Научная статья на тему 'Типология педагога-воспитателя'

Типология педагога-воспитателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ВОСПИТАТЕЛЬ / ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ТИПОЛОГИЯ ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ / ТИПАЖИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / TEACHER-EDUCATOR / EDUCATION AND TRAINING / THE FORMATION OF PROFESSIONAL BEHAVIOR / THE TYPOLOGY OF EDUCATORS / TYPES / CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переславцева Екатерина Викторовна

Стиль и поведение педагога-воспитателя. Каким должен быть педагог-воспитатель? К чему стремиться? Какими качествами обладать? Что важнее инструкция, план и методичка, или суггестия и интуиция? Качества, влияющие на формирование профессионального поведения. Типология разных уровней профессионального развития педагогов-воспитателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tipology Of The Teacher-Educator

Developing professional qualities, the educator sooner or later thinks about the style and type of behavior. What should be a teacher-educator? What to strive for? What qualities do you have? What needs to be put in the first place, and what not to pay attention to? What is more important following instructions, plans and manuals, or suggestion and intuition, push and demand or respect? How personality traits can influence the formation of professional behavior? A typology that reflects different levels of professional development of educators.

Текст научной работы на тему «Типология педагога-воспитателя»

УДК 371

ТИПО ЛОГИЯ ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ1

Екатерина Викторовна Переславцева,

заместитель директора по научно-методической работе Издательского дома «Педагогический поиск», кандидат педагогических наук, Москва

XXI век — век цифровых стандартов и технологий. Мы стремительно мчимся в новый мир, переживая невиданную трансформацию сознания. Доступность информационного потока манит, делает жизнь проще, комфортнее, к нему быстро адаптировались и привыкли. Наряду с поколением, чьими ценностями были целеустремление, самореализация и трудолюбие, подрастает новое поколение. Как обучать и воспитывать детей, которые задают вопросы не учителю, а Google или Яндексу; не спрашивают у тебя, как найти дорогу, а идут по навигатору; еду заказывают с доставкой на дом, а покупки совершают через Интернет; они общаются в сетях и играх, называя собеседников друзьями, хотя со многими из них даже ни разу и не встречались?

• педагог-воспитатель • воспитание и обучение • формирование профессионального поведения • типология педагогов-воспитателей • типажи • классификация

С

овременное поколение способно одновременно слушать музыку, готовить домашнее задание, общаться в чатах, играя в компьютерную игру, и разговаривать с родственниками. Они привыкли к непрерывному потоку информации. Их способность восприятия удивляет, таким детям становится скучно, оторви их от экрана и лиши контактов и игр. Они станут использовать любую возможность, любой гаджет, чтобы подключиться к Интернету, ведь благодаря ему они общаются, разбираются в технологиях, науке, зарабатывают деньги и познают мир.

Не будем забывать о детях-индиго, обладающих уникальными способностями и сложным характером, и о гениальных детях, обладающих выдающейся памятью. А что делать с детьми с повышенной

гиперактивностью и дефицитом внимания, энергия которых просто зашкаливает? А с детьми, чьи способности ещё не проявились? Такие дети создают множество проблем родителям, учителям и окружающим. Согласитесь, воспитывать и обучать их — непростая задача.

Именно разница в скорости, качестве и способе подачи информации педагогами-воспитателями и восприятии всего этого детьми приводит к множеству проблем — учителям сложно соответствовать ожидаемым требованиям, они не могут удержать внимание детей.

Поэтому очень важно, говоря о профессиональном росте педагога-воспитателя, рассмотреть типажи и типы, которые оказывают

1 Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 17-06-00161-вГН «Теоретические и методические

основы обеспечения профессионального роста педагога-воспитателя в образовательной организации»).

влияние на формирование профессионального поведения. Именно от того, какими качествами обладает учитель, как он относится к работе, как преподносит свой материал, как взаимодействует с воспитанниками, зависит его успешность и как педагога, и как воспитателя.

В мире существует много подходов к выделению типов учителей. Рассмотрим типологию учителей разных стран более подробно.

