ОБЩЕСТВО И ПОЛИТИКА
УДК 314.93
М. Д. Шарыгин, К. С. Осоргин
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА
Анализируется понятие «местное сообщество», его отличительные черты, роль и место в социально-географических исследованиях. Отмечается взаимосвязь местных сообществ с территорией, на которой они проживают и осуществляют свою жизнедеятельность. Выделяются процессы, характерные для местных сообществ: социализация территории, самоидентификация жителей, саморегулирование и взятие на себя управленческих функции. На примере Пермского края отмечается специфика локалитетов на региональном уровне, выражающаяся в формировании вернакулярных районов. Делается вывод, что совместное проживание, требующее консолидации для решения управленческих функций по благоустройству и улучшению среды обитания, сегодня выражается в новых формах, включая товарищества собственников жилья.
In this article, we analyse the concept of 'local community', its distinctive features, and its role and place in socio-geographical studies. We stress the connection between local communities and the area where community members reside and go through everyday routines. Processes characteristic of local communities include territory socialization, residents' self-identification, self-regulation, and taking over administrative functions. In the case of the Perm region, we study the features of localities at a regional level, namely, the formation of vernacular areas. We conclude that neighbourhood, which requires consolidation to improve the living environment, is manifested today in new forms including owners' associations.
Ключевые слова: местное сообщество, вернакулярный район, территориальная организация общества, социализация территории, товарищество собственников жилья.
Keywords: local community, vernacular region, territorial organization of society, socialization of territory, owners' association.
Термин «сообщество» получил широкое распространение в общественно-географических и социологических исследованиях. Под сообществом понимается «объединение людей, имеющих общие цели» [8]. В совокупности разнообразных форм объединения людей особенно выделяется местное сообщество, которое «прикреплено» к определенному месту или местности. Местное сообщество обычно размещается на конкретной территории, отличающейся от соседних территорий индивидуальными чертами.
© Шарыгин М. Д., Осоргин К. С., 2018
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 3. С. 94—104.
Традиционной миссией местных сообществ является сохранение территориальной формы жизнедеятельности людей, адаптированной к природным условиям. Местные сообщества стали важным противовесом поощряемой рынком идеологии индивидуализма и социального расслоения населения.
Местное сообщество — это устойчивая совокупность людей, между которыми сложились множественные связи и доверительные отношения; это коллектив людей, проживающих на определенной территории и объединенных общими интересами. Организация сообщества происходит под влиянием преимуществ совместной жизнедеятельности, реализуемых в процессе целедостижения — роста благосостояния, повышения качества жизни людей, формирования культурной самобытности [14]. Интегрирующие функции в сообществе выполняют не только общие цели развития, но и связи, а также отношения между людьми, коллективные интересы. Среди множества связей выделяются родственные, духовные, социальные, экономические, экологические, политические, культурные, бытовые и др.
В монографии «Феномен культуры в российской общественной географии» отмечается, что «промежуточным (переходным) объектом исследования... могут быть человеческие сообщества различного ранга и размерности, включая территориальное сообщество, население города, профессиональное сообщество» [16, с. 107]. Коллективные интересы концентрируются в следующих направлениях:
— улучшение условий жизни (повышение доходов, социальная защищенность, быт, отдых и т. д.);
— сохранение традиций и обогащение культурного наследия;
— инфраструктурное обустройство территории;
— сохранение и обогащение природной среды жизни людей;
— реализация способностей и прав каждого человека.
Эти и другие интересы консолидируют деятельность людей посредством использования и развития местных материальных и социальных ресурсов на принципах самоуправления.
Местное сообщество является идеально направляемым и реально существующим образованием. Как идеальная сфера оно включает в себя совокупность идей, представлений, традиций, норм и ценностей, символически опосредующих взаимодействие системных и жизненных начал социального мира и налагающих культурные, нравственные ограничения на их длительное проявление. Как реальный феномен оно выступает в виде внешне выраженной структуры действий или отношений, ориентированных на поддержание продуктивного взаимообмена и устойчивого равновесия между ними. Каждый член сообщества непосредственно или опосредованно связан с другими его членами.
