ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Научная статья УДК 37.013.43 doi: 10.17223/19996195/65/5
Типология культур Геерта Хофстеде как научная основа педагогического взаимодействия с зарубежными студентами
Константин Эдуардович Безукладников1 Михаил Николаевич Новоселов2
12 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Пермь, Россия,
1 konstantin. [email protected]
Аннотация. Рассмотрена актуальная проблема повышения эффективности педагогического взаимодействия с зарубежными студентами, носителями разных культур в образовательном пространстве педагогического вуза. В общественных и гуманитарных науках, переживших множество кризисов и парадигмальных сдвигов, исторически сложились разные подходы к определению категории «культура», учитывая ее многочисленные формы и проявления. Определенные трудности представляют количественные методы исследования такого феномена, как «культура». Решение было предложено нидерландским психологом и социологом Геертом Хофстеде, который долгое время работал в IBM глобальной многонациональной корпорации с офисами и представительствами по всему миру, много путешествовал и проводил исследования сотрудников компании на разных должностях в разных странах. Гипотеза исследования Хофстеде заключалась в том, что потенциальные культурные различия сотрудников компании могли в средне- и долгосрочной перспективе повлиять на финансовые показатели такой крупной транснациональной корпорации, как IBM. Хофстеде определил культуру как коллективное программирование разума, которое отличает членов одной группы или категорий людей от других.
Ученый выдвинул идею о «культурных измерениях» (cultural dimensions) или особых культурных параметрах, основанных на ценностях, вокруг которых организована национальная культура. Культурные измерения Хофстеде стали основой одной из типологий культур. Для определения основных факторов поведения человека в организации исследователь в качестве опоры предложил использовать следующие параметры-континуумы, отражающие такие характеристики поведения, как индивидуализм - коллективизм; дистанция власти (степень участия в принятии решений, касающихся всех); приемлемость неопределенности; мужественность - женственность (маскулинность - феминность); временной горизонт ориентации на будущее (короткий - длинный).
Рассмотрен такой культурный параметр, представляющий актуальность для нас в контексте планирования и организации индивидуальной и групповой работы с зарубежными студентами, как «индивидуализм - коллективизм». Дано научное объяснение этому параметру, представлены подходы отечественных и за-
© К.Э. Безукладников, М.Н. Новоселов, 2024
рубежных исследователей к его определению и измерению, освещены особенности «коллективистских и индивидуалистских культур», выявлены закономерности и взаимосвязи между принадлежностью студента к определенной культуре и особенностями его стиля учения и обучения. Представленные особенности стали основой для разработки методических рекомендаций при работе с зарубежными студентами с целью повышения эффективности педагогического взаимодействия с ними. В индивидуалистических культурах наивысшими ценностями являются независимость и уверенность в себе. Отмечаются индивидуальные достижения в отличие от достижений группы. Наблюдается вполне предсказуемый акцент на личности. Представители коллективистских культур ценят групповую гармонию. Группа имеет первостепенное значение. Любое индивидуальное достижение будет отмечено как достижение всей группы, поскольку члены группы (семья, коллектив и т.д.) сыграли в этом определенную роль.
В Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете сложилась обширная практика работы с зарубежными студентами (Республика Казахстан, Китайская Народная Республика). Студенты обучаются на всех факультетах, уровнях (бакалавриат и магистратура), различных направлениях подготовки. Сотрудниками кафедры методики преподавания иностранных языков с опорой на исследования Хофстеде были значительно пересмотрены и внедрены методы, приемы и формы работы с учетом научных положений.
Приведен сравнительный анализ культур России, КНР, Казахстана, который стал возможным благодаря онлайн-инструментам, разработанным Геертом Хофстеде. Инструменты значительно расширяют возможности педагогической диагностики при работе с зарубежными студентами. Значимостью работы Хофстеде является то, что «культурные измерения» позволяют в определенной степени использовать математические количественные методы исследования такого «абстрактного» феномена, как культура, получать более достоверные данные для психолого-педагогических изысканий, сравнивать различные национальные культуры, лучше понимать ценности разных стран, более эффективно выстраивать взаимодействие с зарубежными студентами.