США

Американский психолог М. Тален2 выстраивает типологию педагогов на основании их профессиональной роли и позиции. Но в этой типологии не учитываются потребности учащихся, она отражает только различные потребности педагогов.

1. «Генерал»

Очень требователен, жёстко добивается своей цели. Ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. Этот стиль наиболее распространён среди педагогов.

2. «Сократ»

Такой педагог любит дискуссии, споры, провоцирует их в классе, в результате чего учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся отстаивать их. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе.

3. «Руководитель групповой дискуссии»

Для такого педагога главным является достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск согласия важнее результата дискуссии.

4. «Мастер»

Образец для подражания, подлежащий безусловному копированию учениками не столько

2 Richard C. Sprinthall, Norman A. Sprinthall Educational Psychology: A Developmental Approach. — New-York: Addison-Wesley, 1974. — 462 p.

в учебном процессе, сколько в отношении к жизни.

5. «Менеджер»

Педагог проповедует индивидуальный подход, обсуждая с каждым учащимся смысл решаемой им задачи, поощряя их самостоятельность и проявление инициативы.

6. «Тренер»

Создаёт и поддерживает командный дух. Для него главное — конечный результат, блестящий успех, только состоя в команде, можно что-то добиться.

7. «Гид»

Воплощённый образ «ходячей энциклопедии». Предусмотрены все вопросы, поэтому ответы готовы заранее. Он точен, лаконичен, сдержан, поэтому скучен.

Великобритания

На сайте https: //englishpost.org3 представлены три основных типа учителей, в зависимости от развитости у учителей профессиональных качеств, которых вы найдёте в большинстве классов

БЗЬ.

«Объяснитель»

Он хорошо знает предмет. На уроках пользуется наглядными демонстрационными материалами, презентациями и т.д., умеет доходчиво объяснить материал.

«Вовлечённый»

Учитель хорошо знает предмет и методологию его преподавания. Вовлекает учеников в учебный процесс, используя различные методы и формы обучения.

3 Интернет-источник: https://englishpost.org/types-of-

teachers/.

«Помощник»

Такой учитель хорошо знает и предмет, и методологию, и учащихся. Создаёт условия, в которых учащиеся занимаются, планирует и организовывает деятельность так, что сам становится «менее заметным», а ученик и обучение выходят на передний план.

Германия

Один немецкий блогер4 определил следующие пять типов учителей по стереотипу поведения, психологическим особенностям и ролям.

1. Тип мамы

Такой учитель всегда следит за тобой и всегда беспокоится о тебе и твоих достижениях, но лишь частично является напористым.

2. Тот, у которого никто ничего не понимает

Такой учитель говорит вяло, нечётко, монотонно, непонятно и неинтересно.

3. Тот, кто всегда проводит свои уроки до звонка

Этот учитель действительно использует каждую секунду уроков. Нередко задерживает учащихся на перемене. Главное для него — выдать запланированный материал, при этом совершенно неважно, слушают его или нет.

4. Опоздавшие

Такие учителя всегда приходят после звонка, они приятные собеседники, любят рассказывать случаи из жизни. Знания дают хаотично и бессистемно.

4 Интернет-источник: https://diediejetztbloggt.wordpress.com/

2015/12/27/5^^^^1^/.

5. Тот, кто всегда имеет что-то против ученика, даже если он ничего не делал

Любит порядок и дисциплину, нарушителей наказывает по всей строгости. Даёт задания повышенной сложности. На экзаменах ученики часто получают плохие результаты.

Нидерланды

Исходя из критерия поведения учителей на занятиях и психологического портрета личности амстердамскими психологами5 определены восемь основных типов педагогов- воспитателей.

1. Ведущий преподаватель

Это уверенный, восторженный учитель, который контролирует класс. Импровизация и участие детей мешают им, существуют чёткие правила, на которых держится всё.

2. Учитель-помощник

Этот учитель считает, что приятная атмосфера и доверие в классе очень важны. Педагог заинтересован в детях, заботится, старается быть разумным и доброжелательным ко всем. Помогает детям по собственной инициативе, даёт им идеи, обеспечивает и успокаивает их. Здесь есть место для шуток.

