Научная статья на тему 'Типология местных сообществ (территориальная общность, локальное сообщество) как базовый элемент социальной организации местного самоуправления'

Типология местных сообществ (территориальная общность, локальное сообщество) как базовый элемент социальной организации местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
564
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология местных сообществ (территориальная общность, локальное сообщество) как базовый элемент социальной организации местного самоуправления»

ПРАКТИКА.

Именно религиозную основу Бердяев ставил во главу угла общественной жизни. Он был сторонником так называемого христианского социализма. Поэтому обезбоживание общественной жизни, обезбоживание национального сознания обернулось, по его мнению, катастрофой для русского народа и для России как государства после октябрьской революции 1917 года.

Великий же дух России, потенциал кото-

рого раскрыт в идеях Толстого и Достоевского, должен, по словам Бердяева, занять «...великодержавное положение в духовном мировом концерте. То, что совершалось в недрах русского духа, перестанет уже быть провинциальным, отдельным и замкнутым, станет мировым и общечеловеческим, не восточным только, но и западным. Для этого давно уже созрели потенциальные духовные силы России» [2, с. 270].

Литература

1. Бердяев, Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии) [Текст] / Н.А. Бердяев. - М. : Международные отношения, 1990.

2. Бердяев, НА. Судьба России [Текст] / Н.А. Бердяев. Философия свободы. - М. : ООО «Издательство АСТ»; Харьков : «Фолио», 2004.

3. Бердяев, Н.А. Философия неравенства [Текст] / Н.А. Бердяев. Философия свободы. - М. : ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2004.

4. Васильченко В.П., Лобанов К.Н., Максимов И.С. Философия и социология права [Текст]: учеб. пособие. - Белгород : БелЮИ МВД России, 2006.

5. История политических и правовых учений [Текст] / Под общ. ред. академика РАН, д-ра.юрид.наук, проф. В.С. Нерсесянца. - М. : Норма, 2004.

ТИПОЛОГИЯ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ (ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ, ЛОКАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО) КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ЗЕНИН Р.А.,

преподаватель кафедры ГиСЭД БелЮИ МВД России

Жизнедеятельность местных сообществ связана не только с индивидуальными или уникальными свойствами отдельных сообществ, но и с их типическими качествами, выраженными в сумме характеристик, присущих их разнообразному множеству. Это предполагает разделение местного сообщества на отдельные однородные группы, т.е. типологию, и проведение последующего качественного анализа внутри отдельной группы. Выделяется три характеристики, которые необходимо учитывать при постро-

ении типологии местных сообществ:

1) вид и состав территориальных основ;

2) фаза институционализации местного самоуправления;

3) стадия развития местных сообществ как коллективных субъектов местного самоуправления.

Данный набор характеристик не является всеобъемлющим и не позволяет отразить все различия между местными сообществами. Тем не менее эти три классификационные характеристики позволяют выделить группы

2007'01

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

местных сообществ, которые можно рассматривать в достаточной степени однородными объектами при проведении исследований в области местного самоуправления, а также при анализе последствий тех или иных мер, принимаемых на государственном уровне. Так, вид и состав территориальных основ обуславливают формально-правовой статус местного сообщества, его ареал, региональное и общегосударственное значение, а также потенциал, обеспечивающий решение проблемы ресурсной достаточности местных сообществ. Фаза институционали-зации местного самоуправления показывает масштаб и уровень его распространения. Стадиальный анализ позволяет установить фактический уровень зрелости местного сообщества как коллективного субъекта местного самоуправления.

Естественной территориальной основой местного сообщества выступает поселение. Поселение как форма совместной жизнедеятельности людей включает городскую и сельскую группу поселений. Обозначим их как городской и сельский вид территориальных основ местных сообществ, т.е. город и село.

Городской и сельский виды территориальных основ местного самоуправления включают типы и в ряде случаев подтипы по определенным показателям, например, поликритериальная типология, основанная на использовании нескольких разнородных критериев. Основными критериями данного типологического построения выступают: размер города или села (по численности населения); связь (влияние) с прилегающей территорией; функциональный тип поселения; развитость функциональной инфраструктуры; административный статус.

Согласно итогам переписи населения (2002 г.), в Белгородской области насчитывается 10 городов: Белгород, Алексеевка, Валуйки, Губкин, Грайворон, Короча, Новый Оскол, Старый Оскол, Строитель и Шебеки-но, в них на 2005 г. проживает 65,8% всего населения области (993,9 тыс. человек) [1, с. 9]. В России насчитывается 1092 города, в них проживает 73% всего населения страны (105,9 млн. человек). Для сравнения - в странах Западной Европы, удельный вес городского населения составляет 85-90% [2]. В Белгородской области только 2 города (Белгород и Старый Оскол) относятся к крупным и большим городам, именно в них живут 56% горожан области (552,7 тыс. человек) [1, с. 16].