Ключевые слова: типология культур, педагогическое взаимодействие, педагогический университет, зарубежные студенты, педагогическая диагностика, психология
Для цитирования Безукладников К.Э., Новоселов М.Н. Типология культур Герта Хофстеде как научная основа педагогического взаимодействия с зарубежными студентами // Язык и культура. 2024. № 65. С. 99-113. doi: 10.17223/19996195/65/5
Original article
doi: 10.17223/19996195/65/5
Geert Hoftede's cultural dimensions as a scientific foundation of pedagogical interaction with foreign students
Konstantin E. Bezukladnikov1, Mikhail N. Novoselov2
12 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia
1 konstantin. [email protected]
Abstract. This article is devoted to the urgent problem of improving the effectiveness of pedagogical interaction with foreign students, speakers of different cultures in
the educational environment of a pedagogical university. In the social sciences and humanities, having experienced many crises and paradigm shifts, historically there have been different approaches to the definition of the category "culture", taking into account its many forms and manifestations. Quantitative methods of studying such a phenomenon as "culture" present certain difficulties. The solution was proposed by Dutch psychologist and sociologist Geert Hofstede, who worked for a long time at IBM, a global multinational corporation with offices and subsidiaries around the world, traveled a lot and conducted research on company employees in different positions in different countries. The hypothesis of Hofstede's research was that the potential cultural differences of the company's employees could, in the short and long term, affect the financial performance of such a large multinational corporation as IBM. Hofstede defined culture as the collective programming of the mind that distinguishes members of one group or category of people from others. The scientist put forward the idea of "cultural dimensions" or special cultural parameters based on the values around which the national culture is organized. Hofstede's Cultural dimensions have become the basis of one of the typologies of cultures. To determine the main factors of human behavior in an organization, the researcher suggested using the following parameters as a support - continuums reflecting such characteristics of behavior as individualism - collectivism; power distance (degree of participation in decision-making concerning everyone); uncertainty avoidance; masculinity - femininity (masculinity - femininity); short and long - term orientation (short - long).
One of the cultural parameters is considered in detail in the article. Such a cultural dimension (parameter), which is relevant for our work in the context of planning and organizing individual and group work with foreign students, is the index continuum "individualism - collectivism". The scientific explanation of this parameter is given, the approaches of domestic and foreign researchers to its definition and measurement are presented. The study highlights the features of "collectivist and individualist cultures". The regularities and interrelations between the student's belonging to a certain culture and the peculiarities of his teaching and learning style are revealed. The presented features became the basis for the development of methodological recommendations when working with foreign students in order to increase the effectiveness of pedagogical interaction with them. In individualistic cultures, the highest values are independence and self-confidence. Individual achievements are noted, in contrast to the achievements of the group. There is a predictable emphasis on personality. Representatives of collectivist cultures value group harmony. The group is of paramount importance. Any individual achievement will be marked as an achievement of the whole group, since the members of the group (family, collective, etc.) played a certain role in this.
Perm State Humanitarian Pedagogical University has an extensive practice of working with foreign students (Republic of Kazakhstan, People's Republic of China). Students study at all faculties, levels (bachelor's and master's degree), various areas of training. The staff of the Department of Foreign Language teaching methods basing on Hofstede's research have significantly revised and implemented methods, techniques and forms of work taking into account scientific provisions.
The article presents a comparative analysis of the cultures of Russia, China, Kazakhstan, which became possible due to online tools developed by Geert Hofstede. The authors of the article introduce readers to these tools, which significantly expand the possibilities of pedagogical diagnostics when working with foreign students.
