Научная статья на тему 'Образовательный потенциал вуза человеческий потенциал студента'

Образовательный потенциал вуза человеческий потенциал студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гневашева Вера Анатольевна

Современные условия мирового хозяйства позволяют говорить о все возрастающей роли высшего профессионального образования как одного из элементов человеческого капитала отдельного гражданина и нации в целом. Образование представляет инвестиционный ресурс нового, формирующегося типа общества информационного и нового типа экономики «экономики, основанной на знаниях». Проведенные мониторинговые исследования Центром социологии (ЦСМ) Института фундаментальных и прикладных исследований (ИФПИ) Московского гуманитарного университета (МосГУ) позволяют оценить степень значимости высшего профессионального образования для современной молодежи и выявить типы инвестиционного поведения современной российской молодежи в данный инвестиционный ресурс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный потенциал вуза человеческий потенциал студента»

УДК 378

В.А. Гневашева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА -ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТА

Современные условия мирового хозяйства позволяют говорить о все возрастающей роли высшего профессионального образования как одного из элементов человеческого капитала отдельного гражданина и нации в целом. Образование представляет инвестиционный ресурс нового, формирующегося типа общества - информационного и нового типа экономики - «экономики, основанной на знаниях». Проведенные мониторинговые исследования Центром социологии (ЦСМ) Института фундаментальных и прикладных исследований (ИФПИ) Московского гуманитарного университета (МосГУ) позволяют оценить степень значимости высшего профессионального образования для современной молодежи и выявить типы инвестиционного поведения современной российской молодежи в данный инвестиционный ресурс.

Ключевые слова: человеческий потенциал, высшее профессиональное образование, инвестиционный ресурс, типология поведения, молодежь.

ТТ ентром социологии молодежи (ЦСМ) Института фундаментальных и прикладных исследований (ИФПИ) Московского гуманитарного университета (МосГУ) был проведен ряд общероссийских экспедиционных исследований, в том числе исследование «Образовательный потенциал учреждений высшего профессионального образования регионов как ресурс построения инновационной экономики» (№08-0205503 е/И) при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Результаты данного исследования были использованы для подготовки оценок мониторинга по очередному этапу социологического исследования студенческой молодежи в рамках общего проекта «Российский вуз глазами студентов», проводимого по инициативе Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области совместно с ЦСМ ИФПИ МосГУ с 2001 г.

Цель проекта — изучение мнений студентов о своих вузах, качестве преподавания, настроениях, ценностных

ориентациях, ожиданиях относительно своего будущего, изучение инвестиционного поведения студентов в высшее профессиональное образование, определение значимости высшего образования для трудовой социализации молодежи.

В исследовании студенческой молодежи ЦСМ ИФПИ МосГУ фиксируются поведенческие установки по ряду косвенных показателей, исходя из того, что студенчество находится в активной стадии вторичной социализации, что представляется двусторонним процессом, где одна сторона состоит в том, что общество постоянно в разных формах, разными способами и с разным эффектом задает личности ориентиры социально приемлемого поведения и мышления. Другая сторона процесса поведения — освоение индивидом этих организующих и ориентирующих его импульсов, идущих от общества. В студенческие годы на личность начинает оказывать все большее влияние макросоциальная среда: она понимается как источник ориентаций и регулятор выбора жизненных позиций.

В рамках мониторинга сопоставляются четыре группы вузов: государственные вузы Москвы (ГВМ); негосударственные вузы Москвы (НВМ); государственные и негосударственные вузы регионов (ГВР и НВР соответственно) [1].

Инструментарием исследования «Образовательный потенциал учреждений высшего профессионального образования регионов как ресурс построения инновационной экономики» является анкета, состоящая из 51 вопроса, 80% вопросов были закрытыми с фиксированным перечнем позиций для выбора, оставшиеся 20% вопросов представлены как полузакрытые, где помимо уже определенного перечня возможных ответов обозначена позиция «другое», в которой студент может указать свое видение поставленной проблемы. В исследо-ва-нии «Образовательный потенциал учреждений высшего профессионального образования регионов как ресурс построения инновационной экономики [2]» приняли участие 2300 студентов 24 курсов гуманитарного профиля обучения как государственного так и негосударственного сектора высшего профессионального образования. География исследования вклю-чала следующие федеральные округа и субъекты РФ: Центральный ФО (Москва, Московская область, Рязань); Северо-Западный ФО (Сыктывкар, Петрозаводск, Калининград); Южный ФО (Элиста, Астрахань); Приволжский ФО (Самара, Казань); Уральский ФО (Екатеринбург, Челябинск); Сибирский ФО (Иркутск, Новосибирск); Дальневосточный ФО (Якутск, Магадан).

