Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ О. БЕРГГОЛЬЦ'

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ О. БЕРГГОЛЬЦ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

231
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тип / образ / блокада / пространство / пейзаж / персонаж / город / жизнь / смерть / борьба. / Type / image / blockade / space / landscape / character / city / life / death / struggle.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Г. А. Хамидуллаева

В статье анализируются различные типы образов в лирике О.Берггольц. Автор статьи показывает, как тема блокады воплощается в различных образах, таких как город, дорога, хлеб, образы природы и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article different types of images are analyzed in the lyrics of O. Berggolts. The author of the article shows how the blockade theme is embodied in various images, such as a city, road, bread, images of nature, etc.

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ О. БЕРГГОЛЬЦ»

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1039-1045

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ О. БЕРГГОЛЬЦ Г. А. Хамидуллаева

Преподаватель Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской

области

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются различные типы образов в лирике О.Берггольц. Автор статьи показывает, как тема блокады воплощается в различных образах, таких как город, дорога, хлеб, образы природы и т.п.

Ключевые слова: Тип, образ, блокада, пространство, пейзаж, персонаж, город, жизнь, смерть, борьба.

ABSTRACT

In the article different types of images are analyzed in the lyrics of O. Berggolts. The author of the article shows how the blockade theme is embodied in various images, such as a city, road, bread, images of nature, etc.

Keywords: Type, image, blockade, space, landscape, character, city, life, death, struggle.

ВВЕДЕНИЕ

В развитии темы блокады выделяются пространственные, психологические образы и образы-персонажи.

Среди пространственных образов большую роль играют образы города и дороги. Город существует в трех временных пространствах - прошлое, настоящее и будущее. Город в прошлом - это светлые воспоминания автора о прекрасном детстве, пройденном в этом городе и темные о пережитых страшных годах войны. В первом он милый, тихий, а во втором страшный. Город в настоящем существует в двух ипостасях -город мертвый и город сражающийся. Город в будущем это вера в счастливый исход войны, в светлое будущее.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Светлые воспоминания о детстве мы видим в стихотворении «Дорога на фронт». Автор, вспоминая город в прошлом, сравнивает его с настоящим. ...Мы шли на фронт по улицам знакомым, припоминали каждую, как сон: вот палисад отеческого дома, здесь жил, шумя, огромный добрый клен. Он в форточки тянулся к нам весною, прохладный, глянцевитый поутру. Но этой темной ледяной зимою и ты погиб, зеленый шумный друг1.

1 Здесь и далее строки из сайта www.blokada.otrok.ru Google Scholar

Academic Research, Uzbekistan 1039

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1039-1045

Автор для изображения прошлого использует следующие эпитеты: улицам знакомым, палисад отеческого дома, огромный добрый клен, зеленый шумный друг. Первые две строфы воспоминания прошлого она сравнивает с настоящим. Все изменилось в «темную, ледяную зиму»

Зияют окна вымершего дома.

Гнездо мое, что сделали с тобой!

Разбиты стены старого райкома,

его крылечко с кимовской звездой.

Я шла на фронт сквозь детство - той дорогой,

которой в школу бегала давно.

Я шла сквозь юность, сквозь ее тревогу,

сквозь счастие свое - перед войной.

Я шла сквозь хмурое людское горе -

пожарища, развалины, гробы...

В настоящем она обращается к своему родному дому «гнездо мое». Здесь уже город совсем другой. Для его изображения автор использует следующие эпитеты: вымершего дома, старого райкома. Автор вспоминает свое детство - дорогу , по которой в школу бегала давно, юность - сквозь тревогу, сквозь счастье свое-пред весной. Но эти прекрасные воспоминания поэта рушатся эпитетом: хмурое людское горе-пожарища, развалины, гробы .

Воспоминания поэта о пережитых страшных годах изображается в стихотворении «Я иду по местам боев»

Здесь мы жили тогда с тобой. Был наш дом не домом, а дотом, окна комнаты угловой -амбразурами пулеметам. И все то, что было вокруг -огнь и лед, и шаткая кровля,-было нашей любовью, друг, нашей гибелью, жизнью, кровью.

В этом стихотворении автор для изображения такого города использует следующие эпитеты: шаткая кровля, нашей любовью, нашей гибелью. Образ города переплетается с образом дома. Все, что было в том доме, для автора это и любовь, и гибель, и жизнь, и кровь.

Город в настоящем, как утверждалось выше, существует в стихотворениях О.Берггольц в двух ипостасях: мертвый и сражающийся.

В стихотворении «Я говорю с тобой под свист снарядов» описывается город мертвый.

Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна...