The significance of Hofstede's research is that "cultural dimensions" allow to a certain extent to use mathematical quantitative methods of studying such an "abstract" phenomenon as culture, to obtain more reliable data for psychological and pedagogical research, to compare different national cultures, to better understand the values of different countries and more effectively build interaction with foreign students.
Keywords: typology of cultures, pedagogical interaction, pedagogical university, foreign students, pedagogical diagnostics, psychology
For citation: Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N. Geert Hoftede's cultural dimensions as a scientific foundation of pedagogical interaction with foreign students. Language and Culture, 2024, 65, рр. 99-113. doi: 10.17223/19996195/65/5
Культура чаще является источником конфликта, чем синергии. Культурные различия в лучшем случае являются помехой, а часто и катастрофой [1].
Введение
В общественных и гуманитарных науках, переживших множество кризисов и парадигмальных сдвигов, исторически сложились разные подходы к определению категории «культура», учитывая ее многочисленные формы и проявления. Очевидным остается факт, что «культура» как научный феномен трудно поддается количественной оценке и анализу. Противоречия возникают и в подходах к определению культурных различий. Достаточно легко, на первый взгляд, различать культуры на основе таких атрибутов, как язык, религия, национальная идентичность, однако две культуры, которые обладают общими характеристиками, могут сильно отличаться во многих других отношениях и по другим параметрам.
Например, в Мексике и Италии преобладают римско-католические общины, но означает ли это, что оба государства находятся в одном и том же культурном контексте, а Мексика разделяет одну и ту же культуру с Италией? Таким образом, не всегда представляется возможным поместить культуру в четкие границы с набором заданных определенных характеристик, потому что она меняется. В этой логике необходимо мыслить о культуре как о неком континууме или целом наборе континуумов.
Такой подход к осмыслению культуры был предложен Геертом Хо-фстеде, нидерландским психологом и социологом, который долгое время работал в IBM глобальной многонациональной корпорации с офисами и представительствами по всему миру, много путешествовал и проводил исследования сотрудников компании на разных должностях в разных странах. В своей работе он использовал данные опросника сотрудников, уделяя особое внимание поведению персонала на рабочем месте в многонациональной организации. Углубленный анализ полученных данных позволил ученому выявить ряд культурных закономерностей, учет которых дал возможность IBM значительно повысить эффективность бизнес-процессов в разных культурных контекстах. Гипотеза исследования Хо-фстеде заключалась в том, что потенциальные культурные различия сотрудников компании могли в средне- и долгосрочной перспективе повлиять на финансовые показатели такой крупной транснациональной корпорации, как IBM. У Хофстеде был фундаментальный интерес к тому, как
культурная ситуация может влиять на межличностные отношения и поведение человека в организации. Также его интересовал вопрос: как межкультурное взаимодействие, основанное на межкультурном взаимопонимании, может оказывать влияние не только на межличностные отношения, но и эффективность организации в целом?
Методология исследования
Хофстеде определил культуру «как коллективное программирование разума, которое отличает членов одной группы или категорий людей от других» [1]. Ученый выдвинул идею о «культурных измерениях» (cultural dimensions) или особых культурных параметрах, основанных на ценностях, вокруг которых организована национальная культура. Изначально были определены четыре «измерения», но по мере продолжения исследования, которое длилось десятилетия, список расширялся и дополнялся. В дальнейшем «культурные измерения» Хофстеде стали основой одной из типологий культур. Результаты исследований Хофстеде представляются актуальными в современных условиях, активно используются в различных организациях и областях, где существует потребность в организации взаимодействия между представителями разных культур [2, 3].
Для определения основных факторов поведения человека в организации исследователь предложил использовать следующие параметры-континуумы, отражающие такие характеристики поведения, как:
- индивидуализм - коллективизм;
- дистанция власти (степень участия в принятии решений, касающихся всех);
- приемлемость неопределенности;
- мужественность - женственность (маскулинность - фемин-ность);
- временной горизонт ориентации на будущее (короткий - длинный) [1].
