Научная статья на тему 'Типология интеллектуального поведения подростков, ориентированных на спортивные достижения в одиночных видах спорта'

Типология интеллектуального поведения подростков, ориентированных на спортивные достижения в одиночных видах спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / TYPOLOGY OF INTELLECTUAL BEHAVIOR / ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ / INTERNAL POSITION / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PERSONAL CHARACTERISTICS / РАЦИОНАЛЬНЫЕ / RATIONAL / РЕЦЕПТИВНЫЕ И РЕФЛЕКСИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / RECEPTIVE AND REFLECTIVE STRATEGIES OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьменко Галина

Рассматриваются особенности влияния социальных условий на внутреннюю позицию личности подростка-спортсмена, которая проявляется через индивидуальные стратегии поведения. Показано, что репертуар актуальных личностных качеств и способностей, обеспечивающих успешность в спортивной деятельности, обусловлен предпочтением рациональных, рецептивных и рефлексивных стратегий поведения. Развитие социально значимых личностных качеств требует инициативы самого подростка и психологопедагогического сопровождения развивающей деятельности со стороны значимого взрослого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьменко Галина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of social conditions influence on adolescentathletes internal position which manifests itself through individual behavioral strategy are considered in the article. The set of appropriate personal skills and capabilities ensuring success in sports activity is conditioned by preferences of rational, receptive and reflective strategies. The development of sociallyimportant personal qualities requires adolescents own initiative and psychological and pedagogical support for developmental activities by a significant adult as well.

Текст научной работы на тему «Типология интеллектуального поведения подростков, ориентированных на спортивные достижения в одиночных видах спорта»

Интеллектуальные

детерминанты

достижений

Галина Кузьменко

ТИПОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ОДИНОЧНЫХ ВИДАХ СПОРТА

Аннотация. Рассматриваются особенности влияния социальных условий на внутреннюю позицию личности подростка-спортсмена, которая проявляется через индивидуальные стратегии поведения. Показано, что репертуар актуальных личностных качеств и способностей, обеспечивающих успешность в спортивной деятельности, обусловлен предпочтением рациональных, рецептивных и рефлексивных стратегий поведения. Развитие социально значимых личностных качеств требует инициативы самого подростка и психолого-педагогического сопровождения развивающей деятельности со стороны значимого взрослого.

Ключевые слова: типология интеллектуального поведения; внутренняя позиция; личностные качества; рациональные, рецептивные и рефлексивные стратегии поведения.

Abstract. Peculiarities of social conditions' influence on adolescent-athlete's internal position which manifests itself through individual behavioral strategy are considered in the article. The set of appropriate personal skills and capabilities ensuring success in sports activity is conditioned by preferences of rational, receptive and reflective strategies. The development of socially-important personal qualities requires adolescent's own initiative and psychological and pedagogical support for developmental activities by a significant adult as well.

Keywords: typology of intellectual behavior; internal position; personal characteristics; rational, receptive and reflective strategies of behavior.

Феномен внутренней позиции личности

Стилевые предпочтения и стратегии организации деятельности

Поведение подростка-спортсмена предопределяется множеством факторов социального и личностного характера и отражает, с одной стороны, особенности социально-психологической адаптации к требованиям деятельности, с другой — внутреннюю позицию самого подростка.

Согласно Л.И. Божович, внутренняя позиция личности является интегрирующим образованием, которое отражает целостную систему отношений личности к действительности и к самому себе [1, с. 207]. В свою очередь, В. С. Мухина писала: «Развитие личности определяется не только врожденными особенностями... и не только социальными условиями, но и внутренней позицией, возникающей благодаря состоявшемуся определенному отношению к миру людей, к миру вещей и к самому себе» [2, с. 537].

Внутренняя позиция личности определяется В. С. Мухиной «телесными самоощущениями, переживанием соединенности тела, психики и духа, а также присущим человеку чувством личности. Самосознание человека и его чувство личности побуждают его к определению для себя принципиальных ориентиров и следованию этим ориентирам в самостоянии в обыденной повседневной жизни, в экстремальных ситуациях и в творчестве» [Там же, с. 739].