По итогам исследования студенческой молодежи гуманитарного профиля подготовки были получены некоторые выводы, в том числе можно отметить следующие ключевые позиции, а именно [3, с. 52]:

• по данным исследования прослеживается с одной стороны, стабилизация материального положения респондентов и их семей, а с другой: субъективность в оценках материального благополучия в сопоставлении себя с окружением территории проживания;

• уровень благосостояния семей определяет отношение студентов к платности обучения. Данная тенденция особенно отчетливо прослеживается в региональных негосударственных вузах, где студенты в большей мере склонны констатировать, что платность обучения повышает их ответственность за успешность своей учебы;

• в исследовании отмечено сглаживание возрастных различий в структуре контингента студентов, что отражает общую социально-экономи-ческую стабилизацию и подчеркивает стремление молодых людей получать высшее образование сразу по окончании школы;

• степень заинтересованности студентов в учебном процессе высока и устойчива и выражена в схожей динамике как для юношей, так и для девушек;

• наличие высшего профессионального образования в представлении респондентов играет одну из ключевых ролей для дальнейшей успешной жизни: профессиональное образование характеризуется в оценках как экономическое благо;

• в силу восприятия профессиональное образования как экономического блага, студенты предъявляют более высокие требования к условиям проведения занятий, педагогическому составу, условиям для занятия наукой, творчеством, спортом, чем им предлагают вузы, однако динамика оценок по данным позициям определяет тенденцию роста удовлетворенности студентов создаваемыми для них условиями в вузах;

• оптимизм оценок профессиональных перспектив студентов подкрепляется и осознанием ими правильности выбора обучения в вузе, так как после окончания вуза большая часть респондентов убеждена, что пойдет работать по полученной специальности.

Результаты проведенного ЦСМ ИФ-ПИ МосГУ исследования за период 2001-2010 гг. подтверждают ретрансляцию общих поведенческих установок общества в сознании молодежи, а также выявляют влияние новых критериев хозяйственной жизнедеятельности, проистекающих из процесса формирования рыночной экономики, процессов глобализации и интернационализации знаний. На основе приведенных результатов мониторинга «Российский вуз глазами студентов» за период 2001-2010 гг. можно определить следующие основные типы инвестиционного поведения молодежи РФ в отношении инвестиций в высшее профессиональное образование. [4, с. 88]

По критерию «интерес к учебе» определяются две группы студентов:

«мотивированные на обучение» (43%) — представляющие большинство среди респондентов, проявляющие высокий личный интерес к учебе, определяющие свое обучение в вузе как возможность в будущем получить интересную, высокооплачиваемую работу;

«немотивированные на обучение» (2%) — представляющие меньшинство по оценкам исследования, невоспринимающие ценность высшего образования, обучающихся только из принуждения родителей, либо государства (нежелание служить в армии), поведение данной группы можно определить как оппортунистическое (удоб-ное, социально выгодное).

По критерию «платность обучения» ярко выражена доминантная по основ-

ным характеристикам группа респондентов согласно территориальному делению страны и особенностям различных мест проживания:

«ответственные в обучении» (28%)

— представители региональных негосударственных вузов в большей степени в рамках общей группы студентов негосударственных вузов в целом по рассматриваемым территориям, понимающие значимость расходной статьи на обучение в контексте потребительских расходов собственных домохозяйств в целом, представители из региональных семей со средним уровнем дохода. Для данной категории студентов платность обучения является стимулом к успешной учебе, они предъявляют повышенные требования к условиям учебного процесса, и в меньшей степени довольны теми условиями, которые им сегодня предлагают вузы, определяют образовательные услуги как частное благо, обладающее всеми соответствующими рыночными характеристиками, то есть соотношением цены и качества, обеспечивающим приращение полезности потребителя, то есть, в данном контексте, — получение отдачи от инвестиций в будущем, по окончании обучения, в процессе занятости на высокооплачиваемой работе.