Идеальное местное сообщество — территориальная общность людей, осуществляющая свою жизнедеятельность в соответствии с интересами государства, встроенная в систему его стратегических целей и задач [19].
Местные сообщества в России зародились в традиционных сельских общинах и развивались в коллективных формах хозяйствования. Эта
95
тенденция сохраняется и в современных условиях в традиционных (исторически сложившихся) и новых коллективах. Среди традиционных можно отметить поселенческие общности, вернакулярные районы, коллективные сельскохозяйственные образования. Среди новых коллективов выделяются товарищества собственников жилья, муниципальные сообщества и т. д.
Традиционное представление о территории как субстанции для размещения и развития хозяйственных объектов и расселения населения активно дополняется ресурсным подходом. Территория воплощает определенный потенциал, включающий природные и социально-экономические ресурсы, разнообразные возможности жизнедеятельности людей. В зависимости от мощности и структуры территориального потенциала формируются местные сообщества, которые целенаправленно облагораживают территорию места жительства. Территория трансформируется в среду обитания местных сообществ, насыщаясь продуктами жизнедеятельности людей. По замечанию Б. Б. Родомана, «большие города. остаются не только важнейшими местами постоянного жительства, но и благоприятной ареной для достижения социального эффекта, получаемого благодаря всестороннему личному общению» [11, с. 44].
Саморазвитие сообществ, осуществляемое в ходе коэволюции с природой, сопровождается самосохранением, самовоспроизводством и самовосстановлением всех естественных процессов и явлений территории.
В результате антропогенных воздействий территория становится средой жизни местных сообществ. Она проникает в пространственную самоидентификацию человека, формирует чувство «своей территории», «своего места», «малой родины» [1; 15]. «Своя территория» обычно ассоциируется с понятием местности как части земной поверхности, включающей природные и общественные компоненты. Содержание понятия «местность» близко к содержанию понятия «антропогенный ландшафт». Компактная часть местности, отличающаяся от других частей качественными и/или количественными чертами, называется «местом». Место занимает участок территории, характеризующийся целостностью, однородностью, неделимостью. Место и территориальная совокупность смежных мест — местность — формируют базисную субстанцию местных сообществ. При этом реализуются позиционный принцип, функции места и давление места [5; 12]. С отдельными (уникальными) местами связано представление о вернакулярных районах, которые существуют в сознании людей как образы определенной территории, обладающей названием и специфическими качествами.
Явление вернакулярных районов в науке изучается с 60-х гг. XX в. Среди первых работ, получивших широкую известность, следует отметить исследования у. Зелински [24] и Р. Ностранда [23]. Отдельные элементы данного направления прослеживаются в работе К. Линча «Образ города» [4].
Территория становится вернакулярным районом, когда порождает такой сложный социальный феномен, как региональная идентичность — солидарность с земляками, обусловленная совместным проживанием
и соотнесением себя с определенной территорией. В результате выделения в сознании жителей вернакулярных районов происходит структуризация окружающей среды по критерию комфортности, территориальная самоорганизация и самоидентификация, интенсификация социальных процессов. Существование вернакулярных районов доказывает, что региональный миропорядок складывается не только из административно-политической организации регионов как субъектов Российской Федерации [3].
Возникновение вернакулярных районов является естественным результатом территориальной самоорганизации общества, его усложняющейся пространственной самоидентификации [3]. Создаваемый в процессе жизнедеятельности местных сообществ «неофициальный» образ района фиксирует в своем названии совокупность образов, мифов, стереотипов. Яркость «модуса» района формируется в сознании людей, проживающих как на его территории, так и вне его.
Местное сообщество как живой социальный организм всегда находится в движении, функционировании и развитии, осуществляемых в русле цивилизационного усложнения, социализации и информатизации. Исходным источником развития выступает активная жизнедеятельность людей, которая сопровождается расширением разнообразия их отношений с территорией и друг с другом. Углубление отношений происходит по нескольким направлениям.