3. Понимающий учитель

Этот учитель хорошо разбирается в личных отношениях и групповых процессах. Старается понять учащихся, сочувствует, проявляет признательность. Хочет говорить о разногласиях без споров.

4. Лояльный учитель

Учащиеся получают много свободы от такого педагога, он часто закрывает на что-то

5 Интернет-источник: https://www.jmouders.nl/de-8-types-leerkrachten - van-strenge-juf-tot -tolerante -meester/?utm_source=google&utm_medшm=orgaшc.

глаза. При этом на класс возлагается большая ответственность и в то же время учитываются индивидуальные различия в темпе и способностях учеников.

5. Недовольный учитель

Это тип педагога, который демонстративно критикует, всегда ворчит, сравнивает, грозит наказанием, постоянно ищет виновных и требует повиновение.

6. Неуверенный в себе учитель

Очень старается заглушить шум и помочь всем. В классах мало порядка и структуры. Пробует все, но видит, что хаос растёт. Дети любят его, но также дразнят, потому что чувствуют, что он не знает, как справиться с этим.

7. Учитель-корректор

Такой учитель привык общаться с «трудными» детьми, не терпит возражений, из-за нарушения правил легко выходит из себя, злится, вешая ребёнку ярлыки и не сдерживаясь от саркастического комментария.

8. Строгий учитель

В классе главное порядок и тишина. Такой учитель предъявляет высокие требования к ученикам, даёт сложные тесты и не очень щедро оценивает их. Дети, которые отстают в обучении или плохо себя ведут, часто боятся этого учителя. Учителя такого типа очень внимательны к определённым вещам, таким как домашнее задание, насколько ребёнок аккуратен.

Дания

Следующее разделение учителей предложили датские педагоги, которые в работе над коллегиальным надзором как методом сотрудничества учителей определили четыре типа лидерства и поведения: «техник», «перфекционист», «турбокомпрессор» и «учительская антенна»6.

6 Интернет-источник: https://rus.atlants.lv/esse/macibu-metodes-apraksts/547293/ (Материал подготовлен с использованием RTTEMA доц. I. Кап. лекции «Коллегиальный надзор»).

«Техник»

Используется очень маленький зрительный контакт и большая психологическая дистанция от учеников. Объяснение материала технологично, монотонно, сплошь пронизано терминологией. Глубоко разбирается в теме, любит науку и требует того же от детей.

«Перфекционист»

Цель состоит в том, чтобы всё было правильно! Основной конфликт возникает при разногласии между серьёзностью учителя и чувством юмора учеников. Перфекционист обычно обращается к тем ученикам, которые учатся и знают, каков его предмет. Его язык формален, ориентирован на обучение, точен, хорошо сбалансирован. Этот учитель работает по совершенно продуманному плану, всегда стараясь писать тексты заранее, потому что он озабочен потенциалом собственных ошибок.

«Турбокомпрессор»

Такой учитель очень активен, эмоционален, проворен, привлекателен, уважает учеников. Приспосабливается к нестандартным ситуациям и умеет импровизировать. Всегда находится в контакте с учениками, принимает обдуманные и обоснованные решения. Он наблюдает за происходящим, «держит руку на пульсе». Задаёт темп и следит за динамикой развития.

«Учительская антенна»

Очень наблюдательны, обладают суггестией и эмпатией. Для таких учителей очень важен зрительный контакт с каждым учеником. Всё воспринимается с улыбкой, стараясь угодить ученикам. В учебных темах используются примеры из жизни учеников.

Ирландия

Ясмин Джеффри7 выделяет пять разных типов учителей в школе.

1. «Общество поэтов»

Этот учитель меняет жизнь. Сразу же. Они вдохновляющие и весёлые, привлекательны и профессиональны. Помогут и вдохновят на достижение успеха.

2. «Несправедливо строгий»

Строги, педантичны, целеустремлены, консервативны. Они не принимают оправданий. Вы должны быть вовремя, с выполненным домашним заданием и настроены на урок

3. «Более того»

Они всегда усталы, всегда немного сварливы и давно перестали пытаться. Их не волнует, хорошо ли вы делаете задания или нет. Обычно они на грани выхода на пенсию.

