Научная статья на тему 'Типология образцов инвестиционного поведения молодежи России (по результатам мониторинга «Российский вуз глазами студентов»)'

Типология образцов инвестиционного поведения молодежи России (по результатам мониторинга «Российский вуз глазами студентов») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВУЗ / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО / ЧАСТНОЕ БЛАГО / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / STUDENT YOUTH / INVESTMENT BEHAVIOR / INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION / PUBLIC GOOD / PRIVATE GOOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гневашева Вера Анатольевна

Целью данной статьи явлется определение характера инвестиций молодежи в высшее профессиональное образование. В этой связи высшее профессиональное образование понимается как финансовый инструмент в общей модели инвестиций в человеческий капитал и определяется в контексте экономических благ общества как частное и общественное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this article is to determine the types of investment behavior of young people in higher professional education. In this regard, higher professional education is understood as a financial instrument in the general model of investment in human capital. It is defined as private and public in the context of economic goods of society.

Текст научной работы на тему «Типология образцов инвестиционного поведения молодежи России (по результатам мониторинга «Российский вуз глазами студентов»)»

МОНИТОРИНГ

Типология образцов инвестиционного поведения молодежи России (по результатам мониторинга «Российский вуз глазами студентов»)

В. А. ГНЕНАШЕВА (Московский гуманитарный университет)*

Целью данной статьи явлется определение характера инвестиций молодежи в высшее профессиональное образование. В этой связи высшее профессиональное образование понимается как финансовый инструмент в общей модели инвестиций в человеческий капитал и определяется в контексте экономических благ общества как частное и общественное.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, студенческая молодежь, инвестиционное поведение, вуз, общественное благо, частное благо.

Typology of Russian Youth’s Investment Behavior Samples (According to the Results of Monitoring «Russian Institute of Higher Education in Students’ Eyes»)

V. A. Gnevasheva

(Moscow University for the Humanities)

The purpose of this article is to determine the types of investment behavior of young people in higher professional education. In this regard, higher professional education is understood as a financial instrument in the general model of investment in human capital. it is defined as private and public in the context of economic goods of society.

Keywords: higher professional education, student youth, investment behavior, institute of higher education, public good, private good.

Центром социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета ежегодно проводится общероссийское экспедиционное исследований «Российский вуз глазами студентов», от-

дельные этапы которого получили финансовую поддержку Российского гуманитарного научного фонда1.

В рамках данной статьи рассматриваются результаты исследования за период 2001-2010 гг. с целью определения типоло-

* Гневашева Вера Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент, директор Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Тел.: (495) 374-59-30. Эл. адрес: vera_cos@rambler.ru

гии образцов инвестиционного поведения молодежи России в высшее профессиональное образование. В исследовании ежегодно принимают участие 2500-3000 студентов 2-4-х курсов гуманитарного профиля обучения как государственного, так и негосударственного сектора высшего профессионального образования2.

Результаты исследований ежегодно пуб-ликуюся, в том числе в электронной версии3.

Общие изменения половозрастных характеристик выборки студентов свидетельствуют о постепенном сглаживании существовавшего в 2004 г. значительного различия в численности девушек, обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования, в сравнении с юношами. Отвечая на вопрос «Интересно ли Вам учиться в вузе?» более 88%4 студентов выбрали позиции «да» (45,2%) и «скорее да, чем нет» (43,2%). В гендерном отношении интерес к учебе практически в равной степени проявляют как юноши (47,1% ответили «да» и 41,7% ответили «скорее да, чем нет»), так и девушки (44,3 и 44,0% ответивших соответственно «да» и «скорее да, чем нет»).

За период 2001-2010 гг. существенных изменений степени заинтересованности студентов в учебном процессе не определяется. Существует доминирующая группа тех, кто желает учиться и учится с интересом, и малая группа тех, кто не заинтересован в процессе обучения (по самооценкам).

Доминантными целями поступления в вуз для студентов являются: «иметь в будущем интересную работу»; «иметь в будущем высокооплачиваемую работу»; «получить знания»; «получить диплом».

Определяя приоритеты поступления в вуз у группы студентов, для которых учеба в вузе не представляет интереса, можно отметить, что они в первую очередь руководствовались мотивами: «не портить отношения с родителями» и «не служить в армии».

Платность обучения, по мнению респондентов, не оказывает определяющего влияния на повышение ответственности студентов в учебном процессе. Однако можно от-

метить две группы респондентов, обе представлены студентами негосударственных вузов, платность обучения для которых является значимой составляющей учебного процесса, в отличие от государственного сектора образовательных услуг. Для данных групп платность обучения все же повышает ответственность в учебном процессе, особенно отчетливость данной позиции прослеживается для студентов негосударственных региональных вузов, что также определяется более низким уровнем доходов населения в регионах в сопоставлении с Москвой.

