, портрет-узнавание [9, с. 98]. По структуре выделяют концентрированный и деконцентрированный портреты. Первый представляет собой «единичную портретную номинацию, которая не может воспроизводиться и дополняться в ходе развёртывания текста», а второй -«неоднократно воспроизводимое в ходе текстового развёртывания портретное единство, образующее цепочку, звенья которой имеют различную степень удалённости друг от друга», где «идентификация персонажа основана на повторяемости в звеньях портретной цепочки» [1, с. 38].

203

К.Л. Сизова разделяет портреты на тематические и структурные. Тематическая группа содержит в себе следующие портреты: туалетоцентрич-ный, колороцентричный, предметоцентричный, зооцентричный, флороцен-тричный, аромоцентричный, музыкоцентричный. В состав структурной группы входят: точечно-линейный, полевой и объемный портреты [8, с. 31].

Н.А. Родионова в своей типологии выделяет портрет-ситуацию и портрет-оценку. Уделяется внимание портрету-представлению (или портрету-знакомству), который играет ознакомительную функцию, т.е. знакомит читателя с персонажем [6, с. 46].

В XXI веке внимание к портрету усиливается со стороны как литературоведов, так и лингвистов. На основе количества передаваемой информации А.Н. Беспалов выделяет следующие типы портретов: портретштрих; оценочный портрет; ситуативный портрет (минимальное количе -ство информации); дескриптивный портрет (количество информации превышает минимальное количество предшествующих типов и имеет тенденцию к возрастанию); данный тип портрета делится на фрагментарный и полный портрет. Портрет-штрих в данном случае используется при описании эпизодических персонажей. Оценочный портрет отражает авторское отношение к герою произведения. К ситуативному портрету относятся описания персонажа в различных ситуациях.

Л.В. Серикова выделяет три вида портретной презентации персонажа: внутренний человек (презентация сущностных черт внутреннего мира героя), медиальный человек (форма взаимопритяжения внутреннего и внешнего человека, связанная с объективацией психофизиологических механизмов субъекта) и внешний человек (материальная (телесная) сторона бытования героя) [7, с. 17].

О.А. Малетина, дополняя типологию К.Л. Сизовой, вводит характеро-центричный портрет, проявляющийся во внешнем облике персонажей и не находящий отражения в нем. В характероцентричном портрете выделяются следующие составляющие: психологические особенности (умственные способности, моральные качества, личностные характеристики) и социальные характеристики (социальное положение, возраст, образование, профессия) [3, с. 123].

Е.В. Михайлова характеризует портреты по следующим признакам: по их расположению в тексте (позиционирование); по содержанию элементов (наполняемость); по количеству элементов (N-компонентность); по характеру подачи портретной информации; по наличию/отсутствию авторского комментария к портрету (авторский комментарий) [4]. Наполняемость портрета содержит в себе внешность представляемого персонажа, манеры его поведения, жестикуляции, мимики и т.д. N-компонентность подразделяется на минимизированный портрет (имя героя и наличие одного портретного признака), развёрнутый портрет (представление двух и более дета-

204

лей, характеризующих персонажа) и гипертрофированный портрет (представление значительного количества портретных описаний).

Невская П.В. выделяет коммуникативно-информационный (физический, социальный и духовный типы портрета), оценочно-аргументативный (портрет-эмоция, портрет-оценка и портрет-характер), рефлексивноаналитический (ситуативный портрет, портрет-жизнеописание и портретштрих).

На наш взгляд, типология Е.В. Михайловой наиболее объективно отражает этапы исследования литературного портрета. Исследователь характеризует портреты по содержанию и количеству элементов, иными словами, говорит об их наполняемости при изображении персонажа. Таким образом, характеристику портрета по наполняемости элементов мы можем обозначить как портрет компонентный. Этот тип портрета является наиболее сложным, вмещающим в себя многообразие исследуемых изображаемых элементов, так как «количество данных характеристик не является устоявшимся и твёрдо определённым» [5, с. 68]. В его состав могут входить выделяемые типы портретов К.Л. Сизовой, О.А. Малетиной, П.В. Невской, Н.А. Родионовой, А.Н. Беспалова, а также исследуемые самой Е. В. Михайловой минимизированный, развернутый и гипертрофированный портреты. Следует отметить, что вводимый О.А. Малетиной ха-рактероцентричный портрет встречается в попытке классификации П.В. Невской, которая выделяет оценочно-аргументативный тип портрета с анализом портрета-характера. По наличию/отсутствию авторского комментария (авторский комментарий) можно представить портрет оценочный, о котором говорят многие исследователи, такие как: Н.А. Родионова (портрет-оценка), А.Н. Беспалов (оценочный портрет), Г.С. Сырица (портрет-восприятие), П.В. Невская (оценочно-аргументированный

портрет).