Во-первых, местные сообщества активизируют деятельность по улучшению качества территории своего проживания. Создаваемые ими природно-технические системы облагораживают территорию, позволяют проживающему здесь населению эффективно использовать имеющиеся на территории ресурсы, соблюдая при этом экологические императивы поведения.
Во-вторых, человек, проживающий на территории, насыщается ее содержанием, впитывает в себя природные и иные закономерности, определяющие его сознание и модель поведения.
В-третьих, принадлежность людей к определенной местности (или месту) становится одной из главных предпосылок к консолидации их в местное сообщество.
В-четвертых, взаимоотношения местных сообществ и территории протекает под эгидой их взаимной социализации и гуманизации. Социализация — это процесс физического и духовного обогащения людей, интеллектуального и нравственного их совершенствования. Социализация личности и всего местного сообщества протекает взаимообу-словленно с социализацией территории. Территория как естественно-историческое образование обогащается экономическими, социальными, культурными, рекреационными и иными объектами. Она трансформируется в общественно-географическое образование, в котором часть природных компонентов замещается искусственными.
В процессе жизнедеятельности людей территория претерпевает количественные и качественные изменения. В ней отражаются и запечатлеваются пространственные действия местных сообществ. На террито-
97
98
рии протекают такие процессы, как концентрация и деконцентрация населения и производства, стягивание и диффузия продуктов жизнедеятельности людей. Они приводят к пространственной концентрации жизни людей на урбанизированной территории, деконцентрации и обезлюдиванию на руральной территории.
В городской местности организуются сообщества в форме административных районов, микрорайонов, товариществ собственников жилья и др. В городах сохраняются исторически сложившиеся и территориально локализованные вернакулярные районы с яркими именами. Например, в Перми продолжают существовать такие районы, как Разгуляй, Нагорный, Заимка, Бахаревка, Висим, Вышка-1, Вышка-2 и др. Они, сохраняя культурные ценности и архитектурное наследие, придают городу индивидуальность и определенный колорит. Вернакуляр-ный район формируется, когда представитель сообщества долгое время проживает на его территории. В результате территория вокруг осваивается и становится «внутренним содержанием», человек прочно ассоциирует себя с ней и с теми людьми (соседями), с которыми эту территорию проживания делит. Чувство территории проявляется в ощущении человеком «своего» места: «я дома, я у себя».
В отличие от городских сельские сообщества функционируют на территории с природной средой. Их отличает относительно низкая степень территориальной концентрации населения, преимущественно занятого сельскохозяйственным трудом, ограниченный набор видов трудовой деятельности, относительно высокая профессиональная и социальная однородность населения. В поселенческих сообществах и сельских вернакулярных районах сохраняется взаимосвязь населения с природными ритмами в процессе труда, быта и отдыха, в них наблюдаются доверительные межличностные отношения, самоконтроль и самодисциплина населения.
В процессе длительной коэволюции сельских сообществ и территорий сложился определенный характер их взаимоотношений, сформировался набор правил, требований и предпочтений, отражающих взаимодействие людей и «кормящего ландшафта». Устойчивый комплекс этих взаимоотношений часто обозначают понятием «сельская менталь-ность» [6]. Ментальность как коллективно-личностное образование отражает духовные ценности, глубинные психологические установки и долговременные стереотипы. Она выступает основой поведения и образа жизни сообщества, сохраняет духовную настроенность и мировосприятие селян и местных сообществ.
Пространственная величина государства, многонациональность и исторически сложившиеся отличия в экономическом развитии регионов России являются объективными условиями многообразия местных сообществ. Особенности территориального развития местных сообществ наиболее заметны на региональном уровне, что подтверждает экспертный анализ территории Пермского края, на которой организованы 8 городских округов, 40 муниципальных районов, 29 городских поселений, 260 сельских поселений (рис.).
