Научная статья на тему 'Тенденции трудовых ожиданий и занятости на рынке труда России'

Тенденции трудовых ожиданий и занятости на рынке труда России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТАЦИЯ / УРОВЕНЬ ТРУДОВОГО ДОХОДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ / КАЧЕСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гневашева В. А.

Вопросы качества и конкурентоспособности рабочей силы в современной экономике обусловлены множественностью взаимовлияющих социальных и экономических факторов всех рынков экономики. В статье представлено обоснование взаимообусловленности уровней профессионального образования трудовых ресурсов и их дохода, вызванной сложившимися тенденциями трудовых ожиданий и занятости на рынке труда России и степенью их циклической изменчивости в процессе формирования рабочей силы на этапе получения профессионального образования студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции трудовых ожиданий и занятости на рынке труда России»

41 (179) - 2013

Макроэкономика

УДК 331.5

ТЕНДЕНЦИИ ТРУДОВЫХ ОЖИДАНИЙ И ЗАНЯТОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА РОССИИ

В. А. ГНЕВАШЕВА,

доктор экономических наук, доцент, заведующая лабораторией E-mail: vera_cos@rambler. ru Институт проблем рынка РАН

Вопросы качества и конкурентоспособности рабочей силы в современной экономике обусловлены множественностью взаимовлияющих социальных и экономических факторов всех рынков экономики. В статье представлено обоснование взаимообусловленности уровней профессионального образования трудовых ресурсов и их дохода, вызванной сложившимися тенденциями трудовых ожиданий и занятости на рынке труда России и степенью их циклической изменчивости в процессе формирования рабочей силы на этапе получения профессионального образования студентами.

Ключевые слова: сегментация, уровень трудового дохода, профессиональное образование, формирование рабочей силы, качество рабочей силы, конкурентоспособность рабочей силы.

Многофакторность модели социально-экономической интерпретации реального уровня трудового дохода и возможностей его измерения предполагает изучение множественности, вариативности определяющих критериев для выбора среди них наиболее значимых в тех или иных социально-экономических условиях.

Рассмотрим общую корреляционную динамику взаимообусловленности между отдельными макро-и микроэкономическими показателями, а именно: между уровнем профессиональной подготовки рабочей силы, количеством экономически активного населения в стране и количеством зарегист-

рированных безработных, а также между уровнем начисленной заработной платы и уровнем инфляции (см. таблицу).

Построение множественной регрессии позволяет определить общий вид функциональной зависимости изменения спроса на программы высшего профессионального образования от выбранных для анализа факторов: среднегодовой численности занятых и безработных, начисленной среднемесячной заработной платы. Рассчитанная по представленным аспектам зависимость имеет следующий общий вид: У = 1 157,5 + 0,019^ + 0,45Х2 + 0,13Х3.

Оценка надежности множественной регрессии определяется с помощью коэффициента множественной детерминации Я2-статистики, значение которого для рассматриваемой зависимости соответствует значению 0,84, т. е. 84 % вариации объясняется факторами, включенными в уравнение множественной регрессии, а 16 % — прочими факторами.

Регрессионная статистика в данном случае выглядит так:

— множественный Я — 0,915962;

— Я-квадрат — 0,838986;

— нормированный Я-квадрат — 0,810572;

— стандартная ошибка — 857,2972;

— наблюдения — 21.

Выявленные тенденции (см. приведенные графики) позволяют сделать некоторые выводы.

Макроэкономика

41(179) - 2013

Изменение уровня дохода трудовых ресурсов и спроса на профессиональное образование разного уровня в контексте отдельных макро- и микроэкономических показателей

Год Количество обучающихся в учреждениях ВПО* У, тыс. чел. Среднегодовая численность занятых Х1, тыс. чел. Численность безработных (до 2000 г. — зарегистрированных в государственной службе занятости) Х2, тыс. чел. Начисленная среднемесячная номинальная заработная плата работающих в экономике (1992—1997 гг.) Х3, тыс. руб.