На другом полюсе городской группы Белгородской области находятся средние и малые города (Алексеевка, Валуйки, Губкин, Грайворон, Короча, Новый Оскол, Строитель и Шебекино), в них живет около 44 % горожан области (442,2 тыс. человек) [1, с. 16]. Малые и средние города являются преобладающей формой городского расселения в Белгородской области. Под их влиянием находятся практически все сельские населенные пункты.

34,2 % населения Белгородской области живет в 20 поселках городского типа, 335 сельских округах и 1577 сельских населенных пунктах (517,7 тыс. человек) [1, с. 11]. Отдельные районы области сильно отличаются по численности сельских поселений. Больше всего сельских поселений в Алек-сеевском (89), Валуйском (95), Губкинском (101), Корочанском (126), Новооскольском (105), Прохоровском (134), Шебекинском (101) районах. Много хуторов из-за специфики землепользования и крестьянских традиций. Наиболее высокая плотность населения сельских поселений в Белгородском (64,6 человек на 1 км2), Борисовском (40,4) и Яковлевском (48,6) районах [1, с. 11].

Размеры поселений, взаимодействие с прилегающей территорией, существенным образом определяют их жизненный потенциал. Основы жизнедеятельности крупных и больших городов обусловлены действием множества факторов - административно-политических, культурных, экономических, социальных. Число этих факторов велико, а само влияние противоречиво, многоступенчато, разнонаправленно.

В малых и средних городах, а тем более в сельских поселениях решающее значение имеют один - два фактора. Для малых и средних городов доминирующими факторами могут быть наличие: одного градообразующего предприятия, на котором работает большинство жителей данного поселения, транспортного узла, историко-архитектурных памятников. В составе малых городов большой вес составляют «сельские города», имеющие сельское происхождение и сельскую сущность (в застройке, планировке, образе жизни жителей). Для сельского поселения решающее значение могут иметь близость или отдаленность от города и районного административного центра, климатические условия, специализация сельскохозяйственного производства, наличие и характер промыслового занятия местного населения.

Местные сообщества, образуемые на базе

ПРАКТИКА.

малых и средних городов, а также сельских поселений, обладают всеми минимально необходимыми признаками, поскольку они представляют собой ярко выраженные территориальные коллективы. Однако в отличие от крупных городских поселений они менее самодостаточные, так как не в состоянии обеспечить полного комплекса условий для социально-экономического и культурного воспроизводства жизнедеятельности своих жителей и себя как субъектов местного самоуправления.

Важным типологическим признаком выступает административный статус поселений. Административно-территориальная единица - часть территории страны в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, имеющая установленный законом статус, название, находящаяся в юрисдикции органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Типологический анализ территориальных основ местных сообществ предполагает три основы их проявления: физическое, социально-экономическое, административное.

Физическая основа (физическая территория) - это территория, включающая одно или несколько поселений и примыкающую к ним внешнюю зону. Внешней границей выступает географическая единица территории.

Социально-экономическая основа (социально-экономическая территория) - это относительно обособленная совокупность социально-экономических структур, находящихся на одной территории, связанных специфической социальной средой и характеризующихся наличием общих территориальных интересов. Внешней границей выступает социально-экономическая граница территорий.

Административная основа (административная территория) - это территория, административные границы которой закреплены законом.

Все три «территории» неразрывно связаны между собой и представляют единый организм, который в свою очередь является потенциальной базой для институционали-зации местного самоуправления.

Местное самоуправление, согласно Закону РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (август 1995 года), должно было выйти за рамки административных образований и реализовываться на единственном уровне - городских и сельских поселений. В Законе устанавливалось положение о том,

что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Более того, было отмечено, что из числа территорий местного самоуправления не могут быть исключены городские и сельские поселения. Вопрос о признании иных территорий территориями местного самоуправления отдавался в ведение субъектов Федерации [3, с. 54-55]. Это означало, что преимущество получали городские и сельские поселения, которые представляют естественно сложившиеся территориальные основы местного самоуправления. Такой подход можно обозначить как поселенческий принцип формирования местных самоуправлений.