Мы полагаем, что внутренняя позиция характеризуется зрелостью аффективной, когнитивной и волевой сфер личности, в образе «Я» которой аффективный компонент отражен через самооценку, когнитивный — через «Я-концепцию», волевой — через реальное волевое поведение. «Движителем» развития внутренней позиции личности подростка выступает способность к рефлексивному анализу, структура которого опирается на процессуальные и результативные критерии качества деятельности во всей полноте ее временной перспективы оперативных и долгосрочных целей, а в категории настоящего представлена развернутая критериальная база оценки качества индивидуальной и коллективной деятельности.

Б.Н. Пьянов, А.В. Родионов и И.Ш. Тучашвили охарактеризовали стили организации деятельности в индивидуальных и командных видах спорта как способы, наиболее соответствующие индивидуальным особенностям спортсменов. По мнению авторов, приспособление к соревновательной деятельности осуществляется с привлечением рационального мышления, скорости восприятия и переработки информации, основанной на высоком уровне развития рецептивных способностей, и реф-

Проблема внутренне и внешне направляемого поведения

Высокая и низкая

мотивация

достижения

Характеристика сущности нашего исследования

лексивного анализа текущей информации — актуализируемой рефлексивной сферы [3, с. 19; 4, с. 57]. О.О. Полякова, в свою очередь подчеркивая значимость рациональной и рефлексивной составляющих поведения подростка, выделила эгоцентрическую, интеллектуальную и рефлексивную позиции, которые отражаются в содержании системы ценностей личности и ее структурной организации [5, с. 23].

Мы видим, что исследователи считают для себя значимым выявить типологию стилей организации и контроля значимой деятельности. В спорте эта проблема имеет принципиальное значение.

Здесь уместно обсуждать проблему внутренне и внешне направляемого поведения. Внутренний контроль поведения ориентирован на обстоятельства, при которых человек воспринимает собственное поведение как определяемое внешними условиями (внешними силами, стимулами) или им самим. Кроме того, эта проблема касается вероятности того, что даже находящиеся в одной и той же ситуации реально будут различаться по процессам, которые определяют их поведение.

Э. Вайнек описал особенности внутренней позиции людей с высокой и низкой мотивацией достижения. Он указал: «Люди с высокой мотивацией достижения значительно чаще относят свой успех на счет собственных способностей и усилий, что повышает ощущение достигнутого успеха. В случае неудачи они приписывают её недостатку приложения усилий, которые, будучи нестабильным условием, при необходимости можно увеличить» [6, с. 83].

В нашем исследовании внутренней позиции подростков-спортсменов мы обращались к изучению особенностей внутренней позиции и, в частности, к изучению типологии интеллектуального поведения.

Цель нашего исследования состоит в выявлении закономерностей актуализации подростком-спортсменом интеллектуальной, волевой, регулятивной и духовно-нравственной их природы, основанных на выборе рациональной, рецептивной или рефлексивной стратегии поведения.

Нами проводилось анкетирование и интервьюирование, отражающее индивидуальный предпочтительный выбор подростками-единоборцами 12—13 лет, обучающимися в Центре образования и спорта «Самбо-70» (п = 220), качеств и способностей, обеспечивающих эффективность деятельности, а также включенное наблюдение за их поведением и стилями адаптации к

Поведение подростка, ориентированного на спортивные достижения

Соотнесенность актуальных личностных качеств и личностных предпочтений с избираемыми стратегиями поведения и деятельности

Особенности

интеллектуального

поведения

подростков

с развитой

рациональной

сферой

спортивной деятельности. Статистическая взаимосвязь частотности выборов определялась с применением коэффициента корреляции Пирсона, критерия хи-квадрата для оценки однородности двух и более независимых выборок и проверки гипотезы об отсутствии различий между двумя и более эмпирическими распределениями. В ходе анализа данных методами сочинений, самоописаний, ранжирования, контент-анализа материала и последующей обработки данных мы получили ряд результатов.

Рассматривая особенности поведения и содержание самосознания младших подростков-спортсменов, интересно обратить внимание на структуру их «Я-концеп-ции», в портрете которой присутствуют качества интеллектуальной, волевой, регулятивной, психоэмоциональной, духовно-нравственной сферы, качества, отражающие специальные способности к соревновательной деятельности, непосредственную операционально-деятель-ностную готовность к ней, и иные, в том числе и препятствующие эффективной самореализации. Вместе с тем личностно-значимые качества, обеспечивающие адаптацию и отражающие готовность к спортивной деятельности, имеют различную степень выраженности во внутренней позиции личности и обусловлены в ряду факторов психологическими особенностями этого приспособления за счет более развитой интеллектуальной, рецептивной или рефлексивной сфер.