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1039-1045

в мое лицо закинутое бьет. В бомбоубежищах уснули дети, ночная стража встала у ворот. Над Ленинградом - смертная угроза... Бессонны ночи, тяжек день любой.

В этом стихотворении для описания мертвого города автор использует следующие эпитеты: печальная страна, кронштадтский злой , неукротимый ветер , смертная угроза.

Здесь важно подчеркнуть то, что в стихотворениях этого цикла автор использует очень много слов, дающих понятие о холоде.

В стихотворении «Февральский дневник» изображается город сражающийся

Когда немного посветлело небо,

мы вместе вышли за водой и хлебом

и услыхали дальней канонады

рыдающий, тяжелый, мерный гул:

то Армия рвала кольцо блокады,

вела огонь по нашему врагу.

В этом стихотворении для изображения города сражающегося автор использует эпитеты: рыдающий, тяжелый, мерный гул, нашему врагу

В стихотворении описывается то , как армия рвет кольцо блокады . Образ города сражающегося переплетается с образом армии и хлеба. Враги ломились в город наш свободный,-крошились камни городских ворот... Но вышел на проспект Международный вооруженный трудовой народ.

В этих строках автор использует следующие эпитеты: город наш свободный, вооруженный трудовой народ

В этом стихотворении описываются враги, которые ломятся в «свободный» город. Здесь образ сражающегося города переплетаются с образом врага и народа.

Город в будущем это вера в светлое будущее. Вера в светлое будущее изображается в стихотворении «Февральский дневник»

...Наступит день, и, радуясь, спеша, еще печальных не убрав развалин, мы будем так наш город украшать, как люди никогда не украшали. И вот тогда на самом стройном зданье, лицом к восходу солнца самого поставим мраморное изваянье простого труженика ПВО. Пускай стоит, всегда зарей объятый, так, как стоял, держа неравный бой: с закинутою к небу головой,

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1039-1045

с единственным оружием - лопатой.

В этом стихотворении вера автора в светлое будущее изображается через следующие эпитеты: печальных развалин, стройном зданье, мраморное изваянье, единственным оружием

Автор верит в благоприятный исход войны и в его скорый конец.

Среди образов-персонажей большую роль играют образы участников сражения и жителей города, оставшихся в блокаде.

В стихотворении «Армия» мы видим образ солдата, идущего на фронт

И подошел к ним человек в шинели,

взглянул - и вынул хлебный свой паек,

трехсотграммовый, весь обледенелый,

и разломил, и детям дал чужим,

и постоял, пока они поели.

С ним также связан образ хлеба.

Но автор подчеркивает, что он ленинградский «трехсотграммовый, весь обледенелый». Солдат все отдает детям, но «чужим» И мать рукою серою, как дым, дотронулась до рукава шинели. Дотронулась, не посветлев в лице...

Далее в стихотворении появляется образ матери с «серой рукой». Как указывалось выше, кроме слов, передающих понятие холода, автор использует много серого цвета. Не видал мир движенья благодарней! Мы знали всё о жизни наших армий, стоявших с нами в городе, в кольце.

Эти три строки показывают, что образ матери и солдата передают единение во время блокады.

...Онирасстались. Мать пошла направо, боец вперед - по снегу и по льду. Он шел на фронт, за Нарвскую заставу, от голода качаясь на ходу. Он шел на фронт, мучительно палим стыдом отца, мужчины и солдата: огромный город умирал за ним в седых лучах январского заката.

Его образ - это объединенный образ отца, мужчины и солдата Он шел на фронт, одолевая бред,

все время помня - нет, не помня - зная, что женщина глядит ему вослед, благодаря его, не укоряя.

В этих строках также автор использует понятие, передающее холод «снег» Он снег глотал, он чувствовал с досадой,

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1039-1045

что слишком тяжелеет автомат, добрел до фронта и попал в засаду на истребленье вражеских солдат.

Для его изображения автор использует следующие эпитеты : человек в шинели , хлебный свой паек, трехсотграммовый, весь обледенелый , детям дал чужим , движенья благодарней , от голода качаясь на ходу , мучительно палим стыдом отца, мужчины и солдата, одолевая бред

В этом стихотворении автор через образ солдата идущего на фронт изображает мужество, героизм, человечность не только солдата, а всей армий. Она показывает, что, несмотря, на все трудности: голод , холод - он не потерял в себе человечность и «хлебный свой паек, трехсотграммовый» «детям дал чужим»

В стихотворении «Февральский дневник» можно увидеть образы жителей города, оставшихся в блокаде

Вот женщина ведет куда-то мужа. Седая полумаска на лице, в руках бидончик - это суп на ужин

В этих строках мы видим образ женщины, оставшейся без мужа. Для ее изображения автор использует следующие эпитеты: женщина ведет куда-то мужа, седая полумаска на лице, руках бидончик

Автор этими строками показывает, что во время блокады смерть стала явлением обыденным.