4. «Молодой»

Этот учитель только что окончил университет и очень увлечён тем, чтобы заставить учеников учиться. И одновременно и сам учится преподавать, общаться с классом, урегулировать конфликтные ситуации.

5. «Холодный»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чаще всего это сторонний преподаватель, привлечённый к медиа или гуманитарным предметам. Он скорее предлагает учащимся что-то сделать, а не требует.

Индия

В интернет-журнале «Индия сегодня» (INDIATODAY.IN)8 опубликованы пять стереотипов учителей по типажу поведения.

7 Интернет-источник: http://www.gojimo.com/five-different-types-teachers-youll-school/.

8 Интернет-источник: https://www.indiatoday.in/education-today/featurephilia/story/types-of-teachers-1038290-2017-09-05.

1. «Ленивый учитель»

Это обычно скучные учителя, которых ученик не любит, но терпит.

2. «Таймер-учитель»

Любят преподавать после звонка, затягивая урок. Чаще всего таких учителей плохо слушают.

3. «Учитель акцента»

Из-за странного акцента очень тяжело понять учителя, для этого нужно время, а следовательно, нарушается дисциплина и теряется внимание на уроке.

4. «Классный учитель»

Такой учитель создаёт дружественную среду, являясь одновременно и учителем, и другом для детей. На его занятиях идеальная дисциплина и раскрепощённая атмосфера, ученики слушают и выполняют всё, что требуется, участвуют в обсуждении, анализируют. Они не всегда были лучшими учителями, но по крайней мере были удивительными людьми.

5. «Строгий учитель»

Учитель даёт сильную мотивацию, чтобы ученик понял, как важно обучение. Чтит приличия и дисциплину, очень ответственен, стремится быть образцом для подражания для других учителей и учеников. Хорошо управляет классами.

Анализируя зарубежный опыт, мы можем сказать, что, конечно, ни один из этих типов не является «чистым», а все представленные типажи построены в основном исходя из критерия поведения на занятиях и личностных качеств педагога-воспитателя

В российской педагогической науке и практике широко представлены тенденции развития и становления педагогического мышления, отражающиеся в профессиональной позиции педагога-воспитателя.

Многими учёными определены и описаны типологические классификации педагога-воспитателя, позволяющие определить меру успешности деятельности педагога (Н.В. Сорока-Росин-ский, Я. Корчак, Н.М. Борытко, Э.Г. Костяш-кин, С.В. Шацкий, Б.П. Ковалёв, И. Вачков, Р. Атаханов и М.Г. Бобкова, Н.Е. Щуркова, В.М. Лизинский, С.В. Кондратьев, А.П. Панфилова, А.Л. Медведицков, Ф.М. Юсупов). Поэтому так многообразна и многогранна их классификация. Рассмотрим наиболее интересные точки зрения.

H.В. Сорока-Росинский одним из первых выделил две группы педагогов: «обладающие индивидуальностью личности — "породой"

и безличные — "беспородные"». Первый тип он разделил на четыре группы, беря за основу ценностные ориентиры педагога-воспитателя.

I. Педагоги-теоретисты (делали акцент

на идее, теоретической проработке материала, оригинальности его подачи, но при этом они «слабы в практике, плохо разбираются в людях»).

2. Педагоги-реалисты (такие педагоги-воспитатели тонко чувствуют настроения обучаемых, иногда их отношения приобретают фамильярный характер, ослабляя дисциплину. Но таким людям тяжело систематизировать и теоретически обосновать свой опыт, выделить главное).

3. Педагоги-утилитаристы (хорошо разбираются в людях; отличие их от реалистов заключается в том, что они воспринимают учащихся как объект воздействии, а навыки применяют для тренировки и закрепления пройденного материала, правильности его оформления).

4. Педагоги-«артисты» (действуют по вдохновению и интуиции, но их поведение и преподавание всецело зависит от настроения).