1991 2 762,8 73 848 62,0 0,5

1992 2 638,0 71 905 578,0 6,0

1993 2 612,8 70 720 856,0 58,7

1994 2 644,6 68 070 1 63 7,0 220,4

1995 2 790,7 66 330 2 327,0 472,4

1996 2 964,9 65 748 2 506,0 790,2

1997 3 248,3 64 574 1 999,0 950,2

1998 3 597,9 63 683 1 929,0 1 051,5

1999 4 073,0 64 114 1 263,0 1 520,6

2000 4 741,4 64 517 7 699,5 2 223,4

2001 5 426,9 64 980 6 423,7 3 240,4

2002 5 947,5 65 574 5 698,3 4 360,3

2003 6 455,7 65 979 5 933,5 5 498,5

2004 6 884,2 66 407 5 666,0 6 739,5

2005 7 064,6 66 792 5 242,0 8 554,9

2006 7 309,8 67 174 5 250,0 10 633,9

2007 7 461,3 68 019 4 518,0 13 593,4

2008 7 513,1 68 474 4 690,0 17 290,1

2009 7 418,8 67 343 6 280,0 18 637,5

2010 7 049,8 67 600 5 544,0 00 952,0

2011 6 490,0 67 727 4 922,4 23 369,0

* ВПО — высшее профессиональное образование. Источник: [3].

10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0

62 000 64 000 66 000 68 000 70 000 72 000 74 000 76 000

----Г Предсказанное У

Линейное (предсказанное У)

а

10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0

У

2 000 ■ У

4 000

6 000 8 000

Предсказанное У

Х2

10 000

Линейное У

10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0

10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0

5 000 10 000 15 000 20 000

х,

25 000

Предсказанное У

20

40

60

80

100

120

б

Графики подбора и нормального распределения рассчитываемых факторов:

а — численность занятых Хр тыс. чел.; б — численность безработных (до 2000 г. — зарегистрированных в государственной службе занятости) Х2, тыс. чел.; в — начисленная среднемесячная номинальная заработная плата ра ботающих в экономике (1992—1997 гг) Х3, тыс. руб.; г — количество обучающихся в учреждениях ВПО* 7, тыс. чел.

7х"

У

У

3

41 (179) - 2013

Макроэкономика

В 1991—2012 гг., т. е. за время трансформации экономики страны, а вместе с ней — и смены общественного восприятия значимости профессионального образования в контексте ожидания, приращение трудового дохода как следствие роста уровня профессиональной подготовки менялось.

Полное отрицание значимости теоретических знаний в начале 1990-х гг. сменилось к 2000 г. стремительным ростом спроса на программы высшего профессионального образования. Этот процесс положительно коррелирует с ростом числа занятых в экономике, сокращением числа безработных и приращением уровня дохода, что и предполагается теоретическими предпосылками подобных тенденций.

Однако в выборе студентов в пользу получения профессионального образования ключевым импульсом является не только ожидание будущей профессиональной деятельности и роста уровня дохода. В этой связи делать вывод об инвестиционном поведении современной молодежи в отношении программ ВПО (что предполагается моделью человеческого капитала) вряд ли возможно без учета множественности социальных факторов, влияющих на выбор.

Определяющим критерием качества рабочей силы является уровень профессиональных компетенций, позволяющий в числе прочего судить и об уровне возможного трудового дохода.

Профессиональные компетенции в современных условиях, в частности для современного рынка труда, можно определить как меру способностей индивида приносить доход. Эта мера включает в себя базу врожденных талантов и приобретенные в течение жизни посредством профессионального образования, а также полученные в рамках трудовой деятельности (обучение на рабочем месте) знания, умения, навыки в соответствии с достигнутым профессиональным уровнем.

В формулировке сделан акцент на экономическую и инвестиционную составляющую результатов обучения молодежи с учетом оценки применения профессиональных компетенций: качественной (занятость по профилю подготовки) и количественной (удовлетворение инвестиционных ожиданий посредством трудового дохода по результатам полученного профессионального образования).