Также Геерт Хофтеде разработал инструмент (веб-сайт), который позволяет проводить в режиме онлайн параллельные сравнения стран в соответствии с их культурными аспектами (https://geert-hofstede.com/ countries.html) [1].
В контексте настоящего исследовании рассмотрим одно из культурных измерений, применимых к практике работы образовательного учреждения, которые можно использовать в качестве основы педагогического взаимодействия с зарубежными студентами - представителями разных национальностей и культур в пространстве вуза как многонациональной организации, выборе форм взаимодействия, организации разных форм деятельности (индивидуальной, групповой и т.д.).
Таким культурным измерением (параметром), представляющим актуальность для нашей работы в контексте планирования и организации индивидуальной и групповой работы с зарубежными студентами, является индекс-континуум «индивидуализм - коллективизм».
С позиции психологии «индивидуализм - коллективизм» - это более «сложный вариант» или способ просто сказать «я» или «мы». Однако две крайности поведения весьма четко очерчивают противоположные ценности относительно роли личности в культуре и обществе [4].
Различные исследователи предпринимали попытки дать научное объяснение этим аспектам поведения. Масакадзу определяет современный индивидуализм как «взгляд на человечество, который оправдывает внутренние убеждения и одностороннее самоутверждение, а также основанную на них конкуренцию» [5].
Напротив, Хофстеде предполагает, что «в коллективистской культуре интересы группы преобладают над интересами индивида. Люди объединяются в сильные, сплоченные группы, которые продолжают защищать на протяжении всей жизни в обмен на беспрекословную лояльность» [6].
Таким образом, «индивидуализм - коллективизм» гораздо сложнее, чем просто «я» и «мы». Это измерение в большей степени связано с особым фокусом на то, как определяется «самость».
В индивидуалистических культурах наивысшими ценностями являются независимость и уверенность в себе. Отмечаются индивидуальные достижения в отличие от достижений группы. Наблюдается вполне предсказуемый акцент на личности. Этот тип культуры преобладает в таких странах, как США, Великобритания, Австралия. Распределение культур по параметру-индексу от 0 до 100 «индивидуализм - коллективизм» в мире представлено на рис. 1 (скриншот сайта Геерта Хофстеде). Чем выше показатель индивидуализма в культуре, тем темнее цвет страны на карте. По словам Хофстеде, «индивидуализм» вовсе не означает «эгоизм» или «закрытость». Просто каждый представитель культуры четко осознает «свое место в этой жизни» [3]. Графическое распределение стран по параметру «индивидуализм - коллективизм» представлено на рис. 2.
Представители коллективистских культур ценят групповую гармонию. Группа имеет первостепенное значение. Любое индивидуальное достижение будет отмечено как достижение всей группы, поскольку члены группы (семья, коллектив и т.д.) сыграли в этом определенную роль. Например, зачисление студента в университет может быть понято как результат коллективных усилий родителей, бабушек, дедушек и др.
Рис. 1. Распределение культур по параметру «индивидуализм - коллективизм»
Рис. 2. Графическое распределение стран по параметру «индивидуализм - коллективизм»
Глубоким анализом работ Хофстеде и воплощением их положений и выводов на практике занимаются отечественные исследователи в области менеджмента организаций, где в штате состоят зарубежные сотрудники - представители разных культур. Особое внимание этим вопросам уделяется в Государственном университете управления.
Обратимся к исследованию К.Э. Оксинойда. В статье «Типология организационных культур Герта Хофстеда» автор провел компаратив-
ный анализ индивидуалистических и коллективистских культур и детально описал психологические особенности их представителей [6]. Интерпретированные в контексте нашего исследования данные представлены в таблице. Данные могут быть применимы к практике работы вузов с зарубежными студентами.