Разделяя педагогов-воспитателей на четыре группы, В.Н. Сорока-Росинский указывал, что встречаются и такие, которых невозможно отнести только к одной группе, они вобрали в себя несколько стилей поведения.

Говоря о типологизации педагога-воспитателя, Януш Корчак руководствовался принципом: «педагог должен любить детей».

1. Воспитатель-тиран (запрещает, требует, надзирает, бдит, тем самым застраховывая себя от любых неприятных неожиданностей).

2. Честолюбивый воспитатель (его влияние подавляет, подчиняет, ломает личность детей, загоняя их в рамки норм и правил, намерений и расчётов).

3. Разумный воспитатель («действует только во имя добра к детям, поскольку он руководствуется принципом бескорыстия воспитания, ясно осознаёт воспитательные и образовательные задачи, доб» \9

рожелателен, хорошо понимает детей») .

Доктор педагогических наук Э.Г. Кос-тяшкин, рассматривая внеучебную деятельность педагога-воспитателя, предложил разделить их исходя из общего психического склада личности, особо выде-ю

ляя четыре типа : интеллектуальный (склонность к научной работе, к анализу, наблюдениям, поиску и обработке информации), эмоциональный (хорошо развита суггестия, сензитивность, аттракция, эм-патия, уважение), волевой (им свойственна организованность, чёткость и требовательность к себе и окружающим, что нередко приводит к конфликтным ситуациям) и организаторский (несут ответственность за профессиональную деятельность и за деятельность учащихся. Этот тип универсальный, так как сочетает свойства всех четырёх типов).

Владимир Михайлович Лизинский также затрагивает вопрос типологии педагогов-воспитателей. Он определяет семь типажей в зависимости от профессиональных и личностных качеств педа-и

гога-воспитателя11.

9 Корчак Я. Избранные педагогические произведения. — М.: Педагогика, 1979. — XXII. — 474 с.

10 Костяшкин Э.Г. Четыре типа педагогов. http:// altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/9/10.

11 Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2009 — 160 с.

«1-й типаж: Он гений и эгоист, яркий, интеллектуальный, взволнованный, вдохновенный, увлекающийся, знающий море всего и ничего определённо. На уроке может рассказывать о чём угодно, не заботясь о полученных детьми знаниях. Меняет методики, мгновенно осваивает или придумывает новые технологии, проводит эксперименты, совершенно не думая о детях, ничего не зная о них. ... Но, однако, любим за бесшабашность, за вечный конфликт с администрацией, за оценки, которые ни с того ни с сего вылетают из рога изобилия, поднимая одного, веселя другого, порождая ложную уверенность у третьего...

2-й типаж: он ежедневно и ежевечерне страдает, думая о том, что необходимо подготовиться к урокам, что нужно быть интересным, ... но наслоившиеся усталости так

и клонят ко сну, но жизнь проходит, пролетает, и ничего никогда не будет, не случится, не произойдёт, и, смежив очи, он засыпает, а утром он едет в автобусе в школу и пытается что-то прочитать, что-то вспомнить и мучительно боится, что придут проверять, что урок опять будет сырой и тягучий, что дети опять будут смотреть на него жалостно и отчуждённо .

3-й типаж: . строг, справедлив, спокоен, деловит, ответственен, педантичен. Всё проверяет, даёт детям только точные знания. Есть время для научного чтения, есть строгая ежедневная работа по подготовке содержательной и методической части урока. Обязательно проводит дополнительные занятия

с отстающими учащимися, вызывает на беседу родителей. .

4-й типаж: знает детей, дружит с ними, вместе решают предметные задачки и проблемы, играют в шахматы, спорят, готовят концерты и сюрпризы. Если на урок к учителю приходят проверяющие, ребята всей душой болеют за любимого учителя и стараются быть на высоте. Ходят вместе в походы, учитель таскает им книги из своей библиотеки, они доверяют ему секреты и в случае

конфликта с учителями, дома или со сверстниками бегут к нему секретничать. Он любит из библиотеки, с курсов повышения квалификации, из другого города привозить профессиональные новости и использовать их в работе. Каждый год составляет новый конспект урока, где почти поровну уделяет внимание психолого-педагогическим аспектам: кому помочь, какие кому задания дать, на какой социокультурный и воспитывающий феномен обратить внимание детей; и содержательно-методической готовности. ...