Динамика ответов на данный вопрос за период 2004-2010 гг. в целом по выборке отражает усиление осознанного подхода студентов к платности обучения.

Респонденты сохраняют устойчивость убеждений, что честный и добросовестный труд все же позволяет достичь высокого положения в обществе: так считают 47,1% в целом по выборке. В большей степени такое понимание во многом объясняется стремлением достичь лучших условий жизни. Такое мнение формируется преимущественно у студентов государственных региональных вузов. Динамические позиции рассматриваемой тенденции лишь подтверждают полученные взаимосвязи. Та же группа респондентов — представители государственных региональных вузов преимущественно склонны воспринимать образование как гарант жизненного успеха, чего нельзя сказать

о студентах государственных московских вузов. Понимая степень конкуренции на рынке труда и уровень подготовки, а также количество студентов в Московском регионе, студенты данной группы считают, что факт наличия образования еще не гарантирует жизненного успеха. Динамические оценки за период 2004-2010 гг. по данной позиции в целом по выборке подтверждают рассматриваемую тенденцию.

Более 80% респондентов в большей либо меньшей степени согласны, что их вуз имеет хорошие условия для проведения занятий. В большей степени довольны условиями учебного процесса студенты негосударст-

венных московских вузов, в меньшей — студенты негосударственных региональных вузов. Динамика оценок в целом по выборке по данной позиции за период 2004-2010 гг. показывает снижение удовлетворенности студентов условиями для учебного процесса и рост негативных оценок. Уровень преподавательского состава в вузах студенты преимущественно оценили на 4 балла по пятибалльной шкале оценок. При этом степень удовлетворенности по рассматриваемым группам примерно равномерна, можно лишь отдельно отметить студентов государственных московских вузов, которые хотели бы видеть, по их мнению, более профессиональный педагогический состав.

Динамика оценок уровня преподавательского состава в целом по выборке за период 2005-2010 гг. показывает рост удовлетворенности студентов качеством и профессионализмом преподавателей, о чем свидетельствует тяготение оценок в сторону 5 баллов.

Условия для занятий в вузе физической культурой и спортом, художественным творчеством, уровень компьютеризации и обеспеченность учебной литературой студенты в целом оценивают средне: на 3 и отчасти 4 балла по пятибалльной шкале оценок. Динамика оценок по позициям компьютеризации вуза и обеспеченности учебной литературой за период 2005-2010 гг. в целом по выборке отражает рост оценок по первой позиции и, наоборот, снижение оценок по второй.

Наличие мультимедийных аудиторий и проведение в них занятий в большей мере отмечают студенты негосударственных вузов. Динамика оценок по данной позиции за период 2005-2010 гг. не отражает существенных изменений. То же можно отметить и для занятий с использованием on-line интернета.

Несмотря на желание студентов повысить уровень оснащенности аудиторий, увеличить использование современных технологий в учебном процессе, повысить профессионализм преподавателей, свои профессиональные перспективы респонденты оценивают

позитивно и после окончания вуза, преимущественно, пойдут работать по специальности, полученной в вузе.

По итогам общероссийского исследования студенческой молодежи гуманитарного профиля подготовки можно отметить следующее:

— по данным исследования прослеживается, с одной стороны, стабилизация материального положения респондентов и их семей, а с другой — субъективность в оценках материального благополучия в сопоставлении себя с окружением территории проживания;

— уровень благосостояния семей определяет отношение студентов к платности обучения. Данная тенденция особенно отчетливо прослеживается в региональных негосударственных вузах, где студенты в большей мере склонны констатировать, что платность обучения повышает их ответственность за успешность своей учебы;

— в исследовании отмечено сглаживание возрастных различий в структуре контингента студентов, что отражает общую социально-экономическую стабилизацию и подчеркивает стремление молодых людей получать высшее образование по окончании школы;

— тенденция заинтересованности студентов в учебном процессе устойчива и выражена в схожей степени для юношей и девушек;

— платность обучения при условии таковой особенно в сравнительной характеристике с общим благосостоянием семей повышает ответственность студентов за процесс обучения;

— наличие высшего образования играет одну из ключевых ролей для дальнейшей успешной жизни: образование характеризуется в оценках как частное благо;

— студенты предъявляют более высокие требования к условиям проведения занятий, педагогическому составу, условиям для занятия наукой, творчеством, спортом, чем им предлагают вузы, однако динамика оценок по данным позициям определяет тенденцию

роста удовлетворенности студентов создаваемыми для них условиями в вузах;

— оптимизм оценок профессиональных перспектив студентов подкрепляется и осознанием ими правильности выбора обучения в вузе, так как большая часть респондентов убеждена, что после окончания вуза пойдет работать по полученной специальности.