Вслед за исследованием различных типологий портрета П.В. Невская (2013) выделяет два типа портретных описания: реальный и фантазийный портрет, каждый из которых выполняет свою определённую функцию в художественном произведении. Первый представляет определённую историческую личность со своей смысловой системой и ценностными ориентирами. Второй представляет вымышленную личность, обладающую теми же личностными ориентирами, но не базирующимися на тех или иных исторических данных, а созданными автором произведения самостоятельно, исходя из целей и задач данной художественной коммуникации [5, с. 69].

Исследователь литературного портрета Л.Ю. Юркина выделяет в литературе XIX века два основных вида портрета: «тяготеющий к статичности экспозиционный портрет и динамический, переходящий в пластику действования» [11, с. 183]. В середине XIX века наиболее распространенным являлся развернутый экспозиционный портрет, в котором описание внешности переходит в социально-психологическую характеристику и соседствует с фактами биографии героя. Однако затем на смену экспозиционному портрету приходит портрет психологический, в котором внешние черты свидетельствуют о свойствах характера и внутреннего мира персо-

205

нажа. Таким образом, доказывается наличие статического и динамического портретов. Психологический портрет включает в себя описание внутреннего мира персонажа, в то время как описание наружности героя мы охарактеризовали как портрет компонентный.

Таким образом, исследование типологий и попыток классификаций портретов персонажей позволило определить следующие такие типы портретов как компонентный и оценочный.

Список литературы

1. Быкова И. А. Типология портрета персонажа в художественной прозе А. П. Чехова // Языковое мастерство А.П. Чехова. - Ростов н/Д., 1990. - С. 38-46.

2. Гончарова Е.А. Пути лингвистического выражения категорий автор-персонаж. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. - 149 с.

3. Малетина О.А. Типология портрета в художественном дискурсе // Вестник Волгоградского государственного ун-та. Межкультурная коммуникация. - Сер. 2: Языкознание. - 2006. - № 6. - С. 122-125.

4. Михайлова Е.В. Дидактическая модель совершенствования речевых умений учащихся на материале словесного портрета как жанра. - [Эл. ресурс]: www.novgorod.fio.ru.

5. Невская П.В. Особенности портретных описаний в художественных произведениях // Evropeyskaya nauka XXI powieka - 2013. Volume 13 Filozofia, 07-15 maja 2013 roku. Европейская наука XXI века - 2013: материалы IX междунар. науч.-практ. конф., 07-15 мая 2013 г. - Przemysl: Nauka I studia; Пшемысль: Наука и студия, 2013. - С. 67-71.

6. Родионова Н.А. Типы портретных характеристик в художественной прозе И. А. Бунина: Лингвостилистический аспект: дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 1999. -С. 45-47.

7. Серикова Л.В. Портрет персонажа в прозе В.М. Шукшина: системное лексикосемантическое моделирование: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2006.

8. Сизова К.Л. Типология портрета героя (на материале художественной прозы И.С. Тургенева): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 1995.

9. Сырица Г.С. Язык портрета в романах Л.Н. Толстого "Война и мир" и "Воскресенье": дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - М., 1986. - 254 с.

10. Шпайер Г.П. Портрет // Литературная энциклопедия.- М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. - Т. 9. - Стб. 152-156 (библиография) - [Эл. ресурс]: <http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-1521.htm>

11. Юркина Л.Ю. Портрет. Литературоведение / под ред. Л.В. Чернец. - М., 1998. - С. 181-186.

Кошкина О.Ю.

Визуальное отражение основной идеи литературного произведения в творчестве И.Т. Богдеско

В статье рассматривается проблема книжной иллюстрации как творческого решения визуализации литературного текста. На примере творчества графика-иллюстратора И. Т. Богдеско показывается вероятность создания нового изобразительного измерения и реализации зримой атмосферы книги с правом художника на личностное суждение.

Ключевые слова: графика, рисунок, книжная иллюстрация, художественный образ, визуализация основной идеи литературного произведения, И.Т. Богдеско.

206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.