5-й типаж: для каждой параллели, внимательно изучив документы, справочники, составляет авторскую образовательную программу, поурочное планирование, задачник с решебником, тесты и другие предметно-диагностические материалы, терминологические диктанты и обучающие игры, разрабатывает систему технических средств, средств наглядности; . создаёт собственную систему мотивации и оценивания. Упорен и настойчив в обучении.

К его предмету даже те, кто не хочет учиться, относятся с почтением и хорошей оценкой у него гордятся, хотя плохих оценок он принципиально не ставит, заявляя, что он перестанет себя уважать, если его ученики будут получать неудовлетворительные оценки. Помогает молодым учителям и администрации, не выпячивая себя и не говоря повсеместно о заслугах.

6-й типаж: образная речь, мощное влияние на учеников, организация учебного процесса в основном через самостоятельный поиск учащимися. Много задаёт, жёстко спрашивает, требует заучивать тексты и способы решений, не пользуется школьным учебником, брезглив по отношению к неуспевающим, на педсоветах требует наказать, отчислить . родителям желчно сообщает о недостатках и проступках их чад, всегда повторяет, что

на «5» знает бог, на «4» — он, а вы, господа, должны радоваться тройке. Участвует только в научно-методических событиях, общественные и праздничные события игнорирует. Родители стараются,

чтобы их ребёнок попал к нему в класс, потому что знания он даёт, нарушать дисциплину и проявлять мерехлюндии не разрешает, и дети, которые у него учатся, как-то подтягиваются, становятся серьёзнее и строже.

7-й типаж: с первого дня настроен стать завучем, а лучше сразу директором, пользуется демократическими возможностями для мягкой критики администрации, без упоминания имён, составляет всевозможные проекты и, никому не сказав, отправляет их в инстанции, норовит общаться с известными учёными, добивается отправки на экзотические семинары. ... Умеет всех поддержать, но только словом. Не задумывается о методическом сопровождении предмета, забывает ставить оценки, любит объяснять новый материал. . Родителей побаивается и поэтому слегка заискивает перед ними. Ученики улавливают за его красным галстуком душу холодного прагматика и мстят ему японским почтением с элементами скрытой насмешки. Все понимают, что это светило недолго будет здесь блистать . И, к своему ужасу, обнаруживают, что он вдруг стал образовательным чиновником или депутатом. И говорят педагогические станичники, что, мол, раньше надо было остановить, да только он уже стоит в дверях и угрожает инспекцией и поучает всех.

Н.М. Борытко предлагает типологию учителя определять на основании психологических элементов педагогического профессионализма. Он выделяет три типа: когнитивистский (главный результат — овладение знаниями); бихевиористский (результатом становятся умения и навыки, а также опыт поведения и опыт деятельности); экзистенциальный (когда результатом видятся эмоционально-ценностные отношения, важные для жизни). Но данная классификация не берёт во внимание позиции негативного плана, которые слу-

12

чаются в практике современной школы .

Надежда Егоровна Щуркова предлагает избрать основанием, определяющим успех работы педагога-воспитателя, профессиональное предназначение деятельности педагога. Исходя из этого она формирует четыре типа.

12 Борытко Н.М. Общая и профессиональная культура педагога. — Педагогика. — Ч. I. — Волгоград, 2007.

1. Прагматический (профессиональное внимание педагог-прагматист направляет на ученика как на объект, насыщаемый знаниями и умениями, полезными для жизни школьной и бытовой. Но узкая направленность на практические умения и тактическая позиция «усвоения дидактических единиц» низводят личность

к роли «учащегося», а усвоение предмета возводится в цель воспитания. Да и процесс воспитания тоже трактуется как сумма знаний социальных норм поведения и умений, обеспечивающих «правильность» поведения).