Состав и различия индикаторов по параметру «индивидуализм - коллективизм»
Страны с высокими значениями параметра «коллективизм» Страны с высокими значениями параметра «индивидуализм»
Эмоциональная зависимость от организации Эмоциональная независимость от организации
Преобладают моральные обязательства в отношениях с организацией Преобладает трезвый расчет в отношениях с организацией
Студенты считают социально менее приемлемым преследовать собственные цели, не заботясь о других Студенты считают социально приемлемым преследовать собственные цели, не заботясь об остальных
Групповые решения более привлекательны, чем индивидуальные Индивидуальные решения более привлекательны, чем групповые
Студенты ориентируются в жизни на веление долга Студенты ориентируются на радости жизни
Индивидуальная инициатива осуждается обществом: фатализм Индивидуальная инициатива поощряется обществом
Большая уступчивость в ответ на вопрос о значимости Меньшая уступчивость в ответ на вопрос о значимости
Студенты рассуждают в терминах «свой -чужой»: партикуляризм Студенты рассуждают в общих терминах: универсализм
Социальные отношения определяются принадлежностью к своей или чужой группе Люди испытывают потребность в личных дружеских отношениях
Более длительный период ученичества Менее длительный период ученичества
Преобладание традиционных способов времяпрепровождения Преобладание современных способов времяпрепровождения
Учет указанных психологических особенностей, при понимании, к какой культуре принадлежит студент, может существенно снизить количество потенциальных конфликтных ситуаций при организации взаимодействия между зарубежными студентами - представителями разных культур, способствовать более эффективному отбору форм такого взаимодействия (индивидуальных, групповых) и повысить его качество.
Исследование и результаты
Сказанное актуализирует вопрос разработки или дополнения существующего в практике деятельности вузов диагностического инструментария, направленного не только на получения предметных данных по зарубежным студентам (уровень знаний по дисциплине), но и выявления их культурных особенностей. Научной основой для такой работы могут
стать типология Хофстеде и доступные онлайн-инструменты, разработанные исследователем и находящиеся в открытом доступе.
Например, преподавателю необходимо выстроить взаимодействие со студентами из Узбекистана, России, Китая, которые обучаются по одному направлению подготовки. В контексте цифровой трансформации образования, используя онлайн-инструмент Хофстеде, преподаватель может получить данные об интересующей его культуре-стране в режиме онлайн (сайт Хофстеде), наведя курсор на страну на интерактивном глобусе, провести сравнительный анализ культур, выявить степень принадлежности студентов к той или иной культуре по заданным культурным параметрам-измерениям, в нашем случае «индивидуализм» (по шкале от 0 до 100, где показатель, приближенный к 100, отражает самую высокую степень принадлежности культуры к параметру), и отобрать наиболее эффективную форму взаимодействия с преобладанием индивидуальной или групповой работы в контексте нашего исследования [7, 8]. Пример такого анализа в режиме онлайн представлен на рис. 3. На рисунке приведен пример с Бразилией, где индекс «индивидуализма» по шкале составляет 38. Аналогичную информацию можно получить по другим странам.
Hofstede's Globe
Display any dimension of culture on a revolving globe. Determine your perspective by using a touchscreen, or toggle to a world map (top right). A special case is the world map for two dimensions: Power distance PDI / Uncertainty avoidance UAI (giving market - machine - family - pyramid quadrants; see chapter 9 of Cultures & Organizations). Feel free to use Hofstede's Globe for non-commercial purposes. For commercial usage, contact Geert Hofstede bv.
Validated scores?
"Only valdates scores" gives you the "official" country scores from studies that we consider valid. If you undick it, you also get scores for all other countries. These are Gert Jan's guesstimates. Although I (GJ) created them with care, do not use them in research!