По нашему мнению, атрибуты соревновательного поведения и поведения в вариативных условиях спортивной деятельности в целом отражают спектр задействованных личностных качеств, опирающихся на предпочитаемые стратегии деятельности, и соответствуют при этом наиболее развитым сферам субъекта деятельности. Стратегия поведения представляет собой «устойчивый комплекс действий, предпочитаемый субъектом для решения различных задач его жизнедеятельности» [7, с. 47].

Исследование внутренней позиции личности подростков-спортсменов, проведенное на материале анкет открытого типа, позволяет констатировать факт, что юные спортсмены, успешное соревновательное поведение которых обеспечивается привлечением рациональных стратегий, в процессе самоописания значимых интеллектуальных качеств используют термины-категории: тактическое мышление, расчетливость, интеллект, знание, рациональность, опыт, четкость действий, рассудительность, хитрость, память, смекалка. Их пове-

дение (в ситуативных видах спорта) основано на применении атакующих стратегий, отличающихся наработанными тактическими схемами с применением арсенала автоматизированных двигательных навыков.

Поведение подростков, применяющих в условиях спортивной деятельности рецептивные стратегии, импульсивно, определяется контекстом полученной информации (визуальной, аудиальной, кинестетиче-рецептивной сферой ской) на фоне высокой скорости и точности ее переработки. Такие подростки применяют синтетический подход, отличаются целостностью восприятия ситуации, в большей мере демонстрируют поведение, основанное на оперативных решениях, отличаются высокой скоростью принятия решения, развитием координационных способностей, позволяющих своевременно перестраивать двигательные действия, создавать новые, эффективные способы решения актуальных проблем. У рецептивных юных спортсменов преимущественно задействованы волевые качества ситуационного характера, реализация во времени которых мгновенна или относительно коротка. Среди них смелость, воля к победе, которая в большей мере присутствует, проявляясь «здесь и сейчас», в отличие от силы воли, качества, избранного рефлексивными спортсменами, необходимого не в выборочных ситуациях, а всегда, и ориентированного на ход значимой деятельности.

В интеллектуальной сфере рецептивных подростков (в сравнении с рациональными) представлен диапазон личностных качеств и способностей, репертуар которых несущественно отличается от характерного для рациональных. Отличия состоят в процентном соотношении качеств, опирающихся на конвергентное и дивергентное мышление в пользу последнего, в творческом применении информации, интуитивно и импровизационно, тогда как у рефлексивных подростков данные качества даже не отражаются во внутренней позиции личности на понятийном уровне.

Особенности Рефлексивные юные спортсмены в группе интел-

интеллж-^льного лектуальных качеств в большей мере выделяют интеллект через способность к пониманию на основе рефлексивного анализа информации и фантазированию как достраиванию образа (двигательного) действия. В структуре приспособления к деятельности и выбора поведения у рефлексивных в большей мере проявляются волевые качества, временной контекст которых пролонгирован во времени: упорство, сила воли, трудолюбие. И если у ряда подростков трудолюбие не представлено как

Особенности интеллектуального поведения подростков с развитой

поведения подростков с развитой рефлексивной сферой

Содержание внутренних опор, определяющих избрание стратегий поведения

Интеллектуальные качества

Волевые качества

Регулятивные качества

Физические качества

Духовно-

нравственные

качества

адаптивное качество, то оно заявлено как запрос на коррекцию и развитие и обозначено категорией «лень» (тогда как ни рациональные, ни рецептивные подростки не переживают эту нужду).