По критерию «цель поступления в вуз» определяется доминирующая группа респондентов с инвестиционным характером поведения (84%), то есть мотивированная на получение образования с целью получить в будущем высокооплачиваемую работу и претендовать на отдачу от инвестиций в образование. Данная группа характеризуется низкой индивидуальной ставкой дисконтирования, ориентирована на долгосрочные вложения средств и ожидания прибыли в будущих периодах.

По критерию «образование - гарантия жизненного успеха» определяются три группы студентов с дополнительным делением по статусу вуза и территориальному размещению:

• студенты государственных региональных вузов склонны считать честный и добросовестный труд возможностью достичь высокого положения в обществе (50 %), а высшее образование

- гарантией жизненного успеха, воспринимающие образование как ценность и как критерий стратификации общества

(45 %);

• студенты московских негосударственных вузов рассматривают вероятность того, что честный и добросовестный труд приведет к высокому положению в обществе (45 %), и определяют наличие высшего образования гарантом жизненного успеха (41 %). По окончании обучения студенты данной группы, преимущественно, будут работать по специальности, полученной в вузе (71 %), оценивая свои профессиональные перспективы достаточно высоко (78 %);

• студенты московских государственных вузов в целом не склонны считать образование гарантом жизненного успеха (69 %), скорее другие, неформальные и стохастические варианты позволяют достичь высокого положения в обществе.

Результаты проведенного исследования еще раз определяют возможность рассмотрения блага «высшее профессиональное образование» как частного и общественного. Те, кто получает высшее образование по системе государственного финансирования (собирательный условный тип инвестиционного поведения «потребляющих общественное благо») не так принципиальны в оценке качества получаемого блага, менее мотивированы на продуктивную целенаправленную учебу, получение конкретных знаний и навыков, выказывают

больше сомнений в перспективах своего обучения и в меньшей степени определились с деятельностью по окончании вуза, менее критичны в определении образования как гаранта жизненного успеха. Те, кто оплачивает рассматриваемое благо сами, либо за счет средств своих семей (собирательный условный тип инвестиционного поведения — «потребляющих частное благо»), склонны проявлять больше требовательности к условиям обучения, к получаемому результату обучения, мотивированы в перспективе работать по специальности и получить высокооплачиваемую работу, считают образование одним из гарантов жизненного успеха, высоко оценивают свои профессиональные перспективы.

Обобщая приведенные основные типы поведенческих ориентаций потребителей экономического блага «высшее профессиональное образование», можно представить общую типологию доминантных социально-экономических поведенческих установок современной российской молодежи в отношении инвестиций в образование по следующим критериям: «образование как экономическое благо»; «образование как инвестиционный ресурс»; «осознанность восприятия образования как экономического блага и инвестиционного ресурса».

I. По критерию «образование как экономическое благо» характеризуются два типа инвестиционного поведения современной российской молодежи, определяемые как: «потребители» и «реципиенты».

1) «Потребители» формируют, согласно законам рынка, платежеспособный спрос на частное и общественное экономическое благо «высшее профессиональное образование» с предварительной оценкой цели потребления (цель поступления в вуз, выбор специ-

альности) по значимым критериям (престиж вуза, престиж диплома, ожидаемые будущие доходы и вероятность их наступления); характера блага (вуз, специальность); стоимости блага; его качеств (обеспеченность вуза, условия для учебы, научной, спортивной и художественной деятельности, проживания, оснащенность аудиторий, благоприятность климата, уровень профессорско-преподавательского состава).

2) «Реципиенты» формируют спрос на общественное благо «высшее профессиональное образование» по принципу фискальной иллюзии, выраженному в неосознанности потребления, спровоцированного давлением ближнего и дальнего окружения, отсутствием осознания ответственности за потребление, определяемой отсутствием ограничений доступа в потреблении блага его некон-курентностью и неограниченностью.