Select a dimension: individualism **
Q Only validated scores Download data
Рис. 3. Показатель индекса «индивидуализм» в Бразилии
В Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете сложилась обширная практика работы с зарубежными студен-
тами (Республика Казахстан, Китайская Народная Республика). Студенты обучаются на всех факультетах, уровнях (бакалавриат и магистратура), различных направлениях подготовки. Сотрудниками кафедры методики преподавания иностранных языков с опорой на исследования Хо-фстеде были значительно пересмотрены и расширены методические рекомендации по организации взаимодействия с такими студентами, в практику преподавания дисциплин, закрепленных за кафедрой, внедрены методы, приемы и формы работы с учетом этих положений. Анализ трудов Хофстеде обогатил и позволил по-новому взглянуть и дополнить принципы дифференцированного обучение, применимые к зарубежным студентам.
Пересмотрено и дополнено содержание курса «Психология» для иностранных студентов. В обязательную часть также включены разделы, связанные с изучением работ Хофстеде и «измерений культуры», ознакомление с аналитическим инструментарием. Студенты учатся проводить компаративный анализ своих культур в соотнесении с нашей. Это приводит к лучшему пониманию нашей культуры, повышает взаимопонимание и эффективность взаимодействия между российскими и зарубежными студентами, способствует интеграции иностранцев в студенческий коллектив вуза, качественной адаптации, позволяет избежать маргинализации, снижает риск культурных и этнических конфликтов, способствует более эффективному усвоению содержания обучения.
Приведем некоторые методические рекомендации и пример работы с зарубежными студентами из курса «Психологии».
Такими рекомендациями являются:
1. Систематическое и целенаправленное изучение культурных особенностей и разнообразия языкового профиля студентов. Анализ стиля учения. Дальнейшее использование полученной информации в адаптивном планировании образовательного процесса, направленного на удовлетворение конкретных индивидуальных образовательных потребностей, путем разработки адекватных учебных заданий и средств обучения.
2. Развитие профессионального «самопознания» и постоянная рефлексия со стороны педагога. Анализ и распознавание собственных культурных предубеждений и стереотипов, которые могут отразиться и стать доминирующими в стиле преподавания. Анализ собственных ожиданий в отношении отдельных студентов или групп. Необходимая коррекция собственного поведения.
3. Глубокое знание учебной программы. Умение отбирать значимое для всех студентов содержание, выявлять понятия и разделы, которые могут иметь разные интерпретации или отсутствовать в разных культурах и, соответственно, отражаться на восприятии и освоении программы разными студентами-представителями разных культур [9].
4. Постоянная обратная связь. Использование инструментов «формирующего» оценивания, адекватных культурным различиям и языковым профилям студентов.
5. Постоянное взаимодействие с коллегами, которые работают с одной и той же группой студентов. Создание культуры «дифференциации» в образовательном пространстве всего вуза [10-13].
Указанные рекомендации были учтены при отборе содержания курса психологии. Раздел «Socio-cultural approach to understanding behav-ior» был пересмотрен и дополнен тематическими разделами «Cultural origins of behavior» и «Cultural influences on individuals», где подробно рассматриваются культурные измерения и типология Хофстеде. После ознакомления со стимульным материалом (презентацией) и вопросами студенты с интересом работали с онлайн-ресурсом Хофстеде, анализировали разные культуры, размышляли над тем, как полученные данные могут быть использованы в их дальнейшей профессиональной и академической траектории. Студенты из КНР с удивлением обнаружили, что многие особенности (отношение к работе в группе, выполнение инструкций, уважительное отношение к лектору и т.д.) поддаются объяснению с позиции культурных измерений, хотя большая часть из них думала по-другому. Данные представлены на рис. 3.
Сравнительный анализ культурных измерений КНР и России по шести указанным ранее параметрам в цифровом выражении представлен на рис. 5. Интерес вызывает сравнительный анализ трех культур (Россия, КНР, Республика Казахстан). Данные, представленные на рис. 6, могут быть интерпретированы и использованы педагогами в процессе взаимодействия, выборе форм деятельности и организации самостоятельной работы (индивидуально, группы) с зарубежными студентами.