На заре становления экономической теории А. Смит писал, что увеличение производительности полезного труда зависит прежде всего от повы-

шения ловкости и умения рабочего, а затем — от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал. Ученый считал, что основной капитал состоит из машин и иных орудий труда, построек, земли и «из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества». Он отмечал, что «приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, как бы реализующийся в его личности.

Эти способности, являясь частью состояния определенного лица, вместе с тем становятся частью богатства общества, к которому это лицо принадлежит. Большую ловкость или умение рабочего можно рассматривать с той же точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые хотя и требуют известных расходов, но возвращают эти расходы вместе с прибылью» [4, с. 208, 235, 490].

Принятие уровня профессиональной подготовки как критерия сегментации трудового дохода определяется многими моделями, в том числе моделями оценки и определения человеческого капитала как меры воплощенных в человеке способностей приносить доход. Г. Беккер [1] доказал, что многие решения, принимаемые в семье, например, о вступлении в брак или о том, сколько в семье должно быть детей, какое им дать образование и т. п., принимаются как решения об инвестициях. В этом смысле процесс формирования профессиональных компетенций может рассматриваться как распространение общей теории инвестиций на частный случай, а именно: инвестиции в профподготовку человека выступают в дальнейшем критерием дифференциации уровня жизни населения.

Решение поступить в учреждение высшего профессионального образования предполагает осознанность индивидом того, что его будущие доходы зависят от уровня образования. Молодой человек делает свой выбор таким образом, что расходы на образование являются инвестициями. Это вовсе не отрицает полезности образования как блага.

Данные Федеральной службы государственной статистики отмечают зависимость размера заработной платы от уровня образования работников. В целом по обследованным группам занятий доходы сотрудников с высшим профессиональным образованием составили в октябре 2011 г. 29 927 руб. Это

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Макроэкономика

41(179) - 2013

в 1,6 раза выше доходов работников со средним профессиональным образованием (данная пропорция практически не изменилась с 2009 г.); в 1,5 раза выше, чем у имеющих начальное профессиональное и среднее (полное) общее образование; в 1,9 раза выше, чем у не имеющих среднего (полного) образования.

«Соотношение средней заработной платы 10 % работников с наибольшей и 10 % работников с наименьшей заработной платой в апреле 2011 г. составило 16,1 раза (в апреле 2009 г. — 14,7 раза). Увеличение названного разрыва явилось следствием более высоких темпов прироста средней заработной платы группы наиболее оплачиваемых работников (на 24 %) по сравнению с группой низкооплачиваемых (на 13 %). Наибольший разрыв в оплате крайних 10 %-ных групп работников наблюдался в финансовой деятельности; в организациях, занятых операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг; в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

По видам экономической деятельности наиболее значительные отклонения по категориям персонала наблюдались в соотношении средних доходов руководителей и рабочих. В большинстве видов средняя заработная плата руководителей превышала заработную плату рабочих в 1,9—2,8 раза. А в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; в здравоохранении и предоставлении социальных услуг; в организациях, занятых операциями с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг, это соотношение составляло 3,0—3,1 раза, в образовании — 3,6 раза.

По итогам исследования отмечалась дифференциация уровня заработной платы каждой категории работников в зависимости от вида экономической деятельности. Наиболее высокие доходы в октябре 2011 г. были у категории «руководители» в организациях, добывающих сырую нефть и природный газ и предоставляющих услуги в этих областях, — 82 459 руб.; в воздушном транспорте — 88 406 руб. Наименее оплачиваемыми в этой же категории персонала были работники текстильного и швейного производства: уровень их заработной платы составил 29 % от соответствующего уровня руководителей компаний воздушного транспорта; 31 % — от уров-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ня специалистов, 40 % — от уровня рабочих и 53 % — от уровня других служащих [3].