Результаты проведенного исследования за период 2001-2010 гг. показывают ретрансляцию общих поведенческих установок общества в сознании молодежи, а также влияние новых критериев хозяйственной жизнедеятельности, проистекающих из процесса глобализации и интернационализации знаний. На основе приведенных результатов мониторинга «Российский вуз глазами студентов» за период 2001-2010 гг. можно определить следующие основные типы инвестиционного поведения молодежи РФ в отношении инвестиций в высшее профессиональное образование.

По критерию «интерес к учебе» определяются две группы студентов:

— «мотивированные на обучение» — представляющие большинство среди респондентов, проявляющие высокий личный интерес к учебе, определяющие свое обучение в вузе как возможность в будущем получить интересную, высокооплачиваемую работу;

— «немотивированные на обучение» — представляющие меньшинство по оценкам исследования, не воспринимающие ценность высшего образования, обучающиеся только по принуждению родителей либо для получения отсрочки от армии, поведение данной группы можно определить как оппортунистическое (удобное, социально выгодное).

По критерию «платность обучения» ярко выражена доминантная по основным характеристикам группа респондентов согласно территориальному делению страны и особенностям различных мест проживания:

— «ответственные в обучении» — представители региональных негосударственных вузов в большей степени в рамках общей группы студентов негосударственных вузов

в целом по рассматриваемым территориям, понимающие значимость расходной статьи на обучение в контексте потребительских расходов собственных домохозяйств в целом, представители из региональных семей со средним уровнем дохода. Для данной категории студентов платность обучения является стимулом к успешной учебе, они предъявляют повышенные требования к условиям учебного процесса и в меньшей степени довольны теми условиями, которые им сегодня предлагают вузы, определяют образовательные услуги как частное благо, обладающее всеми соответствующими рыночными характеристиками, т. е. соотношением цены и качества, обеспечивающим приращение полезности потребителя, т. е. в данном контексте получение отдачи от инвестиций в будущем

— по окончании обучения в процессе занятости на высокооплачиваемой работе.

По критерию «цель поступления в вуз» определяется доминирующая группа респондентов с инвестиционным характером поведения, т. е. мотивированная на получение образования с целью получить в будущем интересную, высокооплачиваемую работу и претендовать на отдачу от инвестиций в образование. Данная группа характеризуется низкой индивидуальной ставкой дисконтирования, ориентирована на долгосрочные вложение средств с прибылью в будущих периодах.

По критерию «образование — гарантия жизненного успеха» определяются три группы студентов с дополнительным делением по статусу вуза и территориальному размещению:

— студенты государственных региональных вузов склонны считать честный и добросовестный труд возможностью достичь высокого положения в обществе, а высшее образование — гарантией жизненного успеха, воспринимают образование как ценность и как критерий стратификации общества;

— студенты московских негосударственных вузов рассматривают вероятность того, что честный и добросовестный труд приведет к высокому положению в обществе, и оп-

ределяют наличие высшего образования вполне возможным способом жизненного успеха, по окончании обучения студенты данной группы преимущественно будут работать по специальности, полученной в вузе, оценивая свои профессиональные перспективы достаточно высоко;

— студенты московских государственных вузов в целом не склонны считать образование гарантией жизненного успеха, скорее другие, неформальные и стохастические варианты позволяют достичь высокого положения в обществе.

Результаты проведенного исследования еще раз определяют возможность рассмотрения блага «образовательные услуги высшего профессионального образования» как частное и общественное благо. Те, кто получает высшее образование по системе государственного финансирования (тип инвестиционного поведения «потребляющих общественное благо»), не так принципиальны в оценке качества получаемого блага, менее мотивированы на продуктивную целенаправленную учебу, получение конкретных знаний и навыков, выказывают больше сомнений в перспективах своего обучения и в меньшей степени определились с деятельностью по окончании вуза, менее критичны в определении образования как гаранта жизненного успеха. Те, кто оплачивает рассматриваемое благо сам либо за счет средств своих семей (тип инвестиционного поведе-

ния «потребляющих частное благо»), склонны проявлять больше требовательности к условиям обучения, к получаемому результату обучения, мотивированы в перспективе работать по специальности и получить высокооплачиваемую работу, считают образование одним из гарантов жизненного успеха, высоко оценивают свои профессиональные перспективы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Исследовательский проект «Социальная и национальная идентификация российской молодежи в условиях формирования многополярного мира: динамика с 1993 г.» (№09-03-00821а/Р); «Образовательный потенциал учреждений высшего профессионального образования регионов как ресурс построения инновационной экономики» (№ 08-02-05503е/И); «Патриотизм как фактор формирования социальной идентификации российских студентов» (№ 08-03-03207 е/Р); экспедиционное исследование «Российский студент: социальный облик» (№ 07-03-03201е РГНФ).

2 В мониторинге сопоставляются четыре группы вузов: государственные вузы Москвы (ГВМ); негосударственные вузы Москвы (НВМ); государственные и негосударственные вузы регионов (ГВР и НВР соответственно).

3 URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ifpi/ csm/

4 Оценки в тексте статьи приводятся на начало 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.