Our website stores cookies on your computer. They are used to collect information about how you interact with our website and allow us to remember you. We use this information in order to improve and customize your browsing experience and for analytics and metrics about our visitors both on this website and other
Рис. 4. Особенности измерений культуры КНР
Рис. 5. Сравнительный анализ культур России и КНР
Рис. 6. Сравнительный анализ культур России, КНР, Республики Казахстан
На рис. 6 видно, что по индексу «индивидуализм» российские и китайские студенты находятся на одном уровне 20 (второй показатель слева). Таким образом, между ними возможно организовать качественное взаимодействие при работе в группе. Напротив, уровень индивидуализма у студентов из Казахстана значительно выше. В этой ситуации педагогу следует учитывать данный аспект и заранее продумывать иные формы эффективного взаимодействия [14].
Заключение
Значимостью исследований Хофстеде является то, что «культурные измерения» позволяют в определенной степени использовать математические количественные методы исследования такого «абстрактного» феномена, как культура, получать более достоверные данные для психолого-педагогических исследований, сравнивать различные национальные культуры, лучше понимать ценности разных стран, более эффективно выстраивать взаимодействие с зарубежными студентами.
Список источников
1. Геерт Хофстеде: [сайт]. URL: https://www.hofstede-insights.com/ (дата обращения: 06.09.2023).
2. Коротаева Е.В. Педагогическое взаимодействие : учеб. пособие для вузов. М. : Юрайт, 2023. 223 с. (Высшее образование). URL: https://urait.ru/bcode/515650 (дата обращения: 04.09.2023).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. URL: https://fgos.ru/FGOS/standart_pdf.php?id=1147 (дата обращения: 04.09.2023).
4. Markus H.R., Kitayama S. Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation // Psychological Review. 1991. № 98 (2). Р. 224-253. doi: 10.1037/0033-295X.98.2.224
5. Jandt F.E. An Introduction to Intercultural Communication: Identities in a Global Community. SAGE Publications, 2012.
6. Оксинойд К.Э. Типология организационных культур Герта Хофстеде. URL: https://www.cfin.ru/management/people/culture/Hof-stede.shtml?ysclid=lmnbrqndy0134062267 (дата обращения: 06.09.2023).
7. Безукладников К.Э., Вахрушева О.В. Электронное обучение как способ оптимизации образовательного процесса по иностранному языку в военном вузе в контексте цифровой трансформации образования // Язык и культура. 2022. № 58. С. 128-149.
8. Прохорова А.А., Безукладников К.Э., Безукладников В.К. Лингвоцифровая компетенция как ключевой компонент функциональной грамотности // Иностранные языки в школе. 2023. № 1. С. 15-22.
9. Сафонова В.В. Межкультурный диалог; методический вызов, проблемы и перспективы развития в языковой педагогике // Языки в современном мире : материалы Х Междунар. конф. М. : КДУ, 2012. С. 48-59.
10. Безукладников К.Э. XXXII ежегодная международная конференция «Язык и культура» // Иностранные языки в школе. 2022. № 8. С. 93-96.
11. Тарева Е. Г. Система культуросообразных подходов к обучению иностранному языку // Язык и культура. 2017. № 40. С. 302-320.
12. Powell W., Kusuma-Powell O. Making the difference: Differentiation in International Schools. Kuala Lumpur : EAF Press, 2008.
13. Toliboboeva S.J. Teaching intercultural communication in English // Science and Education. 2020. № 1 (Special Issue 2). P. 152-156.
14. Новоселов М.Н. Формирование фоновых знаний у студентов вуза в условиях уров-невого образования при обучении иностранному языку профессионального общения// Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: http://www.science-education.ru/111-10121.