Сравнительный анализ актуальных для подростков-единоборцев личностных качеств позволяет выявить содержание внутренних опор, определяющих избрание стратегий поведения. Так, репертуар личностных качеств подростков, демонстрирующих в поведении рациональные (40% от общей выборки), рецептивные (22,7%) и рефлексивные (37,3%) стратегии поведения, характеризуется осознаваемым вовлечением в структуру поведения и деятельности (% выборов):

• интеллектуальные качества (при рациональной стратегии: расчетливость — 52,2; ум — 38,6; знание — 13,6; рациональность — 13,6; опыт — 9; при рецептивной: интуиция — 32; находчивость — 32; смекалка — 32; вариативность, нестандартность — 28; внимательность — 24; расчет — 20; хитрость — 20; импровизация — 16; тактика — 12; при рефлексивной: расчет - 26,8; тактика - 19,2; понимание — 18,3; ум — 12,2; фантазирование — 8,5);

• волевые качества (при рациональной стратегии: сила воли — 27,3; воля к победе — 47,5; целеустремленность — 11,3; смелость — 27,3; при рецептивной: воля к победе — 32; смелость — 32; сила воли — 20; целеустремленность — 20; при рефлексивной: сила воли — 43,9; упорство — 43,9; воля к победе — 34,1; настойчивость — 14,4; трудолюбие — 14,4);

• регулятивные качества (прирациональной стратегии: исполнительская структура техники — 38,6; психоэмоциональная устойчивость — 9; при рецептивной: концентрация — 32; исполнительская структура техники — 24; мотивация — 12; желание — 12; психоэмоциональная устойчивость — 8; характер — 8; при рефлексивной: исполнительская структура техники — 29,3; характер — 21,9);

• физические качества (при рациональной стратегии: сила — 65,9; выносливость — 31,8; ловкость — 29,5; быстрота — 25; при рецептивной: ловкость — 56; быстрота — 40; сила — 28; выносливость — 28; при рефлексивной: сила — 56; выносливость — 21,9; быстрота — 17,1; скоростная выносливость — 17,1);

• духовно-нравственные качества (при рациональной стратегии: долг — 2,3; тактичность — 2,3; рационализация процесса и результатов спортивной деятельности либо не актуализирует качества духовно-нравственной природы среди переживаемых по сути своей, либо

Психоэмоциональные состояния

Качества, препятствующие успешной деятельности

Психофизиологические предпосылки к проявлению личностных качеств

Социальный запрос к атрибутам деятельности

Идеальное и реальное во внутренней позиции личности, отражающей структуру

актуальных качеств

обеспечивает восприятие их как очевидной модели поведения, не требующей позиционирования их в системе значимых; при рецептивной: уважение — 8; доброта — 4; при рефлексивной: честность — 12,2; жизнерадостность -9,8; уважение традиций школы — 9,8, уважение тренера - 9,8; доброта — 7,3; уважение соперника — 4,8; выбор правильного поступка, совесть, вежливость, мудрость, гордость, скромность — по 2,4);

• психоэмоциональные состояния (при рациональной стратегии: настроенность — 9; уравновешенность — 9; устойчивость — 6,8; при рецептивной: превосходство — 32; нервность, агрессия — 24; психоэмоциональная устойчивость — 12; при рефлексивной: эмоциональность — 12,2; переживание — 7,3; радость — 7,3; энергия — 7,3; волнение — 7,3; агрессия — 4,8);

• иные качества (при рациональной стратегии: энергия — 4,5; удача, активность, спортивная наглость — по 2,3; при рецептивной: спортивная наглость — 12; активность — 4; при рефлексивной: везение, энергия — по 4,8);

• личностные качества и способности, препятствующие успешной деятельности (прирациональной стратегии: страх — 45,5; ненависть — 2,3; при рецептивной: страх — 28; при рефлексивной: страх — 46,3; лень — 17,1).

Психофизиологические особенности, лежащие в основе скорости обработки информации рациональных в сравнении с рецептивными, не поддаются существенной перестройке, позволяющей вмиг «перекроить» и расширить природно-предопределенный спектр качеств и способностей личности.

Вместе с тем социальная ситуация развития предъявляет группы требований к деятельности и поведению подростка-спортсмена на овладение вариативными стратегиями ведения спортивной борьбы с привлечением ранее не отработанных в поведенческом репертуаре социально значимых личностных качеств [8, с. 356].