99
Рис. Размещение населения муниципальных районов по территории Пермского края
Пермский край — один из самых крупных полиэтнических субъектов Российской Федерации. В регионе проживают представители 144 национальностей: русские, коми-пермяки, татары, башкиры, удмурты, марийцы, чуваши, украинцы, белорусы и др. Этническое многообразие способствует формированию полиэтнических сообществ, размещенных по территории всего края. В то же время в сельских населенных пунктах края существуют моноэтнические сообщества. Так, в Коми-Пермяцком округе сохранились коми-пермяцкие сообщества в населенных
пунктах Косинского, Кочёвского, Кудымкарского, Юсьвинского районов и одновременно русские сельские сообщества в Юрлинском районе [17]. Моноэтнические сообщества татар и башкир распространены в сельской местности Бардымского, Октябрьского, Куединского, Черну-шинского районов (но при этом необходимо отметить, что в Пермском крае сложилась уникальная этническая ситуация взаимопроникновения татарской и башкирской культур), коми-язьвенцев — в Краснови-шерском районе, марийцев — в Суксунском районе, русских — в Верещагинском, Сивинском, Оханском районах.
Отдельно необходимо выделить местные сообщества малочислен- ных народов, где политическая воля государства направлена на сохра-
100 нение этноса, его самобытной культуры. Местные сообщества коренных и малочисленных народов обычно располагаются на исконных землях своего проживания, и тогда они, как правило, наделены статусом муниципального образования. В случае утраты такой возможности малочисленные народы могут вливаться в другие местные сообщества, расселяясь на других территориях компактного проживания без статуса муниципального образования.
В сельской местности Пермского края наблюдаются существенные различия в локализации местных сообществ. Они в значительной степени связаны с природно-климатическими, геоморфологическими, почвенными и иными территориальными условиями. Так, суровый температурный режим и заболоченность почв обусловили слабое заселение севера. Горный рельеф восточной части в сочетании с довольно суровым климатом выступает главной причиной почти полного отсутствия здесь сельского населения. Своеобразие водного режима — одно из условий формирования густозаселенного запада и юго-востока края [6].
Наиболее редкая сеть сельских поселений сложилась в таежной зоне на севере края. Так, в Гайнском районе на огромной территории в 14,9 тыс. км2 функционируют всего 7 сельских поселений. В Чердын-ском районе на площади в 20,8 тыс. км2 находятся 2 городских и 6 сельских поселений, в Красновишерском районе на площади в 19,4 тыс. км2 размещены всего 1 городское и 4 сельских поселения.
Крайне низкая степень локализации сельских поселений наблюдается на территории депрессивного Кизеловского угольного бассейна. В Кизеловском районе сохранились лишь 6 сельских населенных пунктов, в Гремячинском районе — 5.
Наиболее высокая степень локализации местных сообществ отмечается на территории сельской местности в центральной и южной частях края. Так, в Пермском муниципальном районе на территории 3,8 тыс. км2 сконцентрировано 17 сельских поселений, в Кунгурском районе на территории 4,4 тыс. км2 — 19, в Бардымском на площади 2,4 тыс. км2 — 12, в Чернушинском на площади 1,7 тыс. км2 — 14.
Территориальное разнообразие местных сообществ дополняется совокупностью вернакулярных районов, сохраняющих колорит ландшафтной самобытности и житейских традиций сельской местности. Примерами таких районов могут служить Острожское поселение в Оханском муниципальном районе, Ножовское поселение в Частинском районе, Ключевское поселение в Суксунском районе и др.
Наиболее высокая территориальная локализация и концентрация местных сообществ характерна для городской местности. Особенно ярко это проявляется в центре края — г. Перми, для которой характерны самая высокая плотность населения, достигающая 1240 чел. на км2, и разнообразие его этнического состава, а также форм организации местных сообществ. В городе функционируют 7 административных районов, включающих разноформатные микрорайоны, часть которых можно отнести к категории вернакулярных, например Заозерье, Гайва, Лёвшино, Верхняя Курья, Запруд, Висим, Костарево, Ераничи, Баха-ревка, Заостровка и т. д.
В постсоветский период в Перми, как и в других городах, появились новые формы местных сообществ: товарищества собственников жилья 101 (ТСЖ) и управляющие компании. Объединяющим началом этих сообществ выступают:
— единство местожительства;
— общность интересов;
— система управления.