References
1. Geert Hofstede [website]. URL: https://www.hofstede-insights.com/ (Accessed: 06.09.2023).
2. Korotaeva E.V. (2023) Pedagogicheskoe vzaimodejstvie: ucheb. posobie dlya vuzov [Pedagogical interaction: textbook for universities]. M.: Yurajt. 223 p. URL: https://urait.ru/bcode/ 515650 (Accessed: 04.09.2023).
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya [Federal state educational standard of higher education]. URL: https://fgos.ru/FGOS/standart_pdf.php? id=1147 (Accessed: 04.09.2023).
4. Markus H.R., Kitayama S. (1991) Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation // Psychological Review. 98 (2). pp. 224-253. doi: 10.1037/0033-295X.98.2.224
5. Jandt F.E. (2012) An Introduction to Intercultural Communication: Identities in a Global Community. SAGE Publications.
6. Oksinojd K.E. Tipologiya organizacionnyh kul'tur Gerta Hofstede [Geert Hofstede's typology of organizational cultures]. URL: https://www.cfin.ru/management/people/culture/Hof-stede.shtml?ysclid=lmnbrqndy0134062267 (Accessed: 06.09.2023).
7. Bezukladnikov K.E., Vahrusheva O.V. (2022) Elektronnoe obuchenie kak sposob optimi-zacii obrazovatel'nogo processa po inostrannomu yazyku v voennom vuze v kon-tekste cifrovoj transformacii obrazovaniya [E-learning as a way to optimize the educational process in a foreign language at a military university in the context of the digital transformation of education] // Yazyk i kul'tura. 58. pp. 128-149.
8. Prohorova A.A., Bezukladnikov K.E., Bezukladnikov V.K. (2023) Lingvocifrovaya kompe-tenciya kak klyuchevoj komponent funkcional'noj gramotnosti [Linguistic and digital competence as a key component of functional literacy] // Inostrannye yazyki v shkole. 1. pp. 1522.
9. Safonova V.V. (2012) Mezhkul'turnyj dialog; metodicheskij vyzov, problemy i perspektivy razvitiya v yazykovoj pedagogike [Intercultural dialogue; methodological challenge, problems and prospects for development in language pedagogy] // Yazyki v sovremennom mire: materi-aly X Mezhdunar. konf. M.: KDU. pp. 48-59.
10. Bezukladnikov K.E. (2022) XXXII ezhegodnaya mezhdunarodnaya konferenciya 'Yazyk i kul'tura' [The 32nd annual international conference Language and Culture] // Inostrannye yazyki v shkole. 8. pp. 93-96.
11. Tareva E.G. (2017) Sistema kul'turosoobraznyh podhodov k obucheniyu inostrannomu yazyku [System of culturally appropriate approaches to teaching a foreign language] // Yazyk i kul'tura. 40. pp. 302-320.
12. Powell W., Kusuma-Powell O. (2008) Making the difference: Differentiation in International Schools. Kuala Lumpur: EAF Press.
13. Toliboboeva S.J. (2020) Teaching intercultural communication in English // Science and Education. 1 (Special Issue 2). pp. 152-156.
14. Novoselov M.N. (2013) Formirovanie fonovyh znanij u studentov vuza v usloviyah urov-nevogo obrazovaniya pri obuchenii inostrannomu yazyku professional'nogo obshcheniya [Formation of background knowledge among university students in the conditions of level education when teaching a foreign language for professional communication] // Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya. 5. URL: http://www.science-education.ru/111-10121.
Информация об авторах:
Безукладников К. Э. - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Россия). E-mail: konstantin.bezukladnikov @gmail.com
Новоселов М.Н. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors:
Bezukladnikov K.E., D.Sc. (Education), Professor, Head of the Department for Foreign Language Education, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russia). E-mail: [email protected]
Novoselov M.N., Ph.D. (Education), Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russia). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию 27.12.2023; принята к публикации 28.02.2024 Received 27.12.2023; accepted for publication 28.02.2024