В идеальных условиях чем органичнее слияние групп качеств, присущих подросткам, применяющим рациональные, рецептивные и рефлексивные качества и стратегии, тем личность более интегрирована и более адаптирована к вариативным условиям спортивной деятельности. В реальной же ситуации наблюдается проявление рационального типа поведения, рационального с рефлексивными качествами, рецептивного и рефлексивного. Вероятно, рефлексия на себя, на другого и на деятельность развивается у рациональных и

Особенности индивидуального выбора у подростков, применяющих разные стратегии деятельности

Волевые качества

Регулятивные качества

рецептивных подростков в связи с представленностью в структуре спортивной деятельности ее видов — рефлексивной и контролирующе-оценочной. Соответствующая активность подростка инициирована необходимостью совершенствования качества спортивной деятельности в условиях реализации функций самоконтроля и самооценки [9, с. 21—22]. В ряде случаев наблюдается дополнение рациональной и рецептивной стратегий поведения выборочными качествами рефлексивной природы.

В ходе исследования выявлена тенденция к слабой взаимосвязи между группой интеллектуальных качеств, значимых для рациональных и рефлексивных подростков (г = 0,47), тогда как взаимосвязь данных качеств у рецептивных и рефлексивных фактически отсутствует (0,3), а у рациональных и рецептивных коэффициент корреляции составляет 0,01. Вместе с тем, оценивая частотность выборов в качестве «расчет, расчетливость», различия между группами достоверны для Р < 0,01 между рациональными и рецептивными (Х2эмп = 13,72) и между рациональными и рефлексивными (х2 = 14,61); между рецептивными и рефлексивными подростками различия недостоверны (х2эмп = = 0,87). При у2 менее 3,841 личностные качества

' ' 1 Л, эмп '

целесообразно развивать в условиях совместной деятельности при больших показателях данного критерия в самостоятельной подгруппе.

Волевые качества: у рациональных и рефлексивных выявлена тенденция к низкой взаимосвязи (0,49), между рецептивными и рефлексивными она отсутствует (0,24), тогда как у рациональных и рецептивных подростков в группе актуальных волевых качеств выявлена сильная статистическая взаимосвязь (0,86).

Регулятивные качества: между рациональными и рефлексивными отмечена высокая взаимосвязь (0,85), тогда как между рецептивными и рефлексивными, а также между рациональными и рецептивными — низкая (0,1 и 0,2 соответственно).

Характер взаимосвязи в группе физических качеств, избранных рациональными и рецептивными, составляет г = 0,53, избранных рецептивными и рефлексивными — г = 0,63, рациональными и рефлексивными — г = 0,98 (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ однородности выборок среди подростков, применяющих рациональные, рецептивные и рефлексивные стратегии поведения с использованием критерия Х2эмп (хи-квадрат)

Личностные качества Рациональные — рецептивные Рецептивные — рефлексивные Рациональные — рефлексивные

Расчет, расчетливость (способность рационально планировать деятельность, предвосхищая ее особенности) 13,72** 0,87 14,61**

Знание(информационная компетентность) 20,97** 0,63 3,87*

Сила воли 0,86 7,72** 8,08**

Смелость 0,29 4,05* 2,55

Упорство 3,67 23,5** 19,28**

Концентрация (сосредоточенность на деятельности) 22,44** 58,04** 0,09

* — группы неоднородны с коэффициентом достоверности Р < 0,05. ** — группы неоднородны с коэффициентом достоверности Р < 0,01.

Положительная взаимосвязь между группами спортсменов, избравших значимыми определенные личностные качества, позволяет организовывать совместную развивающую деятельность:

• при развитии интеллектуальных качеств — у рациональных и рефлексивных с предварительной подготовкой, обеспечивающей понимание смысла и представленности данного качества в структуре спортивной деятельности;

• при развитии волевых качеств — у рациональных с рецептивными, поскольку у них единое восприятие сферы значимых волевых качеств; у рациональных с рефлексивными при условии достройки личностных смыслов, позволяющих понять необходимость расширения спектра личностных качеств; у рецептивных и рефлексивных — только в условиях продуманной предварительной подготовки, поскольку в основу своей деятельности данные группы подростков закладывают различные волевые качества, а их взаимодополнение требует не только времени, но и деятельной отработки поведенческого репертуара, призванного органично вписаться в индивидуально-оптимальные стратегии поведения в условиях самопринятия и позитивной самооценки качественных преобразований в деятельности;