II. По критерию «образование как инвестиционный ресурс» представлены две модели инвестиционного поведения:

1) «инвесторы» — определяют благо с позиции прямых и альтернативных издержек (стоимость обучения, упущенная выгода в случае учебы, а не работы) и выгод (диплом, знания, специальность, престиж диплома в материальном выражении — ожидаемые доходы); поведение «инвесторов» характеризуется низкой ставкой дисконтирования;

2) «аутсайдеры» — не определяющие образование как инвестиционный ресурс, поэтому они не включены в систему рыночных отношений по приобретению блага «высшее профессиональное образование»; поведение «аутсайдеров» характеризуется высокой индивидуальной ставкой дисконтирования. Даная категория молодых людей определяют образование как сопутствующее занятие своей обычной жизни, продиктованное

внешним окружением, общественными нормами.

III. По критерию «осознанность восприятия образования как инвестиционного ресурса и экономического блага», молодые люди подразделяются на две группы:

1) «взрослые» — представители данной группы характеризуются устойчивостью ценностной системы, сформированной преимущественно семьей; включенностью в современное социальноэкономическое пространство; рациональностью оценок; инициативностью;

2) «дети» — представители данной группы характеризуются низким социальным статусом семьи, с передачей детям низкой целеустремленности и потребностей; нигилистическим отношением к долгосрочным проектам; ведомостью; отсутствием четких целей; отсутствием устойчивости личностного формирования; неосознанностью ответственности; стремлением следовать правилам.

В современных условиях развития общества, рыночных механизмов, глобализации экономики, а также формирования устойчивых взаимосвязей работодатель-работник нового типа, возникает необходимость иначе описывать и анализировать высшее профессиональное образование. В приведенных результатах исследования благо «высшее профессиональное образование» было рассмотрено как экономическое, были даны соответствующие его характеристики в современных российских экономических условиях, определена градация рассматриваемого экономического блага на общественное и частное, приведена типология образцов инвестиционного поведения современной российской молодежи при его потреблении.

1. Принципы формирования выборки охарактеризованы в публикациях: Ильинский И. М., Луков Вал. А. Российский вуз глазами студентов: По материалам опроса студентов государственных и негосударственных вузов, май-июнь 2005 года. М.: МосГУ, 2006; Луков Вал. А., Гневашева В. А. Российский студент: социальный облик: По материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов» (этап 2007 года). М.: МосГУ, 2008.

2. Грант РГНФ №08-02-05503 е/И. Гранто-получатель - Г невашева В. А.

3. Луков Вал.А., Гневашева В.А. Человеческий потенциал студента — образовательный потенциал вуза : По материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов» (этапы 2004-2008 годов). М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009.

4. Гневашева В.А. Социально-экономи-ческая значимость образования в развитии современного общества М.: МосГУ. 188 с. шгл

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ --------------------------------------------------------

Гневашева Вера Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент, Директор центра социологии молодежи, Институт фундаментальных и прикладных исследований, Московский гуманитарный университет, e-mail: vera_cos@rambler.ru

---------------------------------------------------------------------- РУКОПИСИ,

ДЕПОНИРОВАННЫЕ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ ГОРНАЯ КНИГА

ПЕРСПЕКТИВЫ ОСВОЕНИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ЦВЕТНЫХ

МЕТАЛЛОВ МИРОВОГО ОКЕАНА (831/07-11 от 16.04.11) 5 с

Власов Р.Е., аспирант, Московский государственный горный университет,

e-mail: revlasov@gmail.com

С истощением минерально-сырьевой базы на суше, ухудшением горно-геологических условий и ростом цен на цветные металлы, все более актуальным становится вопрос о разработке сульфидных руд Мирового океана. Возможность же добычи цветных металлов с больших глубин осуществима только при появлении принципиально новых технологий.

Ключевые слова: мировой океан, сульфидные руды, цветные металлы, черные курильщики

THE PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF OCEANS NONFERROUS DEPOSITS.

Vlasov R.E. Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

The bottoming of the continental source of raw materials, worsening of geological conditions and advance of the nonferrous price get a question of sulfide ore mining very actual. But a mining of the nonferrous metals from large-scale depth possible only with appearance of newest technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.