В действительности получилось в значительной мере по-другому - возобладал территориально-поселенческий принцип. В составе сформированных муниципальных образований преобладают не местные сообщества городских и сельских поселений, а административно-территориальные образования: административные районы и небольшие сельские округа. Районный тип местного самоуправления охватывает 2/3 населенной территории страны. Это значит, что большинство территориальных общностей городских и сельских поселений, осталось вне института местного самоуправления. Особенно ущемленными оказались малые города, поселки городского типа, расположенные в густонаселенных регионах, в частности в центральных российских областях. Было упразднено большинство муниципальных образований на уровне городов, сельских округов и поселков.

Искать объяснение этому только в экономической и финансовой несамодостаточности малых городских и сельских поселений не совсем верно. Преобладающая часть субъектов Федерации и официально зарегистрированных органов местного самоуправления самостоятельно также не обеспечивает свои минимальные потребности, и финансируется из вышестоящих бюджетов.

Почему же местное самоуправление оказалось встроенным в административно-территориальное образование, и произошел отказ от поселенческого принципа в пользу территориально-поселенческого? Дело, на наш взгляд, состоит, прежде всего, в самой природе административно-территориального деления страны, которая сегодня превратилась в устойчивый социальный институт. Оно изменялось в ходе историчес-

2007'01

нАУКА.тЕория.

ПРАКТИКА.

кого развития, приобретало более сложные формы, но неизменными оставались ее два тесно взаимосвязанных основных принципа: иерархичность статусов регионов и поселений, сохранение властной иерархической вертикали.

В этой связи представляется, что новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 6 октября 2003 года) устанавливает достаточно приемлемые территориальные основы для местного самоуправления. Относительно их в Законе можно обнаружить ряд принципиальных новшеств.

Одно из них - четкое закрепление типов муниципальных образований. Выделяются пять видов муниципальных образований: городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения. Поселения создаются на базе одного населенного пункта или группы небольших, рядом расположенных населенных пунктов. Муниципальные районы включают несколько поселений или межселенных территорий в пределах общей границы. Вся территория страны должна быть покрыта как поселениями, так и муниципальными районами. Исключением могут стать малонаселенные территории, где плотность населения более чем в три раза ниже, чем плотность сельского населения в среднем по стране. Там возможны только муниципальные районы [4, с. 10].

В законе для городов предложен специальный тип муниципальных образования - городской округ. Предусматривается, что городские округа не входят в состав территории районов. Они будут иметь полномочия районов и поселений [4, с. 65].

Еще один принципиально новый момент предусматривает введение двух уровней местного самоуправления: уровень сельских и городских поселений и уровень муниципальных районов или городских округов [4, с. 79]. Разграничение уровней местного

самоуправления предполагается осуществить на основе разграничений функций с привязкой к соответствующему масштабу территории, численности и плотности населения. Так, на поселенческом уровне будут решаться местные вопросы благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства, организации транспорта внутри поселения и т.д. К местным вопросам на уровне муниципального района будут отнесены вопросы межпоселенческого характера. В их составе как обязанности, характерные для значительных территорий по площади (например, строительство и ремонт дорог, организация межпоселенческого транспорта, утилизация бытовых и промышленных отходов), так и связанных с облуживанием населения посредством сосредоточенных здесь объектов социальной инфраструктуры (например, организация деятельности учреждений здравоохранения и общего образования). Двухуровневая система снимает территориальные ограничения для развития городских и сельских поселений, позволяет задействовать инфраструктурный потенциал районных центров, с одной стороны, и ресурсы сельских территорий, с другой.

При отнесении поселенческого или территориального сообщества к тому или иному уровню, следует учесть не только численность населения и инфраструктурный потенциал территории, но и стадии в развитии местных сообществ соотносительно с самим процессом местного самоуправления. Это важно не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Причисление поселений к городским округам будет осуществляться субъектами Федерации. Если таковыми станут лишь города с населением от 200 тысяч человек, то около 400 малых и средних городов лишатся статуса самостоятельных местных самоуправлений, поскольку они должны будут войти в состав муниципальных районов. Во многих из них уже пройдена начальная стадия местного самоуправления, накоплен значительный опыт его осуществления.

Литература

1. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Белгородской области : сводные издания. - Белгород, 2005. - С.212.

2. Информационный материал Госкомстата Российской Федерации [Электронный ресурс] / http://www. ej.ru/067/life/own/02/index.html.

3. Комментарий к Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Постатейный). - М. : Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 1996. - С. 287.

4. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Постатейный). - М. : Издательство «Ось-89», 2004. - С. 303.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.