А девушка с лицом заиндевелым, упрямо стиснув почерневший рот, завернутое в одеяло тело на Охтинское кладбище везет. Везет, качаясь, - к вечеру добраться б... Глаза бесстрастно смотрят в темноту

Здесь мы видим образ девушки, которая несет тело мертвого. Для ее изображения автор использует следующие эпитеты: девушка с лицом заиндевелым, почерневший рот, завернутое в одеяло тел, глаза бесстрастно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Через эти строки автор также показывает, что во время блокады смерть стала явлением обыденным.

Также такой образ жителей, оставшихся в блокаде можно увидеть в стихотворении «Ленинградская поэма»

Я как рубеж запомню вечер: декабрь, безогненная мгла, я хлеб в руке домой несла, и вдруг соседка мне навстречу.

Автор также использует слова передающих понятие холода «декабрь», «мгла». Здесь мы наблюдаем появление образа женщины, которая не может похоронить дочь. Мы видим связь слов хлеб-гроб.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1039-1045

- Сменяй на платье,- говорит,-менять не хочешь - дай по дружбе. Десятый день, как дочь лежит. Не хороню. Ей гробик нужен.

Его за хлеб сколотят нам. Отдай. Ведь ты сама рожала...-

Женщина просит автора отдать ей хлеб, чтобы ей за него сделали гроб для ее дочери, которого она не может похоронить десятый день. И я сказала: - Не отдам.-И бедный ломоть крепче сжала.

- Отдай, - она просила, - ты сама ребенка хоронила.

Я принесла тогда цветы, чтоб ты украсила могилу. -...Как будто на краю земли, одни, во мгле, в жестокой схватке, две женщины, мы рядом шли, две матери, две ленинградки

Ее образ это объединенный образ матери, вдовы и ленинградки .

Да, мы не скроем: в эти дни

мы ели землю, клей, ремни;

но, съев похлебку из ремней,

вставал к станку упрямый мастер,

чтобы точить орудий части,

необходимые войне

В этих строках присутствует обобщенный образ жителей блокадного город. Здесь автор показывает, что несмотря на все трудности люди смогли выжить.

Эмоции в стихотворениях О.Берггольц про блокадный Ленинград можно разделить на положительные и отрицательные. 1.Положительные эмоции: А)Радость

Мне сегодня радостно до боли,

я сама не знаю - отчего. Дышит сердце небывалой волей, силою расцвета своего. Знаю, смерти нет: не подкрадется, не задушит медленно она, -просто жизнь сверкнет и оборвется, точно песней полная струна.

Для передачи таких эмоции автор использует эпитет: небывалой воле Здесь автору «радостно до боли», что она «не знает от чего».

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1039-1045

2.Отрицательные А)Ненависть

Чувства ненависти автор передает в стихотворении «Февральский дневник»

Скрипят полозья в городе, скрипят...

Как многих нам уже недосчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

что слезы вымерзли у ленинградцев.

Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.

Нам ненависть заплакать не дает.

Нам ненависть залогом жизни стала:

объединяет, греет и ведет.

О том, чтоб не прощала, не щадила,

чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,

ко мне взывает братская могила

на Охтинском, на правом берегу.

Они передаются через глаголы: не плачем , слезы вымерли , заплакать не дает , объединяет , греет , ведет , не прощала , не щадила , мстила. Через них автор показывает, что ненависть к врагам переросло в такую силу, что она не дает плакать и служит силой, которая объединяет и ведет против врага.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в стихах Ольги Берггольц царствовала особая атмосфера строгой нравственной чистоты, самоотверженности, предельной искренности и человечности, столь характерная для города тех дней, находившегося в кольце вражеской блокады, для ленинградцев, которые жили, «не отводя от смерти глаз».

REFERENCES

1. Память сердца: Стихи и проза Ольги Берггольц. - Литература в школе. - 1966. - №3. - I п.л.

2. Поэт блокадного Ленинграда: Лирический герой поэзии О.Берггольц 1941-1945 годов. Литературоведение. - Я., 1984. - » 2. - I п.л.

3. Творчество О.Берггольц периода Великой Отечественной войны. - М., 1985. - 0,5 п.л.

4. Хамидуллаева Г. А. (2021). Воплощение темы блокады в лирике О.Берггольц. Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1 (2), 89-92

5. Хамидуллаева Г.А. (2021). Императив как средство воздействия в рекламных текстах. Academic research in educational sciences, 2 (8), 518-525.

6. Хамидуллаева Г.А., Целых В. (2021). Семантические особенности экспрессивных слов в публицистической речи. Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1 (3), 242-245

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.