• при развитии качеств регулятивного плана — у рациональных и рефлексивных, регуляция деятельности рецептивных совершенно иная;

Психологические особенности организации совместной развивающей деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие

интеллектуальных

Развитие волевых качеств

Развитие регулятивных и физических качеств

Духовно-нравственные качества в структуре внутренней позиции личности подростка-спортсмена

Рефлексия на другого и мотивация достижения

Страх как фактор движения и стагнации в развитии личностных качеств подростка-спортсмена: внешние и внутренние доминанты

• при развитии физических качеств — у рациональных и рефлексивных, поскольку рецептивные подростки избирают совершенно иные физические качества.

В процессе развития внутренней позиции личности, ориентированной на спортивное совершенствование, у рациональных и рецептивных подростков-спортсменов целесообразно обратить внимание на отсутствие значимых личностных образований, отражающих духовно-нравственный контекст поведения. Среди множества предположений существует два вероятных варианта объяснения данной ситуации, когда личностные качества духовно-нравственной природы данными подростками не определены в связи с тем, что: 1) они являются мировоззренческой основой деятельности, рассматриваются как очевидные, отражают естественное поведение и априори закладываются в его основу «только так, а не иначе»; 2) они не имеют существенного значения для успешности личности и выступают качествами второго порядка, когда эгоцентрическая направленность подавляет проявление социальной рефлексии.

Важно обратить внимание на иные условия, при учете которых мы наблюдаем рефлексию на себя через переживание энергии и рефлексию на внешние условия — на другого, на деятельность через удачу, везение. В последнем случае важна коррекция содержания рефлексии, поскольку в ее контексте доминирует тенденция принятия и непротивления ситуации: не «всё зависит от меня», а «как повезет». В данном случае «социальная ситуация управляет мной», отражаясь во внешнем локусе контроля и усугубляясь низким уровнем актуализации значимых качеств «целеустремленность» и «смелость».

В группе качеств, препятствующих эффективности деятельности, важен анализ причин переживания страха, который в количестве выборов рациональных занимает 4-ю позицию, у рецептивных — 10-ю, у рефлексивных — 2-ю (вслед за адаптивным качеством «сила»).

Причины проявления страха различны и характеризуются «внешней» и «внутренней» природой. К внешним основаниям страха мы относим: социальное давление (тренерско-преподавательского коллектива) на атрибуты качества деятельности и соревновательного рейтинга юного спортсмена, ожидания значимых людей, осознаваемые преимущества соперника и др. Вербализация внутренних причин страха, переживаемого рефлексивными юными спортсменами, осуществляется в контексте «боюсь не выполнить...», «не попасть...», «про-

Внутренняя позиция личности подростка

Психологические

особенности

развития

личностных качеств, не представленных во внутренней картине мира подростка

Поведение коррелирует с внешней или внутренней позицией

играть...». У данных подростков в большей мере доминирует мотивация избегания над мотивацией достижения, в аффективной сфере переживаний наблюдается фиксация образа отрицательного результата в ретроспективе деятельности на фоне отсутствия программы коррекции ситуации. У рецептивного же подростка наблюдается следующая логическая цепочка: «ситуация — нестандартная стратегия преодоления — конструктивный (достраиваемый) образ», если же что-то не получилось — защитная стратегия замещения «на "нет" и суда нет». Рациональные подростки стремятся справиться со страхом, также замещая его: «если не., то.». Во всех случаях важным аспектом коррекции страха выступает деятельная обращенность в будущее и опыт, основанный на преимуществе преодоленных личностных трудностей над непреодоленными.

Проведенное исследование показывает, что сложившаяся внутренняя позиция личности подростка, в которой деятельностно значимым выступает избранный спектр качеств, предопределяет поведение личности, отражающееся в отношениях к характеру деятельности и взаимодействий.

Развитие личностных качеств, не представленных во внутренней картине мира подростка и не отраженных во внутренней позиции, требует внешней инициативы со стороны учителя, тренера-преподавателя, значимого другого, позволяющих принять данные личностные образования как значимые на информационном, мотивационном, когнитивном, операционально- деятельностном, эмоционально-волевом, регулятивном и смысловом уровнях. Совместная деятельность по развитию определенного личностного качества в группах рациональных, рецептивных и рефлексивных подростков при высокой степени взаимосвязи личностных выборов характеризуется органичностью, а при низкой взаимосвязи личностных выборов требует развития смысловой, когнитивной, операционально-деятельностной, эмоционально-волевой и других сфер деятельности.