Сравнение заработной платы работников по возрастным группам в оценках Федеральной службы государственной статистики показывает, что «самая низкая заработная плата в большинстве укрупненных профессиональных групп наблюдалась в крайних возрастных группах: до 20 лет и в 65 лет и выше. Исключение составляли группы руководителей организаций и их структурных подразделений (служб) и специалистов высшего уровня квалификации, где заработная плата работников в возрасте 65 лет и старше сложилась на уровне средней или выше средней заработной платы в целом по профессиональной группе. Руководители организаций и их структурных подразделений (служб) самую высокую заработную плату имели в возрасте 30—34 года. В группе специалистов высшего уровня квалификации специалисты в области естественных и инженерных наук и прочие специалисты высшего уровня квалификации наибольшую заработную плату имели также в возрасте 30—34 года; специалисты в области биологических наук и здравоохранения — в возрастной группе 35—39 лет; специалисты в области образования — в возрасте 65 лет и старше.

В группе специалистов среднего уровня квалификации у специалистов физических и инженерных направлений деятельности наиболее высокий уровень заработной платы приходился на возраст 35—39 лет; специалистов естественных наук и здравоохранения — на возраст 60—64 года, специалистов в области образования — на возраст 40—45 лет; у среднего персонала в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности — на возраст 30—34 года» [3].

Вместе с тем, по данным изучения профессиональных предпочтений студенческой молодежи, а также социологических исследований, в том числе и авторского мониторинга [2], процесс формирования рабочей силы сопряжен с повышенными ожиданиями трудовых ресурсов в отношении рабочего места и уровня заработной платы.

Фактор высокого уровня заработной платы на рабочем месте расценивается респондентами как один их ключевых критериев хорошей жизни и определяет соответствующие мотивационные устремления. Цель получения высшего профессионального образования респондентами определяется как возможность в будущем устроиться

41 (179) - 2013

Макроэкономика

на высокооплачиваемую работу, а перспективы оцениваются преимущественно на четыре и пять по пятибалльной шкале.

При этом определяющими критериями выбора образовательного учреждения выступают возможность будущего успешного трудоустройства, престиж вуза и его диплома у работодателей, возможность получить необходимые связи в процессе обучения. Связь между позициями «успешность в учебе» и будущим трудоустройством в представлениях респондентов крайне мала. Знание как таковое не выступает для ответивших определяющим мотивом поступления в вуз.

Массовость высшего профессионального образования в современных условиях привела к снижению уровня значимости подготовки как таковой, нивелированию ценности знаний и породила развитие взаимосвязи «уровень учебного заведения — уровень будущего трудового дохода».

Стремление получить высокий уровень профессиональной подготовки означает в сознании многих ожидание получить и больший уровень дохода, высокооплачиваемую должность. При выборе места обучения определяющим критерием выступают не знания как таковые, а возможность будущего успешного трудоустройства, связей, высокого дохода.

В то же время выбор специальности абитуриентами сегодня предопределен существующим распределением заработной платы в зависимости от профессиональной и статусной структуры на рынке труда. Это приводит к формированию перечня «модных» специальностей, дальнейший выбор которых ведет к перепроизводству соответствующей рабочей силы и, согласно паутинообразной модели, к снижению уровня заработной платы данных категорий занятости. Значит, ожидания трудовых ресурсов в отношении условий работы реализуются лишь частично, и на рынке труда появляются структурные диспропорции, что ведет к недоиспользованию трудового потенциала нации.

Список литературы

1. Беккер Г. Человеческий капитал. Нью-Йорк: Коламбия-пресс, 1964.

2. Гневашева В. А. Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи: теоретические и эмпирические исследования. М.: МосГУ, 2011.

3. Данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/ B12_04/IssWWW. exe/Stg/d06/3-plat. htm.

4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1956.

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» ИнфорМИруеТ

о продолжении подписки на I полугодие 2014 г.

Все издаваемые журналы и отдельные статьи, публикуемые в наших изданиях, доступны и в электронном виде на сайте интернет-магазина www.dilib.ru.

По всем вопросам подписки либо приобретения предыдущих выпусков журналов

обращаться в отдел реализации.

Напоминаем также, что нашим подписчикам предоставляется возможность размещения рекламы в наших изданиях с 50%-нои скидкой.

(495) 989-96-10 [email protected]

www.fin-izdat.ru

^чЧ^ ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.