Организация этих форм уже приносит позитивные результаты, которые проявляются в улучшении отношений между людьми, повышении комфортности мест общего пользования, благоустройстве придомовых и дворовых территорий, оптимизации самоуправления и управления местными сообществами.
Мощный фактор регулирования жизнедеятельности и консолидации людей — управление местными сообществами и особенно самоуправление. Управление способствует укреплению социально-структурной и территориальной организации сообществ, сбалансированию процессов жизнеобеспечения людей, улучшению среды жизнеобита-ния, достижению поставленных целей.
Основной формой регулирования жизнедеятельности местных сообществ является местное самоуправление. Местное самоуправление — это организационное регулирование процессов социально-экономического развития сообществ гражданами, проживающими в данном сообществе, или избираемыми ими местными органами. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно Конституции РФ, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Местное самоуправление играет особую роль в становлении гражданского общества в России, будучи одновременно и механизмом формирования такого общества, и его неотъемлемой составной частью. Включение членов местного сообщества в процесс принятия общественно значимых решений является одним из механизмов реального осуществления власти народа и демократических принципов. Именно в местном сообществе начинают формироваться признаки государственного образования, закладываются основы понимания социальной природы человеческих отношений, реализуется внутренняя способность к саморазвитию сложных динамических территориальных образований.
Организационная структура и компетенции местного самоуправления во всех регионах Российской Федерации были сформированы на основе федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [21]. Организационная структура местного самоуправления включает две ветви власти: представительскую (законодательную) и исполнительную. Главным должностным лицом является глава муниципалитета.
Особенностью местного самоуправления стала новая территориальная таксономия и расширительная компетенция властных структур. Выделяются пять типов муниципальных образований: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ и внутригородская территория города федерального значения. При этом наблюдается расширенная комбинация городских и сельских поселений и достаточно полный круг полномочий местных органов власти.
Местное самоуправление сфокусировано на формировании территориальных общностей людей, благоприятной среды для проживания населения и функционирования хозяйственных объектов всех форм собственности [19]. Это власть населения, которая обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения исходя из интересов проживающих здесь людей с учетом местных традиций [18, с. 52].
Последние годы ознаменовались появлением в городской местности новых форм местного самоуправления: ТСЖ и управляющая компания. ТСЖ — это некоммерческая организация, которая создается собственниками квартир в многоэтажных домах и реализует коллективные интересы по улучшению мест общего пользования и прилегающей территории. управляющие компании — это уже коммерческие организации, которые оформлены как юридические лица. Они предоставляют компактно проживающему населению услуги по управлению объектами и их содержанию на возмездной основе. управляющие компании создают условия для поддержания санитарного состояния, занимаются благоустройством территории, проводят ремонтные работы и т. д.
Кроме того, в городских и сельских поселениях существует такая форма, как территориальное общественное самоуправление (ТОС). Оно формируется по инициативе населения, проживающего на компактной территории, и решает задачи по улучшению среды жизни людей. Органы территориального общественного самоуправления представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории с использованием средств местного бюджета. В Перми по состоянию на 1 января 2018 г. функционируют 102 ТОС в различных микрорайонах [22].
Ключевым понятием, охватывающим объективную взаимосвязь между социальными группами и территорией, является местное сооб-
щество. Местное сообщество — это исторически сложившаяся и находящаяся в непрерывном развитии устойчивая совокупность людей, между которыми сложились многочисленные связи и отношения, а также территориальная среда жизнедеятельности населения. Принадлежность людей к определенной территории стала необходимым условием консолидации их в местное сообщество. Межличностные связи и доверительные отношения существенно укрепляются за счет взаимодействия людей в процессе совместного использования территории, ресурсов, инфраструктуры. Территориальная обусловленность жизнедеятельности людей в составе местных сообществ должна учитываться в системе местного самоуправления. Поэтому сотрудники управляющих структур обязаны обладать глубокими знаниями о процессах территориальной организации общества и особенностях функционирования разных форм территориальных общностей людей.