Поведение подростка-спортсмена инициируется доминированием внешней (социальной) или внутренней (личностной) позиции. При этом внешняя социальная позиция может быть представлена субъектом извне, а может пройти стадию интериоризации и сформироваться в сознании подростка как идеальный образ поведения и деятельности, когда происходит запрос на следующие позиции:

Внутренняя позиция подростка-спортсмена зависит от позиции тренера

Внутренняя позиция

личности подростка-

спортсмена

выстраивается на

преодоление

проблемной

ситуации

1 — демонстрацию идеальной модели поведения через определенные критерии — к структуре внутренней позиции личности, к структуре ожидаемых личностных качеств, отраженных в поведенческом репертуаре подростка; при этом значимый субъект деятельности, например тренер (или сам спортсмен) задает условия: «.мне нужна (от вас) мысль на поле, смелость.» — сам подросток или значимый другой инициирует вынужденное, предопределенное поведение;

2 — поведение, ориентированное исключительно на достижение результата, заданного значимым взрослым; подросток работает с ситуацией, при этом актуализируется та группа личностных качеств, которая способствует более экономичному решению проблемы, рамки поведения содержательно предопределяются лишь ожидаемым результатом «мне от вас нужна победа, и неважно каким способом и какой ценой она будет достигнута; то, что не запрещено, — всё разрешено»;

3 — движение от внутренней позиции личности (в том числе через нравственную, мировоззренческую позицию) к возможному поведению на фоне сознательного деятельного выбора стратегий достижения результата на основе развития мотивации достижения, обучения целеполаганию, формирования способности к достраиванию структурно-смыслового поля деятельности, определения способов преодоления субъективных трудностей, выстраивания хронологии спортивных достижений и др.

Преобразование внутренней позиции личности юного спортсмена происходит на фоне дополнения и совершенствования внутренней (профессиональной) позиции педагога и тренера, которые готовы изменить ход событий, акцентировать внимание на аспекте реализации «здесь и сейчас», предвосхищая и оказывая адекватную психологическую поддержку в ситуациях переживания текущей неуспешности деятельности и стагнации ролевого поведения подростка.

Гармоничное развитие личности подростка, ориентированного на спортивные достижения, предполагает применение перечисленных выше вариативных стратегий поведения, когда подросток стремится осознать интеллектуальные задачи, способствующие решению обозначенных проблем. При этом внутренняя позиция личности подростка-спортсмена не просто формируется, она отрабатывается на разрешение определенной ситуации. В ходе осуществления выбора и формирования адекватной позиции личность преодолевает субъектив-

ные и объективные трудности, и чем больше разноплановых ситуаций пережито и проработано, тем более богат и социально адекватен поведенческий репертуар, тем существеннее выкристаллизовываются значимые, системообразующие качества, определяющие стержень личности и отражающие ее мировоззренческую предопределенность.

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды (Проблемы формирования личности). — М., 1995.

2. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность. (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2013.

3. Пьянов Б.Н. Индивидуализация тактической подготовки теннисистов 13—16 лет в зависимости от интеллектуальной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1995. - 25 с.

4. Пьянов Б.Н., Родионов A.B., Тучашвили И.Ш. Индивидуальный стиль деятельности в теннисе // Теория и практика физической культуры и спорта. — 1998. — № 6. — С. 54—58.

5. Полякова О.О. Особенности смыслового понимания у лиц с различными типами ценностно-смысловой позиции: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Казань, 2005. — 25 с.

6. Вайнек Э. Внутренне- и внешненаправляемое поведение // Психологическая энциклопедия. — 2-е изд. / под. ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб., 2003. — С. 82—84.

7. Трофимова И.Н., Буданов В.Г. Синергетика и психология / Методологические вопросы. — Вып. 1. — 1997.

8. Кузьменко Г.А. Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки. — М., 2013.

9. Бортникова Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника: младший школьный и подростковый возраст: автореф. дис. . канд. психол. наук. — Сургут, 2000. — 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.