2. Функционалистский (для этого типа характерна прямолинейная исполнительность функций, которые возводятся в ранг цели собственной работы. Они предпочитают, чтобы дети были похожи на чётко работающие механизмы, любят распоряжаться, раздавать указания, сердятся, когда их не выполняют. Роль, которую играет педагог, — роль административного лица, а потому он воспроизводит авторитарное давление

во взаимодействии с детьми (он — распоряжается, дети — подчиняются), а при смене руководства он немедленно меняет убеждения).

3. Гуманистический (его профессиональная работа — всегда поиск и творчество. Педагог-гуманист — неизменный философ, практический психолог

и филигранный технолог прикосновения к личности. У него непременно основательная профессиональная широкая подготовка).

4. Гедонистический (ориентированный на комфортное пребывание в должности учителя и комфортное проживание детьми хода взаимодействия с учителем. Главным в работе гедонист считает занятость детей. Часть этой занятости предписывается учебной программой,

а другое он придумывает сам)13.

13 Щуркова Н.Е. Педагогические парадоксы. — М.: Издательство ИТРК, 2017. — С 69-70.

Таким образом, рассматривая отечественный опыт, можно с уверенностью сказать, что в России прослеживались разные ценностные ориентиры, исходя из которых строилась и типология учителей.

Все они построены в основном на отношении педагога к работе, определении профессиональной позиции педагога-воспитателя, по-

требности в профессиональной самореализации и саморазвитии, уровне реализации творческого потенциала, определении личностных качеств, уровня его профессиональной педагогической этики, а также его непосредственного отношения к объек ту профессиональной деятельности — учащемуся и его взаимодействии с участниками образовательного процесса. НО

Tipology Of The Teacher-Educator

Ekaterina V. Pereslavtseva, Deputy Director for scientific and methodological work of the Publishing house «Pedagogical search», candidate of pedagogical Sciences, Moscow

Abstract. Developing professional qualities, the educator sooner or later thinks about the style and type of behavior. What should be a teacher-educator? What to strive for? What qualities do you have? What needs to be put in the first place, and what not to pay attention to? What is more important — following instructions, plans and manuals, or suggestion and intuition, push and demand or respect? How personality traits can influence the formation of professional behavior? A typology that reflects different levels of professional development of educators.

Keywords: teacher-educator, education and training, the formation of professional behavior, the typology of educators, types, classification.

Ispol'zovannye istochniki:

1. Richard C. Sprinthall, Norman A. Sprinthall Educational Psychology: A Developmental Approach. — New-York: Addison-Wesley, 1974. — 462 p.

2. Internet-istochnik: https://englishpost.org/types-of-teachers/.

3. Internet-istochnik: https://diediejetztbloggt.wordpress.com/2015/12/27/5-arten-von-lehrern/.

4. Internet-istochnik: https://www.jmouders.nl/de-8-types-leerkrachten-van-strenge-juf-tot-tolerante meester/? utm_source=google & utm_medium=organic.

5. Internet-istochnik: https://rus.atlants.lv/esse/macibu-metodes-apraksts/547293/ (Material podgotovlen s ispol'zovaniem RTTEMA doc. I. Kap. lekcii «Kollegial'nyj nadzor»).

6. Internet-istochnik: http://www.gojimo.com/five-different-types-teachers-youll-school/.

7. Internet-istochnik: https://www.indiatoday.in/education-today/featurephilia/story/types-of-teachers-1038290-2017-09-05.

8. Korchak Ya. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya. — M.: Pedagogika, 1979. — HKHII. — 474 s.

9. Kostyashkin E.G. Chetyre tipa pedagogov. http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/9/10.

10. Lizinskij V.M. Sovremennyj urok: osobennosti, podhody, diagnostika. — M.: Centr «Pedagogicheskij poisk», 2009 — 160 s.

11. Borytko N.M. Obshchaya i professional'naya kul'tura pedagoga. Pedagogika. — CH. I. — Volgograd, 2007.

12. Schurkova N.E. Pedagogicheskie paradoksy. — M.: Izdatel'stvo ITRK, 2017. — S 69—70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.