Список литературы
1. Анимица Е. Г., Шарыгин М. Д. Территориальная общность людей как объект местного самоуправления // Территория и общество. Пермь, 1998. С. 8 — 17.
2. Глезер О. Б., Бородина Т.Л., Артоболевский С. С. Муниципальное и административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации // Региональное развитие и региональная политика России в переходный период. М., 2011. С. 241 — 264.
3. Казакова Г. М. «Вернакулярный район» как условие интенсификации социальных процессов // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 57—65.
4. Линч К. Образ города. М., 1982.
5. Минц А. А., Преображенский В. С. Функция места и ее изменения // Известия АН СССР. Сер. геогр. 1970. № 6. С. 141 — 149.
6. Мичурина Ф. З. Сельское расселение. Ч. 2 : Региональный анализ развития и политика регулирования. Пермь, 1998.
7. Мичурина Ф. З., Теньковская Л. И., Мичурин С. Б. Устойчивое развитие сельских территорий : учеб. пособие. Пермь, 2016.
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1973.
9. Пузанов К. А. Стереотипы внутригородских районов // Вестник Московского университета. Сер. 5 : Геогр. 2012. № 2. С. 13 — 18.
10. Пузанов К. А. Территориальные границы городских сообществ // Социология власти. 2013. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/territorialnye-granitsy-gorodskih-soobschestv (дата обращения: 15.01.2018).
11. Родоман Б. Б. Территориальные ареалы и сети. Смоленск, 1999.
12. Смирнягин Л. В. О региональной идентичности // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях : матер. 4 Конвента РАМИ : в 10 т. М., 2007. Т. 2 : Идентичность и суверенитет: новые подходы к осмыслению понятий. С. 81 — 107.
13. Столбов В. А., Шарыгин М. Д. Поведенческая география. Пермь, 2009.
14. Стрелецкий В. Н. Культурный регионализм: сущность понятия, проблемы изучения и система индикаторов // Псковский регионологический журнал. 2012. № 14.
15. Трофимов А. М., Шарыгин М. Д. Территориальность, сфера жизнедеятельности и формирование общественных систем // Территория и общество. Пермь, 1992. С. 4—11.
16. Феномен культуры в российской общественной географии: экспертные мнения, аналитика, концепты / под ред. А. Г. Дружинина, В. Н. Стрелецкого. Ростов н/Д, 2014.
17. Чеботкова А.Д., Шарыгин М.Д. Население Коми-Пермяцкого округа (уровень, качество и образ жизни). Кудымкар, 2012.
18. Шарыгин М. Д. Местное самоуправление: проблемы территориальной организации и иерархизации // Вестник Росийского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 3. С. 51 — 53.
19. Столбов В. А., Шарыгин М. Д. Теоретико-методологические основы общественно-географического изучения проблем местного самоуправления // Вестник Ассоциации географов-обществоведов. 2012. № 1. С. 49 — 56.
20. Шарыгин М. Д. Территориальное управление и планирование. 2-е изд.
104 Пермь, 2014.
21. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон № 131-Ф3 от 6 октября 2003 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
22. Территориальное общественное самоуправление // Офиц. сайт Пермской городской думы. URL: http://duma.perm.ru/%D1%81ompetitions/territorial_ public_self/ (дата обращения: 22.01.2018).
23. Homelands: A Geography of Culture and Place across America / еd. by R. L. Nost-rand, L.E. Estaville. Baltimore ; L., 2001.
24. Zelinsky W. Cultural Geography of the United States. N. Y., 1992.
Об авторах
Михаил Дмитриевич Шарыгин — д-р геогр. наук, проф., Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия.
E-mail: [email protected]
Константин Сергеевич Осоргин — асп., Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия.
E-mail: [email protected]
The authors
Prof. Mikhail D. Sharygin, Perm State National Research University, Russia. E-mail: [email protected]
Konstantin S. Osorgin, PhD Student, Perm State National Research University, Russia.
E-mail: [email protected]